Научная статья на тему 'Особенности государственного регулирования естественных монополий в России'

Особенности государственного регулирования естественных монополий в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
10378
1155
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕСТЕСТВЕННАЯ МОНОПОЛИЯ / КОНКУРЕНЦИЯ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА / ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ТАРИФАМ / NATURAL MONOPOLY / COMPETITION / STATE REGULATION / FEDERAL ANTIMONOPOLY SERVICE / FEDERAL TARIFF SERVICE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Родионова Дарья Николаевна, Балдоржиева Аюна Далаевна

Статья посвящена изложению вопросов, связанных с раскрытием сущности естественных монополий, особенностям государственного регулирования данных субъектов хозяйствования в Российской Федерации. Естественные монополии осуществляют реализацию социально значимых, незаменимых товаров и услуг. Авторы последовательно описывают правовые и экономические условия для проведения государственного регулирования в отношении субъектов естественных монополий. Данное регулирование должно осуществляться таким образом, чтобы был достигнут баланс между социально справедливой ценой для конечных потребителей и нормальной прибылью для субъектов естественных монополий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF STATE REGULATION OF NATURAL MONOPOLIES IN RUSSIA

The article is devoted to the issues related to revealing the nature of natural monopolies, featuries of state regulation of economic entities in the Russian Federation. The natural monopolies implement socially significant, essential goods and services. The authors consistently describe the legal and economic conditions for the state regulation of the subjects of the natural monopolies. This regulation should be carried out so as to attain a balance between socially fair price for consumers and normal profit for the subjects of the natural monopolies.

Текст научной работы на тему «Особенности государственного регулирования естественных монополий в России»

УДК 351

ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ В РОССИИ

© Родионова Дарья Николаевна, кандидат социологических наук, старший преподаватель

кафедры экономической теории и региональной экономики

Института экономики и управления Бурятского государственного университета

Россия, 670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а

E-mail: rodar79@mail.ru

© Балдоржиева Аюна Далаевна, аспирант

Восточно-Сибирского государственного университета технологий и управления Россия, 670013, г. Улан-Удэ, ул. Ключевская, 40B E-mail: feu-bsu@mail.ru

Статья посвящена изложению вопросов, связанных с раскрытием сущности естественных монополий, особенностям государственного регулирования данных субъектов хозяйствования в Российской Федерации. Естественные монополии осуществляют реализацию социально значимых, незаменимых товаров и услуг. Авторы последовательно описывают правовые и экономические условия для проведения государственного регулирования в отношении субъектов естественных монополий. Данное регулирование должно осуществляться таким образом, чтобы был достигнут баланс между социально справедливой ценой для конечных потребителей и нормальной прибылью для субъектов естественных монополий. Ключевые слова: естественная монополия, конкуренция, государственное регулирование, Федеральная антимонопольная служба, Федеральная служба по тарифам.

FEATURES OF STATE REGULATION OF NATURAL MONOPOLIES IN RUSSIA

Darya N. Rodionova, PhD in Sociology, Senior Lecturer of the Department of Economic Theory and Regional Economy, Institute of Economics and Management, Buryat State University 24a Smolina St., Ulan-Ude, 670000 Russia

Ayuna D. Baldorzhieva, Research Assistant

East Siberian State University of Technologies and Management

40V Klyuchevskaya St., Ulan-Ude, 670013 Russia

The article is devoted to the issues related to revealing the nature of natural monopolies, featuries of state regulation of economic entities in the Russian Federation. The natural monopolies implement socially significant, essential goods and services. The authors consistently describe the legal and economic conditions for the state regulation of the subjects of the natural monopolies. This regulation should be carried out so as to attain a balance between socially fair price for consumers and normal profit for the subjects of the natural monopolies. Keywords: natural monopoly, competition, state regulation, Federal Antimonopoly Service, Federal Tariff Service.

Государственная политика в России на современном этапе сконцентрирована на таком важном аспекте, как эффективное регулирование деятельности субъектов естественных монополий. Это напрямую связано со стратегическими задачами по обеспечению потребителей качественными товарами и услугами, достижению справедливых цен, поступательному развитию экономики страны.

Понятие «монополия» имеет множество определений. Монополия (греч. monopolia — продаю один) — это экономическая категория, характеризующая определенную структуру рынка с преобладанием на нем единоличного продавца, продающего товар, у которого не имеется близкого заменителя, аналогов [6, c. 254].

Некоторые исследователи определяет монополию как противоположность конкуренции, монополия существует при наличии одной фирмы, производящей продукт, не имеющий близкого заменителя.

В свою очередь, Е. Е. Румянцева в «Новой экономической энциклопедии» приводит несколько определений монополии: - два исторических:

1) исключительное право, предоставляемое государству, предприятию, организации (группе организаций) или физическому лицу (лицам) на осуществление какой-либо деятельности (подобных правовых норм в современном законодательстве нет);

2) в марксистско-ленинской политической экономии — крупные объединения капиталистов (картели, синдикаты, тресты и др. (не употребляется, так как формы организации существуют, но не занимают доминирующего положения на рынке);

- два современных:

3) одна из моделей рынка — рынок чистой монополии;

4) характеристика продавца товара, занимающего доминирующее положение на рынке, а также соответствующего и другим критериям.

Также существует большое количество различных классификаций ее видов. Один из наиболее распространенных видов — абсолютная монополия и ее разновидности: естественная и производственная [7, с. 371].

Естественная монополия — экономически целесообразная рыночная ситуация, при которой удовлетворение спроса на определенном продуктовом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических или экономических особенностей [5, с. 28].

Впервые в России понятие «естественная монополия» было введено в связи с принятием постановления Правительства РФ от 09.03.1994 г. № 191 «О государственной программе демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках Российской Федерации», и уже с 1995 г. закрепилось законодательно в ст. 3 специального Закона о естественных монополиях.

В Федеральном законе № 147 от 17.08.1995 г. ФЗ «О естественных монополиях» дается такое определение естественной монополии: «Состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров» [1].

Следуя из данного определения естественной монополии, можно выделить ее ключевые признаки:

- наличие технологических особенностей производства товара;

- эффект масштаба, удовлетворяющий спрос в условиях отсутствия конкуренции;

- отсутствие товаров-заменителей;

- низкая степень влияния цены на спрос.

Это является, по нашему мнению, главным фактором при определении различия между понятиями субъект естественной монополии» и «субъект, занимающий доминирующее положение».

Субъект естественной монополии — это хозяйствующий субъект, занятый производством и реализацией товаров в условиях естественной монополии.

Субъект, занимающий доминирующее положение, — это положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) на рынке определенного товара, дающее ему (им) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, или устранять с других хозяйствующих субъектов, или затруднять им доступ на этот товарный рынок, качественный признак дополняется количественным — доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации), доля которого нарынке превышает 50 %, а также менее 50 %, не может считаться доминирующим положение хозяйствующего субъекта, доля которого менее 35 % [2].

В отраслях естественной монополии экономия обусловлена ростом масштабов производства, где эффект масштаба настолько велик, что продукт может производиться одной фирмой при более низких средних издержках. Товары, производимые данными субъектами, не могут быть заменены в потреблении другими товарами. Как правило, это товары первой необходимости. Спрос на данном рынке в меньшей степени зависит от изменения цены, т. е. спрос является неэластичным, при любом изменении цены спрос не изменится.

Отсюда мы можем сделать вывод о необходимости регулирования данных структур органами государственной власти, чтобы избежать неоправданно завышенных цен, добиться производства качественных товаров и услуг, развития экономики путем модернизации сектора естественных монополий, что на сегодняшний день является актуальным вопросом для России.

Структура отечественной экономики, сложившейся в результате перехода от планово-распределительной к рыночной системе, характеризуется низкой степенью конкурентоспособности, требует вложений и инвестиций в инфраструктуру экономики и т. д. Нестабильное положение экономики объективно требует активного участия со стороны государства в регулировании экономических процессов, прежде всего, в области жизнеобеспечивающих отраслей — естественных монополий.

Актуальность вопроса эффективного государственного регулирования естественных монополий является очень важным, т. к. естественные монополии осуществляют реализацию социально значимых, незаменимых товаров и услуг. Спрос на производимые субъектами естественных монополий товары и услуги является эластичным, т. е. спрос в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие товары.

Государство, являясь особым субъектом, упорядочивающим всю экономическую систему, должно осуществлять регулирование таким образом, чтобы был достигнут баланс между социальносправедливой ценой для конечных потребителей и нормальной прибылью для субъектов естественных монополий.

Среди федеральных органов исполнительной власти полномочия по государственному регулированию, а также контролю и надзору за субъектами естественных монополий осуществляют два органа: в рамках антимонопольного регулирования и контроля — Федеральная антимонопольная служба, в отношении ценового регулирования и контроля — Федеральная служба по тарифам.

В соответствии с ФЗ от 17.08.1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях» государственное регулирование естественных монополий в настоящее время осуществляется двумя методами:

1) ценовое регулирование — метод установления (определения) цен (тарифов) или их предельного уровня;

2) определение потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию, и (или) установление минимального уровня их обеспечения в случае невозможности удовлетворения в полном объеме потребностей в товаре, производимом (реализуемом) субъектом естественной монополии, с учетом необходимости защиты прав и законных интересов граждан, обеспечения безопасности государства, охраны природы и культурных ценностей.

Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) — это федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, деятельности субъектов естественных монополий и рекламы. Также ФАС России осуществляет контроль за соблюдением законодательства о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, выполняет функции по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации.

Федеральная антимонопольная служба была создана в соответствии с Указом Президента России № 314 от 9 марта 2004. Положение о Федеральной антимонопольной службе принято Правительством России 29 июля 2004 г. ФАС подотчетна в своей деятельности Правительству Российской Федерации, имеет свои территориальные органы в субъектах РФ. Федеральная антимонопольная служба РФ имеет территориальные управления в каждом субъекте Российской Федерации.

Федеральная служба по тарифам Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации и контроля за их применением. Исключением являются случаи регулирования цен и тарифов, относящихся к полномочиям других федеральных органов исполнительной власти, а также федеральным органам власти по регулированию естественных монополий, осуществляющим функции по определению (установлению) цен (тарифов) и осуществлению контроля по вопросам, связанным с определением (установлением) и применением цен (тарифов) в сферах деятельности субъектов естественных монополий.

Органы регулирования субъектов РФ осуществляют государственный контроль деятельности субъектов естественных монополий в сферах: передачи электрической и тепловой энергии по региональным сетям, водоснабжения и водоотведения с использованием централизованных систем коммунальной инфраструктуры. Остальные сферы деятельности, указанные в ст. 4 ФЗ № 147-ФЗ «О естественных монополиях», в части государственного регулирования и контроля отнесены к компетенции Федеральной службы по тарифам России.

Перечень регулируемых видов деятельности субъектов естественных монополий постоянно пересматривается и корректируется со стороны государства.

На данный момент основной перечень естественно-монопольных сфер экономики России после неоднократных поправок выглядит следующим образом [1]:

- транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;

- транспортировка газа по трубопроводам;

- железнодорожные перевозки;

- услуги в транспортных терминалах, портах, аэропортах;

- услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи;

- услуги по передаче электрической энергии;

- услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике;

- услуги по передаче тепловой энергии;

- услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей;

- захоронение радиоактивных отходов;

- водоснабжение и водоотведение с использованием централизованной системы, систем коммунальной инфраструктуры;

- ледокольная проводка судов, ледовая лоцманская проводка судов в акватории северного морского пути.

Однако в п. 3 ст. 4 ФЗ №147-ФЗ «О естественных монополиях» говорится о недопущении сдерживания экономически оправданного перехода сфер естественных монополий, указанных выше, из состояния естественной монополии в состояние конкурентного рынка.

Органы местного самоуправления в соответствии с действующим законодательством о естественных монополиях не имеют непосредственных полномочий по контролю и государственному регулированию естественных монополий. На практике их возможность, определенная в части первой ст. 2 ФЗ № 147-ФЗ «О естественных монополиях», участия в отношениях, которые возникают на товарных рынках Российской Федерации, сводится лишь к возможности обращения в соответствующие органы (ФАС России и ее территориальные органы, ФСТ РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ в сфере государственного регулирования тарифов) с информацией о нарушении антимонопольного законодательства.

Перечень товаров (услуг) субъектов естественных монополий, цены (тарифы), которые регулируются государством, и порядок государственного регулирования цен (тарифов) на эти товары (услуги), включающий основы ценообразования и правила государственного регулирования, утверждается Правительством Российской Федерации.

Органы регулирования естественных монополий осуществляют государственный контроль (надзор) за:

- любыми сделками, в результате которых субъект естественной монополии приобретает право собственности на основные средства или право пользования основными средствами, не предназначенными для производства (реализации) товаров, в отношении которых применяются меры по регулированию в соответствии с ФЗ № 147-ФЗ «О естественных монополиях», если балансовая стоимость таких основных средств превышает 10 % стоимости собственного капитала субъекта естественной монополии по последнему утвержденному балансу;

- инвестициями субъекта естественной монополии в производство (реализацию) товаров, в отношении которых не применяется регулирование в соответствии с Законом о естественных монополиях и которые составляют более 10 % стоимости собственного капитала субъекта естественной монополии по последнему утвержденному балансу;

- продажей, сдачей в аренду или иной сделкой, в результате которой хозяйствующий субъект приобретает право собственности либо владения и (или) пользования частью основных средств субъекта естественных монополий, предназначенных для производства (реализации) товаров, в отношении которых применяется регулирование в соответствии с Законом о естественных монополиях, если балансовая стоимость таких основных средств превышает 10 % стоимости собственного капитала субъекта естественной монополии по последнему утвержденному балансу;

- установлением и (или) применением цен и тарифов в сферах деятельности субъектов естественных монополий;

- соблюдением стандартов раскрытия информации субъектами естественных монополий.

Субъекты естественных монополий для совершения указанных выше действий обязаны представить в соответствующий орган регулирования естественных монополий ходатайство о даче согласия на совершение таких действий и сообщить информацию для принятия решения, не позднее 30 дней со дня получения ходатайства орган регулирования естественной монополии сообщает в письменной форме о своем решении — отказе или согласии.

В соответствии с законодательством субъекты естественной монополии, в отношении которых ведется государственное регулирование:

1) не вправе отказываться от заключения договора с отдельными потребителями на производство (реализацию) товаров, при наличии у субъекта естественной монополии возможности произвести (реализовать) такие товары;

2) обязаны представлять соответствующему органу регулирования естественной монополии текущие отчеты о своей деятельности, проекты планов капитальных вложений;

3) обязаны предоставлять доступ на товарные рынки или производить товары и услуги на недискриминационных условиях;

4) обязаны вести раздельный учет доходов и расходов по видам деятельности;

5) в целях обеспечения прозрачности своей деятельности, открытости регулирования деятельности и защиты интересов потребителей обязаны обеспечивать свободный доступ к информации о своей деятельности в средствах массовой информации и в сети Интернет, а также предоставлять информацию на основании письменных запросов потребителей.

Для осуществления государственного контроля (надзора) в сферах естественных монополий организуются проверки соблюдения субъектами естественных монополий в процессе осуществления своей деятельности требований, установленных нормативно-правовыми актами, регулирующими сферу естественных монополий, в том числе требований к установлению и (или) применению цен (тарифов) в регулируемых сферах деятельности в части определения достоверности, экономической обоснованности расходов и иных показателей, учитываемых при государственном регулировании цен (тарифов), экономической обоснованности фактического расходования средств при осуществлении деятельности, правильности применения государственных регулируемых цен (тарифов).

Таким образом, основными методами государственного регулирования естественных монополий в России являются ценовой метод (установление цен и тарифов) и антимонопольный метод (определение потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию, и установление минимального уровня обеспечения потребителей в случае невозможности удовлетворения их потребностей в полном объеме).

Литература

1. О естественных монополиях: федеральный закон от 17.08.1995 г. № 147-ФЗ.

2. О защите конкуренции: федеральный закон от 26.07.2006 г. № 135-Ф3.

3. О введении государственного регулирования деятельности субъекта естественной монополии и включением организации в реестр субъектов естественных монополий: приказ Федеральной службы по тарифам РФ от 11.04.2014 г. № 608-э.

4. Бабашкина А. М. Государственное регулирование национальной экономики. М.: Кнорус, 2011.

5. Князева И. В. Антимонопольная политика в России. М.: Юнити-Дана, 2010.

6. Албегова И. М. Государственная экономическая политика. М., 2010.

7. Румянцева Е. Е. Новая экономическая энциклопедия. 2-е изд. М., 2009.

References

1. O estestvennykh monopoliyakh [On natural monopolies]. Federal Law No. 147-FZ of August 17, 1995.

2. O zashchite konkurentsii [On Protection of Competition]. Federal Law No. 135-FZ of July 26, 2006.

3. O vvedenii gosudarstvennogo regulirovaniya deyatel'nosti sub"ekta estestvennoi monopolii i vklyuchenii organi-zatsii v reestr sub"ektov estestvennykh monopolii [On state regulation of activity of a natural monopoly subject and inclusion of an organization in the register of natural monopolies]. Decree of the Russian Federation Federal Tariff Service No. 608-e of November 4, 2014.

4. Babashkina A. M. Gosudarstvennoe regulirovanie natsional'noi ekonomiki [State regulation of national economy]. Moscow: Knorus Publ., 2011.

5. Knyazeva I. V. Antimonopol'naya politika v Rossii [Antitrust Policy in Russia]. Moscow: Yuniti-Dana Publ., 2010.

6. Albegova I. M. Gosudarstvennaya ekonomicheskayapolitika [State Economic Policy]. Moscow, 2010.

7. Rumyantseva E. E. Novaya ekonomicheskaya entsiklopediya [New Economic Encyclopedia]. 2nd ed. Moscow, 2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.