Научная статья на тему 'Особенности государственной политики в экономической и социальной сферах: частные аспекты'

Особенности государственной политики в экономической и социальной сферах: частные аспекты Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
129
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СФЕРА / СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА / СЕЛЬСКИЕ ТЕРРИТОРИИ / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / КОСВЕННОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ / КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙ / УРОВЕНЬ ЖИЗНИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Нестеренко Марина Александровна, Бережной Андрей Владимирович

В статье раскрыты концептуальные положения государственной политики в экономической и социальной сферах Российской Федерации, где в позиции частного аспекта выделено направление развития сельских территорий, агрегирующее в себе особенности как экономической, так и социальной сферы. На основе обобщенного подхода представлена оценка развития сельских территорий Краснодарского края, выявлены социально-экономические проблемы. Определена необходимость концентрации государственной политики на косвенных мерах поддержки экономики и социальной сферы села.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности государственной политики в экономической и социальной сферах: частные аспекты»

УДК 353:323(470.57)

Нестеренко Марина Александровна

кандидат экономических наук, доцент кафедры государственного и муниципального управления, Кубанский государственный аграрный университет им. И.Т. Трубилина nesterenko09@inbox.ru

Бережной Андрей Владимирович

кандидат экономических наук, доцент кафедры государственного и муниципального управления, Кубанский государственный аграрный университет им. И.Т. Трубилина bav424@yandex.ru

Marina A. Nesterenko

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Public Positive State and Municipal Administration, Kuban State Agrarian University named of I.T. Trubilin nesterenko09@inbox.ru

Andrey V. Berezhnoy

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Public Positive State and Municipal Administration, Kuban State Agrarian University named of I.T. Trubilin bav424@yandex.ru

Особенности

государственной политики в экономической и социальной сферах: частные аспекты

Features of state policy

in economic and social spheres: private aspects

Аннотация. В статье раскрыты концептуальные положения государственной политики в экономической и социальной сферах Российской Федерации, где в позиции частного аспекта выделено направление развития сельских территорий, агрегирующее в себе особенности как экономической, так и социальной сферы. На основе обобщенного подхода представлена оценка развития сельских территорий Краснодарского края, выявлены социально-экономические проблемы. Определена необходимость концентрации государственной политики на косвенных мерах поддержки экономики и социальной сферы села.

Ключевые слова: государственная политика, экономическая сфера, социальная сфера, сельские территории, устойчивое развитие, косвенное воздействие, Краснодарский край, уровень жизни.

Annotation. In article conceptual provisions of state policy in economic and social spheres of the Russian Federation where in a position of private aspect the direction of development of rural territories aggregating in itself features of both the economic, and social sphere is allocated are opened. On the basis of the generalized approach assessment of development of rural territories of Krasnodar Region is presented, social and economic problems are revealed. Need of concentration of state policy on indirect measures of support of economy and the social sphere of the village is defined.

Keywords: state policy, economic sphere, social sphere, rural territories, sustainable development, indirect influence, Krasnodar Region, standard of living.

Государственная политика в экономической и социальной сферах современной России представляет собой систему принципов норм и правил, объединенных генеральной целью -обеспечение устойчивого экономического развития и повышение на этой основе уровня и качества жизни населения.

Актуальные тенденции предполагают развитие аграрной сферы страны как одного из приоритетных направлений обеспечения национальной продовольственной безопасности.

Совокупность связанных между собой общественным разделением труда отраслей экономики, обеспечивающих воспроизводство продуктов питания и промышленных предметов потребления из сельскохозяйственного сырья, в соответствии с потребностями общества и спросом населения, образует отдельный сектор народного хозяйства [4], который невозможно рассматривать лишь в экономическом контексте. Здесь остро стоят вопросы формирования социальной сферы как базиса экономической, поскольку сельский уклад воспроизводства объединен с

жизненными процессами населения, занятого в агробизнесе. Следует отметить, что наряду с экономическим и социальным, здесь задействован и территориальный аспект.

Таким образом, отдельный блок внутренней государственной политики, где интегрированы и экономическая, и социальная сфера, представляет собой систему принципов, норм и правил, направленных на устойчивое развитие сельских территорий.

Понятие «устойчивое развитие сельских территорий» предполагает «цепной» процесс непрерывного длительного по времени развития с условием сохранения данной составляющей в будущем, со справедливой и качественной динамикой в экономической и социальной сферах. Суть рассматриваемого категорийного аппарата заключается в гармонизации ведения хозяйства, для обеспечения населения страны полезными и доступными продуктами при постоянном повышении качества жизни сельского населения, с условием сохранности природных ресурсов для будущих поколений, традиций, культуры, среды обитания.

Практика демонстрирует, что на сегодня решение социальных и экономических проблем сельских территорий становится, возможно при наличии многоукладного, конвергенного варианта, предусмотренного государственной политикой развития страны. При этом влияние государства должно быть с вовлечением институтов региональной и местной публичной власти, а политическое воздействие - с доминированием инструментов косвенной направленности, реализуемых в поддержку социальных вопросов села.

Согласно Концепции устойчивого развития сельских территорий РФ до 2020 года, российские регионы делятся на четыре типа и девять подтипов в зависимости от сельскохозяйственного использования, ограничений развития, характера освоений и потенциала сельской местности. В Концепции отмечено, что необходимо также разделение сельских территорий на типы внутри регионов, поскольку внутрирегиональные различия могут быть больше, чем различия между регионами. Зонирование внутри региона должно производиться при разработке программ устойчивого развития сельскохозяйственных территорий субъектов РФ [2].

Явным недостатком Концепции является то, что при разделении сельских территорий регионов РФ на типы использованы в основном показатели развития только сельскохозяйственного производства, не учитывая другие, например, иные виды экономической деятельности, социальные и экологические индикаторы.

Краснодарский край представляет собой субъект Российской Федерации, где развит агропромышленный комплекс и доминирует сельский уклад жизни. По нашему мнению, согласно классификации Концепции РФ, край входит во вторую типологическую группу «регионы с большим потенциалом социально-экономического развития,

которые обладают многофункциональной экономикой, сельским хозяйством пригородного типа»

Оценка эффективности регулирующего воздействия и реализации программно-целевого метода [1; 3] в части развития сельскохозяйственных территорий Краснодарского края показала, что по определенным направлениям достигнуты положительные результаты, но наряду с ними выделяются и существенные проблемы:

- наблюдается увеличение общего числа хозяйствующих субъектов АПК посредством роста численности малых форм хозяйствования;

- в течение последних пяти лет отмечен рост субсидий сельскохозяйственным организациям, причем с ростом субсидий на 1 га сельхозугодий, отмечается положительная динамика производственных показателей и рентабельности;

- количество крупных и средних сельскохозяйственных организаций сокращается, что приводит к «дроблению» хозяйствующих субъектов и переходу на мелкотоварное производство;

- число людей, работающих в крупных и средних сельскохозяйственных организациях, снижается, что приводит к росту безработицы на селе, переезду трудоспособного населения в город;

- велика кредиторская задолженность сельскохозяйственных организаций;

- в краевой программе «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции на 2013-2020 годы» не предусматриваются меры по проведению государственной поддержки развития сельскохозяйственных потребительских кооперативов;

- не предусмотрено деление внутри территорий региона по типам социо-экономического состояния;

- в социальной сфере отмечается отрицательная тенденция: сокращение числа школ, больниц, существует проблема проведения газификации жилья и обеспечения населенных пунктов питьевой водой.

Таким образом, мы полагаем, что выше перечисленное требует следующего:

- осуществление механизма субсидирования отраслей сельскохозяйственного производства в Краснодарском крае нуждается в совершенствовании, потому что существующая государственная поддержка, не соответствует реальным производственным затратам и не стимулирует сельскохозяйственные организации к наращиванию объемов производства;

- в области поддержки развития кооперации должно стать создание условий для обеспечения и расширения доступности финансово-кредитных и материально-технических ресурсов, гарантии сбыта и спроса на произведенную продукцию, стимулирования экономической активности сельского населения, способствующей росту занятости и увеличению его доходов;

- для стимулирования инвестиционной активности в развитие сельскохозяйственных территорий необходим эффективный механизм структурированного привлечения финансовых средств инвесторов и снижения затрат для всех участников инвестиционной деятельности;

- необходимо определить социальные стандарты для сельских территорий Краснодарского края, и уже на их основе разрабатывать краевые целевые программы для их достижения.

Поскольку основной задачей в развитии сельских территорий является достижение равного уровня жизни между городом и сельской местностью, мы полагаем, что акцентной позицией может выступать принятие на уровне края единых социальных нормативов для сельских террито-

Литература:

1. Постановление Правительства РФ от 15 июля 2013 года № 598 «О федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года».

2. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2010 г. № 2136-р «Об утверждении Концепции устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации до 2020 года».

3. Постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 05.10.2015 № 944 «Об утверждении государственной программы Краснодарского края «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия».

4. Салий О.Н. К вопросу о государственном регулировании агропромышленного комплекса Краснодарского края / О.Н. Салий, М.А. Несте-ренко // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. Краснодар : Наука и образование. № 12-3. с. 126-129.

рий по таким параметрам, как обеспечение жилищной площадью на одного сельского жителя 18 кв. м, полная газификация сельских населенных пунктов и сельских жилых домов, наличие центрального водоснабжения в каждом сельском населенном пункте, наличие в каждом сельском населенном пункте учреждения оказания первой медицинской помощи, детского дошкольного учреждения, начальной или средней школы, сельского клуба с библиотекой.

Таким образом, особенности разработки и реализации государственной политики на косвенных мерах поддержки развития социальной сферы села как внутреннего потенциала [4] должно явиться катализатором роста сельской экономики.

Literature:

1. The resolution of the Government of the Russian Federation of July 15, 2013 № 598 «About the federal target program «Sustainable Development of Rural Territories for 2014-2017 and until 2020».

2. The resolution of the head of administration (governor) of Krasnodar Krai of 05.10.2015 № 944 «About the approval of the state program of Krasnodar Krai «Development of agriculture and regulation of the markets of agricultural products, raw materials and food».

3. Order of the Government of the Russian Federation of November 30, 2010 № 2136-r «About the approval of the Concept of sustainable development of rural territories of the Russian Federation till 2020».

4. Saly O.N. To the question of state regulation of agro-industrial complex of Krasnodar region / O.N. Saly, M.A. Nesterenko // Humanitarian, social and economic and social sciences. Krasnodar : Science and education. № 12-3. P. 126-129.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.