Научная статья на тему 'Особенности использования профессионально-ориентированного подхода в обучении иностранному языку будущих специалистов сферы сервиса и туризма'

Особенности использования профессионально-ориентированного подхода в обучении иностранному языку будущих специалистов сферы сервиса и туризма Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
96
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / КОМПЕТЕНЦИИ / ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ / COMMUNICATIVE INTERACTION / INTERACTIVE TECHNOLOGIES / COMPETENCE / COGNITIVE NEEDS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Соболева Н.Ф.

В статье исследуется приоритетное значение профессионально-ориентированного подхода в обучении иностранному языку в неязыковом вузе в подготовке к профессиональной деятельности и дальнейшему профессиональному развитию будущих специалистов сферы туризма и сервиса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности использования профессионально-ориентированного подхода в обучении иностранному языку будущих специалистов сферы сервиса и туризма»

Соболева Н.Ф. ©

Старший преподаватель, кафедра сервиса и туризма,

Дальневосточный федеральный университет

ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ

СФЕРЫ СЕРВИСА И ТУРИЗМА

Аннотация

В статье исследуется приоритетное значение профессионально-ориентированного подхода в обучении иностранному языку в неязыковом вузе в подготовке к профессиональной деятельности и дальнейшему профессиональному развитию будущих специалистов сферы туризма и сервиса.

Ключевые слова: коммуникативное взаимодействие, интерактивные технологии,

компетенции, познавательные потребности.

Keywords: communicative interaction, interactive technologies, competence, cognitive needs.

В настоящее время расширение международных связей, современные условия жизни способствуют активному развитию туристской индустрии и сферы сервиса. Возрастающий спрос на предоставление качественных туристских и гостиничных услуг, а также услуг сферы обслуживания определяет необходимость в квалифицированных специалистах в данных областях. Выпускники вуза должны обладать теоретическими знаниями, практическими навыками по выбранным направлениям обучения, готовностью к решению профессиональных задач в соответствующих видах профессиональной деятельности, а также общекультурными и профессиональными компетенциями в изучаемых областях. Особое место в разнообразии необходимых профессиональных качеств специалиста в области туризма и сервиса занимает знание иностранных языков (ИЯ). Все более остро ощущается потребность в специалистах, способных и готовых вступать в межличностные и деловые коммуникации с представителями других стран и культур, способных решать профессиональные задачи в условиях иноязычного общения.

Однако владение иноязычным кодом, позволяющим успешно осуществлять межкультурное профессиональное взаимодействие, предполагает также владение профессионально значимыми концептами и поведенческими нормами, свойственными родной и иноязычной культурам, обуславливающими специфику коммуникативного поведения их представителей и формирующими готовность к эффективному межкультурному, и, следовательно, международному профессиональному сотрудничеству.

В неязыковых вузах обучение иностранному языку с учетом будущей профессии приобретает сегодня приоритетное значение и регламентируется Федеральным образовательным стандартом высшего профессионального образования. Так, согласно ФГОС ВПО третьего поколения выпускники, обучающиеся по направлениям подготовки «Туризм» и «Сервис» должны владеть способностью к устной и письменной коммуникации на иностранных языках, готовностью к работе в иноязычной среде и осуществлению межкультурной коммуникации на ИЯ в рамках своей профессиональной деятельности. Кроме того, должно уделяться внимание формированию уважения и толерантности по отношению к культуре и обычаям других стран и народов, терпимого отношения к национальным, расовым, конфессиональным различиям. В результате изучения ИЯ обучающиеся по направлениям «Туризм» и «Сервис» должны владеть ИЯ в объеме, необходимом для получения информации из зарубежных источников; уметь использовать знание ИЯ в профессиональной деятельности;

© Соболева Н.Ф., 2014 г.

владеть основами деловых коммуникаций и речевого этикета изучаемого ИЯ, а также должны знать культуру и традиции страны изучаемого ИЯ [1, 2].

Таким образом, обусловленная социальным заказом общества иноязычная

профессиональная компетентность становится одной из самых значимых составляющих содержания обучения специалистов неязыкового профиля. В современной концепции обучения иностранному языку в неязыковом вузе подчеркивается, что иноязычная компетенция является неотъемлемым компонентом профессиональной подготовки современного специалиста любого профиля, а цели и задачи языкового курса определяются коммуникативными и познавательными потребностями специалистов соответствующего профиля.

Очевидно, что при обучении ИЯ приоритетное значение должен иметь профессионально-ориентированный подход, под которым понимается обучение, основанное на учете потребностей студентов в изучении ИЯ, диктуемого особенностями будущей профессии. Профессионально-ориентированный подход в обучении ИЯ предусматривает формирование у студентов способности иноязычного общения в конкретных профессиональных, деловых, научных сферах и ситуациях с учетом особенностей профессионального мышления, при организации мотивационно-побудительной и ориентировочно-исследовательской деятельности [5, 21].

Следует отметить, что в процессе обучения ИЯ очень важным является развитие коммуникативных навыков в определенных профессиональных ситуациях, способностей обмениваться информацией на понятном реципиентам уровне, т.е. быть эффективным участником межкультурной коммуникации, что для специалистов в области сервиса и туризма имеет особую актуальность. Профессионально-ориентированное общение предполагает взаимодействие представителей различных культур в сфере профессиональной коммуникации, направленное на успешное решение профессионально значимых для участников общения задач путем достижения взаимопонимания [3] посредством умения налаживания и поддержания диалогов, способностей выразить свою точку зрения по определенным проблемам (пользуясь доступными средствами ИЯ), аргументировать свои доводы, а также умению слушать и слышать партнера по общению, распознавать и адекватно интерпретировать позиции собеседника.

Обучение будущих специалистов в области туризма и сервиса стратегиям профессионального коммуникативного взаимодействия, адекватному речевому поведению, эффективному воздействию на партнера достигается посредством использования продуктивных образовательных технологий и активных методов обучения ИЯ, отличительными особенностями которых являются: высшая степень сознательности и активизации мышления, восприятия и поведения обучающихся; высокая степень вовлеченности в процесс обучения и обязательность взаимодействия обучающихся между собой; высокий уровень мотивации и творчества в обучении; эффективность развития профессиональноприкладных навыков в сжатые сроки [5, 57].

Обучение ИЯ в современных условиях проходит на интерактивной основе, посредством моделирования ситуаций реального профессионального общения, создания условий, максимально приближенных к деятельности специалиста в области туризма и сервиса. В создаваемых ситуациях профессионального характера необходимо обращать внимание на моделирование социального и предметного содержания будущей профессиональной деятельности, что поможет студентам осознать ее сущность, требования к профессионалу, мысленно построить образ специалиста, способного эффективно выполнять поставленные задачи.

К основным видам работы можно отнести разыгрывание коммуникативных ситуаций, обсуждение профессионально значимых вопросов, дискуссии, а также ролевые игры, драматизации, интервью. Освоению ИЯ профессионального общения способствует использование метода проектов и презентаций. Применение технологии интерактивного обучения развивает способности студентов самостоятельно переносить ранее приобретённые знания в новую ситуацию, находить варианты решения поставленной проблемы, применять

ранее усвоенные способы деятельности для ее решения, учиться налаживать диалогические отношения с партнерами в рамках профессиональной коммуникации.

При организации ролевых игр, драматизаций, симуляций коммуникативных ситуаций (например, беседа с клиентами в офисе туристской фирмы, беседа по телефону, бронирование тура, бронирование номера в отеле, решение возможных проблем в отеле, работа с жалобами и др.) следует уделять внимание не только отработке необходимых грамматических структур и лексических единиц, но и разъяснению оптимальных в данных ситуациях речевых тактик, созданию возможного сценария коммуникации.

При отборе содержания обучения ИЯ в рамках профессионально-ориентированного подхода следует учитывать основные цели обучения ИЯ студентов направлений «Туризм» и «Сервис». Материал должен быть интересен студентам с профессиональной точки зрения, способствовать подготовке к будущей профессиональной деятельности и дальнейшему профессиональному развитию. Материал должен давать студентам современное представление об изучаемых областях, о профессиональных обязанностях специалистов, давать определения и основные понятия туризма, гостеприимства и сферы сервиса, информацию страноведческого и социально-культурного характера. В содержании обучения ИЯ должны быть обязательно отражены современное состояние и направления развития туристской индустрии и сферы сервиса в стране и мире.

Эффективным способом развития навыков общения является организация обсуждений актуальных проблем, имеющих значение для профессионального и личностного становления студентов. Обсуждения могут основываться на интерпретации текстов и статей, затрагивающих актуальные профессиональные проблемы. Преподавателем также могут быть составлены вопросы для обсуждения. Такие вопросы обычно не предполагают однозначных ответов, побуждая к разностороннему рассмотрению затрагиваемой проблемы и открывая возможности для обмена мнениями в данном направлении. Кроме вопросов можно использовать задания, где необходимо выразить согласие / несогласие с приведенными высказываниями, представить свою интерпретацию высказываний, обосновать свое отношение к обсуждаемой проблеме, провести обсуждение в микрогруппе, составить моновысказывание по теме и т.д. В процессе обсуждений и дискуссий сталкиваются, сопоставляются разнообразные ценностно-смысловые установки, ценностные позиции. У учащихся формируется опыт публичной аргументации собственной точки зрения, опыт вслушивания в аргументацию партнеров по общению, опыт принятия чужой ценностно-смысловой позиции, опыт группового взаимодействия, сотрудничества в поиске оптимального решения и др.

Еще одним эффективным интерактивным инструментом формирования профессиональных умений и личностных качеств будущих специалистов является использование в процессе обучения проектных заданий. Проектная технология основана на идее взаимодействия обучающихся в группе, в ходе которого они берут на себя индивидуальную и коллективную ответственность в решении учебных задач. Применение проектной технологии создает условия для взаимодействия и сотрудничества преподавателя и студентов, студентов между собой, позволяет «активизировать учебно-познавательную деятельность и активизировать учащегося как субъекта данной деятельности, реализовать его личностный потенциал» [4, 124], выработать навыки работы в команде. Проектная технология предполагает решение определенной проблемы, её детальную разработку и направлена на получение и презентацию результата, который можно применить в реальной практической деятельности.

Для достижения желаемых результатов в ходе проектной деятельности студентам необходимо самостоятельно мыслить, используя межпредметные связи, привлекая для этого знания из разных областей, свой личный опыт, необходимо умение прогнозировать результаты различных вариантов решения проблемы, устанавливать причинно-следственные связи. Из разнообразных видов проектов целесообразным представляется выполнение проектных заданий, имеющих профессиональную направленность и представляющих для студентов профессиональный интерес (например, подготовка и презентация проектов фирм и компаний сферы обслуживания, разработка рекламных проектов туристских компаний, продвижение

туристской продукции, разработка маршрутов туров, организация и проведение экскурсий и др.). Результаты проделанной работы оформляются в виде презентаций с использованием компьютерных технологий.

Перед преподавателем английского языка стоит задача обеспечить такие факторы и создать такие условия, при которых для студентов не просто появляется возможность, а возникает необходимость использовать свои профессиональные, языковые, речевые и социально - культурные знания, навыки и умения в форме иноязычного высказывания. Обстоятельства, предлагаемые в профессионально ориентированных учебно-речевых ситуациях, необходимо строить таким образом, чтобы сам студент либо реально оказывался в ситуации, когда ему приходится действовать так или иначе, либо осуществлял «перенесение» на действующее в этих обстоятельствах лицо. Преподаватель организует учебный процесс таким образом, чтобы обеспечить естественную речевую деятельность на иностранном языке, реализуя обучение этому языку.

Для создания стимула в обучении важно, чтобы языковой материал, которым владеют студенты, был коммуникативно-направлен, а весь процесс обучения был нацелен на формирование профессиональных и коммуникативных умений студентов [6]. Обучение ИЯ на основе профессионально-ориентированного подхода, комплексное применение активных методов и интерактивных технологий обучения, отбор имеющего профессиональную значимость содержания обучения будут способствовать формированию компетентных специалистов в области туризма и сервиса.

Литература

1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 100100 «Сервис» (квалификация (степень) «бакалавр») [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 116228/?frame=1

2. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 100400 «Туризм» (квалификация (степень) «бакалавр») [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/ online.cgi?req=doc;base= LAW;n=116230;dst=0;ts=5D03D3D3C4A9EBAB625D458A567A24B2;rnd=0.344118480803445

3. Ионова А.М. - Методика обучения профессионально ориентированному устному общению студентов бакалавриата на основе лингвокультурологического подхода (направление подготовки 031900 «Международные отношения»). Автореф. дис. канд. пед. н.: 13.00.02 - теория и методика обучения и воспитания (иностранный язык). М., 2012.

4. Коряковцева Н.Ф. - Современная методика организации самостоятельной работы изучающих иностранный язык: Пособие для учителей. - М.:АРКТИ, 2002. - 176 с.

5. Образцов П.И., Иванова О.Ю. - Профессионально-ориентированное обучение иностранному языку на неязыковых факультетах вузов: Учебное пособие / под. ред. П.И. Образцова. - Орел: ОГУ, 2005. - 114 с.

6. Шабаева Н. П. - Профессионально-ориентированные учебно-речевые ситуации в подготовке специалистов для сферы туризма. Автореферат дис. канд. пед. наук : 13.00.08 - теория и методика профессионального образования. Сходня, 2004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.