Научная статья на тему 'Особенности невербальной коммуникации первоклассников с легкой умственной отсталостью, сравнительное исследование'

Особенности невербальной коммуникации первоклассников с легкой умственной отсталостью, сравнительное исследование Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
489
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕНИЕ / НЕВЕРБАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / КОМПОНЕНТЫ НЕВЕРБАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ / ЛЕГКАЯ УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ / НАРУШЕНИЕ ОБЩЕНИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Малахова Асоль Николаевна

В исследовании изучались особенности эмоционально-личностной, когнитивной и поведенческих компонентов невербальной коммуникации первоклассников с легкой умственной отсталостью. Выборку обследования составили 128 первоклассников (нормально развивающиеся дети, дети со смешанными специфическими расстройствами развития, с легкой умственной отсталостью). Экспериментально-психологическое исследование включало сравнительный анализ конвенциональных жестов. Дисперсионный анализ позволил выявить статистически достоверное снижение показателей развития когнитивного компонента невербальной коммуникации по сравнению с другими группами обследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Малахова Асоль Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of non-verbal communication of junior pupils with mild mental retardation, the comparative research

The study examined the characteristics of the emotional, cognitive and behavioral components of the non-verbal communication of the first-graders with the mild mental retardation. The sample survey included 128 first-graders (normally developing children, children with the mixed specific developmental disorders, ones with the mild mental retardation). Experimental psychological research included the comparative analysis of the conventional gestures. The dispersive analysis allowed revealing the statistically significant decline in the indicators of development of the cognitive component of the nonverbal communication in comparison with other survey groups.

Текст научной работы на тему «Особенности невербальной коммуникации первоклассников с легкой умственной отсталостью, сравнительное исследование»

Таким образом, между группами подростков из учреждений и семей выявлены различия в восприятии времени: концепции времени, открытости ему и связности времени.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абульханова-Славская, К. А. Личностная организация времени жизни / К.А. Абульханова-Славская // Мир психологии. - 2011. - № 3 (67). - С. 93-104.

2. Арт-терапия - новые горизонты / под ред. А.И. Копытина. - М. : Когито-центр, 2006. -

336 с.

3. Денисова, Т.Н. Время в образе мира человека: норма и патология / Т.Н. Денисова ; Вологод. гос. пед. ун-т. - Вологда : [б.и.], 2008. - 162 с.

4. Лангмейер, Й. Психическая депривация в детском возрасте / Й. Лангмейер, З. Матейчик. - Прага : Авиценум, 1984. - 334 с.

5. Практикум по инженерной психологии и эргономике : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / С.К. Сергиенко, В.А. Бодров, Ю.Э. Писаренко [и др.] ; под ред. Ю.К. Стрелкова. -М. : Издательский центр «Академия», 2003. - 400 с.

6. Прихожан, А.М. Особенности развития личности детей, воспитывающихся в условиях материнской депривации / А. М. Прихожан, Н. Н. Толстых // Психологическая наука и образование. - 2009. - № 3. - С. 5-12.

7. Толстых, Н.Н. Хронотоп: культура и онтогенез : монография / Н.Н. Толстых. -Смоленск, Москва : Универсум, 2010. - 312 с.

8. Michel, F. Concept of time in the perception of children and adolescents / F. Michel, F. Harb, M. Hidalgo // Trends psychiatry psychotherapy. - 2012. - Vol. 34 (1). - P. 38-41.

REFERENCES

1. Abulkhanova-Slavskaya, K.A. (2011), "Personal time life", World of psychology, No. 3 (67), pp. 93-104.

2. Ed. Kopytin, A.I. (2006), Art therapy - new horizons, Kogito-Centr, Moscow.

3. Denisova, T.N. (2008), The time in the world of human rights: norm and pathology, Vologda.

4. Langeymer, J. and Mateychik, Z. (1984), Psychical deprivation in childhood, publishing house "Avicenum", Prague.

5. Ed. Strelkov, Yu.K. (2003), Question on engineering psychology and ergonomics, Publishing center "Academy", Moscow.

6. Prikhozhan, A.M. and Tolstykh, N.N. (2009), "Features of development of personality of children brought up in conditions of maternal deprivation", Psychological science and education, No. 3, pp. 5-12.

7. Tolstykh, N.N. (2010), Chronotype: culture and ontogenesis. Monograph, Universum, Smolensk-Moscow.

8. Michel, F., Harb, F. and Hidalgo, M. (2012), "The concept of time in the perception of children and adolescents", Trends psychiatry psychotherapy, Vol.34 (1), pp. 38-41.

Контактная информация: elenae806@gmail.com

Статья поступила в редакцию 17.04.2016

УДК 157.973

ОСОБЕННОСТИ НЕВЕРБАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ С ЛЕГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ, СРАВНИТЕЛЬНОЕ

ИССЛЕДОВАНИЕ

Асоль Николаевна Малахова, аспирант, Всероссийский центр экстренной и радиационной медицины им. А.М. Никифорова,

Санкт-Петербург

Аннотация

В исследовании изучались особенности эмоционально-личностной, когнитивной и поведенческих компонентов невербальной коммуникации первоклассников с легкой умственной отстало-

стью. Выборку обследования составили 128 первоклассников (нормально развивающиеся дети, дети со смешанными специфическими расстройствами развития, с легкой умственной отсталостью). Экспериментально-психологическое исследование включало сравнительный анализ конвенциональных жестов. Дисперсионный анализ позволил выявить статистически достоверное снижение показателей развития когнитивного компонента невербальной коммуникации по сравнению с другими группами обследования.

Ключевые слова: общение, невербальная коммуникация, компоненты невербальной коммуникации, легкая умственная отсталость, нарушение общения.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2016.04.134.p341-346

FEATURES OF NON-VERBAL COMMUNICATION OF JUNIOR PUPILS WITH MILD MENTAL RETARDATION, THE COMPARATIVE RESEARCH

Asol Nikolaevna Malakhova, the post-graduate student, Russian Center of Emergency and Radiation Medicine named after A. Nikiforov, St. Petersburg

Annotation

The study examined the characteristics of the emotional, cognitive and behavioral components of the non-verbal communication of the first-graders with the mild mental retardation. The sample survey included 128 first-graders (normally developing children, children with the mixed specific developmental disorders, ones with the mild mental retardation). Experimental psychological research included the comparative analysis of the conventional gestures. The dispersive analysis allowed revealing the statistically significant decline in the indicators of development of the cognitive component of the nonverbal communication in comparison with other survey groups.

Keywords: communication process, nonverbal communication, components of non-verbal communication, mild mental retardation, communication disturbances.

ВВЕДЕНИЕ

Изучение общения у детей с легкой умственной отсталостью является актуальной проблемой для современной клинической психологии и направлено, в том числе, на определение содержания терапевтической работы с такими детьми с целью улучшения их коммуникативных навыков.

Под умственной отсталостью понимается психопатология, связанная с неврологическим развитием, и выражающаяся в интеллектуальном недоразвитии и несформиро-ванности адаптивных способностей человека. Такой вид психического недоразвития встречается почти в 5% случаев среди всех детей, а большинство случаев снижения интеллекта представлены легкой умственной отсталостью (Мамайчук И.И., 2001; Лебединская К. С., Лебединский В.В., 2011; Maulik P.K. et al., 2011).

Клиническая картина умственной отсталости характеризуется замедленной и недостаточно дифференцированной реакцией таких детей на внешние раздражители. Доминирующими становятся нарушения мышления, которые характеризуются генерализо-ванностью и четко проявляются в иерархии мыслительных процессов. Это приводит к сложностям распознавания и называния средств невербальной коммуникации - классифицировать и сравнивать как различные проявления знаковой деятельности человека в контексте решаемой задачи, так и способы обмена информацией (Мамайчук И.И., 2001; Лебединская К. С., Лебединский В.В., 2013; Maulik P.K. et al., 2011).

Исследование невербальной коммуникации детей с легкой умственной отсталостью позволяет не только оценить актуальное состояние психики таких детей, но и наметить направление для дальнейшего психотерапевтического воздействия, что может способствовать улучшению психологической адаптации таких детей (Солодков А.С., За-щиринская О.В., Малахова А.Н., Ятманов А.Н, 2016).

Биопсихосоциальная парадигма в клинической психологии (Карвасарский Б.Д., 2002), дает возможность рассмотреть особенности невербальной коммуникации у детей с

легкой умственной отсталостью с учетом когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов.

В настоящее время отмечается недостаточное число клинико-психологических исследований невербальной коммуникации у детей с легкой умственной отсталостью (Ak-ert R.M., Panter A.T., 1988; Stewart C.A., Singh N.N., 1995; Belobrykina О.А., Vorobyova P.S.,2015). Опираясь на первичность интеллектуального недоразвития при умственной отсталости, а также на биопсихосоциальную парадигму, можно выделить в невербальной коммуникации первоклассников с легкой умственной отсталостью когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты. Гипотеза исследования состоит в том, что у детей с легкой умственной отсталостью основные отличия от нормально развивающихся сверстников и при смешанных специфических расстройствах развития будут заключаться именно в значительном нарушении когнитивного аспекта невербальной коммуникации. Таким образом, гипотеза заключалась в том, что у детей с легкой умственной отсталостью наблюдается сниженный уровень развития когнитивного компонента невербальной коммуникации.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

Выборку исследования составили учащиеся первых классов общеобразовательных учреждений города Санкт-Петербурга. Случайным образом были выбраны следующие школы: ГБОУ специальная (коррекционная) школа № 7 Красносельского района, Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 22 (VIII вида) Невского района, ГБОУ специальная (коррекционная) школа № 131 Красносельского района, Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа (VIII вида) № 502 Кировского района, ГБОУ специальная (коррекционная) школа № 663 Московского района, ГБОУ средняя общеобразовательная школа № 237 Красносельского района.

Всего в исследовании приняли участие 128 детей - учащиеся первого класса (средний возраст - 7.4 лет; 47 девочек и 81 мальчик). Среди них с диагнозом F70 - «легкая умственная отсталость» - 30 детей (средний возраст 7.5; 11 девочек и 19 мальчиков), диагнозом F83 - «смешанные специфические расстройства развития» - 53 ребенка (средний возраст 7.4; 12 девочек и 41 мальчик). В качестве контрольной группы выступили 45 здоровых, нормально развивающихся детей (средний возраст - 7 лет; 24 девочки и 21 мальчик).

Обследование первоклассников проводилось с помощью экспериментально-психологической процедуры исследования конвенциональных жестов. Данный метод был разработан для диагностики невербальной коммуникации детей с целью изучения способности детей понимать и вербально обозначать различные виды жестикуляции при коммуникации с людьми.

Исследование с помощью данного метода проводится с каждым ребенком в индивидуальном порядке с помощью специальных демонстрационных карточек с изображениями людей, использующих различные жесты. Результат наблюдения за реакцией детей на предъявление карточек записывается психологом в специальный протокол. Для проведения исследования психологу необходимо установить доверительный контакт с ребенком, предлагая ему посмотреть несколько интересных картинок, которые демонстрируются строго в определенном порядке.

Изображения предъявляются по очереди, причем те из них, на которые уже дан ответ, сразу убираются. В ходе обследования оценивается время ответа, при этом не рекомендуется торопить ребенка или подсказывать правильный ответ на вопросы. Все от-

веты ребенка и другие высказывания, возникшие в процессе разговора, тщательно записываются, включая дополнительную информацию о наблюдаемом поведении обследуемого, которая указывается в примечании.

Для оценки качества ответов, которые давались детьми, была разработана система баллов от 4 до 0, где «4» обозначает наиболее далекое от адекватного узнавание и понимание жеста, а «0» - наиболее точное его узнавание и понимание ребенком, что выражается в словесной интерпретации зрительного стимула.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Для математико-статистической обработки результатов проведенных методик мы использовали многофакторный дисперсионный анализ. В рамках данного исследования были рассмотрены результаты сравнительного анализа оценок показателей развития когнитивной, эмоциональной и поведенческого компонентов невербальной коммуникации. Важно отметить, что, в соответствии с используемой методикой, более высокие оценки соответствуют большей выраженности нарушений в данной компоненте невербального общения у обследованных детей. Для попарного сравнения выборок по итогам дисперсионного анализа мы использовали метод контрастов.

Анализ эмоционально-личностного и поведенческого компонента не выявил статистически достоверных различий между обследованными выборками (нормально развивающиеся дети, дети со смешанными специфическими расстройствами развития, а также дети с легкой умственной отсталостью). Однако сравнительный анализ результатов изучения когнитивного компонента выявил статистически достоверные различия между выборками (F(2,98) = 4.092, p = 0.020), а попарное сравнение методом контрастов показало, что различия наблюдаются между выборкой детей с легкой умственной отсталостью и двумя другими группами обследования (p< 0.001): у детей с легкой умственной отсталостью наблюдается большая выраженность нарушения когнитивного компонента невербальной коммуникации.

В самом исследовании это проявлялось, прежде всего, в том, что детям с легкой умственной отсталостью оказалось сложнее узнавать и понимать жесты, связанные с интерактивной стороной общения, которые иллюстрируют их состояния и желания.

Таким образом, согласно результатам нашего исследования у детей с легкой умственной отсталостью в процессе формирования навыков невербальной коммуникации наиболее нарушена реализация когнитивного компонента.

Исследования показывают, что основным характерным проявлением легкой умственной отсталости являются интеллектуальные нарушения, что по результатам выполненного исследования влияет на развитие когнитивного компонента невербального общения (Мамайчук И.И., 2001; Лебединская К.С., Лебединский В.В., 2013; Maulik P.K. et al., 2011). В то же самое время, полученные результаты могут говорить о том, что два других компонента - эмоционально-личностный и поведенческий - остаются у детей с легкой умственной отсталостью относительно сохранными, что указывает на возможность их активного включения в психологическую работу с такими детьми.

Подводя итоги, мы можем сделать вывод о том, что именно когнитивный компонент невербальной коммуникации детей с легкой умственной отсталостью может оказаться у таких детей наиболее нарушенным. Иными словами, наши эмпирические данные полностью подтверждают нашу исследовательскую гипотезу, наглядно демонстрируя то, как интеллектуальные нарушения сказываются на способностях ребенка использовать невербальную коммуникацию для взаимодействия с другими людьми. В том числе, неспособность детей с легкой умственной отсталостью узнавать и понимать значение подобных жестов, может, в свою очередь, приводить к еще большей социальной изоляции, лишая таких детей возможности компенсировать имеющиеся нарушения.

Целенаправленная психологическая помощь с целью развития его эмоционально-личностного и поведенческого компонентов может оказаться полезной для компенсации нарушенных функций. Мы предполагаем, что воздействие на сохранные компоненты коммуникации позволит нам оптимизировать процесс социальной адаптации детей с легкой умственной отсталостью.

ЛИТЕРАТУРА

1. Защиринская, О.В. Психология общения младших школьников: психодиагностика / О.В. Защиринская, А. Д. Наследов ; С.-Петерб. гос. ун-т. - СПб. : Изд-во СПбГУ, 2006. - 239 с.

2. Карвасарский, Б. Д. Психотерапия / Б. Д. Карвасарский. - СПб. : Питер, 2002. - 672 с.

3. Лебединская, К.С. Нарушения психического развития в детском и подростковом возрасте / К.С. Лебединская, В.В. Лебединский. - СПб. : Академический проект, 2011. - 303 с.

4. Малахова, А.Н. Программа игротерапии для дошкольников «Небесное путешествие» / А.Н. Малахова. - СПб. : Речь, 2008. - 96 с.

5. Мамайчук, И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии / И.И. Мамайчук. - СПб. : Речь, 2001. - 220 с.

6. Навыки невербальной коммуникации как фактор социальной адаптации школьников с легкой умственной отсталостью / А.С. Солодков, О.В Защиринская, А.Н. Малахова, А.Н. Ятманов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 1 (131). - С. 323-327.

7. Akert, R.M. Extraversion and the ability to decode nonverbal communication / R.M. Akert, A.T. Panter // Personality and Individual Differences. - 1988. - Т. 9. - № 6. - С. 965-972.

8. Belobrykina, О.А. Psychological descriptors of emotional competence of modern preschool children / О.А. Belobrykina, P.S. Vorobyova // Pedagogics. Psychology: Selected Papers of the International Scientific School «Paradigma» (Summer-2015, Varna, Bulgaria). - Yelm, WA, USA : Science Book Publishing House, 2015. - С. 90-99.

9. Prevalence of intellectual disability: a meta-analysis of population-based studies / P.K. Maulik, M.N. Mascarenhas, C.D. Mathers, T. Dua, S. Saxena // Research in developmental disabilities. - 2011. - Т. 32. - № 2. - С. 419-436.

10. Stewart, C.A. Enhancing the recognition and production of facial expressions of emotion by children with mental retardation / C.A. Stewart, N.N. Singh // Research in Developmental Disabilities. -1995. - Т. 16. - № 5. - С. 365-382.

REFERENCES

1. Zaschirinskaya, O.V. and Nasledov, A.D. (2006), Psychology of communication of younger school students: psychodiagnosis, publishing house of St. Petersburg State University, St. Petersburg.

2. Karvasarskij, B.D. (2002), Psychotherapy, publishing house "Piter", St. Petersburg.

3. Lebedinskaya, K.S. and Lebedinsky, V.V. (2011), Violations of mental development at children's and teenage age, publishing house "Akademicheskij proekt", Moscow.

4. Malakhova, A.N. (2008), Program of game therapy for preschool children "Heavenly travel", publishing house "Rech", St. Petersburg.

5. Mamajchuk I.I. (2001), Psychological assistance to children with problems in development, publishing house "Rech", St. Petersburg.

6. Solodkov, A.S., Zaschirinskaya, O.V., Malakhova, A.N. and Yatmanov, A.N. (2016), "Skills of nonverbal communication as a factor of social adaptation of school students with easy intellectual backwardness", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 131, No. 1, pp. 323-327.

7. Akert, R. M., and Panter, A. T. (1988), "Extraversion and the ability to decode nonverbal communication", Personality and Individual Differences, Vol. 9(6), pp. 965-972.

8. Belobrykina, О.А. and Vorobyova, P.S. (2015), "Psychological descriptors of emotional competence of modern preschool children", Pedagogics. Psychology: Selected Papers of the International Scientific School ''Paradigma" (Summer-2015, Varna, Bulgaria), Yelm, WA, USA, Science Book Publishing House, pp. 90-99.

9. Maulik, P. K., Mascarenhas, M. N., Mathers, C. D., Dua, T., and Saxena, S. (2011), "Prevalence of intellectual disability: a meta-analysis of population-based studies", Research in developmental disabilities, Vol. 32, No. 2, pp. 419-436.

10. Stewart, C.A. and Singh, N. N. (1995), "Enhancing the recognition and production of facial expressions of emotion by children with mental retardation", Research in Developmental Disabilities, Vol.

16, No. 5, pp. 365-382.

Контактная информация: psihologiya.asol@mail.ru

Статья поступила в редакцию 30.03.2016

УДК 159.922

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ

Андрей Петрович Мережников, кандидат психологических наук, доцент, Магнитогорский государственный технический университет им. Г. С. Носова (МГТУ),

Магнитогорск

Аннотация

В статье представлены результаты эмпирического исследования относительно взаимосвязи уровня осмысленности жизни с представлениями о реализованности ценностей жизни юношей и девушек первого года обучения в вузе. В исследовании было выявлено, что общая осмысленность жизни, в период начала обучения в вузе, у девушек выше, чем у юношей. Для девушек процесс жизни насыщен и наполнен смыслом, они обладают достаточной свободой выбора и обладают контролем над своей жизнью. Отсутствие интересной работы и материального благополучия, сопровождаемое процесс получения профессионального образования, юношами воспринимается более остро, чем девушками. Удовлетворенность самореализацией, более высокая осмысленность жизни у девушек, в начале получения профессионального образования, порождена большей реализацией ценностей личной жизни и профессиональной самореализацией.

Ключевые слова: ценностно-смысловая сфера, ценностно-смысловые ориентации, ценностные ориентации, осмысленность жизни, ценности.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2016.04.134.p346-349

COMPARATIVE CHARACTERISTICS OF VALUE-SEMANTIC ORIENTATIONS OF THE FIRST YEAR STUDENTS GETTING THE HIGHER EDUCATION

Andrey Petrovich Merezhnikov, the candidate of psychological sciences, senior lecturer, The Nosov Magnitogorsk State Technical University, Magnitogorsk

Annotation

The article presents the results of the empirical research concerning the interrelation of the level of the life meaningfulness with the notions about the life values realization of the first year students getting the higher education. During the research it has been revealed that girls have a higher level of general life meaningfulness than boys at the beginning of getting the higher education. For girls the life is full of sense, they have the freedom of choice and they are able to control their life. Boys feel more upset with the absence of the interesting work and low level of the material well being when getting professional education. The satisfaction in the self-realization and the higher level of life meaningfulness among the girls at the beginning of getting the higher education are connected with the fact that they appreciate more the values of the personal life and the professional self-realization.

Keywords: value-semantic sphere, value-sense orientation, value orientation, meaningful life, values.

ВВЕДЕНИЕ

Ключевым этапом становления ценностно-смысловой сферы личности является юношеский возраст. М.Р. Гинзбург считает, что в этом возрасте генетически исходным, является личностное самоопределение, которое имеет, по мнению автора, ценностно-смысловую природу [1]. Д.А. Леонтьев определяет ценностные ориентации как осознанные представления субъекта о собственных ценностях. Поиск смысла является одной из главных ценностных ориентаций личности [2].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.