Научная статья на тему 'Особенности формирования продовольственного рынка как среды функционирования товаропроизводителей'

Особенности формирования продовольственного рынка как среды функционирования товаропроизводителей Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
110
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности формирования продовольственного рынка как среды функционирования товаропроизводителей»



УДК 339.13.017

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО РЫНКА КАК СРЕДЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ

В процессе становления продовольственного рынка экономическое поведение основных его субъектов все в большей мере определяется изменениями в рыночной структуре. Структура рынка определяет стратегию экономического поведения как сельскохозяйственных товаропроизводителей, так и предприятий пищевой промышленности. Меняется ценовая политика, начинают использоваться открытые и тайные соглашения между предприятиями, активизируется инвестиционная политика. Поведение, в свою очередь, определяет результативность рынка (эффективность производства и размещения ресурсов, высоту входных и выходных барьеров, уровень и структуру потребления), а также оказывает воздействие на такие параметры структуры рынка, как интеграция, диверсификация, количество продавцов и покупателей.

В результате социально-экономических преобразований в агропромышленном комплексе сложился многоукладный сектор. В последние годы в структуре валовой продукции сельского хозяйства повышается удельный вес сельскохозяйственных предприятий и крестьянских (фермерских) хозяйств. В структуре сельскохозяйственных предприятий по их организационно-правовой форме в 2002 г. не произошло существенных изменений. Возрастает доля кооперативов, открытых акционерных обществ, несколько сократилось количество товариществ с ограниченной ответственностью и закрытых акционерных обществ (табл.1).

Таблица 1

Формы хозяйствования сельскохозяйственных предприятий в России на 1 января 2002 г.

A.M. Сухорукова,

доктор экономических наук, профессор, зав. кафедрой экономики и управления на предприятии, СГСЭУ

T.A. Атапина,

старший преподаватель кафедры экономики Балашовского филиала, СГУ

Предприятия Количество, ед. (%)

Открытые акционерные общества 1411 (4,4)

Закрытые акционерные общества 3888 12,0)

Общества с ограниченной ответственностью 3575 (11,1)

Товарищества на вере 352 (1,1)

Ассоциации крестьянских хозяйств 486 (1,5)

Сельскохозяйственные кооперативы 14928 (46,2)

Колхозы 2851 (8,8)

Коллективные предприятия 805 (2,5)

Совхозы 573 (1,8)

Государственные предприятия 2135 (6,6)

Другие формы хозяйствования предприятий 1305 (4,0)

Всего 32310 (100,0)

Наибольший удельный вес занимает кооперативная форма предприятий. С 1994 г. стабилизировался удельный вес фермерских (крестьянских) хозяйств (табл.2). В настоящее время он составляет около 8%. Рост площадей в крестьянских (фермерских) хозяйствах происходит при сокращении их количества по сравнению с начальным периодом реформирования.

Трансформация форм собственности, реорганизация сельскохозяйственных предприятий, по сути дела, не изменили тот симбиоз круп-

ВЕСТНИК. 2003. № 6

ного и личного подсобного хозяйства населения, который сложился. По-прежнему сельскохозяйственные предприятия специализируются на растениеводческой продукции, а личные подсобные хозяйства (ЛПХ) - на животноводстве. При этом крупные предприятия предоставляют личным подсобным хозяйствам корма, транспортные и другие услуги.

них предприятий, в молочной - более 1100, муко-мольно-крупяной - более 540, пищевкусовой -2888,в том числе в сахарной - 102, хлебопекарной - 1242, кондитерской - 243 предприятия. На долю предприятий со смешанной и частной собственностью приходится более 80% производимой продукции.

Таблица 2

Число крестьянских (фермерских) хозяйств и средний размер земельного участка

Регион Число крестьянских (фермерских) хозяйств на 1 января, тыс. Темп роста (снижения) за период с 1 января 2001 г. по 1 января 2002 г., % Средний размер земельного участка фермера на 1 января, га Темп роста (снижения) за период с 1 января 2001 г. по 1 января 2002 г., %

1999 г. 2001 г. 2002 г. 1999 г. 2001 г. 2002 г.

Приволжский федеральный округ 43,9 43,4 43,6 100,5 62,2 74,7 86,9 116,3

Всего в стране 270,2 261,7 265,9 101,6 51,2 58,4 62,2 106,5

Изменения в институциональной структуре сельского хозяйства не дают оснований для выводов о преимуществах какой-либо из форм хозяйствования. Однако удельный вес прибыльных предприятий выше среди государственных предприятий и акционерных обществ. Прирост производства в 2001 - 2002 гг. был достигнут в основном за счет крупных предприятий.

Несмотря на то, что существуют различные правовые формы деятельности субъектов продовольственного рынка, внутренние отношения между собственниками, наемными работниками строятся в основном на оплате труда натурой, коллективном использовании благ, последнее особенно характерно во взаимоотношениях крупных сельскохозяйственных предприятий и владельцев ЛПХ. Эндогенных факторов эффективного экономического поведения собственников и наемных работников в целом пока не существует. Остаются противоречивыми системы интересов. Менеджеры и собственники в качестве приоритетной задачи менеджмента рассматривают поступление краткосрочных денежных поступлений, а не долгосрочные накопления. Рядовые собственники - владельцы имущественных и земельных паев - не имеют реальной власти при принятии управленческих решений.

Экономическое положение предприятий сельского хозяйства независимо от формы собственности определяется в настоящее время макроэкономической средой, мерой государственной поддержки. Однако все более отчетливо проявляется тенденция - сильный менеджмент способен даже в условиях макроэкономической нестабильности формировать адаптационный потенциал предприятий.

В пищевой и перерабатывающей промышленности имеется более 5000 предприятий различных организационно-правовых форм. В мясной промышленности действуют более 600 крупных и сред-

Приватизация перерабатывающих предприятий также сказалась на изменении экономического поведения субъектов продовольственного рынка. Усилилась монопсоническая власть переработчиков, деформированы межотраслевые связи между сельскохозяйственными товаропроизводителями и предприятиями пищевой промышленности. Однако в качестве положительной тенденции следует отметить развитие конкуренции,приток капитала в отрасли перерабатывающей промышленности, развитие стратегического подхода в менеджменте.

Исследование взаимосвязи собственности, экономического поведения и эффективности функционирования предприятий перерабатывающей промышленности позволяет сделать вывод о нейтральной роли рядовых работников предприятий (в качестве акционеров) при выборе стратегии развития предприятия. По данным доклада "Собственность и финансы предприятий в России (эмпирический анализ)"1 в 2000 г. средняя доля акционерного капитала рядовых работников составляла 16,9%, дирекции - 11,6%, поставщиков и потребителей - 17,5 %, других предприятий - 14,2%, холдингов и ФПГ - 7,5%, коммерческих банков - 2,3%. Результаты исследования свидетельствуют о возрастании доли аутсайдеров и снижении доли инсайдеров-работников, что характеризует процесс концентрации собственности.

Подведем итог взаимосвязи институциональной структуры рынка и экономического поведения его основных субъектов. Сравнительный анализ предприятий различных форм собственности как в сельском хозяйстве, так и в перерабатывающей промышленности свидетельствует, что первостепенное значение имеет не организационно-правовая форма предприятий, а их адаптационный потенциал, позволяющий своевременно учитывать из-

менения во внешней среде, гибко реагировать на изменение конъюнктуры рынка, совершенствовать материально-техническую базу, увеличивать степень загрузки производственных мощностей, получая эффект масштаба производства. Еще одной отличительной особенностью является, при всей важности производственных задач предприятий, развитие маркетинговых усилий предприятия. Рыночно ориентированными предприятиями, способными реализовать уже не стратегию выживания, а стратегию долгосрочного развития, становятся те, кто использует все преимущества стратегического менеджмента, инструменты финансового контроллинга, внедряют систему бюджетирования, формируют развитую маркетинговую среду.

Результаты нашего исследования экономического поведения субъектов продовольственного рынка Саратовской области позволяют выделить, кроме связанных с преобразованием структуры собственности, основные факторы в структуре рынка, его определяющие, а именно развитие интеграционных процессов, эффективных межотраслевых связей сельского хозяйства и пищевой промышленности. Агропромышленная интеграция - сложный, многосторонний процесс технологического, экономического и организационного соединения взаимосвязанных этапов производства, хранения, переработки и доведения до потребителя продуктов питания и предметов потребления из сельскохозяйственного сырья. Агропромышленная интеграция может быть горизонтальной, когда объединяются предприятия только одной отрасли и достигается углубление специализации отдельных звеньев единого технологического процесса, и вертикальной, когда объединяются предприятия разных отраслей промышленности, сельского хозяйства, торговли, сбыта, вспомогательных производств для достижения единства и завершенности технологического процесса по производству готового конечного продукта, комплексного использования производственных ресурсов, снижения издержек по производству и доведения до потребителя конечного продукта.

Развитие интеграционных процессов повышает эффективность межотраслевых связей. В настоящее время доля непосредственных производителей, т.е. предприятий сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности, в розничной цене на конечную продукцию агропромышленного комплекса значительно занижена. Доля посреднических и торговых предприятий в конечной цене по отдельным товарам составляет до 20%, а удельный вес налоговых платежей, уплачиваемых предприятиями пищевой промышленности и торговли (без сельского хозяйства), - до 30%. Основная масса налогов относится на себестоимость продукции, а налог на прибыль, НДС, акцизы начисляются уже на включенные в себестоимость продукции налоги и

платежи, т.е. налог на налог. В результате сумма платежей и налогов в цене конечной продукции возрастает до 40% и выше.

Путь товара от производителя до потребителя обрастает множеством посредников, что значительно увеличивает трансакционные издержки и розничную цену продукции. Вклад посреднических торговых организаций заключается порой лишь в увеличении конечной цены за счет торговой наценки и никак не отражается на качестве товара.

На продовольственном рынке Саратовской области, как и других регионов России, интенсивно развиваются интеграционные процессы. Одна из самых простых форм развития агропромышленной интеграции - формирование межотраслевых связей сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности на договорной основе. Сдерживающим моментом таких взаимоотношений является неразвитость контрактных отношений, ущемление интересов сельскохозяйственных товаропроизводителей. Развиваются и вертикально интегрированные структуры, включающие все или отдельные элементы производственно-сбытовой цепочки производства и реализации конечной продукции. В настоящее время интегрированные формирования в агропромышленном комплексе отличаются большим разнообразием по форме собственности, организационно-экономической структуре. Они могут создаваться в виде кооперативной структуры, акционерного общества, ассоциации, агропродовольственного холдинга, финансово-промышленной группы и др.

Предприятия пищевой промышленности включают в свой состав сельскохозяйственные предприятия, тем самым обеспечивая себе стабильную сырьевую базу. Кроме предприятий пищевой промышленности, интеграторами выступают и предприятия торговли и других отраслей экономики. Например, в Саратовской области создано многофункциональное интегрированное формирование в виде сельскохозяйственного потребительского кооператива "Геворг-ский", объединившее 3 сельскохозяйственные артели, ОАО "Балтайский хозрасчетный дорожно-строительный участок", ЗАО "Балтстрой", районное потребительское общество. Таким образом, это формирование объединяет предприятия трех форм собственности: коллективной, акционерной и частной. На первом этапе были решены задачи ликвидации финансовой задолженности сельскохозяйственных организаций, обеспечения горючесмазочными материалами, приобретения породистого скота, поиска выгодных рынков сбыта продукции. В последующем началось инвестирование строительства перерабатывающих предприятий. В 2001 г. сельскохозяйственные организации стали рентабельными и получили 7,1 млн руб. прибыли, в то время как другие хозяйства района закончили год с убытками.

Развитие агропромышленной интеграции сопровождается концентрацией земли и капитала у наиболее эффективных собственников, объединением менеджера и собственника в одном лице, оптимизацией отраслевой и продуктовой специализации, что естественно определяет эффективность экономического поведения субъектов продовольственного рынка. Изменение экономического поведения в результате "ощущения своей силы" проявляется в таких формах развития интеграционных процессов, как соглашения о разделе рынка, создание союзов, ассоциаций, некоммерческого партнерства с целью защиты своих интересов, представление участников таких объединений в вышестоящих структурах и лоббирование своих интересов, оказание различного рода помощи.

Современной тенденцией развития интеграционных процессов на продовольственном рынке является то, что интерес к сельскому хозяйству стали проявлять несельскохозяйственные компании, которые начали инвестировать средства в развитие его определенных сегментов, в первую очередь по производству зерна, подсолнечника, сахара. Во многом это связано с развитием процессов диверсификации в экономике, стремлением распределить производственные, финансовые, коммерческие риски и другими факторами, а также с относительно невысокими барьерами входа на аграрный рынок. Сельское хозяйство становится привлека-

тельным не только для краткосрочного авансирования с целью получения прибыли, но и для долгосрочного инвестирования, причем масштабы такого инвестирования растут со стороны частных компаний.

Развитие интеграционных процессов сельского хозяйства и несельскохозяйственного бизнеса имеет большое влияние на экономическое поведение субъектов продовольственного рынка не только в смысле стратегии развития, финансовой поддержки, но и как катализатор восприятия передовых технологий управления.

Фактором, определяющим экономическое поведение субъектов продовольственного рынка, является уровень развития отраслей трансакционного сектора экономики. Несовершенство рыночной инфраструктуры приводит к развитию прямых связей сельскохозяйственных товаропроизводителей с предприятиями перерабатывающей промышленности и торговли. Непосредственные связи с перерабатывающими предприятиями имели 77% сельхозпредприятий и более четверти крестьянских хозяйств, с торговыми предприятиями - 24% сельхозпредприятий и 14% фермерских хозяйств.

С развитием рыночных отношений в сельском хозяйстве меняется структура каналов реализации продукции. Отмечается значительное сокращение продукции, поступающей заготовительным организациям (табл.3).

Таблица 3

Структура каналов реализации основных видов сельскохозяйственной продукции товаропроизводителями Саратовской области, %

Р еализовано продукции перерабатываю-

Сельскохозяйственная продукция предприятиям и организациям, осуществляющим закупки для государственных нужд центросоюзу щим предприятиям и организациям оптовой торговли, не наделенным функциями заготовителя, на рынке, через собственные населению через систему общественного питания, включая продажу и выдачу в счет оплаты труда по бартерным сделкам (обменным операциям)

магазины и др.

2000 г. 2001 г. 2000 г. 2001 г. 2000 г. 2001 г. 2000 г. 2001 г. 2000 г. 2001 г.

Зерновые культуры 7,7 4,2 0,1 0,1 33,1 42,4 19,6 18,7 39,5 34,6

В том числе

пшеница 9,2 4,8 0,1 0,1 35,1 46,9 15,9 14,5 39.7 33.7

Масличные культуры 6,4 4,7 0,2 43,1 54,1 8,6 8,3 41,9 32,7

В том числе

подсолнечник 6,5 4,8 - 0,2 43,4 54,1 8,6 8,5 41,5 32,4

Сахарная свекла 2,1 8,6 - - 39,4 52,4 29,5 5,1 29 33,9

Картофель 15,7 6,4 - - 30,6 34,2 49,5 53,6 4,2 5,8

Овощи 36,1 47,1 - - 38,6 30,1 14,7 15,7 10,6 7,1

Плоды и ягоды 23,9 57.3 - - 52.7 32,8 8,8 9,3 14,6 0,6

Скот и птица (в живой массе) 31,7 35,7 - 0,2 28,7 27,9 26.2 23,2 13,4 13

Молоко и молочные продук- -

ты (в пересчете на молоко установленной жирности) 69,5 66,7 0,1 17,2 22,6 7,4 5 5,9 5,6

Яйца пищевые 82,8 96,4 - - 15,6 1,4 0,6 0,6 1,0 1,6

Реализовано всего 30,3 32,2 - 0,1 31,6 35,1 13,3 12,3 24,8 20,3

Преобладает реализация заготовительным организациям традиционных продуктов животноводства. Остальная часть объемов продукции реализована по другим каналам (на рынке, через предприятия общественного питания, в счет оплаты труда и по бартеру). Существенна доля продукции, распределяемая между работниками сельскохозяйственных предприятий в виде натуральной оплаты, в связи с нехваткой оборотных средств, большой задолженностью предприятий смежникам. Однако отмечается тенденция снижения доли продукции, реализуемой в счет оплаты труда и по бартерным операциям.

Диверсификация каналов реализации сельскохозяйственной продукции свидетельствует не только об отсутствии развитой рыночной инфраструктуры (бирж, оптовых рынков и др.), но и о формировании рыночно-ориентированного поведения. Товаропроизводители становятся чувствительными к рыночным сигналам, реагируют на уровень и динамику цен. Однако непрозрачность продовольственного рынка, слабый доступ товаропроизводителей к рыночной информации затрудняет для товаропроизводителей выбор правильной сбытовой и ценовой стратегии. Известно немало примеров, когда сельхозтоваропроизводители, выжидая более благоприятной рыночной конъюнктуры, придерживают продукцию, но, не имея достаточной материальной базы для хранения, оказываются в проигрыше из-за больших потерь продукции.

Зависимость экономического поведения от структуры продовольственного рынка наиболее четко проявляется на его зерновом сегменте. Говорить о том, что в зерновой продуктовой цепочке сложился устойчивый набор каналов реализации, преждевременно. Значение отдельных каналов сбыта для рыночных агентов при реализации зерна существенно варьируется, так как каналы реализации зерна зависят от наличия мощностей по послеуборочной обработке зерновых культур, собственных складских помещений, транспортных путей, от доступности баз хранения, интересов собственников сельскохозяйственных предприятий и хлеботорговых фирм и компаний, а также от конъюнктуры внутреннего и мирового зерновых рынков. Для современной структуры зернового сегмента продовольственного рынка характерным является наличие большого числа посредников, роль которых неоднозначна. С одной стороны, они выполняют функцию формирования крупных партий зерна, способствуют более гибкой сбытовой политике сельскохозяйственных товаропроизводителей.В ряде случае авансируют их под будущий урожай горючесмазочными материалами, семенами. Но, с другой стороны, наличие большого числа "лишних" посреднических звеньев удлиняет зерновую цепочку и увеличивает трансакционные издержки.

Можно отметить, что агенты зернового рынка наиболее рыночно ориентированы. Они отслеживают конъюнктуру мирового рынка и гибко реагируют на ее изменение. Например, сельхозпроизводители и крупные трейдеры в условиях увеличения темпов роста цен реализуют зерно небольшими партиями, что приводит к превышению спроса над предложением; как крупные компании, так и мелкие трейдеры сокращают предложение продовольственного зерна. В условиях высокой насыщенности рынка предложение искусственно снижается, а темпы роста цен увеличиваются. Такая позиция трейдеров уже циклична в зависимости от складывающегося баланса зерна. Еще один пример рыночного поведения агентов зернового рынка: когда в начале 2001 г. на рынке практически отсутствовали крупнооптовые предложения по фуражному зерну, большинство компаний придерживали как российское, так и закупленное в Казахстане зерно в ожидании дальнейшего роста цен на него. В отдельных "ввозящих" регионах России сложился дефицит фуражного зерна, а реальный спрос превышал предложение, что привело к росту цен. В свою очередь, недостаток фуража и рост цен на него негативно повлияли на состояние российского животноводства и птицеводства.

Таким образом, экономическое поведение субъектов продовольственного рынка обусловлено не только конъюнктурой отечественного рынка, но и находится под влиянием мирового рынка. Причем структура и конъюнктура отдельных сегментов рынка (продукции растениеводства, животноводства), а также отдельных региональных рынков взаимосвязаны и определяют стратегии поведения товаропроизводителей.

Каналы снабжения сельскохозяйственным сырьем перерабатывающих предприятий стабилизируются. Развиваются контрактные отношения. Мукомольные предприятия и предприятия по производству крупы работают с устоявшимися партнерами, включая крупных и мелких оптовых посредников. В зависимости от складывающейся конъюнктуры зернового рынка перерабатывающие предприятия используют сырье из других регионов и стран СНГ. Сельскохозяйственные товаропроизводители, производящие животноводческую продукцию, расширяют связи с мясокомбинатами и молокоперерабатывающими предприятиями. Если раньше они имели дело только с районными, так называемыми низовыми заводами, то сейчас выходят на областной и межобластной рынки. Основная трудность расширения таких контактов состоит в высоких транспортных затратах. Но усиление конкуренции среди покупателей сельскохозяйственного сырья приводит к ослаблению монопсонической власти перерабатывающих предприятий.

В условиях дефицита животноводческого сырья перерабатывающие предприятия вынуждены покупать скот и молоко у фермеров, частных посредников, населения, что увеличивает трансакционные издержки. Все более отчетливо проявляется тенденция закупок сырья одним перерабатывающим предприятием у другого. Особенно это характерно для крупных мясокомбинатов, молокоперерабаты-вающих предприятий, которые строят свои отношения с более мелкими на договорной основе или приобретают их в собственность. Недостаточные объемы сырья в своем регионе приводят к росту межрегиональных поставок сырья, в том числе по импорту. Потребность перерабатывающих предприятий в сырьевых ресурсах для выработки колбасных изделий, мясных консервов и полуфабрикатов более чем на 60% обеспечивается за счет импортных поставок.

На эффективность деятельности предприятия и возможность осуществления им долгосрочной стратегии развития влияет в первую очередь возможность привлечения инвестиций, в том числе иностранных. Особенностью продовольственного рынка в современных условиях является сохраняющаяся изоляция реального и финансового секторов. Это существенным образом определяет инвестиционные стратегии предприятий агропромышленного комплекса. Как показал проведенный социологический опрос, отечественные товаропроизводители весьма скептически оценивают вероятность увеличения притока государственных инвестиций. Это подтверждается и фактическими данными, характеризующими увеличение доли собственных средств в источниках инвестирования предприятий АПК (табл. 4).

отметить определенное оживление инвестиционной активности как среди предприятий сельского хозяйства, так и особенно среди предприятий пищевой промышленности.

На экономическое поведение субъектов продовольственного рынка непосредственное влияние оказывают ограничения со стороны платежеспособного спроса населения. Снижение покупательской способности населения и спад отечественного производства стали причинами сокращения потребления продовольствия (табл. 5) и ухудшения его структуры.

За чертой бедности, ограничивающей экономическую доступность продуктов минимальной потребительской корзиной, находится около 20 % населения, продовольственное положение которого оценивается как критическое. Доля населения с доходами ниже прожиточного минимума составила в январе-сентябре 2002 г. 39,2 %. Рост реальных денежных доходов в 2002 г. (108,9 % к уровню 2001 г.) пока не стал фактором, стимулирующим рост производства, однако оказывает влияние на структуру спроса, а именно конечный спрос перераспределяется в пользу продовольственных товаров. Углубляются различия в структуре потребления разных социальных слоев, дифференциация их предпочтений и ценностей.

Исследование влияния спроса на структуру рынка показало, что структурные сдвиги в потребительских предпочтениях определяют темпы развития и ассортимент продукции в подотраслях пищевой промышленности, формируют ключевые факторы успеха действующих компаний. В результате адаптации потребителей к снижению покупательной способности произошли сдвиги ассортимента и внутри отдельных отраслей. В рамках групп продовольст-

Таблица 4

Инвестиции в основной капитал агропромышленного комплекса

Показатели 1996 г. 1997 г. 1998 г. 1999 г. 2000 г. 2001 г.

Инвестиции в основной капитал АПК (в фак-

тически действовавших ценах), млн руб. 29800000 31045000 32406 65446 75670 95367

(% к предыдущему году) (71,6) (91,0) (104,1) (128,8) (78,1) (99,8)

Распределение инвестиций в основной

капитал АПК по источникам финансирования,

% к итогу

В том числе:

Собственные средства предприятий и

организаций 64,6 63,3 71,8 59,8 67,1 77,4

Привлеченные средства предприятий и

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

организаций 35,4 36,7 28,2 40,2 32,9 22,6

Из них бюджетные средства: 22,5 20,9 9,2 6,6 8,5 5,6

за счет федерального бюджета 10,0 9,0 3,4 3,0 3,9 2,0

за счёт бюджетов субъектов Федерации и

местных бюджетов 12,5 11,9 5,5 3,2 4,3 3,4

Отчетливо прослеживается тенденция увеличения доли собственных средств предприятий и организаций АПК, сокращения доли привлеченных средств. Удельный вес бюджетных средств сократился с 1996 г. по 2001 г. в четыре раза. Следует

венных товаров, выполняющих примерно одинаковые функции в обеспечении человека белками, жирами, энергией и витаминами, потребительские предпочтения переместились в пользу более дешевых товаров. Дифференциация платежеспособно-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.