Научная статья на тему 'Особенности личностных и внутрисемейных структур в пространстве межэтнической и моноэтнической семьи'

Особенности личностных и внутрисемейных структур в пространстве межэтнической и моноэтнической семьи Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
441
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ТОЛЕРАНТНОСТЬ / СЕМЕЙНАЯ РОЛЬ / МОНОЭТНИЧЕСКАЯ СЕМЬЯ / МЕЖЭТНИЧЕСКАЯ СЕМЬЯ / ETHNIC IDENTITY / TOLERANCE / FAMILY ROLE / MONOETHNIC FAMILY / INTRA-ETHNIC FAMILY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Суворова О. В., Васильева Е. Н., Потапова А. Б.

Статья посвящена анализу некоторых особенностей представителей межэтнической и моноэтнической семьи. Автор рассматривает этническую идентичность в русле личностной структуры, а также социально-ролевую позицию во внутрисемейной структуре у мужчин и женщин, состоящих в мононациональном и межнациональном браке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF PERSONAL AND INTRA-FAMILY STRUCTURES OF THE INTERETHNIC AND MONOETHNIC FAMILY

This article analyzes some features of representatives of an interethnic and monoethnic family. The author considers ethnic identity in line with personal structure, and also a social and role position in the intra-family structure of men and women, who are in mononational and international marriage.

Текст научной работы на тему «Особенности личностных и внутрисемейных структур в пространстве межэтнической и моноэтнической семьи»

лора алтайцев различных этничеких групп. В настоящее время шаманское интонирование алтайцев представляет собой почти полностью угасшую традицию. В связи с угасанием шаманизма как особой формы религиозной практики, труды ему посвященные (Хан-Алтай» и поэмы «Хан-Эрлик» и «Талай-хан») становятся особенно ценными.

Идея открытости духовной культуры Алтая к инокультурным влияниям и ее способность остаться самобытной, аргументированная фактическим материалом, явилась отправной точкой для создания ими собственных работ, которые и сегодня вызывают интерес студентов и искусствоведов. Эпос алтайского народа -одна из интереснейших страниц истории и культуры региона.

Образовательный процесс и внеаудиторные мероприятия, связанные с освоением произведений искусства, предусматривают две формы построения: историческую и тематическую. Анализ художественных произведений, созданных в разные исторические периоды, но связанных общей темой поможет студенту освоить сложные закономерности развития художественных процессов в мире культуры, подведет к пониманию современных концепций картины мира, выраженных языком искусства.

Анализ художественных работ Н. Чепокова с этих позиций представляет несомненный интерес. Помимо внешней привлекательности, в них чувствуется глубина размышлений о смысле жизни, сложности мироздания, судьбе родного края. Работы Н. Чепокова отличает стремление отразить специфику жизни на Алтае, представляющей причудливое соединение Востока и Запада, мифа и реальности, прошлого и настоящего.

Особый интерес к историческому прошлому и мифопоэтическим воззрением народов укрепил и значение мифологического жанра в изобразительном искусстве. Уникальные примеры мифологических сюжетов, навеянных алтайскими мифами и легендами, демонстрируют работы Мирослава Чевалкова, Валерия Тебекова, Юрия Бралгина и др. Анализируя кажущуюся пестроту мифоэпических персонажей, представленных в творчестве М. Чевалкова, можно выделить определенные группы: образы космогонических мифов; эпические герои и их противники; женские образы.

К первой категории могут быть отнесены изображения богов (духов), имеющих отношение к мирозданию. Образы славянского пантеона («Стрибог», «Ярило», «Сварог, Дажьбог, Сваро-жич», «Перун» и др.). Работы, связанные с изображением дуалистической основы миропонимания тюркской мифологии («Уль-гень», «Эрлик»). К этой же категории могут быть причислены образы «Суйла-хан» (1988) и «Бай-терек» (2002). Образ священ-

Библиографический список

ной птицы-посредника, сопровождающей шамана из земного мира в верхний и нижний, встречается в алтайской мифологии достаточно часто. В качестве помощника шамана, совершающего обряд камлания, он упоминается в сценической мистерии А.В. Анохина «Талай-хан» [3, с. 218]. Вторая и третья группа -это богатыри и кезеры-силачи, хрупкие красавицы, любящие матери и бесстрашные хранительницы очага, а также оценка их поступков с точки зрения народной этики и эстетики.

В. Тебеков создал свой неповторимый графический стиль -синтез авангарда, иконологии и артефактов первобытного искусства, талантливо сплетенных в единую картину мироощущения человека, живущего на Алтае. С другой стороны, автор проявляется как театральный художник — его яркие, многодетальные, мозаичные по стилю работы, декоративны и полны таинственной притягательной силы. Полифоничность мышления и полиритмический характер композиции прослеживается практически во все его работах. И это можно связать не только с индивидуальной манерой художника, но и с основополагающим принципом развития культуры на территории Алтая.

Жанровые и мифологические зарисовки Ю. Бралгина - это отражение традиционных алтайских взглядов на мироздание и место человека в нем. А особый настрой художника, воспринимающего ценности другой культуры в оптимистично-возвышенном ключе - это не только удачное практическое воплощение «сибирского стиля», но и демонстрация принципов толерантности и взаимообогащения разных национальных традиций в современном обществе [4, с. 51].

В современной жизни происходит вытеснение фольклора из целых сфер культурного обихода, но параллельно происходит распространение опосредованного фольклора, фольклора переосмысленного и эстетически актуального. Такие произведения могут и должны найти достойное применение в образовательно-воспитательном процессе любого образовательного учреждения.

Воспитательно-образовательный процесс вуза создает реальные условия для развития эстетического сознания студента, отношения к действительности, формирования потребности в эстетическом преобразовании своего «Я» и окружающей действительности. Эстетическое воспитание играет важную роль в воспитании высокообразованной, культурной личности. Высшая школа позволяет студенту осознать себя субъектом процесса, определить круг изучаемых предметов, спецкурсов в рамках эстетического образования, выбрать форму участия в жизни вуза.

1. Никитина, И.В. Взаимодействие искусства и обыденного сознания как социокультурная система. - Бийск, 2004.

2. Шабалина, Е.П. Этнокультурное наследие как фактор формирования национальных культурно-духовных ценностей / Е.П. Шабалина,

В.Г. Визер; отв. ред. А.М. Беспалов // Культура, язык, институты гражданского общества коренных народов России: возрождение, сохранение и развитие в этнокультурном контексте Сибирского региона: сб. науч. статей. - Бийск, 2011.

3. Виницкая, Н.В. Мифологический жанр в творчестве М. Чевалкова // Мир науки, культуры, образования. - 2012. - № 3.

4. Виницкая, Н.В. Фольклорные мотивы и образы в творчестве Ю. Бралгина // Мир науки, культуры, образования. - 2011. - № 6.

Bibliography

1. Nikitina, I.V. Vzaimodeyjstvie iskusstva i obihdennogo soznaniya kak sociokuljturnaya sistema. - Biyjsk, 2004.

2. Shabalina, E.P. Ehtnokuljturnoe nasledie kak faktor formirovaniya nacionaljnihkh kuljturno-dukhovnihkh cennosteyj / E.P. Shabalina,

V.G. Vizer; otv. red. A.M. Bespalov // Kuljtura, yazihk, institutih grazhdanskogo obthestva korennihkh narodov Rossii: vozrozhdenie, sokhranenie i razvitie v ehtnokuljturnom kontekste Sibirskogo regiona: sb. nauch. stateyj. - Biyjsk, 2011.

3. Vinickaya, N.V. Mifologicheskiyj zhanr v tvorchestve M. Chevalkova // Mir nauki, kuljturih, obrazovaniya. - 2012. - № 3.

4. Vinickaya, N.V. Foljklornihe motivih i obrazih v tvorchestve Yu. Bralgina // Mir nauki, kuljturih, obrazovaniya. - 2011. - № 6.

Статья поступила в редакцию 14.01.13

УДК 37.015.32; 159.922

Vasileva E.N., Suvorova O.V., Potapova A.B. FEATURES OF PERSONAL AND INTRA-FAMILY STRUCTURES

OF THE INTERETHNIC AND MONOETHNIC FAMILY. This article analyzes some features of representatives of an interethnic and monoethnic family. The author considers ethnic identity in line with personal structure, and also a social and role position in the intra-family structure of men and women, who are in mononational and international marriage. Key words: ethnic identity, tolerance, family role, monoethnic family, Intra-ethnic family.

О.В. Суворова, канд. психол. наук, проф. Нижегородского гос. педагогического университета (НГПУ); Е.Н. Васильева, канд. психол. наук., доц. ФГБОУ ВПО «Нижегородский гос. университет им. Н.И. Лобачевского» (Национальный исследовательский университет); А.Б. Потапова, аспирант Нижегородского гос. педагогического университета им. К. Минина (НГПУ им. К. Минина, г. Н. Новгород, E-mail: olgavenn@vandex.ru

ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТНЫХ И ВНУТРИСЕМЕЙНЫХ СТРУКТУР В ПРОСТРАНСТВЕ МЕЖЭТНИЧЕСКОЙ И МОНОЭТНИЧЕСКОЙ СЕМЬИ

Статья посвящена анализу некоторых особенностей представителей межэтнической и моноэтнической семьи. Автор рассматривает этническую идентичность в русле личностной структуры, а также социально-ролевую позицию во внутрисемейной структуре у мужчин и женщин, состоящих в мононациональном и межнациональном браке.

Ключевые слова: этническая идентичность, толерантность, семейная роль, моноэтническая семья, межэтническая семья.

Россия исторически существует как крупное полиэтническое государство, в состав которого входят более 160 национальностей. В жизни подобного многонационального государства важное место занимает проблема межнациональных отношений в обществе. Демократизация и развитие в России открытого гражданского общества, экономические преобразования, а также локальные межэтнические конфликты активизировали миграционные процессы, обусловив значительное смешение населения разного этнического происхождения.

Вследствие усложнения этнического состава регионов происходит активное взаимодействие разнонациональных групп населения, характеризующееся особенностями как конструктивной, так и деструктивной направленности. К деструктивным явлениям относятся конфронтационные тенденции в межэтнических взаимоотношениях. Конструктивные проявления заключаются в трудовом и деловом взаимодействии представителей разных этносов в регионах, взаимном обогащении региональных культурных традиций.

Таким образом, межэтническое сближение, ставшее реальностью современного развития национальных отношений в нашей стране, находит отражение в различных сферах жизнедеятельности людей. Одним из проявлений взаимоотношений между нациями и одновременно фактором межэтнического сближения является заключение межнациональных браков и образование национально смешанных семей [1].

Сегодня в стране насчитывается 40 миллионов семей, значительное число из которых составляют межэтнические. В целом подобные семьи объективно отражают процессы сложного межнационального взаимодействия и поэтому выступают своеобразным индикатором национальных отношений в стране в целом.

Особого внимания они требуют сейчас, когда современное общество нуждается в дальнейшем укреплении мира и стабильности, когда проблема межэтнической толерантности является одной из самых острых и значимых в современных условиях российской действительности. В этом плане актуальным представляется исследование смешанной семьи как формы межнационального взаимодействия, поскольку в ней происходит своеобразный обмен разнородных этнических признаков. В семье соединяются самые различные аспекты жизнедеятельности человека: экономические, психологические, демографические, социальные, национальные, в том числе, идеологические и физиологические. Исследование этнически смешанного супружества имеет не только научно-теоретическое, но и практическое значение и позволяет расширить наши знания о нынешнем состоянии смешанных семей и прогнозировать их дальнейшее развитие, адекватно оценить сложившуюся межнациональную ситуацию на современном этапе.

Межэтнический брак представляет собой социально-психологическое образование со сложной, противоречивой и не всегда предсказуемой динамикой. Существенной особенностью межнациональных семей является то, что создающие межэтнические семьи супруги представляют разные национальные культуры, традиции, обычаи, образы жизни, языки, особенности этнического самосознания, а также разные системы ценностей, что может как сближать, так и создавать определенные проблемы для супругов [2].

Таким образом, можно говорить о том, что актуальность изучения данной проблемы диктуется необходимостью прогнозирования тенденций развития как национального, так и семейно-бытового аспектов жизнедеятельности современного общества.

В настоящей публикации представлены некоторые результаты комплексного исследования, посвященного выявлению специфических особенностей внутрисемейной ситуации в контексте семейных социальных ролей [3; 4].

Исследование проводилось на двух группах- 42 человека (мужчины и женщины) из межэтнических и 38 человек (мужчины

и женщины) из моноэтнических семей. Средний возраст испытуемых - 43 года, стаж супружеской жизни в среднем 20 лет. Все семьи имеют детей. В моноэтнических семьях оба супруга являлись русскими; в межэтнических один из супругов русский, а другой принадлежал к одной из восточных национальностей.

С целью сбора эмпирических данных для последующей обработки и анализа нами были использованы следующие методики: «Социальные семейные роли родителей» Е.Н. Васильевой, А.В. Орлова (далее - ССР1) и методика «Типы этнической идентичности» Г.У. Солдатовой (далее - ТЭИ).

Анализируя данные, полученные по методике ТЭИ можно отметить, что показатели по «Позитивной этнической идентичности по типу нормы» и «Этнической индифферентности» не имеют значимых различий у женщин и мужчин из моноэтнических и межэтнических и семей (р>0,05). Эти два типа являются преобладающими в обеих группах. Это означает, что и женщины, и мужчины независимо от принадлежности к моноэтнической или этнически смешанной семье, характеризуются высокой толерантностью и готовностью к межэтническим контактам. Это свидетельствует об оптимальном балансе толерантности, то есть естественном предпочтении собственных этнокультурных ценностей, однако, наряду с этим, готовность к мирному межкуль-турному взаимодействию в полиэтнической среде.

По таким типам этнической идентичности, как «Этноэгоизм», «Этноизоляционизм» и «Национальный фанатизм» были получены статистически достоверные различия между женщинами и мужчинами из моноэтнических (русских) и женщинами и мужчинами из межэтнических семей (р<0,05). Мы связываем это с меньшей информированностью членов моноэтнических семей об особенностях жизни и взаимодействия в какой-либо иной культуральной среде, кроме своей (русской), по сравнению с представителями межэтнических семей. Возможно как женщины, так и мужчины из смешанных семей, много лет прожившие в межнациональном браке, более адаптированы во взаимодействии с представителями иных этнических общностей, и поэтому для них представляет меньшую сложность общение и взаимодействие с людьми других национальностей, а так же более терпимое отношение к непривычным и «чужим» культурным традициям.

На следующем этапе исследования, используя методику ССР1, мы выяснили мнения супругов о том, какие роли, как им кажется, они чаще всего играют во внутрисемейном взаимодействии. Прежде всего, мы рассмотрели различия в представлениях о собственных семейных ролях женщин из моноэтнических и межэтнических семей. Из 20 возможных к проигрыванию семейных ролей достоверные различия у респондентов были получены только по роли «Вдохновитель». Эту роль чаще берут на себя женщины из меж этнических семей, чем женщины из моноэтнических (р<0,05). То есть, женщины в межэтнических семьях более склонны воодушевлять, поднимать настроение и придавать уверенность другим членам семьи. Можно предположить, что данная особенность может быть связана с тем, что выполнение данной роли более актуально в смешанных семьях, нежели в моноэтнических. Женщины, которые решились на межнациональный брак, чаще всего испытывают на себе давление родственников, которые противятся этому союзу, поэтому, чтобы отстоять свое право состоять в этом союзе, они должны быть изначально наделены качествами, свойственными роли «Вдохновитель». Женщинам из моноэтнических семей способ поведения типа «Вдохновитель», характерен в меньшей степени, вероятно, потому что у них нет «жизненной» необходимости вести себя подобным образом для сохранения семьи.

Далее мы рассмотрели особенности распределения ролей супруга женщинами из исследуемых семей. Нами были выявлены следующие особенности: женщины из межэтнических семей более склонны присваивать роль «Воспитателя» своему супругу, то есть воспринимать его как человека, прививающего нормы и правила поведения и указывающего, как нужно поступать

в тех или иных ситуациях (статистическая достоверность на уровне р<0,05),чем женщины из моноэтнических семей. Последние, в свою очередь, чаще видят супруга в роли «Оппонента», то есть человека, с которым возникают противоречия и разногласия во внутрисемейном взаимодействии, чем из межэтнических семей. Предположительно данная особенность распределения ролей супруга связана с особенностями ментальности в межнациональных семьях. В семье, где супруг является представителем восточной культуры, естественным будет выглядеть тот факт, что мужчина глава в семье, и женщина ориентируется на его установки и диктуемые им нормы и правила поведении. В семье, где представителем восточной культуры является жена, женщина изначально более склонна принять на себя второстепенную и неруководящую роль внутри семьи, по сравнению с женщиной из мононациональной семьи. В отношении роли «Оппонента» можно предположить, что женщины из моноэтнических семей больше стремятся к равноправию, соответственно, они могут быть менее уступчивы и компромиссны по сравнению с женщинами из межэтнических семей, в результате чего они получают меньше уступчивости от своих мужей, чем ожидают.

Рассматривая мнения мужчин о том, какие роли, как им кажется, они чаще всего играют во внутрисемейном взаимодействии следует отметить, что семейная роль «Собеседник» более выражена у представителей моноэтнической семьи, по сравнению с мужчинами из межэтнической семьи (р<0,05), то есть они считают более значимой для себя роль человека, с которым можно интересно поговорить и получить от него полезную информацию.

Далее мы проанализировали особенности распределения ролей супруги мужчинами из исследуемых семей. Опираясь на

Библиографический список

полученные результаты можно сказать, что мужчины из моноэтнических семей более склонны присваивать роль «Организатора» своим женам по сравнению с мужчинами из межэтнических семей (р<0,05). То есть женщина для них воспринимается как инициатор и вдохновитель семейных мероприятий. Возможно, это происходит потому, что женщина в моноэтнической семье более самостоятельна и зачастую является руководителем и организатором не только семейных мероприятий и досуга, но и жизни семьи в целом. Кроме того, также достоверно значимые различия наблюдаются и в отношении роли «Учитель» (р<0,05). Мужчины из мононациональных (русских) семей видят жену в роли «Учителя» чаще, чем мужчины из межэтнических семей. Считается, что отношения между супругами в русской семье более равноправны, по сравнению со смешанными семьями. В связи с этим, женщине из моноэтнической семьи дается право высказывать свое мнение, продвигать свои решения, вносить коррективы в мировоззрение окружающих, что и является основным содержанием роли «Учитель».

Полученные данные были нами приобщены к уже имеющимся, на основании которых была выстроена первичная модель консультативной работы с межэтническими семьями в практике индивидуального и семейного консультирования.

Кроме практического прикладного аспекта, на наш взгляд, исследование специфических особенностей межэтнической семьи должно входить составной частью в целостную систему развития внутренней социальной политики российского государства, поскольку семья как ячейка общества представляет собой своеобразную мини-модель складывающихся и развивающихся межнациональных отношений в целом.

1. Трифонова, Т.Л. Особенности ценностных ориентаций современных межнациональных семей (на материалах республики Бурятия): дис. ... канд. филос. наук. - Улан-Удэ, 2009.

2. Дудник, Ю.А. Сущность и динамика межэтнических браков и семей (на примере Республики Башкортостан) [Э/р]. - Р/д: Ь|йр:// www.lomonosov-msu.ru/archive/Lomonosov_2007/17/dudnik_ua.doc.pdf

3. Васильева, Е.Н. Семейные социальные роли как фактор-детерминант личностных характеристик субъекта / Е.Н. Васильева, А.В. Щербаков // Материалы III Международной н/п конф. «Психологическая наука и практика. Проблемы и перспективы». - Н. Новгород, 2012.

4. Васильева, Е.Н. Семейные роли в детстве и копинг-стратегии в юношестве / Е.Н. Васильева, А.В. Щербаков // Инициативы XXI века.

- М. - 2012. - № 3.

Bibliography

1. Trifonova, T.L. Osobennosti cennostnihkh orientaciyj sovremennihkh mezhnacionaljnihkh semeyj (na materialakh respubliki Buryatiya): dis. ... kand. filos. nauk. - Ulan-Udeh, 2009.

2. Dudnik, Yu.A. Suthnostj i dinamika mezhehtnicheskikh brakov i semeyj (na primere Respubliki Bashkortostan) [Eh/r]. - R/d: http:// www.lomonosov-msu.ru/archive/Lomonosov_2007/17/dudnik_ ua.doc.pdf

3. Vasiljeva, E.N. Semeyjnihe socialjnihe roli kak faktor-determinant lichnostnihkh kharakteristik subjhekta / E.N. Vasiljeva, A.V. Therbakov // Materialih III Mezhdunarodnoyj n/p konf. «Psikhologicheskaya nauka i praktika. Problemih i perspektivih». - N. Novgorod, 2012.

4. Vasiljeva, E.N. Semeyjnihe roli v detstve i koping-strategii v yunoshestve / E.N. Vasiljeva, A.V. Therbakov // Iniciativih XXI veka. - M. - 2012.

- № 3.

Статья поступила в редакцию 14.01.13

УДК 372

Gutsayeva N.I. METHODOLOGICAL APPROACHES AT THE HEART OF MODEL OF INTERACTION OF DOW AND SCHOOL IN ENSURING PRESCHOOL PREPARATION. In article the methodological approaches underlying model of interaction of preschool educational institution and school in ensuring preschool preparation, such as are described: system, optimizing, communication and dialogical, personally focused.

Key words: the system, communication and dialogical, personally focused approaches, preschool preparation, interaction of preschool educational institution and school.

Н.И. Гуцаева, соискатель каф. педагогики и педагогических технологий педагогического института

ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет», г. Ставрополь, E-mail: tati19701@ rambler, ru

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ В ОСНОВЕ МОДЕЛИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОУ И ШКОЛЫ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ПРЕДШКОЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

В статье описываются методологические подходы, лежащие в основе модели взаимодействия ДОУ и школы в обеспечении предшкольной подготовки, такие как: системный, оптимизационный, коммуникационно-диалогический, личностно ориентированный.

Ключевые слова: системный, оптимизационный, коммуникационно-диалогический, личностно ориентированный подходы, предшкольная подготовка, взаимодействие ДОУ и школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.