Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ ТЕРМИНОВ В СОВРЕМЕННОЙ СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ (на примере терминологии физики и математики)'

ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ ТЕРМИНОВ В СОВРЕМЕННОЙ СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ (на примере терминологии физики и математики) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
5484
446
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Словообразование / Процесс / Язык / Новые слова / термины / способ образования / научная терминология / ПРОДУКТИВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Гарифуллина Р. В.

В статье речь идет об активных процессах в системе словообразования. Подробно рассматривается роль словообразования в процессе обновления лексики, анализируются основные традиционные продуктивные, непродуктивные и не свойственные русскому языку способы образования терминов. Основная цель исследования показать динамику и вариативность использования словообразовательных элементов в процессе обновления терминологии точных наук.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ ТЕРМИНОВ В СОВРЕМЕННОЙ СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ (на примере терминологии физики и математики)»

УДК 80

ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ ТЕРМИНОВ В СОВРЕМЕННОЙ СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ (НА ПРИМЕРЕ ТЕРМИНОЛОГИИ ФИЗИКИ И МАТЕМАТИКИ)

© Р. В. Г арифуллина

Башкирский государственный университет Россия, Республика Башкортостан, 450074 г. Уфа, Заки Валиди, 32.

Тел./факс: + 7 (347) 272 74 63.

E-mail: fluzarus@r ambler. ru

В статье речь идет об активных процессах в системе словообразования. Подробно рассматривается роль словообразования в процессе обновления лексики, анализируются основные традиционные продуктивные, непродуктивные и не свойственные русскому языку способы образования терминов. Основная цель исследования — показать динамику и вариативность использования словообразовательных элементов в процессе обновления терминологии точных наук.

Ключевые слова: словообразование, процесс, язык, новые слова, термины, способ образования, научная терминология, продуктивность.

Строго отработанная терминологическая система любой научной дисциплины является инструментом ее успешного развития. Овладение научной терминологией - одно из основных условий становления научного мировоззрения и свободной профессиональной коммуникации студентов и специалистов. Подготовка высококвалифицированных специалистов без обстоятельного обучения русскому языку невозможна [1, с. 173-176].

Начало развития отечественного терминоведения относится к концу 18 века, когда в России выходит первый терминологический словарь. Новый этап в развитии науки о терминах связан с именами Д. С. Лотте и Э. К. Дрезена, которые в 1931 году публикуют первые статьи о терминах. На Западе развитие терминоведения началось в это же время и связано с именем Э. Вюстера.

Традиции изучения словообразования нашли свое отражение в трудах М. В. Ломоносова, И. А. Бодуэна де Куртенэ, Л. В. Щербы. Важная роль в развитии словообразования отводится В. В. Виноградову. Несмотря на пристальное изучение словообразования на современном этапе, остаются еще нерешенные проблемы. Как утверждает Е. С. Кубрякова, «постановка и решение многих проблем словообразования важны не только для теории и практики работы в этой области, но и для целого ряда проблем общего языкознания» [2, с. 123].

Рассмотрим особенности традиционных и нетрадиционных способов словообразования в области научной терминологии, проанализировав способы образования физико-математических терминов. Для этого выясним, какими способами образованы научные термины, как они «делаются» сейчас, каковы специфические особенности образования терминов физики и математики, какова тенденция в образовании потенциальных научных терминов.

Сформулированные Д. С. Лотте требования к термину: однозначность, точность, системность, отсутствие синонимов, краткость - строго соблюдаются именно в терминологии физики и математики. К соблюдению этих требований в процессе

образования новых слов стремится и вся система терминообразования этих наук.

Как известно, в середине прошлого столетия В. В. Виноградов впервые разрабатывает научную классификацию способов словообразования, четко выделяя морфологический способ. По определению В. В. Виноградова, морфологический способ словообразования - это «образование новых слов с помощью аффиксов» [3, с. 75].

В современной дериватологии к чисто аффиксальным способам словообразования относятся префиксация, суффиксация, постфиксация.

Префиксация - способ образования новых слов с помощью префиксов. Приставки присоединяются к исходному слову в целом, образуя слова той же части речи, что и исходное слово (симметричный - асимметричный, проводник — полупроводник, логарифмический - антилогарифмический).

Суффиксация - способ словообразования, когда новое слово образуется посредством присоединения к образующей основе какого-нибудь суффикса (интеграл — интегральный, изобара — изобарный, изобарический, Декарт — декартов лист, Якоби — якобиан).

Постфиксация - способ образования нового слова с помощью постфикса, который, присоединяясь к слову, сохраняет его лексико-грамматические свойства (левовращающие - левовращающиеся). К комбинированным аффиксальным способам словообразования относятся:

1) префиксально-суффиксальный - слова при этом способе образуются путем одновременного присоединения как приставки, так и суффикса (полиморфизм, аморфный, монотонная функция). К этому способу словообразования Н. М. Шанский относит и способ образования новых слов путем суффиксации предложно-падежной формы или сочетания с отрицанием, в которых предлог и отрицательная частица превращаются в приставку (вневписанная окружность, неявная функция) [4, с. 232]. Перечислим кратко другие (мало распространенные в терминологии точных наук) комбинированные способы словообразования.

2) префиксально-постфиксальный (расщепляться, распадаться);

3) суффиксально-постфиксальный (зарядиться, искриться);

4) префиксально-суффиксально-постфиксальный (сфокусироваться, рассекаться);

5) сложносуффиксальный (лучепреломляющий);

6) сложнопрефиксальный (бесконечномерный);

7) префиксально-сложносуффиксальный (фа-зосдвигательный).

К морфологическим способам словообразования в современном русском языке относятся и безаффиксные способы образования новых слов:

1) сложение; 2) сращение; 3) аббревиация;

4) усечение; 5) субстантивация.

Сложение - образование нового слова путем объединения в одно слово двух и более основ. С помощью соединительных о/е, и происходит сложение полных основ (импульсиметр, частотомер). Новые слова, образованные путем сложения, следует отличать от слов, представляющих собой сращение словосочетания в одно слово (вакуумметр). Не всякое слово, имеющее в своем составе два корня или больше, будет словом, образованным путем сложения. В терминологии точных наук встречаются термины, произведенные от сложных слов аффиксальным способом. Например, равновероятности - равновероятностный, взрывоопасный -взрывобезопасный [5, с. 27].

В сложении выделяются несколько разновидностей:

1) сложносоставной способ - сложение самостоятельных слов без интерфикса. Высокая степень автономности иногда позволяет компонентам нового слова самостоятельно изменяться по падежам (блок-схема, угольник-центроискатель, дельтафункция, эмаль-провода, числа-близнецы, нет чи-сел-близнецов, нет резца-клюкарзы). При сложносоставном способе образования слова строятся по модели «определяемое + определяющее»;

2) чистое сложение - образование слов путем соединения одной или нескольких основ с самостоятельным словом. При этом слова связываются равноправными или неравноправными отношениями (фазоамплитудный, фазово-амплитудный, коротковолновые импульсы);

3) образование сложных слов с первым неизменяемым связанным компонентом интернационального характера. В роли этих компонентов высокую деривационную активность имеют интерна-ционализмы греческого и латинского происхождения (мини-компьютер, субъядро, субъядерный, антиинверсия, гиперкомплексный).

Сращение - способ образования новых слов путем объединения самостоятельных слов, связанных подчинительными отношениями. Для сращения характерно объединение наречия или имени существительного с прилагательным или причастием (быстрорастворимый, фосфорсодержащий, густотекучий).

Аббревиация - способ образования новых слов путем объединения в одно сочетание сокращенных элементов слов. Имеет ряд разновидностей:

звуковую (вар — вольт-амперный реактивный, варистор),

буквенную (лучи ИК, ИК-лучи — инфракрасные лучи),

слоговую (керметы — керамика и металлы), слого-словную (техминимум), смешанную (фотоэдс, мини-ЭВМ) телескопическую (каоны - К-мезоны).

При образовании новых слов высокой продуктивностью характеризуются все типы аббревиатур. К примеру, лазер, Гбайт (гигабайт), В-множество (Бореля множество), А-процесс (Аппеля процесс), ПП-диоды (полупроводниковые диоды), Си-Ди-Ром, сидиромный, зигмашина (зигзаг-машина) [5, с. 51]. От сокращенных слов, возникших в русском языке, следует отличать сокращенные слова, которые пережили процесс сокращения в языке-источнике (авто, кино, кило). По мнению Н. М. Шанского, не являются сокращенными словами аббревиатуры типа га. (гектар), м. (метр) [4, с. 234].

Усечение - сокращение производящей основы (принцип максимина, минимаксы, ультрафиолет, копир).

Субстантивация - образование существительных в результате перехода в этот класс прилагательных и причастий (метод ломаных, метод «неделимых», механосборочный).

Особым видом морфологического способа словообразования является редеривация - обратный способ образования новых слов. При этом слово образуется от существующего не в виде производного, а в виде производящего слова, происходит этимологическое «переосмысление» исходной лексической единицы (гайковерт, волновод, ядерный взрыв).

Таким образом, развитая система аффиксальных и безаффиксных способов позволяет демонстрировать на синхронном срезе активность и вариативность словообразовательных средств в формировании физико-математической терминологии.

В число неморфологических способов словообразования входят:

1) лексико-синтаксический способ - это способ образования нового слова на базе словосочетания (внутримолекулярные силы, короткозамкнутая асинхронная машина);

2) лексико-семантический способ - способ образования нового слова в результате изменения значения уже существующего слова (коридор времени, корона, дробь);

3) морфолого-синтаксический способ - это «все факты перехода слов из одной части речи в другую» (определение В. В. Виноградова) [3, с. 75]. Примеры: делимое, николь (термин от фамилии Николь), Ом, альфа, среднеарифметический.

Научная терминология пополняется и за счет общеупотребительной лексики, когда в процессе терми-

нологизации обычное слово переходит в разряд терминов [6, с. 467]. Пример из терминологии физики и математики: коромысло рычажного механизма, пятка рубанка, локон Аньези, кортеж, бутылка Клейна, каскад, кольцо, седловая точка, дерево графов.

Распространенным в научной терминологии способом образования новых слов является эпони-мизация. «Эпоним» - греческое слово, означает «лицо, дающее имя для названия» [7, с. 395]. Многие научные явления в области физики и математики названы в честь их первооткрывателей. Со временем такие термины претерпевают изменения и приобретают более удобный для употребления вид. Например, длина волны де-Бройля (де-бройлевская длина волны), функциональный определитель Вроньского (вронскиан); оператор энергии Гамильтона (гамильтониан), Ом (ом), омметр; ватт, ваттметр, гессиан, якобиан, ферми-газ, николь, предгильбертово пространство [8].

Только для научной терминологии характерно наличие в ней отсутствующей в обычном языке формы множественного числа некоторых слов. Не свойственная русскому языку форма множественного числа таких слов, как масло, пыль, порох, алгебра и др., образует самостоятельные термины. В терминологии они могут употребляться в любом падеже: масел, маслами, газообразные пыли, поро-хам, алгебрами.

В физико-математической терминологии встречаются также «слова-дубли», которые, обозначая одно и то же понятие, продолжают оставаться самостоятельными терминами. Явление дублирования этих слов объясняется разными языками-источниками. Например, ноль — нуль, тоннель — туннель, номер — нумер. Производные этих слов входят в активный словарь: нолевой, нулевой провод, нулевой вектор, нуль-индикатор, нульмерные грани, нуллификация, нумератор, номеронабиратель. К этим же словам можно добавить и слова с «префиксами-дублетами»: антиударный - проти-воударныйх [9, с. 56].

По исследованиям А. Н. Тихонова, в русском языке присутствует способ словообразования с «пропуском звена» - образование производного слова при отсутствии производящего» [10, с. 88]. При этом словообразовательная цепочка не полная, так как отсутствует одно звено. В процессе развития языка отсутствующее слово может появиться. Это зависит от потенциальных возможностей языка.

Словообразовательная парадигма некоторых терминов четко демонстрирует их деривационную активность при образовании новых слов. Проследим этот процесс на примере активности иноязычного слова дифференция. Сам термин дифференция (differentia - от латинского, «разность») ни в одной области науки не встречается, вообще отсутствует в русском языке [11, с. 23]. Это пробел в словообразовательной цепи. Однако производные от слова дифференция полнокровно «живут» в математиче-

ской терминологии (конкретно - в терминологии математического анализа). Для доказательства приводим примеры по теме «Дифференциальные исчисления» из энциклопедии по математике: дифференциал, дифференциальные (уравнения), дифференциация, дифферентность, дифференцирование, дифференцируемость, дифферентно, диффе-рентны, индифферентность, индифферентные, дифференцировать, дифференцированные, дифференцирующиеся, дифференцируемые, недифференцируемые, интегро-дифференциальные, дифференциально-разностные, дифференциально-геометрические [8, с. 188-210].

На основе проведенного анализа можно сделать выводы, что независимо от полноты цепи словообразовательные гнезда в научной терминологии могут быть сильноразвернутыми.

Рассмотрим некоторые, характерные только для терминологии физико-математических дисциплин, способы образования новых слов.

Терминология физики и математики характеризуется обилием сложных терминов (особенно существительных, прилагательных, наречий), первым элементом которых является числительное. Например, трехъячейковая камера сгорания (3-ячейковая), двухполюсный турбогенератор

(2-полюсный), десятикратно, двуугольник, двояковыпуклая линза. Хотя многие лингвисты утверждают, что усеченная форма числительных (дву- и тре-) характерна для терминологии именно точных наук (двузначная цифра, двулучевой спектрофотометр, треугольник), среди утвердившихся терминов физики и математики много слов и с полными компонентами (двух-, трех-). К примеру, двухмерная голограмма, двухжидкостная гидродинамика, трехлинейная функция, трехчлен, трехфазное соединение, трехмерно. В названиях геометрических фигур также присутствуют числительные, представляющие собой заимствования греческого и латинского происхождения. Например, пентаэдр — геометрическая фигура с 5 гранями, октаэдр имеет 8 граней, додекаэдр - 12 граней [8, с. 211].

В образовании терминов физики и математики на протяжении столетий активно участвовали буквы греческого и латинского алфавитов. И на современном этапе своего развития терминология данных наук имеет в своем активном словаре весь спектр заимствованных знаков, символов и букв греческого и латинского происхождения, которые из разряда предтерминов постепенно переходят в разряд терминов. Например, К-мезоны, бета-спектрометр, В-множество, альфатрон, гамма-квант, к-кратный корень, У-образное сечение, Б-матрица.

Проанализируем способы словообразования терминов, необходимых и достаточных для объяснения одной темы (например, темы «Вектор»). Выборка терминов сделана по принципу последовательности изучения материала. Перечень терминов демонстрирует частотность употребления термина,

выявляет микроблок активного словаря по одной теме, показывает, каким способам словообразования отдается предпочтение. Необходимо учитывать, что термины даны в первичном, единичном, употреблении, в процессе изучения темы они повторяются многократно в различных грамматических формах.

Вектор - с латинского, «несущий», термин ввел У. Гамильтон (1845г.).

Нулевой вектор противоположный вектор единичный вектор коллинеарные векторы компланарные векторы связанный вектор векторное исчисление векторная линия векторная решетка векторная трубка векторная функция векторное поле векторное произведение

бесконечномерное векторное пространство

конечномерное подпространство вектора

п-мерное векторное пространство

подпространство вектора

линейная оболочка векторов

гильбертово пространство

евклидово пространство

векторный анализ

вектор-функция

некомпланарные векторы

равные векторы

скользящий вектор

градиент

циркуляция векторного поля дивергенция векторного поля вихрь (ротор) векторного поля потенциальное векторное поле соленоидальное векторное поле гармоническое векторное поле формула Остроградского формула Стокса векторный потенциал вектор-столбец вектор-строка годограф

координаты вектора

ортонормированный базис вектора

внешнее произведение вектора

3-мерное векторное пространство

производная вектор-функции

поливектор

бивектор

тривектор

р-вектор

тензорное исчисление коммутативность ассоциативность дистрибутивность [8, с. 107-211].

В данной выборке 104 слова, которые составляют блок из 50 терминов, необходимых и достаточных для объяснения темы «Вектор». В блоке слово вектор встречается - 24 раза, термин векторный - 18 раз; заимствований - 29 слов, сложных слов - 12, словосочетаний - 39. Морфологическим способом образовано - 65 слов, из них префиксальным способом - 6, суффиксальным - более 40, префиксально-суффиксальным - 6 слов, сложением - 10, сращением - 2 слова. На основе данного анализа можно сделать выводы, что в каждом тематическом микроблоке физико-математической терминологии есть развернутое ядро из точных терминов высокой частотности с регулярными словообразовательными префиксами и суффиксами, присутствует около 30% заимствований, больше 10% сложных слов, около 40% - терминосочетаний. При образовании новых терминов предпочтение отдается морфологическим способам словообразования.

Говоря о тенденции в терминообразовании, отметим, что вслед за новыми открытиями в области физики и математики появятся и новые термины. Для их образования, вероятно, будут применяться традиционные и нетрадиционные способы терминообразования. И отличительными чертами процесса словообразования в области физики и математики останутся динамичность, точность, высокая продуктивность используемых словообразовательных средств.

Возможности терминообразования не исчерпаны. С развитием математической лингвистики появятся потенциальные термины - единицы будущего формализованного языка, понятного и человеку, и машине. В современной словообразовательной системе точных наук, несомненно, есть база для образования потенциальных формализованных терминов.

Задачи на будущее терминологии ставит один из ведущих терминологов современности В. М. Лейчик: «Терминоведение как научная область должно все больше переходить от описания (в этом плане оно добилось значительных результатов) к объяснению фактов и к выдаче обоснованных рекоменда-ций»[12, с. 29]. Эти задачи ставятся и в системе терминообразования.

На основе проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

1) словообразование служит источником новых терминов, отражая изменения в научной жизни, обеспечивая процесс обновления научной терминологии; благодаря активным процессам в словообразовательной системе терминология точных наук остается наиболее мобильной частью лексики;

2) в процессе терминообразования используются экономичные и наиболее емкие, точные приемы образования новых слов: префиксация, суффиксация, сложение, аббревиация;

3) в последние годы наблюдается активизация перехода общеупотребительных слов в разряд терминов точных наук;

4) среди заимствований (особенно в роли первых компонентов сложных терминов) продуктивными остаются буквы, символы и знаки греческого и латинского происхождения;

5) широкое использование нетрадиционных способов словообразования не противоречит нормам русского языка, а демонстрирует богатые потенциальные возможности системы терминообра-зования, подчеркивает активную динамику и вариативность использования словообразовательных элементов в процессе обновления терминологии точных наук.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ступина В. С. Педагогическая технология интерактивного обучения проектированию образовательного продукта средствами информационно коммуникационных технологий // Вестник Башкирск. ун-та. 2008.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Т. 13. №1. С. 173-176.

2. Земская Е. А., Кубрякова Е. С. Проблемы словообразования на современном этапе // Вопросы языкознания. 1978. №6. С. 123.

3. Виноградов В. В. Вопросы современного русского словообразования. Исследования по русской грамматике. М.: Просвещение, 1975. 156 с.

4. Шанский Н. М. Русский язык // Лексика. Словообразование. М.: Просвещение, 1975. 240 с.

5. Гарифуллина Р. В., Фаткуллина Ф. Г. Трудности профессиональной терминологии. Уфа.: изд-во БашГУ,

2004. 220 с.

6. Лингвистический энциклопедический словарь / Под ред. Ярцева В. Н. М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. 709 с.

7. Розенталь Д. Э., Теленкова Н. А. Словарь-справочник лингвистических терминов. М.: Просвещение, 1985. 400 с.

8. Математический энциклопедический словарь / Под ред. Прохоров Ю. В. М.: Советская энциклопедия, 1988. 848 с.

9. Ефремова Т. Ф. Толковый словарь словообразовательных единиц русского языка. М.: Астрель. АСТ,

2005. 638 с.

10. Тихонов А. Н. Множественность словообразовательной структуры слова в русском языке // Русский язык в школе. 1970. №4. С. 83-88.

11. Бобылев В. Н. Краткий этимологический словарь научно-технических терминов. М.: Логос, 2004. 95 с.

12. Лейчик В. М. Проблемы отечественного терминоведения в конце ХХ века // Вопросы филологии. 2000. №2. С. 20-29.

Поступила в редакцию 27.05.2009 г. После доработки — 07.08.2009 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.