Научная статья на тему 'Особенности методики занятий по физической культуре в различных учебных отделениях студентов'

Особенности методики занятий по физической культуре в различных учебных отделениях студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
541
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОФИЦЕРЫ / ОБУЧЕНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ / ПЕДАГОГ / ВОЕННО-УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ / НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА / TEACHING METHODS / TRAINING DEPARTMENT / THE LEARNING PROCESS / A MEDICAL EXAMINATION / PHYSICAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шашкин Николай Геннадьевич

Рассмотрены вопросы, связанные с методикой проведения практических занятий в основном, специальном и спортивном учебных отделениях. Анализируются роль и значение применяемых физических упражнений в процессе учебных занятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шашкин Николай Геннадьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES METHODS PHYSICAL TRAINING IN VARIOUS EDUCATIONAL OFFICES STUDENTS

The questions related to the method of practical training in basic, special education and sports departments. Examines the role and importance of exercise used in the training sessions.

Текст научной работы на тему «Особенности методики занятий по физической культуре в различных учебных отделениях студентов»

УДК 378.172

ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В РАЗЛИЧНЫХ УЧЕБНЫХ ОТДЕЛЕНИЯХ СТУДЕНТОВ

Н.Г. Шашкин

Рассмотрены вопросы, связанные с методикой проведения практических занятий в основном, специальном и спортивном учебных отделениях. Анализируются роль и значение применяемых физических упражнений в процессе учебных занятий.

Ключевые слова: военное образование; офицеры; обучение; педагогический музей; педагог; военно-учебные заведения; научно-педагогическая школа.

N.G. Shashkin. FEATURES METHODS PHYSICAL TRAINING IN VARIOUS EDUCATIONAL OFFICES STUDENTS

The questions related to the method of practical training in basic, special education and sports departments. Examines the role and importance of exercise used in the training sessions.

Keywords: teaching methods, training department, the learning process, a medical examination, physical education.

Происшедшие за последние годы изменения в социально-экономической, политической, культурной и образовательной сферах нашего общества, крайне низкий уровень физической подготовленности большого числа молодежи в последние годы существенно повысили требования к методике проведения практических занятий со студентами, поскольку от правильно подобранной методики зависит физическое, психологическое и духовное здоровье детей и подростков. В связи с этим усиливается роль физической культуры в обеспечении здорового образа жизни населения России, меняется социальный статус физической культуры.

В целях повышения уровня физической подготовленности, правильного подбора физических упражнений и методики при проведении практических занятий по физической культуре со студентами различных учебных отделений, в начале каждого учебного года все студенты в высших учебных заведений распределяются по учебным отделениям: основное, специальное и спортивное. Распределение проводится с учетом пола, состояния здоровья (медицинское заключение), физического развития, физической и спортивно-технической подготовленности, интересов студентов. На основе их показателей каждый студент попадает в одно из трех отделений для прохождения обязательного курса физической культуры. Каждое отделение имеет определенное содержание и целевую направленность занятий.

В основное учебное отделение зачисляются студенты, отнесенные по результатам медицинского обследования к основной и подготовительной медицинским группам, т. е. не имеющие отклонений в состоянии здоровья, но физически слабо подготовленные. Численность учебной группы основного отделения составляет 12-15 человек [3].

В основном отделении учебный процесс направлен на всестороннее физическое развитие студентов, повышение уровня их общей физической, профессионально-прикладной и методико-практической подготовленности; формирование активного отношения и интереса к занятиям физической культурой и спортом [3].

Занятия имеют заметно выраженную комплексную направленность по типу общей физической подготовки, с акцентом на воспитание выносливости, так как именно она обеспечивает повышение общей физической работоспособности и деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем [2]. Должное внимание уделяется воспитанию силовых и координационных способностей, обучению технике движений в рамках как общей, так и профессионально-прикладной направленности. Методика занятий носит преимущественно учебно-тренировочный характер [4].

Несомненно, одной из проблем физического воспитания в настоящее время является воспитание молодежи с различными отклонениями в состоянии здоровья и выбор методики проведения практических занятий. Студенты, имеющие определенные

142

Вестник Российского университета кооперации. 2012. №3(9)

отклонения в состоянии здоровья или хронические заболевания, слабое физическое развитие и физическую подготовленность, перенесшие какие-либо заболевания или часто и длительно болеющие, по данным медицинского обследования зачисляются в специальное учебное отделение. Численность учебной группы специального учебного отделения составляет 8-10 человек [1].

Таким студентам особенно необходима двигательная активность, благотворно влияющая на ослабленный организм. Они должны заниматься по специальным программам, методикам, учитывающим состояние здоровья, уровень физической подготовленности, функционального состояния организма, специфику заболеваний, медико-педагогические противопоказания и рекомендации по содержанию занятий. Учебные занятия в этом отделении комплектуются с учетом характера заболеваний. На специальное медицинское отделение в течение учебного года могут быть переведены студенты из других отделений в связи с заболеваниями или прочими объективными причинами [5].

Практический материал для специального учебного отделения разрабатывается преподавателями с учетом показаний и противопоказаний для каждого студента, имеет координирующую и оздоровительно-реабилитационную направленность.

Учебный процесс в специальном медицинском отделении преимущественно направлен:

- на укрепление здоровья студентов;

- устранение функциональных отклонений, недостатков в физическом развитии и физической подготовленности на протяжении всего периода обучения;

- использование студентами знаний о характере и течении своего заболевания;

- самостоятельное составление и выполнение комплексов общих развивающих и специальных упражнений, направленных на профилактику заболеваний;

- приобретение студентами необходимых знаний по основам теории, методики и организации физической культуры.

Направленность учебных занятий носит ярко выраженный оздоровительный характер.

При проведении занятий в этом отделении необходимо особенно тщательно дозировать нагрузку, исключить упражнения, связанные с длительной задержкой дыхания. Методика регулирования нагрузок должна

исходить от функциональных возможностей организма занимающихся [3].

В спортивное учебное отделение зачисляются студенты второго и старших курсов основной медицинской группы, показавшие хорошую общую физическую и спортивную подготовленность и имеющие желание углубленно заниматься одним из видов спорта, занятия по которым организованы в вузе. Численный состав групп определяется приказом ректора по представлению кафедры с учетом спортивной квалификации, но не может превышать 15 человек.

В отдельных случаях к занятиям в спортивном отделении могут быть допущены студенты 1-го курса, имеющие достаточную спортивную подготовленность в избранном виде спорта и после прохождения контрольных испытаний на основании заявления.

В спортивном учебном отделении занятия проводятся 3-4 раза в неделю в зависимости от уровня их подготовленности. Учебные спортивные группы формируются с учетом пола, физической и спортивно-технической подготовленности студентов [7].

Учебный материал направлен на совершенствование техники, тактики в избранном виде спорта, развитие физических качеств студента и на достижение результатов. Учитывая, что тренировочные нагрузки могут неблагоприятно сказываться на работоспособности студента, во время учебной сессии тренировочную нагрузку надо снизить [3].

Таким образом, учебный процесс по физической культуре включает в себя два взаимосвязанных содержательных компонента. Во-первых, это базовые занятия физической культурой, обеспечивающие формирование основ физической культуры личности. Во-вторых, это спортивный компонент, дополняющий базовый и включающий занятия в избранном виде спорта, учитывая индивидуальность каждого студента, его мотивы, интересы и потребности.

Список литературы

1. Дубровский В.И. Лечебная физическая культура. М.: Изд-во Владос, 2001.

2. Анатомия человека: учебник для института физической культуры / под ред. В.И. Козлова. М.:ФиС, 1978.

3. Анищенко В.С. Физическая культура: ме-тодико-практические занятия студентов: учеб. пособие. М.: Изд-во РУДН, 1999.

4. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. М.: ФиС, 1991.

5. Реабилитация здоровья студентов средствами физической культуры: учеб. пособие / Волков В.Ю., Волкова Л.М., СПб.: С.-Петерб. гос. техн. ун-т. 1998. 97 с.

6. О физической культуре и спорте в Рос-

сийской Федерации: федер. закон от 29.04.99 №80-ФЗ.

7. Физическая культура студента: учебник для студентов вузов / под общ. ред. В.И. Ильи-нича. М.: Гардарики, 1999.

ШАШКИН Николай Геннадьевич — кандидат педагогических наук, зав. кафедрой физической культуры и спорта. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: sportkafedra@bk.ru

SHASHKIN, Nikolay Gennadyevich — Candidate of Pedagogics, Head of Department of Physical Education and Sports. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: sportkafedra@bk.ru

УДК 37.018.74

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ ВЕДОМСТВА ВОЕННО-УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ РОССИИ - ОДИН ИЗ ОСНОВНЫХ ЦЕНТРОВ В РАЗВИТИИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЕННОЙ ПЕДАГОГИКИ РОССИИ

И.И. Шуманский

История создания и развития Педагогического музея ведомства военно-учебных заведений, являвшегося первым и долгое время единственным заведением подобного рода не только в России, но и в Европе. Деятельность сотрудников музея по развитию и распространению педагогических знаний как в сфере военного, так и гражданского образования.

Ключевые слова: военное образование; офицеры; обучение; педагогический музей; педагог; военно-учебные заведения; научно-педагогическая школа.

I.I. Shumansky. PEDAGOGICAL MUSEUM AGENCIES MILITARY SCHOOLS RUSSIA ONE OF THE MAIN CENTERS IN THE DEVELOPMENT OF MILITARY PEDAGOGY RUSSIA

Article is devoted to features of legal and psikhologo-pedagogical preparation of teachers and officers-tutors of military department of the Russian Empire at the beginning of the XX century. The author presented the analysis of standard and legal base of the considered period and formation of the experimental direction in military pedagogics is considered.

Keywords: military training; the officers; training; educational museum; teacher; military educational institutions; scientific and pedagogical school.

Создание научно-педагогической школы в России, появление концептуально завершенных оригинальных работ по теории педагогики и дидактики связано с именем К.Д. Ушинского. На протяжении почти всей второй половины XIX в. школа Ушинского имела большое количество учеников и последователей, среди них: Л.Н. Модзалевский, Д.Д. Семенов, М.И. Семевский, В.И. Водовозов, В.И. Лядов, А.Н. Острогорский, А.И. Павловский, Н.Х. Вессель, К.К. Сент-Илер и др.

Каждый из них работал в своей специальной образовательной области, но объеди-

ненные исходными положениями педагогических идей своего учителя они создали теоретические и учебно-методические труды, свою педагогическую практику, ставшую прогрессивным явлением в истории русской педагогики 60-80-х гг. XIX в.

Особо необходимо подче ркнуть, что деятельность этих педагогов была тесно связана с деятельностью ведомства военно-учебных заведений и непосредственно с учреждением в Санкт-Петербурге Педагогического музея военных учебных заведений и двухгодичных педагогических курсов при

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.