Научная статья на тему 'Внутриличностный конфликт и особенности медиапотребления студентов в системе формирования социально-правовой компетенции'

Внутриличностный конфликт и особенности медиапотребления студентов в системе формирования социально-правовой компетенции Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
484
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ВНУТРИЛИЧНОСТНЫЙ КОНФЛИКТ / МЕДИАПОТРЕБЛЕНИЕ / МОТИВЫ МЕДИАПОТРЕБЛЕНИЯ / САМООЦЕНКА / АДАПТАЦИЯ / INTRAPERSONAL CONFLICT / MEDIA-CONSUMPTION / MOTIVES OF MEDIA-CONSUMPTION / SELF-ASSESSMENT / THE FORMATION OF SOCIAL-LEGAL COMPETENCE OF THE HIGH SCHOOL STUDENTS / ADAPTATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Моисеева Елена Викторовна, Столбова Елена Александровна

Статья посвящена исследованию внутриличностных конфликтов и их взаимосвязи с параметрами медиапотребления в студенческом возрасте. Авторами было установлено, что формирование стиля медиапотребления является важным условием личностного развития современного студента и формирования у него социально-правовой компетенции. Это подтверждается взаимосвязями, существующими между отдельными его компонентами и особенностями внутриличностного конфликта студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The intrapersonal conflict and features of media consumption of students in the system of formation of social and legal competence

Results of research of the intrapersonal conflicts and their correlations with media consumption parameters at student’s age are presented. It was established that formation of style of a media-consumption is an important condition of personal development of the modern student of formation of social-legal competence of the higher school students. It is confirmed by the correlations existing between his separate components and features of the internal conflict of students.

Текст научной работы на тему «Внутриличностный конфликт и особенности медиапотребления студентов в системе формирования социально-правовой компетенции»

3. Mednicova L.S. Conceptual foundations of development of elementary rhythmical ability in early preschool children. Defectologia. № 4. 2010. P. 3-10. [in Russion].

4. Mednicova L.S., Lyapina I.S. Features of circular reactions as basic components of elementary rhythmical ability in early preschool children with perinatal disorders of central nerves system. Message 1. Defectologia. № 5. 2014. P. 26-33. [in Russion].

5. Mednicova L.S. Development of temporary-spatial organization of preschool children with intellectual deficit activity. Dis. ...doctor of science (Psychology). SPb., 2004. P. 432. [in Russion].

Сведения об авторе: Ляпина Ирина Сергеевна,

аспирант,

кафедра специальной педагогики и психологии,

Северный (арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова, заместитель директора муниципального казенного учреждения

«Городской центр экспертизы, мониторинга, психолого-педагогического и информационно-методического сопровождения «Леда», г. Архангельск, Российская Федерация. &mail: isliapina@yahoo.com

Information about the author: Lyapina Irina Sergeevna,

Postgraduate student, Department of Special Pedagogy and Psychology,

North (Arctic) Federal University named after M.V. Lomonosov, Deputy Director, Municipal state institution " City center of expertise, monitoring of psychology-pedagogic and informational methodical maintenance "Leda", Archangelsk, Russia. E-mail: isliapina@yahoo.com

УДК 151.8 ББК 88.37

Е.В. Моисеева, Е.А. Столбова

ВНУТРИЛИЧНОСТНый КОНФЛИКТ И ОСОБЕННОСТИ МЕДИАПОТРЕБЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ

В СИСТЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ

«_» ____

социально-правовой компетенции1

Статья посвящена исследованию внутриличностных конфликтов и их взаимосвязи с параметрами медиапотребления в студенческом возрасте. Авторами было установлено, что формирование стиля медиапотребления является важным условием личностного развития современного студента и формирования у него социально-правовой компетенции. Это подтверждается взаимосвязями, существующими между отдельными его компонентами и особенностями вну-триличностного конфликта студентов.

Ключевые слова: социально-правовая компетенция, внутриличностный конфликт, медиапо-требление, мотивы медиапотребления, самооценка, адаптация.

1 Исследование выполнено при финансовой поддержке Челябинского государственного педагогического университета и Мордовского государственного педагогического институт им. М.Е. Ев-севьева (заявка № 03-08-2015 победитель в конкурсе на проведение научно-исследовательских работ по приоритетным направлениям научной деятельности вузов-партнеров по сетевому взаимодействию).

E.V. Moiseeva, E.A. Stolbova

THE INTRAPERSONAL CONFLICT AND FEATURES OF MEDIA CONSUMPTION OF STUDENTS IN THE SYSTEM OF FORMATION OF SOCIAL AND LEGAL COMPETENCE

Results of research of the intrapersonal conflicts and their correlations with media consumption parameters at student's age are presented. It was established that formation of style of a media-consumption is an important condition of personal development of the modern student of formation of social-legal competence of the higher school students. It is confirmed by the correlations existing between his separate components and features of the internal conflict of students.

Key words: intrapersonal conflict, media-consumption, motives of media-consumption, self-assessment, the formation of social-legal competence of the high school students, adaptation.

Важное значение в системе формирования социально-правовой компетенции занимает изучение внутриличностных конфликтов и особенностей медиапо-требления студентов вуза, т.к. социально-правовая компетенция студентов вуза -это интегративная характеристика личности, проявляющаяся в совокупности правовых знаний, умений, опыта, сформированных на их основе качеств личности студентов, позволяющих успешно осуществлять профессиональную деятельность и выполнять социальные функции в обществе [1]. Внутриличност-ные конфликты, с одной стороны, могут приводить к дезорганизации личности, а с другой стороны, их конструктивное разрешение способствует личностному росту и формированию положительных новообразований личности, что находит свое отражение и в системе формирования социально-правовой компетенции.

Исследователи выявляют содержание внутриличностных конфликтов, вызванных нереализованностью желаний (О.Г. Берестнева, И.Л. Шелехов), конфликтами между личностью и исполняемыми ею ролями (Г.Ф. Шакирова). Проводятся комплексные исследования внутри-личностных конфликтов в подростковом (А.П. Новгородцева) и юношеском возрасте (О.О. Шемякина, Г.Ф. Шакирова и др.). Рассматриваются возможности профилактики (О.Е. Никуленкова, Н.Ю. Юрлов) и психологической коррекции (В.В. Ермак, В.В. Шпунтова, В.О. Жданов

и др.) внутриличностных конфликтов. Однако авторы уделяют неоправданно мало внимания анализу роли в формировании внутриличностных конфликтов и изменений, происходящих в практике жизнедеятельностисовременногочелове-ка. Исследователи отмечают, что явления цифровой культуры и коммуникативно-информационные технологии стали неотъемлемой частью жизни нового поколения [5; 6]. Существенные изменения в средствах учебно-профессиональной деятельности и общения должны отражаться на формирующихся в них возрастных новообразованиях. Это позволяет нам предположить, что между содержанием внутриличностных конфликтов и особенностями медиапотребления в системе формирования социально-правовой компетенции у студентов существуют значимые взаимосвязи.

Базой нашего исследования выступил Челябинский государственный педагогический университет (исторический факультет и факультет социального образования). Экспериментальная выборка состояла из студентов 1-3 курсов. Объем выборки составил 187 человек.

Для сбора эмпирических данных использовались следующие методики: 1) «Диагностика уровня социальной фрустрированности» (Л.И. Вассермана в адаптации В.В. Бойко); 2) тест «Нахождение количественного выражения уровня самооценки» (по С.А. Будасси); 3) «Личностный дифференциал»; «Ин-

дивидуальный стиль медиапотребления» (Ю.Н. Долгов и др.) [7]; опросник МСИА (Мотивационная структура информационной активности) [7].

Математическая обработка результатов проводилась с помощью компьютерной программы IBM SPSS Statistics 22. Для расчета определения тесноты и значимости взаимосвязей использовался корреляционный анализ по Спирмену.

Анализ выраженности адаптационного конфликта (между «надо» и «могу») показал, что в исследуемой выборке преобладают лица с низким уровнем социальной фрустрированности (79,7%). Это позволяет утверждать, что студенты в целом удовлетворены отношениями с другими людьми и не испытывают по этому поводу внутриличностных конфликтов. Подобная картина представляется вполне закономерной и совпадает с результатами других исследований [3, с. 135]. Наличие внутриличностного адаптационного конфликта было обнаружено у 18% участников нашего исследования.

О.Е. Никуленкова считает, что вну-триличностный конфликт неадекватной самооценки у студентов младших курсов

объясняется низким уровнем личностной рефлексии, несформированностью профессиональной и гендерной идентичности. По мнению автора, в процессе межличностного взаимодействия к третьему и пятому курсам уровень самооценки становится адекватным реальным возможностям, достоинствам и личностным особенностям студента [4].

Результаты исследования показали, что адекватная самооценка характерна только для трети опрошенных студентов (33% участников исследования). Типичной для участников исследования является заниженная самооценка (62,5%). Это позволяет заключить, что студенты младших курсов переживают внутри-личностный конфликт, связанный с расхождением Я-реального и Я-идеального («могу» и «хочу»).

Анализ средних значений по методике «Личностный дифференциал» (таблица 1) позволяет заключить, что участники исследования склонны отвергать свои волевые качества и активность. А вот отношение к себе у студентов оказалось достаточно высоким, что подтверждает описанные ранее особенности адаптационного конфликта студентов.

Табл. 1. Сравнение показателей выраженности ролевых конфликтов у студентов

Исследуемые параметры Исследуемые показатели

Оценка Сила Активность

Средние значения по г эуппе

Средние значения 9,3 4,0 4,7

Стандартное отклонение 4,1 4,9 5,9

Анализ особенностей медиапотребления студентов заключался в выявлении частоты использования ими различных средств массовой коммуникации, мотивов и стиля медиапотребления.

Результаты диагностики показали, что наиболее часто студенты пользуются глобальной сетью Интернет. На втором месте по частоте потребления оказались книги. На третьем - телевидение. М.М. Назаров, П.А. Ковалев объясняют подобные тенденции тем, что телевидение проигрывает интернету по ряду

значимых для молодежи параметров [2].

Результаты диагностики особенностей мотивации медиапотребления у студентов показали, что в целом в исследуемой выборке преобладает познавательная мотивация, на втором месте оказались мотивы реактивации и релаксации. Слабо выражены в исследуемой выборке коммуникативные и компенсаторные мотивы потребления медиаинформации.

Это позволяет утверждать, что студенты рассматривают медиа-пространство, прежде всего, как информационное. При

необходимости масс-медиа выступают для них либо как средство повышения собственного психического тонуса, либо как средство расслабления и снятия напряжения. И в последнюю очередь с помощью средств массовой коммуникации студенты общаются или компенсируют собственные недостатки.

Результаты, полученные в ходе исследования, позволили охарактеризовать стиль медиапотребления студентов. Он отличается умеренным и/или избирательным проявлением эмоциональных и когнитивных компонентов вовлеченности. Студенты отслеживают потоки информации, но при этом они не склонны тратить время и душевные силы на этот процесс. В целом они стремятся распределять и оптимизировать время, затрачиваемое на получение информации. Их характеризует достаточный уровень осознания смысла и содержания искомой и обрабатываемой информации.

Участники исследования достаточно самостоятельны и критичны в выборе способов и путей поиска требуемой информации. Они способны ориентироваться в поисковых системах, в информационных ресурсах сетевых сообществ, но порой им требуется значительное количество времени на поиск и обработку искомых данных.

Таким образом, можно сделать вывод, что медиапотребление у студентов носит целенаправленный характер, отличается критичностью восприятия информации. Молодые люди владеют способами поиска и обработки информации. Они обладают достаточным уровнем знаний, умений, навыков, способствующих хорошей ориентации в окружающем медиа-пространстве.

Корреляционный анализ данных позволил установить, что между особенностями внутриличностного конфликта и стилем медиапотребления студентов существуют значимые взаимосвязи. Было установлено 8 значимых корреляций (табл. 2).

Табл. 2. Корреляции между показателями внутриличностного конфликта

и медиапотребления студентов

Исследуемые показатели Мотивы медиапотребления Частота обращения к книгам как источникам информации Рефлексивная критичность медиапотребления Эффективность поиска информации

коммуникативная релаксационная реактивационная компенсаторная

Адаптационный конфликт г 0,02 -0,06 -0,05 0,06 0,09 0,26 -0,18

Р 0,82 0,51 0,60 0,56 0,33 0,005* 0,05

Конфликт самооценки г 0,07 0,06 0,06 -0,03 -0,05 -0,21 0,14

Р 0,48 0,54 0,52 0,74 0,62 0,03* 0,17

Оценка своих волевых качеств г -0,12 -0,19 0,19 -0,25 -0,28 0,12 0,19

Р 0,21 0,05* 0,04* 0,01* 0,002* 0,21 0,05*

Оценка собственной активности г 0,16 -0,11 0,13 -0,24 0,02 -0,09 0,02

Р 0,09 0,23 0,15 0,01* 0,83 0,32 0,81

Условные обозначения: г - коэффициент корреляции Спирмена; р - уровень значимости; * - уровень значимости р<0,05

го

CQ О Ю

с; о

I-

О <

CÛ ф

ф о

03 LU

Адаптационный конфликт и конфликт самооценки оказались связанными с уровнем рефлексивной критичности медиапотребления. Причем первая из этих взаимосвязей носит прямой характер (r=0,262; p<0,01), а вторая - обратный (r=-0,212; p<0,05). Это значит, что с повышением уровня адаптационного конфликта и снижением уровня самооценки у студентов возрастает способность быстро улавливать истинное назначение медиасообщений, целевую аудиторию, сообразность потребления медиаинформации. Иными словами, более компетентными в области медиапо-требления оказались те студенты, у которых не складываются отношения с окружающими и которые мало ценят себя.

Низкая оценка собственной активности как признак ролевого конфликта оказался связан с уровнем компенсаторной мотивации студентов (r=-0,243; p<0,01). Обнаруженная закономерность указывает на тот факт, что студенты, пытающиеся с помощью информационных технологий компенсировать собственные реальные или мнимые недостатки, как правило, малоактивны в общении с окружающими.

Наибольшее количество взаимосвязей было обнаружено между уровнем ролевого конфликта, связанного с оценкой своих волевых качеств, и особенностями медиапотребления студентов. Этот внутриличностный конфликт, который определяется расхождением представлений о себе с социально-принимаемым образом, оказался связан с частотой чтения книг (r=-0,282; p<0,01); уровнем компенсаторной (r=-0,246; p<0,01), релаксационной (r=-0,186; p<0,05) и реактивирующей (r=-0,191; p<0,05) мотивации медиа-потребления; уровнем эффективности поиска информации (r=0,186; p<0,05).

Результаты исследования указывают на то, что собственные волевые качества оцениваются как недостаточные теми студентами, которые не любят читать книги, обладают недостаточно высоким уровнем медиакомпетентности, рассматривают медиапространство как средство решения собственных личностных проблем, склонны использовать медиа-средства для управления соб-

ственным функциональным состоянием

Таким образом, анализ структуры взаимосвязей внутриличностного конфликта и стиля медиапотребления студентов позволяют сделать вывод о том, что формирование медиакомпетентности и ме-диакультуры являются важными условиями личностного развития современного студента, что необходимо учесть в системе формирования социально-правовой компетенции у студентов вуза. Это подтверждается взаимосвязями, существующими между исследуемыми параметрами.

Выводы:

1. Для студентов типичным является внутриличностный конфликт неадекватной самооценки, выражающийся в склонности преуменьшать оценки самого себя, своих достоинств и поступков. Они испытывают ролевые конфликты, в основе которых лежит отвержение собственных волевых качеств.

2. Наиболее часто студенты пользуются глобальной сетью Интернет и читают книги. На третьем месте среди медиа-средств у них находится телевидение. Медиапотребление у студентов носит целенаправленный характер, отличается критичностью восприятия информации. Молодые люди владеют способами поиска и обработки информации, что позволяет им продуктивно расходовать свое время на данный вид деятельности. Они обладают достаточным уровнем знаний, умений, навыков, способствующих хорошей ориентации в окружающем ме-диапространстве и используют его для получения новой информации, а также для регуляции своих функциональных состояний.

3. Формирование стиля медиапотребления является важным условием личностного развития современного студента и формирования у него социально-правовой компетенции. Это подтверждается взаимосвязями, существующими между отдельными его компонентами и особенностями внутриличностного конфликта студентов.

Результаты проведенного эмпирического исследования могут быть использованы для организации учебной деятельности студентов в системе формирова-

ния социально-правовой компетенции, разработки психологических программ профилактики формирования внутри-

личностных конфликтов у студентов, а также в рамках консультирования и психотерапии.

Библиографический список

1. Моисеева, Е.В. Исторический аспект проблемы формирования социально-правовой компетенции студентов вуза [Текст] / Е.В. Моисеева // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2015. - № 8. - С. 55-60.

2. Назаров, М.М. Российская информационная среда: тренды использования ТВ и интернет в контексте зарубежных сравнений [Текст] / М.М. Назаров, П.А. Ковалев // Информационное общество. - 2014. - № 1. - С. 38-48.

3. Никуленкова, О.Е. Внутриличностные конфликты у студентов с различными типами тендерной идентичности [Текст] / О.Е. Никуленкова // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. - 2009. - №9. - С. 134-137.

4. Никуленкова, О.Е. Гендерные особенности внутриличностных конфликтов в студенческом возрасте и их предупреждение [Текст]: автореф. ... дис. канд. психол. наук / О.Е. Никуленкова. - Пятигорск, 2009. - 23 с.

5. Сиврикова, Н.В. Социально-психологические особенности представителей поколений 7090-х гг. [Текст]: дис. ... канд. психол. наук / Н.В. Сиврикова. - Ростов н/Д, 2015. - 185 с.

6. Сиврикова, Н.В. Семейные ценности и установки поколения Y [Текст] / Н.В. Сиврикова // The person in conditions of the interpersonal relationships intensification / technologies of globalization of the xxi century: evolution or setback? Materials digest of the XLVII International Research and Practice Conference. Chief editor - Pavlov V.V., London: Iashe, 2013. - С. 106-108.

7. Смирнов, В.М. Психология медиа-безопасности [Текст]: учебное пособие / В.М. Смирнов, А.С. Копаева. - Саратов: Саратовский источник, 2012. - 93 с.

References

1. Moiseyeva E.V. Historical aspect of a problem of formation of social and legal competence of students of higher education institution. Herald of Chelyabinsk state pedagogical university, 2015. № 8. P. 55-60.. [in Russian].

2. Nazarov M.M., Kovalev P. A. Russian information environment: trends of use of TV and the Internet in the context of foreign comparisons. Informatsionnoe obshchestvo, 2014. № 1. P. 38-48. [in Russian].

3. Nikulenkova O.E. The intra personal conflicts at students with various types of gender identity. Iz-vestiya Volgogradskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta, 2009. № 9. P. 134-137. [in Russian].

4. Nikulenkova O.E. Genderfeatures of the intra personal conflicts in student's age and their prevention: Author's abstract. Dis. ... cand. of sciences (Psychology). Pyatigorsk, 2009. P. 23. [in Russian]

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Sivrikova N.V. Social and psychological features of representatives of generations of the 70-90th. Dis. ... cand. of sciences (Psychology). Rostov-on-Don, 2015. P. 185. [in Russian]

6. Sivrikova N.V. Family values and attitudes of generation Y. The person in conditions of the interpersonal relationships intensification/technologies of globalization of the XXI century: evolution or setback ?: Materials digest of the XLVII International Research and Practice Conference, Chief editor Pavlov V. V.- L: Izd-vo Iashe, 2013. P. 106-108. [in Russian]

7. Smirnov V.M., Kopova A.S. Media safety psychology. Saratov: Izd-vo Saratovkii spravochnik, 2012. P. 93. [in Russian].

Сведения об авторах: Моисеева Елена Викторовна,

старший преподаватель, кафедра социальной работы, педагогики и психологии, Челябинский государственный педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация. Ктай: mev64@inbox.ru

Information about the authors: Moiseeva Elena Viktorovna,

Senior Lecturer, Department of Social Work, Pedagogy and Psychology, Chelyabinsk State Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia. E-mail: mev64@inbox.ru

Столбова Елена Александровна,

кандидат педагогических наук,

старший преподаватель

кафедры социальной работы, педагогики и

психологии,

Челябинский государственный педагогический университет,

г. Челябинск, Российская Федерация. Ктай: Stolbovaea@cspu.rn

Stolbova Elena Alexandrovna,

Candidate of Sciences (Education),

Department of Social Work,

Pedagogy and Psychology

Chelyabinsk State

Pedagogical

University

Chelyabinsk, Russia

E-mail: Stolbovaea@cspu.ru

УДК 151.8 ББК 88.37

Н.В. Сиврикова

ОСОБЕННОСТИ СТИЛЯ МЕДИАПОТРЕБЛЕНИЯ В РАННЕМ И ПОЗДНЕМ ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ1

В статье представлены результаты эмпирического исследования особенностей медиапотребления в раннем и позднем юношеском возрасте. В результате сравнительного анализа с использованием методов математической статистики установлено, что с возрастом молодые люди чаше обращаются за информацией к газетам, усиливаются познавательный и реактивирующий мотивы медиапотребления, возрастает критичность по отношению к информации, представленной в СМИ и снижается эффективность поиска информации в медиапространстве.

Ключевые слова: юношеский возраст, медиапотребление, мотивы медиапотребления, стиль медиапотребления.

N.V. Sivrikova

FEATURES OF MEDIA CONSUMPTION STYLE IN EARLY AND LATE YOUTH

Results of empirical research of features of media consumption at early and late youth are presented. As a result of the comparative analysis with use of methods of mathematical statistics it is established that with age young people to a bowl apply for information to newspapers, informative and reactivate motives of media consumption amplify, criticality in relation to information provided in mass media increases and efficiency of information search in media space decreases.

Key words: adolescence, media-consumption, motives of media-consumption, style of media-consumption.

Условия социализации современного человека претерпевают существенные изменения, которые обусловлены процессами глобализации, опирающимися на постоянно совершенствующиеся тех-

нологии масс-медиа. По мнению Е.В. Моисеевой [8], в настоящее время интеграционные процессы России в европейское экономическое, образовательное и межкультурное пространство поставили

1 Исследование выполнено при финансовой поддержке Челябинского государственного педагогического университета и Мордовского государственного педагогического института им. М.Е. Евсе-вьева (заявка № 03-08-2015, победитель в конкурсе на проведение научно-исследовательских работ по приоритетным направлениям научной деятельности вузов-партнеров по сетевому взаимодействию).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.