Научная статья на тему 'Особенности и направления волонтерской деятельности'

Особенности и направления волонтерской деятельности Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
3505
248
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЛОНТЕР / ДОБРОВОЛЬЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ДАГЕСТАН / ОРГАНИЗАЦИЯ / ДВИЖЕНИЕ / ФОНДЫ / МОЛОДЕЖЬ / НАПРАВЛЕНИЕ / АКЦИИ / ЧЕЛОВЕК / ОБЩЕСТВО / ПОМОЩЬ / НАВЫКИ / ПРОЕКТЫ / НАСЕЛЕНИЕ / РАБОТА / ПОТРЕБНОСТИ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Атаева Джамиля Зиявдиновна, Мугаджирова Аида Магомедсултановна

В статье раскрываются особенности и направления волонтерской деятельности, в том числе и на некоторых примерах в республике Дагестан; характеризуются специфика каждого из представленных направлений, которые, по мнению автора, могут объединить усилия различных людей и снизить социальную напряженность в обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Атаева Джамиля Зиявдиновна, Мугаджирова Аида Магомедсултановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности и направления волонтерской деятельности»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Педагогические науки / Pedagological Science Оригинальная статья / Original Article УДК 37. 013. 42 / UDC 37. 013. 42

Особенности и направления волонтерской деятельности

© 2016 Атаева Д. З., Мугаджирова А. М.

Дагестанский государственный педагогический университет, Махачкала, Россия; e-mail: djama450@ yаndex.ru

Резюме. В статье раскрываются особенности и направления волонтерской деятельности, в том числе и на некоторых примерах в республике Дагестан; характеризуются специфика каждого из представленных направлений, которые, по мнению автора, могут объединить усилия различных людей и снизить социальную напряженность в обществе.

Ключевые слова: волонтер, добровольческая деятельность, Дагестан, организация, движение, фонды, молодежь, направление, акции, человек, общество, помощь, навыки, проекты, население, работа, потребности.

Формат цитирования: Атаева Д. З., Мугажирова А. М. Особенности и направления волонтерской деятельности // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. Т. 10. № 2. 2016. С. 25-30.

Features and Directions of Volunteer Activities

© 2016 Dzhamilya Z. Ataeva, Aida M. Mugadzhirova

Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala, Russia; e-mail: djama450@ yаndex.ru

Abstract. The article reveals the characteristics and directions of volunteer activities, including some examples in the Republic of Dagestan. The authors characterize the specificity of each of the listed areas, which can unite the efforts of various people and decrease the social tension in the society.

Keywords: volunteer, volunteering, Dagestan, organization, movement, funds, youth, direction, actions, human, society, assistance, skills, projects, population, work, needs.

For citation: Ataeva D. Z., Mugadzhirova A. M. Features and Directions of Volunteer Activities. Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Pedagogical Sciences. Vol. 10. No. 2. 2016. Pp. 2530. (In Russian)

Волонтёрство, являющееся широким кругом деятельности, включает как традиционные формы взаимопомощи, так и официальное предоставление услуг. Волонтерская деятельность осуществляется добровольно на благо широкой общественности без расчёта на денежное вознаграждение.

Сфера деятельности, где нередко требуется волонтерская помощь, достаточно обширна, поэтому для каждого молодого гражданина найдется вид добровольческой деятельности, отвечающий его потребностям и позволяющий реализовать собственные устремления. Волонтерская деятельность (официальное название) в Дагестане явление сравнительно молодое, по-

••• Известия ДГПУ. Т. 10. № 2. 2016

••• йЭРиЮийЫАи Уо!. 10. N0. 2. 2016

этому пока не получило должного обоснования.

В работе различных организаций можно выделить целый ряд актуальных для молодежи форм и направлений волонтерской деятельности:

- помощь социально незащищенным группам населения, включающим в себя детей-сирот, инвалидов, пожилых людей, бездомных, беженцев, бывших заключенных и других;

- работа в госпиталях и больницах;

- психологическое и педагогическое сопровождения подростков и детей;

- просветительская деятельность, направленная на профилактику СПИДа, наркомании, популяризацию безопасного и здорового образа жизни;

- деятельность по восстановлению и сохранению природных и исторических памятников;

- оказание помощи животным, работа в заповедниках и зоопарках, работа и ухаживание за животными в приютах;

- просветительская и практическая работа по защите окружающей среды;

- творческая и досуговая деятельность, заключающаяся в организации различных мероприятий (концерты, конкурсы, театральные выступления, праздники и др.), помощь в проведении свободного времени подростков и детей;

- краеведение;

- деятельность в социальных сетях (интернет) и другие.

По мнению Л. П. Конвисаревой, добровольческая организация действует более продуктивнее и качественнее в одном конкретном направлении деятельности, например, только работа в больницах или оказание помощи животным, однако, в зависимости от состава, профессионализма членов организации и других обстоятельств, может добиться успешных результатов и в реализации своих проектов в различных общественных и социальных сферах жизни [3. С. 4].

Ниже мы попытаемся кратко раскрыть специфику каждого из приведенных выше направлений волонтерской деятельности.

К одним из самых незащищенных категорий, нуждающихся в милосердии, ласке, духовной поддержке и внимании, относятся дети и старики. При всем желании представители служебных персоналов детских домов и интернатов для пожилых людей не

всегда имеют физическую возможность уделить достаточное внимание каждому ребенку, сироте и старику, проживающим в таких учреждениях. Волонтеры, которые выбрали для себя данное направление, все свое свободное время проводят с пожилыми людьми, находящимися в доме для престарелых, своим участием оказывая внимание и поддержку, помогая им достойно прожить старость.

Похожая ситуация в работе с детьми. Для нормального развития ребенка необходима полноценная среда. Поэтому ребенок, воспитывающийся в детском доме и интернате, на раннем этапе своего развития, даже не имея проблем физического плана, но лишенный элементарного человеческого общения, развивается с заметным отставанием от своих сверстников, которые воспитываются в семье. Деятельное участие волонтеров в интеллектуальной, психологической и социальной реабилитации детей-сирот может заметно улучшить ситуацию, позволит ребенку стать полноценным членом общества.

Беженцы, получившие свой статус в результате природных, политических и других катаклизмов также требуют к себе внимание. И здесь не обойтись без помощи волонтеров.

Наши наблюдения показали, что волонтерское движение, направленное на оказание помощи социально незащищенным членам общества, заметно развито в сфере деятельности различных благотворительных фондов Дагестана, например, таких как «Инсан», «Надежда». Осуществляя сбор средств, одежды, обуви для малоимущих, фонды объявляют о создании волонтерских отрядов, которые распределяют продукты и вещи по адресам. Такие акции проводятся регулярно, в том числе и в преддверии праздников «Ураза-Байрам» и «Курбан-Байрам».

В отличие от ряда европейских стран, в России на сегодня не поставлена служба по организации жизни ребенка в больнице, поэтому потребность в волонтерах здесь велика. При этом, отмечая специфику работы в данном направлении, необходимо признать, что «некоторые добровольцы не выдерживают атмосферы, царящей в больничных палатах, работы с больными, требующей немалых физических и моральных сил, и отказываются от этой деятельности» [2. С. 34]. В связи с этим, акту-

альной следует считать проблему отбора добровольцев, способных к оказанию действенной помощи в больницах, способных там работать. Деятельность волонтера в больнице неоценима в реализации целостного подхода к пациенту, она дает ему шанс ощутить себя важным и нужным кому-то человеком, а пациенту - ощутить свою жизнь полноценной. Если рассматривать волонтерскую больничную службу в перспективе, то волонтер, получив должное обучение, может приступать к выполнению более сложной работы, например, ухаживать за больными в терминальной стадии, за детьми-инвалидами, проводить игровую терапию и др. Несомненно, в подобных случаях со стороны медицинского персонала будут соответствующие шаги доверия, более развернутые стратегии поисков в привлечении различных категорий добровольцев, в том числе и студентов, желающих и способных обучаться этому делу.

Нередко дети и подростки, как с нормальным, так и с нарушенным развитием, «нуждаются в психологической и педагогической помощи. Проблема детей с нарушениями физического и психического развития часто заключается в отсутствии возможности для социализации их в обществе здоровых людей» [1. С. 12].

Общение же с волонтерами усиливает толерантность общества по отношению к детям-инвалидам, противодействует их социальной изолированности, вносит яркие моменты в жизнь детей. В этом направлении можно проводить различные праздники, организовывать досуг, осуществлять репетиторство и пр. Заслуживает внимания волонтерский отряд, созданный в школе № 2 г. Каспийска. Юные добровольцы, действующие по программе «Беспокойные сердца», регулярно оказывают помощь детям-инвалидам, посещая детский дом, стремятся поднять им настроение, организовывая разнообразные представления, концерты. Более того, юные волонтеры принимают участие в таких программах, как «Подари сердце детям», «Неделя добра», «Обменяй сигарету на конфету», очистка берега от мусора. Лучшие добровольцы отмечаются на республиканском форуме.

Работа волонтеров с молодыми людьми, направленная на профилактику алкогольной и наркотической зависимости и, в це-

лом, на оздоровление молодежной среды, заключается в поддержании безопасного и здорового образа жизни, сохранении генофонда [6. С. 20]. Реализация данной деятельности включает в себя проведение различных тренингов и антинаркотических акций, целенаправленных обучающих семинаров, контролируются возможные каналы поступления наркотических средств в молодежную среду. Среди форм подобного направления можно отметить работу телефонов Доверия, оказание психологической поддержки и консультаций, привлечение специалистов для проведения тематических круглых столов.

Волонтерский труд может быть успешно задействован в восстановлении и сохранении памятников истории, природы и культуры. Поскольку охраняемые исторические комплексы и природные памятники часто нуждаются в практической и бескорыстной помощи, то именно добровольцы, объединенные в группы или отряды, могут выполнить необходимую работу, ведь у сотрудников данных комплексов часто на это не хватает сил, времени и средств. Если памятник не состоит на учете государства, то заслугой волонтеров будет просветительская деятельность среди местного населения, касающаяся охраны этого объекта, а также действия по сохранению его.

Нередко вход на заповедную территорию бывает закрытым для посетителей, и лишь волонтерам разрешается находиться в охраняемых местах с тем, чтобы бескорыстным и добрым трудом помогать в деле сохранения живого наследия или исторической памяти. Принимая участие в подобных проектах, волонтеры не только оказывают посильную помощь в сохранении культурного и природного наследия, но и приобщаются к культурному богатству, ближе знакомятся с памятниками культуры и природы [4. С. 12].

Участие в добровольческой деятельности по защите окружающей среды является, по нашему мнению, одним из популярных занятий (среди других направлений волонтерства) в молодежной среде. Оно заключается в проведении различных акций для привлечения внимания общественности и государственных структур к проблемам экологии, которые требуют решения.

••• Известия ДГПУ. Т. 10. № 2. 2016

••• DSPU JOURNAL Уо!. 10. N0. 2. 2016

Волонтеры, оказывая помощь в распространении сведений, касающихся различных экологических проектов, проводят лекции и беседы о современных технологиях, позволяющих экологичнее без особых затрат обустроить свое рабочее место и быт. Экологические инспекции, заключающиеся в выявлении несанкционированных свалок мусора, фиксировании незаконных рубок кустарников и деревьев - являются активными видами деятельности волонтеров. Нам представляется, что развитие природоохранной добровольческой деятельности во многом может изменить у многих жителей города (села, поселка) образ жизни и мысли, поскольку, участвуя в практических мероприятиях, например, в посадке зеленых насаждений, тушении лесных пожаров, пресечении незаконной рубки деревьев, люди сталкиваются с непосредственными результатами своей работы.

Помощь бездомным животным, воплощение идей гуманного отношения к животному миру, внедрение эффективных мер, связанных с сокращением количества беспризорных животных находят заметный отклик среди добровольцев. Просветительская деятельность в этом направлении заключается в регулярных проведениях информационно-образовательных акций, распространении материалов по ознакомлению жителей с проблемами беспризорных животных, объяснении преимуществ и необходимости стерилизации, раскрытии преступных действий бродяг, «перекупщиков» и др. Вместе с тем, добровольцами принимаются меры по выявлению и пресечению нередких случаев издевательства над животными, проводятся акции по устройству бездомных животных в «семьи». Благодаря помощи, оказываемой волонтерами в приютах для брошенных животных и на улицах, многие животные находят своих хозяев или обретают новых.

Эстетическое направление добровольческой деятельности, выбранное молодыми людьми, предоставляет им возможность приобщиться к прекрасному, познакомиться с миром искусства, познакомиться с известными художниками, музыкантами, мастерами, расширить кругозор в сфере музыкального и художественного искусства. В данном случае волонтеры, принимая участие в проведении выставок, концертов, дежурят, раздают программки и рекламные буклеты, тем самым оказывая

помощь в реализации конкретного проекта.

Знание иностранного языка предоставляет возможность волонтеру сопровождать иностранного художника, музыканта или высокого гостя, знакомить его с достопримечательностями города и пр. Для проведения выставки, семинара или планирования концертного выступления нередко требуется помощь в переводе текста из книги, выступления автора, объявления и другого материала.

В условиях музея предполагается оказание волонтерами помощи по организации выставочной деятельности, состоящей в монтаже выставок, контроле над посетителями при входе и в зале, распространении информации о предстоящем мероприятии среди населения, раздаче буклетов и каталогов на мероприятии и т. д.

В этом же направлении приветствуется и такой вид деятельности как работа в Интернете, заключающаяся в поиске нужной информации, оповещении населения по электронной почте о предстоящем концерте или проведении выставки.

«Контингент волонтеров в сфере искусства может состоять из молодых людей, имеющих некоторую подготовку по дисциплинам эстетического профиля, так и обычных студентов и школьников» [5. С. 36]. Юноши и девушки, собирающиеся связать свою жизнь с профессией в области искусства, имеют прекрасную возможность в приобретении опыта, пополнении своих профессиональных знаний, необходимых для устройства на работу.

Поскольку выше была озвучена тема использования Интернета, представляется необходимым затронуть и такую особенность в создании добровольческого движения, как вступление в волонтеры через социальную сеть. Так, в преддверии 70-летия Победы на созданном сайте «Волонтеры Победы» под девизом «Стань волонтером Победы!» была начата подписка на вступление в волонтерский корпус. Желающим необходимо было указать свои данные, и каждый из вступивших в корпус начинал свою работу по месту жительства. Таким образом, в Дагестане волонтерский корпус при участии других организаций провел целый ряд мероприятий, посвященных 70-летию Победы, таких как «Дальневосточная Победа» (в поселке Ленинкент), «Вахта памяти», «Свеча памяти», «Я - гражданин России» («Триколор»), «Солдатская каша» и др.

Волонтерские проекты, посвященные изучению истории родного края, привлекая молодых людей, позволяют им с помощью экскурсий, походов, регулярных краеведческих наблюдений расширить кругозор, привить разносторонние практические навыки, воспитать в себе любовь к Отечеству, патриотизм. Достойным примером в этом направлении может послужить волонтерский корпус «Дербент-2000», созданный к празднованию 2000-летия города Дербента. Корпус насчитывал более 900 добровольцев, вызвавшихся помочь в подготовке к праздничным мероприятиям, приуроченным к празднованию знаменательной даты. Поделенный на несколько направлений, корпус осуществлял работу совместно с медицинской службой, СМИ, полицией, МЧС. Кроме того, волонтеры самостоятельно провели собственные мероприятия к юбилею, осуществив такие проекты, как «Стихи о Дербенте», «Тысяча добрых дел», акцию «Я люблю Дербент» и другие, причем в подобных мероприятиях участвовали не только жители Дербента, но и других городов и сел республики.

Исследовательские задачи, поставленные в этом направлении волонтерской деятельности, разнообразны: в ходе экспедиций молодые люди осуществляют сбор информации у местного населения, фотографируют исторические памятники, картографируют объекты, анализируют собранный материал. Участники подобных проектов получают туристическую подготовку, знакомятся с методикой сбора материалов и устной информации, набирают опыт в полевых исследованиях. Кроме того, они задействованы в просветительской работе, заключающейся в проведении лекций, семинаров, дискуссий, бесед по истории родного края.

Важной составляющей подобных мероприятий является экологическое просвещение участников проекта. Также немаловажным представляется повышение интереса учащихся к изучению истории и культуры края, работа с историческими источниками, формирование навыков самостоятельной исследовательской деятельности.

Задачи, реализуемые в сфере историко-просветительского направления, включают в себя достаточно широкий спектр деятельности. Это осуществление проектов и поддержка инициативы, направленной на

воспитание подрастающего поколения в духе миротворчества, идей ненасилия, уважение к правам человека и идеалам гуманизма. Необходимо стимулировать участие молодых людей в общественной и полезной деятельности. Контакт молодежи с историческими и документальными материалами, живыми участниками исторических событий, сбор волонтерами воспоминаний у местного населения, поиск материальных свидетельств, связанных с отдельными историческими фактами - все это принесет пользу, как каждому участнику этого проекта, так и общему делу.

Проекты подобного рода предусматривают разнообразную культурную и просветительскую программу для самих добровольцев: экскурсия, дискуссия, беседа, встреча с ветеранами войны и труда, правозащитником, просмотр фильмов, творческое занятие и др.

В данном направлении хотим еще раз отметить создание и деятельность в Дагестане волонтерского корпуса 70-летия Победы, начавшего свою работу в ноябре 2014 года, насчитывавшего более трех тысяч человек и признанного лучшим в СевероКавказском федеральном округе.

Деятельность многих гражданских организаций, неправительственных организации, профессиональных ассоциаций, профсоюзов основана на идеях добровольной помощи.

Участие в волонтерской деятельности не имеет возрастных, расовых, религиозных и политических границ. Добровольческие и некоммерческие организации постоянно привлекают множество людей в свои программы и проекты.

На основе теоретических аспектов волонтерской деятельности можно сделать вывод, что данный вид деятельности, содержащий в себе проявление заботы и милосердия, будет актуальным до тех пор, пока сохраняется потребность человека в различной помощи при ограниченных возможностях государства в удовлетворении потребностей своих граждан в социальной поддержке. Дагестан в этом вопросе не исключение. Волонтерское движение для нашей республики может стать посылом, объединившим усилия различных людей и снизившим социальную напряженность в обществе.

••• Известия ДГПУ. Т. 10. № 2. 2016

••• DSPU JOURNAL. Vol. 10. No. 2. 2016

Литература

1. Евсеева А. Н. Привлечение добровольцев к работе учреждений социального обслуживания // Работник социальной службы. 2004. № 1. С. 10-13.

2. Козлов Л. А. Социальная работа за рубежом: состояние, тенденции, перспективы. М., 2007. 214 с.

3. Конвисарева Л. П. Волонтерское движение как фактор развития социальной активности молодежи. Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. Кострома, 2006. 22 с.

4. Кудринская Л. А. Добровольческий труд: опыт теоретической реконструкции М.: МГУ, 2006. 34 с.

5. Левдер И. А. Добровольческое движение как одна из форм социального обслуживания // Социальная работа. 2006. № 2. С. 35-38.

6. Логинова Л. Г. Работа подросткового добровольческого движения по первичной профилактике наркоалкогольной зависимости: Опыт социал. Центра молодежи Кузбасса // Внешкольник. 2007. № 4. С. 20-21.

References

1. Evseeva A. N. Attracting volunteers to the work of social service agencies. Rabotnik social-noy slujbi [Caseworker]. 2004. No. 1. Pp. 10-13. (In Russian)

2. Kozlov L. A. Socialnaya rabota za rubejom: sostoyanie, tendencii, perspektivi [Social work abroad: status, trends, perspectives]. Мoscow, 2007. 214 p. (In Russian)

3. Konvisareva L. P. Volonterskoe dvijenie kak factor razvitia socialnoy aktivnosti molodeji [Volunteer movement as a factor in the development of social activity of youth]. Extended abstract of Ph. D. dissertation (Pedagogy). Kostroma, 2006. 22 p. (In Russian)

4. Kudrinskaya L. A. Dobrovolcheskiy trud: opyt teoreticheskoy rekonstruktsii [Volunteer work: experiences in theoretical reconstruction]. Moscow, MSU Publ., 2006. 34 p. (In Russian)

5. Levder I. A. Volunteerism as a form of social services. Socialnaya rabota [Social work]. 2006. No. 2. Pp. 35-38. (In Russian)

6. Loginova L. G. Work of teenage volunteerism on primary prevention of drug and alcohol addiction: the experience of Social Youth Centre of Kuzbass. Vneshkolnik [After-schooler]. 2007. No. 4. Pp. 20-21. (In Russian)

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ Принадлежность к организации Атаева Джамиля Зиявдиновна, кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры социальной педагогики и социальной работы, факультет социальной педагогики и психологии (ФСПП), ДГПУ, Махачкала, Россия; e-mail: djama450@ уа^ех. ru

Мугаджирова Аида Магомедсултанов-

на, старший преподаватель кафедры социальной педагогики и социальной работы, ФСПП, ДГПУ, Махачкала, Россия; e-mail: djama450@yаndex.гu

INFORMATION ABOUT AUTHORS Affiliations

Dzhamilya Z. Ataeva, Ph. D. (Pedagogy), senior lecturer, the chair of Social Pedagogy and Social Work, the faculty of Social Pedagogy and Psychology (FSPP), DSPU, Makhachkala, Russia; e-mail: djama450@yandex.ru

Aida M. Mugadzhirova, Ph. D. (Pedagogy), senior lecturer, the chair of Social Pedagogy and Social Work, FSPP, DSPU, Makhachkala, Russia; e-mail: djama450@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 23.03.2016 г.

Article was received 23.03.2016.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.