Научная статья на тему 'Навыки невербальной коммуникации как фактор социальной адаптации школьников с легкой умственной отсталостью'

Навыки невербальной коммуникации как фактор социальной адаптации школьников с легкой умственной отсталостью Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
854
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕНИЕ / НЕВЕРБАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / ЛЕГКАЯ УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ / НАРУШЕНИЕ ОБЩЕНИЯ / КОМПОНЕНТЫ НЕВЕРБАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Солодков Алексей Сергеевич, Защиринская Оксана Владимировна, Малахова Асоль Николаевна, Ятманов Алексей Николаевич

В данной статье рассматривается вопрос о значимых факторах социальной адаптации школьников, среди которых особое внимание уделяется навыкам невербальной коммуникации. На материале исследования 128 детей, как нормально развивающихся, так и с легкой умственной отсталостью, были выявлены особенности когнитивного, эмоционально-личностного и поведенческого компонентов невербального общения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Солодков Алексей Сергеевич, Защиринская Оксана Владимировна, Малахова Асоль Николаевна, Ятманов Алексей Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Skills of non-verbal communication as a factor of social adaptation of school students with mild mental retardation

This article discusses the important factor of the social adaptation of the pupils among which the special attention is paid to non-verbal communication skills. Based on the materials of research of 128 children as normally developing, including those with mild mental retardation there were revealed the peculiarities of the cognitive, emotional and behavioral components of the personal and non-verbal communication.

Текст научной работы на тему «Навыки невербальной коммуникации как фактор социальной адаптации школьников с легкой умственной отсталостью»

9. Chvanova, M.S., Khramova, M.V., Lyskova, V.Y., Mikhailova, D.I., Morgunova, Y.A. and Molchanov, A.A. (2014), "Development of social networks and their integration into the education system of Russia", Educational technologies and society, Vol. 17, No. 3, pp. 472-493.

10. Rassadina, T.A. (2015), "Internet addiction: information and communicative aspect", News of higher educational institutions. Volga region. Social Sciences, No. 2 (34), pp. 98-111.

Контактная информация: 23a12@list.ru

Статья поступила в редакцию 04.01.2016

УДК 159.91

НАВЫКИ НЕВЕРБАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ КАК ФАКТОР СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ С ЛЕГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

Алексей Сергеевич Солодков, заслуженный деятель науки РФ, доктор медицинских наук, профессор, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта (НГУ им. П. Ф. Лесгафта); Оксана Владимировна Защиринская, доктор психологических наук, доцент, Санкт-Петербургский государственный университет (СПбГУ); Асоль Николаевна Малахова, аспирант, Всероссийский центр экстренной и радиационной медицины им. А.М. Никифорова, Санкт-Петербург; Алексей Николаевич Ятманов, кандидат медицинских наук, Военно-медицинская академия им. С.М. Кирова (ВМА им. С.М. Кирова) Санкт-Петербург

Аннотация

В данной статье рассматривается вопрос о значимых факторах социальной адаптации школьников, среди которых особое внимание уделяется навыкам невербальной коммуникации. На материале исследования 128 детей, как нормально развивающихся, так и с легкой умственной отсталостью, были выявлены особенности когнитивного, эмоционально-личностного и поведенческого компонентов невербального общения.

Ключевые слова: общение, невербальная коммуникация, легкая умственная отсталость, нарушение общения, компоненты невербальной коммуникации.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2016.01.131.p323-327

SKILLS OF NON-VERBAL COMMUNICATION AS A FACTOR OF SOCIAL ADAPTATION OF SCHOOL STUDENTS WITH MILD MENTAL RETARDATION

Aleksey Sergeevich Solodkov, the honored scientist of the Russian Federation, the doctor of medical sciences, professor, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg; Oksana Vladimirovna Zashchirinskaia, the doctor of psychological sciences, senior lecturer, St. Petersburg State University; Asol Nikolaevna Malakhova, the post-graduate student, The Nikiforov Russian Center of Emergency and Radiation Medicine; Aleksey Nikolaevich Yatmanov, the candidate of medical sciences, The Kirov Military Medical

Academy, St. Petersburg

Annotation

This article discusses the important factor of the social adaptation of the pupils among which the special attention is paid to non-verbal communication skills. Based on the materials of research of 128 children as normally developing, including those with mild mental retardation there were revealed the peculiarities of the cognitive, emotional and behavioral components of the personal and non-verbal communication.

Keywords: communication, nonverbal communication, mild mental retardation, disturbance of communication, non-verbal communication components.

ВВЕДЕНИЕ

В условиях жизни в современном обществе все острее становится проблема развития необходимых коммуникативных умений. Общение лежит в основе личностного развития, в процессе которого происходит формирование нравственной, этической, интел-

лектуальной составляющих. Анализ данной проблемы показывает, что возникает необходимость разработки программы поэтапного, целенаправленного и индивидуально -ориентированного процесса развития невербального общения в образовательном пространстве учащихся начальных классов.

В исследованиях рассматривается значение развития общения и навыков коммуникации детей для социально-психологической адаптации ребенка. На уровне личностных свойств развитие общения у детей проявляются в коммуникативной направленности, дружелюбии, общительности, готовности к социальному взаимодействию, доверии к людям. В мотивационно-потребностной сфере коммуникативные умения являются основой для развития коммуникативно-речевой деятельности и выражены в потребности к общению со взрослыми и сверстниками, развитии мотивов в признании, поддержке и сотрудничеству на основе познания окружающего мира. В сфере развития эмоционально-волевой регуляции коммуникативные свойства личности являются основой для развития эмоциональной чувствительности, способности индивида эмоционально отзываться на переживания другого человека. В развитии интеллектуальной сферы коммуникативные умения обеспечивают постоянное и активное участие всех органов чувств в процессе познания окружающего мира и способствуют развитию чувственного восприятия, развивают социальный интеллект. С помощью невербальных знаков, символом общения индивид не только осваивает коммуникативные средства, обеспечивающих более успешную самореализацию, но и обучается взаимодействию с социумом. Эффективное усвоение видов и способов вербального и невербального общения в процессе социально значимой деятельности, в частности, учебной, будет способствовать также улучшению самоконтроля поведенческих реакций (Защиринская О.В., Щипицына Л.М., 2009).

Таким образом, можно говорить о том, что коммуникация и социальная адаптация неразрывно связаны, а это значит, что целенаправленное влияние на один из процессов будет, в свою очередь, вызывать изменения в реализации другого. Невербальная коммуникация представляет - составная часть процесса коммуникации, поэтому мы можем распространить представление об указанном взаимодействии на взаимосвязь между невербальной коммуникацией и процессом социализации, принимая во внимание, что невербальная коммуникация филогенетически является более древней, чем вербальная.

При изучении особенностей общения детей необходимо принимать во внимание не только различия между ними в соответствии с клиническими диагнозами, но и показатели психического развития, позволяющие подробно исследовать их коммуникативную сферу. В данном исследовании мы, опираясь на биопсихосоциальный подход, попытались выделить в структуре развития жестов первоклассников с разной степенью интеллектуального развития когнитивный, эмоционально-личностный и поведенческий компоненты общения для того, чтобы использовать полученную факторную структуру анализа в дальнейшем исследовании.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

В социально-психологическом эксперименте приняли участие 128 детей - учащихся первого класса (средний возраст - 7,37 лет; 47 девочек, 81 мальчик). Среди них с диагнозом Б70 - «легкая умственная отсталость» - 30 детей (средний возраст 7,52; 11 девочек, 19 мальчиков), диагнозом Б83 - «смешанные специфические расстройства развития»- 53 ребенка (средний возраст 7,39; 12 девочек, 41 мальчик). В качестве контрольной группы выступили 45 здоровых, нормально развивающихся детей (средний возраст - 7 лет; 24 девочки, 21 мальчик). Обследованные ученики обучаются в следующих школах: ГБОУ специальная (коррекционная) школа № 7 Красносельского района г. Санкт-Петербурга, Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 22 (VIII вида)

Невского района Санкт-Петербурга, ГБОУ специальная (коррекционная) школа № 131 Красносельского района г. Санкт-Петербурга, Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа (VIII вида) № 502 Кировского района Санкт-Петербурга, ГБОУ специальная (коррекционная) школа № 663 Московского района г. Санкт-Петербурга, ГБОУ средняя общеобразовательная школа № 237 Красносельского района г. Санкт-Петербурга.

Дети обследовались с помощью методики «Жесты» О.В. Защиринской (Защирин-ская О.В., Наследов А.Д., 2006), результаты которой анализировались с использованием факторного анализа методом главных компонент с применением варимакс-вращения.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

По результатам применение меры выборочной адекватности Кайзера-Мейера-Олкина (показатель= 0.902) и критерия сферичности Барлетта ф< 0.001) мы можем говорить о том, что исходные данные, безусловно, адекватны для применения факторного анализа. При интерпретации полученных показателей были выделены 3 фактора, которые объясняют 74.694% общей дисперсии анализируемых показателей (рисунок 1).

Запрет 0,739 4— —► t приветствие 0,746

Показ 0,654 t просьба 0,768

< ч

Похвала 0,766 4— фактор 1 44.3 % -► t запрет 0,955

Рассматривание 0,760 *— -► t показ 0,957

Жест скрывающий 0,853 t похвала 0,935

Злость 0,775 *— t рассматривание 0,952

Отказ 0,710 *— —► t жест указательный 0,951

Угроза 0,786 4— г фактор 2 —► t жест скрывающий 0,959

Веселье 0,807 24.6 % t жест оскорбительный 0,960

Нежелание 0,761 4— —► t злость 0,931

Наказание 0,725 4— —► t отказ 0,935

Жест дразнящий 0,807 t угроза 0,960

t веселье 0,939

фактор 3 5.8 % —► t нежелание 0,939

—► t наказание 0,953

Жест указательный 0,659 t жест дразнящий 0,909

V-

Рис. 1. Факторная структура по методике «Жесты» Защиринской О.В.

Поскольку у фактора 1 нагрузка распределилась на показатели времени ответа на карточку: приветствие (0,746), просьба (0,768), запрет (0,955), показ (0,957), похвала (0,935), рассматривание (0,952), манящий (0,951), скрывающий (0,959), оскорбительный (0,960), злость (0,931), отказ (0,935), угроза (0,960), веселье (0,939), нежелание (0,939), наказание (0,953), дразнящий (0,909), мы назвали его «Когнитивный компонент общения» (объясняет 44.3% общей дисперсии).

У фактора 2нагрузка распределилась на следующие изучаемые в рамках методики эмоции и жесты: запрет (0,739), показ (0,654), похвала (0,766), рассматривание (0,760), жест скрывающий (0,853), злость (0,775), отказ (0,710), угроза (0,786), веселье (0,807), нежелание (0,761), наказание (0,725), жест дразнящий (0,807). Данная факторная структура позволила его назвать как «Эмоционально-личностный компонент общения» (объясняет 24.6% общей дисперсии).

Факторный анализ позволил выделить фактор 3, у которого нагрузка распределилась на основе выделения одного показателя - жест указательный (0,659). Он получил название «Поведенческий компонент общения» (объясняет 5.8% общей дисперсии).

Таким образом, нам удалось получить при изучении разнообразия различных жестов у обследованных первоклассников факторную структуру, которая разделила все характеристики особенностей развития жестов на когнитивный, эмоционально-личностный и поведенческий компоненты.

Применяемый в исследовании биопсихосоциальный подход относится к современным представлениям о психических расстройствах у детей в клинической психологии (Вассерман Л.И и др., 2011) и соотносится с эволюционным подходом в исследовании невербальной коммуникации человека.

В целом, применяемая методология изучения невербальной коммуникации у детей с различной степенью снижения уровня интеллекта позволяет не только унифицированную оценку различных жестов детей, но и соотнести особенности развития каждого жеста к определенному компоненту общения ребенка. То, что в выборку обследуемых, помимо нормально развивающихся детей, вошли дети с клиническими диагнозами (F70 и F83), обусловливающими разную степень снижения интеллекта при наличии задержки психического развития или легкой умственной отсталости позволяет говорить о некоторой универсальности выделения данных факторов. Дифференциальная диагностика также открывает дополнительные возможности для сравнительного исследования детей с различными психическими расстройствами, а также для исследования эффективности применения программ и техник психологического вмешательства.

Исследование выполнено в рамках финансирования научно-исследовательского проекта «Психофизиологические и нейролингвистические аспекты процесса распознавания вербальных и невербальных паттернов», проект Российского научного фонда № 14-18-02135.

ЛИТЕРАТУРА

1. Безруких, М.М. Трудности обучения в начальной школе : причины, диагностика, комплексная помощь / М.М. Безруких. - М. : Эксмо, 2009. - 464 с.

2. Вассерман, Л. И. Гуманистическая психология, качество жизни и ценностное сознание личности / Л. И. Вассерман, Е. А. Трифонова // Сибирский психологический журнал. - 2011. - № 40. - С. 129-135.

3. Защиринская, О.В. Психология общения младших школьников: психодиагностика / О.В. Защиринская, А. Д. Наследов ; С.-Петерб. гос. ун-т. - СПб. : Изд-во СПбГУ, 2006. - 239 с.

4. Защиринская, О.В. Невербальное общение у детей при нормальном и нарушенном развитии / О.В. Защиринская, Л.М. Щипицына. - СПб. : Речь, 2009. - 128 с.

5. Защиринская, О.В. Возрастной аспект феноменологии нарушения общения у детей и подростков с легкой умственной отсталостью / О.В. Защиринская // Материалы V Всеросс. научн.-практ. конф. с междунар. участием «Здоровье и образ жизни учащихся в современных условиях: взгляд врача и педагога». - СПб. : ИТЦ «Символ», 2013. - С. 48-55.

6. Защиринская, О.В. Компоненты общения детей с умственной отсталостью / О.В. За-щиринская // Современные проблемы подготовки специалистов в области психопедагогики и театрального искусства : материалы и тез. участников междунар. науч.-практ. конф. - Кишинев : Изд-во Славянского ун-та, 2011. - С. 56-63.

REFERENCES

1. Bezrukov, M.M. (2009), The difficulties of primary school: Causes, diagnosis, comprehensive care, publishing house "Eksmo", Moscow.

2. Wasserman, L.I. and Trifonova, E.A. (2011), "Humanistic psychology, quality of life and value consciousness of the person", Siberian psychological journal, No. 40, pp. 129-135.

3. Zashchirinskaia, O.V. and Nasledov A.D. (2006), Psychology of dialogue of younger schoolboys: psychodiagnosis, publishing house of St. Petersburg State University, St. Petersburg.

4. Zashchirinskaia, O.V. and Schipitsyna L.M. (2009), "Nonverbal communication in children with normal and impaired development", publishing house "Rech", St. Petersburg

5. Zashchirinskaia, O.V. (2013), "Age aspects of the phenomenology of communication disorders in children and adolescents with mild mental retardation", Materials conf. "Health and lifestyle of pupils in modern conditions: the sight of the doctor and the teacher", publishing house "Symbol", St. Petersburg, рр. 48-55.

6. Zaschirinskaya, O.V. (2011), "Components of communication of children with mental retardation", Materials conf. "Current problems of training specialists in the field ofpsycho-pedagogy and theater", publishing house "Slavic University Press", Chisinau, рр. 56-63.

Контактная информация: psihologiya.asol@mail.ru

Статья поступила в редакцию 21.01.2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.