Научная статья на тему 'Инфографика как способ визуализации журналистского контента'

Инфографика как способ визуализации журналистского контента Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
4431
605
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВИЗУАЛИЗАЦИЯ / ЖУРНАЛИСТИКА / ЖУРНАЛИСТСКИЕ МАТЕРИАЛЫ / ВИЗУАЛЬНЫЙ КОНТЕНТ / ИНФОГРАФИКА / ТЕЛЕВИЗИОННАЯ ИНФОГРАФИКА

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Симакова Светлана Ивановна

Статья посвящена визуальному контенту журналистских материалов. В работе предложена типология форм визуализации информации в массмедиа. Основное внимание уделено инфографике, как одному из самых современных способов визуализации журналистского контента. Автор отмечает, что инфографика заняла прочные позиции не только в печатных и ИнтернетСМИ, но и на телевидении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инфографика как способ визуализации журналистского контента»

С. И. Симакова

ИНФОГРАФИКА КАК СПОСОБ ВИЗУАЛИЗАЦИИ ЖУРНАЛИСТСКОГО КОНТЕНТА

Статья посвящена визуальному контенту журналистских материалов. В работе предложена типология форм визуализации информации в массмедиа. Основное внимание уделено инфо-графике, как одному из самых современных способов визуализации журналистского контента. Автор отмечает, что инфографика заняла прочные позиции не только в печатных и Интернет-СМИ, но и на телевидении.

Ключевые слова: визуализация; журналистика; журналистские материалы; визуальный контент; инфографика, телевизионная инфографика.

Как отмечает Ф. И. Шарков, «Одним из самых распространенных способов коммуникации является визуальная коммуникация. Человек получает информацию из окружающего его мира по пяти каналам. Но часть из них имеет особое значение для общения. Это, в первую очередь, визуальный канал коммуникации» [12]. Визуальная коммуникация всегда была имманентна человеческому существованию. Примером может служить наскальная живопись первобытных людей. Со временем визуальная коммуникация усложнялась, предлагая различные варианты репрезентации: изобразительное искусство, плакатное творчество, фото, кино, телевидение и Интернет. И сегодня человечество активно визуализируется, ориентируясь на видимую составляющую культуры, которая становится всё более значимой. Особенно интенсивное развитие формы визуальной коммуникации получают в журналистике. «Признаком современных периодических и электронных изданий стали материалы с минимальным объемом текста и выразительным визуальным рядом, четко определенными блоками сгруппированной информации, графическими акцентами, которые организуют последовательность чтения» [13. С. 49]. Перенос акцента с вербальной на визуальную информацию оказывает очевидное влияние не только на формальную, но и на содержательную составляющую журналистского произведения. Ярче всего это проявляется в печатных СМИ: изменяется дизайн и верстка, визуальные элементы (фотографии, иллюстрации, схемы, графики и т. п.) становятся неотъемлемой частью статьи, дополняя текст и оказывая эмоциональное воздействие на читателя, привлекая и удерживая его внимание [7].

Все это подтверждает актуальность нашей работы и определяет ее цель: рассмотреть

классификацию визуализации журналистских материалов, описать тенденции развития одного из современных направлений визуализации в современных СМИ - инфографики. Для раскрытия темы нам показались наиболее полезными выводы и замечания таких авторов как С. В. Асланова (Новаторова) [1], С. Н. Ва-силишина [2], А. А. Ганюшин [3], И. Кирия [5], Е. А. Смирнова [10], П. Н. Тарасенко [11], Ф. И. Шарков [12], В. Э. Шевченко [13]. Кроме этого, тема статьи является продолжением исследований автора в области визуализации журналистского контента, соответственно при подготовке использованы отдельные результаты, полученные нами ранее [6; 7; 8; 9].

Визуальная информация неоднородна по формам и типам. Существуют различные подходы к классификации визуального контента массмедиа. Наиболее традиционным представляется разграничение следующих видов визуального контента: иллюстрации (в том числе карикатуры и элементы графического дизайна); фотографии (в том числе и фоторепортажи); инфографика (графики, схемы, диаграммы и т. п.);различные формы мультимедийного контента (видеоролики, клипы, инсталляции, флеш-анимация, слайд-шоу и т. п.) - материалы этого типа встречаются только в пространстве интернет-медиа.

Иллюстрация является наиболее древним способом визуализации информации. В журналистском тексте иллюстрация поясняет, служит оформлением или дополняет основную текстовую информацию издания.Наибольший расцвет на применение иллюстрации приходится на конец XIX века, в это время все активнее начинают появляться массовые иллюстрированные издания. Однако уже в начале ХХ века иллюстрацию потеснила фотография. Тексты

активно снабжаются фотографиями (в том числе портретными фото, фотографиями объектов, репортажными фото). В современных условиях, благодаря дигитализации, возможности фотожурналистики значительно расширились и трансформировались. Фотография становится одним из основных средств коммуникации в так называемых «новых медиа», под которыми имеются в виду, прежде всего, социальные сети. В свою очередь особенности фотографий в соцсетях [3] («одноразовость» снимков; их подчеркнутый непрофессионализм, из которого вырастают целые жанры - например, селфи; наличие хэштегов и т. п.) совершают «обратный путь» - в традиционные СМИ, оказывая влияние на дизайн современных газет, журналов, даже телепередач.

Наиболее новым типом визуализации информации в современных СМИ является так называемая «инфографика», получившая чрезвычайно широкое распространение в массмедиа за последние годы. Сегодня это явление достаточно глубоко исследуется в научных статьях, монографиях, диссертациях. В самых общих чертах инфографику можно определить как синтез информационно-аналитической журналистики и дизайна. Инфографика сегодня чрезвычайно многообразна и получает широчайшее применение не только в печатных, но и телевизионных и интернет-СМИ. В статье «Инфографика: визуализация цифрового контента» мы отмечаем, что «анализ наполнения журналистских текстов цифровым контентом в диахронном аспекте позволяет отметить, что журналистский текст органично включается в культурный контекст времени, эффективно взаимодействует с ним и в определенной мере преобразовывает его. Поэтому нет ничего удивительного в том, что сегодня именно инфографика является одним из универсальных средств визуализации информации, способствующий её скорейшему восприятию и пониманию» [8. С. 221].

XXI век, благодаря огромным возможностям Интернета, дополнил развитие визуального контента. В контексте мультимедиатизации СМИ, в первую очередь, в среде Интернет, приобретает значимость еще один тип визуализации информации - аудиовизуальный контент (видеоролики, клипы, флеш-анимация и т. п.). В таком случае наблюдается интеграция визуального образа, аудиосопровождения (интер-шум, музыка, голос) и вербального компонента медиатекста. В мультимедийных СМИ зачастую различные типы контента трудно диф-

ференцировать, поскольку они вступают в различные комбинаторные взаимодействия друг с другом, образуя причудливые гибриды. Благодаря новым технологиям появляются и более сложные синтетические жанры, объединяющие визуальную, вербальную и аудиальную информацию в единый конгломерат: аудиослайд-шоу, интерактивную видеоколонку, мультискрипт, мультимедийное ток-шоу или конференцию и т. п. Вбирая в себя визуальные достижения печатной периодики (фото, иллюстрации) и телеформата, Интернет обогащает их собственными имманентными свойствами. Визуальные и аудиовизуальные материалы объединяются в метатексты - появляются инновационные формы журналистских материалов, среди которых «визуальная история», которую отличает точная передача сущности идеи, лаконичность; понятная наглядная форма представления; использование общеизвестных образов, отсутствие лишних ассоциаций; привлечение большого объема данных; конкретность в деталях; апелляция к эмоциям, неожиданный ракурс ситуации, юмор [13. С. 49] мультимедийные истории, отличающиеся интерактивностью, то есть сам пользователь получает возможность управлять визуальной историей. Кроме того, он может дополнять Интернет-тексты, выкладывая собственные медиаматериалы визуального и аудиовизуального характера (Интернет-мемы, демотиваторы, видеоролики, видео с места событий и проч.).

Рассмотрев основные типы визуализации журналистского контента и определив их основные черты, более подробно остановимся на инфографике.

Интенсивное развитие инфографики в СМИ тесно связано с историей газеты «USA Today». Появившаяся в 1982 году ежедневная общенациональная газета США опиралась на новый подход в подаче материала. Предлагая читателям обобщённый и насыщенный обзор самых свежих новостей, журналисты издания отказались от масштабных текстов и активно начали использовать визуальные элементы, сочетая последние с короткими текстовыми блоками. В течение нескольких лет это издание оставалось одним из самых читаемых в стране. «Американские читатели быстро поняли и приняли преимущества такого способа передачи информации: инфографика передавала сообщение быстрее, чем текст (один качественно сделанный рисунок заменял несколько страниц текста) и подробнее, чем стандартная иллюстра-

ция (благодаря детальности рисунка и точным тезисным комментариям)» [10. С. 92].

Принято считать, что с этого момента и начинается бум инфографики в журналистике. По мнению И. Кирия: «дизайн и инфографика теперь позволяют визуализировать то, что раньше было текстом - цифры, диаграммы, графики, показатели, хронологию событий, схемы местности и т. д. <.. .> Все это позволяет более органично переплетать текст и визуальные элементы с тем, чтобы при помощи этих визуальных «крючков» привлекать читателя к тексту и конкретным элементам» [5. С. 39]. Инфографические средства уже в конце 80-х стали широко использовать европейские СМИ. А в последнее десятилетие XX века появляются специализированные агентства, например, британское Graphic News, а мировые информационные агентства (AP, Reuters, AFP и др.) создают специализированные службы. Сегодня СМИ разного уровня и масштаба нанимают специалистов по созданию инфографических материалов или создают собственные отделы инфографики.

Среди ключевых особенностей современной инфографики следует также выделить такие её свойства, как присутствие количественных данных, достаточность, но не избыточность сведений, а также аллегоричность инфо-графических метатекстов.

Типологизировать инфографику можно по разным основаниям. Например, П. Н. Тарасен-ко предлагает делить инфографику по принципу самодостаточности информации «на независимую и комплементарную, то есть дополняющую другие материалы» [11. C. 97].

Здесь же по технологическому основанию выделяются «традиционная» и мультимедийная инфографика [11. C. 98]. По способу (инструменту) визуализации информации можно выделить множество видов инфографики - «от простейших линейных графиков до сложных отображений множества связей» [2. C. 114]: графики, диаграммы (линейные, столбиковые, круговые), схемы, карты, статистические карты, «деревья связей» и т. д.

Сегодня зачастую выделяют такие типы инфографики, как статичная (представляет факты, числовые данные и взаимосвязи между ними в виде диаграмм, таблиц, графиков), динамичная (отражает динамику развития или прогресс), инфографика-инструкция (объясняет процессы, демонстрирует последовательность действий), а также видео-инфографика,

которая в настоящий момент активно завоёвывает телеэфир [4].

Вслед за Е. А. Смирновой сформулируем особенности инфографики, отличающие её в информационном потоке современных СМИ от других видов медиаконтента: наличие графических объектов; полезная информационная нагрузка; красочное представление; внятное и осмысленное представление темы [5. С. 93]. Мы отмечаем, что «сегодня именно инфографика является одним из универсальных средств визуализации информации, способствующий её скорейшему восприятию и пониманию» [8. С. 221].

Печатные СМИ осознали преимущества этого формата коммуникации в полной мере: сегодня редкое полноценное журнальное издание, в особенности, информационно-аналитического или научно-популярного характера обходится без инфографики, причем качество ее исполнения тем выше, чем выше уровень самого журнала, следовательно, инфографика уже не рассматривается только в качестве полуразвлекательного дополнения к серьезной текстовой информации, напротив, ей уделяется значительное внимание как эффективному инструменту решения весьма серьезных задач при освещении ключевых новостей или событий первого ряда. Развитию визуального контента способствует, безусловно, развитие новых информационных технологий [6. C. 167]. Получив свое рождение в печатных СМИ и оставаясь длительное время их прерогативой инфографика, под воздействием новых информационных технологий, расширила сферу своего влияния. В первую очередь речь идет об Интернет-СМИ, для которых знаковая, иллюстративная, иконическая коммуникация является привычной. Развитие цифровых технологий позволило сделать создание инфо-графики общедоступным видом деятельности журналиста. Это стало возможным благодаря появлению специальных сервисов по созданию инфографики. Все они в той или иной форме представляют значительно упрощенный графический редактор с упором на иконографику и создание графиков разных типов. Созданную здесь инфографику можно разместить в социальных сетях, на сайте или сохранить на компьютер в виде изображения. Среди наиболее известных бесплатных (условно бесплатных) сайтов можно выделить следующие: infogr. am, pictochart.com, easel.ly, visual.ly, venngage. com, creatly.com и др. Существующий набор инструментов позволяет сделать инфографи-

ку доступной как для федеральных, так и для региональных СМИ. Интернет-инфографику отличает то, что она приобретает форму мультимедийное™: графики можно дополнить текстом, фотографиями, медиа- и аудифайлами. Кроме этого расширяется и само понятие инфографики - сегодня это уже не только набор таблиц, графиков и диаграмм. К этому жанру графической визуализации относят и таймли-нии, и карты, и облако слов, и интерактивную графику.

Прокомментируем каждый из этих подвидов интернет-инфографики.

Таймлинии. Когда не было мультимедиа, онлайн-сервисов и интернета, под описание событий в хронологическом порядке приходилось отводить целые полосы в газетах и большие репортажи в теленовостях. Это занимало достаточно много места, в газетах приходилось ограничивать количество фотографий ради текста, на телевидении придумывать, чем разбавить хронологию, чтобы зритель не устал от большого и нудного блока информации. Сервисы таймлинии позволяют из достаточно монотонного процесса подготовки хроники сделать увлекательный процесс. На выходе получается мультимедийный продукт, который доступно, понятно, со всеми ссылками, фото, видео рассказывает о событии. Таким образом, даже самая длинная хроника займет в материале мало места - вся она поместится в одном окне. Все, что нужно, это перемещать даты и события бегунком мыши. Данные сервисы очень удобно использовать для визуализации хроники событий, при описании исторических событий, биографий и т. д. [9. C. 134]

Карты. Многие события и факты намного проще показать на карте, чем описать их в тексте. Города и страны, маршруты и отдельные районы - всё это можно отметить и продемонстрировать читателям.

В сети Интернет существует множество сервисов для создания собственной карты и работы с картами вообще [9. C. 153].

Облако тегов / слов. Одним из видов ин-фографики является облако слов, которое при трансформации во flash или html обретает кли-кабельность и становится облаком тегов. Облако тегов - это специальный блок, в котором отображены ключевые слова, используемые на сайте в сообщениях или статьях. Благодаря этим меткам, улучшается перелинковка статей, и увеличиваются шансы попасть на первые позиции выдачи поисковых систем. Помимо

этого, они служат для упрощения навигации по сайту и помогают поисковикам определить тематику ресурса. Существует три основных типа применения облаков тегов, различающихся по назначению: 1) наличие тега для частоты каждого элемента. Размер представляет собой количество применений тега к элементу. Это полезно в качестве способа отображения метаданных о предмете, за который сколько-то раз «проголосовали», и когда точные данные не предусмотрены. 2) наличие глобального облака тегов, где частоты агрегированы по всем элементам и пользователям. Размер соответствует числу предметов, к которым был применен тег, что обозначает популярность тега. 3) содержит категории, размер которых обозначает количество подкатегорий. Теги используются как способ категоризации элементов. Теги представлены в облаке, где большие теги представляют количество элементов в этой категории. Для того чтобы создать облако слов, которое может дополнять текстовый материал или служить самостоятельной новостью, тоже существует несколько способов. Можно создать свою ин-фографику «вручную» с помощью известных графических редакторов Photoshop, Illustrator, CorelDraw и других. Этот вариант можно назвать одним из самых трудоемких, так как, при условии отсутствия шаблона приходится оформлять облако с нуля, однако это открывает свободу творчества и возможность выразить и воплотить все свои задумки. Если сроки сдачи материала близки, а новость вот-вот утратит характеристику оперативной, можно воспользоваться специальными онлайн-сервисами, заточенными под создание инфографик или же только облаков тегов [9. C. 143].

Интерактивная графика. Интерактивной графикой называют изображение, с нанесенными на него объектами, либо ссылками на мультимедийные объекты (фото, видео, звуковые файлы). К изображению можно добавлять метки, а затем сопровождать его комментариями и ссылками. Такие ссылки могут, например, более предметно раскрывать объекты на картинке или вести на страницы с дополнительными материалами. Отдельно некоторые сервисы (например, сервис thinglink) позволяет добавить текстовые комментарии в виде выносок. Если навести мышь на такую пометку, во всплывающем окне можно прочесть текст заметки и увидеть ссылку. Кроме того, во всплывающем окне можно посмотреть видеоролик, послушать аудиофайл [9. C. 169].

Итак, инфографика прочно обосновалась в Интернет-СМИ, дополнив ее функциональные возможности. Однако стоит отметить, что визуализация - это системная трансформация всех видов и типов средств массовой информации и коммуникации. Как считает С. В. Асланова, «на первый план в развитии всех видов СМИ вышли сегодня такие их качества, как визуализация, интерактивность, производство «клипового» каст-контента. Федеральные и региональные телеканалы, к примеру, уже не обходятся трансляцией телевизионной «картинки», все чаще прибегая к инфографике, слайдкастингу и другим мультимедийным инструментам, необходимым для современного восприятия информации» [1. С. 190].

Соответственно, эта область медиасферы, где визуализация информации представлена «в квадрате», представляется сегодня наиболее интересной. Речь идет о так называемой телевизионной инфографике. Телевидение само по себе является, в первую очередь, каналом аудиовизуальной коммуникации, причем, мощнейшим, обладающим огромным информационным и суггестивным потенциалом. В случае, когда на экране появляются материалы инфографическо-го характера, происходит вторичная визуализация информации, позволяющая комбинировать возможности информационно-графического дизайна и телевизионной коммуникации. Как следствие, появляется уникальный медиапро-дукт, занимающий промежуточное место - в зоне пересечения специфических свойств печатных и аудиовизуальных СМИ, а также дизайна и художественной графики. Этот достаточно новый (телевизионная инфографика появилась в начале 2000-х гг., а широкое распространение получила только к концу десятилетия) медиафе-номен завоевывает все большую популярность среди телерадиокомпаний и их аудитории.

Считается, что основоположниками инфо-графики в телеэфире являются два норвежских музыканта из группы «Röyksopp», которые ещё в 2002 году сняли клип на песню «Remind Me». В клипе использовалась анимированная инфогра-фика. Именно за этот клип в 2002 году «Röyksopp» получили награду MTV Europe Music Awards в номинации «лучшее видео». Но тогда инфогра-фика в видеоформате рассматривалась скорее как красивая «игрушка», привлекающая не столько внутренним наполнением, сколько экзотичным «экстерьером». Чуть позже был осознан и информационный потенциал телеграфики. Так, в 2004 году отдел маркетинга французской энергетиче-

ской компании «Арева» использовал анимиро-ванную инфографику в корпоративном фильме, чтобы описать визуальным языком то, что сложно было сказать с помощью слов. Сегодня инфо-графикой на телевидении трудно удивить, она заняла своё место в информационных программах, аналитике, документальных фильмах, рекламе и т. д. Итак, мы наблюдаем что инфографика завоевала и ТВ-пространство.

Таким образом, инфографика сегодня чрезвычайно многообразна и получает широчайшее применение не только в печатных и Интернет-СМИ, но и в телевизионных.

Список литературы

1. Асланова (Новаторова), С. В. Мультимедийный контекст продвижения радиовещания в социальных сетях в аспекте медиаконвергенции [Текст] / С. В. Асланова (Новаторова) // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. - 2013. - № 4 [2]. - С. 190-192.

2. Василишина, С. Н. Современные инструменты визуализации информации [Текст] / С. Н. Василишина; М. Б. Макаренко // Матерiали Мiжнародного форуму шновацшних проекпв студенпв, асшранпв i молодих уче-них - «Соцiально-економiчний, еколопчний та гумаштарний розвиток регюшв» 5-7 квггня 2012 року. - Луганськ: Вид-во СНУ iм. В. Даля,

2012. - С. 113-119.

3. Ганюшин, А. А. Цифровая фотография в новых медиа [Электронный ресурс] / А. А. Ганюшин // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». -

2013. - № 5. - URL: http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2013/5/.

4. Инфографика: понятие, классификация и инструменты создания [Электронный ресурс] // Интернет-журнал PC-Vestnik. - URL: http://pc-vestnik.ru/infografika.

5. Кирия, И. Мультимедиа и новые принципы новостей [Текст] // Журналистика и конвергенция: почему и как традиционные СМИ превращаются в мультимедийные / под ред. А. Г. Качкаевой. - М., 2010. - C. 39.

6. Симакова, С. И. Влияние новых технологий на визуальный контент журналистских материалов [Текст] / С. И. Симакова // Вестник Челябинского государственного университета. Сер. Филология. Искусствоведение. - 2015. -Вып. 94. - С. 163-169.

7. Симакова, С. И. Замещение цифрового контента газеты инфографикой в современной

прессе [Электронный ресурс] / С. И. Симакова // Российские СМИ и журналистика в новой реальности: материалы междунар. науч.-практ. конф., посвященной 75-летию журналистского образования на Урале (Екатеринбург, 14-15 апреля 2011 г.). - Екатеринбург : Фак. журналистики Урал. гос. ун-та, 2011. - URL: http://journ. usu.ru/index.php/conference-2011.

8. Симакова, С. И. Инфографика: визуализация цифрового контента [Текст] / С. И. Симакова // Вестн. Волжск. ун-та им. В. Н. Татищева. - 2012. - № 3. - С. 219-226.

9. Симакова, С. И. Работа журналиста в сети Интернет: технический аспект [Текст] : учебное пособие / С. И. Симакова // - Челябинск : Энциклопедия, 2015.

10. Смирнова, Е. А. Инфографика в системе журналистских жанров [Текст] / Е. А. Смирнова // Вестник ВолГУ. Серия 8. - Вып. 11. -2012. - С. 92-95.

11. Тарасенко, П. Н. Использование инфо-графики на сайтах испанских интернет-СМИ [Текст] / П. Н. Тарасенко // Журналист. Социальные коммуникации. - 2011. - № 2. - С. 97-98.

12. Шарков, Ф. И. Визуализация медиапро-странства средствами коммуникации [Электронный ресурс] / Ф. И. Шарков // Доклад на Международном междисциплинарном вебина-ре «Визуальные коммуникации в новых медиа: эффекты, возможности, риски (междисциплинарный подход)». 20-22 мая 2014 г. Томский государственный университет. - URL : http:// igsup.ru/images/publish/sharkov-tomsk.pdf.

13. Шевченко, В. Э. Визуальная история как новый вид журналистского сообщения (на примере украинских журналов) [Электронный ресурс] / В. Э. Шевченко // Журналистский ежегодник. - 2013. - № 2. Ч. 2. - С. 49-52.

S. I. Simakova

INFOGRAPHICS AS JOURNALISM WAY TO VISUALIZE CONTENT

The article is devoted to the visual content of journalistic materials. We propose a typology of forms of information visualization in the media. The focus is on infographics, as one of the most modern methods ofvisualization ofjournalistic content. The author notes that infographics took a strong position not only in the print and online media but also on television.

Keywords: visualization; journalism; journalistic materials; visual content; infographics, TV infographics.

References

1. Aslanova (Novatorova), S. V. (2013) Mul'timediynyy kontekst prodvizheniya radioveshchaniya v sotsial'nykh setyakh v aspekte mediakonvergentsii [=Multimedia Broadcasting in the context of the promotion of social networks in terms of media convergence], in: VestnikNizhegorodskogo universiteta im. N. I. Lobachevskogo [=Journal of the Nizhny Novgorod University named Lobachevsky], no. 4 (2), pp. 190-192. (In Russ.).

2. Vasilishina, S. N., Makarenko, M. B. (2012) Sovremennyye instrumenty vizualizatsii informatsii [=Modern tools of information visualization], in: Materiali Mizhnarodnogo forumu innovatsiynikh proyektiv studentiv, aspirantiv i molodikh uchenikh [=Proceedings of International Forum of Innovation and Projects of Yong Investigators "Social-economy, ecology and humanity development of regions" 5-7 June 2012], Lugans'k, SNU im. V. Dalya Publ., pp. 113-119. (In Russ.).

3. Ganyushin, A. A. (2013) Tsifrovaya fotografiya v novykh media [=Digital Photography in New Media], in: Informatsionnyy gumanitarnyy portal «Znaniye. Ponimaniye. Umeniye» [=Information Portal Humanities «Knowledge. Understanding. Ability" ], no. 5, available at: http://www.zpu-journal. ru/e-zpu/2013/5/, accessed 19.01.2015. (In Russ.).

4. Infografika: ponyatiye, klassifikatsiya i instrumenty sozdaniya [=Infographics: concept, classification and creation tools], in: Internet-zhurnal PC-Vestnik [=Internet magazine PC-Bulletin], available at: http://pc-vestnik.ru/infografika, accessed 19.01.2015. (In Russ.).

5. Kiriya, I. (2010) Mul'timedia i novyye printsipy novostey [=Multimedia and the new principles of news], in: Zhurnalistika i konvergentsiya: pochemu i kak traditsionnyye SMIprevrashchayutsya v

mul'timediynyye [=Joumalism and convergence: why and how traditional media are transformed into multimedia], ed. A. G. Kachkayevoy, Moscow, p. 39. (In Russ.).

6. Simakova, S. I. (2015) Vliyaniye novykh tekhnologiy na vizual'nyy konent zhurnalistskikh materialov [=The impact of new technologies on visual journalism content], in: Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta. Ser. Filologiya. Iskusstvovedeniye [=Bulletin of Chelyabinsk State University. Ser. Philology. Arts], no. 94, pp. 163-169. (In Russ.).

7. Simakova S. I. (2011) Zameshcheniye tsifrovogo kontenta gazety infografikoy v sovremennoy presse [=Substitution digital content in today's newspaper infographics press], in: Rossiyskiye SMI i zhurnalistika v novoy real'nosti: materialy mezhdunar. nauch.-prakt. konf., posvyashchennoy 75-letiyu zhurnalistskogo obrazovaniya na Urale (Yekaterinburg, 14-15 aprelya 2011 g.) [=Russian media and journalism in a new reality: Proceedings ofthe international. scientific and practical. Conf., dedicated to the 75th anniversary of journalism education in the Urals (Ekaterinburg, 14-15 April 2011)], Yekaterinburg, Fak. zhurnalistiki Ural. gos. un-ta, available at: http://journ.usu.ru/index.php/conference-2011, accessed 31.05.2015. (In Russ.).

8. Simakova, S. I. (2012) Infografika: vizualizatsiya tsifrovogo kontenta [=Infographics: visualization of digital content], in: Vestnik Volzhskogo universiteta im. V. N. Tatishcheva [=Bulletin of Volzhsky University named by V. N. Tatischev], no. 3, pp. 219-226. (In Russ.).

9. Simakova, S. I. (2015) Rabota zhurnalista v seti Internet: tekhnicheskiy aspekt [=Journalist's work on the Internet: the technical aspect]: manual, Chelyabinsk, Entsiklopediya. (In Russ.).

10.Smirnova, Ye. A. (2012) Infografika v sisteme zhurnalistskikh zhanrov [=Infographics in the journalistic genres], in: Vestnik VolGU [=Bulletin of the Volga State University]. Seriya 8, vol. 11, pp. 92-95. (In Russ.).

11.Tarasenko, P. N. (2011) Ispol'zovaniye infografiki na saytakh ispanskikh internet-SMI [=Using infographics on the websites of Spanish online media], in: Zhurnalist. Sotsial'nyye kommunikatsii [=Journalist. Social communications.], no. 2, pp. 97-98. (In Russ.).

12.Sharkov, F. I. (2014) Vizualizatsiya mediaprostranstva sredstvami kommunikatsii [=Using infographics on the websites of Spanish online media], in: Doklad na Mezhdunarodnom mezhdistsiplinarnom vebinare «Vizual'nyye kommunikatsii v novykh media: effekty, vozmozhnosti, risk (mezhdistsiplinarnyy podkhod)». 20-22 maya 2014 g. Tomskiy gosudarstvennyy universitet [=Report at the International Interdisciplinary webinar «Visual communication in the new media: the effects, possible risks (multidisciplinary approach).» 20-22 May 2014. Tomsk State University], available at: http://igsup.ru/images/publish/sharkov-tomsk.pdf, accessed 31.05.2015. (In Russ.).

13.Shevchenko, V. E. (2013) Vizual'naya istoriya kak novyy vid zhurnalistskogo soobshcheniya (na primere ukrainskikh zhurnalov) [=Visual history as a new kind of journalistic posts (for example, Ukrainian journals], in: Zhurnalistskiyyezhegodnik [=Journalist yearbook], no. 2, part 2, pp. 49-52. (In Russ).

Симакова Светлана Ивановна - кандидат филологических наук, заведующая кафедрой журналистики и массовых коммуникаций Челябинского государственного университета.

simakovi@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.