9. Технології виховної діяльності кураторів 9-11 класів. - Рівне: Ін-т післядиплом пед. освіти, 2000. - 80 с.
10. Фокин Ю.Г. Преподавание и воспитание в высшей школе: методология, цели и содержание, творчество: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ю.Г Фокин. - М.: Академия, 2002. - 224 с.
11. Шевнюк О.Л. Культурологічна освіта майбутнього вчителя: теорія і практика: моногр. / О.Л. Шевнюк. - К.: НПУ ім. М.П. Драгоманова, 2003. -232 с.
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
© Диденко Л.А.*
Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева, г. Красноярск
В статье рассматриваются проблемы и особенности организации образовательного процесса в системе непрерывного дополнительного образования.
Проблематика статьи обусловлена новыми требованиями, которые определены в федеральном законе «О дополнительном образовании» - «удовлетворение интеллектуальных и других потребностей личности», «обеспечение адаптации к изменившимся производственным или социокультурным условиям» [3]. В соответствии с вышеуказанными требованиями, возрастает интерес к проблемам и специфике организации образовательного процесса взрослых, определению его особенностей. В научных публикациях, характеризующих специфику образовательного процесса в дополнительном образовании взрослых, указывается, что в настоящее время образование приобретает персонифицированный, личностно ориентированный характер, определяется потребностями самого обучающегося, а не заранее заданными целями и задачами учебного процесса. Обучающийся становится основным или даже единственным субъектом процесса образования - он сам отбирает нужную ему информацию, сам определяет, какая информация ему необходима для решения его жизненных задач и жизненных проектов, сам выявляет способ и место ее получения. Анализ публикаций по данной проблематике позволяет сделать вывод: особенностью образовательного процесса взрослых является:
- образование взрослых осуществляется на добровольной основе, за исключением случаев, если профессиональное дополнительное образование взрослых является их трудовой обязанностью;
* Доцент кафедры Педагогики и управления образованием, кандидат педагогических наук.
- основным элементом учебного процесса является не только знание, но и информация, т.к. обучающийся не усваивает готовые представления и понятия, он сам из множества впечатлений, мнений, знаний и понятий строит свое представление о мире;
- основным субъектом образовательного процесса и основным потребителем знаний становится обучающийся, который сам оценивает важность и необходимость приобретаемых или желательных знаний и информации, а, следовательно, и качество образования;
- качество образования определяется успешностью использования приобретенных знаний, их соответствием образовательным потребностям обучающегося;
- категория самих обучающихся, которые все чаще относятся к передаваемым знаниям как к информации, сомневаясь в их достоверности и необходимости;
- образование предполагает изменение роли преподавателя;
- обучение поддерживается главным образом личной мотивацией обучающегося.
Для нас представляют интерес исследования С.Г. Вершловского, Т.М. Громовой, в которых авторы в качестве проблем образования взрослых указывают «не разработанность образовательных технологий» [1], «непринятием самого процесса образования в том его виде, каким оно является в конкретных учебных процессах, в его методиках, технологиях, результатах» [2]. Мы согласны с авторами исследования, что организация образовательного процесса в дополнительном профессиональном и послевузовском образовании во многом остается и даже продолжает строиться по образу и подобию традиционного, школьного образовательного процесса. Следовательно, существует противоречие между назревшей необходимостью перестройки образовательного процесса взрослых, обусловленного особенностью образования взрослых, и существующей образовательной практикой в системе непрерывного образования. Анализ вышесказанного позволяет определить проблему нашего исследования: организация образовательного процесса в непрерывном образовании взрослых. Мы предполагаем, что использование активных методов обучения в организации образовательного процесса будет способствовать повышению качества образования и удовлетворенности образовательным потребностям обучающихся. Многие практики и теоретики используют цикл Колба в качестве основы при разработке моделей обучения. Заложенные в модели обучения Д. Колба идеи о связи осмысления опыта, анализа насущных проблем, усвоения теории и проверки практикой, получили широкое практическое применение. Исходя из собственного опыта проведения занятий, мы предлагаем использовать для организации процесса обучения взрослых следующую схему занятий: личный опыт - осмысление опыта - теоретические концепции - применение на практике - рефлексивный анализ.
В качестве примера можно привести организацию образовательного процесса слушателей дополнительной образовательной программы «Педагогика и психология» по теме «Модернизация образования: проблемы и перспективы».
На первом этапе занятия была организована дискуссия, с опорой на личный опыт слушателей, уточнялось понимание ими процессов модернизации, происходящих в школе. В результате данного этапа занятия была создана благоприятная атмосфера для общения, происходила генерация идей, в аудитории выделилась группа преподавателей, отличающихся лидерскими качествами. Роль преподавателя заключалась в организации и руководстве деятельности слушателей. Результатов дискуссии является включение всех слушателей в процесс общения, позитивное взаимодействие в профессиональной среде, обмен имеющимся опытом.
На втором этапе занятия были предложены документы, регламентирующие процессы модернизации системы образования (требования ФГОС, «Наша новая школа», «Концепция духовно-нравственного развития российских школьников» и др.). Изучению и осмыслению документов, обсуждению их в группах слушателей было отведено достаточно большое количество времени; данный этап занятия позволял работать слушателям в собственном темпе, без жестких сроков анализировать информацию и др. Роль преподавателя при проведении такой формы работы ограничивалась индивидуальным консультированием по просьбе слушателей или группы. Главным условием организации такой формы занятия мы считаем отсутствие давления и спешки, обеспечение автономии, толерантность к различным мнениям и взглядам, признание «экспертной» позиции и др.
На третьем этапе занятия происходило структурирование изученного материала. Слушатели работали с предложенным вопросником, стараясь совместить новые теории с тем, что им уже известно; объединяли разрозненные факты в стройную теорию. Данный вид деятельности способствовал выстраиванию логичности и последовательности, структурированию полученной информации Работа групп отличалась интеллектуальным напряжением, у слушателей проявлялись такие качества как: склонность к системному мышлению, анализу и логике.
На четвертом этапе занятия слушателям было предложено практически разработать проект программы (шаги по реализации) модернизации образования в конкретном образовательном учреждении, опираясь на теоретические материалы и результаты дискуссии. Такая форма работы позволила найти возможность практического применения изученного материала, получить практическую пользу от информации. Проекты, разработанные слушателями, явились результатом и очевидным эффектом от обучения.
На пятом этапе занятия проходила презентация разработанных слушателями проектов программ модернизации образования в рамках образова-
тельного учреждения. Слушатели проявили высокую заинтересованность и включенность в процесс обсуждения.
На шестом этапе занятия была проведена рефлексия. Общение со слушателями позволяет заявить:
- образовательный процесс создавал условия для профессионального общения;
- предоставлена возможность познакомиться с различными мнениями и взглядами на проблемы;
- предоставлена возможность задавать вопросы;
- предоставлена возможность использовать предложенный план для решения профессиональных проблем и др.
Мы апробировали на практике организацию процесса обучения с использованием модели обучения Д. Колба и сделали следующий вывод:
- модель обучения Д. Колба позволяет развивать у слушателей: стремление к самостоятельности и самореализации; слушателям предоставляется возможность проявлять инициативу;
- создаются возможности для личностного включения в обучение; происходит концентрация на профессиональных целях, проблемах и задачах; обучение идет от профессиональных проблем и опыта студента;
- результаты деятельности связываются с профессиональной деятельностью, приобретённые знания и навыки переносятся в рабочие условия; используется метод проб и ошибок, аналогии.
Результаты организации образовательного процесса с применением модели обучения Д. Колба показывают, что необходимым условием успешного образовательного процесса является:
- оценка потребности в обучении до начала занятий;
- связь нового материала со знаниями и опытом слушателей;
- при закреплении материала полагаться на понимание, а не память;
- формирование мотивации для дальнейшего обучения;
- использование активных методов: деловые игры, моделирование, анализ практических ситуаций и др.
Организация, таким образом, организованного образовательного процесса взрослых позволяет учитывать ожидания, потребности, возможности и ограничения слушателей; развивать у них навыки обучения и самообучения: учитывать профессиональные и личностные особенности личности и др.
Список литературы:
1. Вершловский С.Г. Общее образование взрослых: Стимулы и мотивы. -М., 1987.
2. Громкова М.Т. Педагогика образования взрослых. - М., 1995.
3. Федеральный закон РФ «О дополнительном образовании» Статья 14.