ОСОБЕННОСТИ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ СДЕЛОК МЕЖДУ ВЗАИМОЗАВИСИМЫМИ ЛИЦАМИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СОГЛАШЕНИЙ О ЦЕНООБРАЗОВАНИИ
Туфетулов Айдар Миралимович, Орлова Марта Евгеньевна, Заяц Андрей Сергеевич, Институт управления,экономики и финансов К(П)ФУ,г. Казань
E-mail: zayatsas@yandex.ru т
Система налогового контроля сделок между взаимозависимыми лицами в связи с разнообразием подходов к определению соответствия цен рыночным создает неудобства как для организаций, так и для налоговых органов: необходимо искать сопоставимые цены, доказывать возможность использования того или иного метода ценообразования. Для гармонизации и упрощения отношений между налогоплательщиками и налоговыми органами Налоговый кодекс Российской Федерации предусматривает возможность заключения соглашения о ценообразовании [2, с. 137].
Соглашение о ценообразовании для целей налогообложения представляет собой соглашение между крупнейшим налогоплательщиком и Федеральной налоговой службой России о порядке определения цен и применения методов ценообразования в сделках между взаимозависимыми лицами. Основная цель соглашения о ценообразовании заключается в определенности в методах и процессе определения налогоплательщиком цен, используемых в сделках между взаимозависимыми лицами как для налогоплательщиков, так и для налоговых органов, и на этой основе договорное закрепление всех условий процесса проведения сделок взаимозависимых лицах между налогоплательщиком и налоговыми органами [2, с. 137].
В настоящее время процедура заключения соглашения о ценообразовании предусмотрена гл. 14.6 [1], которая регламентирует порядок заключения, срок действия и порядок прекращения соглашения о ценообразовании для целей налогообложения.
62
о
о
При заключении соглашения налоговые органы руководствуются кроме Налогового кодекса Российской Федерации, договорами Российской Федерации об избежании двойного налогообложения, а также Руководством ОЭСР по трансфертному ценообразованию для транснациональных компаний и налоговых администраций.
Авторами статьи выделяются конкретные этапы процесса заключения соглашения о ценообразовании. Этапы заключения соглашения о ценообразования делятся на следующие:
- предварительный этап (подача налогоплательщиком заявления и документов, необходимых для заключения соглашения о ценообразовании);
- этап рассмотрения документов налогоплательщика (принятие решения о вводе в действие соглашения о ценообразовании);
- этап действия соглашения о ценообразовании.
На предварительном этапе заключения соглашения о ценообразовании крупнейший российский налогоплательщик, совершающий контролируемые сделки, должен подать заявление в Федеральную налоговую службу России, а также перечень обязательных и дополнительных документов 3, с. 190]:
- сопроводительные документы к заявлению;
- документы, обосновывающие методологию определения цен для целей налогообложения;
- первичные документы, подтверждающие факты, изложенные в проекте соглашения о ценообразовании и обосновывающие его документацию.
В виде алгоритма процесс заключения соглашения о ценообразовании представлен на рисунке 1.
На этапе рассмотрения документов налогоплательщика Федеральная налоговая служба России рассматривает их в течение шести месяцев со дня получения (срок может быть продлен до девяти месяцев).
В соглашение о ценообразовании могут быть включены следующие вопросы, по которым достигается соглашение между налогоплательщиком и Федеральной налоговой службой России [3, с. 192]:
- виды, перечни контролируемых сделок и товаров (работ, услуг), в отношении которых заключается соглашение о ценообразовании (по сделкам в соглашении их цены будут признаваться соответствующими рыночным ценам);
- порядок определения цен, описание и порядок применения методов ценообразования для целей налогообложения;
- перечень источников информации, используемых при определении соответствия цен, примененных в сделках, условиям соглашения.
- перечень, порядок и сроки представления документов, подтверждающих исполнение условий соглашения о ценообразовании.
о
63
о
о
о
Рис. 1 Алгоритм заключения соглашений о ценообразовании
64
о
о
Перечень вопросов, включенных в соглашение о ценообразовании, не является закрытым. По договоренности сторон в нем могут быть установлены и иные условия осуществления сделок между взаимозависимыми лицами.
На этапе вынесения решения о заключении соглашения о ценообразовании Федеральная налоговая служба России принимает решение [2, с. 140]:
а) о заключении соглашения о ценообразовании с указанием места, даты и времени его подписания;
б) о необходимости доработки проекта соглашения о ценообразовании;
в) об отказе от заключения соглашения о ценообразовании.
В случае положительного решения, заключение соглашения о ценообразовании направляется налогоплательщику в течение пяти дней с даты принятия такого решения. Копия соглашения о ценообразовании, заключенного с налогоплательщиком, направляется Федеральной налоговой службой России в налоговый орган по месту учета налогоплательщика в качестве крупнейшего налогоплательщика в течение трех дней со дня подписания соглашения о ценообразовании.
При необходимости доработки проекта соглашения решение должно содержать ссылки на представленные документы, которые требует доработки со стороны налогоплательщика. После доработки документов налогоплательщик вправе повторно представить проект соглашения о ценообразовании, который рассматривается Федеральной налоговой службой России в течение трех месяцев с даты повторной подачи документов.
В случае отказа в заключении соглашения о ценообразовании Федеральная налоговая служба России делает мотивированный вывод о том, что в результате применения предложенного налогоплательщиком в проекте соглашения о ценообразовании порядка определения цен, методов ценообразования не будет обеспечиваться соответствие цен.
Решение об отказе в заключении соглашения о ценообразовании может быть обжаловано в суде в соответствии с законодательством. Арбитражный суд после рассмотрения заявления может признать решение Федеральной налоговой службы России соответствующим закону или недействительным. В случае признания недействующим решения Федеральной налоговой службы России об отказе заключения соглашения о ценообразовании впоследствии у налогового органа возникнет обязанность принять решение о заключении соглашения о ценообразовании. В случае признания арбитражным судом решения Федеральной налоговой службы России, соответствующим законодательству, налогоплательщик должен внести изменения в проект соглашения о ценообразовании [2, с. 144].
После устранения причин отказа налогового органа в заключении соглашения о ценообразовании, отраженных в соответствующем решении, налогоплательщик
о
65
о
о
вправе будет обратиться повторно в Федеральную налоговую службу России с заявлением о заключении соглашения.
После подписания соглашения о ценообразовании в срок и в месте, указанных в решении о заключении соглашения о ценообразовании, Федеральная налоговая служба России в течение трех рабочих дней со дня его подписания отправляет его копию в налоговый орган по месту учета крупнейшего налогоплательщика.
На этапе действия соглашения о ценообразовании оно начинает действовать с 1 января очередного календарного года, следующего за годом его подписания.
Соглашение о ценообразовании прекращает свое действие по окончанию срока, на который оно было заключено. В исключительных случаях соглашение о ценообразовании может быть прекращено до истечения срока, на который оно было заключено - по соглашению сторон или по решению суда. Также Федеральная налоговая служба России может принять решение о досрочном прекращении действия соглашения при нарушении налогоплательщиком его условий в течение срока его действия, что повлекло за собой неполную уплату налогов [3, с. 194].
При изменении законодательства о налогах и сборах в части отношений, регламентированных соглашением о ценообразовании, условия заключенного Соглашения остаются неизменными до окончания срока его действия.
С одной стороны, заключение соглашения о ценообразовании, по мнению авторов статьи, имеет проблемные моменты для некоторых налогоплательщиков, так как возможны:
- нецелесообразность заключения соглашения о ценообразовании (в ситуации, когда затраты на заключение соглашения о ценообразовании и соблюдение его условий превышают выполнение раздела V.1 Налогового кодекса Российской Федерации);
- несоответствие критериям для возможности заключать соглашение о ценообразовании (например, если налогоплательщик не является крупнейшим);
- доначисления налогов, пени и штрафов, в отношении сделок между взаимозависимыми лицами, цены по которым были согласованы в соглашении о ценообразовании.
С другой стороны, существуют и преимущества заключения соглашения о ценообразовании, по мнению Л.П. Грундел, как для налоговых органов, так и ддя налогоплательщиков [2, с. 143]:
- эффективное взаимодействие между налогоплательщиком и налоговыми органами;
- экономия ресурсов на проведение затяжных и трудоемких налоговых проверок, судебных споров;
- увеличение уровня прозрачности информации налогоплательщика при проведении налоговым органом процедур налогового контроля;
о
66
о
УНИКАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ XXI ВЕКА
- эффективное взаимодействие российских налоговых органов и налоговых органов зарубежных стран;
- устранение проблемы двойного налогообложения (при двусторонних соглашениях о ценообразовании).
В Российской Федерации на сегодняшний день заключение о ценообразовании с налоговым органом заключили три крупнейших налогоплательщика - «Роснефть», «Еазпром нефть» и «Аэрофлот».
В целом заключено восемь соглашений о ценообразовании, при которых налоговые органы будут проверять лишь соблюдение компаниями условий соглашения о ценообразовании, а не подходы к определению обоснованности применения цен в сделках между взаимозависимыми лицами. Условием соглашений о ценообразовании становится прозрачность установления цены налогоплательщиками.
Таким образом, соглашения о ценообразовании - инструмент в отечественной налоговой практике, введенный законом от 18.07.2011 № 227-ФЗ - является еще один шагом по гармонизации российской налоговой системы с международными ^ правилам контроля сделок между взаимозависимыми лицами. Заключение о соглашения о ценообразовании, по мнению О.В. Чаадаевой, позволяет существенно упростить процедуру налогового администрирования крупнейших налогоплательщиков и снизить издержки налогоплательщиков в связи с проведением налогового контроля. Соглашение о ценообразовании для целей налогообложения дает возможность налогоплательщику и налоговому органу заранее, до фактического исполнения сделок, определить рыночную цену сделок, на основании которой исчисляются налоговые обязательства.
В конечном итоге, заключение соглашения о ценообразовании, по мнению авторов статьи, может позволить налогоплательщикам как сократить уровень затрат, связанных с осуществлением мероприятий по выполнению требований законодательства об установлении цен в сделках для целей налогообложения, так и снизить административную нагрузку налоговых органов, связанную с осуществлением процедур контроля сделок между взаимозависимыми лицами.
Литература:
1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая). Утверждено приказом Министерства финансов РФ от 13.07.1998г. №146-ФЗ (в ред. 13.07.2015) // СПС «Консультант плюс». - Законодательство: Версия Проф. - Режим доступа: http:// base.consultant.ru (дата обращения: 01.12.2015).
2. Ерундел, Л.П. Соглашения о ценообразовании - новая форма налогового контроля трансфертного ценообразования в России / Л.П. Ерундел // Финансы и кредит. -2014.-№ 10.
67