Научная статья на тему 'Особенности молодых учителей как статусной группы: региональное измерение'

Особенности молодых учителей как статусной группы: региональное измерение Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
433
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Байков Николай Михайлович, Хридина Наталья Александровна

В статье рассмотрены особенности молодых учителей как статусной группы, на основе проведенных социологических исследований определено статусное положение молодых учителей через три взаимосвязанных измерения: статус, положение на работе и положение на рынке труда. Разработаны рекомендации по привлечению и закреплению молодых специалистов в школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Peculiarities of a status group of young teachers: regional monitoring

Peculiarities of young teachers as a status group are considered in article. Having carried out sociological research the authors determine the status of young teachers as viewed from the following points: status, work position and their position at a labor market. The authors suggest recommendations aimed at recruiting and providing young specialists with work at school.

Текст научной работы на тему «Особенности молодых учителей как статусной группы: региональное измерение»

СОЦИОЛОГИЯ, ФИЛОСОФИЯ, КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Особенности молодых учителей как статусной группы:

региональное измерение

Н.М.Байков Н.А. Хридина

В статье рассмотрены особенности молодых учителей как статусной группы, на основе проведенных социологических исследований определено статусное положение молодых учителей через три взаимосвязанных измерения: статус, положение на работе и положение на рынке труда. Разработаны рекомендации по привлечению и закреплению молодых специалистов в школе.

Peculiarities of young teachers as a status group are considered in article. Having carried out sociological research the authors determine the status of young teachers as viewed from the following points: status, work position and their position at a labor market. The authors suggest recommendations aimed at recruiting and providing young specialists with work at school.

Н.М. Байков

Н.А. Хридина

3& последние годы система общего образования в стране претерпела значительные изменения. Оценка реальных и потенциальных последствий этих изменений для учителей, особенно молодых, является важной научной и практической задачей. Прежде всего, интерес представляют ценностно-мотивационные изменения сознания и по-

ведения молодых педагогов, обусловленные характером реформы общего образования. Определенное представление об этом дают результаты социологических исследований учителей и руководителей школ [1].

В рамках изучения реальных и потенциальных последствий реформ для учителей в центре внимания исследователей находят-

Байков Николай Михайлович - д-р социол. наук, профессор, проректор по научной работе ГОУ ВПО «Дальневосточная академия государственной службы» (г. Хабаровск)

Хридина Наталья Александровна - аспирант ГОУ ВПО «Дальневосточная академия государственной службы» (г. Хабаровск)

ся следующие центральные категории исследования, отражающие основные характеристики изучаемой профессиональной группы: мотивация; удовлетворенность трудом; удовлетворенность профессией; адаптированность к изменяющимся условиям; экономический статус; социальный статус; социальное самочувствие; вовлеченность в процесс реформ. Данные категории выступают индикаторами, демонстрирующими реальные и потенциальные последствия реформ для учителей и измеряющимися по шкале «позитивные -негативные».

В научной литературе не разработаны четкие критерии оценки статусной кристаллизации разных социальных групп. В качестве механизмов социализации личности выступают одновременно и индивидуальный, и групповой статусы. Оценивая статусные различия применительно к группам, обычно определяют "социальный статус группы", выделяют понятия межгруппового и макрогруппового статусов. При этом, межгрупповой статус определяет статус малой группы - первичного коллектива в основной организации; макрогрупповой статус фиксирует место основной организации (макрогруппы) среди ей подобных. Таким образом, статусная структура социального взаимодействия индивида и группы описывает конфигурацию трех видов социальных статусов: социометрического статуса личности, межгруппового (статус группы членства) и макрогруппового статусов (статус основной организации). Их влияние на формирование личности неравномерно и проявляется через механизмы социальной и профессиональной адаптации.

Социально-профессиональный статус учителя, особенно молодого, характеризует устойчивость его положения внутри социальной системы, связанного с определенными ожиданиями, правами и обязанностями. В этом смысле статус учителя эквивалентен его социальной роли. С других концептуальных позиций статус учителя -это его положительная или отрицательная репутация, престиж, авторитет личности в рамках системы социальной стратификации российского общества.

В определении статусного положения учителя, как и любого человека, в социальной структуре существенное значение имеют три взаимосвязанные измерения: статус, положение на работе и положение на рынке труда. Например, учитель об-

ладает относительно высоким статусом в обществе, но его доход и положение на рынке труда низкое. Статусное соответствие или несоответствие (статусная кристаллизация) как ситуация расположения учителя в системе общественных отношений полна противоречий. Они возникают между статусом молодого специалиста и его осознанием; высокими требованиями к его профессионализму и недостаточной готовностью к выполнению новых функций; требованиями к профессии и качествами личности, обусловленными возрастными особенностями. Каким бы низким ни был социальный статус, он всегда важен, ибо без него человек не имеет прав, привилегий, обязанностей в отношении других. Обладание статусом позволяет человеку ожидать и требовать определенного отношения со стороны других людей.

Одновременно со статусной кристаллизацией молодых учителей важное значение имеет процесс овладения молодыми учителями положением статусной группы, которая (по М. Веберу) может быть идентифицирована с точки зрения «положительной или отрицательной социальной оценки репутации» в социальной структуре. Молодые учителя как статусная группа несут не только свойственную молодости увлеченность, активность, новые знания и инновационный потенциал развития, но и преобразуют на этой основе социальную структуру российского общества. На мобилизирующее влияние статусной группы молодых педагогов обращал внимание A.C. Макаренко, который утверждал, что каждый педагогический коллектив должен иметь в своем составе «молодые, пусть даже неопытные силы», так как их наличие нарушает «омертвление живых педагогических тканей, складывающихся привычек к ограниченному кругу впечатлений, к точно обозначенным путям реакции» [2, с. 667].

Таким образом, молодое учительство можно определить как большую статусную группу, находящуюся на этапе статусной кристаллизации своего профессионального и жизненного самоопределения, обладающую социальной оценкой своего положения в структуре общества.

В настоящее время российскому обществу требуется учитель, не только имеющий функциональную готовность к профессиональной педагогической деятельности, но и сформированный как творческая личность, способная выявить и создать условия

для творческой самореализации подрастающего поколения. В условиях информатизации и глобализации всех сфер общества требования к учителю возрастают в части формирования наиболее востребованных в новой социокультурной ситуации человеческих качеств: высокая мобильность, конкурентоспособность, ответственность, конструктивность и динамизм. Поколение молодых учителей, сформировавшееся в начале происходящих в обществе социально-экономических трансформаций, является носителем нового современного мировоззрения, новых ценностей и социокультурных ориентаций, отличных от интересов и устремлений поколения советского времени. Несмотря на накопленный большой педагогический и культурный опыт старших педагогов, изменились условия социальной деятельности. Молодой учитель, сталкиваясь в школе с конкретной проблемой, при её решении, в первую очередь, руководствуется знаниями, опытом, приобретенными в студенческий период. Начинающие учителя критически оценивают свою профессиональную подготовку. Большинство молодых специалистов дают положительную оценку своей подготовке как учителя-предметника и значительно ниже - как учителя-организатора, учителя-воспитателя.

Молодой специалист приходит в коллектив разновозрастный и разнородный по опыту, взглядам и отношениям. В данной ситуации преданность профессии будет зависеть, с одной стороны, от качества подготовки и личных свойств молодого человека, а с другой, от того, как примут его и какую поддержку ему окажут старшие коллеги.

Ввиду высокой общественной значимости учительского труда профессиональное становление молодого учителя - актуальная социальная проблема. Этот процесс отличает ряд противоречий между:

- осознанием молодым специалистом своего нового статуса учителя и требованиями профессиональной педагогической деятельности;

- высокой социальной значимостью статуса учителя и недостаточным социально-профессиональным опытом, квалификацией молодых специалистов;

- возрастными особенностями молодых учителей и интересами учащихся.

Начало профессиональной педагогической деятельности - это качественно но-

вый жизненный период в жизни молодых людей, получивших диплом специалиста и квалификацию учителя. Он входит в систему новых связей и отношений с другими людьми, образующими педагогический и ученический коллективы, вынужден определять свою позицию в каждом из них, соотносить с новой деятельностью свои интересы, потребности и образ жизни в целом. Вместе с тем, вхождение молодого специалиста в профессиональный педагогический и ученический коллективы - испытание для его профессиональной и нравственной зрелости. По данным социологического исследования, отношения молодых учителей в школах Хабаровского края со старшими коллегами успешно складываются только у 40,7% опрошенных. Между тем, единство интересов и духовная близость представителей разных поколений педагогов - основа эффективного взаимодействия членов педагогического коллектива.

Учитывая, что в современных педагогических коллективах значительна доля педагогов старших возрастов, имеющих не только большой опыт, но и свои возрастные ограничения, немаловажное значение имеет их отношение к молодым специалистам. Нет сомнения в том, что большой педагогический опыт - это весомый показатель профессионализма педагога. Однако труд учителя - это творческий процесс, в котором он не должен стать заложником своего опыта. С.Г. Вершловский отмечает, что достаточно жесткие установки закрывают ум для новых идей и ведут к серьезным затруднениям в сфере общения, особенно с учащимися [3, с. 81]. Речь идет о «синдроме профессионального выгорания», который имеет место в любой профессиональной деятельности, в том числе педагогической.

Способность опытного учительского коллектива критически пересматривать свой багаж компетенций, постоянно повышать свою квалификацию, стремление овладевать новыми методиками и технологиями обучения важна для профессионализации молодых учителей. Этот процесс прослеживается в отношении учительства к инновациям, ибо модернизация системы образования в стране предполагает внедрение современных технологий в школах, прежде всего коммуникационных и информационных.

По данным исследования, уровень пользования компьютером и системой Интернет отличается в зависимости от возраста учителей. Так, молодые учителя в большей

степени, нежели учителя старшего возраста, владеют компьютерами (82,2%) и Интернетом (51,9%). Недостаток активной, инициативной, целеустремленной части молодежи в учительских коллективах свидетельствует о слабой восприимчивости педагогического коллектива, в целом, к инновациям, составляющим суть реформы.

Одновременно с профессиональным становлением молодых специалистов идет активный процесс их воздействия на педагогический коллектив. Они вносят в педагогическую среду свойственную молодости увлеченность, активность, свежесть знаний, критический взгляд и аккумулируют в себе инновационный потенциал социокультурных преобразований, которые имеют место в современном российском обществе.

Появление в педагогическом коллективе молодежи способствует возникновению новых функциональных связей между членами коллектива, ликвидации застоя, оживлению общения, стимулированию деятельности.

Молодой учитель вносит изменения в характер отношений педагогического коллектива: возникает необходимость проявления заботы о другом человеке, передачи ему профессионального опыта, организации его деятельности. В это время молодой учитель пробует осуществить себя в профессиональной деятельности, укрепить свой статус, сформировать свой стиль. Учительская молодежь, сотрудничая с опытными педагогами, «впитывает в себя не только знания, но и личность передающего их» (A.B. Петровский). У старшего поколения появляется возможность реализовать извечную потребность зрелого человека -передать свой трудовой и жизненный опыт молодым людям и таким образом быть продолженным [4, с. 140].

С.Е. Хозе также делает акцент на положительное влияние молодежи на педагогический коллектив: «Когда в школу приходит молодой учитель - это каждый раз для нас, педагогов старшего поколения, огромная радость. Наивно было бы считать, что только они, молодые, нуждаются в нас - в нашей помощи и советах. Куда больше, пожалуй, они необходимы нам самим. Как наше продолжение, как гарантия, что есть кому передать все наработанное, выношенное, выстраданное. Но не только мы их учим, наставляем, мы сами многому учимся у них» [5, с. 111].

Таким образом, роль молодых кадров

в системе образования очевидна, так как небольшая по своему количеству статусная группа молодых учителей способна изменить результаты конкретной школы и системы общего образования в целом, в процессе ее воспроизводства.

Работоспособность, творческий потенциал учительской группы в значительной степени определяется качеством ее пополнения. Профессиональный облик педагога и уровень его профессиональной компетенции формируются в системе педагогического образования. Учительская молодежь пополняется выпускниками педагогических вузов и составляет абсолютное большинство - 71,5%, со средним специальным образованием - 16,2%. Самообразование неотъемлемая часть педагогического труда, призванное компенсировать недостатки вузовской подготовки, совершенствовать и систематизировать знания, полученные ранее, способствовать формированию индивидуального стиля деятельности, осмыслению передового педагогического опыта и становлению самостоятельности. Половина (54,5%) молодых учителей прошли курсы переподготовки и повышения квалификации.

Таким образом, можно отметить, что педагогические кадры пополняются учителями с высоким образовательным уровнем, активно занимающимися самообразованием, повышением своей квалификации.

Заслуживает интереса самооценка значения учительской работы молодыми учителями (рис. 1). Первые три позиции отражают общественные ценности: работа «интересна сама по себе» (49,6%); «приносит пользу обществу» (48,5%); «позволяет иметь интересные контакты с людьми» (33,9%). Лишь четвертую позицию занимает значение «статус и престиж» (28,1%). Пятую и шестую позиции занимают занятость и заработная плата: «обеспечивает занятость» (25,8%); «дает необходимый уровень дохода» (10,1%). Аналогичный рейтинг ценностных ориентации у учителей старшей возрастной группы. Это свидетельствует о том, что, несмотря на кардинальные экономические и социокультурные изменения, происходящие в нашем обществе, структура ценностей педагогического труда фактически не изменилась, что говорит об устойчивости жизненных приоритетов данной социально-профессиональной группы.

Оценивая современное социальное положение учительства, большинство социологов сходятся во мнении, что эта социально-

5%

13%

14%

26%

17%

25%

Интересна сама по себе

| Приносит пользу обществу

■ Позволяет иметь интересные контакты с людьми * Статус и престиж

■ Обеспечивает занятость Дает необходимый уровень дохода

Рис. 1. Самооценка значения учительской работы молодыми учителями (в процентах от числа опрошенных)

профессиональная группа находится в роли ный статус учителя в регионе не изменился,

социального аутсайдера. В этой связи важна остался прежним (46,2%). Такого же мне-

не констатация фактов, а выявление при- ния придерживаются и их старшие коллеги

чин сложившейся ситуации. (47,2%). Одна треть учителей сходны во мне-

Полученные результаты исследований об нии о бесперспективности повышения ста-

ы со ко

С реЗне

Н изко

ЗогтруЗняю сь о гпЬ Е гги пъ

■ Учителя до 30 летНУчителя старше 30 лет

Рис. 2. Мнение учителей об общественной оценке своей профессии в зависимости от возраста (в процентах от числа опрошенных)

изменении социально-профессионального статуса учителей в ходе образовательной реформы показывают, что половина опрошенных молодых специалистов отмечает: на протяжении последних двух лет социаль-

туса учителя в обществе в ближайшие пять лет. Учителя в возрасте до 30 лет (17,45%) более оптимистичны, чем их старшие коллеги (25,9%) в прогнозировании понижения социального статуса учителя в обществе. Сре-

ди молодых учителей видят возможность его повышения 17,5%, против - 15,2%.

Более половины педагогов (66,1%) сходны во мнении, что общество оценивает профессию учителя низко, высоко - лишь 2,8%. Снижение престижа профессии прогнозируют 30,8% молодых учителей, его повышение -23,1% (рис. 2).

Снижение оценочного критерия в общественном мнении и смирение учительства с этим положением могут повлечь полное разрушение культуры народа, дальнейшее падение качества жизни.

Для выпускников вузов и для молодежи в целом, престиж профессии играет немаловажную роль при выборе вида деятельности. Престижные профессии стремятся получить наиболее активные, подготовленные и амбициозные выпускники. Высокая оценка профессии всегда является сильнейшим стимулом статусно-профессиональной деятельности. Ведь понимая важность своей профессиональной роли, можно по-разному к ней относиться. В этом случае речь идет о разной мотивации педагогической деятельности, то есть разных побуждениях, ради которых человек избирает данную профессию. Они определяются, прежде всего, тем, в какой мере избранная профессия способна удовлетворить социальные и духовные потребности личности, пользоваться уважением и признанием общества, иметь возможность выразить себя в профессии. В этой связи Ф.Г. Зиятдинова отмечает: «... чем ниже удовлетворенность ситуацией в социальной сфере, тем ниже потребность в нравственном самосовершенствовании» [6, с. 57].

Повысить престиж профессии и добиться устойчивой статусной позиции учителя в результате длительного периода ее снижения можно только высокой оценкой значимости педагогического труд а для общества, обеспечивающего достойную жизнь и деятельность педагогов.

В ходе исследования оценка уровня дохода педагогов показала, что у более одной третьей учителей в возрасте до 30 лет уровень заработной платы не превышает регионального прожиточного минимума текущего года (около 4500 руб.). При этом, почти у пятой части учителей (12%) уровень заработной платы лишь частично покрывает размеры прожиточного минимума.

Главным источником доходов для молодых учителей является основная заработная

плата. Незначительная часть респондентов отметила в качестве дохода работу по совместительству. Более половины молодых педагогов осуществляют классное руководство. Доплата учителям за классное руководство, осуществляемая в рамках национального проекта, составляющая не более 20% от дохода, является лишь частичной компенсацией недостающего размера заработной платы.

Большинство респондентов отмечают, что сегодняшних доходов им хватает «только на питание и товары первой необходимости» (59,15%), 2% учителей отмечают, что «денег не хватает даже на питание». Треть опрошенных старались не уронить присущего учителю достоинства, считая что «денег хватает на покупку товаров длительного пользования (телевизор, холодильник и т. п.), однако приобретение автомобиля, квартиры нам недоступно» (32%).

Результаты исследования свидетельствуют о низкой удовлетворенности своей жизнью как молодых учителей, так и учителей старшей возрастной группы. По мнению большинства педагогов, прошедший год не принес позитивных изменений в их жизни. Более того, каждый четвертый опрошенный учитель отмечает ухудшение своей жизни. Ее улучшение отметили лишь 39,6% молодых специалистов.

Оценивая изъяны своего положения, учителя видят несправедливость в требованиях, которые предъявляются к ним родителями и госуд арством по образованию и воспитанию детей. Учителя пенсионного возраста могут в любой момент оставить работу, что затруднит восполнение рынка труда, особенно если учесть, что среди молодых педагогов готовность сменить профессию высказали 36,3%. Наиболее вероятно, что значительная часть молодых специалистов вскоре покинет школу. Среди основных причин смены профессии молодые специалисты указывают: низкая заработная плата; низкий престиж профессии в обществе. Эти причины подтвердились и в оценке того, что больше всего им не нравится в своей профессиональной деятельности (рис. 3).

Низкий уровень материальной необеспеченности оказывает влияние на воспроизводство учителей как социально-профессиональной группы. Речь идет о низкой удовлетворенности потребностей учительства в таких аспектах профессиональной деятельности, которые являются ее важнейшими составляющими: социокуль-

О тс у тс тб и е Возможноети Зля п о В ы ш е н и я квалификации

Отношениекучителю аЗмиистрации школы

Качестбо учебно-метоЗического обеспечения

Отсутствие сВобоОного Времени Зля о тЭ ы хои личного разбития

Низкий престиж профессии В о б щ е с тВ е

Низкая зарплата

О 1 0 20 30 40 50 60 70

Рис. 3. Неудовлетворенность учителей в возрасте до 30 лет некоторыми аспектами профессиональной деятельности (в процентах от числа опрошенных)

турная, образовательная, коммуникативная и др. Так, очевидно, что учитель должен иметь возможность посещать театры, кинотеатры, музеи, выставки и другие центры культуры, позволяющие ему повышать свой педагогический потенциал. Большинство молодых учителей признались в том, что они посещают их редко. За последний год треть учительской молодежи ни разу не была на подобных мероприятиях, ограничивая свои возможности в познании, самосовершенствовании и саморазвитии. В отличие от своих старших коллег, у молодых педагогов значительно меньше книг в домашней библиотеке, что вполне объяснимо их дороговизной. В этих условиях рассчитывать на повышение качества общего образования учащихся, вероятно, не приходится.

Результаты исследования показывают, что реформа образования находится в центре внимания интересов подавляющего большинства молодых учителей, в ее обсуждении принимают участие 89% педагогов, хотя 6,6% респондентов вообще не знакомы с содержанием реформы.

Свое положительное отношение к реформе выразило 40,7% опрошенных молодых учителей, но каждый пятый дал отрицательное мнение (20,9%). Значительная часть опрошенных затруднилась с отве-

том (35,3%). При этом, оценивают направление реформы образования как правильное менее трети молодых учителей (29,2%) и такое же количество - как неправильное (29,3%). В этой позиции также велика доля тех, кто уклонился от ответа оценить (33,3 %) опрошенных.

В целом, молодые педагоги в большей степени, чем старшие по возрасту, ожидают от проводимой реформы положительных результатов, таких как увеличение заработной платы, улучшение своего социального положения, повышение престижа профессии учителя и других немаловажных направлений реформы.

Оценивая изъяны своего образа жизни, учителя видят несправедливость в требованиях, которые предъявляются к ним родителями и государством по образованию и воспитанию детей. Восприятие обществом учителя как низкостатусного члена общества и согласие его с этим положением не позволят ему в дальнейшем занимать ту роль в обществе, которая обеспечивает необходимые условия для образовательного процесса.

Ежегодно в школах ждут 30 - 32 тыс. мо-лодагх специалистов. Нормальная возрастная сменяемость требует 45 - 47 тыс. молодых учителей, но это при условии, что пожилые учителя вовремя уходят на пенсию. Одна-

ко в реальной жизни учителей-пенсионеров просят проработать в школе еще, а чаще они сами стремятся остаться по очевидной причине: к этому моменту при нормальной нагрузке их зарплата достигнет максимума, и переходить на пенсионное обеспечение им не хочется. «Уход - не уход» учителя на пенсию - отдельная больная и нерешенная проблема системы. Редко школы применяют мягкий выход из этой ситуации, например, перевод пенсионеров, опытных и работоспособных, в мастера-наставники, в кружковую и студийную работу, в легитимное репетиторство.

С учетом статусно-ролевых изменений учительства как социальной группы, особенностей его сознания и поведения, представляется, что только через повышение заработной платы трудно рассчитывать на изменение ситуации с положением учителя, прежде всего молодого специалиста. По нашему мнению, государственной политикой должны быть предусмотрены следующие меры:

во-первых, нужны механизмы создания жизненных перспектив для учителей как для повышения уровня материального обеспечения, так и социального признания педагогического труда. Оплата труда может быть существенно увеличена за счет надбавок за профессиональные успехи, награды, почетные звания, публикации, творческие инновации и т. д. Стимулирование основных достижений в профессиональной деятельности особенно важно для молодых педагогов, ориентированных на высокий результат педагогической деятельности;

во-вторых, в реформировании системы общего образования, наряду с государством, важную социальную роль призвано выполнять учительское сообщество, особенно его молодая статусная группа. Ассоциативные объединения опытных и молодых учителей могут стать надежной опорой государства и гражданского сообщества в достижении целей общего образования - повышения его качества и доступности;

в-третьих, особенности молодых педагогов как статусной группы обуславливают необходимость разработки специальных программ, включающих социокультурные, информационные и политические меры их поддержки.

Важным результатом реформы общего образования является достижение учительством его высокой социальной ценности для всего государства и общества, в том числе и

за счет привлечения талантливой молодежи к получению учительской профессии.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Литература и источники:

1. Социологическое исследование *Реальные и потенциальные последствия реформ для учителей», проведенное в марте-апреле 2006 г. Выборочную совокупность составили: 517 учителей общеобразовательных школ Хабаровского края; 20 руководителей органов управления образованием муниципальных образований Хабаровского края. Опрос проведен в 16 городских и районных муниципальных образованиях края. Тип выборочной совокупности многоступенчатый, квотный (по районам, школам), случайный на этапе отбора респондентов. Научный руководитель - д-р социол. наук, профессор Н.М. Байков. Дальневосточная академия государственной службы. Социологическое исследование *Экспертная оценка реальных и потенциальных последствий реформ в сфере общего образования Хабаровского краям, проведенного в марте-апреле 2008 г. Выборочную совокупность составили: 365 учителей образовательных школ Хабаровского края; 19 руководителей органов управления образованием муниципальных образований Хабаровского края, а также 505 родителей. Опрос проведен в 17 городских и районных муниципальных образованиях крем. Тип выборочной совокупности многоступенчатый, квотный (по районам, школам), случайный на этапе отбора респондентов. Научный руководитель - д-р социол. наук, профессор Н.М. Байков. Дальневосточная академия государственной службы.

2. Макаренко, А. С. Из подготовительных материалов к «Педагогической поэме*. Собрание сочинений в 7-ми томах. Т. 1 / А. С. Макаренко. -М.- 784 с.

3. Учитель: крупным планом: социально-педагогические проблемы учительской деятельности : под ред. С. Г. Вершловского. -СПб: ГУМП, 1994 г.-134 а

4. Проблемы педагогики молодого учителя : под ред. проф. В. П. Тарантея. - Гродно : ГрГУ, 1999.-157 с.

5. Хозе, С. Е. В учительском строю: единомышленники и соавторы педагога / С. Е. Хозе. - М.: Педагогика. 1990. - 280 с.

6. Зиятдинова, Ф. Г. Социальное положение и престиж учительства: проблемы, пути решения / Ф. Г. Зиятдинова. - М.: Издательство «Луч». 1992. - 202 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.