ТЕНДЕНЦИИ МИРОВОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
187
ОСОБЕННОСТИ ИНТЕГРАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА В РАМКАХ ЕВРАЗЭС КАК ФАКТОРА ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ
ГРОШЕВ Д.А.,
аспирант,
Ростовский государственный экономический университет («РИНХ»),
e-mail: [email protected]
В статье рассмотрены дискуссионные проблемы институциональной трансформации внешнеторговой системы России.
Ключевые слова: зона свободной торговли; таможенный союз; экономическая интеграция; единый таможенный тариф; нетарифные меры; единая таможенная территория; внешнеторговая политика; эффект создания торговли; эффект отклонения торговли.
The paper considers the controversial issue of foreign institutional transformation of Russia.
Kejwords: free trade zone; customs union; economic integration; a common customs tariff; nontariff measures; a common customs territory; the foreign trade policy; the effect of trade creation; the effect of trade deviation.
Коды классификатора JEL: F13, F53.
Россия практически с самого начала внешнеэкономических реформ принимала участие в интеграционных процессах, способствующих либерализации внешнеторговой деятельности. Работа в этом направлении началась ещё 15.04.1994 года с подписания странами-участницами СНГ Соглашения «О создании зоны свободной торговли». Однако соглашение предусматривает лишь отмену некоторых ограничений во взаимной торговле сторон, а именно исключение ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, ввозимых и произведённых на территории данных государств.
Осознание необходимости более глубокого развития интеграционных процессов на пространстве СНГ привело к основанию 10 октября 2000 года некоторыми его членами принципиально иного международного института - Евразийского экономического сообщества. Новое интеграционное образование призвано обеспечить формирование Таможенного союза и впоследствии Единого экономического пространства в пределах территорий участников.
Предпосылкой такого политического единодушия первоначально послужило заключение между Россией, Белоруссией, Казахстаном и Киргизией Договора от 26 февраля 1999 года «О Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве». Взяв за первооснову ключевые принципы договора, 6 октября 2007 года Казахстан, Россия и Белоруссия пришли к согласию о создании в рамках профиля ЕврАзЭС названных интеграционных формирований.
В результате, с 1 января 2010 года страны-участницы используют в своей в торгово-политической системе Единый таможенный тариф, основанный на Единой товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза. С этих же пор в практику внешнеторгового регулирования союзных государств вводятся единые нетарифные правила, опирающиеся на Единый перечень товаров, к которым применяются запреты или ограничения.
Необходимо заметить, что в истории международных экономических отношений имеются положительные примеры построения подобных объединений государств. Наиболее успешным образцом регионализации экономик выступает Европейский союз, возведение которого длилось десятилетиями, пока европейцы не достигли оптимальной сбалансированной интеграционной конструкции.
Если обратить внимание на хронологию европейского опыта создания таможенного союза, можно заметить, что этот процесс был отнюдь не быстротечным, заняв несколько десятилетий. Образование европейского аналога таможенного союза началось в 1957 году с подписания Римского Договора о создании Европейского экономического сообщества. С этих пор вплоть до 1968 года государства-члены договора были обязаны постепенно отменять во внутренней торговле таможенные пошлины и сборы, имеющие равнозначный эффект. Таким образом была сформирована зона свободной торговли.
© Д.А. Грошев, 2011
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 4 Часть 2
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 4 Часть 2
В 1968 году началась практическая реализация непосредственно механизма таможенного союза ЕЭС, когда на территории всего сообщества был введён единый таможенный тариф и единая внешнеторговая политика по направлению к третьим странам. С этого же времени начался процесс постепенной отмены таможенного контроля на границе между государствами ЕЭС, который завершился в 1993 году, даже, несмотря на то, что в 1986 году европейцы образовали единый внутренний рынок. Таким образом, для создания таможенного союза объедённой Европе потребовалось более тридцати лет нелёгкого, тернистого пути интеграции.
Совершенно очевидно, что имеющийся сегодня Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана в том виде, в котором он в настоящее время функционирует, создавался в немыслимо короткие сроки. Это позволяет делать выводы об излишней поспешности установления такой модели интеграции, свидетельствует о том, что в условиях разбалансирован-ности большинства экономик в период мирового финансово-экономического кризиса решение о форсированном становлении Таможенного союза ЕврАзЭС имеет скорее геополитическую окраску, чем реальное экономическое обоснование.
Конечно, с сугубо научной точки зрения, всестороннее использование европейского опыта в качестве шаблона для интеграции постсоветского экономического пространства недопустимо. Существуют поистине принципиальные исторические и экономические различия между ЕС и ЕврАзЭС, которые не позволяют дуплицировать макеты двух интеграционных объединений. Тем не менее, практику европейской интеграции также нельзя игнорировать, так как на сегодняшний день она является эталоном объединения народных хозяйств.
Таким образом, Таможенный союз в рамках ЕврАзЭС, несмотря на поверхностное сходство с имеющимися опытными образцами, тем не менее, имеет свою специфику формирования. Особенности нынешнего евразийского союза непосредственно проявляются уже в изначальном понятийно-категориальном толковании дефиниции таможенного союза.
Институциональной первоосновой для сущностной детерминации понятия таможенного союза выступает определение, данное Генеральным соглашением по тарифам и торговле в 1947 году. Согласно статье XXIV под таможенным союзом понимается замена двух или нескольких таможенных территорий одной таможенной территорией таким образом, что:
a) пошлины и другие ограничительные меры отменяются в отношении практически всей торговли между составляющими территориями союза,
b) практически те же пошлины и другие меры применяются каждым членом союза по отношению к торговле с территориями, не включёнными в союз.
При этом исключения во взаимной торговле, как предписывает ГАТТ, составляют, в случае необходимости, количественные ограничения (статья XI), меры, предпринимаемые в целях обеспечения платёжного баланса (статья XII), валютное регулирование (статья XV), а также меры, вводимые исходя из национальных интересов (их исчерпывающий перечень даётся в статье XX).
Определение таможенного союза, приводимое в российском внешнеторговом законодательстве, в частности, в статье 2 Федерального закона № 164-ФЗ от 8 декабря 2003 года «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», максимально приближено к международной трактовке. Однако положение о том, что практически те же пошлины и другие меры регулирования торговли, которые отменяются во взаимной торговле интегрирующихся сторон, должны применяться каждым членом союза по отношению к третьим странам, в национальном законодательстве опущено.
Определение таможенного союза, данное Договором между Россией, Белоруссией и Казахстаном от 6 октября 2007 года «О создании единой таможенной территории и формировании таможенного союза», наименее всего соответствует международной формулировке. Оно так же, как и в федеральном законе РФ № 164-ФЗ от 08.12.2003 года, не содержит положения о равенстве таможенных пошлин до и после организации таможенного союза.
Более того, вместо стандартных исключений внешнеторгового регулирования, применяемых интегрирующимися сторонами во взаимной торговле (статьи XI, XII, XV, XX ГАТТ, статьи 21, 32, 38, 39 164-ФЗ РФ от 08.12.2003 года), дефиниция Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС предполагает взаимную имплементацию специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер. Это своего рода правовой прецедент международной экономической интеграции, определяющий специфику евразийского таможенного союза. Однако это далеко не все институциональные дистинкции Таможенного союза ЕврАзЭС, обособляющие его от признанных в мировом сообществе алгоритмов экономической интеграции.
Как известно, таможенный союз - это вторая ступень интеграционного процесса, следующая за образованием зоны свободной торговли. Между Россией, Белоруссией и Казахстаном ранее уже существовала беспошлинная торговля в рамках Соглашения стран СНГ «О создании зоны свободной торговли» от 15.04.1994 года. Тарифные изъятия из режима функционирования зоны свободной торговли, предусмотренные данным договором (статья 3), на момент формирования таможенного союза были также отменены во взаимной торговле трёх стран.
Помимо пошлинных оговорок Соглашение содержит исключения (статья 13), общепринятые в мировой практике, согласно которым государства-участники зоны свободной торговли могут применять во взаимной торговле меры государственного регулирования, направленные на защиту государственных интересов, а также по соображениям безопасности. Однако многие страны-члены используют во взаимных внешнеторговых поставках нетарифные инструменты, выходящие за рамки применения статьи 13. Россия, Белоруссия и Казахстан прибегали к данной возможности вплоть до формирования единой таможенной территории.
Таким образом, Россия, Белоруссия и Казахстан приступили к исполнению второй стадии интеграционного процесса, не завершив первую. Применяя по отношению друг к другу довольно развёрнутый внешнеторговый инструментарий, представленный практически всеми видами нетарифных ограничений, страны ЕврАзЭС одновременно стали разрабатывать единую внешнеторговую политику в отношении третьих стран.
Между тем, как следует из опыта международной экономической интеграции, а также теоретикометодологических основ в данной сфере международных отношений, государства, волеизъявившие создание таможенного союза, сначала осуществляют координационную деятельность, направленную на полное устранение взаимных торговых барьеров. Только когда участники международной интеграции завершают всецелое формирование зоны свободной торговли полновесной отменой существующих между ними внешнеторговых ограничений, они приступают к учреждению таможенного союза.
В ситуации с ЕврАзЭС можно заключить, что члены таможенного союза фактически перескакивают уровни экономической интеграции. Они переступают ступень полноценной зоны свободной торговли, развитие которой должно достигнуть положенного уровня. Страны ЕврАзЭС в очередной раз демонстрируют специфику своей интеграции, неподвластной системным экономическим законам.
Однако незавершённость зоны свободной торговли не единственный интеграционный диссонанс евразийского сообщества. Примечательно и то, что страны-члены таможенного союза, выработав единую внешнеторговую стратегию и положив начало её практической реализации, тем не менее, отодвинули создание единой таможенной территории на более поздний срок.
Так, с 1 января 2010 года на территории трёх стран начали действовать Единый таможенный тариф и Единый перечень товаров, к которым применяются запреты и ограничения на ввоз или вывоз государствами-участниками Таможенного союза ЕврАзЭС в торговле с третьими странами. И только с 1 июля 2010 года таможенные территории государств были объединены, когда начал действовать Таможенный кодекс Таможенного союза, устанавливающий единый для сторон порядок перемещения товаров через единую таможенную границу.
В итоге, запустив механизмы единого внешнеторгового регулирования в отношении третьих стран, государства-участники таможенного союза продолжали взаимную торговлю с применением в отношении друг друга внешнеторговых ограничений, причём для товаров несоюзного происхождения - по тем же единым правилам к третьим странам. Таким образом, единство России, Белоруссии и Казахстана в течение полугодового периода представляло собой некий симбиоз незаконченной зоны свободной торговли и полуреализованного таможенного союза (зона свободной торговли с элементами таможенного союза).
Экономическая интеграция подразумевает различные сценарии результатов народнохозяйственных последствий. В зависимости от того, какое действие интеграционные процессы окажут на экономику участвующих в них государств, стагнирующее или санирующее, определяется выбор той или иной модели взаимодействия. В этом случае практика интегрирования экономик должна опираться на постулаты существующих теорий экономической интеграции, таких как теория таможенных союзов. Этот факт также необходимо учитывать странам ЕврАзЭС при ускорении взаимообусловленности национальных экономик.
Становление теории экономической интеграции в ХХ веке и, в частности, теории таможенных союзов обычно связывают с именем канадского учёного Джэкоба Вайнера. В своей теории таможенного союза Вайнер вводит понятия «создание торговли» и «отклонение торговли». Создание торговли - переориентация местных потребителей с менее эффективного внутреннего источника поставки товара на более эффективный внешний источник (импорт), ставшая возможной в результате устранения импортных пошлин в рамках таможенного союза. Отклонение торговли - переориентация местных потребителей с закупки товара у более эффективного внеинтеграционного источника поставки на менее эффективный внутриин-теграционный источник, произошедшая в результате устранения импортных пошлин в рамках таможенного союза.
1. Чем ниже уровень общего таможенного тарифа в отношении третьих стран, тем меньше вероятность преобладания эффекта отклонения торговли.
Следует заметить, что средневзвешенная ставка импортного таможенного тарифа в России и Белоруссии до запуска Таможенного союза составляла 10.5 и 10.6 % [5] соответственно. Это внушительный размер тарифного обложения по нормам ВТО. В результате введения Единого таможенного тарифа, эта величина стала не намного меньше - 9.5 % [6]. Казахстану, напротив, пришлось увеличить этот показатель с 5.9 %.Таким образом, вероятность преобладания эффекта отклонения торговли над эффектом её создания очень высока для стран Таможенного союза.
2. Чем больше стран интегрируются друг с другом и чем больше их размер, тем выше вероятность преобладания эффекта создания торговли.
Обратим внимание, что состав ЕЭС в 1968 году, на момент создания таможенного союза, включал 6 государств. В 1986 году, ко времени реализации концепции общего рынка, таких государств было уже 12. Таможенный союз ЕврАзЭС состоит пока лишь из 3 участников. С учётом современного состояния политической конъюнктуры на пространстве СНГ вряд ли можно ожидать, что в 2012 году, к моменту запуска Единого экономического пространства, численность интеграционной структуры хотя бы удвоится.
Таблица 1
Удельный вес стран ЕврАзЭС в мировом экспорте и импорте (в процентах)
Экспорт Импорт
1995 2000 2002 2005 2006 1995 2000 2002 2005 2006
Россия 1.6 1.7 1.7 2.5 2.7 0.9 0.5 0.7 1.0 1.2
Беларусь 0.1 0.1 0.1 0.2 0.2 0.1 0.1 0.1 0.2 0.2
Казахстан 0.1 0.1 0.2 0.3 0.3 0.1 0.1 0.1 0.2 0.2
Киргизия 0.0 0.0 0.0 0.0 0.0 0.0 0.0 0.0 0.0 0.0
Таджикистан 0.0 0.0 0.0 0.0 0.0 0.0 0.0 0.0 0.0 0.0
Узбекистан 0.1 0.1
Источник: Составлено автором с использованием: Россия и страны мира 2008: Статистический сборник/ А. Е. Сури-нов и др. M.: Росстат, 2010. 361 с.
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 4 Часть 2
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 4 Часть 2
По данным Секретариата ВТО в 1963 году (за пять лет до формирования таможенного союза) доля стран ЕЭС в мировом экспорте составляла 27.5 %, в импорте - 29 % [3]. В 1973 году (через пять лет после реализации таможенного союза), с учётом присоединения ещё трёх стран, эти показатели составили 38.6 % и 39.2 % соответственно. Страны Таможенного союза ЕврАзЭС в 2006 году, предшествующему году подписания договора «О Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве», имели экспортную долю мировой торговли в размере 3.2 %, импортную - 1.6 % (табл. 1). При этом у потенциальных «союзников» эти показатели в сумме не превышают по 0.1 % соответственно.
Таким образом, учитывая размеры внешней торговли и количество интегрирующихся стран Таможенного союза ЕврАзЭС, можно сделать вывод, что в данной модели вероятность преобладания эффекта создания торговли невысока.
3. Чем ближе уровень экономического развития стран и чем сильнее конкуренция между ними, тем больше вероятность преобладания эффекта создания торговли. В этом случае каждая из стран станет специализироваться на тех товарах, которые она может производить с меньшими издержками, и их экспортировать.
Здесь необходимо отметить, что из числа стран Таможенного союза ЕврАзЭС наиболее сходные экономики имеют Россия и Казахстан, так как их экспорт совпадает на 90 % товарных групп. На самом деле, близкие по уровню национальные экономики по большей части обобщает степень развития их экспортно-ориентированных отраслей. Если Казахстан при согласовании Единого таможенного тарифа был вынужден поднимать уровень таможенных пошлин по 5 тысячам товарных позиций из имеющихся 11 тысяч, то это свидетельствует о неразвитости или вовсе отсутствии тех отраслей, которые исконно защищались Россией (РФ повысила ставки всего лишь по 350 позициям).
И, наоборот, Белоруссия и Россия экспортируют всего лишь 60 % однородных товаров, однако при этом Белоруссия в процессе унификации таможенных тарифов трёх стран увеличила ставки только по 700 позициям. В этой связи вопрос о близости экономик интегрирующихся сторон решается отнюдь не в пользу таможенного союза, поэтому вероятность преобладания эффекта создания торговли в этом случае также низка.
4. Чем больше был объём торговли между интегрирующимися странами до создания интеграционного объединения, тем выше вероятность преобладания эффекта создания торговли.
Наибольший объём внешней торговли России по итогам 2008 г. обеспечивает пятёрка крупнейших стран-партнёров - Германия, Нидерланды, Китай, Италия и Украина. Касательно стран-партнёров по таможенному союзу можно резюмировать, что в целом их роль в формировании товарооборота внешней торговли России положительна, хотя и не исключительна. Белоруссия также является важнейшим внешнеторговым партнёром России, занимая 6 рейтинг [1] в списке крупнейших контрагентов; Казахстан позиционирует в средней зоне (14 место).
Если исследовать внешнеторговый товарооборот Казахстана и Белоруссии, то показатели их взаимной торговли незначительны. По данным Секретариата ВТО основу импорта Белоруссии в 2006 году составили поставки из России (58.6 %), ЕС (22.3 %), Украины (5.5 %), Китая (2.5 %), США (1.3 %) [4]. Экспорт приходится на те же страны в размерах соответственно 34.7 %, 45.5 %, 6.3 %, 2.0 % и 2.3 %.
Внешняя торговля Казахстана также не подразумевает партнёрство с Белоруссией в качестве основного. По данным статистики ВТО импорт Казахстана в 2006 году представлен теми же государствами, что и в Белоруссии -Россия (38.3 %), ЕС (26.4 %), Китай (8.1 %), США (4.7 %), Украина (4.1 %) [4]. Географическая структура экспорта несколько иная: ЕС (43.2 %), Швейцария (17.6 %), Россия (9.8 %), Китай (9.4 %), Иран (5.4 %).
В целом же вероятность преобладания эффекта создания торговли в Таможенном союзе выше по данному пункту, чем по остальным, однако она не максимальна. С учётом того, что по другим пунктам превалирует вероятность отклонения торговли, системно-функциональный анализ Таможенного союза ЕврАзЭС, проводимый в рамках научнометодологической теории таможенного союза, демонстрирует негативное влияние интеграции в таком виде на экономику интегрирующихся сторон. В этой связи союз трёх государств представляется экономически нецелесообразным.
Наконец, помимо того, что становление Таможенного союза ЕврАзЭС имеет особенности развития, противоречащие мировому опыту, международным нормативным документам и научно-методологическим основам создания подобных интеграционных форм, евразийский ТС имеет ряд внутрисистемных противоречий:
1. В таможенно-тарифной сфере государствам ТС предоставлена возможность устанавливать собственные ставки ввозных таможенных пошлин (около 400 позиций) до 2015 года, что затрудняет администрирование таможенных платежей, связанное с уплатой разницы ставок, действующих на национальном и интеграционном уровнях, и обременяет страны ТС содержанием таможенных служб на внутренних границах союза для таможенного контроля единичных товаров.
2. В нетарифной сфере большинство экономических ограничений, содержащихся в Едином перечне, применяется для конкретных участников, которые до образования ТС применяли эти ограничения в рамках национального суверенитета. Эти меры ограничены рынками, территориями и законодательством государств-участников ТС. Единые нетарифные ограничения, охватывающие общий рынок товаров государств союза, отсутствуют. Это свидетельствует об искусственности внешнеторговых процессов в рамках союза. Такая ситуация демонстрирует незамысловатую кумуляцию национальных нетарифных инструментов, что ставит под сомнение единство внешнеторгового регулирования, как таковое.
3. Весь комплекс нетарифных, административных и иных неэкономических ограничений может быть также использован в одностороннем порядке странами ТС, чем, безусловно, нивелируется интеграционная концепция объединённого механизма регулирования внешней торговли ввиду параллельного существования наднациональных и суверенных систем ограничений.
ЛИТЕРАТУРА
1. Соколин В.Л. Российский статистический ежегодник 2009: Статистический сборник. M.: Росстат, 2009. 795 с.
2. СуриновА.Е. Россия и страны мира 2008: Статистический сборник. M.: Росстат, 2010. 361 с.
3. International Trade Statistics 2009. Geneva: WTO Secretariat, 2009. 243 p.
4. Trade Profiles 2007. Geneva: WTO Secretariat, 2007. 192 p.
5. World Tariff Profiles 2010. Geneva: WTO Secretariat, 2010. 189 p.
6. World Tariff Profiles 2011. Geneva: WTO Secretariat, 2011. 189 p.
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 4 Часть 2