Научная статья на тему 'Особенности формирования самостоятельности у младших школьников в процессе обучения технологии'

Особенности формирования самостоятельности у младших школьников в процессе обучения технологии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
155
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
SELF-STUDY / PRIMARY SCHOOL PUPILS / FORMING LABOR SKILLS / DIDACTIC PRINCIPLES / WORK / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК / ФОРМИРОВАНИЕ ТРУДОВЫХ УМЕНИЙ / ДИДАКТИЧЕСКИ ПРИНЦИПЫ / ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Печерский Ю.В., Чавтараева М.М.

В данной статье раскрываются особенности формирования трудового обучения и воспитания младших школьников. Определено что в процессе обучения самостоятельности, и формирования трудовых умений и навыков является одним из основных видом деятельности младших школьников. Мало того, в процессе выполнения различных видов самостоятельной работы школьники учатся не только решать определённые задачи, но и планировать свою трудовую деятельность. Авторы показывают, что без включения школьников с младшего возраста в педагогически оправданный физический труд, тесно связанный с задачами обучения и воспитания, невозможно обеспечить развитие организма и личности. Постепенно усложняясь, учебный и общественно полезный труд школьников должен выйти на современную производственную основу, как по содержанию, так и по формам его организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF FORMING INDEPENDENT WORK OF PRIMARY SCHOOL CHILDREN AT CLASSES IN WORKSHOPS

The article focuses on specifics of developing independent work among younger students. The research reveals particular features of training in school workshops and education of primary school pupils. The work determines that the process of teaching to work independently and the formation of skills to perform physical work is a major activity for younger school students. In the process of implementing various types of independent work students are taught not only to solve certain tasks, but also to plan its work. The authors show that without giving young pupils physical labor with a bringing-up value, which is closely connected with tasks of training and education, it is impossible to ensure the development of their body and personality. Gradually, complicating training and socially useful work of pupils should achieve modern production base, both the contents and forms of its organization.

Текст научной работы на тему «Особенности формирования самостоятельности у младших школьников в процессе обучения технологии»

УДК 378

Pechersky Yu.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Pedagogy and Psychology of Primary Education,

Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: Aripov50@mail.ru

Chavtaraeva M. M., assisting teacher, Department of Pedagogy and Psychology of Primary Education, Dagestan State

Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: Aripov50@mail.ru

FEATURES OF FORMING INDEPENDENT WORK OF PRIMARY SCHOOL CHILDREN AT CLASSES IN WORKSHOPS.

The article focuses on specifics of developing independent work among younger students. The research reveals particular features of training in school workshops and education of primary school pupils. The work determines that the process of teaching to work independently and the formation of skills to perform physical work is a major activity for younger school students. In the process of implementing various types of independent work students are taught not only to solve certain tasks, but also to plan its work. The authors show that without giving young pupils physical labor with a bringing-up value, which is closely connected with tasks of training and education, it is impossible to ensure the development of their body and personality. Gradually, complicating training and socially useful work of pupils should achieve modern production base, both the contents and forms of its organization.

Key words: self-study, primary school pupils, forming labor skills, didactic principles, work.

Ю.В. Печерский, канд. пед. наук, доц. каф. педагогики и психологии начального образования, Дагестанский

государственный педагогический университет, г. Махачкала, E-mail: Aripov50@mail.ru

М.М. Чавтараева, ассистент каф. педагогики и психологии начального образования, Дагестанский государственный

педагогический университет, г. Махачкала, E-mail: Aripov50@mail.ru

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ

В данной статье раскрываются особенности формирования трудового обучения и воспитания младших школьников. Определено что в процессе обучения самостоятельности, и формирования трудовых умений и навыков является одним из основных видом деятельности младших школьников. Мало того, в процессе выполнения различных видов самостоятельной работы школьники учатся не только решать определённые задачи, но и планировать свою трудовую деятельность. Авторы показывают, что без включения школьников с младшего возраста в педагогически оправданный физический труд, тесно связанный с задачами обучения и воспитания, невозможно обеспечить развитие организма и личности. Постепенно усложняясь, учебный и общественно полезный труд школьников должен выйти на современную производственную основу, как по содержанию, так и по формам его организации.

Ключевые слова: самостоятельная работа, младший школьник, формирование трудовых умений, дидактически принципы, трудовая деятельность.

Способы решений различных практических задач и заданий - сложный аналитико-синтетический процесс мышления. В этой связи, каждая практическая работа или задание должны способствовать не только закреплению знаний, но и способствовать определенному стилю мышления. Например, поспешное, неполное обобщение, не учитывающее существенные признаки. На данный тип ошибок обращают внимание педагоги и психологи. Серьёзным недостатком практики трудовой подготовки детей является догматический подход к подбору практических работ и заданий для самостоятельной и индивидуальной работы. Нередко трудовые задания или упражнения носят только тренировочный характер. Многие младшие школьники по этой причине затрудняются самостоятельно добывать необходимые доступные знания с помощью наблюдений, различных практических работ, опыта, технического творчества, чтения технико-технологической документации. Во многих случаях дети формально владеют знаниями и навыками, часто не умея их применить в учебной деятельности при несколько измененных условиях. Любое новое знание (принципа, правила, понятия) следует вводить, организуя систему упражнений по анализу, сравнению, сопоставлению тщательно отобранных факторов, подводя постепенно учащихся к сообщению.

Учебные программы и дидактические принципы требуют там, где нужно (при введении первичных знаний), опираться на наглядность, а там, где возможно, своевременно отказаться от нее, ставя главной задачей формирование абстрактного мышления, всеми способами стимулировать самостоятельность и познавательную деятельность учащихся по созданию у них ориентации на постоянное пополнение своих знаний и умений, формированию вкуса к творческой деятельности, воспитывающей умение самостоятельно мыслить. Психологи подчёркивают, что полноценность обобщений обеспечивается богатством чувственного опыта: «чем абстрактнее данное понятие, тем больше его усвоение требует конкретизации».

Побудить всех учащихся класса постоянно, самостоятельно, творчески работать в полную меру сил и способностей нельзя без учёта индивидуальных различий, без индивидуализации учебного процесса и дифференцированного подхода в обучении

младших школьников. «Одна и та же задача для одного ученика является проблемой, для другого она еще не стала ею, а для третьего она уже перестала быть проблемой».

При исследовании элементов проблемности в трудовой подготовке младших школьников вопрос об индивидуально-психологических различиях учащихся в процессе формирования у них самостоятельности и трудовой активности встал более остро по сравнению с теми условиями, когда детям приходится действовать в условиях сообщающего обучения. Нами использовалась определённая схема подготовки к занятиям с элементами проблемного обучения, которая предусматривала цели:

1. Построить учебно-воспитательный процесс с максимальным использованием активности и самостоятельности учащихся в усвоении и применении знаний, позволяющих школьникам самостоятельно и активно искать наилучшие варианты решения поставленной перед ними практической задачи, где в процессе непосредственной трудовой деятельности школьники учатся читать различные изображения: технические рисунки, эскизы, простейшие инструкционные и технологические карты; выполнять несложные расчеты, измерения; правильно выполнять предусмотренные программой технологические операции; овладевать культурой труда и др. при строгом соблюдении правил безопасности труда;

2. Постоянно ставить перед детьми определенные задачи, в той форме, в какой решение задач становится посильным и доступным для детей данной возрастной группы, и тем самым управлять в какой-то мере процессом их познавательной деятельности;

3. Выделять в учебном материале основных проблемных вопросов и возможность расчленять их на ряд подпроблем, исходя из опыта и имеющихся у детей знаний и умений;

4. Обеспечить освоение учителем умения проектировать план решения проблемы, готовить несколько (если это возможно) вариантов решения проблемы, но не предлагать ее решение в готовом виде, а обсуждать совместно с детьми, например, с помощью наводящих вопросов: «Какие инструменты, материалы, приспособления нужны для выполнения поставленной задачи?»,

«Как лучше?», «Почему?», «Докажи», «Возможен ли другой вариант решения поставленной задачи?» и т.д.;

5. Делать анализ результатов разных направлений поиска в решении задачи и готовить обобщение всех выводов детей для убедительности и доказательности решаемой вместе с детьми поставленной проблемы;

6. Устанавливать внутреннюю связь новых знаний со знаниями, уже имеющимися у младших школьников, т. е. использовать знания и опыт применительно к новой ситуации.

В практике нередки случаи, когда постоянное обращение к усвоенному материалу сводится, как правило, только к повторению материала предыдущего урока, что мешает установлению внутренней связи новых знаний со знаниями, уже имеющимися, тем самым элементы новых знаний не могут постепенно наращиваться на приобретённые, сливаться с ними в единое целое. В опытном обучении наступил период устремления к тому, чтобы не просто предлагать учащимся выполнять определенное трудовое задание, а чтобы вместе с тем вызвать у детей потребность овладеть новым правилом, законом, понятием, способами применения их на практике. Этого стали достигать путем создания проблемной ситуации.

На основе новейших исследований были разработаны комплексные средства постановки практических работ младших школьников с учебно-познавательными задачами, сфокусированными на развитие у детей самостоятельности в процессе их трудовой подготовки. В состав учебно-воспитательных заданий были включены вопросы, задачи и практические работы, при решении которых необходимо активно использовать интеллектуальные умения такие, как анализ, синтез, выделение главного, сравнение, обобщение. В качестве дидактических основ при разработке системы учебно-трудовых, учебно-познавательных и воспитательных заданий были приняты три основных требования к содержательно-логической стороне при формировании самостоятельности: содержание заданий должно строго соответствовать конкретным дидактическим целям обучения и воспитания; содержание и методический аппарат заданий должен обеспечивать деятельность всех уровней познавательной самостоятельности; в работах должны использоваться все возможности для введения вариантных заданий, которые обеспечивают успешное протекание самостоятельной работы каждого ученика.

Использование системы заданий в процессе трудовой подготовки младших школьников предполагает такую организацию учебно-трудовой деятельности, при которой максимально обеспечивается соединение процессов воспитания, учения и труда.

В качестве учебно-воспитательных и практических заданий выступают ведущие знания, умения и первоначальные навыки:

• основы общетрудовой подготовки по вопросам планирования, организации и контроля, труда, элемента технологии по различным видам труда, которые предусмотрены в действующих программах по трудовому обучению учащихся;

• элементы политехнической подготовки детей, связанные с ознакомлением их с техникой, экономикой, экологией, а также знаниями, умениями и первоначальными навыками: расчет-но-графические, измерительные, контрольно-поисковые, организационные и др;

• формирование у каждого школьника важнейших положительных качеств личности и свойств характера (уважение к труду и людям труда, всемерное развитие творческих способностей, самостоятельности, трудовой активности, культуры труда, коммуникативности, дисциплинированности, ответственности и др.

Тем самым постановка перед школьниками вышеуказанных заданий, главная цель которых заключается в том, чтобы дети самостоятельно получали ответы на поставленные в задании вопросы, требует активизации мышления детей, побуждают их к анализу, сравнению, обобщению фактов, явлений, объектов, выделению главного.

Система предлагаемых учебно-воспитательных и заданий организуется так, чтобы в знании, которое осваивается в процессе выполнения различных практических работ, просматривалась живая человеческая деятельность, т.е. дети должны видеть в знании присутствие человека с его умом, нравственностью, эстетическим отношением, тревогой, радостью и т. д. В этой связи, без включения школьников с младшего возраста в педагогически оправданный физический труд, тесно связанный с задачами обучения и воспитания, невозможно обеспечить развитие организма и личности (сенсомоторика, координация движений, внимание, усидчивость, наблюдательность, трудолюбие и т. п.). Постепенно усложняясь, учебный и общественно полезный труд школьников

должен выйти на современную производственную основу, как по содержанию, так и по формам его организации. Главное в трудовой подготовке - её политехнический характер - связь с основами наук, формирование широкого политехнического кругозора и общетрудовых умений, введение учащихся в окружающий нас мир техники, развитие интеллектуальных потенций каждого школьника, деловитости, бережливости, самостоятельности, трудовой активности. В данном случае политехнический принцип обучения выступает в качестве методологического по отношению к дидактическим принципам. Его реализация в системе политехнического образования (основы наук, трудовое обучение, общественно полезный труд) позволяет учащимся овладеть научными основами производства и труда (естественно-научными, технико-технологическими, экономико-организационными).

Процесс трудового политехнического обучения состоит в самодвижении усвоения содержания, способов деятельности в современном перестраивающемся производстве, цели этой деятельности включают не только изучение техники, технологии, организации и экономики производства, но и формирование профессиональных интересов в производственной сфере, развитие чувства самоутверждения, успешного самовыражения в труде, отношение к труду как к творчеству, формирование умений сотрудничать с людьми, находить в этом сотрудничестве удовлетворение, ощущение необходимости труда, социальной защищенности.

Проведённый теоретический анализ проблемы, опытно-экспериментальная работа, проведённая в школе № 13 г. Махачкала, позволяют сделать вывод о том, что новая дидактическая система должна включать все выше приведенные системы и положения - изучение крупными блоками в теории и на практике содержательно обобщённых научных основ производства, интеграции научных и производственных элементов в этой деятельности, применение активных методов обучения, соединение обучения с трудом детей, целостное овладение содержанием, процессом, средствами, объектами труда.

Ведущее значение в трудовой подготовке должны занять активные методы обучения. С учётом специфики цели формирования всесторонней подвижности подрастающего поколения в производственной сфере, методы обучения обогащаются способами деятельности, обеспечивающими широкое целеполага-ние труда и общественно-полезного труда. В методах трудового обучения целесообразно отразить также те способы познавательной деятельности, которые применяются в профессиональном производственном труде - решение ситуационных задач, конструкторских, технико-технологических, деловых игр, мозговой штурм при планировании технологических и организационно-производственных процессов, экономический анализ трудовой деятельности.

Таким образом, должна действовать определённая система мер включения младших школьников в трудовую политехническую деятельность, с учетом принципов: непрерывности, последовательности, научности, доступности, а также развития детей, их индивидуальных склонностей и особенностей развития.

При составлении и разработке практических заданий, задач и упражнений основное внимание уделялось возможности развития мышления детей, их пространственного воображения, творческого мышления, а также формированию у детей умений переходить от частного, конкретного к общему, абстрактному. Тем самым в заданиях уделялось повышенное внимание определенным умственным операциям, таким как абстрагирование, конкретизация, индукция и дедукция. Каждый новый вопрос рассматривался на достаточно высоком уровне обобщения, но в пределах, доступных для понимания детей данной возрастной группы (с учетом их подготовки).

Особое внимание в учебных материалах уделено систематическому формированию самостоятельности, в процессе разнообразной трудовой деятельности, т. к. школьник достаточно прочно и хорошо усваивает знания, если они приобретены на материале, требующем от него умения делать что-нибудь своими руками. Разумеется, при активной мыслительной деятельности.

Таким образом, с помощью специальной системы самостоятельных практических работ, знаний и задач, требующих определенного напряжения мыслительной деятельности, необходимо сформировать у младших школьников умение применять имеющиеся у них знания, умения и первоначальные навыки на практике, как правило, в новых для детей ситуациях и различных видах трудовой деятельности. Степень сложности (трудности) практических работ, задач, заданий, упражнений должна посте-

пенно возрастать для всех категорий учащихся: сильных, средних, слабых. Усложнение задания должно достигаться, главным образом, разной последовательностью и сложностью операций.

К первому виду относятся задачи, отражающие информационный характер, которые побуждают детей к пониманию, выявлению различных знаний, умений и первоначальных навыков, определенных государственным стандартом и учебными программами. Деятельность детей, в данном случае -репродуктивно-подражательная.

Ко второму виду относятся задачи, отражающие общность научных методов; при их решении от учащихся требуется перенос методов решения практических работ, задач, упражнений по одному предмету на решение задач по другому предмету. Деятельность детей в данном случае поисково-подражательная.

К третьему виду относятся практические работы, задачи и здания, требующие переноса умений и навыков, полученных на различных предметах, например: математике, природоведении, изобразительном искусстве на другой предмет трудовое обучение. К таким умениям относятся: выполнение расчетно-вычисли-тельных операций; чтение простейшей несложной технико-технологической документации (технический рисунок, рисунок, эскиз, чертеж, схема, развертка, динамические таблицы и техно-

Библиографический список

логические карты), использование справочных материалов. При решении данных практических работ, заданий и задач от детей требуется активный поиск путей и способов решения на основе комплексного применения знаний и умений по различным предметам. Деятельность детей в данном случае - поисково-творческая.

Четвертый вид практических заданий, работ, задач предполагает систематизацию и обобщение политехнических знаний, умений, первоначальных навыков детей, целенаправленное развитие творческой трудовой активности, которая направлена не только на качественное выполнение учебных заданий, познание широкого круга предметов, но главное, использование своих знаний, умений, первоначальных навыков, на перенос своего творческого отношения к процессу трудовой деятельности в разнообразных видах своего труда. Деятельность детей в данном случае - самостоятельная поисково-творческая.

Пятый вид практических заданий, работ, задач направлен на формирование у детей важнейших положительных качеств личности и свойств характера, самостоятельности, познавательно-творческой трудовой активности, эстетического вкуса, культуры труда и др. Деятельность детей в данном случае самостоятельная, активно-познавательная и творческая.

1. Бершадский М.Е., Гузеев В.В. Дидактические и психологические основания образовательной технологии. Москва, 2003.

2. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: учебник для вузов. Санкт-Петербург, 2000.

3. Данилов М.А. Воспитание у школьников самостоятельности и творческой активности в процессе обучения. Москва, 2007. References

1. Bershadskij M.E., Guzeev V.V. Didakticheskie ipsihologicheskie osnovaniya obrazovatel'noj tehnologii. Moskva, 2003.

2. Bordovskaya N.V., Rean A.A. Pedagogika: uchebnik dlya vuzov. Sankt-Peterburg, 2000.

3. Danilov M.A. Vospitanie u shkol'nikov samostoyatel'nosti i tvorcheskoj aktivnosti vprocesse obucheniya. Moskva, 2007.

Статья поступила в редакцию 23.03.16

УДК 371

Frolov I.V., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Arzamas branch of Nizhny Novgorod National Research University n. a. Lobachevsky (Arzamas, Russia), E-mail: ivanvfrolov@rambler.ru

RETROSPECTIVE ANALYSIS OF ORGANIZATION OF LABOR EDUCATION FOR STUDENTS IN RUSSIA IN XIX-XX CENTURIES. In the article the author studies a question of formation and development of ideas of labour education in Russia XIX-XX centuries. The author comes to a conclusion that in Russia of XIX-XX centuries the labor education was aimed to prepare the student not only to the society but also to a particular profession in the future. Subsequently, from labor education pedagogical science has moved to specialized education and training. The research has shown that the greatest development of the idea of profile-based labor education was achieved in the Soviet Union. The destructive processes that occur among a certain segment of Russian youth at the present time, largely happen because of the lost achievements of the Russian knowledge in labor education. Thus, when Russia is in a deep economic crisis, when the population is rapidly becoming impoverished, it is necessary to pay a closer look at the legacy of A. S. Makarenko, S. T. Shatsky, the outstanding Russian teachers, and of other educators and to the labour education itself. Key words: labour education, specialisation of education, labour training and polytechnic education.

И.В. Фролов, д-р пед. наук, проф. Арзамасского филиала Национального исследовательского Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского, г. Арзамас, E-mail: ivanvfrolov@rambler.ru

РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЁЖИ В РОССИИ XIX-XX ВЕКОВ

В статье рассматриваются вопросы становления и развития идей трудового воспитания в Росси XIX-XX веков. Автор приходит к выводу, что в России XIX-XX веков трудовое воспитание преследовало своей целью подготовить ученика не только к жизни в обществе, но и к конкретной профессии в будущем. Впоследствии от трудового воспитания педагогическая наука перешла к профильному воспитанию и обучению. Наибольшего развития идея профильно-ориентированного трудового воспитания достигла в СССР Деструктивные процессы, которые наблюдаются среди определённой части Российской молодёжи в настоящее время, во многом происходят из-за утраченных достижений отечественной науки в трудовом воспитании. Тем самым, необходимо обратить более пристальный взгляд на наследие выдающихся отечественных педагогов А.С. Макаренко, С.Т. Шацкого и других педагогов и, прежде всего, касающегося трудового воспитания.

Ключевые слова: трудовое воспитание, профилизация образования, трудовое обучение, политехническое образование.

Российская школа накопила значительный опыт по трудовому воспитанию учащихся. Следует отметить, что создание системы трудового воспитания проводилось в условиях дифференциации образовательного процесса. Впервые дифференцированное обучение в школе ввели в 1864 году. В тоже время вышел Соответствующий Указ, основным документом которого

является утвержденный 19 ноября 1864 года «Устав гимназий и прогимназий ведомства Министерства народного просвещения» [1], который предусматривал организацию семиклассных гимназий двух типов: классической и реальной. Задачей реальных гимназий было обеспечение общего образования, необходимого для практической деятельности и для поступления в специаль-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.