Научная статья на тему 'Особенности образования психологических терминов в современной словообразовательной системе'

Особенности образования психологических терминов в современной словообразовательной системе Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
679
122
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЛОВООБРАЗОВАНИЕ / ПРОЦЕСС / ЯЗЫК / НОВОЕ СЛОВО / ТЕРМИН / СПОСОБ ОБРАЗОВАНИЯ / НАУЧНАЯ ТЕРМИНОЛОГИЯ / ПРОДУКТИВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Хайбулина Г. Н.

В статье рассматриваются основные способы образования психологической терминологии, в частности, терминологии тревожной личности. Основное внимание уделяется анализу активных процессов в системе терминообразования в области психологии, роли словообразования в процессе обновления лексики данной науки, а также выявлению основных традиционных продуктивных, непродуктивных и не свойственных русскому языку способов образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности образования психологических терминов в современной словообразовательной системе»

ISSN 1998-4812

Вестник Башкирского университета. 2012. Т. 17. №3(I)

1579

УДК 482 (03)

ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ В СОВРЕМЕННОЙ СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ

© Г. Н. Хайбулина

Башкирский государственный университет Россия, Республика Башкортостан, 450074 г. Уфа, ул. Заки Валиди, 32.

Тел.: +7 (347) 273 67 78.

E-mail: uchfilbsu@mail.ru

В статье рассматриваются основные способы образования психологической терминологии, в частности, терминологии тревожной личности. Основное внимание уделяется анализу активных процессов в системе терминообразования в области психологии, роли словообразования в процессе обновления лексики данной науки, а также выявлению основных традиционных продуктивных, непродуктивных и не свойственных русскому языку способов образования.

Ключевые слова: словообразование, процесс, вания, научная терминология, продуктивность.

Строго отработанная терминологическая система любой научной дисциплины является инструментом ее успешного развития. Овладение терминологией своей специальности является основным условием становления мировоззрения и свободной профессиональной коммуникации любого специалиста. Знание особенностей образования терминов и специфики их употребления способствует быстрому и успешному овладению профессиональной терминологией.

Анализ основных способов образования психологических терминов позволил охарактеризовать современное состояние системы терминообразова-ния, прогнозировать тенденции в ее развитии, также выявить уровень соответствия основных терминообразовательных способов требованиям словообразовательной системы русского языка.

Начало развития отечественного терминоведения относится к концу ХУІІІ века, когда в России вышел первый терминологический словарь. Новый этап в развитии науки о терминах связан с именами Д. С. Лотте и Э. К. Дрезена, которые в 1931 году опубликовали первые статьи по терминологии. На Западе развитие терминоведения связано с именем О. Вюстера.

Традиции изучения словопроизводства и словообразования нашли свое отражение в трудах М.

В. Ломоносова, И. А. Бодуэна де Куртенэ, Л. В. Щербы. Важная роль в развитии словообразования отводится В. В. Виноградову. Несмотря на пристальное изучение словообразования на современном этапе, в ней остается еще много нерешенных проблем. Как утверждает Е. С. Кубрякова, «...постановка и решение многих проблем словообразования важны не только для теории и практики работы в этой области, но и для целого ряда проблем общего языкознания» [1, с. 112, 123].

Словообразование - это раздел науки о языке, лингвистическое учение о создании новых слов, самостоятельный структурный уровень языка, обеспечивающий полноценность словаря. Представляя анализ словообразовательной системы пси-

язык, новое слово, термин, способ образо-

хологической терминологии, мы попытались выяснить, какими способами образованы термины, каковы специфические особенности образования, каковы тенденции в развитии терминообразовании.

Как известно, в середине прошлого столетия В. В. Виноградов впервые разработал научную классификацию способов словообразования, четко выделил при этом морфологический способ. По определению Виноградова, морфологический способ словообразования - это «образование новых слов с помощью аффиксов» [2, с. 3, 17].

В современном словообразовании к чисто аффиксальным способам образования новых слов относятся префиксация, суффиксация, постфиксация. Данные способы применяются и в образовании терминов. Префиксация - способ образования новых слов с помощью префиксов. Приставки присоединяются к исходному слову в целом, образуя слова той же части речи, что и исходное слово (анализ-самоанализ, фрейдизм-неофрейдизм, пси-хология-нейропсихология-парапсихологтя).

Суффиксация - способ словообразования, когда новое слово образуется посредством присоединения к образующей основе какого-нибудь суффикса (психика-психология-психический, мотива-ция-мотивационный, фрустрация-фрустратор-

фрустрировать). Постфиксация - способ образования нового слова с помощью постфикса, который, присоединяясь к слову, сохраняет его лексикограмматические свойства (ассоциация-

ассоциируется, идентификация-

идентифицируется). К комбинированным аффиксальным способам словообразования относятся:

1) префиксально-суффиксальный - слова при этом способе образуются путем одновременного присоединения как приставки, так и суффикса (нонконформизм, неофрейдизм, деперсонализация). К этому способу словообразования Н. М. Шанский [3, с. 368; 4, с. 336] относит и способ образования новых слов путем суффиксации предложнопадежной формы или сочетания с отрицанием, в которых предлог и отрицательная частица превра-

1580

ФИЛОЛОГИЯ и ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

щаются в приставку (невоздержанность, невозмутимость);

2) префиксально-постфиксальный (раздваиваться, распадаться, расстраиваться);

3) суффиксально-постфиксальный (ассоциироваться, чувствоваться);

4) префиксально-суффиксально-постфиксальный (сфокусироваться, рассекаться);

5) сложносуффиксальный (наркотизация, конфабуляция);

6) сложнопрефиксальный (самооправдание, опосредствование (межличностных отношений);

7) префиксально-сложносуффиксальный (посттравматический (синдром).

К морфологическим способам словообразования в современном русском языке относятся и без-аффиксные способы образования новых слов:

1) сложение; 2) сращение; 3) аббревиация; 4) усечение; 5) субстантивация [4, с. 480].

Сложение - образование нового слова путем объединения в одно слово двух и более основ. С помощью соединительных о/е, и/а происходит сложение полных основ (гомосексуализм, педофилия, паранойя, самоуничижение).

В указанном способе выделяются несколько разновидностей:

1) сложносоставной способ - сложение самостоятельных слов без интерфикса. Высокая степень автономности иногда позволяет компонентам нового слова самостоятельно изменяться по падежам (копинг-механизм (механизм совладания), Суперэго, мини-интервенции, гипноз-отдых) При сложносоставном способе образования слова строятся по модели «определяемое + определяющее»;

2) образование сложных слов с первым неизменяемым связанным компонентом интернационального характера, часто греческого и латинского

происхождения (сублимация, субмодальность,

контрпроекция, конфронтация, гиперактивность).

Сращение - способ образования новых слов путем объединения самостоятельных слов, связанных подчинительными отношениями. Для сращения характерно объединение наречия или имени существительного с прилагательным или причастием (образно-концептуальная модель).

В число неморфологических способов словообразования входят:

1) лексико-синтаксический способ - это способ образования нового слова на базе словосочетания (межгрупповые отношения, внутригрупповая экспертная взаимооценка);

2) лексико-семантический способ - способ образования нового слова в результате изменения значения уже существующего слова (картина болезни, ключи доступа, механизмы совладания);

3) морфолого-синтаксический способ - это «все факты перехода слов из одной части речи в другую» (определение В. В. Виноградова). Например: якорение, бессознательное и т.п.

Таким образом, способы образования психологических терминов не противоречат законам развития общего языка, а специфические способы терминообразования способствуют обогащению словарного состава русского языка и подчеркивают его потенциальные возможности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Кубрякова Е. С. Что такое словообразование? М.: Изд.

«Наука», 1965. 78с.

2. Виноградов В. В. Об омонимии и смежных явлениях //

Вопросы языкознания, 1960. №5. С. 3-17.

3. Шанский Н. М. Очерки по русскому словообразованию.

М.: КомКнига, 2005. 336с.

4. Современный русский язык. Теория. Анализ языковых

единиц. / Под ред. Е. И. Дибровой. М.: Издат. центр «Академия», 2006. 480 с.

Поступила в редакции. 06.09.2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.