Научная статья на тему 'Особенности мер по предупреждению преступности среди несовершеннолетних в советском государстве в военный период'

Особенности мер по предупреждению преступности среди несовершеннолетних в советском государстве в военный период Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
507
161
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Общество и право
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Стрельцов Станислав Геннадьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности мер по предупреждению преступности среди несовершеннолетних в советском государстве в военный период»

Стрельцов Станислав Геннадьевич,

соискатель кафедры государственно-правовых дисциплин Краснодарской академии МВД России,

г. Краснодар, инспектор отдела кадров Краснодарской академии МВД России

Особенности мер по предупреждению преступности среди несовершеннолетних в советском государстве в военный период

Во время Великой Отечественной войны целенаправленная активность советского государства по предупреждению преступности среди несовершеннолетних, естественно, снизилась, поскольку основная функция государства в этот период стала внешней - защита суверенитета от внешней угрозы, и основные ресурсы страны направлялись на реализацию именно этой функции. Это не означало, разумеется, что не проводилось вообще никакой работы - она велась, но в значительно уменьшенных объемах и методами, которые диктовались складывающейся военно-политической обстановкой, в том числе потерей родителей для многих тысяч детей.

Во время Великой Отечественной войны по-прежнему основными криминогенными условиями преступности несовершеннолетних были их беспризорность и безнадзорность, а также тяжелое материальное положение страны. Необходимо признать, что и в условиях военного времени советское государство все же держало эту проблему в поле своего зрения. В этом смысле заслуживает внимания Постановление СНК СССР от 23 января 1942 года «Об устройстве детей, оставшихся без родителей»1. Однако, несмотря на принимаемые меры, несовершеннолетние в годы войны продолжали совершать преступления. По-прежнему наиболее распространенными преступлениями среди подростков были хищения чужого имущества, которые в большинстве случаев, как и в предшествующие годы, совершались прежде всего из голодной нужды. Особенно это было заметно на освобождаемых территориях, где в первое время после изгнания немецко-фашистских захватчиков материальное

1 Постановление СНК СССР от 23 января 1942 года «Об устройстве детей, оставшихся без родителей» // СП СССР. 1942. № 2.

положение населения было особенно трудным. Однако решение задач по возрождению народного хозяйства на освобождаемой территории далеко не всегда учитывало человеческий фактор (имеется в виду положение, когда государство, «выжимая» максимум из работника, не обеспечивало ему и его семье возможность нормального существования, и прежде всего это касается продуктов питания; в результате имело место увеличение числа фактов хищения зерна в сельском хозяйстве, поскольку это нередко было единственной возможностью прокормиться).

Виновные в совершении хищений привлекались к уголовной ответственности по закону от 7 августа 1932 г. Так, летом 1943 г. в колхозе им. Тельмана Тимашевского района Краснодарского края было осуждено 5 колхозниц, вынесших в совокупности 15 кг 700 г зерна с колхозного тока. У всех пятерых мужья находились на фронте, 3 из них имели на иждивении малолетних детей, а еще одна — младших сестер и мать1. Заместитель начальника Управления Наркомюста по Краснодарскому краю С.А. Козин в отчете за сентябрь 1943 г. пояснял, что «сущность большинства этих дел составляет хищение зерна колхозниками... Осужденными являются жены военнослужащих, обремененные малолетними детьми, подростки несовершеннолетнего возраста (выделено нами. - авт.), родители которых находятся в рядах РККА, или престарелые, дети которых также находятся в армии»2. Подготовку обвинений по такого рода делам осуществляли органы внутренних дел.

По некоторым вопросам привлечение несовершеннолетних к уголовной ответственности настолько расходилось с реальным осознанием ими общественной опасности содеянного, что принимались решения о непривлечении их к уголовной ответственности. Однако таких решений в годы войны были единицы. Одно из них касалось вопроса о возможности привлечения к уголовной ответственности несовершеннолетних от 14 до 16 лет

1 ЦДНИКК. Ф. 162. Оп. 1. Д. 235. Л. 9.

2 ГАКК. Ф.Р-1430. Оп. 1. Д. 166. Л. 28.

за уклонение от мобилизации на сельскохозяйственные работы и за самовольный уход мобилизованных с этих работ: такая ответственность была установлена Указом Президиума Верховного Совета от 15 апреля 1942 г. В этом же документе указывалось, что уголовной ответственности не подлежат несовершеннолетние, являющиеся учащимися. Однако ничего не говорилось о том, как быть с несовершеннолетними, не являющимися учащимися. Такой вопрос возбудил Народный комиссар юстиции СССР. Разъясняя данный вопрос, Пленум Верховного Суда СССР в своем постановлении от 8 октября 1942 г. указал, что «подростки в возрасте от 14 до 16 лет, независимо от того, являются они или не являются учащимися, не подлежат уголовной ответственности за уклонение от мобилизации на сельскохозяйственные работы и за самовольный уход мобилизованных с этих работ»1. Мотивировка Верховного Суда была довольно простой: почти все несовершеннолетние от 14 до 16 лет являются учащимися, и нет смысла выделять из них категорию неучащихся и особо относиться к ней в части привлечения к уголовной ответственности за указанное выше общественно опасное деяние.

Однако чаще для несовершеннолетних исключений не делали. В этом смысле показателен Указ Президиума Верховного Совета СССР от 7 июля 1941 г. «О применении судами постановления ЦИК и СНК СССР от 7 апреля 1935 г. «О мерах борьбы с преступностью среди несовершеннолетних»» . В этом документе указывается, что «Из представления Прокурора СССР и постановления Пленума Верховного Суда СССР от 20 марта 1941 г. Президиум Верховного Совета СССР устанавливает, что Верховный Суд СССР при рассмотрении дел о преступлениях несовершеннолетних, предусмотренных

1 Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 8 октября 1942 г. «О недопустимости привлечения к уголовной ответственности несовершеннолетних от 14 до 16 лет за уклонение от мобилизации на сельскохозяйственные работы и за самовольный уход мобилизованных с этих работ» // Законодательные и административно-правовые акты военного времени (с 22 марта 1942 г. по 1 мая 1943 г.). М., 1943. С. 201.

2 Указ Президиума Верховного Совета СССР от 7 июля 1941 г. «О применении судами постановления ЦИК и СНК СССР от 7 апреля 1935 г. «О мерах борьбы с преступностью среди несовершеннолетних»» // Сборник документов по истории уголовного законодательства СССР и РСФСР (1917-1952 гг.). М., 1953. С. 416.

Постановлением ЦИК и СНК СССР от 7 апреля 1935 г. «О мерах борьбы с преступностью среди несовершеннолетних», исходит из того, что несовершеннолетние подлежат уголовной ответственности лишь в тех случаях, когда они совершили преступление умышленно. Президиум Верховного Совета СССР разъясняет, что такое применение Верховным Судом СССР Постановления ЦИК и СНК СССР от 7 апреля 1935 г. «О мерах борьбы с преступностью среди несовершеннолетних» не соответствует тексту закона, вводит не предусмотренные законом ограничения и находится в противоречии со ст. 6 «Основных начал уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик», согласно которой уголовная ответственность наступает как в случаях совершения преступления умышленно, так и по неосторожности. Президиум Верховного Совета СССР предлагает Верховному Суду СССР применять Постановление ЦИК и СНК СССР от 7 апреля 1935 г. «О мерах борьбы с преступностью среди несовершеннолетних» в точном соответствии с текстом закона и с действующим уголовным законодательством СССР».

Удивляет, с какой легкостью законодательный орган давал указание высшему судебному органу нашей страны, прямо вмешиваясь в его компетенцию. Впрочем, тогда о разделении властей не могло быть и речи, и формально Верховный Совет СССР (а в промежутке между сессиями Верховного Совета - его Президиум) по Конституции СССР 1936 г. являлся высшим органом государственной власти. Но в контексте рассматриваемой проблематики важнее даже не это обстоятельство, а то, что высший орган советского государства посчитал, что несовершеннолетние, начиная с 12 лет, уже должны были нести уголовную ответственность за неосторожные преступления, то есть должны были осознавать и преступную небрежность, и преступную самонадеянность, что далеко не всегда осознают умудренные жизненным опытом взрослые!

Можно еще назвать Указ Президиума Верховного Совета СССР, изданный незадолго до начала войны (31 мая 1941г.), в соответствии с которым устанавливалась уголовная ответственность, начиная с 14 лет, по всем составам

преступлений (за исключением тех составов, ответственность за которые наступала с 12 лет) 1, что также является очевидным шагом власти по усилению карательной составляющей уголовного наказания (заметим, что это был самый низкий возрастной критерий уголовной ответственности, закрепленный в законодательстве, за всю историю нашей страны). Характерно в этом отношении и мнение и.о. прокурора СССР Г.Н. Сафонова о применении высшей меры наказания к несовершеннолетним, которое он высказал в письме к заместителю председателя СНК СССР А.Я. Вышинскому 22 декабря 1941 г.: «Ознакомившись по вашему поручению с проектом Указа Президиума верховного Совета СССР о применении высшей меры наказания к несовершеннолетним, виновным в измене Родине, шпионаже, диверсии и террористических актах со своей стороны полагаю, что с этим проектом надо в основном согласиться. Считаю, однако, необходимым оговорить, что высшая мера наказания может применяться в отношении лиц, достигших 16-летнего возраста»2.

В связи с изложенным мы не можем согласиться с мнением о том, что в рассматриваемый период советское государство не принимало мер, связанных с усилением уголовной ответственности несовершеннолетних . В подтверждение к указанным выше решениям можно добавить целый ряд законодательных актов, которыми, как и в предвоенный период, либо ужесточалось наказание за действующие составы преступлений, либо криминализовывались новые общественно опасные деяния (например, указы Президиума верховного Совета СССР от 26 декабря 1941 г. «Об ответственности рабочих и служащих предприятий военной промышленности за самовольный уход с предприятий» , от 23 июня 1942 г. «Об ответственности за хищения горючего в МТС и

1 Ведомости ВС СССР. 1941. № 25; См. также: Сырых В.М. История государства и права России. Советский и современный периоды. М., 2000. С. 283.

2 ГАРФ. Ф. 8131. Оп. 37. Д. 539. Л. 22.

Сальников В.П., Степашин С.В., Янгол Н.Г. Органы внутренних дел Северо-Запада России в годы Великой Отечественной войны. СПб., 1999. С. 65.

4 Ведомости ВС СССР. 1942. № 2.

совхозах»1, от 15 апреля 1943 г. «О введении военного положения на всех железных дорогах»2 и др.); при этом пропорционально усиливалась ответственность и несовершеннолетних, которые также были субъектами этих преступлений. Другое дело, что интенсивность принятия такого рода правовых актов в годы войны, в том числе напрямую относящихся к несовершеннолетним, безусловно, была заметно меньше.

Между тем, эффективность принимаемых мер в отношении преступности несовершеннолетних была недостаточной. Такое положение заставило советское государство издать Постановление СНК СССР от 15 июня 1943 г. «Об усилении мер борьбы с детской беспризорностью, безнадзорностью и

3

хулиганством» . По сути дела, в этом документе содержалась одна крупная мера, а именно - «разрешить НКВД СССР в дополнение к трудовых колониям, существующим для содержания детей и подростков, осужденных судами, организовать в 1943 г. трудовые воспитательные колонии (выделено нами. -авт.) для содержания в них беспризорных и безнадзорных детей, а также детей и подростков, неоднократно замеченных в мелком хулиганстве и других незначительных преступлениях, доведя в 1943 г. общее число мест во всех колониях НКВД СССР для несовершеннолетних до 50000» (ст. 1 постановления).

В новый вид учреждений для трудных подростков надлежало направлять несовершеннолетних в возрасте от 11 до 16 лет: а) беспризорных детей, не имеющих родителей вовсе или длительное время живущих без родителей и не имеющих определенного местожительства; б) задержанных за хулиганство, мелкие кражи и другие незначительные преступления, возбуждение уголовного преследования против которых будет признано нецелесообразным; в) воспитанников детских домов, систематически нарушающих внутренний

1 Ведомости ВС СССР. 1942. № 26.

2 Ведомости ВС СССР. 1943. № 15.

3

Постановление СНК СССР от 15 июня 1943 г. «Об усилении мер борьбы с детской беспризорностью, безнадзорностью и хулиганством» // ГАРФ. Ф. 5446. Оп. 1. Д. 215. Л. 214216.

распорядок и дезорганизующих нормальную постановку учебы и воспитания в детском доме (ст. 2).

В развитие данного постановления Совнаркома СССР была разработана и издана Инструкция НКВД СССР, Наркомюста СССР и Прокуратуры СССР от 21 июня 1943 г. «О порядке направления и сроках содержания несовершеннолетних в трудовых воспитательных колониях НКВД СССР»1. В соответствии с этой Инструкцией администрация приемника-распределителя, куда сначала направлялись задержанные беспризорные подростки, должна была в первую очередь установить возможность или целесообразность направления их к родителям или опекунам (если таковые имелись), в детский дом, ремесленное училище, школу ФЗО или на трудоустройство (п. 1 Инструкции). Если такой возможности или целесообразности не обнаруживалось, то начальник приемника-распределителя на основе имеющихся на задержанного материалов (справки о приводах в милицию, побегах из детских домов или с места жительства, сведения о родных, протокол задержания, определение судебных органов и др.) на каждого несовершеннолетнего, подлежащего, по его мнению, направлению в трудовую воспитательную колонию, должен был составить соответствующее заключение. Это заключение не позднее десятидневного срока со дня поступления несовершеннолетнего в приемник-распределитель должно было быть направлено на утверждение начальника Управления НКВД или наркома внутренних дел автономной республики, в чьем ведении находился приемник-распределитель. В случае наличия у безнадзорного родителей или иного опекуна требовалось их согласие на направление в трудовую воспитательную колонию (п. 2, 3).

Следует подчеркнуть, что ведущую роль в предупредительной деятельности в сфере подростковой преступности играли органы внутренних дел. Закрепленный в годы войны такой статус органов внутренних дел сохраняется до настоящего времени. В тот же день, когда была принята

1 Инструкция НКВД СССР, Наркомюста СССР и Прокуратуры СССР от 21 июня 1943 г. «О порядке направления и сроках содержания несовершеннолетних в трудовых воспитательных

рассмотренная выше Инструкция, НКВД издал приказ от 21 июня 1943 г. «Об организации отделов (отделений) по борьбе с детской беспризорностью и безнадзорностью и о создании трудовых воспитательных колоний НКВД»1. Этот документ также развивал постановление СНК СССР от 15 июня 1943 г. в ведомственной плоскости. Приказом предусматривалось создание в составе НКВД СССР Отдела по борьбе с детской беспризорностью и безнадзорностью и такие же отраслевые отделы (отделения) в составе Управлений НКВД (наркоматов автономных республик). Как мы отмечали ранее, схожие подразделения уже функционировали в милиции. Однако сейчас им был придан более весомый статус. В частности, в ведение этих отделов из УИТЛК-ОТК ГУЛАГа НКВД СССР передавались трудовые колонии для несовершеннолетних и детские приемники-распределители. Заметим еще, что указанные отделы и отделения стали прообразом более поздних и функционирующих по настоящее время инспекций по делам несовершеннолетних.

Немалое значение для предупреждения преступности среди несовершеннолетних имел совместный Приказ Комитета по учету и распределению рабочей силы при СНК СССР и НКВД СССР № 95/591 от 13 сентября 1943 г. «О направлении в ремесленные, железнодорожные училища, школы ФЗО и промышленные предприятия подростков старше 14 лет из колоний для несовершеннолетних и детских приемников-распределителей НКВД» . Этим

документом упорядочивался порядок направления несовершеннолетних, у которых заканчивался срок пребывания в трудовых колониях и трудовых воспитательных колониях, в ремесленные,

колониях НКВД СССР» // ГАРФ. Ф. 9401. Оп. 12. Д. 210. Т.1. Л. 2-3об.

1 Приказ НКВД СССР № 0246 от 21 июня 1943 г. «Об организации отделов (отделений) по борьбе с детской беспризорностью и безнадзорностью и о создании трудовых воспитательных колоний НКВД» // Дети ГУЛАГа. М., 2002. С. 387-390.

Приказ Комитета по учету и распределению рабочей силы при СНК СССР и НКВД СССР № 95/591 от 13 сентября 1943 г. «О направлении в ремесленные, железнодорожные училища, школы ФЗО и промышленные предприятия подростков старше 14 лет из колоний для несовершеннолетних и детских приемников-распределителей НКВД» // ГАРФ. Ф. 9401. Оп. 12. Д. 210. Т. 1. Л. 3-3об.

железнодорожные училища, школы ФЗО и промышленные предприятия. Такой подход позволял несовершеннолетним правонарушителям получить трудовую квалификацию, гарантировал трудоустройство, что объективно устраняло ряд существенных причин, приводящих к совершению несовершеннолетними преступлений. Мы полагаем, что эти меры во многом способствовали тому, что, например, в первой половине 1945 г. несовершеннолетними было совершено преступлений на 9,9% меньше, чем за тот же период 1944 г.1

Таким образом, в начальный период Великой Отечественной войны государство продолжало курс на ужесточение карательной политики, начатый еще с конца 1920-х гг. Это касалось и несовершеннолетних. Даже рассматривался вопрос о целесообразности применения к несовершеннолетним смертной казни за преступления против государства. Несовершеннолетние становились жертвами объективного вменения, когда они подвергались уголовным репрессиям наряду с другими родственниками осужденных за государственные преступления. Такие меры негативно влияли на состояние преступности среди несовершеннолетних. Ситуация стала заметно меняться с 1943 г., когда государство на деле приняло конкретные шаги по повышению эффективности борьбы с беспризорностью и безнадзорностью и предупредительной деятельности в сфере преступности несовершеннолетних.

1История советской милиции. В 2 т. М., 1977. Т. 2. С. 80.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.