Научная статья на тему 'Особенности охотхозяйственного соглашения'

Особенности охотхозяйственного соглашения Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3309
267
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PARTICULARS OF AN ECONOMIC HUNTING AGREEMENT

The article dwells upon an economic hunting agreement. The following particulars of the contract have been defined: a special subject of contracts, a special aim, a special subject composition, defining contract conditions by the state in the one-sided order and other.

Текст научной работы на тему «Особенности охотхозяйственного соглашения»

ОСОБЕННОСТИ ОХОТХОЗЯИСТВЕННОГО СОГЛАШЕНИЯ

В.Н. Краева

Институт (филиал) Московской государственной юридической академии имени О.Е. Кутафина, Киров, kraeva_asya@list.ru

Федеральный закон от 24 июля 2009 г. № 209-ФЗ «Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон об охоте) предусматривает, что охотничьи ресурсы предоставляются в пользование юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям на основании особого договора - охотхозяйственного соглашения. Это соглашение заключается или по результатам аукциона, или по желанию лица, имеющего долгосрочную лицензию на право пользования объектами животного мира.

Особенности охотхозяйственно-го соглашения проявляются в его предмете, субъектном составе, цели, одностороннем порядке определения государством условий договора и иных.

По охотхозяйственному соглашению юридическое лицо или индивидуальный предприниматель (далее - охотпользователь) обязуется обеспечить проведение мероприятий по сохранению охотничьих ресурсов и среды их обитания, созданию охотничьей инфраструктуры и выполнение других обязанностей, а орган исполнительной власти субъекта РФ обязуется предоставить в аренду на срок от двадцати до сорока девяти лет земельные участки и лесные участки и право на добычу охотничьих ресурсов в границах охотничьих угодий.

Иными словами, по охотхозяйственному соглашению орган исполнительной власти субъекта РФ предоставляет право на добычу охотничьих ресурсов в границах охотничьих угодий, а также (как предварительное условие, как предварительный договор) возможность заключить в будущем без проведения торгов договоры аренды тех земельных и лесных участков, которые находятся в границах охотничьих угодий и которые были указаны в документации об аукционе.

В связи с этим необходимо отметить некоторую условность термина «закрепленные охотничьи угодья». Законом об охоте охотничьи угодья подразделяются на закрепленные охотничьи угодья и

общедоступные охотничьи угодья. Термин «закрепленные охотничьи угодья» принят Законом об охоте в качестве сокращения формулировки «охотничьи угодья, которые используются юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями на основаниях, предусмотренных настоящим Федеральным законом». Сами охотничьи угодья за долгосрочными охотпользователями не закрепляются. Согласно нормам Закона об охоте и условиям охотхозяйственного соглашения, охотпользовате-лям предоставляются не сами охотничьи угодья как таковые, а лишь право на добывание охотничьих ресурсов в определенных границах, описанных на бумаге и обозначенных на картах-схемах охотничьих угодий.

Учитывая тот факт, что по охотхозяйственному соглашению закрепляются не охотничьи угодья, а лишь право на добывание охотничьих ресурсов в определенных границах, которое не относится к недвижимому имуществу, а также принимая во внимание необходимость заключения отдельных договоров аренды земельных и лесных участков с последующей их идентификацией (указанием кадастровых номеров) и государственной регистрацией, само охотхозяйственное соглашение государственной регистрации не подлежит.

Необходимо отметить особый субъектный состав сторон охотхозяйственного соглашения: победитель аукциона и орган исполнительной власти субъекта РФ, обладающий государственно-властными полномочиями. Участие публичного образования (государственного органа) в качестве одной из сторон данного договора придает охотхозяйственному соглашению публично-правовой характер.

Цель охотхозяйственного соглашения также отличается от целей обычных гражданско-правовых договоров. По мнению Д.В. Хаустова, договоры в сфере природопользования «заключаются не для достижения личных предпринимательских целей, а в общественных интересах (имеется ввиду непредпринимательский интерес прежде всего для государства в лице органа государственной власти). Прибыль государства здесь заключена в решении социально-экономических и экологических проблем» [4, с. 85]. На отсутствие коммерческого интереса государства в договорных отношениях указывают и учёные-цивилисты: говоря о правоспособности государства, они отмечают, что «оно участвует в гражданском обороте не в своих частных интересах, а в целях наиболее эффективного отправления публичной власти» [3, с. 220].

М. А. Геталова отмечает, что «цель договора аренды природных ресурсов не может ограничиваться только исключительно хозяйственной эксплуатацией ресурсов. Договор должен преследовать не только экономические цели, но и содержать природоохранные мероприятия» [2, с. 109-110]. Эта особая цель договоров в сфере природопользования, в том числе охотхозяйственного соглашения, существенно отличает их от обычных частноправовых договоров.

Законом об охоте провозглашено, что охотхозяйственное соглашение заключается в целях привлечения инвестиций в охотничье хозяйство. Соглашение заключается с лицом, выигравшим аукцион (предложившим наиболее высокую цену). Средства, полученные на аукционе от продажи права на заключение охотхозяйственного соглашения, направляются в доход бюджета субъекта РФ. Существует необходимость законодательного установления целевого назначения денежных средств, полученных от продажи прав на заключение охотхозяйственных соглашений и государственной пошлины, взимаемой за выдачу разрешений на добывание охотничьих ресурсов (на мероприятия по охране, воспроизводству, устойчивому использованию ресурсов животного мира и среды их обитания).

Существенные условия охотхозяйственного соглашения (срок, конкретные обязательства охотпользователя, местоположение, границы и площадь охотничьего угодья и т.п.) определяются государством самостоятельно. Потенциальный охотпользователь вправе либо принять, либо отказаться от данных условий, но изменить условия он уже не может, даже по взаимному согласию сторон. При заключении охотхозяйственного соглашения не происходит согласования условий и достиже-

ния сторонами консенсуса. Претендент вправе решить, участвовать ему в аукционе или нет, заключать охотхозяйственное соглашение после того, как он признан победителем аукциона, или нет. Другие проявления принципа свободы договора отсутствуют.

Охотхозяйственное соглашение затрагивает права и обязанности других лиц. Из угодий общедоступных (где физические лица имеют право свободно пребывать в целях охоты) они переходят в угодья закреплённые, что требует от охотников оформления специальной путёвки (документа, подтверждающего заключение договора об оказании услуг в сфере охотничьего хозяйства).

Кроме того, типична ситуация, когда пользователь животным миром, лесопользователь и землепользователь участка (лесного или земельного), на котором обитают охотничьи ресурсы, не совпадают в одном лице. В этом случае заключением охотхозяйственного соглашения могут быть затронуты права собственников и владельцев земельных участков, которые расположены в границах охотничьих угодий. Так, ст. 26 Закона об охоте устанавливает, что «право собственности физических лиц, юридических лиц на земельные участки и иные права на землю в границах охотничьих угодий ограничиваются в соответствии с настоя-

щим Федеральным законом и другими федеральными законами. На землях и земельных участках, которые расположены в границах охотничьих угодий и не предоставлены в аренду юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, заключившим охотхозяйственные соглашения, осуществляется охота в соответствии с охотхозяйственными соглашениями». Это иллюстрация ограничения прав. О возможности подобного ограничения прав говорит и ст. 23 Земельного кодекса, закрепляющая возможность установления публичного сервитута (права ограниченного пользования чужим земельным участком) для использования земельного участка в целях охоты и рыболовства.

Итак, охотхозяйственное соглашение порождает права и обязанности не только для его сторон, оно может повлечь обременения (ограничения) прав собственников земельных участков в границах охотничьих угодий.

Помимо публично-правовых, в охотхозяйственном соглашении присутствуют и частноправовые элементы, которыми следует считать добровольность заключения договора, наличие взаимных прав и обязанностей, взаимной ответственности сторон договора и иные.

Таким образом, в исследуемом договоре происходит сочетание элементов как частноправового, так и публично-правового характера. Перечисленные особенности охотхозяйственного соглашения позволяют говорить о явном преобладании в нем элементов публично-правового характера над частноправовыми.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации : Федеральный закон от 24 июля 2009 г. № 209-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2009. № 30. Ст. 3735.

Геталова М. А. Договорные отношения в области охраны окружающей среды : дис. ... канд. юрид. наук. М., 2002.

Гражданское право : учебник / под ред. А. П. Сергеева, Ю. К. Толстого. М., 2005. Т. 1.

Хаустов Д. В. Публично-правовые договоры как особый инструмент государственного регулирования природопользования : дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.