Научная статья на тему 'Особенности обыденной правовой оценки (вопросы теории государства и права)'

Особенности обыденной правовой оценки (вопросы теории государства и права) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
423
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУБЪЕКТИВНЫЕ ПРАВА / ОБЪЕКТЫ / ПРАВОСОЗНАНИЯ ЛИЧНОСТИ / ГОСУДАРСТВА / НЕПОСРЕДСТВЕННАЯ РЕАЛИЗАЦИИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Максимов Геннадий Борисович

Настоящая статья посвящена исследованию вопросов правовой оценки, осуществляемой в ходе непосредственной реализации субъективных прав и обязанностей. Автор пишет о возрастающей активности субъектов права в условиях формирования правового государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE ORDINARY LEGAL ASSESSMENT (QUESTIONS OF THE THEORY OF THE STATE AND RIGHT)

The present article is devoted to research of questions of the legal assessment which is carried out during direct realization of the subjective rights and duties. The author writes about increasing activity of legal entities in the conditions of formation of the constitutional state.

Текст научной работы на тему «Особенности обыденной правовой оценки (вопросы теории государства и права)»

Максимов Г. Б.

2.2. ОСОБЕННОСТИ ОБЫДЕННОЙ ПРАВОВОЙ ОЦЕНКИ(ВОПРОСЫ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА)

Максимов Геннадий Борисович, мировой судья Карасунского внутригородского округа г. Краснодара, соискатель.

maximumgen@mail.ru

Аннотация: настоящая статья посвящена исследованию вопросов правовой оценки, осуществляемой в ходе непосредственной реализации субъективных прав и обязанностей. Автор пишет о возрастающей активности субъектов права в условиях формирования правового государства.

Ключевые слова: субъективные права, объекты,

правосознания личности, государства,

непосредственная реализации.

FEATURES OF THE ORDINARY LEGAL ASSESSMENT (QUESTIONS OF THE THEORY OF THE STATE AND RIGHT)

Maksimov Gennady Borisovich, world judge of the Karasunsky district of Krasnodar, competitor.

maximumgen@mail.ru

Annotation: the present article is devoted to research of questions of the legal assessment which is carried out during direct realization of the subjective rights and duties. The author writes about increasing activity of legal entities in the conditions of formation of the constitutional state.

Keywords: subjective rights, objects, sense of justice of the personality, state, direct realization.

В юридической литературе юридической квалификации в правоприменительном процессе уделялось достаточно внимания. В настоящее время назрела необходимость изучения вопросов правовой оценки, осуществляемой в ходе непосредственной реализации субъективных прав и обязанностей, что обусловлено возрастанием активности субъектов права в условиях формирования правового государства.

Возможно сформулировать понимание правовой оценки как установление существенных правовых свойств и признаков какого-либо конкретного социального объекта, направленное на выявление его общественной ценности посредством отождествления содержания оцениваемого объекта с обобщенным и абстрактным понятием объекта, правовая ценность которого уже определена и законодательно закреплена.

При исследовании роли правовой оценки в процессе реализации права нужно учитывать, что в структуре правосознания личности выделяются важнейшие функциональные компоненты - познавательный, эмоциональный и поведенческий. Причем самый активный и действенный из них - поведенческий компонент -непосредственно связан с формированием правомерного поведения и реализацией субъективных прав и обязанностей (соблюдением, исполнением и использованием права). Выбор субъектом права окончательного варианта поведения можно рассматривать как этап формирования правомерного поведения и предпосылку реализации субъективных прав и обязанностей. В основе выбора лежит обыденная

правовая оценка предстоящих действий и тех фактических обстоятельств, при которых они могут осуществиться.

Субъект обыденной правовой оценки совпадает с субъектом правомерного поведения. Им является участник общественных отношений, воплощающий в своем поведении требования и возможности, содержащиеся в праве. Вот почему правовая оценка прежде всего выражается в виде перспективной самооценки (оценки своего будущего поведения). Как писал П. Е. Недбайло, граждане, учреждения и организации, желающие совершить тот или иной юридически значимый поступок, всегда обращаются к нормам права, что бы так или иначе сообразовать с ними свое поведение. Всякий при этом задается вопросом, что правомерно, а что нет.

Наряду с перспективной правовой оценкой собственного поведения для непосредственной реализации права требуется оценка иных фактов (в первую очередь условий возникновения, изменения или прекращения субъективных прав и обязанностей), вторая также выступает одним из элементов формирования правомерного поведения.

Правовая оценка будущих действий как неправомерных заставляет личность задуматься о невозможности достичь поставленные цели, получить желаемые результаты (процессе использования права) и в то же время информирует о неблагоприятных правовых последствиях в виде государственно-правовых санкций (в процессе соблюдения или исполнения права). Правовая оценка, фиксирующая отсутствие юридических фактов, необходимых для возникновения ожидаемых, а так же для изменения или прекращения существующих правоотношений, свидетельствует о наличии препятствий для реализации субъективных прав и обязанностей. Учитывая выводы, сделанные в ходе обыденной правовой оценки, субъекты права отказываются от предполагаемого варианта поведения и избирают иной. Если же, давая правовую оценку ситуации, индивид обнаруживает имеющие юридическое значение факты, которые говорят о возможности непосредственной реализации права, об отсутствии препятствий для исполнения и соблюдения субъективных прав и обязанностей, а значит, и для удовлетворения его личных и общественных потребностей, он останавливается на избранном варианте поведения.

Происходящая в процессе правовой оценки дифференциация юридически значимых и незначимых фактов, правомерного и неправомерного поведения предопределяет выбор необходимого, с точки зрения правовых норм, поведения. Следовательно, можно признать, что правильная правовая оценка, сигнализируя о готовности (неготовности) и возможности (невозможности) совершения личностью правомерных действий, выступает основой индивидуального правового решения и обеспечивает формирование правомерного поведения, способствует качественной реализации правовых норм.

Правовая оценка связана не только с поведенческими, но и с эмоциональными компонентами правового сознания. Обычно эмоции служат чувственным выражением оценки, а потому они всегда сопутствуют друг другу. Ученые-юристы именуют такие эмоции правовыми чувствами, или внутренними оценочными переживаниями. Надо согласиться с теми авторами, которые полагают, что правовые эмоции возникают в результате индивидуальной

Бизнес в законе

1 ’2013

правовой оценки, Когда правовым явлениям дается не только рациональная, но и эмоциональная оценка.

В юридической литературе отмечается, что конечный оценочный образ, оценочное представление в эмоциональной оценке есть идеально воспроизведенная ценностная значимость - положительная или отрицательная - объекта оценки. На этом этапе правовая оценка складывается в форме эмоций, чувств. При этом эмоциональный уровень правовой оценки не перестает быть именно оценкой в своих основных определениях. Результатом такой оценки является ориентация в ценностях, воспроизведение присущих объективной ценности свойств, что, кстати, дает основание некоторым исследователям говорить о применимости к эмоциональным оценкам характеристик истинности и ложности.

Поскольку правовая оценка выступает как оценка правового сознания, ей принадлежит роль источника правовых эмоций и чувств. При этом названные эмоции и чувства (законности, юридических прав и обязанностей, юридическое ответственности и др.), будучи конкретнообъективной формой выражения потребностей, могут способствовать мотивации правомерного поведения либо стать мотивами деятельности субъектов права в сфере правовых отношений:

а) побуждающими к действию;

б) препятствующими противоправному поведению;

в) одобряющими или осуждающими действия после их совершения.

Значит, правовая оценка в качестве источника правовых эмоций и чувств обусловливает мотивационную систему, призванную обеспечить непосредственную реализацию субъективных прав и обязанностей. Причем если поведение оценивается как неправомерное, а иные фактические обстоятельства - как не имеющие юридического значения, то мотивирующие факторы нацелены на недопущение противоправного поведения. В тех же случаях, когда действия оцениваются как правомерные, а за фактическими обстоятельствами признается юридическая значимость, мотивационная система побуждает к совершению необходимого, с точки зрения государства, и общества, правомерного поведения. Таковы основные формы взаимосвязи обыденной правовой оценки и эмоционального компонента индивидуального правосознания в процессе исполнения, соблюдения и использования субъективных прав и обязанностей.

Правовая оценка взаимодействует и с познавательным компонентом правового сознания. Для осуществления правовой оценки нужно четко представлять себе ее критерии, а это невозможно без усвоения субъектами права содержания правовых норм. Очевидно, что знание содержания норм права в их формализованном виде желательно, но не обязательно для субъектов обыденной правовой оценки. В качестве же критериев последней могут быть использованы правовые принципы, общие представления о праве.

Если эмоциональный уровень постигает ценность оцениваемого социально-правового объекта в формах чувственности, то логично будет предположить, что более адекватная характеристика ценности дается на рациональном уровне правовой оценки, где открывается внутренняя сторона объекта, обладающего ценностными определениями. Правовая оценка на рациональном уровне позволяет полнее раскрыть «положительное -отрицательное» оцениваемого объекта, а исходя из

требований правовой практики, в известном смысле исчерпать его ценность «до конца».

Поскольку правовая оценка - рациональная оценка, то наличие у ее субъектов знаний о правовых нормах, а также об общих правовых регулирующих началах служит предпосылкой ее правильности. Безусловно, чем выше уровень правовых знаний, тем точнее, истиннее выводы правовой оценки, шире возможности личности в выборе варианта, соответствующего ее потребностям и одновременно требованиям правовых предписаний, прочнее гарантии эффективности реализации субъективных прав и обязанностей. Низкий же уровень знания права может привести к неверной правовой оценке и тем самым к ошибочному выбору варианта поведения, влекущего за собой наступление неблагоприятных правовых последствий для личности. Юридическая неосведомленность в большинстве случаев является причиной отсутствия правовой оценки, так необходимой для формирования правомерного поведения и правовой активности субъектов права.

Обыденная правовая оценка не только базируется на имеющихся правовых знаниях, но и создает условия для получения новых представлений, взглядов о юридической правомерности (неправомерности) конкретного поведения, субъективных правах и обязанностях субъектов права, государственно-правовых санкциях и т. д. Выводы правовой оценки позволяют раскрыть содержание правовых норм применительно к жизненным обстоятельствам и способствуют формированию новых правовых знаний.

При характеристике правовой оценки нужно учитывать следующее.

Во-первых, основанием правовой оценки наряду с конкретными правовыми нормами, могут стать правовые принципы или общие представления о праве.

Во-вторых, правовая оценка в процессе формирования правомерного поведения не всегда выступает «в чистом виде», так как оценки в сознании личности способны существовать не только в дифференцированной, но и в интегрированной форме.

В-третьих, для принятия правового решения, направленного на реализацию субъективных прав и обязанностей, в одних случаях требуется полная и глубокая правовая оценка всей совокупности фактических обстоятельств конкретной жизненной ситуации, а в других - неизбежна некоторая «свернутость» оценочных операций.

В-четвертых, в повседневной жизни правовая оценка не всегда выступает решающим фактором при окончательном выборе субъектом права варианта поведения.

Свое предназначение правовая оценка выполняет только в том случае, если ее выводы правильны (истинны), для чего необходимо строго соблюдать такие требования:

1) обладать истинным знанием признаков оцениваемых объектов;

2) правильно и полно устанавливать среди указанных признаков юридически значимые;

3) безошибочно и аргументировано выбирать основание правовой оценки;

4) иметь истинное знание о содержании этого основания;

5) правильно выполнять логические операции в ходе осуществления правовой оценки.

Для успешной реализации перечисленных требований нужны условия, которые складываются в ходе правового воспитания. К ним относятся: повышение уровня правовых

Максимов Г. Б.

знаний, являющихся исходным пунктом для процесса правовой оценки; понимание социальной значимости и регулятивных возможностей правовой оценки; формирование навыков быстрой оценки фактических обстоятельств с позиций норм права с помощью метода симультанного (мгновенного, целостного) узнавания, базирующегося на мысленной модели правильной правовой оценки подобной ситуации и предопределяющего «свернутость», процесса правовой оценки; знание способов проверки истинности правовой оценки и формирование навыков их применения.

В ходе правового воспитания субъекты правовой оценки должны осознать взаимосвязь и взаимообусловленность различных видов правовых оценок. На основе данного знания для проверки правильности результатов правовой оценки конкретных жизненных фактов они могут использовать обобщенные правовые оценки, закрепленные в интерпретационных актах и решениях органов судебной власти, в документах и материалах иных правоприменительных органов.

В заключение следует подчеркнуть, что рассматриваемая проблема нуждается в дальнейшем изучении и обосновании.

Список литературы:

1. Алексеев С. С. Общая теория права: В.2 т. М.: Юрид. лит., 1982. Т. 2. - С. 340

2. Алиев Д. Правосознание личности как регулятор поведения // Проблемы философии и социологии: Сб. ст. - Махачкала, 1974. Вып. 4. - С. 21; Карпец И. И., Ратинов А. Р. Правосознание и причины преступности // Сов. государство и право. - 1968. - № 12. - С. 56; Серков В. А. Социальнопсихологический механизм правового воздействия на поведение личности: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. -Свердловск, 1983. - С. 7.

3. Карпец И. И., Ратинов А. Р. Правосознание и причины преступности // Сов. государство и право. - 1968. - № 12. - С. 56.

4. Кислов Б.А. Проблема оценки в марксистко-ленинской философии (вопросы теории и методологии). - Иркутск, 1985. - С. 53.

5. Мирошников Ю.И. Эмоциональные состояния как первичные формы оценочного познания. Вып. 8. Ценностные аспекты отражения. - Свердловск, 1977. - С. 88.

6. Музыка О.А., Фатыхова Е.М. Юридическая оценка: проблемы и противоречия // Власть. - 2010. - № 4. - С. 131.

7. Налчадокян А. П. Некоторые психологические и философские проблемы интуитивного познания. - М., 1972. -С. 96-97

8. Недбайло П. Е. Применение советских правовых норм. - М., 1960. - С. 222.

9. Серков В. А. Социально-психологический механизм правового воздействия на поведение личности: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - Свердловск, 1983. - С. 56.

10. Черданцев А. Ф. Аксиологические проблемы правоведения // Актуальные проблемы теории социалистического государства и права: Материалы конф. - М., 1974. - С. 70; Игошев К. Е. О содержании и структуре психологии социалистического правосознания // Тр. Высш. шк. МВД СССР. - М., 1971. Вып. 31. - С. 117.

Reference list:

1. Alekseev S. S. The general theory is right. M. 1982.

2. Aliyev D. Sense of justice of the personality as behavior regulator//philosophy and sociology Problems: Makhachkala, 1974; Karpets I. I., Ratinov A.R. Sense of justice and crime reason//Owls. state and right. - 1968; Serkov V. A. Social and psychological mechanism of legal impact on behavior of the personality: Sverdlovsk, 1983

3. Karpets I. I.,Ratinov A.R. Sense of justice and crime reason//Owls. state and right. - 1968.

4. Kislov B. A. An assessment problem in marksistko-Lenin philosophy (theory and methodology questions). - Irkutsk, 1985.

5. Miroshnikov Yu.I. Emotional conditions as primary forms of estimated knowledge. Vyp. 8. Valuable aspects of reflection. -Sverdlovsk, 1977

6. Music O.A., Fatykhova E.M. Legal assessment: problems and contradictions//Power. - 2010. - No. 4.

7. Nalchadokyan A. P. Some psychological and philosophical problems of intuitive knowledge. - M, 1972.

8. Nedbaylo P. E. Application of the Soviet rules of law. - M, 1960.

9. Serkov V. A. Social and psychological mechanism of legal impact on behavior of the personality: Sverdlovsk, 1983.

10. Cherdantsev A. F. Aksiologichesky problems of jurisprudence//Actual problems of the theory of the socialist state and right: M, 1974; Igoshev K. E. About the contents and structure of psychology of socialist sense of justice/M, 1971.

РЕЦЕНЗИЯ

на статью Максимова Г. Б. «Особенности обыденной правовой оценки (вопросы теории государства и права)»

Статья посвящена исследованию вопросов правовой оценки, осуществляемой в ходе непосредственной реализации субъективных прав и обязанностей, что обусловлено

возрастанием активности субъектов права в условиях

формирования правового государства.

В данной статье автор отмечает, что возможность

сформулировать понимание правовой оценки как установление существенных правовых свойств и признаков какого-либо конкретного социального объекта, направленное на выявление его общественной ценности посредством отождествления содержания оцениваемого объекта с обобщенным и абстрактным понятием объекта, правовая ценность которого уже определена и законодательно закреплена.

Представляет интерес заявленное автором предложение о том, что успешная реализации перечисленных требований нужны условия, которые складываются в ходе правового воспитания. К ним относятся: повышение уровня правовых знаний, являющихся исходным пунктом для процесса правовой оценки; понимание социальной значимости и регулятивных возможностей правовой оценки; формирование навыков быстрой оценки фактических обстоятельств с позиций норм права с помощью метода симультанного (мгновенного, целостного) узнавания, базирующегося на мысленной модели правильной правовой оценки подобной ситуации и предопределяющего «свернутость», процесса правовой оценки; знание способов проверки истинности правовой оценки и формирование навыков их применения.

Настоящая статья в данном ракурсе представляет особый научно-правовой интерес и рекомендована к публикации, поскольку в ней обстоятельно показано, как можно способствовать совершенствованию законодательства в заявленной сфере.

К.ю.н., доцент

Н. Л. Дворников

ЗЗ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.