Научная статья на тему 'Формы и факторы организации педагогического процесса по физической культуре в высшем учебном заведении'

Формы и факторы организации педагогического процесса по физической культуре в высшем учебном заведении Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
432
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНУТРЕННИЕ ФОРМЫ / ВНУТРЕННИЕ ФАКТОРЫ / INTERNAL FACTORS / ВНЕШНИЕ ФОРМЫ / EXTERNAL FORMS / ВНЕШНИЕ ФАКТОРЫ / EXTERNAL FACTORS / ЭКЗОГЕННЫЕ ФАКТОРЫ / EXOGENOUS FACTORS / ЭНДОГЕННЫЕ ФАКТОРЫ / ENDOGENOUS FACTORS / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / PEDAGOGICAL PROCESS / INTERNAL FORMS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Асанин Владимир Ювенальевич, Деверинская Александра Тимофеевна, Бондарева Елена Вильсуровна, Агеева Ульяна Павловна

Рассмотрены основные формы и группы факторов организации учебного процесса по физической культуре, представлены принципиальные различия основных положений и ценностей внешней и внутренней форм физической культуры, выявлены организационные особенности физкультурно-оздоровительной деятельности на уровне вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Асанин Владимир Ювенальевич, Деверинская Александра Тимофеевна, Бондарева Елена Вильсуровна, Агеева Ульяна Павловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMS AND FACTORS ORGANIZATION OF THE PEDAGOGICAL PROCESS ON PHYSICAL TRAINING IN HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS

The basic shape and group factors in the organization of the educational process of physical culture, are fundamental differences guidelines and values of the external and internal forms of physical culture, identified organizational characteristics of sport and recreation activities at the university.

Текст научной работы на тему «Формы и факторы организации педагогического процесса по физической культуре в высшем учебном заведении»

Вестник Российского УНИВЕРСИТЕТА КООПЕРАЦИИ. 2013. № 2(12)

90

ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО

УДК 377.1

ФОРМЫ и ФАКТОРЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В ВЫСШЕМ

УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ

В.Ю. Асанин, А.Т. Деверинская, Е.В. Бондарева, У.П. Агеева

Рассмотрены основные формы и группы факторов организации учебного процесса по физической культуре, представлены принципиальные различия основных положений и ценностей внешней и внутренней форм физической культуры, выявлены организационные особенности физкультурно-оздоровительной деятельности на уровне вуза.

Ключевые слова: внутренние формы; внутренние факторы; внешние формы; внешние факторы; экзогенные факторы; эндогенные факторы; педагогический процесс.

V.Y. Asanin, A.T. Deverinskaya, E.V. Bondareva, U.P. Ageeva. FORMS AND FACTORS ORGANIZATION OF THE PEDAGOGICAL PROCESS ON PHYSICAL TRAINING IN HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS

The basic shape and group factors in the organization of the educational process of physical culture, are fundamental differences guidelines and values of the external and internal forms of physical culture, identified organizational characteristics of sport and recreation activities at the university.

Keywords: internal forms; internal factors; external forms; external factors; exogenous factors; endogenous factors; the pedagogical process.

К основным формам организации учебного процесса по физической культуре относятся:

- академические практические занятия;

- академические методико-практические занятия;

- теоретические, лекционные и семинарские занятия;

- консультационно-методические занятия;

- самостоятельные занятия по заданию преподавателя;

- участие в межвузовских, внутривузов-ских физкультурно-массовых и оздоровительных мероприятиях.

Практическая реализация данных форм организации процесса физического воспитания студентов опирается в первую очередь на научно обоснованные и действенные дидактические принципы физкультурно-оздоровительной работы, оптимальный объем внеу-чебных массовых физкультурных мероприя-

тий, участие студентов в различных формах занятий по физической культуре, внутреннее осознание ими и ежедневное использование индивидуально доступных оздоровительных систем и технологий в повседневной жизни. Было бы ошибочно рассматривать указанные формы учебного процесса как систему факторов, направленных на компенсацию дефицита двигательной недостаточности. Предмет «физическая культура» - это, прежде всего, «базовая школа движений». Необходимо не просто систематически заниматься оздоровительными видами и формами физической культуры, важна глубинная, внутренняя трансформация личности, характера.

Существует две группы факторов, раскрывающих содержательную, внутреннюю сущность предмета «физическая культура».

Экзогенные факторы, обусловливающие внешнюю, наиболее научно и практически раз-

работанную и изученную основу физической культуры. К ним относятся: организационное и методическое обеспечение физического воспитания; основы теоретической подготовки; современные и информативные методы вра-чебно-педагогического комплексного контроля и самоконтроля оздоровительных занятий; двигательная подготовка на основе индивидуального подхода.

Эндогенные факторы. Они отражают еще недостаточно изученную, актуальную проблему физкультурно-оздоровительного процесса, позволяющую, при объективном научно-методическом обеспечении, существенно расширить наши теоретические представления и практические возможности в области оздоровительных технологий как важной составляющей части физической культуры. В первую очередь это личностно мотивированное участие в процессе выздоровления сознания, существенно улучшающее качество и сокращающее общее время педагогического воздействия на восстановление здоровья данных лиц. Важным фактором оптимального поведения и проявления личной заинтересованности студентов в успешности оздоровительных занятий является современное и научно обоснованное знание и понимание внутренних, скрытых причин возникновения, течения и профилактики имеющихся заболеваний и отклонений в состоянии здоровья.

С учетом внутренней специфики функций в структуре комплексного содержания образовательной деятельности предмет «физическая культура» принципиально отличается от всех учебных дисциплин.

Общепрофесссиональный образовательный процесс по дисциплинам, представляющим общественные, естественные, математические и гуманитарные науки, отличается определенной общностью использования дидактических принципов, методов и форм организации, которые стандартизированы и общеприняты. В учебно-образовательном процессе по физической культуре осуществляется интегрированное, комплексное воздействие на механизмы и функции целостного организма: на физическое, функциональное, психологическое, интеллектуальное, общекультурное и духовно-нравственное здоровье студентов. Содержание, формы, средства и методы обучения, характер дидактического взаимодействия преподавателя, обучающего научным основам оздоровительных технологий, принципиально отличается от обучения теоретическим дисциплинам. Общеобразовательные и специальные предметы вместе с физической культурой, как единой, взаимосвязанной системой профессионального образования, обязаны содействовать созданию условий для гармоничного и всестороннего развития личности.

Внутренние формы организации физической культуры, как компоненты здоровьесбе-регающих технологий, принципиально отличаются от «внешних», общеизвестных форм педагогической деятельности (таблица).

Внешняя форма представляет формальную, необходимую, общепринятую структуру организации, на основе которой осуществляется учебный процесс по физическому воспитанию. Она является результатом практической

Таблица

принципиальные различия основных положений и ценностей «внешней» и «внутренней» форм

физической культуры

Внешняя форма Внутренняя форма

Морфологические, соматические, частично типологические изменения Физические, биохимические и другие изменения функций и систем организма

Психологические и психоэмоциональные изменения функций центральной нервной системы

Изменение (совершенствование) физических и двигательно-координационных качеств Совершенствование умственной работоспособности

Совершенствование состояния иммунной системы

Улучшение двигательных умений и навыков Совершенствование социально и личностно значимых ценностных ориентаций в области физической, в том числе и оздоровительной, культуры

Совершенствование общей физической подготовленности Совершенствование общей культуры личности

Изменения уровня духовно-нравственных ценностей и личностных предпочтений

Совершенствование специальной физической подготовленности Совершенствование генотипических и фенотипических особенностей личности

Совершенствование результатов в избранном виде спорта Совершенствование мировоззренческих и философских основ знаний о мире, обществе и личности

деятельности Министерства образования и науки, его специальных научно-методических подразделений и главных специалистов.

Представленный вариант педагогических, профессиональных и межличностных взаимодействий показывает, насколько эффективно при реализации физкультурно-оздоровительных технологий решается задача сохранения здоровья основных субъектов образовательного процесса - студентов и преподавателей.

Реализация принципа содержательной и контролируемой заботы о здоровье молодежи невозможна без использования:

- современных, инновационных, мировоззренческих, философских, общекультурных и духовно-нравственных основ и знаний о физкультурно-оздоровительной педагогической деятельности;

- теоретически и практически значимой реализации и оценки полученных знаний и умений с позиций их влияния не только на физическое развитие, физическую подготовленность, но и на психологическое, общекультурное и духовно-нравственное здоровье;

- мониторинга «внешних» (индивидуально-типологических особенностей соматотипа, физической подготовленности, работоспособности и тренированности) и «внутренних» (функционального, психоэмоционального состояния, уровня показателей иммунной системы, осознания общечеловеческих и духовно-нравственных ценностей физической культуры).

Организация физкультурно-оздоровительной деятельности на уровне вуза:

1. Оптимальная и комплексная система медицинских осмотров абитуриентов - мониторинг здоровья в начале и конце учебного года.

2. Разработка и создание научно обоснованного учебного расписания по физической культуре (академических, факультативных, дополнительных и т.д.), соответствующего требованиям.

3. Объективное (согласно результатам медицинского осмотра) тестирование физической и функциональной подготовленности, распределение студентов по учебным медицинским отделениям и группам для проведения практических занятий.

4. Целенаправленная оздоровительная, развивающая и тренирующая физкультурная деятельность, осуществляемая по принципу комплексного и дифференцированного подхода, с учетом состояния здоровья, нарушений функций и систем организма, уровня тренированности и т.д.

5. Оценка показателя успешности деятельности в совершенствовании овладения знаниями, умениями и навыками физической подготовленности, методами контроля и самоконтроля за состоянием здоровья, который осуществляется по результатам первичной, текущей и итоговой физкультурно-оздоровительной деятельности с учетом ее благоприятной динамики.

Организация учебно-педагогической деятельности на уровне личности:

1. Профессионально-личностная, мотивированная подготовка преподавателя к педагогической деятельности со студентами.

2. Формирование у преподавателя современных мировоззренческих, философских и методологических знаний, умений и убеждений, необходимых и значимых для профессиональной компетентности личности педагога.

3. Создание оптимальных условий для сохранения физического, психического и социального здоровья преподавателей, обеспечивающих формирование эмоционально-психологического, интеллектуального, физического, общекультурного и духовно-нравственного здоровья студентов.

4. Разработка адекватных фактическим и резервным возможностям организма студентов критериев оздоровительных занятий, вовлечение студентов в оценку результатов физкультурной деятельности.

5. Обеспечение в учебном процессе критериев и стимулов для целенаправленного и мотивированного использования студентами факторов здорового образа жизни.

6. Развитие и совершенствование у студентов внутренней и внешней здоровьеформи-рующей культуры личности, развитие творческого отношения к своему здоровью как важнейшему ценностному приоритету профессионального образования и т.д. Это является важным фактором самопрограммированного поведения и личностной заинтересованности в познании скрытых причин и механизмов профилактики различных заболеваний и сохранении здоровья.

Кроме этих наиболее значимых факторов, существенно влияющих на качество организации физкультурно-оздоровительной деятельности в институте, определяющее воздействие на данный процесс оказывают:

- личностно обусловленные качества преподавателя (общая культура, воспитание, мировоззрение, типологические свойства высшей нервной деятельности, уровень комплексных показателей здоровья, внешний вид, речь, го-

лос, коммуникативные особенности поведения и общения со студентами);

- базовая общефизическая и специальная подготовка, специализация, уровень социальной и личностной мотивации и т.д.;

- профессиональная компетентность, развитое чувство личной ответственности, отсутствие негативных черт характера и поведения, вредных привычек и пристрастий.

В центре любой физкультурно-оздоровительной системы находятся личности студента и педагога, выступающие как единый субъект данной системы и определяющие не только содержание процесса обучения, оздоровления и воспитания, но и главную цель деятельности. Если исходить из очевидного факта, что конечная цель любого образования - целостный и гармоничный человек, то таким человеком в первую очередь должен быть преподаватель. Именно преподаватель, как человек, как личность, оказывает непосредственное и формирующее воздействие на личность студента, на его сознание, психику и интеллект.

В процессе образовательной деятельности создаются оптимальные условия для преподавания «внутренней» физической культуры, для которой наиболее важное значение имеет формирование мотивированного, здоровьесбе-регающего сознания, а затем необходимых для полноценного здоровья физических и двига-тельно-координационных качеств. Цель преподавания и развития является единой для всего спектра дисциплин - воспитание гармоничного человека и личности. Таким образом, «внутренняя физическая культура» - это система общих и специальных научно-теоретических и методико-практических ценностей физической культуры, включающих личностно мотивированные, врожденные и приобретенные в процессе жизни человека качества, способствующие развитию, самосовершенствованию и самоактуализации индивидуума.

В процессе систематических занятий физической культурой на уровне личности происходят:

- физиологические, биохимические изменения функций и систем организма;

- психологические изменения личности;

- все системные изменения состояния сознания, его оценки окружающего мира, природы, социума и личности;

- все изменения состояния общей культуры личности, в том числе физической;

- все изменения характера и направленности духовно-нравственных ценностей и ориен-таций;

- осознание общечеловеческих, социаль-

ных и личностных ценностей в области физической культуры;

- изменения мировоззренческих и философских ценностей личности.

Научно обоснованный отбор содержания обучающих технологий, форм и методов реализации поставленной цели определяет соответствующие физкультурно-педагогические условия содержания деятельности. Наиболее важными из них являются следующие:

- управляющие, организационные, формирующие и создающие целостную развивающую и содержательную основу образовательного пространства, оптимальную организацию деятельности преподавателей и студентов;

- материально-техническое, экономическое и социальное обеспечение учебно-воспитательного и оздоровительного процесса;

- психологические и коммуникативные, создающие благоприятные межличностные и профессионально значимые отношения, адекватные конечным педагогическим целям, и т.д.

список литературы

1. Бальсевич В.К., Наталов Г.Г., Чернышен-ко Ю.К. Конверсия основных положений теории и спортивной подготовки в процессе физического воспитания // Теория и практика физ. культуры. 2007. № 6. С. 15-25.

2. Воробьев А.Н. Тренировка, работоспособность, реабилитация. М.: Физкультура и спорт, 2002. 272 с.

3. Лубышева Л.И. Спортивно-ориентированное физическое воспитание: социальный аспект // Современные проблемы физической культуры и спорта: материалы Всерос. науч. конф. СПб.: Шатон, 2003. С. 26-28.

4. Лукьяненко В.П. Физическая культура: основы знаний: учеб. пособие. 2-е изд., стереот. М.: Советский спорт, 2005. 224 с.

5. Николаева Ю.М. О путях формирования теории физической культуры // Пробл. развит. физич. культуры: сб. науч. тр. Воронеж: ВГАУ, 1992. С. 133-138.

6. Пономарев Н.И. Спорт как социальное и педагогическое явление. Л.: ГДОИФК им. П.Ф. Лесгафта, 1994. 18 с.

7. Столяров В.И., Быховская И.М., Лубышева Л.И. Концепция физической культуры и физкультурного воспитания (инновационный подход) // Теория и практика физической культуры. 1998. № 5. С. 11.

8. ХолодовЖ.К., КузнецовВ.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Академия, 2000. 480 с.

АСАНИН Владимир Ювенальевич - доцент кафедры физкультуры и спорта. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: sportkafedra@bk.ru

ДЕВЕРИНСКАЯ Александра Тимофеевна - доцент кафедры физкультуры и спорта. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: sportkafedra@bk.ru

БОНДАРЕВА Елена Вильсуровна - старший преподаватель кафедры физкультуры и спорта. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: sportkafedra@bk.ru

АГЕЕВА Ульяна Павловна - старший преподаватель кафедры физкультуры и спорта. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: sportkafedra@bk.ru

ASANIN, Vladimir Yuvenalyevich - Associate Professor of Department of Physical Education and Sports. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: sportkafedra@bk.ru

DEVERINSKAYA, Aleksandra Timofeevna - Associate Professor of Department of Physical Education and Sports. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: sportkafedra@bk.ru

BONDAREVA, Elena Vlysurovna - Senior Lecturer of Department of Physical Education and Sports. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: sportkafedra@bk.ru

AGEEVA, Ulyana Pavlovna - Senior Lecturer of Department of Physical Education and Sports. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: sportkafedra@bk.ru

УДК 929.62

О ДЕВИЗЕ ГЕРБА МАРИИНСКОГО ПОСАДА «НЕОБИЖЕННО ЖИТЬ» С ИСТОРИЧЕСКОЙ И ФИЛОСОФСКОЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ

Г.В. Белова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Исследована проблема философского смысла изречения на гербе города Мариинский Посад с исторической и философской точки зрения. Показаны истоки благотворительности, которые отражают жизненную философию девиза как духовный посыл потомкам.

Ключевые слова: геральдика; девиз; символика; благотворительность; нравственность; мировоззрение; историческое наследие.

G.V. Belova. ABOUT THE MOTTO OF EMBLEM MARIINSKY POSADA «NEOBIZHENNO LIVE» FROM A HISTORICAL AND PHILOSOPHICAL PERSPECTIVE

We study the problem of philosophical sense sayings on the arms of the Mariinsky Posad from a historical and philosophical point of view. Showing the origins of charity that reflect the philosophy of life as a spiritual motto promise of descendants.

Keywords: heraldry; motto; symbols; charity; morality; ideology; historical heritage.

Представление о геральдике в обыденном сознании наших современников отнюдь не соответствует тому уровню культурного явления, которое было достигнуто в дореволюционной России. При советской власти эта наука практически была забыта и не придерживалась геральдических правил. Обыденное наше созна-

ние устроено так, что в простом ищет сложное, а сложное упрощает до примитива. При въезде в город Мариинский Посад нас встречает вывеска с гербом города и девизом «Необиженно жить». Откуда взялось это странное, с глубоким философским смыслом изречение на гербе Мариинского Посада?

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.