Хапов Константин Германович
командир взвода полка милиции государственного управления ОВД по г. Нальчику г. Нальчик, ул. Ломоносова, д. 18
Особенности квалификации мошенничества, совершенного лицом с использованием своего служебного положения
В данной статье даются характеристики квалифицирующего признака - совершенного мошенничества лицом с использованием своего служебного положения. Отмечается, что характеристики рассматриваемого признака тесно увязаны с субъектом преступления, что данный квалифицирующий признак мошенничества имеет место и в случаях, когда деятель является должностным лицом. Рассматриваются случаи, когда данный квалифицирующий признак теряет свою силу.
Ключевые слова: мошенничество, уголовная ответственность,
служебное положение, квалифицирующий признак мошенничества__________
Особенностью рассматриваемого квалифицирующего признака (совершенного мошенничества лицом с использованием своего служебного положения - ч. 3 ст.1 59 УК РФ) является то, что законодатель не связывает его только с понятием должностного лица [1, с. 36]. В уголовно-правовой литературе при анализе этого признака ссылки неизменно делаются на ст. 201 УК РФ, где предусмотрена уголовная ответственность за злоупотребление полномочиями. Данное преступление законодателем включено в главу 23 -«Преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях», и соответственно видовой объект преступного посягательства здесь иной, чем при мошенничестве.
Следует заметить при этом, однако, что характеристики рассматриваемого признака (ч. 3 ст. 159 УК РФ) действительно тесно увязаны с субъектом преступления по ст. 201 УК РФ. В частности, уголовная ответственность по указанной статье наступает за использование лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, своих полномочий вопреки законным интересам этой организации и в целях извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц либо нанесение вреда другим лицам, если это деяние повлекло причинение существенного вреда правам и законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества или государства. Применительно к мошенничеству, как нам представляется, наступление последствий в виде существенного вреда для квалификации по ч. 3 ст. 159 УК РФ не требуется, равно как и самостоятельной квалификации, поскольку лицо использует свое служебное положение как средство совершение мошенничества, и последним охватывается состав, предусмотренный ст. 201 УК РФ.
Это подтверждается и соотношением санкций. Так, если согласно ч. 2 ст. 159 УК РФ предусмотрено максимальное наказание в виде лишения свободы на срок от двух до шести лет, то в соответствии с ч. 1 ст. 201 УК РФ
максимальное наказание составляет лишение свободы на срок до трех лет. И даже если в результате злоупотребления полномочиями наступили тяжкие последствия (ч. 2 ст. 201 УК РФ), то тяжесть наказания при этом (лишение свободы на срок до пяти лет) все равно уступает санкции при совершении мошенничества лицом с использованием своего служебного положения.
Далее, в примечании 1 к ст. 201 УК РФ дано понятие лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации. Таковым признается лицо, постоянно, временно либо по специальному полномочию выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные обязанности в коммерческой организации независимо от формы собственности, а также в некоммерческой организации, не являющейся государственным органом, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением.
Заметим также, что если же деяние, предусмотренное настоящей статьей либо иными статьями настоящей главы, причинило вред интересам других организаций, а также интересам граждан, общества или государства, уголовное преследование осуществляется на общих основаниях, что следует из содержания примечания 3 к ст. 201 УК РФ. Применительно к нашему случаю это означает, что если лицо, используя свое служебное положение, совершает мошенничество в отношении имущества, находящего в ведении иной организации, где виновный занимает определенное служебное положение, то данный квалифицирующий признак (ч. 3 ст. 159 УК РФ) теряет свою силу и не может быть положен в основу квалификации мошенничества по этому признаку.
В уголовно-правовой литературе справедливо указывается также, что данный квалифицирующий признак мошенничества (ч. 3 ст. 159 УК РФ) имеет место и в случаях, когда деятель является должностным лицом [2, 397]. Вместе с тем это утверждение, на наш взгляд, требует дополнения, которое заключается в том, что использование лицом своего служебного положения должно осуществляться в отношении собственности, находящейся в ведении той организации, где виновный занимает определенное должностное положение.
При этом злоупотребление должностными полномочиями дополнительной квалификации не требует, поскольку санкции по ч. 1 ст. 285 (злоупотребление должностными полномочиями) ниже, чем предусмотренные ч. 3 ст. 159 УК РФ, и, следовательно, данное деяние охватывается рассматриваемым квалифицированным мошенничеством. Однако если будет выявлено, что субъектом хищения является лицо, обладающее признаки субъекта, определенные в ч. 2 и 3 ст. 285 УК РФ, то в этих случаях, на наш взгляд, требуется дополнительная квалификация.
В уголовно-правовой литературе при обосновании правильности введения рассматриваемого признака А.И. Бойцовым справедливо отмечается: «Одно дело, когда частное лицо, полагаясь только на свои особенности, вводит в заблуждение потерпевшего, и совсем другое, когда это делает должностное лицо, опираясь на свое служебное положение: в последнем случае кроме посягательства на собственность осуществляется еще и посягательство на нормальное, отвечающее интересам общества отправление службы. Образно выражаясь, можно было бы сказать, что если в случаях кражи преступником вдвойне является тот, кто проникает с целью захвата имущества в жилище, то при мошенничестве таковым является “мошенник во власти”, который в целях
получения чужого имущества использует свое служебное положение» [3, с. 638639].
Можно констатировать, что мошенничество, совершенное лицом с использованием своего служебного положения, предполагает использование этим лицом имеющихся у него полномочий. Важно подчеркнуть, что эти полномочия используются не для облегчения доступа к имуществу, а именно для изъятия этого имущества либо для приобретения права на имущество.
Библиографический список:
1. Научно-практический комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Отв. ред. В.М. Лебедев. М., 2006.
2. Практический комментарий к Уголовному кодексу Российской федерации/Под общ. ред. Х.Д. Аликперова и Э.Ф. Побегайло. М., 2001.
3. Бойцов А.И. Преступления против собственности. СПб., 2002.