Научная статья на тему 'Особенности и перспективы развития рынка субфедеральных (муниципальных) облигаций'

Особенности и перспективы развития рынка субфедеральных (муниципальных) облигаций Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
454
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАИМСТВОВАНИЯ МЕСТНЫХ ОРГАНОВ ВЛАСТИ / LOANS OF LOCAL AUTHORITIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дриго М. Ф.

Умелое использование инструментов рынка ценных бумаг позволяет местным властям финансировать самые разные дорогостоящие проекты, включая строительство и содержание дорог, школ, обеспечивать экономическое развитие региона. Субфедеральные (муниципальные) облигации это один из возможных заемных инструментов, с помощью которых местные власти могут финансировать такие проекты. Облигации не только приносят необходимые средства по низкому проценту, но и позволяют растягивать погашение долга на весь срок функционирования объектов инфраструктуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Skilful use of tools of a securities market allows local authorities to finance the most different expensive projects, including construction and the maintenance of roads, schools, to provide economic development of region. Subfederal (municipal) bonds is one of possible extra tools with which help local authorities can finance such projects. Bonds not only bring necessary means under the low interest, but also allow to stretch repayment of the debt for all term of functioning of objects of an infrastructure.

Текст научной работы на тему «Особенности и перспективы развития рынка субфедеральных (муниципальных) облигаций»

УДК - 336

ОСОБЕННОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РЫНКАСУБФЕДЕРАЛЬНЫХ

(МУНИЦИПАЛЬНЫХ) ОБЛИГАЦИЙ

М.Ф. Дриго

Умелое использование инструментов рынка ценных бумаг позволяет местным властям финансировать самые разные дорогостоящие проекты, включая строительство и содержание дорог, школ, обеспечивать экономическое развитие региона. Субфедеральные (муниципальные) облигации - это один из возможных заемных инструментов, с помощью которых местные власти могут финансировать такие проекты. Облигации не только приносят необходимые средства по низкому проценту, но и позволяют растягивать погашение долга на весь срок функционирования объектов инфраструктуры.

Ключевые слова: заимствования местных органов власти.

С каждым годом Российский фондовый рынок вносит все более существенный вклад в оздоровление финансов субъектов федерации и муниципальных образований. Суммарный объём субфедеральных (муниципальных) облигаций (СМО) в обращении к концу 2010 г. составил 427 млрд. руб. За вторую половину 2010 г. оборот сделок с этими инструментами увеличился на 7% по сравнению с аналогичным периодом 2009 г. Доля сделок РЕПО в биржевом обороте возросла ещё больше и превысила 90%.

В течение 2010 года на биржевом и внебиржевом рынке облигации разместили 49 эмитентов, наиболее крупными из них являются Москва, Московская область, Санкт-Петербург, Самарская, Нижегородская области, республика Саха (Якутия), Краснодарский край и др. (см. табл. 1)

Облигация, как эмиссионная ценная, бумага предоставляет право её держателю на получение от лица, выпустившего облигацию в предусмотренный ею срок номинальной стоимости облигации или иного имущественного эквивалента. Выпуск облигаций муниципальным образованием позволяет оздоровить экономику и оптимизировать структуру долга.

Преимущества облигаций перед банковским кредитом:

• Более низкие ставки за счёт рыночного ценообразования.

• Более длинные сроки обращения и большая гибкость в управлении муниципальным долгом.

• Большие объемы выпусков.

Таблица 1

Объём заёмных средств на рынке субфедеральных облигаций на 01.01.2011 г.

№ Эмитент Объем и валюта, млн. Дата погашения

1 Москва (выпуск 39-62) 278 000.00 ШІР 01.04.2011 -21.07.2014

2 Московская область 25006 84 496.00 ШІР 19.04.2011 - 11.06.2013

3 Санкт-Петербург 25038 18 000.00 ШІР 19.11.2015

4 Минфин Республики Саха (Якутия) 35002 12 500.00 ШІР 17.04.2014

5 Нижегородская область 34008 11 000.00 ШІР 20.10.2011

6 Краснодарский край 34003 10 800.00 ШІР 27.09.2014

7 Красноярский край 34004 10 200.00 ШІР 08.11.2012

8 Республика Коми 34009 8 100.00 ШІР 18.10.2014

9 Рязанская область 34001 6 400.00 ШІР 27.11.2014

10 Ярославская область 34006 4 500.00 ШІР 19.04.2011

11 Костромская область 34005 3 000.00 ШР! 20.12.2012

12 Калужская область 34011 з ооо.оо ят о1.о9.2о13

Субъекты федерации и муниципальные образования, освоившие рынок несколько лет назад, постепенно повышают долю облигаций в общем долге муниципалитета, замещая альтернативные источники финансирования расходов бюджета. Некоторые субъекты федерации и муниципалитеты используют средства от выпуска облигаций на погашение банковских кредитов. Отдельные эмитенты используют выпуск облигаций для финансирования программ развития. Облигации выпускаются для финансирования дефицита бюджета и для привлечения инвестиций в социальную сферу.

Разнообразные цели выпусков СМО подтверждают возрастающую роль фондового рынка для развития экономики муниципального образования.

Спрос инвесторов на СМО сохраняется на высоком уровне. Это происходит за счёт общего расширения инвестиционной базы: число инвесторов увеличивается, возрастает объём инвестиционных ресурсов.

Привлекательность рублёвых инструментов в настоящее время достаточно высокая. Крупные инвесторы стремятся диверсифицировать свои активы и включают в свои портфели широкий круг инструментов от наиболее рискованных и доходных акций до наиболее надежных, но мало доходных государственных бумаг. СМО по доходности и риску вложений в инвестиционных портфелях занимают золотую середину.

Активность субъектов федерации (кроме Москвы) на рублевом долговом рынке в 2010 г. осталась

на уровне 2009 г. Совокупный объем размещений составил по итогам года 32 млрд. руб. (с учетом планируемого выпуска Казани на 2 млрд. руб.). Объем размещений Москвы составил около 70 млрд. руб.

Значимым событием 2010 г. стало возвращение на публичный рынок капитала города Санкт-Петербурга, представившего свой пятилетний выпуск тестового объема (3 млрд. руб.). Особенностью эмиссии является то, что его первичное размещение состоялось на СПВБ, а обращение проходит как на СПВБ, так и на ММВБ.

Внешняя конъюнктура в 2010г. благоприятствовала эмитентам. К середине 2010 г. доходности облигаций сектора опустились на докризисные уровни, а осенью обновили исторические минимумы. Несмотря на улучшающиеся рыночные условия и высокий спрос на выпуски субъектов федерации, наблюдаемый при размещении, эмитенты не стремились увеличить объёмы заимствований до докризисных уровней, вдвое превышающих показатели 2009-2010 гг. Основной причиной этому послужили поддерживающие меры Правительства. В том числе, выделение в 2009-2010 гг. бюджетных кредитов привело к изменению структуры долговых портфелей эмитентов в пользу этих долгосрочных и дешевых источников финансирования дефицитов бюджетов.

Наиболее сильную бюджетную поддержку в 2009 г. получила Московская область. В начале 2010 г. область помимо бюджетных кредитов сумела привлечь банковское финансирование. Аккумулированных средств оказалось достаточно для погашения обязательств эмитента, что позволило ему не размещать новые выпуски облигаций в течение двух лет. В результате, с первичного рынка долга ушел крупнейший после Москвы заёмщик, на долю которого в 2007-2008 гг. приходилось 30 % и 60 % соответственно от совокупного объема размещений

В настоящий момент доля сегмента муниципальных выпусков в совокупном объёме

долгового рынка облигаций России составляет около 12%, из них почти 60 % номинального объёма приходится на выпуски столицы .

Вторым по величине эмитентом выступает Московская область (18%), доля прочих эмитентов не превышает 18 %. Всего на пять крупнейших заёмщиков (Москву, Московскую область, Самарскую и Нижегородскую области, а также Республику Саха (Якутия) приходится около 80% совокупного объёма обращающихся бумаг сектора.

По мере сворачивания антикризисных мер в 2011-2013 гг. будет увеличиваться потребность субъектов в привлечении средств с публичного долгового рынка. Исходя из объемов погашений облигаций и бюджетных кредитов, не следует ждать существенного увеличения объёмов предложения долговых бумаг эмитентов в 2011 г. Наиболее вероятен рост объёмов в 2012 г., на который приходится пик погашений бюджетных кредитов. По оценкам специалистов Банка Москвы [1, с.23], объем размещений субъектов РФ (без учёта Москвы) останется в 2011 г. примерно на уровне предыдущих двух лет - около 33 млрд. руб. Совокупный объем рынка субъектов РФ (без Москвы) составит ориентировочно 190 млрд. руб., с учетом Москвы - 473 млрд.руб. Доходности рублевых облигаций субъектов федерации в 2011 г. будут расти вместе с прочими долговыми инструментами внутреннего рынка, спрэды к ОФЗ должны немного расшириться.

На долговом рынке наиболее активными инвесторами являются российские банки, на них приходится более половины вложений в рублёвые облигации. Способствуют росту рынка и институты коллективных инвестиций - паевые и инвестиционные фонды. Поэтому муниципальным образованиям, которые ещё не вышли на рынок облигаций, сделать это будет не так сложно. Необходимо только выполнять определенные правила, которые позволят разместить заём и обеспечить его ликвидность на вторичном рынке. В настоящее время есть экономические предпосылки для перехода местных органов власти к целевым заимствованиям и проектному финансированию. За рубежом рынок муниципальных облигаций более чем на 2/3 состоит из целевых займов, обеспеченных доходами от реализуемых местными властями инвестиционных проектов, например развитие местных телекоммуника-ционных сетей, модернизация ЖКХ, строительство платных дорог Т.д.

Успешный выход субъекта федерации (муниципального образования) на фондовый рынок, прежде всего, зависит от профессионализма компании, обеспечивающей процедуру выпуска, размещения, и

безучета Москвы.

2%

5%

□ Москва

■ Московская область

□ Нижегородская область

□ Самарская область

] Прочие

погашения займа. В настоящее время можно с уверенностью сказать, что в России сформировался рынок услуг организаторов размещений облигационных займов и андеррайтеров. В прошлом году его участниками были 59 банков и инвестиционных компаний. Согласно рейтингу Cbonds, в Топ-5 ведущих андеррайтеров по итогам 2010 года вошли РОСБАНК, ВТБ, Группа компаний «Регион», Инвестиционный банк «КИТ Финанс», Инвестиционно-финансовая компания «РИГрупп-финанс» [2, с.56].

Решение о выходе на рынок долговых обязательств должно приниматься в рамках стратегии социально-экономического развития региона (муниципалитета) и в соответствии с действующим законодательством. Так, Бюджетный кодекс накладывает ряд ограничений на объём и направления расходования привлечённых средств. Например, в соответствии со статьёй 106. «Предельный объем заимствований субъектов Российской Федерации, муниципальных заимствований» Бюджетного кодекса РФ для муниципальных образований [3, с 121]:

1. Объём долга не должен превышать объёма ДОХОДОВ бюджета муниципального образования без учета финансовой помощи из бюджетов других уровней.

2. Объём расходов на обслуживание муниципального долга не должен превышать 15% расходов бюджета.

3. Предельный объём средств, направляемых на финансирование дефицита бюджета, не должен превышать 10% ДОХОДОВ бюджета без учета финансовойпомощи.

По типу субфедеральные (муниципальные) облигации могут быть купонные - с периодической выплатой процентного платежа, и дисконтные - с единовременным погашением всей суммы долга и процентов в конце срока обращения. В настоящее время на Российском фондовом рынке наибольшее распространение получили купонные муниципальные облигации с выплатами обычно 1 раз в полгода.

Погашение основной суммы долга может производиться единовременно в конце срока обращения или поэтапно (амортизация долга). При необходимости (например, при принятии решения о рефинансировании) эмитент может сократить объём собственного долга, выкупив на рынке все свои облигации или их часть. Впоследствии облигации снова могут быть пущены в свободное обращение путем продажи на рынке.

Работу по организации выпуска облигационного займа условно можно разделить на три основных

этапа:

1 этап - предварительная подготовка документов, включает в себя:

1.1 Подготовку предложений о параметрах заимствований в рамках выпуска облигационного займа.

1.2 Внесение соответствующих изменений в Закон «О региональном бюджете (бюджете муниципального образования)» в части, касающейся программы заимствований на соответствующий год, и при необходимости в «Устав субъекта федерации (муниципального образования)» для определения полномочий исполнительных органов власти при осуществлении заимствований.

2 этап - подготовка и выпуск облигационного займа, включат в себя:

2.1 Размещение конкурса на оказание услуг по обеспечению процедур выпуска, размещения и погашения облигационного займа, а также на оказание услуг биржи и депозитария.

2.2 Заключение договора на оказание услуг по подготовке, размещению и обращению облигационного займа между Организатором (победителем конкурса на оказание услуг по обеспечению процедур выпуска, размещения и погашения облигационного займа) и уполномоченным органом исполнительной власти субъекта федерации (муниципалитета). Заключение договора с биржей и депозитарием.

2.3 Подготовка и утверждение структуры и основных параметров облигационного займа.

2.4 Принятие нормативного правового акта «Об утверждении генеральных условий эмиссии и обращения субфедерального (муниципального) облигационного займа».

2.5 Принятие нормативного правового акта «Об утверждении условий эмиссии и обращения облигационного займа».

2.6 Подготовка и направление в Министерство финансов пакета документов, необходимых для государственной регистрации эмиссии СМО.

2.7 Регистрация облигационного займа в Министерстве финансов Российской Федерации.

2.8 Подготовка проекта решения об эмиссии облигационного займа.

2.9 Публикация условий эмиссии и решения о выпуске займа.

2.10 Подготовка и проведение PR-мepoпpиятий, размещение облигационного займа на бирже.

2.11 Принятие нормативного правового акта об утверждении отчёта об итогах эмиссии облигационного

займа.

3 этап - вторичноеобращение и погашение облигаций, включат в себя:

3.1 Мониторинг вложений средств облигационного займа в соответствии с целями выпуска облигационного займа.

3.2 Обслуживаниедолга.

3.3 Управление долгом путём покупки и последующей продажи СМО на вторичном рынке.

3.4 Погашение облигационного займа.

Таблица 2

График работы по подготовке и размещению облигационного займа_____________________

Этапы Месяц 1 Месяц 2

1 2 3 4 5 6 7 8

Утверждение итогов конкурса X

Заключение договора на обслуживание займа X X

Определение основных параметров выпуска X X

Подготовка маркетинговых материалов X X

Подготовка условий эмиссии и регистрация выпуска X X X X

Заключение договоров (биржа, депозитарий) X

Допуск к размещению займа X

Формирование синдиката андеррайтеров X X

Размещение X

Начало вторичного обращении X

Практика показывает, что не менее 2 месяцев обычно проходит от начала работы с инвестиционным банком или компанией, победившей в конкурсе, до размещения займа и перечисления средств на счёт уполномоченного органа. Приведенные сроки носят примерный характер и во многом зависят от уровня организации совместной работы специалистов компании - организатора займа и специалистов муниципального образования.

Приведенный механизм проведения заимствований должен быть интегрирован в региональную инвестиционно-заёмную систему, поскольку привлечение заёмных ресурсов должно осуществляться с целью финансирования экономически значимых региональных и общегородских инвестиционных программ и проектов, реализация которых приведет в кратко- или среднесрочной перспективе либо к значительному снижению базовых бюджетных расходов (в частности, расходов на ЖКХ), либо создаст предпосылки для усиления конкурентных позиций местных производителей, будет способствовать увеличению доходной части бюджета.

Займы должны представлять собой целостное звено финансово-инвестиционной системы региона или города. Важнейшей функцией этой подсистемы является оптимизация портфеля заёмных средств (поддержание оптимального баланса (пропорций) между кратко-, средне- и долгосрочными заёмными инструментами), поддержание его ликвидности и обеспечение требуемой ритмичности погашения заёмных обязательств.

Skilful use of tools of a securities market allows local authorities to finance the most different expensive projects, including construction and the maintenance of roads, schools, to provide economic development of region. Subfederal (municipal) bonds is one of possible extra tools with which help local authorities can finance such projects. Bonds not only bring necessary means under the low interest, but also allow to stretch repayment of the debt for all term of functioning of objects of an infrastructure.

The key words: loans of local authorities.

Списоклитературы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Состояние и тенденции рынка государственных долговых обязательств. Отчёт департамента долговых инструментов ОАО КБ «Банк Москвы» за 2010 г.// Рынок ценных бумаг. 2011. №1, С. 22-28

2. Шалаев А.Н. Инвестиции в России: все нетак плохо// Рынок ценных бумаг. 2011. N 2, С 55-61

3.Федеральный закон N 145-ФЗ от 31.07.1998 «Бюджетный кодекс Российской Федерации». Правовая система «Гарант»

Об авторе

Дриго М.Ф. - кандидат экономических наук, доцент, директор департамента экономического развития, mdrigo@yandex.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.