Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ИНФОГРАФИКИ В ЖУРНАЛАХ «РУССКИЙ РЕПОРТёР» И «ЭКСПЕРТ»'

ОСОБЕННОСТИ ИНФОГРАФИКИ В ЖУРНАЛАХ «РУССКИЙ РЕПОРТёР» И «ЭКСПЕРТ» Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1758
213
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
инфографика / типология изданий / ГРАФИК / диаграмма / карта / СХЕМА / infographics / typology of the editions / Graph / Diagram / CHART / scheme
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the material of the Russian periodic editions is analized their infographics, whose review is made according to the typology of the journals «The Russian reporter» and «The Expert». It helps form a conclusion about the particularities of the infographics` functionning in these journals.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ИНФОГРАФИКИ В ЖУРНАЛАХ «РУССКИЙ РЕПОРТёР» И «ЭКСПЕРТ»»

ИЗВЕСТИЯ

ПЕНЗЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА имени В. Г. БЕЛИНСКОГО ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ № 23 2011

IZVESTIA

PENZENSKOGO GOSUDARSTVENNOGO PEDAGOGICHESKOGO UNIVERSITETA imeni V. G. BELINSKOGO HUMANITIES № 23 2011

УДК 002.703

ОСОБЕННОСТИ ИНФОГРАФИКИ В ЖУРНАЛАХ «РУССКИЙ РЕПОРТЁР» И «ЭКСПЕРТ»

© Е. К. РЕВА

Пензенский государственный педагогический университет им. В. Г. Белинского,

кафедра журналистики e-mail: ekaterina.re@rambler.ru

Рева Е. К. - Особенности инфографики в журналах «Русский репортёр» и «Эксперт» // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. 2011. № 23. С. 219-223. - На материале российских периодических изданий анализируется их инфографика, рассмотрение которой ведётся в соответствии с типологией журналов «Русский репортёр» и «Эксперт». Делается вывод об особенностях функционирования инфографики в этих печатных органах.

Ключевые слова: инфографика, типология изданий, график, диаграмма, карта, схема.

Reva E. K. - Particularities of the infographics in the journals «The Russian reporter» and «The Expert» // Izv. Penz. gos. pedagog. univ. im.i V. G. Belinskogo. 2011. № 23. P. 219-223. - On the material of the Russian periodic editions is analized their infographics, whose review is made according to the typology of the journals «The Russian reporter» and «The Expert». It helps form a conclusion about the particularities of the infographics' functionning in these journals. Keywords: infographics, typology of the editions, graph, diagram, chart, scheme.

Инфографика сейчас очень популярное и востребованное направление в журналистике. Считается, что период его становления приходится на 80-е годы XX века, когда ежедневная американская газета «USA Today» стала использовать элементы визуализации. Такая стратегия издания, вызвавшая широкий резонанс и даже неодобрение в Европе, стала привлекать все большее число читателей, а вместе с этим и повышать инфографическую культуру потенциальной аудитории. Тенденция сопровождать журналистский текст иллюстративным материалом стала динамично развиваться во всём мире. Современные периодические издания сложно представить без визуализации данных. Важно подчеркнуть, что функционирование инфографики на страницах газет и журналов не сводится лишь к привлечению читательской аудитории посредством своего разнообразия и красочности. Основная цель инфографики - сделать журналистское произведение более точным, аргументированным, глубоким.

На современном этапе изучения инфографики существуют две основные точки зрения на это направление. Первая сводится к тому, что инфографику правомерно относить к самостоятельному жанру журналистики. Вторая выражается в следующем: инфографика -это иллюстративная часть журналистского текста.

Исходя из анализа печатной продукции, мы склонны думать, что инфографика может существовать в двух ипостасях: и как жанр, и как дополнение к тексту. Как самостоятельный жанр инфографика

достаточно активно функционирует в сети Интернет; газеты и журналы в силу своей специфики не могут отказаться от полноценного текстового материала.

Если говорить об инфографике в периодических изданиях, то необходимо сказать о том, что визуальные компоненты журналистского текста имеют свою классификацию, представленную:

- графиками (линейный график, график рассеивания);

- диаграммами сравнения (столбиковая диаграмма, гистограмма, круговая диаграмма, площадная диаграмма, кольцевая диаграмма, диаграмма разброса, лепестковая диаграмма, облако тегов, тепловая диаграмма);

- схемами;

- таблицами;

- картами.

В эту, так называемую, чисто графическую классификацию следует добавить рисунки и фотографии. По мнению В. В. Скоробогатько, «приоритет отдаётся ... событийной, то есть сугубо документальной съёмке», но при этом исследователь отмечает, что «многие редакции украшают полосы фотопортретами и этюдами, сюжетами которых становятся сцены из жизни наших улиц, общественных мест, домов» [4]. Противоречия в отношении того, что должно составлять инфографическую основу журналистского материала (об этом В. В. Скоробогатько в своём пособии «Новые тенденции в оформлении газеты», к сожале-

нию, не говорит) объясняются типологическими особенностями изданий.

Анализ журналов, выходящих на территории Российской Федерации показывает, что каждый из них отличается своей инфографикой. И если, например, в журналах для женщин, мужчин, семейных журналах будут преобладать фотографии (как правило, просто иллюстрирующие содержание текста, а не являющиеся его информационным дополнением), то общественно-политические издания будут иметь гораздо более разнообразную инфографику.

В настоящей статье мы рассмотрим специфику инфографики информационно-аналитического журнала «Русский репортёр» и делового издания «Эксперт».

«Русский репортёр» - информационноаналитическое издание, публикующее новости политики, экономики, спорта, помещающее на свои страницы материалы оперативных расследований, анонсирующее театральные и киноновинки. В силу широкого охвата событий, происходящих в России и мире, объёмных статей, репортажей, интервью журналисты часто прибегают к использованию инфографики. Важно отметить, что издание полностью визуализировано, то есть каждая страница журналистского текста снабжена иллюстративным материалом. Преимущественно это фотографии, в основном цветные. Снимки в большинстве своем событийны (особенно это касается фотографий, дополняющих репортажи): в них грамотно расставлены акценты на фотографируемых объектах, изображается, в каких условиях и что происходит. Анализируемое издание отличается качеством фотографий: они не только информативны, но и эстетичны.

Особое внимание следует обратить на ту инфогра-фическую основу журнала «Русский репортёр», которая представлена таблицами, графиками, схемами и т. д. Говоря об этом, заметим, что подобные элементы инфографики составляют в среднем 6-7 % от общего объёма иллюстративного материала журнала. В основном это -карты, схемы. Так, например, содержание статьи А. Веселова «“Принцы” и “боги” смерти» [1], посвящённой проблеме нелегальной торговли оружием в мире, конкретизируется приведённой автором картой, которая изображает основные страны, являющиеся поставщиками и потребителями нелегального оружия (рис. 1).

Рис. 1. Пример карты (по: Русский репортёр. 2010. № 46. С. 38)

Назначение этой карты состоит в том, что она дает читателю более подробную информацию о географии распространения нелегального оружия (автор в своей статье анализирует ситуацию избирательно, лишь в некоторых странах). Таким образом, посредством использования инфографики данный журналистский материал становится информационно более насыщенным и конкретным.

Схемы в «Русском репортёре» также активно используются на страницах издания. Они применяются в качестве дополнительной информации как в статьях, посвящённых общественно-политическим проблемам, так и в материалах, представляющих собой научное исследование.

В небольшой по объему статье Г. Тарасевича «Человек развитый и не очень» [5] журналист анализирует подготовленный специалистами ООН «Доклад о развитии человека - 2010», в основу которого были положены показатели дохода, продолжительности жизни, гендерного равенства, уровень образования, качество здравоохранения. Основным положениям, выдвинутым в «Докладе.» (а сводятся они в целом к тому, что «в одних государствах степень развития человеческого потенциала признана более высокой, в других - более низкой» [6]), Г. Тарасевич даёт свою интерпретацию, весьма удачную с точки зрения инфографики. В тексте статьи получают отражение только факты, изложенные в первоисточнике, а наиболее важные результаты исследования, проведенного специалистами ООН, автор статьи визуализирует (рис. 2).

Рис. 2. Пример карты (по: Русский репортёр. 2010. № 46. С. 62-63)

Карта, на которой в виде схемы изображается рейтинг государств в соответствии с уровнем жизни в этих странах за последние пять лет, сопровождается

ф Регионы, откуда поставляаЯнелегальное оружие Регионы, куда поставляется оружие

Легальный рынок оружия

2010 Г — ■■■■■

Источник: ЦАМТО

Нелегальный рынок оружия

2010 Г. — ф,5 МЛРД0"

таблицей, демонстрирующей следующие показатели: число людей, живущих меньше, чем на 1,25 $ в день, ожидаемая продолжительность жизни, ожидаемая продолжительность обучения, ВВП на душу населения. Кроме того, иллюстративный материал дополняется шкалой, которая изображает расчёт того времени, когда Россия сможет достичь нынешнего уровня развитых стран и сколько лет понадобится более отсталым государствам, чтобы оказаться на том уровне, на котором сейчас находится наша страна.

Данный журналистский материал выстроен таким образом, что его текстовая часть миниминизирова-на, а основную информационную нагрузку несёт графика. Наличие иллюстративной базы гарантирует читателю удобство в восприятии и хорошую запоминаемость. Рассмотрение материала позволяет сделать вывод о том, что инфографика - это не только дополнение к тексту, но и та его составляющая, которая может существовать с ним в равном информативном соотношении.

Наряду с материалами общественно-политического, экономического, культурологического значения журнал «Русский репортёр» публикует статьи, посвящённые актуальным вопросам науки. При создании последних инфографика также помогает реализовать информационно-коммуникативную функцию журналистских текстов.

Так, корреспондент отдела науки «Русского репортера» А. Торгашев в своем изыскании «Монстр» прибегает к использованию разных инфографических компонентов. В основном это - пейзажные снимки, изображающие горы Памира, где располагается научный полигон и находится установка «Монстр» [7]. Фотографии позволяют читателю лучше представить то место в Таджикистане, о котором идёт речь в статье. Однако научную ценность представляет используемая автором схема. (рис. 3).

Широкий атмосферный ливень

Ливень из элементарных частиц, возникающий ватмосфере. К обычным ливням не имеет отношения, для человека безопасен и неощутим — частицы проходят сквозь нас либо взаимодействуют

С ОТДЕЛЬНЫМИ АТОМАМИ ТЕЛА.

Частица взаимодействует - _ с ядром одной из молекул

Частица высокой энергии из «осмоса влетает в атмосферу

\ \ \

Ч ✓ -«■''Ч

© 0 О

Л АЧ/'-Ч

О 90 90 О

N44

Черенковское и флуоресцентное излучение

Мюоны (неустойчивые элементарные частицы), нейтрино

ни

(протоны,нейтроны, мезоны, каоны)

І І І I

Электромагнитный каскад (пионы, электроны, гамма-кванты)

II II

__ Рентгеновская фотопленка

1_Слой свинца

Частицы ливня сталкиваются с атомами свинца, рождаются фотоны; фотоны оставляют отпечаток на пленке

Рис. 3. Пример схемы (по: Русский репортёр. 2010. № 46. С. 59)

На ней изображается распад частиц при широком атмосферном ливне; показано, как рождается каскад вторичных частиц: одна космическая частица при взаимодействии с одной из молекул воздуха даёт миллионы производных частиц. Более того, схема демонстрирует результаты рентгеновской фотосъёмки, которая регистрирует столкновение частиц ливня с атомами свинца и рождение фотонов, которые и оставляют отпечаток на плёнке. данная схема имеет комментарий, где поясняется, что ливень из элементарных частиц возникает в атмосфере; к обычным ливням не имеет отношения, безопасен для человека и не ощущается им; частицы проходят сквозь нас либо взаимодействуют с отдельными атомами тела [8].

Таким образом, статья А. Торгашева имеет не только публицистическую ценность, но и научную. Научный компонент материала достигается, скорее, не содержанием (оно представляет собой диалог с участниками конференции, посвящённой высокогорному научному полигону Ак-Архар, рассказ об установке «Монстр», авторские впечатления от всего увиденного в горах Памира), а использованием указанной выше схемы. Именно она свидетельствует о тех научнопрактических результатах, которые были достигнуты благодаря работе установки.

Отметим, что в некоторых материалах «Русского репортёра» используются графики и диаграммы. как правило, эти инфографические элементы имеют функциональное значение в статьях, посвящённых экономическим вопросам [10], информирующих о ситуации в различных энергетических компаниях [9], а также в тех журналистских произведениях, где авторы используют метод социологического опроса [2].

Гораздо активнее используются графики и различные виды диаграмм в деловом еженедельнике «Эксперт». В процентном соотношении их количество приближается к 20 % от общего объёма иллюстраций в журнале. Поскольку в издании публикуются материалы, касающиеся валютного рынка, газодобычи, недвижимости, страхования и т.д., значение графиков и диаграмм сложно переоценить. Они не только улучшают наглядность излагаемого материала, но и позволяют отобразить соотношение различных значений или динамику изменения показателей.

Например, статья «Золотые будни» [3] сопровождается географической картой, на которую накладывается столбиковая диаграмма, фиксирующая и сравнивающая показатели добычи благородного металла в 2005 и 2009 годах (рис. 4).

Надо сказать, что проблематика данной статьи достаточно многогранна: она не ограничивается только вопросами золотодобывающей промышленности, автор в своём материале анализирует тенденцию роста цен на золото, подвергает рассмотрению проблему потребленная этого драгоценного металла на мировом рынке и др. Всё это обуславливает то, что журналист неоднократно использует визуальный материал (рис. 5).

Рис. 4. Пример карты с наложением на неё диаграммы (по: Эксперт. 2010. № 41. С. 20)

Приведённые диаграммы отображают анализ таких аспектов, как рост предложения золота на рынке за последнее десятилетие, изменение структуры мирового потребления золота, приостановка центробанками продажи своего золотого запаса.

Важно отметить, что инфографика не дублирует содержания публикации, она существует, как составляющая текста, делая содержание более полным и конкретным.

Анализ функционирования инфографики в журналистском произведении показывает, что её применение и специфика имеют определенную зависимость от жанра, в котором работает автор, а также от тематики материала. Так, статья, репортаж, обзор и другие жанры, описывающие или анализирующие конкретные факты, могут сопровождаться визуализацией данных в виде графиков, таблиц, схем и т. д. В художественнопублицистических жанрах (очерк, фельетон, эссе), где конкретный документальный факт отходит на второй план, главным становится авторское впечатление от факта, события, авторская мысль, скорее, будут применяться фотографии, рисунки.

На выбор того или иного элемента инфографики влияет и тематика журналистского материала. В статьях, освещающих вопросы культуры, например, скорее всего, будут использованы художественные

изображения, отражающие или поясняющие содержание статьи. Другую специфику имеют те публикации, которые поднимают проблемы экономики, политики, права. Такие тексты, как правило, дополняются картами, диаграммами, таблицами и т. п.

Многоаспектности вопросов, поднимающихся в журнале «Эксперт», соответствует разнообразие визуальной информации. Особенно это касается диаграмм, которые в анализируемом издании представлены в своих модификациях (круговые диаграммы, гистограммы, столбиковые диаграммы и др.) - рис. 6.

Безусловно, они поясняют содержание журналистского материала. Но наряду с этим вполне могут существовать самостоятельно. Простым примером тому может служить ситуация, когда читатель не располагает временем на прочтение статьи (или на ее полное прочтение). Тогда, обратившись к подобным диаграммам, он получит представление о том, что является предметом рассмотрения в публикации.

Если инфографика может сообщать реципиенту необходимые ему сведения без дополнительных комментариев, то можно говорить о хорошем качестве визуального материала. Кроме того, о его высоком уровне свидетельствует то, что шрифт гармонирует с изображением, занимает немного места и потому не мешает отображению непосредственно самой информации; во всех анализируемых разновидностях инфографики продумано их цветовое решение (диаграммы, графики, карты выдержаны в 3-4-х, редко в 5 оттенках, что соответствует серьёзному содержанию статей).

Следует сказать о том, что и в «Русском репортёре», и в журнале «Эксперт» дизайн визуального компонента статей подчинён информации. Это является тем условием, при котором иллюстрация перестает быть просто иллюстрацией и уже классифицируется как инфографика.

Заметим, что информационно-политические и деловые издания в целях разнообразия могут размещать на своих страницах художественные снимки. Однако доминирующим элементом должна быть информативность. Данному принципу следуют рассматриваемые нами журналы, сохраняющие в российском медийном пространстве статус качественных изданий.

Рис. 5. Пример столбиковых диаграмм (по: Эксперт. 2010. № 41. С. 21)

Рис. 6. Пример круговой и столбиковых диаграмм (по: Эксперт. 2010. № 41. С. 34, 42)

список ЛИТЕРАТУРЫ

1. Веселов А. «Принцы» и «боги» смерти // Русский репортёр. 2010. № 46. С. 38.

2. Гутова Ю. На золотом крыльце сидели. // Русский репортёр. 2010. № 46. С. 26-27.

3. Кокшаров А. Золотые будни // Эксперт. 2010. № 41. С. 20.

4. Скоробогатько В. В. Новые тенденции в оформлении газеты. М.: Союз распространителей печатной продукции, 2000. С. 32.

5. Тарасевич Г. Человек развитый и не очень // Русский репортёр. 2010. № 46. С. 62-63.

6. Там же.

7. Торгашев А. Монстр // Русский репортёр. 2010. № 46. С. 50-57.

8. Там же. С. 59.

9. Цыганков А. Газовый бокс // Русский репортёр. 2010. № 24. С. 34.

10. Шибанов А. Война девальваций // Русский репортёр. 2010. № 41. С. 65.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.