Научная статья на тему 'Особенности государственного регулирования экономики Китая'

Особенности государственного регулирования экономики Китая Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2493
418
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ КИТАЯ / ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ / ПРОГРАММЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / МИРОВАЯ ТОРГОВЛЯ / АНТИКРИЗИСНЫЕ МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИКОЙ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Го Линь

Рассматриваются современные проблемы формирования новой модели государственного регулирования экономики Китая. Анализируются особенности и признаки социалистической рыночной экономики Китая. Исследуется институциональная структура управления экономикой Китая (государственный аппарат), осуществляющая эти функции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности государственного регулирования экономики Китая»

ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ КИТАЯ

© Го Линь*

Белорусский государственный университет,

Республика Беларусь, г. Минск

Рассматриваются современные проблемы формирования новой модели государственного регулирования экономики Китая. Анализируются особенности и признаки социалистической рыночной экономики Китая. Исследуется институциональная структура управления экономикой Китая (государственный аппарат), осуществляющая эти функции.

Ключевые слова: государственное регулирование экономики Китая, органы государственного управления, программы социально-экономического развития, мировая торговля, антикризисные методы управления экономикой.

Современные проблемы формирования новой модели государственного регулирования экономики Китая относятся к фундаментальным по своей теоретической и практической значимости. Специалисты различных сфер знания исследовали особенности государственного регулирования экономики Китая как необходимые элемент государственного управления. На определенные недочеты и проблемы в государственном управлении Китая в современной экономической науке указывают такие ученые как А.В. Базанова [1], Ван Сяо Чунь [2], И.В. Калашникова [3], М.М. Ковалев [4] и другие. Процессы реформирования китайской экономики, изменения принципов государственного управления экономикой, отношений собственности, а также изменение приоритетов и ориентиров заставляют проанализировать пути и перспективы развития китайской модели реформ.

Проблема формирования китайской модели государственного регулирования экономикой государственного относится к фундаментальным по своей теоретической и практической значимости. Многие проблемы государственного управления экономикой рассматриваются в монографиях ученых и политиков. На определенные недочеты и проблемы в государственном регулировании экономикой Китая в современной науке указывают такие ученые как Ван Сяо Чунь [2], М.М. Ковалев [4] и другие.

Для рассмотрения особенностей регулирования экономикой Китая необходимо рассмотреть институциональную структуру, осуществляющую эти функции.

Вся законодательная государственная власть в КНР принадлежит собраниям народных представителей. К основным экономическим полномочи-

* Аспирант кафедры Аналитической экономики и эконометрики.

Менеджмент

57

ям Всекитайского собрания народных представителей (ВСНП) и его Постоянного комитета можно отнести:

- назначение премьера и его заместителей, министров и председателей комитетов;

- утверждение и корректировка государственных программ социальноэкономического развития страны, плана государственного бюджета;

- пересмотр международных договоров (соглашений) КНР.

Председатель КНР на основе решений ВСНП наделен единоличным

правом управления государством. Председатель и его замы не могут занимать должности более 2-х сроков. Председателем КНР, как правило, является генеральный секретарь ЦК КПК правящей партии Китая. В его функции входит:

- представление КНР в международном сообществе;

- утверждение и опубликование законов, подзаконных актов;

- объявление административно-правового режима в стране или на определенной территории.

Государственный совет КНР (правительство Китая) - орган исполнительной власти, возглавляемый премьером. Члены Госсовета не могут занимать должности более 2-х сроков подряд. К исключительным полномочиям Государственного совета КНР относятся функции регулирования и контроля в социально-экономических отраслях. В компетенцию Госсовета КНР входит проведение административных мероприятий и одобрения административных правовых актов. Правительство КНР подотчетно Постоянному комитету ВСНП.

К ключевым особенностям государственного регулирования экономики Китая на современном этапе следует отнести следующие:

1. Тесные глобальные связи. Процесс открытия экономики Китая, начавшийся еще в 1978 г. позволил расширить внешнеэкономические связи и интегрировать ряд отраслей в глобальную экономику. Это способствовало увеличению доли Китая в мировой торговле, усилению влияния на глобальных рынках отдельных товаров и потоках капитала. Формирование и усиление внешнеэкономических связей Китая привело к растущему использованию юаня в международных расчетах, а также к более тесной корреляции настроений рынка в Китае и остальных странах Азии.

На текущий момент на Китай приходится почти 10 % глобального спроса на биржевые товары и более чем 12 % мирового экспорта средне- и высокотехнологичных товаров обрабатывающей промышленности. В 2014 г. Китай стал одним из основных экспортеров электроники и продуктов информационных технологий и является крупнейшим поставщиком таких товаров потребительской электроники США.

Увеличение доли экономики Китая в структуре мировой торговли за последние три десятилетия обусловлено ростом его доли во внешней торговле

58

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ЭКОНОМИКЕ И УПРАВЛЕНИИ

всех основных регионов. При этом Китай составляет самую большую долю (13 %) в торговле других стран Азии с формирующимся рынком. Углубляющаяся интеграция Китая с остальным миром не ограничивается внешней торговлей. Новые модели ведения бизнеса, а также преференции, которые предоставляются предпринимателям в Китае, оказывают все большее влияние на настроения предпринимателей и потребителей в других странах. Финансовые потоки из других стран в Китай и из Китая в другие страны неуклонно возрастают. Приток ПИИ в Китай составлял 9 процентов валовых мировых притоков ПИИ в 2014 году, по сравнению со всего одним процентом в 1980 году. Отток ПИИ из Китая составил в 2014 году только 5 %.

2. Влияние проводимых правительством Китая реформ на другие страны. Внешнеэкономические торговые потоки и потоки капитала Китая оказывают значительное влияние на экономическое развитие других стран по следующим каналам: импорт биржевых товаров, инвестиций и объемов конечной продукции в Китай напрямую увеличивает экспорт и ВВП стран партнеров. В свою очередь, экспорт Китая обусловливает прямой негативный эффект для чистого экспорта стран партнеров. Однако косвенные эффекты для благосостояния и ВВП могут быть и позитивными. Так относительно недорогостоящие товары из Китая увеличивают потребительские возможности в странах партнерах.

Также можем заметить влияние развития обрабатывающей промышленности Китая на экономики других азиатских стран, так как для производства готовой продукции, экспортируемой Китаем в западные страны, необходимы значительные вводимые ресурсы из остальных стран Азии. Формируя подобные цепи поставок, Китай обеспечивает другим странам Азии, особенно малым, более широкий доступ к глобальным рынкам. Преобразования в экономике Китае оказывают вторичные эффекты на доверие рынков в других странах. И этот перечень увеличивается с каждым днем.

3. Воздействие экономики Китая на развитие глобальной экономики. Большие потоки капитала в Китай и из Китая оказывают влияние на глобальный спрос и предложение капитала. Результаты оценки особенностей государственного регулирования экономики Китая, а также специфики влияния проводимых реформ на другие страны и глобальную экономику показывают, что в долгосрочной перспективе, равно как и в кратко- и среднесрочной, экономический подъем в Китае влияет на рост в других странах. При этом уровень и охват этого влияния за последние десятилетия увеличились, так как на начальном этапе рост в Китае оказывал значительное воздействие только на соседние страны Азии, но со временем это влияние распространилось и на другие страны мира.

Признаками социалистической рыночной экономики Китая являются следующие: рыночное регулирование экономических процессов, при косвенном управлении и контроле со стороны правительства, обеспечение за-

Менеджмент

59

конности социально-экономической жизни общества (лозунг «государство регулирует рынок, рынок регулирует предприятия»).

Глобальной проблемой создания макроэкономического фундамента социально-рыночной экономики Китая выступает большое число государственных предприятий, причем эти предприятия по территории Китая размещены неравномерно. На современном этапе необходимо существенно реструктурировать и повысить эффективность государственного сектора. Для реализации успешной стратегической реструктуризации экономики Китая в первую очередь нужно определиться с необходимостью снижения удельного веса государственных предприятий в общей структуре, однако этот показатель не должен быть чрезмерно низким, так как государственные предприятия восполняют провалы рынка, их главная роль проявляется в инфраструктурных секторах и секторе общественных услуг и госзаказа.

Антикризисные методы правительства КНР заключались в смягчении денежно-кредитной политики, активизации бюджетно-финансовой политики, реструктуризации промышленной отрасли. Среди инструментов антикризисного пакета правительства КНР следует отметить меры по обеспечению доступа заемщиков к кредитным ресурсам, применение понижающих ставок на добавленную стоимость и прибыль, рост государственных расходов, направленных на стимулирование внутреннего спроса и повышению расходов потребителей. Большая часть финансирования была осуществлена посредством реализации комплексных государственных программ (программа развития инфраструктуры в сельских районах, транспорта, образования и здравоохранения, программа поддержки инновационных направлений и развития высоких технологий и др.).

Китай также планирует реструктурировать промышленность для поддержания ведущих секторов экономики, на долю которых приходится почти 30 % ВВП (автомобиле- и судостроение, нефтехимия, черная и цветная металлургия, машиностроение, легкая и текстильная промышленность, информационные технологии). Инструменты поддержки реформирования промышленности направлены на оптимизацию производственных мощностей путем использования целевого финансирования по определенным сегментам рынка, снижение стоимости энергоресурсов, предоставления льготных условий налогообложения.

В перспективе благодаря росту внутреннего рынка Китай сможет еще больше укрепить свои позиции в мировой валютной системе. Предполагается, что государственная программа развития науки и техники, рассчитанная до 2020 г., будет способствовать экономическому прорыву в следующих направлениях: космические и информационные технологии, производство инновационных продуктов, энергетическая отрасль, сельское хозяйство, океанология, защита здоровья населения и окружающей среды. Практика Китая по применению антикризисных мер, а также имеющиеся в стране зо-

60

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ЭКОНОМИКЕ И УПРАВЛЕНИИ

лотовалютные запасы подтвердили эффективность действий властей в обновлении и поддержании стабильности экономики в посткризисный период.

Развитие экономики Китая приносит мировым инвесторам сверхприбыли. Китай делает активный вклад в оптимизацию мировой экономической конфигурации, а также улучшает благосостояние в мире. Это обусловлено следующими факторами:

Во-первых, благодаря экономическому росту Китая Азиатско-Тихоокеанский регион становится важным полюсом мирового экономического роста.

Во-вторых, положение развивающихся стран в мировой экономической конфигурации повышается.

В-третьих, расширяется пространство для оптимизации глобальной промышленной структуры.

Список литературы:

1. Базанов А.В. Китайская цивилизация / А.В. Базанов, Л.Е. Криштапо-вич; Информац.-аналит. центр при Администрации Президента Респ. Беларусь. - Минск: Право и экономика, 2012. - 54 с.

2. Ван Сяо Чунь Государственное регулирование модернизации китайской экономики в условиях глобализации: автореф. дис. ... к. э. н.: 08.00.01 / Ван Сяо Чунь; Восточ.-Сибир. гос. технолог, ун-т. - Улан-Удэ, 2009. - 22 с.

3. Заико Л.Ф. Разорвать замкнутый круг: шанс радикально оздоровить белорус. экономику дает более тесная финанс. интеграция с Россией и Китаем / Л.Ф. Заико // Дело. - 2012. - № 9. - С. 12-13.

4. Ковалев М.М. Китай в XXI веке: обгоняющая модернизация / М.М. Ковалев, Лю Цзэпин; Белорус. гос. ун-т. - Минск: Издат. центр БГУ 2011. -171 с.

СИСТЕМА ВНУТРЕННИХ КОММУНИКАЦИИ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

© Перкова Е.П.*

Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет), г. Москва

В статье приведены результаты исследования системы внутренних коммуникаций на промышленном предприятии, выявлены присущие этой системе недостатки и предложены меры по их устранению.

Ключевые слова внутренне коммуникации, эффективность системы внутренних коммуникаций, каналы коммуникации, обратная связь.

Старший преподаватель кафедры Социологии, психологии и социального менеджмента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.