Научная статья на тему 'Особенности информационного потребления и мотивационных тенденций современной молодежи'

Особенности информационного потребления и мотивационных тенденций современной молодежи Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
300
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИАПОТРЕБЕЛЕНИЕ / ИНТЕРНЕТ / INTERNET / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ МЕДИАПОТРЕБЕЛЕНИЯ / INDIVIDUAL STYLE OF MEDIA CONSUMPTION / MEDIA CONSUMPTION

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Смеричевский Эдуард Францевич, Волошинская Любовь Васильевна, Коржова Дарья Александровна

В статье представлен теоретический и эмпирический анализ медиапотребеления в зависимости от мотивационных тенденций у современной молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Смеричевский Эдуард Францевич, Волошинская Любовь Васильевна, Коржова Дарья Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents theoretical and empirical analysis of media consumption depending on the motivational tendencies of modern youth.

Текст научной работы на тему «Особенности информационного потребления и мотивационных тенденций современной молодежи»

Смеричевский Эдуард Францевич,

кандидат философских наук заведующий кафедры философии и социально-гуманитарных дисциплин Донецкого национального медицинского университета им. М. Горького (г. Донецк, ДНР)

Волошинская Любовь Васильевна

преподаватель кафедры философии и социально-гуманитарных дисциплин Донецкого национального медицинского университета им. М. Горького (г. Донецк, ДНР)

Коржова Дарья Александровна

преподаватель кафедры философии и социально-гуманитарных дисциплин Донецкого национального медицинского университета им. М. Горького (г. Донецк, ДНР)

УДК 316.77

ОСОБЕННОСТИ ИНФОРМАЦИОННОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ И МОТИВАЦИОННЫХ ТЕНДЕНЦИЙ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ

PECULIARITIES OF INFORMATIONAL CONSUMPTION AND MOTIVATING TENDENCIES OF MODERN YOUTH

В статье представлен теоретический и эмпирический анализ медиапотребеления в зависимости от мотивационных тенденций у современной молодежи.

Ключевые слова: медиапотребеление, интернет, индивидуальный стиль медиапотребеления.

The article presents theoretical and empirical analysis of media consumption depending on the motivational tendencies of modern youth.

Keywords: media consumption, Internet, individual style of media consumption.

Исследование специфики культуры информационного потребления современной молодежи обусловлен влиянием большого числа доступности информации и способности ее обрабатывать. Время, как категория социальной среды, сжалось, и по отношению к распространению информации имеет весьма интенсивное распространение. Медиапотреблению в научном сообществе уделяется большое внимание: в

частности, этой теме посвящены работы Е.Л. Вартановой, Н. Больца, А.А. Даниловой, Д. Брайант, С. Томпсон, С.Г. Кара-Мурзы, С.С. Смирнова, Т.И. Фроловой, О.В. Смирновой, И.А. Полуэхтовой и других авторов.

Современные средства массовой информации становятся мощным оружием в схемах гибридных, холодных воин, и отличным современным орудием маркетинговых, социальных и политических технологий. Изменения особенностей медиапотребления, произошедшие за последние 15-20 лет, дали новый импульс к подобного рода исследованиям. Ученые анализируют влияние масс-медиа на процесс социализации ребенка в целом (К.В. Рубчевский, М.В. Шувалова, Е.Ф. Кислицына, Е.А. Макрева и др.), влияние просмотра телепередач, мультфильмов, фильмов и рекламы на личность, психику и здоровье детей разного возраста (О.И. Заянкаускас, Е.В. Таточенко, М.В. Бугаева, К.А. Красюкова, У.В. Варнава, О.М. Фомичева, Т.Б. Курбацкая, Л.С. Михеева, Н.П. Павлова, Е.В. Целикова). В результате, влияние масс-медиа на формирование системы ценностей, потребностей, мотивов и поведение человека является уже доказанным психологическим фактом (А. Бандура, Ю.С. Николаева, Е.Р. Южанинова, Е.В. Шепелева, А.Г. Здравомыслов, В.А. Ядов и др.). Через средства массовой коммуникации транслируется не только информация, но и идеи, мировоззрение, ценности, потребности, интересы, влечения, которые благодаря процессам идентификации и подражания усваиваются индивидом.

Эмпирические исследования показывают, что 80% личного мнения респондента об определенных социальных факторах, происходящих в процессе заполнения его жизненного пространства, сформированы под влиянием средств массовой информации [4].

Таким образом, культура медиапотребления современной молодежи в условиях выраженности определенных мотивационных тенденций является актуальным исследованием на современном этапе развития психологической и политологической наук.

Методика исследования: В 2016 году в сентябре нами было проведено исследование, целью которого стало изучение особенностей медиапотребеления и мотивационных тенденций в области выбора информации. Базой нашего исследования выступил Донецкий национальный медицинский университет им. М. Горького. Экспериментальная выборка состояла из студентов 1 курса. Объем выборки составил 60 человек. Из них -24 мужского пола и 36 женского пола. Средний возраст испытуемых составил 18,23 года.

Для сбора эмпирических данных использовались методики, разработанные научным коллективом из Балашовского института Саратовского государственного университета: опросник ИСМ (Индивидуальный стиль медиапоребления) и МСИА (Мотивационная структура информационной активности), каждый из которых является вполне самостоятельным инструментом, позволяющим осуществлять мониторинг современного состояния культуры медиапотребления молодых людей.

В качестве метода математической обработки данных применялся корреляционный анализ по Спирмену. Результаты корреляционного анализа выявили специфические закономерности в группе молодежи между индивидуальным стилем медиапотребеления и мотивационной структурой информационной активности.

В ходе анализа результатов исследования удалось выявить, что для группы студентов, как показано на рисунке 1, предпочитаемым ресурсом потребления выступает интернет, книги и телевиденье.

5 4,5 4 3,5 3 2,5 2 1,5 1 0,5 0

телевизор интернет книги журналы радио газеты

Рис. 1. Показатели средних ранговых показателей предпочтений в медиапотреблении современной молодежи

Менее предпочитаемыми выступают радио, газеты и журналы. Тенденция на современном этапе развития интернета является закономерной, что связано с легкой доступностью данного информационного ресурса.

Полученные данные согласуются с оценками, даваемыми другими исследователями. Так, Л.Е. Кражавина на основе анализа данных Росстата констатирует, что за последние 5 лет в России наблюдается отток молодежи из традиционного телесектора в сторону интернет-среды [2]. И. В. Лизунова приходит к выводу, что интернет становится для россиян ведущим фактором проведения досуга, основным источником информации [3], что объяснимо высоким уровнем оперативности, интерактивности и возможности выбора

[4].

Книги в студенческой среде среди источников медиапотребеления занимают почетное второе место по предпочитаемости, этот фактор также согласовывается с анализом других авторов по данной проблеме [5].

Рис. 2. Показатели средних ранговых показателей предпочтений в медиапотреблении современных юношей и девушек

Специфические тенденции предпочтения удалось выявить в уровне гендерных предпочтений источников медиапотребеления. Так, на статистическом уровне удалось выявить, что в группе студентов женского пола более высоким предпочтением пользовались книги, как источник медиапотребеления (1=3,9 при р<0,001), то есть молодежь женского пола, чаще прибегает к книгам и их чтению, чем студенты мужского пола, что, скорее всего, связано с семейной социализацией.

Таблица 1.

Статистический анализ гендерных различий предпочитаемости

источников медиапотребеления

Среднее женский пол Среднее мужской пол 1-критерий Степень свободы Уровень значимости

телевизор 3,88889 3,33333 1,66587 58 0,101132

интернет 1,22222 1,66667 -1,72325 58 0,090171

книги 1,83333 2,58333 -3,90343 58 0,000250

журналы 4,38889 4,16667 0,71852 58 0,475321

радио 5,05556 4,75000 0,99737 58 0,322726

газеты 4,72222 4,58333 0,43522 58 0,665016

При исследовании основных характеристик индивидуального стиля медиапотребеления удалось выявить, что в группе современной молодежи уровень проявления эмоционально-познавательной вовлеченности в медиапотреблении характеризуется умеренным и избирательным проявлением эмоциональных и когнитивных компонентов вовлеченности.

Рис. 3. Результаты средних показателей по основным качествам медиапотребеления современной молодежи

Отслеживаются потоки информации, но при этом он не склонен тратить излишнее количество времени и душевных сил на получение какой либо информации, которая подаётся в СМИ как важная или новая. Любого рода «медиафакты» имеют второстепенное значение в его жизни по сравнению с теми фактами и событиями, которые составляют его повседневное существование. Данный уровень показан на гистограмме 3.

Особо высоким показателем выступил уровень волевого контроля медиапотребления, что говорит о способности чётко ставить цели при поиске и обработке информации, и продуктивно достигать ее с минимальными затратами времени и материальных ресурсов. Эмоциональные реакции на медиапространство характеризуются высокой мобильностью, гибкостью, а познавательная активность - ориентацией на решение наиболее актуальных задач.

Рефлексивная критичность медиапотребления говорит о способности чётко формулировать критерии оценки и отбора медиасообщений. Они способны быстро улавливать истинное назначение медиасообщений, целевую аудиторию, сообразность потребления медиаинформации, критериев полезности воспринимаемой информации. Выражено наличие своеобразных фильтров в восприятии и потреблении медиаинформации, высокая продуктивность медиапотребления.

Эффективность поиска информации проявляется в достаточной самостоятельности и критичности в выборе способов и путей поиска требуемой информации. Они способны ориентироваться в поисковых системах, в информационных ресурсах сетевых сообществ, но порой требуется значительное количество времени на поиск и обработку искомых данных, что свидетельствует о наличии у испытуемых определенной совокупности знаний, умений и навыков, позволяющих им ориентироваться

в окружающем медиапространстве и выделять среди всех информационных потоков актуально значимую информацию.

При сравнении гендерных различий в уровне проявления качеств индивидуального стиля также удалось выявить статистические различия. Как показано в таблице 2. данной статьи, у студентов мужского пола был выявлен более высокий уровень проявления рефлексивной критичности в медиапотреблении (1=2,12 при р<0,05).

Таблица 2.

Статистический анализ гендерных различий в уровне качеств

Среднее женский пол Среднее мужской пол 1-критерий Степень свободы Уровень значимости

ЭПВ -2,05556 -2,50000 0,14680 58 0,883802

ВКМ 7,88889 7,33333 0,24279 58 0,809021

РКМ 5,00000 9,16667 -2,12095 58 0,038212

ЭПИ 4,72222 6,75000 -1,08677 58 0,281633

ЭПВ -2,05556 -2,50000 0,14680 58 0,883802

То есть, студенты мужского пола проявляют способность быстро улавливать истинное назначение медиасообщений, целевую аудиторию, сообразность потребления медиаинформации, критериев полезности воспринимаемой информации. Сознание испытуемого характеризуется присутствием своеобразных фильтров в восприятии и потреблении медиаинформации, высокой продуктивностью медиапотребления. В тоже время такие респонденты не всегда способны позитивно воспринимать информацию, содержание которой вступает в противоречие с имеющейся у них системой ценностей и взглядов.

При исследовании структуры мотивационных тенденций в медиапотреблении удалось выявить, что в общей группе студентов, преобладающей выступает познавательная и реактивная (ситуационная), менее выражена коммуникативная мотивационная тенденция медиапотребеления. Результаты общегруппового распределения представлены в гистограмме 4.

Статистических различий в уровне проявления мотивационных тенденций в медиапотреблении выявить в зависимости от пола студента не удалось.

Корреляционный анализ выявил следующие специфические закономерности.

Так, возрастные особенности обусловили отрицательную корреляционную зависимость с уровнем проявления рефлексивной

критичности медиапотребеления (r=-0,29), то есть молодежь с возрастом теряет критичность к информации, что приводит к неразборчивости в выборе источников и содержания потребляемой информации.

Рис.4. Структура мотивационных тенденций в медиапотреблении

современной молодежи

Выбор интернета как основного предпочтительного источника медиапотребеления положительно коррелировал с уровнем проявления волевого контроля медиапотребления (г=0,37), также с уровнем эффективности поиска информации (г=0,29), проявлением тенденции коммуникативной мотивационной тенденцией (г=0,42) и отрицательно- с релаксационной мотивацией (г=0,45).

Таким образом, студенты, предпочитающие интернет как основной источник медиапотребеления, обладают высоким уровнем волевого самоконтроля в медиапотреблении, обладают высоким уровнем развития умений и навыков поиска информации, выше оценивают его коммуникативные мотивационные тенденции, реже мотивированы на релаксационные источники. Студенты, предпочитающие книги как источник медиапотребеления, реже обладают проявлением коммуникативной мотивационной тенденцией медиапотребления (г=-0,34).

Таким образом, можно сделать вывод, что современная молодежь, составляющая 80% аудитории Рунета способна быстро ориентироваться в потоках разнообразной информации, в том числе политического характера, и отделять самое важное и верное от второстепенного, ненужного и вредного.

На основании полученных данных можно сделать достаточно уверенный социально-психологический прогноз о том, что в ближайшие годы симпатии молодых людей будут на стороне тех преподавателей которые:

1) выбирают Интернет как основной канал общения с потенциальными респондентами, а телевидением либо пренебрегают, либо сознательно его игнорируют;

2) активно используют ёмкие короткие послания, которые не будут слишком загружать аудиторию всякими понятиями и «высокими смыслами», а будут аппелировать к чему-то предельно простому и понятному;

3) будут говорить на языке молодежной аудитории и сознательно избегать что-либо напоминающее лексику государственных органов, язык официальных документов;

4) Не дают готовые ответы на все вопросы, а будут предоставлять возможность молодежи самостоятельно делать выводы на основании сравнительного анализа информации и ссылок на некие «закрытые источники», так как у молодежи выявлен высокий показатель эффективности поиска информации и высокий уровень рефлексивной критичности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Николаева Ю.С. Влияние средств массовой информации на нравственные ценности детей и подростков / Ю.С.Николаева // Система ценностей современного общества. - 2012. - № 23. - С. 234-237.

2. Кравежина Л.Е. Влияние трансформации медиасреды на деятельность рекламодателей / Л.Е. Кравежина // Экономический журнал. - 2014. - Т. 34. - № 2. - С. 69-75.

3. Лизунова И.В. Чтение в структуре современного медиапотребления / И.В. Лизунова // Библиосфера. - 2012. - № 5. - С. 62-66.

4. Назаров М.М. Российская информационная среда: тренды использования ТВ и интернет в контексте зарубежных сравнений / М.М. Назаров, П.А. Ковалев // Информационное общество. - 2014. - № 1. - С. 38-48.

5. Троянская С.Л., Петрова М.А. Проблемы формирования культуры и стиля медиапотребления у студентов в процессе обучения / С.Л. Троянская, М.А. Петрова // Вестник Челябинского государственного университета. - 2013. - № 22 (313). - С. 205-209.

Танцюра Денис Эдуардович

старший преподаватель кафедры лингвистики ГОУ ВПО «Донецкий педагогический институт»

(г. Донецк, ДНР)

УДК 37.013.46

КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ, СОЦИАЛЬНЫЕ И ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

CULTURAL, SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL-PEDAGOGICAL ASPECTS OF MODERN EDUCATION

В статье раскрыта сущность необходимости системного изучения научно-методологической базы проблемы качества образования, концептуальной разработки

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.