УДК 341 77
ББК 67.9
Ю.А. Максимов
ТАМОЖЕННЫЙ СОЮЗ: АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЕДИНОГО ТАМОЖЕННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
Раскрываются порядок формирования, содержание и основные функции системы управления Таможенным союзом России, Казахстана и Белоруссии, формирования таможенно-тарифной политики стран-участниц. Выделяются основные этапы создания договорно-правовой базы Таможенного союза, конкретизируются цели его создания, а также проблемы формирования единого таможенного законодательства.
Ключевые слова:
государственное регулирование внешнеэкономической деятельности, единая таможенная территория, таможенное законодательство, таможенно-тарифная политика, таможенные тарифы, Таможенный союз, финансовое законодательство.
Первоначальное формирование Таможенного союза в рамках СНГ произошло еще в 1999 г. 26 февраля был подписан Договор
о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве. Его подписали пять государств: Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан и Россия (с 2000 г. - ЕврАзЭС). Товары из этих стран были полностью освобождены от уплаты таможенных пошлин при их ввозе на территорию этих стран при наличии сертификата о происхождении товара по форме СТ-1.
В дальнейшем ослабление Содружества во многом способствовало созданию иных региональных организаций в рамках СНГ. Это Центрально-азиатский союз (ЦАС) Казахстана, Узбекистана, Киргизии и Таджикистана; Союзное государство Белоруссии и России; ГУУАМ, куда входят Грузия, Украина, Узбекистан, Азербайджан и Молдавия (создан в 1997 г., является еще и зоной свободной торговли). Однако сегодня ЦАС практически бездействует из-за борьбы за региональное лидерство между Казахстаном и Узбекистаном, а Таможенный союз лишился своей значимости из-за того, что члены этого союза постепенно ввели между собой таможенные пошлины. Узбекистан вышел из состава ГУУАМ. Пока что страны ГУУАМ не в состоянии самостоятельно дать импульс многостороннему сотрудничеству. Союз «двух» имеет много противников как в Белоруссии, так и в России, и ему предстоит еще преодолеть много препятствий.
Членами ЕврАзЭС на сегодняшний день являются Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия и Таджикистан. Президенты этих стран 10 октября 2000 г. в Астане подписали Договор об учреждении ЕврАзЭС (вступил в силу 30 мая 2001 г.). 25 января
2006 г. в организацию вступил Узбекис-
тан, однако в конце 2008 г. руководство страны заявило о приостановлении членства в ЕврАзЭС. Статус наблюдателя при ЕврАзЭС предоставлен Молдавии и Украине (2002 г.), Армении (2003 г.).
Главы правительств ЕврАзЭС утвердили также план совместных мер стран-участниц ЕврАзЭС по преодолению мирового финансового кризиса. Государства ЕврАзЭС при участии Армении заключили в Москве 9 июня 2009 г. Договор об учреждении Антикризисного фонда ЕврАзЭС и Соглашение об управлении средствами Антикризисного фонда Евразийского экономического сообщества. Уставный капитал создаваемого фонда составит 10 млрд долл. США, доля России - 7,5 млрд долл. США. Средства фонда будут использованы для предоставления займов и стабилизационных кредитов государствам-участникам, а также для финансирования межгосударственных инвестиционных проектов. Кроме того, были утверждены Концепция создания Центра высоких технологий ЕврАзЭС и Положение о центре. Подписано Соглашение о единых подходах к применению информационных технологий в деятельности таможенных служб, Соглашение о единых принципах информационного взаимодействия таможенных служб.
Еще 9 июня 2000 г. в Москве на заседании Межгосударственного совета Евразийского экономического сообщества на уровне глав правительств было принято решение о создании нового Таможенного союза. Договор о создании Единой таможенной территории и формировании Таможенного союза был подписан 6 октября
2007 г. в рамках более широкого экономического объединения бывших стран СССР - ЕврАзЭс. Стороны таможенного
Общество
Terra Humana
союза Договором о Комиссии Таможенного союза от 6 октября 2007 г. учредили Комиссию таможенного союза - единый постоянно действующий регулирующий орган таможенного союза. Председатель Комиссии таможенного союза - Первый заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Шувалов Игорь Иванович. Решением Комиссии таможенного союза № 1 от 4 февраля 2009 г. ответственным секретарем Комиссии таможенного союза утвержден Глазьев Сергей Юрьевич.
Высший орган Таможенного союза (в него входят Россия, Белоруссия и Казахстан) - это так называемый межгосударственный Совет ЕврАзЭС на уровне трех. Собирается либо на уровне премьеров, либо на уровне глав государств.
На рис. 1 представлена система управления Таможенным союзом.
12 декабря 2008 г. в Москве в ходе работы Высшего госсовета Союзного государства были заключены соглашения, касаю-
щиеся функционирования Таможенного союза: Соглашение об условиях и механизме применения тарифных квот, Протокол
о единой системе тарифных преференций таможенного союза, Протокол о предоставлении тарифных льгот, Соглашение о порядке таможенного оформления и таможенного контроля в государствах - участниках Таможенного союза и др.
27 ноября 2009 г. Межгоссоветом ЕврАзЭС - высшим органом Таможенного союза - в Минске было принято Решение о принятии Договора о Таможенном кодексе Таможенного союза (№ 17). Этим же решением Комиссии таможенного союза было поручено сформировать специальную рабочую группу для подготовки Протокола о внесении изменений и дополнений в Договор о Таможенном кодексе Таможенного союза. Такой документ должен быть подготовлен, согласован с заинтересованными ведомствами и партнерами России по таможенному союзу до 15 февраля 2010 г. с тем, чтобы он вступил
Суд ЕврАзЭС
Разрешение споров сторон-участников
Высший орган Таможенного союза
На уровне глав государств или глав правительств
Определение стратегии и направлений развития таможенного союза решения принимаются путем консенсуса всех участников
Распределение голосов: Россия-57%; Казахстан -21,5%; Белоруссия -21,5%.
%
Комиссия таможенного союза
Заместители глав правительств
Регулирующий орган таможенного союза (решения принимаются 2/3 голосов или консенсус)
Секретариат ^ ^ Комиссии ТС
Обеспечение
деятельности
Комиссии
Государственные органы исполнительной власти
Исполнение решений
Рис. 1. Система органов управления Таможенным Союзом.
в силу одновременно с Таможенным кодексом таможенного союза. Министерство экономического развития Российской Федерации координирует работу по формированию позиции российской стороны по внесению изменений и дополнений в Таможенный кодекс Таможенного союза до вступления его в силу.
Одновременно Межгоссоветом ЕврАзЭС и Комиссией Таможенного союза 27 ноября 2009 г. были приняты Решения о едином таможенно-тарифном регулировании таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации (№ 18 и № 130), а также Решения о едином нетарифном регулировании таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации (№ 19 и № 132).
Главы правительств стран Таможенного союза приняли еще одно принципиально важное решение: прекратить переговоры о вступлении во Всемирную торговую организацию (ВТО) поодиночке и вести их отныне совместно. Другими словами, Россия, Беларусь и Казахстан создают единый блок для ведения переговорного процесса по присоединению к ВТО. Это крупный успех на пути восстановления экономического единства постсоветского пространства.
Обозначив основные этапы создания договорно-правовой базы Таможенного союза, определим цели его создания:
1. Ключевая идея создания Таможенного союза - это единый таможенный тариф (ЕТТ) и отсутствие таможенных барьеров внутри единой таможенной территории Таможенного союза. Создан институт реализации единой таможенной и торговой политики. Предполагается, что таможенные пошлины на товары из третьих стран будут синхронизированы, а сам таможенный контроль будет осуществляться по внешней границе. Что касается товаров, произведенных в России, Белоруссии и Казахстане, то они вообще не будет облагаться таможенными пошлинами. Согласно решению Межгоссовета ЕврАзЭС, Таможенный союз формируется в три этапа: предварительный - до 1 января 2010 г., первый - до 1 июля 2010 г. и второй - до
1 июля 2011 г. С 1 января 2010 г. заработал Таможенный союз «Большой тройки» в рамках Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) - России, Беларуси и Казахстана, а к 1 июля 2011 г. будут завершены все процедуры по созданию у трех стран единой общей таможенной грани-
цы. Таким образом, уже совсем скоро на постсоветском пространстве Таможенный союз Беларуси, Казахстана и России станет действительно единой таможенной территорией, внутри которой (от белорусско-польской границы до казахстанско-китайской) все товары смогут передвигаться свободно и беспошлинно. Таможенный союз предполагает отсутствие таможни на границах между странами-участниками, а также общий таможенный тариф, который начал действовать с 1 января 2010 г. В период с 1 января по 1 июля 2010 г. планируется запустить единые механизмы регулирования внешней торговли, ввести в действие Таможенный кодекс союза, завершить перенос контрольных функций на внешнюю границу Белоруссии, облегчить контроль на российско-казахстанском участке границы. С 1 июля 2011 г. планируется вынести таможенный и другие виды контроля с внутренних границ Таможенного союза трех стран на внешние. Таможенная граница будет проходить по внешним границам трех государств. Граждане смогут беспрепятственно въезжать и выезжать на территорию двух стран без осуществления таможенного досмотра и паспортного контроля на внутренних границах. Будет устранено таможенное оформление на внутренних границах между нашими государствами, то есть не нужно будет заполнять декларации, вообще не нужно будет платить никаких таможенных сборов, преодолевать какие-либо еще таможенные барьеры в отношении внутренних товаров.
Расчеты, проведенные учеными РАН по совмещенной модели межотраслевых балансов государств - участников Таможенного союза, наглядно демонстрируют, что интеграционный эффект позволяет преодолеть тенденцию к снижению темпов экономического роста. По оценкам РАН, суммарный интеграционный эффект, измеряемый дополнительным производством валового внутреннего продукта, к 2015 г. составит примерно 400 млрд долл. США. Россия за счет интеграционного фактора получит дополнительно 16,8% от современного уровня ВВП, Беларусь - 16,1%, Казахстан - 14,7% [2].
2. Создание локомотива реальной постсоветской экономической интеграции. На постсоветском экономическом пространстве роль ядра объективно должна принадлежать «евразийской тройке» - Россия, Казахстан и Белоруссия, - обладающей почти 83% экономического потенциала СССР.
Общество
Terra Humana
Важнейшим следствием формирования Таможенного союза является восстановление единого экономического пространства бывшего СССР как единого организма. C 1 января 2012 г. на территории СНГ начнет действовать Единое экономическое пространство России, Белоруссии и Казахстана. Соответствующая договоренность была достигнута президентами трех стран Дмитрием Медведевым, Александром Лукашенко и Нурсултаном Назарбаевым 19 декабря 2009 г. в Алма-Ате.
Согласно этой договоренности, с начала 2012 г. в СНГ начинает действовать экономическое содружество, обладающее единым рынком товаров и услуг, единой валютой, общей системой правового регулирования хозяйственной деятельности и стратегического планирования и ведущее согласованную экономическую политику.
Внутри этого объединения также обеспечивается свободное движение капиталов и рабочей силы. Президенты трех стран выразили стремление к формированию ЕЭП четко к означенному сроку.
Страны будущего СНГ были слабо связаны с мировым рынком. В основном (кроме России) они обменивались продукцией между собой. В процессе длительного совместного развития в составе бывшего СССР между союзными республиками сложилось глубокое общественное разделение труда. Многолетний выпуск продукции друг для друга обусловил высокую степень их взаимосвязи. Даже сегодня по оценкам экспертов, доля стран СНГ в общем объеме внешнеторгового оборота Содружества составляет около 60 %. На неизбежную интеграцию в рамках ЕврАзЭС работает сохраняющаяся общность используемых технологий, стандартов и условий производства. Продолжают функционировать созданные еще в союзные времена общая энергетическая инфраструктура, сеть магистральных нефте- и газопроводов, железно- и автодорожных коммуникаций. Общим для всех стран Содружества является и проходящая перестройка экономики на рыночных началах.
Так что имеется весомый потенциал для быстрого экономического рывка в составе ЕврАзЭС при восстановлении былых экономических связей и снятии ненужных
* Соглашением по сельскому хозяйству ВТО предусмотрено проведение расчета и постепенное снижение полного совокупного размера поддержки сельскохозяйственному сектору (AMS), оказываемой в среднем ежегодно. В развитых странах в среднем по отрасли на 20% равномерно в течение шести лет; в развивающих странах - в среднем на 13 % равномерно в течение 10 лет. Принципиальное значение для определения как AMS, так и экспортных субсидий имеет так называемый репрезентативный период, по сравнению с которым и устанавливается новая планка.
пограничных препон и бюрократических запретов.
Киргизия и Таджикистан еще в ноябре 2009 г. выразили готовность присоединиться к организации, однако пока сроки их вступления в Таможенный союз не обозначены. По словам первого вице-премьера Игоря Шувалова процесс их вступления затягиваться не будет, но потребует компромиссных решений. Сложность еще состоит и в том, что Киргизия уже является членом ВТО.
3. Выступление на переговорах о членстве в ВТО единым фронтом. Это позволило бы нашим странам добиваться определенных уступок, выдвигать скоординированные встречные требования, оперативно и согласованно разрешать возникающие в ходе переговоров вопросы. Объединенные в единый Таможенный союз экономики таких стран, как Белоруссия, Россия и Казахстан, могли бы вести переговоры о вступлении в ВТО на значительно более выгодных условиях, чем сегодня. Прежде всего это касается определения предельного уровня тарифных ставок импортных пошлин, который при нормальном стечении бизнеса не будет повышаться (связывание импортного таможенного тарифа) и постепенное снижение уровня таможенного тарифа. При этом следует учитывать, что ставки ввозных пошлин, связанные в национальном перечне тарифных уступок какой-либо страны, согласно режиму наибольшего благоприятствования (ст. I ГАТТ), распространяются на всех членов ВТО. Кроме того, в качестве базовых показателей размеров экономики использовались бы данные 2003-2004 гг. Сегодня за базовые цифры принимаются показатели кризисного 1996 г. (тогда падение экономики стран бывшего СССР составило 36% от показателей 1991 г.), что явно невыгодно для наших стран*. В Белоруссии также надеются, что создание Таможенного союза позволит членам ЕврАзЭС вступить в ВТО на тех выгодных условиях, которые оговаривает для себя Российская Федерация. Еще одним преимуществом вступления в ВТО единой организацией является возможность установления внутренних (между странами-членами Таможенного союза) таможенных пошлин, налоговых
льгот, дотаций для сельского хозяйства. Россия, Казахстан и Белоруссия приняли совершенно правильное решение. Вступление в ВТО по одиночке положило бы конец интеграции на постсоветском пространстве. Так как правила ВТО запрещают отдавать одному члену организации предпочтение перед другим. Иначе говоря, если снизить или вообще отменить тарифы для Белоруссии и Казахстана, обязательно надо сделать то же самое и для третьих стран. Но существует лазейка, сделанная для крупных экономических блоков, таких, как Европейский союз, НАФТА и др. Они не заинтересованы, чтобы правила ВТО разрушили их взаимную торговлю. Поэтому ВТО разрешает вступать в свой состав «таможенным территориям», то есть экономическим союзам государств. «Таможенная территория» рассматривается как единое целое и потому может быть сопоставима с другими государствами. Иначе говоря, если Россия снизит тарифы для Белоруссии и Казахстана в рамках единой таможенной территории, она не будет обязана по правилам ВТО делать то же самое для Китая. Появляется возможность коллективного протекционизма. Это когда протекционистские меры принимаются одновременно всеми, и они направлены не по отношению к другим членам союза, а по отношению к товарам из стран, находящихся за его пределами.
4. Обеспечение более надежной защиты от внешней конкуренции и создание надежных барьеров для контрабанды и реэкспорта. Экономический кризис и здесь внес свои негативные коррективы. По данным Департамента экономической безопасности в
2008 г. выявлено свыше 63 тысяч преступлений в сфере потребительского рынка. Это на 14% больше по сравнению с 2007 г. Только за зиму 2009 г. количество преступлений, связанных с контрабандной и контрафактной продукцией, выросло на 82%. Для всего рынка российской легкой промышленности в лучшем случае 20% - это доля легальных отечественных производителей [1]. Введение общего таможенного тарифа в отношении третьих стран, создание единой таможенной границы по внешним границам трех государств позволит членам Таможенного союза утроить усилия по формированию эффективно работающей системы государственного контроля за прохождением грузов через таможенную границу (в том числе стратегического сырья и продукции
двойного применения) и за полнотой уплаты таможенных платежей.
Для достижения поставленных целей необходимо формирование общего таможенного законодательства, которое идет полным ходом. Лидеры трех государств приняли пакет решений о запуске Таможенного союза в составе «тройки» с
1 января 2010 г. и завершении всех необходимых процедур до 1 июля 2011 г. Подготовлен проект общей части Таможенного кодекса Таможенного союза (Проект на 24.09.2009 г.). Разрабатываются единые механизмы декларирования товаров, унифицированные виды таможенных режимов и процедур с целью создания общего режима торговли с третьими странами. Идет формирование единого порядка тарифного регулирования, нетарифных мер внешнеторговой деятельности (квот, лицензий, антидемпинговых, защитных и специальных пошлин и др.), косвенного налогообложения и валютного регулирования внешнеторговых операций с другими странами, единой таможенной статистики внешней и взаимной торговли. Идет работа по подписанию соглашений, предусматривающих создание единой системы таможенного регулирования, и договоров о взимании акцизов и НДС при импорте из третьих стран. В январе текущего года начала работу Комиссия союза, которая является основой его институциональной системы. Утвержден единый тариф из 11 тысяч позиций, что составляет более 60% ТН ВЭД. Главы правительств трех стран определили 1 апреля как срок утверждения 100-процентного перечня единого таможенного тарифа.
Планируется рассмотреть вопрос о порядке ведения единой товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза. Необходима корректировка ставок ввозной таможенной пошлины единого таможенного тарифа. Таможенного союза в отношении некоторых товаров. Применительно к таможенно-тарифному регулированию необходимо также установление единого порядка уплаты, зачисления и распределения таможенных пошлин, иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие, единых правил определения страны происхождения товара и таможенной стоимости.
Единая таможенная территория предусматривает открытие внутренних границ стран, входящих в союз, для товаров и грузов. Соответственно это также предполагает переход на единую систему декла-
Общество
Terra Humana
раций и стандартов таможенного администрирования и контроля. Таможенный тариф, нетарифные меры экономического характера и таможенный контроль - этим барьеры не исчерпываются. Кроме этого существуют санитарные, фито-санитар-ные, ветеринарные меры и технические барьеры в торговле. Поэтому необходимо разработать единые стандарты ввоза и вывоза товаров и грузов, которые будут существовать на единой таможенной территории.
Уже можно говорить о намечающихся изменениях в таможенной политике Российской Федерации после создания Таможенного союза, начиная с 2010 г. Из доклада главы Федеральной таможенной службы Андрея Бельянинова, опубликованного 23 октября 2009 г. на официальном сайте ФТС, следует:
- союзный Таможенный кодекс описывает финансовую ответственность участников ВЭД не в рублях, а в евро. Изменения ожидают институт участников ВЭД. Так, решено упразднить институт таможенных брокеров, их заменят таможенные представители. Описывая разницу между брокером и представителем, Андрей Бельянинов пока указал только финансовую составляющую: сумма обеспечения его деятельности немного уменьшится (с 50 млн руб. до 1 млн евро);
- институт участников ВЭД будет дополнен институтом уполномоченного экономического оператора, пользующегося специальными упрощениями таможенных процедур. По сравнению с действующими в Таможенном кодексе РФ «специальными упрощенными процедурами» эти операторы получат весьма серьезные льготы (право хранить таможенные товары на собственных складах и там же проводить необходимые таможенные процедуры, право «выпускать товары до подачи таможенной декларации с уплатой платежей» -фактически беспроцентную отсрочку платежа на сроки от 10 до 40 дней). Для получения такого статуса импортер будет обязан внести обеспечение в размере не менее 1 млн евро. Такой институт в России предлагалось ввести еще в 2008 г.;
- сохранится разница в отношении национальных законодательств к солидарной ответственности брокера с импортерами и экспортерами. В России это правило продолжит действовать, Белоруссии и Казахстану на его введение предоставляется переходный период в один год.
Наметились и проблемы формирования единого таможенного законодательства. Главная проблема, проходящая по всем направлениям рассматриваемой законодательной деятельности - согласование сторонами нормативных документов. За более чем за полтора десятилетия независимости образовались сильно разнящиеся законодательства государств - участников Таможенного союза. Экспертам приходится выполнять титаническую работу, чтобы найти взаимоприемлемые компромиссы для формулировок норм регулирования единой таможенной территории, которые будут действовать в трех государствах.
Проблема также состоит в том, что до сих пор остаются несогласованными 5% таможенных тарифов в отношении товаров, не произведенных на общей таможенной территории. К тому же, существуют реальные риски для внутренних производителей. И этот вопрос уже активно обсуждается. Потому что с введением единой таможенной территории Россия, Белоруссия и Казахстан автоматически открывают друг перед другом свои рынки. Наиболее острая конкуренция даже не между Российской Федерацией и Казахстаном в сырьевом секторе (мы осуществляем транзит казахских углеводородов), а между РФ и Белоруссией. Мы конкурируем в сферах, начиная от химического производства и заканчивая продукцией сельского хозяйства. Нас интересует также продвижение продукции легкой промышленности, плюс электроника, продукция машиностроения (особенно транспортного). Конечно, в идеале в рамках единого таможенного пространства все эти белорусские товары должны беспрепятственно и без взимания пошлины проходить на территорию Российской Федерации. Но здесь с самого начала будет сделан ряд оговорок. И переход к такому состоянию в реальности может затянуться на многие годы.
В начале декабря 2009 г. Президент России Д.А. Медведев подписал Закон о ратификации особого протокола, в исключительных случаях разрешающего понижать или повышать ввозные таможенные пошлины, установленные единым таможенным тарифом. На основании этого документа разрешение на применение государством — участником Таможенного союза более низкой ставки может быть получено «в случае острого дефицита товара, если это необходимо для удовлетворения социально значимых потребностей населения или потребностей развития
производства при невозможности их удовлетворения за счет производства этого или аналогичного товара в других государствах — участниках Таможенного союза». Необходимость использования более высокой ставки, признается при необходимости создания условий для развития отрасли экономики государства - члена Таможенного союза также только в исключительных случаях.
Ранее директор департамента регулирования ВЭД Минэкономики Алексей Лихачев также предупредил, что Таможенной комиссии союза еще только предстоит согласовать список «чувствительных» товаров для каждого из участников Таможенного союза, а до этого у них есть возможность вводить переходные периоды и ставки, отличные от единого таможенного тарифа. Например, Казахстану пришлось идти на довольно большие уступки в части повышения таможенных пошлин (их средний уровень был ниже в два раза по сравнению с Россией), для ряда товаров сохранены определенные льготные переходные режимы. В частности, по словам Евгения Лихачева, Казахстан получил право применять ставки, отличные от ЕТТ, по 400 товарным позициям на период от полутора до четырех лет [3]. И для того, чтобы не возникало злоупотреблений со стороны ряда импортеров, будут сохраняться определенные виды таможенного контроля с Казахстаном до середины 2011 г., хотя казахстанские товары должны попадать в Россию и Белоруссию и в обратном направлении беспрепятственно. Конкретные виды таможенного контроля должны определяться казахстанской стороной.
Гибкость механизма введения ЕТТ заключается, во-первых, в том, что все решения принимаются совместно, во-вторых, в том, что для сложных вопросов предусматриваются переходные периоды. Скажем, единый таможенный тариф будет иметь некоторое небольшое количество исключений для исполнения ранее принятых обязательств. Например, у России есть обязательство по подготовке Олимпиады в Сочи. У Казахстана есть обязательство по выполнению ряда крупных инвестиционных проектов с иностранным участием.
Установить единые таможенные тарифы - это полдела. Ведь еще можно запретить поставки товаров внутри Таможенного союза на основании неправильно оформленных документов, претензий в чрезмерных субсидиях, предоставляемых своим производителям, обвинений в со-
держании вредных веществ в продуктах и т.д. Естественно, что другая сторона посчитает такие действия неправомерными. Отсюда вытекает необходимость создания наднациональных судебных органов, которые будут рассматривать спорные случаи.
Нерешенный вопрос - как будут распределяться платежи по ЕТТ? Анализируя последнюю информацию, можно сделать вывод, что существует три основных варианта его решения: первый вариант предполагает распределение пошлин по объемам собираемых платежей, второй -по объемам импорта, третий вариант объединяет два первых варианта плюс к ним добавляются некоторые макроэкономические показатели, в частности, объем национального ВВП. По словам большинства аналитиков, при применении разных подходов к распределению платежей по ЕЕТ Российской Федерации приблизительно причитается 90% всех платежей. Наднациональный порядок согласования распределения платежей по ЕЕТ ждет своего разрешения.
Непросто обстоят дела в плане формирования единого таможенного пространства. Таможенное оформление между Россией и Белоруссией уже не существовало, но, тем не менее, до последнего времени сохраняется таможенный контроль на российско-белорусской границе для того, чтобы не происходило несанкционированное перераспределение грузов из третьих стран или направляемых в третьи страны. То есть таможня на российско-белорусской границе действует только по отношению к товарам третьих стран. Но и этот контроль планируется снять с 1 июля 2010 г. А вот при присоединении к Таможенному союзу Казахстана есть целый ряд проблем, связанных с обустройством довольно протяженной границы между РФ и Казахстаном. Также как с Белоруссией, с 1 июля 2010 г. планируется отменить таможенное оформление, то есть у нас не будет таможенного оформления во взаимной торговле, но по причине сохранения определенных льготных переходных режимов для ряда казахстанских товаров будут сохраняться определенные виды таможенного контроля до середины 2011 г.
Что касается вступления в ВТО единым фронтом, то в неопределенности данного вопроса можно убедиться, проанализировав соответствующий ход событий. 9 июня 2009 г. Казахстан, Белоруссия и Россия решили вступать в ВТО не поодиночке,
Общество
Terra Humana
а единым Таможенным союзом, который будет образован в начале 2010 г. 17 июня
2009 г. были проведены первые «жесткие» консультации участников Таможенного союза со странами, входящими в ВТО. На встречах ряд участников переговоров высказали мнение, что Таможенный союз может замедлить вступление трех стран в ВТО. 8 июля министр торговли США Гэри Лок оценил сценарий коллективного вступления стран в ВТО как «невыполнимый». Более того, Локк отмечал, что также считает и большинство стран - членов торгового союза. После этого Дмитрий Медведев заявил, что логичнее вступать в ВТО поодиночке. Однако в августе стало известно, что Таможенный союз все же решил вступать в торговый клуб единым строем. Но уже 15 октября 2009 г. стало известно, что члены Таможенного союза решили вести переговоры о вступлении в ВТО как отдельные государства, но в тесной координации друг с другом. При этом подчеркивалось, что речь идет лишь о предварительных переговорах, вступать во Всемирную торговую организацию Россия, Белоруссия и Казахстан по-прежнему собираются в составе Таможенного союза, а не по отдельности.
Юридические возможности для вступления в организацию Таможенным союзом есть. Правда, не все вопросы по присоединению к ВТО регулируются Таможенным союзом, часть из них надо решать на уровне национального законодательства. Юридически вступление в ВТО каждая из трех стран - членов таможенной «тройки» может оформить самостоятельно, по каким-то вопросам они могут заключать двусторонние соглашения с международным торговым клубом. В любом случае приоритетом является вступление России, Белоруссии и Казахстана на одинаковых условиях и единовременно.
Существуют и другие противоречия между государствами - участниками Таможенного союза. Здесь можно отметить и переговоры по тарифоообразованию и по объемам потребления, связанным с поставками российской нефти Белоруссии. Многих наблюдателей пугает повышение таможенных пошлин на некоторые импортные товары. Например, для Белоруссии самая чувствительная позиция - иномарки. Дело в том, что союзники (особенно Россия) активно проводят протекционистскую политику в отношении своего автопрома. Пошлины на заграничные авто у них гораздо выше, чем в Белоруссии. Эк-
сперты автомобильного рынка уверены, что даже Таможенный союз не заставит Россию пойти на снижение пошлин до уровня Белоруссии. Отсутствие преград для движения товаров между странами может проявиться не только в широком ассортименте товаров на прилавках, но и в огромном количестве «серого» импорта. Когда все барьеры исчезнут, на рынки стран Таможенного союза хлынет дополнительный поток дешевых, но не всегда качественных товаров, попадающих к соседям нелегальными путями. У предпринимателей вызывает обеспокоенность то обстоятельство, что предприятия трех стран будут работать в условиях жесткой конкуренции, ее могут не выдержать те из них, которые еще не прошли соответствующую модернизацию или не отвечающие современным требованиям.
Форсируя переговоры по Таможенному союзу, Россия сделала выбор в пользу своих ближайших союзников, членов ЕврАзЭС - Белоруссии и Казахстана -стран, обладающих схожими политическими режимами и находящихся в непосредственной территориальной близости. Таможенный союз выгоден производителям всех стран - участниц соглашения. Теперь производители смогут продавать свои товары на рыках трех стран без всяких ограничений. Отмена таможенной границы с Белоруссией приведет к тому, что производство комплекса машиностроительных изделий, сборку которых осуществляют в Белоруссии с использованием российских комплектующих, будет гораздо эффективнее и дешевле. Усиливающаяся конкуренция между предприятиями трех стран заставит производителей сбросить цены, так как на рынок придет много новых игроков. Могут снизиться пошлины на некоторые виды товаров. Коснуться это может, например, апельсинов-бана-нов-ананасов (если мы снизим пошлины до уровня России) или лекарств, бытовой техники и растительного масла (если все союзники договорятся ввести нулевую пошлину, как в Казахстане). Это также в лучшую сторону отразится на кошельке потребителей. Не надо будет заполнять таможенную декларацию и другие таможенные документы.
Таким образом, создание Таможенного союза означает существенное расширение рынков сбыта, снижение издержек производства товаров, повышение конкурентоспособности. Весь мир идет по пути региональной интеграции, так как
только крупные региональные объединения могут выжить в конкурентной борьбе. Фактически создается крупный общий рынок, изначально настроенный на сотрудничество и дальнейшее расширение, делающее экономику всех его участников более устойчивой. Еще предстоит долгая и кропотливая работа по поиску компромиссных решений в преодолении сущес-
твующих проблем и разногласий, связанных с функционированием и развитием Таможенного союза, в том числе и в сфере формирования единого таможенного законодательства. Но, несмотря на пессимистические предсказания некоторых аналитиков, стороны прекрасно понимают, что в существующих реалиях намеченный путь - единственно правильный.
Список литературы:
1. Заседание Межведомственной комиссии по борьбе с контрафактной и контрабандной продукцией легкой промышленности 25.03.2009 / Интернет-ресурс. Режим доступа: www.rsptlp.ru
2. Махлин М. Шаги к общему рынку // Российская Бизнес-газета. - 2009, № 719 (35) от 15.09.09 г.
3. Таможенный союз откроет границы избранным. Уполномоченные экономические операторы упростят себе работу с ФТС России // КоммерсантЪ. - 2009, № 199/П (4254) от 26.10.2009 г.
Общество