Научная статья на тему 'Социальное самочувствие учителей и их отношение к реформе образования'

Социальное самочувствие учителей и их отношение к реформе образования Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
199
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Народонаселение
ВАК
RSCI
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КАДРЫ / PEDAGOGICAL PERSONNEL / СОЦИАЛЬНОЕ САМОЧУВСТВИЕ / SOCIAL WELL-BEING / РЕФОРМА ОБРАЗОВАНИЯ / REFORM OF EDUCATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Болдышева Наталья Олеговна, Головчин Максим Александрович

В статье рассматриваются вопросы социального самочувствия учителей и их отношение к реформе, проводимой в системе образования. Основой исследования стали данные социологических опросов, проведенных среди учителей Московской и Вологодской области в 2015 году. При анализе социального самочувствия учителей и их отношения к реформе образования особое внимание уделялось позиции молодых учителей. Результаты исследования показали, что в регионах, с разными социально экономическими условиями учителя во многом единодушны по поводу оценок собственного социального самочувствия и отношения к реформам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Болдышева Наталья Олеговна, Головчин Максим Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social well-being of teachers and their attitude to the reform of education

The article examines the issues of social well-being of teachers and their attitude to the ongoing reform in the system of education. The study was based on the findings of the sociological surveys of teachers in Moscow and Vologda oblasts conducted in 2015. In the analysis of the social well-being of teachers and their attitude to the reform a special attention was paid to the position of young teachers. The obtained results show that teachers in the regions with different socio-economic conditions are unanimous in their assessment of their social well-being and attitude to the reform.

Текст научной работы на тему «Социальное самочувствие учителей и их отношение к реформе образования»

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Болдышева Н. О. Головчин М.А.

СОЦИАЛЬНОЕ САМОЧУВСТВИЕ УЧИТЕЛЕЙ И ИХ ОТНОШЕНИЕ К РЕФОРМЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Социальное самочувствие — сложное, комплексное понятие, которое определяется рядом факторов: экономических, социальных, профессиональных и индивидуальных. Изменения в экономической ситуации, реформы в социальной сфере (особенно в образовании) могут менять социальное самочувствие от резко негативного к довольно позитивному за относительно короткий период времени. Например, социальное самочувствие учителей резко ухудшилось в 1990-е гг., а затем стало улучшаться. По данным всероссийского исследования социального положения учителей, в 2013 г. об ухудшении жизни за последние 2-3 года говорили только 15% респондентов (в 1990-х гг. подобного мнения придерживалось более 80 % педагогов) [1].

Сейчас оценка социально-экономического положения педагогов как обществом, так и учителями меняется в лучшую сторону, о чем свидетельствуют результаты проведенных мониторингов и данные социологических опросов [2]. По данным опроса ВЦИОМ, доля населения, считающего

учительский труд абсолютно не престижным, сократилась с 35% в 2008 г. до 27% в 2014 году1.

Мониторинг повышения эффективности и качества услуг в сфере общего образования, проведенный Центром непрерывного образования РАНХиГС в 2013 и 2014 гг., включал вопрос: «Можете ли вы сказать, что учителя относятся к уважаемым членам общества?» В результате, 15% опрошенных ответили «определенно да», 41% — «скорее да», 36% — «скорее нет» и 8% — «определенно нет» [3. С. 290].

В настоящее время на фоне повышения заработной платы педагогических работников в результате образовательных реформ меняются условия и содержание труда учителя: увеличивается учебная нагрузка, повышается интенсивность педагогического труда, растет отчетность, усиливается контроль за работой учителя со стороны органов государ-

1 «Учитель» — это звучит гордо? [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://wciom.ru/ index.php?id=236&uid=115049 (дата обращения: 18.06.2015).

ственного и государственно-общественного управления, снижается его самостоятельность. Сегодня роль учителя во многом не определена: здесь и расстановка акцентов во взаимоотношениях с родителями, и отстраненность от деятельности в общественных органах управления, и развитие технологий, позволяющих получать информацию не только от преподавателя, но и из альтернативных источников, что снижает статус работника школы, приводит к ухудшению социального самочувствия и отрицанию реформ.

Изменения экономического и социального положения педагогов определило комплекс кадровых проблем системы образования: сокращение общей численности учителей в российских школах, старение учительского корпуса, нехватка преподавателей по отдельным предметам, особенно учителей начальной школы, нежелание выпускников педагогических вузов идти работать по специальности.

Представляется, что возможности улучшения качественных характеристик учительского корпуса во многом связаны с успешностью модернизации, которая, в свою очередь, определяется психологическим фоном в профессиональной среде педагогов.

Особое внимание необходимо уделить социальному самочувствию молодых учителей и их отношению к проводимым государством преобразованиям, так как они входят в особую «категорию риска». Так, одна часть молодых учителей отличается заметным желанием максимально реализовать себя в профессии, обладает высокими адаптивными способностями. Другая, — попадая в новые условия труда, которые связаны с работой с детско-подростковым кол-

лективом и, как следствие, с высоким уровнем психологической нагрузки, начинает испытывать стресс, что приводит к профессиональной дезориентации.

В связи с этим на первых этапах работы в школе молодой специалист, более чем его старшие коллеги, склонен к «выходу из профессии».

В данной статье рассматриваются вопросы социального самочувствия учителей и их отношения к реформе системы образования в двух регионах Российской Федерации: Вологодской и Московской областях. Объектом данного исследования стали педагогические работники общеобразовательных школ, финансирующихся из средств местных бюджетов.

Системы образования Вологодской и Московской областей отличаются по количественным и качественным показателям. В Московской области функционирует 1466 общеобразовательных школ, работает 38,3 тыс. учителей и обучается 604,5 тыс. учащихся. Аналогичные показатели в Вологодской области: 382 общеобразовательных школ, 9,2 тыс. учителей и 124,0 тыс. обучающихся2.

Однако оба региона повторяют общероссийские тенденции развития учительского корпуса: старение и дефицит педагогических кадров. При этом существует значительная разница в показателях развития региональных систем образования. Так, в ходе анализа регионов РФ по темпам и уровню развития сферы образования за период 2010-2012 гг. Вологодская область была отнесена к регионам с высокими темпами развития

2 Регионы России. Социально-экономические показатели — 2014 г. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.gks.ru (дата обращения: 15.10.2015)

сферы образования. Московская область в данной классификации вошла в группу регионов с высокими темпами и средним уровнем развития сферы образования [4].

Одним из важнейших направлений реформы стал переход к новой системе оплаты труда и повышение заработной платы педагогов до уровня средней оплаты труда по экономике субъекта Федерации. По этому показателю в 2013 г. регионы также оказались в разных кластерных группах, так как в дополнение к показате-

лям средней номинальной заработной платы учителей анализировалась ее покупательная способность [5].

В 2013 г. в Московской области средний заработок учителя уже превышал среднюю заработную плату по региону на 6%. В Вологодской — заработная плата учителей была близка к среднерегиональной (98,1%), в

2014 г. достигла средней оплаты труда по области, а в первом полугодии

2015 г. это соотношение, как и в Московской области, превысило 120% (рис. 1).

140 120 100 80 60 40 20 0

106

111,3

128

' 123,4

98,1 100,5

-1-1-г

2013 2014 1

полугодие 2015

■ Московская область

■ Вологодская область

Источник: Рассчитано авторами по Регионы России. Социально-экономические показатели — 2014 г. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.gks.ru (дата обращения: 15.10.2015).

Рис. 1. Динамика показателя уровня заработной платы учителей к средней заработной плате по экономике региона (в Московской и Вологодской областях)

Различия в характеристиках состояния региональных систем образования, с одной стороны, а также схожесть тенденций их развития, с другой, определили одну из задач исследования — сравнение социального самочувствия учителей двух регионов и их отношения к реформам.

Информационной базой служили результаты социологических опросов, которые проводились в 2015 г. в Вологодской и Московской областях по специально разработанному инструментарию, что дает возможность сравнивать полученные результаты.

В Вологодской области выборочную совокупность исследования составили 427 учителей: 87% — из городских школ, 13% — из сельских. Распределение респондентов по стажу педагогической деятельности: до 3-х лет — 8,7%; 3-10 лет — 18,3%; 1020 лет — 23,7% 20-30 лет — 33,7%; более 30 лет — 15,5%.

В Московской области было опрошено 412 учителей школ, реализующих все ступени обучения. Выборка репрезентативна по возрасту, образованию и уровню квалификации (профессиональная категория).

Социальное самочувствие учителей

В анкету были включены вопросы о материальном и социальном положении учителя, ответы на которые можно рассматривать как индикаторы социального самочувствия. В связи с острой необходимостью воспроизводства педагогических кадров особый интерес вызывали мнения молодых учителей. Поэтому в данной работе анализируются ответы на вопросы всех респондентов, принявших участие в исследовании и отдельно

Распределение ответов «К какой категории насел<

молодых специалистов преподавателей в возрасте до 30 лет.

Для оценки социального самочувствия с точки зрения экономического положения респондентам был задан вопрос: «К какой категории населения Вы себя относите?».

Как видно из табл. 1, распределение ответов на данный вопрос в 2015 году практически идентично в исследуемых регионах, т.е. учителя двух областей одинаково оценивают свое экономическое положение. Большинство преподавателей относят себя к «людям среднего достатка». Однако около трети респондентов считают, что по материальному положению они «бедные». Значительная доля респондентов не определилась со своим статусом.

Молодые учителя более оптимистично оценивают свое положение: доля относящих себя к «людям среднего достатка» среди них больше, и меньше респондентов считают себя «бедными». Особенно это заметно в Московской области.

Приведенные в табл. 1 данные подтверждают и результаты самооценки учителями своего материального обеспечения и социального положения (табл. 2; 3).

Таблица 1

спондентов на вопрос: 1я вы себя относите?», %

Ответы Московская область Вологодская область

Все учителя Молодые учителя Все учителя Молодые учителя

Богатым - - - -

Людям среднего достатка 53,4 73,0 52,7 57,9

Бедным 29,1 9,9 29,7 21,1

Нищим 0,7 - 2,3 3,2

Затрудняюсь ответить 16,8 17,1 15,3 17,8

Таблица 2

Распределение ответов респондентами по самооценке своего материального обеспечения, %

Уровень материальной обеспеченности Московская область Вологодская область

Все учителя Молодые учителя Все учителя Молодые учителя

Высокий - - 2,6 -

Выше среднего 1,5 3,2 7,7 7,4

Средний 61,2 77,4 59,4 65,3

Ниже среднего 33,6 19,4 23,7 15,8

Низкий 3,7 - 5,6 5,3

Затрудняюсь ответить - - 3,6 6,2

Таблица 3

Распределение ответов респондентов на вопрос об их социальном положении, %

Уровень социального положения Московская область Вологодская область

Все учителя Молодые учителя Все учителя Молодые учителя

Высокий 1,1 - 3,3 -

Выше среднего 14,0 19,4 16,9 18,9

Средний 70,5 77,4 62,1 62,1

Ниже среднего 12,5 3,2 11,5 8,4

Низкий 1,9 - 1,4 1,1

Затрудняюсь ответить - - 4,8 9,5

Можно сказать, что довольно много респондентов оценили уровень своего социального положения как «высокий» и «выше среднего» (в Московской области — около 15%, в Вологодской области — около 20%). В то же время в основной массе учителя оценивают свое положение в обществе как «среднее». Практически одинаковое число респондентов считают его «низким» и «ниже среднего» в Московской и Вологодской областях. Оценки молодых учителей не в полной мере коррелируют со средними данными по исследованию: свое социальное положение «низким» и «ниже среднего» называет лишь 3% респондентов в Московской области (среднее по опросу — 14%). В Вологодской области средние оценки и оценки молодежной группы значи-

тельно ближе друг к другу. Таким образом, молодежь, выбравшая непростую стезю учительства, склонна объяснять свой выбор высокой социальной значимостью труда педагога как специалиста, занимающего общественно значимую позицию. В ней заложен большой созидательный потенциал, который необходимо развивать. Учителя, достаточно долго работающие в образовании, зачастую воспринимают преподавание как рутину, из-за чего в их сознании нивелируется ценность труда в школе.

Отношениеучителей к реформе образования

За годы реформ школы, которые были направлены на обеспечение качества, доступности и эффективно-

сти образования, в обществе сложилось мнение, что проводимые преобразования негативно сказываются на уровне подготовки школьников. В этом смысле важным представляется отношение учителей к основным

направлениям модернизации образования. Анкета включала ряд вопросов, которые были посвящены его реформе.

Результаты опроса приведены в табл. 4-9.

Таблица 4

Распределение ответов респондентов на вопрос: «Какой период отечественное образование переживает в настоящее время?»

Ответы Московская область Вологодская область

Все учителя Молодые учителя Все учителя Молодые учителя

Расцвет - - 0,9 -

Подъем 5,0 3,2 12,9 12,6

Застой 10,7 19,4 9,7 9,5

Кризис 64,6 61,3 54,5 47,4

Затруднились ответить 19,7 16,1 22,9 30,5

Можно сказать, что в оценках состояния отечественного образования учителя двух регионов проявляют единодушие. Подавляющее большинство считают, что образование характеризует «застой» и «кризис» (табл. 4). Однако в Вологодской области педагоги несколько более оптимистичны — 13% считают, что в системе образования наметился «подъем», в Московской области так оценили ситуацию только 5% респондентов. Довольно значительная доля респондентов не определилась в своем отношении к модернизации (таких довольно много среди учительской молодежи Вологодской области — более 30%).

В своих оценках молодые учителя в целом менее критичны: среди них удельный вес характеризующих современные реалии как кризис несколько меньше, чем в среднем по опросу (61% против 65% в Московской области; 47 против 54% — в Вологодской). Для молодежи, особенно в начале учительской карьеры, более характерна склонность к осмысле-

нию профессиональной деятельности в положительном ключе. Критические настроения приходят позже с погружением в педагогическую деятельность. Интересно, что почти 20 % молодых учителей Подмосковья определили ситуацию как «застой». Часто можно услышать, что учителя устали от реформ, постоянных изменений, происходящих в системе образования, в то же время ответы респондентов свидетельствуют, что молодежи не хватает темпа и активности.

Респондентов просили оценить основные направления реформы (табл. 5). Для оценки ответов был рассчитан индекс отношения к образовательным реформам3.

По трем направлениям из пяти педагоги выбрали преимущественно

3 Для расчета индекса из доли положительных ответов вычитается доля отрицательных ответов, затем к полученному значению прибавляется 100, чтобы не иметь отрицательных величин. Таким образом, полностью отрицательные ответы дали бы общий индекс 0, сплошь положительные — 200, равновесие первых и вторых — индекс 100, являющийся, по сути, нейтральной отметкой.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

негативные ответы. Неоднозначно учителя школ двух регионов относятся к оптимизации сети образовательных учреждений, причем в Вологодской области, где доля сельского населения составляет практически 40%, этот процесс вызвал крайне негативную реакцию. По данным Рос-стата, за период 2004-2015 гг. в Вологодской области было закрыто 319 школ (в Московской области — 218). Учитывая, что система образования

Вологодской области значительно меньше, чем в Московской области, закрытие такого количества школ не могло не сказаться на оценке этого направления реформы. Более позитивно педагоги оценивают введение эффективного контракта, а также внедрение в образовательный процесс компетентностного подхода (как лейтмотива новых ФГОС), который особенно высоко оценили учителя Московской области.

Таблица 5

Индекс оценки основных направлений реформы общего образования

Направления реформы общего образования Московская область Вологодская область

Оптимизация сети образовательных учреждений 76,2 48,9

Введение эффективного контракта с педагогами 105,5 109,2

Введение новой системы оплаты труда педагогов 97,3 86,2

Введение новых образовательных стандартов в общеобразовательных школах 99,6 89,6

Внедрение компетентностного подхода в образовательный процесс 149,8 135,4

Еще один общий вопрос был сформулирован следующим образом: «Считаете ли Вы, что реформы приведут к повышению качества образования?» (табл. 6). Позитивные ответы дала примерно треть респондентов. Около четверти из них говорят о положительном влиянии реформаторских инициатив на качественные аспекты образования. Однако более

Распределение ответов респон что реформы приведут к повы

половины из числа опрошенных считают, что реформы не приведут к повышению качества образования. Такого же мнения придерживаются и молодые учителя. При этом их оценки еще более критичны: удельный вес отрицательных ответов в Московской области около 64%, в Вологодской области — 57%.

Таблица 6

гов на вопрос: «Считаете ли Вы, ию качества образования?», %

Ответы Московская область Вологодская область

Все учителя Молодые учителя Все учителя Молодые учителя

Да 3,7 3,2 3,5 4,2

Скорее да, чем нет 28,3 26,6 23,7 21,1

Скорее нет, чем да 36,4 32,3 40,0 38,9

Нет 22,8 31,4 17,3 17,9

Затруднились ответить 8,8 6,5 15,5 17,9

Анкета включала вопрос: «Какие аспекты современного образования вызывают у Вас наибольшее беспокойство?». Респондентов просили выбрать из перечня перечисленных аспектов современного образования те, которые вызывают у них наибольшее беспокойство. Ранжирование по количеству ответов позволяет посмотреть, что больше всего волнует педагогов (табл. 7). Первые три места в ранжированном списке,

Аспекты соврем« вызывающие наибольшее <

составленном по ответам учителей Московской области, заняли такие аспекты, как «заработная плата педагогов», «престиж педагогической профессии», «уровень образовательной подготовки школьников».

Педагоги из Вологодской области отметили «материально-техническую оснащенность образовательных организаций», «заработную плату педагогов» и «престиж педагогической профессии».

Таблица 7

го образования, окойство учителей (ранги)*

Аспекты образования Вологодская область** Московская область

Заработная плата педагогов 2 1

Престиж педагогической профессии 3 2

Уровень образовательной подготовки школьников 4 3

Материально-техническая оснащенность образовательных организаций 1 6

Образовательная политика, проводимая на федеральном уровне 5 4

Образовательная политика, проводимая на региональном уровне 7 8

Образовательная политика местных властей 8 7

Политика, проводимая руководством школы 9 9

Квалификационный уровень коллег по педагогической профессии 10 10

Завышенный уровень требований к профессии учителя 6 5

* 1 — наибольшее беспокойство; 10 — наименьшее.

** Оценки таких аспектов как «заработная плата педагогов» и «материально-техническая оснащенность образовательных организаций» практически одинаковы в Вологодской области, формальное отличие, которое составило 0,2%, определило второе место для заработной платы.

Оценки педагогов очень схожи, единственным важным отличием является то, что материально-техническая оснащенность школ волнует вологжан не менее чем заработная плата. У педагогов Московской области вопросы материально-технической оснащенности не вызывают такого беспокойства. Наиболее волну-

ющими для учителей двух регионов вопросами стали заработная плата, престиж педагогической профессии и уровень образовательной подготовки школьников.

Одной из гипотез данного исследования стало предположение о наличии связи между социальным самочувствием человека и его отно-

шением к происходящим в обществе переменам. В основу гипотезы легло представление, что позитивное самоощущение в социуме, формирующееся под влиянием материальных, профессиональных факторов, условий труда, уровня образования, семейного положения приводит к благоприятной оценке происходящих перемен.

В связи с этим были рассмотрены мнения об основных направлениях реформы респондентами, по-разному оценившими свой социальный статус. Педагоги Московской и Вологодской областей, характеризующие свой социальный статус как «ниже среднего и низкий», солидарны в том, что российское образование переживает «кризис». В Московской области педагоги, оценивающие свой статус как «высокий» и «выше среднего», нега-

Распределение оценок о зависимости от социальн

тивно относятся к положению, сложившемуся в образовании. Среди них 50% ответили, что ситуация в их профессиональной сфере кризисная (табл. 8).

В Вологодской области в группе «высокостатусных» респондентов, напротив, преобладает положительное отношение к результатам образовательной политики. Таким образом, вологодские учителя более зависимы от сложившейся конъюнктуры, склонны к смене своих позиций, убеждений, если условия жизни улучшаются (чем выше уровень жизни, тем меньше критики в отношении государства, региональных органов власти).

Преподаватели из Московской области проявляют большую стойкость в этом вопросе.

Таблица 8

стоянии образования в > статуса респондента, %

Московская область Вологодская область

Оценка социального статуса Оценка социального статуса

Оценка «высокий» «ниже «высокий» «ниже

и «выше «средний» среднего» и выше «средний» среднего и

среднего» и низкий» среднего» «низкий»

Расцвет - - - 9,9 0,9 0,0

Подъем 7,0 4,3 3,5 42,9 5,8 19,7

Застой 16,0 8,2 13,5 5,1 10,8 9,2

Кризис 50,0 70,1 64,0 24,8 60,9 67,0

Затруднились ответить 27,0 17,4 19,0 27,2 22,5 4,1

Значительно отличается восприятие реформ с точки зрения их влияния на качество образовательного процесса респондентами разных социальных групп (табл. 9).

У респондентов из Московской области, оценивающих свой статус как «высокий и выше среднего», позитивные и негативные ответы распределились практически поровну, в

Вологодской области больше половины учителей дали положительный ответ.

В группах респондентов со «средним и ниже среднего» статусом большая доля респондентов из обоих регионов ответила на вопрос негативно. Затруднившихся ответить — от 8 до 17% в Московской области и от 7 до 29% в Вологодской.

Таблица 9

Распределение ответов респондентов разного социального статуса на вопрос: «Считаете ли Вы, что реформы приведут к повышению качества образования?», %

Московская область Вологодская область

Оценка социального статуса Оценка социального статуса

Ответы «высокий» «ниже «высокий» «ниже

и «выше «средний» среднего» и и «выше «средний» среднего» и

среднего» «низкий» среднего» «низкий»

Да 6,0 3,1 6,0 11,3 2,3 1,0

Скорее да 40,5 26,9 17,0 43,0 20,4 16,5

Скорее нет 25,0 42,0 30,0 9,1 47,2 36,1

Нет 20,5 19,5 30,0 7,7 18,1 39,3

Затруднились ответить 8,0 8,5 17,0 28,9 12,0 7,1

* * *

Подводя первые итоги, можно отметить, что в исследуемых регионах учителя во многом единодушны по поводу оценок собственного социального самочувствия и отношения к реформам. Существующие различия в оценке реформ зачастую можно объяснить региональными различиями (уровень жизни, доля сельского населения и т.п.). Представители учительской профессии с более позитивным социальным самочувствием лучше реагируют на реформы.

Вместе с этим молодежь в силу своего социально-психологического

склада склонна к мобильности: она может с легкостью выйти из профессии, особенно в условиях заметного разрыва в оплате труда в сравнении со специалистами, имеющими стаж и квалификационную категорию.

В связи с этим справедливость оплаты труда, повышение престижа учительской профессии, улучшение условий труда педагога может обеспечить большую включенность в процесс реформирования, позитивное восприятие реформы и, как следствие, содействие реализации проводимой модернизации образования.

Литература

1. Зернов Д.В., Иудин А.А., Овсяников А.А. Социальные ориентиры и самочувствие российского учительства // Народонаселение. — 2014. — №4 — С. 43-60.

2. Гаспаришвили А.Т., Крухмалева О.В. Московские учителя и реформа образования // Вопросы образования. — 2012. — №4. — С. 59-68.

3. Общее образование: мониторинг эффективности. — М.: Дело, 2015. — 470 с.

4. Леонидова Г.В., Головчин М.А. Тенденции развития сферы образования в регионах России// Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. — 2013. — №4 (28). — С.43-52

5. Деркачев П.В. Межрегиональные различия в решении задачи повышения заработной платы педагогических работников // Вопросы образовании. — 2014. — № 4 — С. 128-147.

Bibliography

1. Zernov D.V., Iudin A.A., Ovsyannikov A.A. Sotsial'nyye oriyentiry i samochuvstviye ros-siyskogo uchitel'stva [Social guidelines and feeling of well-being of Russian teachers]. Narodonaseleniye [Population]. 2014. No 4. P. 43-60.

2. Gasparishvily A.T., Krukhmaleva O.V. Moskovskiye uchitelya i reforma obrazovaniya [Moscow teachers and the education reform]. Voprosy obrazovaniya [Education Issues]. 2012. No 4. P. 59-68.

3. Obshcheye obrazovaniye: monitoring effektivnosti [General Education: Monitoring of Efficiency]. Moscow. 2015. 470 p.

4. Leonidova, G.V., Golovchin M.A. Tendentsii razvitiya sfery obrazovaniya v regionakh Rossii [Trends in development of the education sphere in Russian regions]. Ekonomicheskiye i sotsial'nyye peremeny: fakty, tendentsii, prognoz [Economic and Social Changes: Facts, Trends, Forecast]. 2013. № 4. P. 43 — 52.

5. Derkachev P.V. Mezhregional'nyye razlichiya v reshenii zadachi povysheniya zarabotnoy platy pedagogicheskikh rabotnikov [Cross-regional differences in solving the teacher pay rise problem]. Voprosy obrazovaniya [Education Issues]. 2014. No 4. P.128-147.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.