Научная статья на тему 'Механизмы социальной адаптации студентов учебных мигрантов, обучающихся по программам академической мобильности'

Механизмы социальной адаптации студентов учебных мигрантов, обучающихся по программам академической мобильности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
510
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНАЯ МИГРАЦИЯ / ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО / СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / STUDY MIGRATION / POSTINDUSTRIAL SOCIETY / SOCIAL ADAPTATION / EDUCATIONAL PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шпет Екатерина Николаевна

Учебная миграция приобретает особую актуальность в связи с развитием международных связей в области образования. В статье рассматривается актуальность социальной адаптации студентов учебных мигрантов современных вузов. Приводятся примеры механизмов адаптации студентов в университетах Томска и Семипалатинска. Исследуются механизмы социальной адаптации студентов к иной образовательной среде. Составлена таблица, показывающая преимущества участия как иностранных студентов, так и местных в проекте BBC (Buddy Building Club) по помощи в адаптации студентов, прибывших на обучение в НИ ТПУ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шпет Екатерина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MECHANISMS OF SOCIAL ADAPTATION OF EDUCATIONAL MIGRANTS PARTICIPATING IN THE CADEMIC MOBILITY PROGRAMS

The article discusses study migration as well as the topicality of the social adaptation of the students of the institutions of higher education as part of the transition of society to the post-industrial type of its socio-economical development. Special importance is now acquired by knowledge, information, scientific developments and trainings of world-class specialists. It provides the examples of adaptation mechanisms used by students of the institutions of higher education in Tomsk and Semipalatinsk and presents the investigation of the mechanisms used by the students for their adaptation to a different educational environment, in particular the creation of students’ organizations on a voluntary basis and other mechanisms, which create favorable psycho-emotional environment during the educational process.

Текст научной работы на тему «Механизмы социальной адаптации студентов учебных мигрантов, обучающихся по программам академической мобильности»

УДК 37 (100)

Е. Н. Шпет

МЕХАНИЗМЫ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ - УЧЕБНЫХ МИГРАНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ПРОГРАММАМ АКАДЕМИЧЕСКОЙ МОБИЛЬНОСТИ

Учебная миграция приобретает особую актуальность в связи с развитием международных связей в области образования. В статье рассматривается актуальность социальной адаптации студентов - учебных мигрантов современных вузов. Приводятся примеры механизмов адаптации студентов в университетах Томска и Семипалатинска. Исследуются механизмы социальной адаптации студентов к иной образовательной среде. Составлена таблица, показывающая преимущества участия как иностранных студентов, так и местных в проекте BBC (Buddy Building Club) по помощи в адаптации студентов, прибывших на обучение в НИ ТПУ.

Ключевые слова: учебная миграция, постиндустриальное общество, социальная адаптация, образовательный процесс.

Учебная миграция - явление достаточно новое, появление которого в большей степени связано с открытием государственных границ и далее интеграцией мирового сообщества. Нельзя не отметить то, что в процессе развития современного общества интенсифицировались и еще более углубились межгосударственные контакты, в том числе и в образовательной сфере. Также в рамках упомянутой мировой интеграции отметим, что существенная роль в этом процессе принадлежит сотрудничеству в сфере образования.

Постиндустриальный тип социально-экономического развития, к которому общество перешло в результате промышленной революции, установил новые основы этого общества. Многим большую роль стали играть знания, интеллект, информация. Соответственно, приоритетным направлением работы вузов в рамках данного преобразования становится подготовка высокообразованных, социально адаптированных кадров, специалистов мирового уровня, способных на реализацию научных разработок, которые представляют собой главную движущую силу экономики нового типа общества. Академические обмены, летние школы, семинары, стажировки, языковые курсы - все это многообразие форм учебной миграции, интерес к которым нарастает с каждым годом [1]. В этой связи возрастает роль социальной адаптации студентов в стране пребывания. Адаптация в узком смысле означает процесс приспособления индивида к внешним жестко заданным условиям [2]. Речь идет о социальной адаптации, потому что она играет значительную роль в образовательном процессе. Если индивид тратит всю свою энергию на борьбу с психологическими трудностями, возникающими в процессе социализации, то учебный материал будет плохо усвоен. Поэтому речь идет не только о психоэмоциональном состоянии и соответствующем дискомфорте, но и о потере возможности полноценно осваивать образовательную программу.

Для успешной адаптации студентов в зарубежных вузах существуют различные механизмы социализации. Как правило, этим занимаются студенты местных вузов, организуя так называемые клубы. Если брать европейский опыт, то нельзя не упомянуть о Buddy Building Club (ВВС) - это международный волонтерский клуб, который занимается адаптацией иностранных студентов на общественных началах. Такой же проект существует и в Томске в Национальном исследовательском Томском политехническом университете (НИ ТПУ).

Основателями этого клуба стала группа студентов, обучавшихся по программам академической мобильности в г. Праге (Чехия). После поездки и возникла идея создания подобной системы при центре международных образовательных программ НИ ТПУ (ЦМОП). Проект был организован в 2009 г. по примеру европейской системы «Buddy» (в переводе с английского - приятель, друг). Данный клуб стал востребованной организацией не только среди иностранных студентов, но и среди русских. Важно отметить тот факт, что в нем существует четкая организация и работа ведется по нескольким направлениям. Каждый семестр по каждому из направлений ведется работа в зависимости от числа и профиля приезжающих студентов. Работа клуба стартует еще до прибытия студентов в Томск и продолжается в течение всего семестра или всего времени пребывания иностранных студентов в городе, университете.

Задачи центра [3]:

- активная помощь в адаптации студентов из стран Европы и Азии (содействие в преодолении языкового барьера, психологическая и иная поддержка);

- организация досуга студентов-участников академических обменов;

- привлечение русскоговорящих студентов для взаимовыгодного сотрудничества в изучении иностранных языков, культуры, традиций стран;

Е. Н. Шпет. Механизмы социальной адаптации студентов - учебных мигрантов.

- организация комфортного проживания иностранных студентов.

От деятельности данного клуба пользу получают не только студенты-иностранцы. Работа клуба заключается в обучении в неформальной обстановке местному языку, обычаям, традициям, культуре. Например, в конце марта 2014 г. в Международном культурном центре НИ ТПУ прошла неделя "BBC Intro-Week" и презентация Buddy Building Club. В программе было запланировано проведение различных мероприятий по каждому из направлений работы клуба в течение недели. Среди них - презентационный проект под названием "Global Village", где была создана полноценная языковая среда (обсуждение велось только на английском языке). В течение всего мероприятия участникам пришлось мобилизовать все свои знания для того, чтобы объясниться с другими участниками "Global Village". Были проведены игры, участники которых выполняли групповые задания (причем группы формировались случайным образом). Каждый из участников высказывался, отстаивал свою точку зрения. Формат, в котором проводилась данная встреча, понравился всем участникам.

Говоря о работе Buddy Building Club в общем, отметим, что студенты, которые не могут найти возможности отправиться в образовательную поездку, но имеют желание узнать о той же культуре, могут выучить иностранный язык с носителями языка. Поэтому рассмотрим таблицу, наглядно показывающую преимущества участия в клубе местных студентов и иностранных.

Преимущества участия в проекте Buddy Building Club (НИ ТПУ)

Иностранные студенты Местные студенты

1. Помощь в социальной адаптации посредством проведения мероприятий в неформальной обстановке 1. Расширение языковой компетенции, углубление знаний в области иностранных языков (возможность изучения иностранного языка с носителями языка (тонкости, устойчивые выражения, термины с двойным смыслом)

2. Возможность общения на родном языке (в клубе можно найти студентов, говорящих на родном языке) 2. Возможность узнать о культуре и традициях других стран из первых рук

3. Возможность общения на русском языке (все местные участники клуба ВВС владеют иностранными языками, имея возможность объяснить исконное значение русских слов, профессиональных терминов) 3. Установление контактов со студентами других стран, которые в случае поездки окажут посильную помощь в той же адаптации в стране пребывания

4. Возможность изучить местную культуру, традиции (местные участники ВВС устраивают национальные вечеринки, презентации, организуют походы и культурные программы, посвященные культуре)

4. Получение опыта общения с иностранцами, оттачивание коммуникативных навыков, занятие общественно полезной деятельностью в сфере социальной адаптации

Составленная таблица говорит о том, что каждая сторона - участник клуба получает свои преимущества, реализует свою заинтересованность. ВВС открыт для сотрудничества, любой студент вуза, иностранный или местный, может стать его участником.

Зная о существовании проекта Buddy Building Club, иностранные студенты останавливают свой выбор на НИ ТПУ, осознавая уверенность и надежность еще до планирования поездки. Подчеркнем, что в Европе подобные клубы существуют достаточно давно и зарекомендовали себя надежными помощниками в поездке с целью получения образования.

Не во всех странах, однако, существуют подобные проекты, поэтому эту роль берут на себя преподаватели и психологи. Например, согласно данным интервью со студентами третьего курса педагогического факультета Томского государственного педагогического университета (Направление «Педагогика», профиль «Начальное образование и дополнительное образование»), их социальная адаптация в г. Семипалатинске проходила в неформальной обстановке в рамках кружка философии. В его рамках преподаватели предложили в первую очередь обсудить межнациональные отношения. На протяжении всего обучения в университете им. Шакарима в г. Семипалатинске занятия проводились регулярно. Студенты могли обратиться по любым вопросам в деканат и к своему куратору, который отвечал за учебную часть поездки.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что процесс адаптации студентов заботит многие вузы. Кто-то уже организовал волонтерские клубы для осуществления деятельности по этому направлению, а кто-то старается делать это «своими силами». Все это говорит о том, что социальная адаптация играет значительную роль. Студентам, обучающимся в другой стране, необходима помощь в осуществлении коммуникации (особенно в тех случаях, если студент попадает в другую лингвистическую среду), в осмыслении культуры, традиций, понимании социокультурной среды.

Таким образом, формируя выводы, необходимо отметить следующее. Во-первых, современное общество подразумевает подготовку специалистов (магистров и бакалавров) мирового уровня.

Во-вторых, степень погружения в образовательный процесс зависит от степени успешности социальной адаптации. В-третьих, вузы осознают

1.

Шпет Е. Н., аспирант.

Томский государственный педагогический университет.

Ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061. E-mail: katja-shpet@mail.ru

ответственность за обучение иностранных студентов, стараясь обеспечить им успешную адаптацию.

Список литературы

Шпет Е. Н. Учебная миграция студентов вузов и подходы к ее организации // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2014. Вып. 1. С. 94-99.

Мороденко Е. В. Социально-психологическая адаптация и дезадаптация в процессе социализации личности // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2009. Вып. 9. C. 108-111.

Buddy Building Club URL: http://vk.com/buddy.building.club (дата обращения: 15.03.2014).

Материал поступил в редакцию 21.04.2014.

E. N. Shpet

MECHANISMS OF SOCIAL ADAPTATION OF EDUCATIONAL MIGRANTS PARTICIPATING IN THE CADEMIC MOBILITY

PROGRAMS

The article discusses study migration as well as the topicality of the social adaptation of the students of the institutions of higher education as part of the transition of society to the post-industrial type of its socio-economical development. Special importance is now acquired by knowledge, information, scientific developments and trainings of world-class specialists.

It provides the examples of adaptation mechanisms used by students of the institutions of higher education in Tomsk and Semipalatinsk and presents the investigation of the mechanisms used by the students for their adaptation to a different educational environment, in particular the creation of students' organizations on a voluntary basis and other mechanisms, which create favorable psycho-emotional environment during the educational process.

Key words: study migration, postindustrial society, social adaptation, educational process.

References

1. Shpet E. N. Study migration of the students of the institutions of higher education and approaches to its organization. TSPU Bulletin, 2014, no. 1, pp. 94-99 (in Russian).

2. Morodenko E. V. Social-psychology adaptation and desadaptation in the process of personality socialization. TSPU Bulletin, 2009, no. 9, pp. 108-111 (in Russian).

3. Buddy Building Club [Official webpage on the social network http://vk.com]. URL: http://vk.com/buddy.building.club (Accessed: 10 April 2014) (in Russian).

Tomsk State Pedagogical University.

Ul. Kievskaya 60, Tomsk, Russia, 634061. E-mail: katja-shpet@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.