Научная статья на тему 'Новый порядок налогового контроля цен'

Новый порядок налогового контроля цен Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
127
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РФ / ИДЕНТИЧНЫЕ ТОВАРЫ / ТОВАРООБМЕННЫЕ ОПЕРАЦИИ / ПОРЯДОК НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ ЦЕН

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Корзухина А.Н.

С 01.01.2012 вступил в силу новый раздел Налогового кодекса РФ, регулирующий порядок определения и контроля цен по сделкам между взаимозависимыми лицами, который рассматривается в статье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Новый порядок налогового контроля цен»

НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ

УДК 657.2

новый порядок налогового контроля цен

а. н. корзухина,

аттестованный аудитор E-mail: korzuhina@auditpart. ru

ООО Аудиторская фирма «Аудиторское партнерство»

С 01.01.2012 вступил в силу новый раздел Налогового кодекса РФ, регулирующий порядок определения и контроля цен по сделкам между взаимозависимыми лицами, который рассматривается в статье.

Ключевые слова: Налоговый кодекс РФ, идентичные товары, товарообменные операции, порядок налогового контроля цен.

Федеральный закон от 18.07.2011 № 227-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием принципов определения цен для целей налогообложения» (далее - Федеральный закон № 227-ФЗ) изменил правила проверки налоговыми органами цен сделок на соответствие их рыночным ценам. Указанным Федеральным законом, вступившим в силу 01.01.2012, Налоговый кодекс РФ (НК РФ) дополнен новым разделом (V. 1), включающим шесть глав (14.1-14.6).

До вступления в силу указанных изменений принципы определения цены товаров, работ и услуг устанавливались только одной статьей - ст. 40 НК РФ, согласно которой налоговый орган вправе проверить правильность применения цен:

- по сделкам между взаимозависимыми лицами;

- по товарообменным операциям;

- при совершении внешнеторговых сделок;

- при отклонении цен сделки более чем на 20 % как в сторону повышения, так и в сторону понижения от уровня цен, примененных самим налогоплательщиком в течение непродолжительного периода времени.

Данный порядок с 01.01.2012 будет применяться в отношении только тех сделок, доходы и расходы по которым в целях налога на прибыль признаны до 01.01.2012. В отношении сделок, по которым доходы и расходы будут учтены начиная с указанной даты, должен применяться новый порядок налогового контроля цен (пп. 5, 6 ст. 4 Федерального закона № 227-ФЗ).

Таким образом, соблюдение положений ст. 40 НК РФ будет проверяться налоговыми органами в ходе налоговых проверок в отношении сделок, совершенных до 01.01.2012, еще 3 года.

Основные определения

Федеральным законом № 227-ФЗ в НК РФ введены определения, ранее отсутствовавшие в Кодексе.

Идентичными товарами (работами, услугами) (п. 6 ст. 38 НК РФ) признаются товары (работы,

услуги), имеющие одинаковые характерные для них основные признаки. При определении идентичности товаров незначительные различия во внешнем виде таких товаров могут не учитываться. При определении идентичности учитываются:

- физические характеристики;

- качество;

- функциональное назначение;

- страна происхождения и производитель, его деловая репутация на рынке и используемый товарный знак.

Однородными товарами (п. 7 ст. 38 НК РФ) признаются товары, которые, не являясь идентичными, имеют сходные характеристики и состоят из схожих компонентов, что позволяет им выполнять одни и те же функции и (или) быть коммерчески взаимозаменяемыми. При определении однородности товаров учитываются:

- их качество;

- репутация на рынке;

- товарный знак;

- страна происхождения.

Однородными работами (услугами) (п. 7

ст. 38 НК РФ) считаются работы (услуги), которые, не являясь идентичными, имеют сходные характеристики, что позволяет им быть коммерчески и (или) функционально взаимозаменяемыми. При определении однородности работ (услуг) учитываются:

- их качество;

- товарный знак;

- репутация на рынке;

- вид работ (услуг);

- объем работ (услуг);

- уникальность и коммерческая взаимозаменяемость.

Эти определения необходимы для дальнейшего анализа налоговыми органами цены сделок на предмет их соответствия рыночным ценам.

Взаимозависимые лица. Закон № 227-ФЗ значительно расширил перечень закрепленных в НК РФ оснований, по которым лица признаются взаимозависимыми (п. 2 ст. 105.1 НК РФ).

Напомним, что ранее этот вопрос в НК РФ регулировала ст. 20. Согласно новым правилам она, как и ст. 40 НК РФ, применяется исключительно в отношении тех сделок, доходы и расходы по которым в целях налога на прибыль будут признаны

до 01.01.2012 (пп. 5, 6 ст. 4 Федерального закона № 227-ФЗ). Если доходы и расходы будут учтены после указанной даты, в отношении этих сделок будет применяться новый порядок признания лиц взаимозависимыми (ст. 105.1, 105.2 НК РФ).

В соответствии с изменениями, внесенными в НК РФ Федеральным законом № 227-ФЗ (п. 2 ст. 105.1 НК РФ), взаимозависимыми признаются:

1) организации, если одна организация прямо и (или) косвенно участвует в другой и доля участия составляет более 25 %;

2) физическое лицо и организация в случае, если такое физическое лицо прямо и (или) косвенно участвует в организации и доля участия составляет более 25 %;

3) организации в случае, если одно и то же лицо прямо и (или) косвенно участвует в этих организациях и доля такого участия в каждой организации составляет более 25 %;

4) организация и лицо, имеющее полномочия по назначению (избранию) единоличного исполнительного органа этой организации или по назначению (избранию) не менее 50 % состава коллегиального исполнительного органа или совета директоров (наблюдательного совета) этой организации;

5) организации, единоличные исполнительные органы которых либо не менее 50 % состава коллегиального исполнительного органа или совета директоров (наблюдательного совета) которых назначены или избраны по решению одного и того же лица;

6) организации, в которых более 50 % состава коллегиального исполнительного органа или совета директоров (наблюдательного совета) составляют одни и те же физические лица совместно с взаимозависимыми лицами, указанными в подп. 11 п. 2 ст. 105.1 НК РФ;

7) организация и лицо, осуществляющее полномочия ее единоличного исполнительного органа;

8) организации, в которых полномочия единоличного исполнительного органа осуществляет одно и то же лицо;

9) организации и (или) физические лица в случае, если доля прямого участия каждого предыдущего лица в каждой последующей организации составляет более 50 %;

10) физические лица в случае, если одно физическое лицо подчиняется другому физическому лицу по должностному положению;

11) физическое лицо, его супруг (супруга), родители (в том числе усыновители), дети (в том числе усыновленные), полнородные и неполнородные братья и сестры, опекун (попечитель) и подопечный.

Порядок определения доли прямого и косвенного участия организации и физических лиц в других организациях регулируется ст. 105.2 НК РФ.

Следует отметить, что организации и физические лица вправе самостоятельно признать себя взаимозависимыми по любым другим основаниям, если особенности отношений между ними могут повлиять на какое-либо одно или совокупность следующих обстоятельств:

- условия заключенных ими сделок;

- результаты заключенных ими сделок;

- экономические результаты их деятельности;

- экономические результаты деятельности представляемых ими лиц.

При этом в целях установления взаимозависимости учитывается такое влияние, которое заключается в возможности одного лица определять решения, принимаемые другими лицами (пп. 1, 6 ст. 105.1 НК РФ). Суд может признать лиц взаимозависимыми по иным основаниям, если отношения между этими лицами обладают указанными признаками (п. 7 ст. 105.1 НК РФ). Напомним, что аналогичное правило также предусмотрено п. 2 ст. 20 НК РФ.

Рыночная цена. Цена в сделке признается рыночной (п. 3 ст. 105.3 НК РФ), если федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, не доказано обратное либо если налогоплательщик не произвел самостоятельно корректировку сумм налога.

Вместе с тем цена признается рыночной в следующих случаях (пп. 8-11 ст. 105.3 НК РФ):

- если цены применяются в сделках в соответствии с предписаниями антимонопольного органа (с учетом особенностей, предусмотренных ст. 105.4 НК РФ для сделок, в которых применяются регулируемые цены);

- если сделка была заключена по результатам биржевых торгов, проведенных в соответствии

с законодательством РФ или законодательством иностранного государства;

- если в соответствии с законодательством РФ при совершении сделки проведение оценки является обязательным, стоимость объекта оценки, определенная оценщиком в соответствии с законодательством РФ об оценочной деятельности, является основанием для определения рыночной цены для целей налогообложения;

- если цена, примененная в сделке, определена в соответствии с соглашением о ценообразовании, заключенным в соответствии с гл. 14.6 «Соглашение о ценообразовании в целях налогообложения» НК РФ.

В случае, если главами ч. 2 НК РФ, регулирующими вопросы исчисления и уплаты отдельных налогов, определены иные правила определения цены товара (работы, услуги) для целей налогообложения, то применяются правила ч. 2 НК РФ (п. 12 ст. 105.3 НК РФ).

Контролируемые сделки - это сделки, цены которых налоговые органы будут вправе проверить на соответствие рыночным. К ним относятся сделки между взаимозависимыми лицами с учетом особенностей, установленных п. 1 ст. 105.14 НК РФ. В общем случае сделки между невзаимозависимыми лицами не будут контролироваться налоговыми органами (за рядом исключений). В частности, к контролируемым сделкам приравниваются сделки по реализации товаров (работ, услуг), если эти сделки совершаются с участием лиц, не являющихся взаимозависимыми, но конечными покупателями являются взаимозависимые лица. Иными словами, перепродажа товаров (работ, услуг) взаимозависимому лицу через посредников будет контролироваться, если посредники:

- не выполняют в данной совокупности сделок никаких дополнительных функций, за исключением организации перепродажи товаров (работ, услуг);

- не принимают на себя никаких рисков и не используют никаких активов для организации перепродажи (подп. 1 п. 1 ст. 105.14 НК РФ).

Следует отметить, что законодатель из группы сделок между взаимозависимыми лицами, в том числе совершенных через посредников, выделил те сделки, все стороны и выгодоприобретатели которых зарегистрированы в России.

Также выделены сделки, все стороны и выгодоприобретатели которых являются налоговыми резидентами РФ. Сделки признаются контролируемыми между взаимозависимыми лицами при наличии хотя бы одного из следующих условий:

- сумма доходов по данным сделкам за календарный год превышает 1 млрд руб. (подп. 1 п. 2 ст. 105.14 НК РФ). Для этого правила предусмотрены переходные положения. Лимит в 1 млрд руб. будет действовать с 2014 г. В 2012 г. доход по таким сделкам должен составлять 3 млрд руб., в 2013 г. - 2 млрд руб. (п. 3 ст. 4 Федерального закона № 227-ФЗ);

- одна из сторон сделки является плательщиком налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ), исчисляемого по налоговой ставке, выраженной в процентах. Одновременно предметом сделки должно быть добытое полезное ископаемое, признаваемое для указанной стороны объектом обложения НДПИ, при добыче которого применяется ставка, установленная в процентах (подп. 2 п. 2 ст. 105.14 НК РФ). При этом сумма доходов по сделкам между указанными лицами за календарный год должна превышать 60 млн руб. (п. 3 ст. 105.14 НК РФ);

- среди сторон сделки есть плательщики единого сельскохозяйственного налога (ЕСХН) или единого налога на вмененный доход (ЕНВД), и при этом в числе других лиц, являющихся сторонами сделки, есть лицо, не применяющее указанные специальные налоговые режимы (подп. 3 п. 2 ст. 105.14 НК РФ). Сумма доходов по таким сделкам должна превышать 100 млн руб. за календарный год (п. 3 ст. 105.14 НК РФ);

- хотя бы одна из сторон сделки - участник проекта «Сколково». Этот участник должен применять освобождение от налога на прибыль или перечислять данный налог по нулевой ставке согласно п. 5.1 ст. 284 НК РФ. При этом другая сторона сделки - лицо, не освобожденное от налога на прибыль и не применяющее указанную ставку (подп. 4 п. 2 ст. 105.14 НК РФ). Сумма доходов по таким сделкам должна превышать 60 млн руб. за календарный год (п. 3 ст. 105.14 НК РФ);

- хотя бы одна из сторон сделки является резидентом особой экономической зоны (ОЭЗ), в которой установлены специальные льготы по налогу на прибыль. Другая сторона сделки не должна быть резидентом такой ОЭЗ (подп. 5 п. 2

ст. 105.14 НК РФ). Сумма доходов по сделкам между указанными лицами за календарный год также должна превышать 60 млн руб. (п. 3 ст. 105.14 НК РФ). Положения подп. 5 п. 2 ст. 105.14 НК РФ применяются с 01.01.2014 (п. 4 ст. 4 Закона № 227-ФЗ).

К сделкам между взаимозависимыми лицами НК РФ приравниваются сделки в области внешней торговли товарами мировой биржевой торговли (подп. 2 п. 1 ст. 105.14 НК РФ). Предметом таких сделок должны являться товары, входящие в состав следующих товарных групп (п. 5 ст. 105.14 НК РФ):

- нефть и товары, выработанные из нефти;

- черные металлы;

- цветные металлы;

- минеральные удобрения;

- драгоценные металлы и драгоценные камни.

Для данной категории сделок законодатель

также установил сумму доходов, при превышении которой эти сделки, совершенные с одним лицом, считаются контролируемыми. Эта сумма должна составлять более 60 млн руб. за календарный год (п. 7 ст. 105.14 НК РФ).

К сделкам между взаимозависимыми лицами приравниваются также сделки, одной из сторон которых является лицо, зарегистрированное в офшорах (подп. 3 п. 1 ст. 105.14 НК РФ). Сумма доходов по таким сделкам также должна превышать 60 млн руб. за календарный год (п. 7 ст. 105.14 НК РФ).

Кроме того, есть еще дополнительное условие, необходимое для признания всех указанных в ст. 105.14 НК РФ сделок контролируемыми. В результате совершения указанных выше сделок хотя бы одной стороне нужно учесть доходы, расходы или стоимость добытых полезных ископаемых, в результате чего должна увеличиться или уменьшиться база по налогу на прибыль, НДФЛ, НДПИ или налогу на добавленную стоимость (НДС) (п. 11 ст. 105.14 НК РФ, п. 4, 13 ст. 105.3 НК РФ). Обратим внимание, что полнота уплаты только этих налогов контролируется в ходе проверки полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами (п. 4 ст. 105.3 НК РФ).

Необходимо отметить, что суд может признать сделку контролируемой, даже если она не

соответствует указанным признакам. Это возможно при наличии достаточных оснований полагать, что данная сделка входит в группу однородных сделок, совершенных в целях сокрытия контролируемой сделки (п. 10 ст. 105.14 НК РФ).

Существует несколько исключений, когда сделки при соблюдении перечисленных условий не признаются контролируемыми (п. 4 ст. 105.14 НК РФ):

1) сделки между участниками одной и той же консолидированной группы налогоплательщиков. Положения об указанной группе планируется внести в НК РФ. Соответствующий законопроект определяет консолидированную группу налогоплательщиков как добровольное объединение плательщиков налога на прибыль на основе договора в целях исчисления и уплаты данного налога с учетом совокупного результата хозяйственной деятельности;

2) сделки между лицами, которые соответствуют одновременно всем следующим условиям:

- стороны сделки зарегистрированы в одном субъекте РФ;

- у них нет обособленных подразделений в других регионах, а также за рубежом;

- они не уплачивают налог на прибыль в бюджеты других регионов РФ;

- у данных организаций нет убытков, учитываемых в целях налога на прибыль;

- отсутствуют обстоятельства для признания совершаемых такими лицами сделок контролируемыми в соответствии с подп. 2-5 п. 2 ст. 105.14 НК РФ (т. е. лица не являются плательщиками НДПИ, не применяют специальные налоговые режимы, не освобождены от уплаты налога на прибыль и не применяют по налогу на прибыль ставку 0 %, не являются резидентом ОЭЗ).

Права и обязанности налогоплательщиков, совершающих контролируемые сделки

В связи с заключением сделок с взаимозависимыми лицами по ценам, отклоняющимся от рыночных, организации или предприниматели вправе:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- самостоятельно применить для целей налогообложения рыночную цену, т. е. уплатить налоги, исходя из рыночных цен (п. 3 ст. 105.3 НК РФ);

- для целей исчисления налогов (авансовых платежей) по итогам налоговых периодов (отчетных периодов), заканчивающихся в течение календарного года, налогоплательщик вправе использовать фактически применяемые цены (п. 7 ст. 105.3 НК РФ), а по истечении календарного года произвести корректировку налоговой базы и сумм соответствующих налогов (п. 6 ст. 105.3 НК РФ).

Таким образом, налогоплательщик вправе уплачивать авансовые платежи по налогу на прибыль (налог на доходы физических лиц - НДФЛ), а также перечислять НДС и НДПИ за налоговые периоды, заканчивающиеся в течение календарного года, исходя из фактических цен сделки, а по окончании года может самостоятельно скорректировать налоговую базу и доплатить налоги, если несоответствие цен повлекло занижение указанных налогов (п. 6 ст. 105.3 НК РФ).

Такие корректировки производятся одновременно с представлением декларации по налогу на прибыль (НДФЛ). Вместе с этой отчетностью необходимо подать уточненные декларации по НДС и НДПИ. Выявленную недоимку по всем обязательным платежам необходимо погасить не позднее даты, установленной НК РФ для перечисления налога на прибыль (НДФЛ), до этого момента пени на данную недоимку не начисляются (п. 6 ст. 105.3 НК РФ).

Основная обязанность налогоплательщиков заключается в необходимости сообщать в налоговую инспекцию по месту своего нахождения (месту жительства), а отнесенных к категории крупнейших - по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков обо всех совершенных в течение календарного года контролируемых сделках (пп. 1, 2 ст. 105.16 НК РФ).

Соответствующее уведомление необходимо представлять не позднее 20 мая года, следующего за отчетным календарным годом по установленной форме на бумажном носителе или по установленным форматам в электронном виде. Форма утверждается ФНС России и должна предусматривать указание следующей информации (п. 3 ст. 105.16 НК РФ):

- отчетный календарный год;

- предметы сделок;

- сведения об участниках сделок (наименование организаций, идентификационный номер

налогоплательщика (ИНН), фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя и его ИНН, фамилия, имя, отчество, гражданство физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем);

- суммы полученных доходов и произведенных расходов с выделением сумм доходов (расходов) по сделкам, цены которых подлежат регулированию.

Следует отметить, что, если первоначально представленное уведомление содержит неполные сведения, неточности или ошибки, в него можно внести уточнения (п. 2 ст. 105.16 НК РФ).

Несвоевременное представление уведомления, а также указание в нем недостоверных сведений о контролируемых сделках влекут штраф в размере 5 тыс. руб. (ст. 129.4 НК РФ, введенная Федеральным законом № 227-ФЗ).

Налоговый контроль в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами

Федеральный закон № 227-ФЗ вводит новый вид налоговых проверок - проверку полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами (ст. 105.17 НК РФ). Такая проверка не может быть предметом выездной или камеральной проверки (п. 1 ст. 105.17 НК РФ).

Проводить новый вид проверок будет ФНС России (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов). Соответствующее полномочие закреплено в п. 2 ст. 105.3 и п. 1 ст. 105.17 НК РФ.

Основаниями для проведения ФНС России проверки соответствия цен (п. 1 ст. 105.17 НК РФ) являются:

- уведомление о контролируемых сделках, поданное налогоплательщиком;

- извещение территориального налогового органа, который в ходе камеральной или выездной проверки выявил факты совершения незаявлен-ных контролируемых сделок;

- выявление контролируемой сделки при проведении ФНС России повторной выездной проверки.

Период проверки. Решение о проведении проверки правильности применения цен может быть вынесено не позднее 2 лет со дня получения уведомления или извещения (п. 2 ст. 105.17 НК РФ). При этом проверяется период, не превышающий 3 календарных лет, предшествующих году вынесения решения (п. 5 ст. 105.17 НК РФ). Проведение проверки правильности применения цен не препятствует проведению выездных и камеральных проверок за этот же период.

Срок проверки. По общему правилу срок проведения проверки не должен превышать 6 мес. (п. 4 ст. 105.17 НК РФ). Срок может быть продлен до 12 мес. по решению руководителя налогового органа. Срок исчисляется со дня вынесения решения о проведении проверки и до дня составления справки о ее проведении.

Запрет на проведение повторной проверки. ФНС России не вправе проводить две и более проверки в отношении одной сделки (группы однородных сделок) за один и тот же календарный год. В случае, если у налогоплательщика, являющегося стороной контролируемой сделки, в отношении указанной сделки была осуществлена проверка и по результатам такой проверки было установлено соответствие условий контролируемой сделки условиям сделок между лицами, не являющимися взаимозависимыми, в отношении указанной сделки не могут быть осуществлены проверки у налогоплательщиков, являющихся другими сторонами указанной сделки.

Методы, применяемые при проверке. Для определения соответствия цен сделки рыночным ФНС России вправе использовать следующие методы (п. 1 ст. 105.7 НК РФ):

- метод сопоставимых рыночных цен (ст. 105.9 НК РФ);

- метод цены последующей реализации (ст. 105.10 НК РФ);

- затратный метод (ст. 105.11 НК РФ);

- метод сопоставимой рентабельности (ст. 105.12 НК РФ);

- метод распределения прибыли (105.13 НК РФ).

Если для определения сопоставимости коммерческих и (или) финансовых условий контролируемых сделок с условиями сопоставляемых сделок между лицами, не являющимися

взаимозависимыми, налогоплательщик применил методы, указанные в п. 1 ст. 105.7 НК РФ, или их комбинацию, ФНС России при осуществлении налогового контроля применяет метод, примененный налогоплательщиком.

Применение иного метода (комбинации методов) возможно в случае, если ФНС России докажет, что метод, примененный налогоплательщиком, не позволяет определить сопоставимость коммерческих и (или) финансовых условий контролируемой сделки с условиями сопоставляемых сделок между лицами, не являющимися взаимозависимыми.

Истребование документов. Проверяющие вправе направить налогоплательщику в порядке, предусмотренном пп. 1, 2 и 5 ст. 93 НК РФ (общий порядок), требование о предоставлении документации, предусмотренной ст. 105.15 НК РФ, в отношении проверяемой сделки (группы однородных сделок). Документация представляется налогоплательщиком в течение 30 дней со дня получения соответствующего требования. Одновременно при проверке налоговый инспектор вправе истребовать документы у участников сделки в порядке, предусмотренном ст. 93.1 НК РФ (п. 7 ст. 105.17 НК РФ).

Результаты проверки. В последний день проверки составляется и вручается справка о проведенной проверке. Если по результатам проверки выявлено отклонение цен от рыночных, которое повлекло занижение налогов, составляется акт проверки в течение 2 мес. со дня составления справки о проведенной проверке (п. 9 ст. 105.17 НК РФ). Налогоплательщик вправе представить в ФНС России возражения на данный документ в течение 20 дней с момента его получения (п. 13 . ст. 105.17 НК РФ).

Рассмотрение акта проверки и других материалов проверки, а также вынесение решения производятся в общем порядке, предусмотренном ст. 101 НК РФ.

Следует отметить, что недоимка, установленная в ходе проверки правильности применения цен, может быть взыскана только в судебном порядке (подп. 4 п. 2 ст. 45 НК РФ).

Ответственность за неуплату налога в результате применения нерыночных цен установлена. п. 1 ст. 129.3 НК РФ: штраф в размере 40 % от неуплаченной суммы налога, но не менее 30 тыс. руб.

В указанном размере санкция будет применяться только при вынесении решений о доначислении налогов за налоговые периоды, начавшиеся в 2017 г. При доначислении налогов за периоды 2012-2013 гг. штраф назначаться не будет. В отношении налоговых периодов 2014-2016 гг. санкция составит 20 % от неуплаченной суммы налога. (п. 9 ст. 4 Федерального закона № 227-ФЗ).

Также предусмотрены случаи освобождения налогоплательщика от ответственности (п. 2. ст. 129.3 НК РФ):

- если он представит в ФНС России документацию, обосновывающую рыночный уровень цен. Порядок представления данной документации установлен ст. 105.15 НК РФ;

- если налогоплательщик заключил соглашение о ценообразовании (гл. 14.6 НК РФ).

Симметричные корректировки

Если ФНС России по результатам проверки доначислила одному из участников сделки налоги, другой участник контролируемой сделки вправе скорректировать свои налоговые обязательства (п. 1 ст. 105.18 НК РФ). Например, если продавцу был доначислен налог на прибыль в результате увеличения облагаемых доходов, покупатель вправе уточнить свои обязательства по налогу на прибыль, увеличив свои расходы по данной контролируемой сделке.

Симметричную корректировку можно провести только после того, как лицо, привлеченное к ответственности, исполнило соответствующее решение ФНС России в части недоимки (п. 2. ст. 105.18 НК РФ). Для целей применения симметричных корректировок не осуществляются корректировки регистров налогового учета и первичных документов.

Основанием для симметричной корректировки является уведомление о возможности симметричных корректировок. Данный документ ФНС России обязана направить в течение 1 мес. с момента погашения недоимки. Если же решение ФНС России обжалуется в судебном порядке, уведомление будет направлено только после вступления в силу судебного акта (п. 4 ст. 105.18 НК РФ).

Возможна и обратная корректировка. Так, в случае, если другие налогоплательщики, учас-

твующие в сделке, произвели симметричные корректировки в соответствии с решением о доначислении налога, а впоследствии такое решение изменено (отменено) или признано недействительным, другие стороны, участвующие в сделке, должны произвести соответствующие обратные корректировки.

Обратные корректировки производятся налогоплательщиками в течение 1 мес. на основании уведомлений о необходимости обратных корректировок, полученных от налоговых органов по месту учета. При этом пени в отношении подлежащих уплате сумм налога, увеличенных на основании обратных корректировок, не начисляются.

Соглашение о ценообразовании

Налогоплательщики, отнесенные к категории крупнейших (на основании ст. 83 НК РФ), вправе заключить с ФНС России соглашение о ценообразовании в целях налогообложения (п. 1 . ст. 105.19 НК РФ). Это документ, который регулирует порядок определения цен и порядок применения методов ценообразования в контролируемых сделках. Соглашение может быть двустороннее и многостороннее (ст. 105.20 НК РФ).

Предметами соглашения о ценообразовании являются (п. 3 ст. 105.19 НК РФ):

- виды контролируемых сделок, в отношении которых заключается соглашение;

- порядок определения цен, описание и порядок применения методик ценообразования;

- перечень источников информации, используемых при определении соответствия цен, примененных в сделках, условиям соглашения;

- срок действия соглашения (согласно ст. 105.21 НК РФ - не более 3 лет, но может быть продлен не более чем на 2 года в порядке, установленном ст. 105.22 НК РФ);

- перечень, порядок и сроки представления документов, подтверждающих исполнение условий данного соглашения.

Соглашение о ценообразовании вступает в силу с 1 января календарного года, следующего за годом, в котором оно было подписано, если иное не предусмотрено непосредственно указанным соглашением.

Процедура заключения соглашения о ценообразовании установлена ст. 105.22 НК РФ. Срок рассмотрения документов ФНС России составляет не более 6 мес. (может быть продлен до 9 мес.) со дня их получения. По результатам рассмотрения может быть вынесено одно из следующих решений:

- решение о заключении соглашения о ценообразовании;

- мотивированное решение об отказе;

- решение о необходимости доработки соглашения.

При повторном представлении проекта соглашения государственная пошлина не уплачивается, решение по нему принимается в течение 3 мес.

Решение об отказе в заключении соглашения может быть обжаловано в суд.

Следует отметить, что за рассмотрение ФНС России заявления о заключении соглашения о ценообразовании уплачивается государственная пошлина в размере 1,5 млн руб. (подп. 133 п. 1 ст. 333.33 НК РФ).

Если налогоплательщик соблюдает все условия соглашения о ценообразовании, то ФНС России не вправе начислять налоги, пени и штрафы в отношении тех контролируемых сделок, цены по которым согласованы в данном документе. (п. 2 ст. 105.23 НК РФ).

Переходные положения

Федеральный закон № 227-ФЗ вступил в силу 01.01.2012 (п. 1 ст. 4 Федерального закона № 227-ФЗ).

Вместе с тем для ряда норм данного Федерального закона предусмотрены переходные положения, устанавливающие следующие особенности применения новых норм НК РФ:

1) положения подп. 1 п. 1 ст. 105.14 НК РФ о признании контролируемыми сделок, заключенных через посредников, и в отношении сделок с плательщиками ЕСХН и ЕНВД применяются с 01.01.2014 (п. 2 ст. 4 Федерального закона № 227-ФЗ);

2) уведомление о контролируемых сделках необходимо направлять в налоговый орган, если сумма доходов по всем таким сделкам с одним лицом (несколькими одними и теми же лицами, яв-

ляющимися сторонами контролируемых сделок) превышает: в 2012 г. - 100 млн руб., в 2013 г. - 80 млн руб. С учетом указанного ограничения будут проводиться проверки правильности применения цен (п. 7 ст. 4 Федерального закона № 227-ФЗ);

3) решение о проверке контролируемых сделок, доходы и расходы по которым признаны в целях налога на прибыль в 2012 г., может быть принято не позднее 31.12.2013.

Если доходы и расходы будут учитываться в 2013 г., то решение о проверке может быть принято не позднее 31.12.2015 (п. 8 ст. 4 Закона № 227-ФЗ).

Выводы

1. С 01.01.2012 сделки между невзаимозависимыми лицами на предмет цен (с учетом названных исключений и дополнений) не контролируются налоговыми органами.

2. Налогоплательщики обязаны уведомлять налоговый орган по месту своего нахождения (месту жительства) о контролируемых сделках (п. 2 ст. 105.16 НК РФ).

3. При применении в контролируемой сделке цены, не соответствующей рыночной, налоги можно сразу уплатить, исходя из рыночных цен (п. Зет. 105.3 НК РФ).

4. Если при совершении контролируемых сделок в целях налогообложения будут использованы

не соответствующие рыночным цены, по окончании календарного года суммы перечисленных авансовых платежей и налогов можно доплатить самостоятельно, исходя из рыночных цен (п. 6 ст. 105.3 НК РФ).

5. Крупнейшие налогоплательщики смогут заключить соглашение о ценообразовании. Оно обезопасит их от доначисления налогов, пеней и штрафов по контролируемым сделкам (п. 1 ст. 105.19, п. 2 ст. 105.23 НК РФ).

6. Участники контролируемых сделок будут вправе проводить симметричные корректировки налоговых обязательств, исходя из сумм налогов, доначисленных одному из участников сделки в связи с применением цен, не соответствующих рыночным (п. 1 ст. 105.18 НК РФ).

Список литературы

1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая): Федеральный закон от 31.07.1998 № 146-ФЗ.

2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) : Федеральный закон от 05.08.2000 № 117-ФЗ.

3. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием принципов определения цен для целей налогообложения: Федеральный закон от 18.07.2011 № 227-ФЗ.

Ж

Новости 0

1. В Москве будут штрафовать за грязные рекламные шиты

2. Жилье за материнский капитал

3. Информацию о состоянии счета налоговики будут ждать дольше

4. Разработан новый порядок постановки на учет в налоговых органах

5. Новая декларация 3-НДФЛ зарегистрирована и опубликована

Страховые взносы

жизнь после ЕСН

Законодательство Практика Аналитика

REFERENT.RU

1

Обзоры

"Вступают в силу..." Федеральное законодательство Законодательство Москвы Правоприменение и консультации Правовые методики БухгалтерПресс

Б

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Основные документы Кодексы

Нормативно-правовые акты Первичные учетные документы Бухгалтерская отчетность Налоговый учет и отчетность Отчетность бюджетных организаций Статистическая отчетность Гражданско-правовые договоры

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.