Научная статья на тему 'Особенности межбюджетных отношений Архангельской области'

Особенности межбюджетных отношений Архангельской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
103
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / МЕЖБЮДЖЕТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / МЕСТНЫЙ БЮДЖЕТ / МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ / АРХАНГЕЛЬСКАЯ ОБЛАСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Матвиенко И. И., Чижова Л. А.

Состояние бюджетов муниципальных образований Архангельской области в настоящее время оставляет желать лучшего, поскольку органы местного самоуправления области систематически сталкиваются с проблемами несовершенства межбюджетных отношений и проблемами дефицитности местных бюджетов. В системе местного самоуправлении РФ заложена противоречивая ситуация – с одной стороны Конституция РФ декларирует автономию органов местного самоуправления, но в тоже время межбюджетное регулирование, основанное только на интересах субъектов РФ, показывает жесткую зависимость местных бюджетов от решений органов власти вышестоящего уровня. Данная ситуация типична не только для местных финансов Архангельской области, но и для большинства муниципальных образований иных субъектов РФ. В статье показаны финансовые показатели местных бюджетов Архангельской области за 2011-2012 гг., которые наглядно демонстрируют актуальность вышеуказанных проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Матвиенко И. И., Чижова Л. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности межбюджетных отношений Архангельской области»

ОСОБЕННОСТИ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

© Матвиенко И.И.*, Чижова Л.А.*

Архангельский научный центр УрО РАН, г. Архангельск

Состояние бюджетов муниципальных образований Архангельской области в настоящее время оставляет желать лучшего, поскольку органы местного самоуправления области систематически сталкиваются с проблемами несовершенства межбюджетных отношений и проблемами дефицитности местных бюджетов. В системе местного самоуправлении РФ заложена противоречивая ситуация - с одной стороны Конституция РФ декларирует автономию органов местного самоуправления, но в тоже время межбюджетное регулирование, основанное только на интересах субъектов РФ, показывает жесткую зависимость местных бюджетов от решений органов власти вышестоящего уровня. Данная ситуация типична не только для местных финансов Архангельской области, но и для большинства муниципальных образований иных субъектов РФ. В статье показаны финансовые показатели местных бюджетов Архангельской области за 2011-2012 гг., которые наглядно демонстрируют актуальность вышеуказанных проблем.

Ключевые слова межбюджетные отношения; межбюджетное регулирование; местный бюджет; муниципальные образования; Архангельская область.

В настоящее время органы местного самоуправления Архангельской области сталкиваются с большим количеством проблем, в том числе из-за несовершенно выстроенных межбюджетных отношений в рамках региона, поскольку действия властей региона наглядно демонстрируют не стимулирующий, а депрессивно-уравнивающий характер межбюджетных отношений в Архангельской области.

Таким образом, в местном самоуправлении Архангельской области складывается противоречивая ситуация - с одной стороны Конституция Российской Федерации декларирует большую автономию органов местного самоуправления, но в тоже время межбюджетное регулирование, основанное только на интересах Правительства Архангельской области, показывает жесткую зависимость местных бюджетов от властей вышестоящего уровня.

Анализ финансовых показателей муниципальных образований Архангельской области позволяет говорить, что с каждым годом ситуация только ухудшается - муниципальные образования планомерно отлучают от нало-

* Старший научный сотрудник отдела комплексных исследований Арктики, кандидат экономических наук, доцент.

* Старший научный сотрудник отдела комплексных исследований Арктики, кандидат экономических наук, доцент.

говой политики, заменяя реальные доходные источники избирательной финансовой поддержкой в виде межбюджетных трансфертов и софинансиро-вания целевых программ. У местных бюджетов забирают дополнительные налоговые отчисления, направляемые на решение текущих задач муниципальных образований, а взамен предлагают лишь софинансирование инвестиционных программ и проектов. Таким образом, у муниципальных образований увеличиваются капитальные расходы, а текущие расходы не компенсируются.

В итоге большинство муниципальных образований Архангельской области за последние годы столкнулись с острой проблемой дефицита местного бюджета из-за отсутствия реальных и гарантированных доходных источников в рамках межбюджетного регулирования. В виду несовершенства межбюджетного регулирования в Архангельской области на органы местного самоуправления возложен широкий круг вопросов местного значения, для решения которых Правительство Архангельской области не предоставляет надежных дополнительных доходных источников в рамках своих полномочий.

В этих условиях долгосрочное финансово-бюджетное планирование становится невозможным, поскольку ежегодно муниципальные образования ставят перед очередным фактом сокращения их доходов. Все это приводит к тому, что собственные бюджетные средства муниципальных образований позволяют им только выживать, а не развиваться.

Вместе с тем, местное самоуправление - это важный и значимый ресурс социально-экономического развития региона, который не в полном объеме востребован Правительством Архангельской области. На практике муниципальные образования лишены возможности самостоятельно хозяйствовать на своей территории, нести полноту ответственности за ее развитие. Если у местных бюджетов будут дополнительные налоговые источники, то муниципальные образования будут иметь возможность независимо и стабильно развиваться, пополняя свой бюджет.

Проблемная ситуация межбюджетного регулирования Архангельской области не устраивает муниципальные образования, подталкивая их глав к решительным действиям. Мэры наиболее крупных городов Архангельской области (Архангельска, Северодвинска, Новодвинска, Котласа и Коряжмы) объединившись в 2011 году, решили отстаивать интересы всех муниципалитетов области по увеличению доходной базы местных бюджетов за счет дополнительных налоговых отчислений.

В 2011 году инструментами межбюджетного регулирования на территории Архангельской области являлись отчисления в пользу бюджетов муниципальных районов и городских округов по следующим налогам [1]:

1. налог на доходы физических лиц - норматив 16 процентов;

2. налог на имущество организаций - норматив 50 процентов;

3. единый сельскохозяйственный налог - норматив 30 процентов;

4. налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения, - норматив 50 процентов;

5. налог, взимаемый в виде стоимости патента в связи с применением упрощенной системы налогообложения, - норматив 50 процентов.

В 2012 году по проекту закона о внесении изменений и дополнений в Областной закон от 22 октября 2009 года № 78-6-ОЗ «О реализации полномочий Архангельской области в сфере регулирования межбюджетных отношений» было предусмотрено:

1. налог на доходы физических лиц - норматив 10 процентов;

2. единый сельскохозяйственный налог - норматив 30 процентов;

3. налог, взимаемый в виде стоимости патента в связи с применением упрощенной системы налогообложения, - по норматив 100 процентов.

Проектом предлагалась полная отменена норматива 50 процентов по налогу на имущество организаций и норматива 50 процентов по налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, при этом снижался норматив по налогу на доходы физических лиц до 10 процентов и увеличивался норматив по налогу, взимаемому в виде стоимости патента в связи с применением упрощенной системы налогообложения до 100 процентов.

Инициатива мэров крупных городов Архангельской области заключалась в том, чтобы в проекте закона о внесении изменений и дополнений оставить схему межбюджетного регулирования по пяти видам налогов, при этом увеличить норматив отчислений в местные бюджеты от налога на доходы физических лиц с планируемых по проекту 10 процентов до 14 процентов.

В итоге законодательно в Областном законе от 22 октября 2009 года № 78-6-ОЗ «О реализации полномочий Архангельской области в сфере регулирования межбюджетных отношений» на 2012 год в бюджеты муниципальных районов и городских округов Архангельской области были предусмотрены следующие нормативы отчислений:

1. налог на доходы физических лиц - норматив 20 процентов;

2. единый сельскохозяйственный налог - норматив 30 процентов;

3. налог, взимаемый в виде стоимости патента в связи с применением упрощенной системы налогообложения, - по норматив 100 процентов.

С одной стороны, Правительство Архангельской области удовлетворило пожелания мэров крупных городов, увеличив норматив отчислений по налогу на доходы физических лиц до 20 процентов и по налогу, взимаемому в виде стоимости патента в связи с применением упрощенной системы налогообложения, до 100 процентов. С другой стороны, все-таки были отменены нормативы отчислений по налогу на имущество организаций в размере 50 процентов и по налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения в размере 50 процентов.

Однако, действия Правительства Архангельской области абсолютно не решили проблему дефицита бюджетов муниципальных образований Архангельской области, что наглядно демонстрирует табл. 1. Финансовые показатели 2011-2012 гг. представлены на основе анализа информации, размещенной на официальном сайте Правительства Архангельской области [2].

Таблица 1

Финансовые показатели бюджетов муниципальных образований Архангельской области в 2011-2012 гг.

Исполнено в 2011 году, Исполнено в 2012 году,

Муниципальные образования тыс. руб. тыс. руб.

Доходы Расходы дефицит (-) профицит (+) Доходы Расходы дефицит (-). пРофицит (+)

МО «Вельский муниципальный район» 1322946 1283387 39559 1135940 1172978 -37038

МО «Верхнетоемский муниципальный район» 501981 503292 -1311 612283 603521 8762

МО «Вилегодский муниципальный район» 359615 355067 4548 378083 364316 13767

МО «Виноградовский муниципальный район» 382522 387777 -5255 435353 431759 3594

МО «Каргопольский муниципальный район» 467608 492265 -24657 487197 507916 -20719

МО «Коношский муниципальный район» 577865 620744 -42879 605777 758496 -152719

МО «Котласский муниципальный район» 597254 581837 15417 592060 577039 15021

МО «Красноборский муниципальный район» 451268 445495 5773 463028 470364 -7336

МО «Ленский муниципальный район» 468101 471056 -2955 598756 542383 56373

МО «Лешуконский муниципальный район» 354843 357175 -2332 361478 362319 -841

МО «Мезенский муниципальный район» 605311 567424 37887 562553 572545 -9992

МО «Няндомский муниципальный район» 793014 814879 -21865 674453 705407 -30954

МО «Онежский муниципальный район» 625920 673810 -47890 694318 685171 9147

МО «Пинежский муниципальный район» 993411 1082165 -88754 1032783 1021686 11097

МО «Плесецкий муниципальный район» 1162723 1175740 -13017 1198252 1265958 -67706

МО«Приморский муниципальный район» 1030387 1054684 -24297 1309702 1078804 230898

МО «Устьянский муниципальный район» 882280 871695 10585 930922 926572 4350

МО «Холмогорский муниципальный район» 964583 997625 -33042 906579 903537 3042

МО «Шенкурский муниципальный район» 384463 401459 -16996 334610 331606 3004

МО «Город Архангельск» 7375822 7941120 -565298 7052730 7350884 -298154

МО «Северодвинск» 4350273 4847403 -497130 3869938 4385294 -515356

МО «Котлас» 1716192 1545070 171122 1278157 1449270 -171113

МО «Город Новодвинск» 654050 698429 -44379 679232 677377 1855

МО «Город Коряжма» 739231 804168 -64937 697639 740909 -43270

МО «Мирный» 1939564 1631575 307989 1705867 1997761 -291894

МО «Новая Земля» 58367 71395 -13028 96919 95119 1800

ИТОГО по муниципальным образованиям 29759594 30676736 -917142 28694609 29978991 -1284382

Следует отметить, что проблемы регулирования межбюджетных отношений в Архангельской области продолжают усугубляться, так как с 2013 года в бюджеты муниципальных районов и городских округов Архангельской области подлежит зачислению только один налог - налог на доходы физических лиц по нормативу 10 процентов.

С 2014 года дополнительно, кроме налога на доходы физических лиц по нормативу 10 процентов, в бюджеты муниципальных районов и городских округов Архангельской области по дифференцированным нормативам отчислений будут подлежать зачислению 10 процентов налоговых доходов

консолидированного бюджета Архангельской области от акцизов на автомобильный и прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, производимые на территории Российской Федерации.

Следовательно, в 2013-2014 гг. не стоит ожидать улучшения финансовых показателей бюджетов муниципальных образований Архангельской области за счет инструментов межбюджетного регулирования.

Список литературы:

1. Областной закон от 22 октября 2009 года № 78-6-ОЗ «О реализации полномочий Архангельской области в сфере регулирования межбюджетных отношений».

2. Официальный сайт Правительства Архангельской области [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.dvinaland.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.