Научная статья на тему 'Особенности интеграции капиталов «Продуктивных» сфер в агропродовольственном секторе Северного региона'

Особенности интеграции капиталов «Продуктивных» сфер в агропродовольственном секторе Северного региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
55
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности интеграции капиталов «Продуктивных» сфер в агропродовольственном секторе Северного региона»

Подсистемы инфраструктуры Элементы подсистемы

Подсистема логистического обслуживания Специализированные торгово-складские сети, транспортно-экспедиционные компании и логистические центры. Транспортные терминалы. Склады, резервуары, специализированные хранилища -элеваторы, холодильники. Распределительные центры

Оптово-розничная и посредническая подсистема Коммерческие торговые фирмы (торговые сети): корпоративные сети, добровольные сети розничных торговцев, розничные кооперативы, франчайзинговые организации и торговые конгломераты. Система рынков: районные, городские, оптовые, розничные, специализированные, кооперативные. Овощные и оптовые базы. Распределительные центры. Биржевая, аукционная, электронная торговля. Коммерческо-выставочные комплексы, ярмарки. Кооперативы сбытовые, .снабженческие.

Подсистема информационно-консультационного обслуживания Росстат, Российский центр сельскохозяйственного консультирования, система информации о рынке (СИР), службы рыночной информации (ценовой мониторинг), аналитическая служба, региональные центры рыночной информации АПК, региональные информационно-консультационные службы (ИКС), информационные системы отдельных продуктовых рынков, информационно-маркетинговые центры

Подсистема нормативноправовой регламентации деятельности участников рынка Министерство сельского хозяйства, Министерство регионального развития, Исполнительные органы власти и законодательные органы управления АПК, Органы местного самоуправления. Высший экономический совет. Госстандарт России. Органы по сертификации продукции.

Приведенный перечень подсистем и интегрированных элементов инфраструктуры продовольственного рынка не является исчерпывающим, но он иллюстрирует полноту и многоаспектность инфраструктуры продовольственного рынка.

Особую актуальность в предложенной модели приобретает обеспечение баланса производства, переработки и реализации продукции с учетом интересов всех субъектов в системе хозяйственноэкономических отношений и принципов развития продовольственного рынка. Это предполагает создание условий для вовлечения в систему хозяйственного взаимодействия всех элементов на основе заинтересованности субъектов хозяйства, что будет содействовать формированию инфраструктуры продовольственного рынка.

Эффективное функционирование продовольственного рынка невозможно без создания новых интегрирующих элементов, в том числе сельскохозяйственных кооперативов и рынков, повышения роли товаропроводящих сетей в реализации сельхозпродукции и одновременного формирования новых рыночных структур, включая оптовые сельскохозяйственные и продовольственные рынки и биржи.

Сотрудничество между подсистемами и элементами инфраструктуры продовольственного рынка, в любой форме, основанной на уважении интересов друг друга, приведет к значительному усилению позиций всех сторон на рынке и росту их экономической эффективности. В целом, нарастание интеграционных процессов в АПС, необходимо оценивать как ключевой фактор, который позволит сформировать инфраструктуру продовольственного рынка, удовлетворяющую не только нынешним требованиям, но и способную выполнять будущие задачи продовольственного рынка, которые, несомненно, будут еще более сложными.

Источники

1. Ушачев И.Г. Рекомендации по развитию инфраструктуры продовольственного рынка: учебное пособие [Текст] / И.Г. Ушачев. - М.: Россельхозакадемия, 2006. - С. 15.

2. Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь [Текст] / Райзберг Б. А. - М.: ИНФРА-М, 2007. - С. 325.

3. Силко Л.П. Интеграция потребительских обществ с кредитными кооперативами и аграрными предприятиями [Текст] / Л.П. Силко. // АПК: экономика, управление. - 2009. - № 4. - С. 37.

ОСОБЕННОСТИ ИНТЕГРАЦИИ КАПИТАЛОВ «ПРОДУКТИВНЫХ» СФЕР В АГРОПРОДОВОЛЬСТВЕННОМ СЕКТОРЕ СЕВЕРНОГО РЕГИОНА

А.А. Мустафаев, к.э.н., ст. науч. сотр. Института социально-экономических и энергетических проблем

Севера Коми НЦ УрО РАН

В условиях систематического недофинансирования и дезинтеграционного порядка хозяйствования агропромышленное преобразование Республики Коми - процесс длительный и сложный. Решения проблем в обширной финансовой системе характеризуется множеством ареалов инвестиционной трансформации, что свидетельствует о существенных различиях в развитии и использовании факторов производства, переходу к рынку и получении необходимого дохода.

В силу многочисленных негативных обстоятельств - секвестра бюджетных расходов по капиталовложениям, межотраслевого диспаритета цен, периодического повышения кредитных ставок и тарифов на оказываемые услуги, а также слабой организации и управления производственными, рыночными и интеграционными процессами - аграр-

ный сектор региона находился в длительной понижательной волне воспроизводственного цикла. Результативность активного воздействия вышеперечисленных и других негативных факторов, как правило, сопровождалась ускоренным оттоком колоссальных средств из сельского хозяйства в сферы промышленности, банки, торговлю, что способствовало повышению степени концентрации капитала этих отраслей и снижению уровня покупательной способности аграрных предприятий.

Изложенная выше весьма своеобразная и на первый взгляд загадочная «закономерность» смены потребительского потенциала предприятий сельского хозяйства дает возможность в ясной форме обнаружить причинно-следственные связи происходящего в экономике региона. Следовательно, в годы реформы максимальный подъем общей конъюнкту-

ры и общего уровня цен товаров региона в большей степени был связан с функционированием повышательной волной торгово-промышленного цикла, сопровождаемой периодом максимального повышения покупательной силы товаров природоресурсных отраслей и максимальным падением покупательной силы сельскохозяйственных товаров. Сложившаяся ситуация по выравниванию экономических условий в вышеперечисленных отраслях экономики региона не смог предопределить интеграционных отношений на мезоэкономическом уровне, создать новых корпоративных образований, способствующих интеграции капиталов финансовых, промышленных, торговых и других сфер в АПС.

Подчеркнем, что в 70-х гг. прошлого века в силу концентрации природных ресурсов в суровых условиях необжитых районов Севера Республики Коми промышленность развивалась там, где до этого сельскохозяйственное производства либо вообще отсутствовало, либо было представлено в основном оленеводческо-промысловым хозяйством. В результате размещения производства сельхозпродукции не соответствовало сложившемуся расселению населения. Так, в промышленных районах, где проживало более 70% всего и 87% городского населения республики, в 1971 г. было размещено 49,9% поголовья коров, 49,6% посевов картофеля и 61,3% овощей. Например, в Воркутинско-Интинском (Северная зона региона) районе, где проживало 25,5% всего и 39,1% городского населения республики, было произведено молока 12,9%, картофеля - 0,4% и овощей - 0,2%, что обусловлено исключительно суровыми природными условиями.

Такое расположение сельхозпроизводства создало серьезное трудности в обеспечении населения северной части территории региона необходимыми малотранспортабельными продуктами питания. Для преодоления существующего противоречия принималось решение о том, что каждое промышленное ведомство наряду с организацией промышленных предприятий и комбинатов должно создать при них подсобные сельскохозяйственные предприятия. Получили широкое распространение и развитие специфическая форма интеграции промышленности и сельского хозяйства, своеобразные агропромышленные объединения.

Эти разнонаправленные отрасли не были технологически связанными, а объединялись руководством и имели некоторые экономические отношения. Так, принципиальным вопросам явилось то, что подсобные предприятия сельхозпредприятия, увеличивая объем выпуска продукции на местах, снабжали население северной части территории малотранспортабельными и скоропортящимися продуктами питания, а природоресурсные промышленные предприятия принимали активное участие в укреплении их материально-технической базы. По данным статистики, во второй половине 70-х гг. в Республике такие подсобные сельхозпредприятия уже производили более 35% молока, 20% мяса и около 8% овощей -основных продуктов совхозов, что обусловливало создание и развитие на местах перерабатывающих сельскохозяйственное сырье предприятий и их объединение с сельхозпредприятиями.

Прежняя интеграционная форма природоресурсных и аграрных предприятий явилась не только прогрессивной формой ускорения процесса трансформации инвестиционных ресурсов из «продуктивной» части промышленности в материальные сферы АПС, но и своеобразным освоением северных терри-

торий под производство и переработку продовольствия. В результате к середине 80-х гг. подсобные сельхозпредприятия в общей сложности производили более 25% продукции существующих совхозов республики, что решило важнейшую задачу своевременного обеспечения населения определенными видами продовольствия. Данная форма интеграции, хотя и имела ряд недостатков и сложностей в области формирования необходимой производственной и социальной инфраструктуры (особенно транспортной) новых предприятий, но играла во многих аспектах свою положительную роль.

Достаточно сказать, что в плановой экономике на основе определенных установленных механизмов ценообразования, имеющих многоканальную сеть изъятия ренты природоресурсных отраслей, проводились перераспределения этих рент между отраслями экономики. За счет искусственно заниженных цен на природные ресурсы компенсировались убытки многих отраслей, особенно агропромышленных. По оценкам специалистов, в середине 80-х гг. прошлого века суммарная величина рентных доходов только от добычи сырой нефти и газа составила 150 млрд руб. В 1991 г. сырьевые и топливные отрасли только сельскому хозяйству страны перераспределили около 35 млрд руб. За 1990 г. в целом по Республике Коми вышеперечисленные предприятия промышленности профинансировали убытки подсобных хозяйств в сумме 22,5 млн руб.

В связи с переходом на рыночные условия хозяйствования появилось совершенно иное обстоятельства, получившее большую или меньшую самостоятельность региональные предприятия топливно-энергетического комплекса (ТЭК) и по добыче других полезных ископаемых, освобождая себя от «лишних» забот и экономических невыгодностей, отказывались от объединения с агропромышленной сферой. Естественно, как и в других формах интеграции, в этой направлении тоже существует определенная сложность, связанная с объективными и субъективными причинами: удаленность агропромышленных предприятий от природоресурсных отраслей, крупных промышленных центров и рынков сбыта; трудность формирования каналов реализации сельхозпродукции по схеме «от поля (фермы) до рынка»; сложность объединения небольших по масштабам сельхозпредприятий, приводящая к росту неэффективных затрат на производство и сбыт продукции; ограниченные возможности резкого перевода на эффективное хозяйствование многих убыточных сельхозпредприятий; множество немотивированных социально-экономических задач в ассоциационной форме функционирования.

Вышеперечисленные факторы, хотя и не носят противоречивый характер, но создают определенные сложности в процессе формирования региональной мезоэкономической среды в лице новых финансово-аграрно-промышленных групп (ФАПГ), сельских кредитных кооперативов (СКК), аграрнопромышленных объединений (АПО) и т.д. Если, с одной стороны, объективная природа данной среды, тесно связана с финансово-экономической поддержкой АПС, выполняющего жизненно важные задачи продовольственного обеспечения населения и стратегические задачи государства, то, с другой стороны, с множеством нерешенных социальных, экологических, демографических и инфраструктурных проблем, решить которые чисто рыночными путями пока невозможно. Поэтому применение системного подхода к анализу данной проблемы предусматривает многоуровневую стратификацию экономики региона, прове-

дение соответствующих научно-обоснованных мезо-экономических интеграционных мер.

Дезинтеграционная тенденция и диспропорциональное инвестиционное развитие отраслей АПС региона, обусловленные финансовыми ограничениями, приводят к консервации устаревшей техники и технологии и не способствуют производству конкурентоспособной продукции. Существующее положение все больше создает противоречивую ситуацию в интеграционных связях с финансовыми и другими сферами, растут долговые обязательства предприятий, снижаются темпы производства на основных направлениях хозяйственной деятельности. К наиболее тяжелым последствиям этого процесса следует отнести высокую степень деградации сельскохозяйственной техники, разрушение технологической и видовой структуры капитала отрасли.

Современная хозяйственная динамика региона все еще больше напоминает «одностороннее» развитие экономики, характеризующееся минимальным уровнем диверсификации экспортных товаров с преобладанием в их составе топливных и сырьевых ресурсов. Внешнеэкономическая конъюнктура природно-ресурсного сектора экономики региона постепенно ведет к сужению рамок хозяйственной деятельности в других отраслях, особенно агропромышленных. Следовательно, ошибки в выборе отраслевых приоритетов ведут к неудачному построению конкретных хозяйственных и инвестиционных моделей структурного преобразования экономики, а дискуссия по поводу ускорения экономического роста затрагивает ограниченный перечень отраслей, в который сферы АПС не входит.

Фактическое повышение мировых цен на экспортируемые товары и приток иностранной волюты сопровождается только ростом текущего сальдо торгового баланса, а не улучшением инвестиционного климата и устойчивым экономическим ростом многих отраслей. Если в виде ренты значительная часть доходов природоресурсных секторов не изымается при помощи налогов и специальным образом не накапливается в производстве других сфер с целью инвестиционных расходов и не увеличивается выплаты заработной платы работников, то эффект является отрицательным, не смягчающим остроту финансовых проблем и не повышающим благосостояние населения в целом.

Изменение роста внутреннего валового продукта фактически связано с экономической конъюнктурой на мировом рынке, и очень мало зависит от собственных источников роста. Поэтому большинство отраслей экономики региона в целом становится все более зависимым от добычи полезных ископаемых и конъюнктуры цен товаров и ценных бумаг на мировых рынках. Большая часть доходов последней направляется на погашение долговых обязательств акционерных обществ и банков, что не является реальным источником инвестирования материального производства. По сути, инвестиционный облик рынка ценных бумаг должен быть более приемлемым, чем банковское кредитование, а механизм привлечения инвестиций доступным для всех отраслей и предприятий.

Сегодня исключительно важным аспектом развития интеграционных отношений АПС региона является образование регионального рынка агропромышленных корпоративных ценных бумаг, создание необходимого стимула привлечения местных и иностранных капиталов. При этом основным моментом функционирования данного рынка представляется плановое размещение ценных бумаг интегрированных отраслей и предприятий, связанных с внутренней ценой на произведенной продукции. Это дает надежную гарантию ускорения ликвидности приобретаемых активов, возвращение стоимости номинала и получение дополнительного дохода. Что касается интеграции капитала финансовых структур в АПС региона, то она должна быть построена на основе как долгосрочного механизма кредитования, так и возмещения, чтобы под кредит был произведен продукт, достаточный для обеспечения продовольственной безопасности республики.

Отметим, что сегодня институциональная структура региональных сегментов банковской системы в основном создано по принципу территориальной близости с целью обеспечения производственной сферы необходимыми финансовыми ресурсами. Однако слабая финансовая база региональных банков, формирующаяся в основном за счет вкладов и депозитов местных хозяйствующих субъектов и населения, не дает возможности долгосрочного финансирования АПС региона, ведущее место занимают субсидии, полученные из государственного бюджета. Так за период 1995-2008гг. государственные дотации и субсидии только в аграрном секторе экономики региона выросли почти в 10 раз, удельный вес которых в среднем составил около 19% себестоимости реализованной продукции. При этом принимаемые на практике методы кредитования, как в аграрной экономике, так и во всех отраслях АПС республики не оправдали себя ни в денежной, ни в товарной формах, произошло ухудшение платежеспособности его предприятий и наращивание долгов, усилились проблемы их периодической реструктуризации и списания.

Резюмируя, отметим, что рыночные преобразования и порожденные ими трудности эффективного финансирования и технологического функционирования отраслей АПС республики требуют выбора альтернативных вариантов по созданию новых интегрированных образований. В конкретных региональных условиях Севера при отсутствии крупных предприятий сельскохозяйственного машиностроения и банковско-кредитных учреждений, способных обеспечить отрасли АПС необходимой техникой и оборудованием, а также дешевыми кредитами, важная роль принадлежит интеграционному процессу ее с предприятиями региональных ТЭК. Данный метод интеграции возможно только в виде двух моделей: 1) смешанной - имеющей надежную горизонтальную и вертикальную интеграцию отраслей АПС, и их переход в состав ТЭК с участием администраций городов и районов; 2) корпоративной - образование ФАПГ путем объединения преимущественно устойчиво развивающихся коммерческих банков, оптовых рынков, природоресурсных комплексов, находящихся на одной и той же территории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.