Научная статья на тему 'Особенности обучения иностранному языку детей дошкольного возраста'

Особенности обучения иностранному языку детей дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
426
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АУДИРОВАНИЕ / ГОВОРЕНИЕ / РЕПРОДУКТИВНЫЕ МЕТОДЫ / МУЛЬТИМЕДИА / ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пашаева К.Г.

В данной статье рассмотрены некоторые особенности обучения иностранному языку детей дошкольного возраста. Описаны некоторые моменты психо-физиологических возможностей усвоения неродного языка детей от 3 до 7 лет. Даются рекомендации по развитию навыков аудирования и говорения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности обучения иностранному языку детей дошкольного возраста»

Пашаева К.Г. ©

Докторант кафедры «Методика преподавания русского языка» Бакинского славянского университета (Азербайджан)

ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО

ВОЗРАСТА

Аннотация

В данной статье рассмотрены некоторые особенности обучения иностранному языку детей дошкольного возраста. Описаны некоторые моменты психо-физиологических возможностей усвоения неродного языка детей от 3 до 7 лет. Даются рекомендации по развитию навыков аудирования и говорения.

Ключевые слова: аудирование, говорение, репродуктивные методы, мультимедиа, дошкольное образование.

В условиях современного развития международных отношений стран мира - язык как средство общения, является главным звеном в этом процессе. Именно это "оружие" должно не только сближать и связывать народы и государства, но и быть главным аргументом в решении межгосударственных конфликтов. Овладение языком - это длительный процесс, который требует постоянной работы над собой. Это психологический процесс, который способствует формированию нового языкового сознания на базе существующего языкового сознания родного языка. Процесс обучения языка в современном мире начинается со школьного, а порой и дошкольного образования. Главной целью обучения иностранному языку в образовательном процессе современного развивающего государства приобретение коммуникативных навыков учащимися. Ясное дело, что объем и содержание коммуникативных требований к обучающимся определяются с учетом возрастных, индивидуальных особенностей, профессиональных требований к обучению (профильного или непрофильного обучения). В методике изучения языка, насчитывает свыше 50 методов обучения и это количество растет с развитием научных исследований в этой области. Процесс изучения языка подразумевает выработку таких навыков как: аудирование, говорение, чтение и письмо на втором языке. Коммуникативная компетенция подразумевает владение навыками и умениями воспроизведения речевой деятельности на втором языке, то есть аудирование и говорение. Учащимся может казаться, что навыки чтения и письма неактуальны для обучения речевых действий, что это лишняя трата времени и дополнительная информация отвлекающая от основной цели обучения, но многолетняя практика показывает, без базовых знаний и навыков чтение и письма невозможно изучение языка и формирование устойчивых знаний, навыков и умений речевой деятельности.

Как было сказано выше, изучение языка - это психологический процесс, который отражается в мировоззрение, миропонимание, мироощущении обучающегося, особенно у детей дошкольного возраста. Возраст детей дошкольного периода от 1,5 до 7 лет, который принято считать импритингом (от англ. Imprint - запечатлевать). У детей в этом возрасте наблюдается стихийное развитие мышления. Процесс осознания себя и окружающего мира, знакомство с новыми предметами и явлениями. Изучение родного языка протекает параллельно с изучением неродного языка. Некоторые ученые придерживаются мнения, что изучение второго языка должно базироваться на навыках родного языка. И если язык, по определению И.П.Павлова, есть вторая сигнальная система, то каждый изучаемый язык остается все той же вторичной сигнальной системой и усваивается по уже сложившейся в возрасте импритинга [1; 8]. Но требование образования должно отвечать темпам развития современного мира, то есть чем больше человек имеет знаний, тем больше шансов социально реализовать себя во взрослой жизни. Этот вопрос рассматривается не только в рамках государственного образования, но и

©© Пашаева К.Г., 2014 г.

является приоритетным в семейном воспитании. И родители лично заинтересованы в обучении иностранному языку детей в раннем возрасте.

В такой аудитории важная роль отводиться репродуктивным методам обучения, так как система обучения основано в основном на механическом запоминании готовых знаний и воспроизведению их имитационным путем. Поэтому отбор языкового материала и выбор методики обучения, в такой аудитории, требуют большей внимательности у преподавателя. Требует от него знаний не только в области педагогики языка, но и возрастной психологии, а именно личностный подход преподавателя в процессе обучения. Обучения во многих дошкольных учреждениях начинается в младших или средних группах, где средний возраст обучающегося 4-6 лет, поэтому целесообразно использование объянительно-иллюстративного, программированного, алгоритмизированного обучения, обучения с опорой на поэтапное формирование умственных действий, что способствуют развитию навыков аудирования и говорения [2; 33]. Возможности современного мира, которые помимо теоретических, книжно-иллюстрационных, наглядно-демонстрационных средств - предлагают нам целый спектр технических, информационных и телекоммуникационных технологий, которые открывают преподавателям больше возможностей для проведения интересных, ярких, информационно насыщенных уроков для детей. Позволяют задействовать все познавательные и психологические возможности обучающихся.

Аудирование - это процесс восприятия, осмысления и понимания речи говорящего. Учащиеся приступая к изучению какого-либо языка, тем более если это дети дошкольного возраста, прежде всего, должны уметь распознавать второй язык на слух. Ознакомление и осмысление неродного языка состыкуется с развитием навыков речи родного языка. Это может отрицательно сказываться на формировании навыков говорения в целом. Ребенок неосознанно, в своей речи может путать языки и использовать слова двух языков. Поэтому преподаватель, который выступает как речевой образец для обучающихся, должен не допустить в первую очередь в своей речи таких нюансов, а также развивать мыслительную деятельность на втором языке, заинтересовывать и погружать детей в языковую среду изучаемого языка, влияя на их эмоционально-психологическое восприятия окружающего. Поскольку психо-физиологические возможности детей дошкольного возраста ограничены, профессиональная компетенция преподавателя, умелое использование прием и средств обучения в своей методике будут залогом успеха обучения. Его задача и цель обучения не только развитие речи на втором языке, но и привить толерантное отношение ко всем народам.

Для детей младшего дошкольного возраста разработаны специализированные учебные пособия, мультимедийные программы с персонажами мульти-героев или сказочных героев. Например, «Не фонетика — песня!» Федотова Н.Л. пособие с диском музыкальных композиций. В книге даются тексты, а на диски музыкальная композиция сначала озвучивается с текстом, а затем запись без текста песни (принцип караоке). «Русский язык для дошкольников» Протасова Е.Ю., Родина Н.М. мультемедийная программа, ориентированная на три возрастные группы дошкольных учреждений: 3-4 (младшая группа), 4-5 (средняя группа) и 5-6 (старшая группа) лет. Программа включает в себя фонетические зарядки, разные игры, песни и стихи, упражнения на развитие речи.

Можно привести большой список программ основанных на развитие навыков аудирования и говорения, доступные всем желающим. Говорить о развитии навыков чтения и письма в младших и средних группах дошкольного учреждения, где средний возраст ребенка от 3 до 5 лет не целесообразно. Но все-таки, преподаватель сам определяет сложность и доступность материала предложенного для данного возраста. Может полностью или частично воспользоваться предлагаемый материал с учетом познавтельно-мыслительных возможностей детей. В старших группах дошкольных учреждений программы для детей подразумевают подготовку к школе. То есть, воспитатели от натурального метода обучения частично переходят к методу чтения и письма.

Количество часов выделяемых на изучение второго языка определяется дошкольным учреждением. В среднем занятия проводятся в недели от 2 до 4 раза по одному часу. Для этого возраста также имеются определенные учебники и CD, DVD диски. «Это очень интересно!»

Вадим Левин, хрестоматия, предназначенная для детей 5-7 лет с аудиоприложение; « «А и Б...». Детское лото» Майборода И.В. - набор из 200 больших и 100 маленьких карточек с изображением букв русского алфавита; кроме того, игра развивает память и внимание, учит концентрироваться.

Можно сказать, что от знаний полученных в дошкольном учреждении зависит дальнейшие успехи школьника в обучении второго языка. Базовые знания о языке, о культуре других стран являются задатком не только благополучного развития дальнейшего изучения второго языка, но и положительно скажется на формирования учащегося как личности.

Литература

1. Щукин А.Н. Теория обучения иностранным языкам (лингводидактические основы), Москва 2012.

2. Гуслова М.Н. Инновационные педагогические технологии. Москва 2013.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.