КОНЦЕПТ
научно-методический электронный журнал ART 14320 УДК 37.035.3:37.032.2
Стажкова М. А. Роль трудового воспитания в становлении волевых качеств младших школьников // Концепт. - 2014. - № 11 (ноябрь). - ART 14320. - 0,4 п. л. -URL: http://e-koncept.ru/2014/14320.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
Стажкова Марьяна Андреевна,
студентка факультета психологии и социальной педагогики Таганрогского института имени А. П. Чехова (филиал) ФГБОУ ВПО «Ростовский государственный экономический университет», г. Таганрог [email protected]
Роль трудового воспитания в становлении волевых качеств
младших школьников
Аннотация. Исследование направлено на изучение проблемы влияния трудовой деятельности на становление волевых качеств личности младших школьников. В статье уточняется сущность понятий «волевые качества», «труд», выделены разнообразные виды труда, практические занятия, и говорится об их влиянии на формирование волевых качеств личности.
Ключевые слова: волевые качества личности, труд, трудовое воспитание, виды трудовой деятельности, младший школьный возраст.
Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).
Актуальность воспитания в трудовой деятельности волевых качеств личности определяется их ключевой ролью в развитии самостоятельности и ответственности школьника, определяющих в будущем его востребованность на рынке труда, конкурентоспособность. Уровень развития волевых качеств в значительной мере влияет на успешность обучения в школе, формирование жизненной позиции ученика.
Недооценка важности формирования волевых качеств у ребенка с ранних лет приводит к его излишней опеке со стороны взрослых, что может стать причиной лени, несамостоятельности, неуверенности ребенка в своих силах, низкой самооценки, иждивенчества и эгоизма. Понимание роли труда в становлении нравственно-волевой сферы младших школьников и готовность к разработке адекватной программы учебно-воспитательной и коррекционной работы с учащимися выступают аспектом профессионального становления учителей начальной школы [1; 2], социальных педагогов [3-5], педагогов-психологов [6; 7].
В данном исследовании мы попытаемся охарактеризовать влияние трудовой деятельности на формирование волевых качеств младших школьников.
Проблема воли школьника интересовала многих исследователей (И. П. Павлова и И. М. Сеченова, К. Н. Корнилова, Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, а также П. А. Рудика, А. Ц. Пуни и др.). Анализ научно-исследовательской литературы показал, что воля проявляется в волевых качествах.
Волевые качества - это особенности волевой регуляции, ставшие свойствами личности и проявляющиеся в конкретных специфических ситуациях, обусловленных характером преодолеваемой трудности.
Волевые качества можно разделить на три группы [8]:
1 -я группа - целеустремленность: терпеливость; упорство; настойчивость.
2- я группа - самообладание: выдержка; решительность; смелость.
3- я группа - морально-волевые: мужество; самоотверженность; принципиальность; дисциплинированность.
Волевые качества личности детей младшего школьного возраста изучены недостаточно. Поступление в школу знаменует новый этап в развитии волевой сферы личности, он совпадает с периодом второго физиологического кризиса, приходяще-
r\j Л r\j
научно-методический электронный журнал ART 14320 УДК 37.035.3:37.032.2
лении волевых качеств младших школьников // Концепт. - 2014. - № 11 (ноябрь). - ART 14320. - 0,4 п. л. -URL: http://e-koncept.ru/2014/14320.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
Стажкова М. А. Роль трудового воспитания в станов-
гося на возраст 7 лет. Изменение деятельности ребенка и перестройка всех функций организма требует большого напряжения и использования внутренних резервов. Предъявляемые ребенку требования стимулируют усиленное развитие выдержки (сдержанности) и терпения как основы дисциплинированного поведения, которое к концу первого учебного года становится привычным для ребенка.
Л. И. Божович, освещая проблемы становления волевых качеств личности младших школьников, отмечала, что недостаток развития у них волевых качеств связан с неподготовленностью детей к обучению в школе [9].
Недостаточная готовность к школьному обучению проявляется в неумении ребенка заставить себя работать систематически, доводить начатое дело до конца, сдерживать мешающие делу эмоции, внимательно слушать учителя и подчиняться его требованиям. Анализ практического опыта психологов показывает, что психологическая готовность детей к школе часто характеризуется достаточно высоким уровнем интеллектуальной готовности и низким - волевой. Педагоги и родители требуют от ребенка внимания, прилежания, старательности, самостоятельности в процессе усвоения знаний, но при этом не проводят специальную работу по формированию этих качеств. Д. Б. Эльконин отмечал, что важным новообразованием младшего школьного возраста можно назвать умение детей произвольно регулировать свое поведение и управлять им, что становится важным качеством личности ребенка [10]. Исследования подтверждают, что младший школьный возраст является наиболее подходящим для формирования волевых качеств.
Школа - это новый уровень волевой регуляции поведения ребенка. Он характеризуется оформлением внутренней позиции, т. е. нового отношения к себе, своим обязанностям. В жизнь младшего школьника входит систематический труд, который требует усилий и направлен на достижение результата. Труд осуществляется в процессе включения младших школьников в соответствующую деятельность. Как указывает П. П. Костенко, первые уроки научной организации труда ученик получает в учебном процессе. Трудовое воспитание и трудовое обучение взаимосвязаны. Трудовая деятельность предполагает определенную обученность, владение соответствующими умениями и навыками.
Трудовое воспитание - формирование необходимых для трудовой деятельности нравственных качеств человека с помощью труда; в обществе - в широком смысле - целенаправленное формирование отношения к труду как основы нового духовного облика человека, воспитания высокосознательного и всесторонне развитого гражданина; органическая составная часть гармонического воспитания; в более узком смысле - целенаправленный, тесно связанный с обучением в школе процесс подготовки детей и юношества к трудовой деятельности [11].
В процессе труда ребенок должен научиться наблюдать, получать новые впечатления, осмысливать свои действия, выбирать наиболее рациональные способы выполнения задания, анализировать и оценивать результаты своего труда. Дети должны привыкнуть к мысли, что знания получают не только из книг, но также и из практической деятельности, путем труда. Для этого ребенок должен быть наблюдательным, самостоятельно приобретать знания. Такая установка на внимательное отношение к труду дает очень много в младших классах. Известно, каких поразительных успехов достиг В. А. Сухомлинский в развитии детской наблюдательности и творчества [12]. На первых порах именно в младших классах надо дать почувствовать детям, что знания, получаемые на уроках, помогают в работе и что благодаря знаниям работа становится успешной, интересной и привлекательной.
IV О rw
научно-методический электронный журнал ART 14320 УДК 37.035.3:37.032.2
Стажкова М. А. Роль трудового воспитания в становлении волевых качеств младших школьников // Концепт. - 2014. - № 11 (ноябрь). - ART 14320. - 0,4 п. л. -URL: http://e-koncept.ru/2014/14320.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
Широкое применение в школе находит прежде всего трудовая деятельность учащихся, связанная с учебными занятиями. Начиная с первого класса ребят привлекают также к ручному и художественному труду. В его содержание входит изготовление поделок из природного материала, бумаги, картона, ткани, дерева. Учащиеся занимаются изготовлением разнообразных учебно-наглядных пособий: таблиц, картин, диаграмм, гербариев, коллекций, простейших моделей. Этот труд способствует развитию фантазии, творческих способностей; развивает мелкие мышцы рук, способствует воспитанию выдержки, настойчивости, упорства, умению доводить начатое дело до конца. Результатами своего труда младшие школьники радуют других людей, изготавливая для них подарки.
При изучении природоведения и естествознания учащиеся работают на пришкольном учебно-опытном участке, занимаются выращиванием цветов, создают живые уголки, организуют работу по подкормке птиц и животных. Труд младших школьников в природе имеет свои особенности. Результатом этого труда может быть материальный продукт (выращенные овощи, посаженное деревце и т. д.). Это сближает детский труд с производительным трудом взрослых. Труд в природе чаще всего имеет отсроченный результат: дети посеяли семена и лишь через некоторое время смогут наблюдать результат в виде всходов, а затем и плодов. Эта особенность помогает воспитывать выдержку, терпение. Ухаживая за животными, выращивая растения, младший школьник всегда имеет дело с живыми объектами. Поэтому нужны особая осторожность, бережное отношение к природе, ответственность. Отсутствие этих факторов может привести к гибели живого. Труд в природе дает возможность одновременно развивать познавательные интересы. Младшие школьники наблюдают за ростом и развитием живых объектов, узнают об особенностях некоторых растений и животных, экспериментируют, познавая неживую природу. Этот вид труда дает младшим школьникам возможность доставлять радость другим людям (угощать выращенными плодами, дарить цветы).
Таким образом, труд младших школьников в природе способствует не только нравственному, эстетическому, умственному и физическому развитию, но и формированию таких волевых качеств, как смелость, мужество, самоотверженность.
Большую роль в трудовом обучении и воспитании играет труд по самообслуживанию. Он включает в себя уход за своими вещами, уборку классов и учебных кабинетов, ремонт учебно-наглядных пособий, книг в школьной библиотеке, мебели и инвентаря и т. д. Овладение навыками самообслуживания позволяет ребенку оказывать реальную помощь другим детям, требует от него определенных усилий для достижения нужного результата и способствует формированию таких волевых качеств, как настойчивость, принципиальность, терпение.
Труд по самообслуживанию требует организации учащихся и педагогического руководства этим процессом. По своему социальному влиянию производительный труд -самый значительный вид труда младшего школьника. Включаясь в самые элементарные формы производительного труда, школьники с раннего возраста приучаются жить общими заботами со взрослыми людьми, становятся более самостоятельными.
Следующим видом трудовой деятельности учащихся является общественно полезная работа по благоустройству школьной территории, по сбору вторичного сырья, лекарственных растений, озеленению улиц в населенных пунктах, дорог и т. д. К этой работе привлекаются учащиеся с 1-го класса. Следует отметить, что данный вид труда, по мнению А. А. Шибанова, не всегда приносит радость, он связан с утомлением, усталостью, выполнением обязанностей, однообразием действий, что,
IV 3 ^
научно-методический электронный журнал ART 14320 УДК 37.035.3:37.032.2
Стажкова М. А. Роль трудового воспитания в становлении волевых качеств младших школьников // Концепт. - 2014. - № 11 (ноябрь). - ART 14320. - 0,4 п. л. -URL: http://e-koncept.ru/2014/14320.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
в свою очередь, требует от младшего школьника проявления выдержки, терпения, дисциплинированности.
Наконец, хозяйственно-бытовой труд - это вид труда, которым способен овладеть младший школьник. Содержанием этого вида труда являются труд по уборке помещения, мытье посуды, стирка и т. д. Если труд по самообслуживанию предназначен для жизнеобеспечения, для заботы о самом себе, то хозяйственно-бытовой труд имеет общественную направленность. Младший школьник учится создавать и содержать в соответствующем виде окружающую его среду. Навыки хозяйственно-бытового труда младший школьник может использовать и в самообслуживании, и в труде на общую пользу.
Постоянное выполнение подобных дел, особый эмоциональный настрой (готовность принять участие в хозяйственно-бытовом труде, удовлетворение от оказания помощи товарищу, учителю, маме) способствуют формированию таких нравственноволевых качеств, как трудолюбие, настойчивость, упорство, доброжелательное отношение к окружающим, развитию общественно значимых мотивов трудовой деятельности, а вместе с тем - коллективистических начал личности дошкольника.
Но не только в этом значение хозяйственно-бытового труда. Он создает большие возможности для воспитания у детей элементарных навыков культуры труда: рациональной организации индивидуальной и коллективной работы (например, участие в наведении порядка в классной комнате), ее предварительного планирования, умения отобрать необходимые материалы для выполнения задания, бережного отношения к ним, стремления сделать работу хорошо и своевременно. Это, в свою очередь, создает благоприятные условия для воспитания положительного отношения к данному виду труда. В процессе хозяйственно-бытового труда создаются возможности для формирования у младших школьников бережного отношения к вещам, умения замечать малейший беспорядок и по собственной инициативе устранять его.
Особенности хозяйственно-бытового труда обусловлены тем, что результаты его иногда незаметны, как в других видах труда. Он наглядно ощутим лишь в течение непродолжительного времени: протерли пыль, завтра она вновь появилась; приготовили раздаточный материал к проведению урока, а после урока все убрали. И ничто не напоминает ребятам о затраченных усилиях, о доведении начатого дела до конца. Вместе с тем повторение изо дня в день одних и тех же дел способствует выработке волевых качеств.
Применительно к младшему школьному возрасту можно говорить и об умственном труде. Любой труд характеризуется усилием, направленным на достижение результата. Результат же может быть материализованным (изготовленный младшим школьником предмет, выращенное растение), может быть представленным через улучшение качества (почищенная клетка птицы), а может и выступать в виде логического решения какой-либо задачи (математической, житейской, собственное «открытие», полученное в результате обдумывания). Последний и есть результат умственного труда. Учитель начальных классов приучает младших школьников «думать прежде, чем сделать», объяснять для себя и других ход своих мыслей, делать выводы и умозаключения и, наконец, получать удовлетворение от самостоятельно найденного решения.
Подводя итог, можно сделать вывод о том, что трудовое воспитание есть процесс организации и стимулирования разнообразной трудовой деятельности учащихся и формирования у них добросовестного отношения к выполняемой работе, проявления в ней инициативы, творчества, стремления к достижению более высоких
IV ^ rw
КОНТ TF.TTT
Стажкова М. А. Роль трудового воспитания в становлении волевых качеств младших школьников // Концепт. - 2014. - № 11 (ноябрь). - ART 14320. - 0,4 п. л. -URL: http://e-koncept.ru/2014/14320.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
научно-методический электронный журнал
ART 14320 УДК 37.035.3:37.032.2
результатов. Разнообразные виды труда, практические занятия способствуют формированию волевых качеств личности. Педагоги должны помнить, что краткая вступительная беседа помогает пробудить у детей интерес и внимание к работе, желание показать свои знания в деле, на практике. Главное же состоит в том, чтобы в процессе труда создать ситуации, когда надо мыслить и действовать самостоятельно, вызвать удивление, любопытство, желание узнать больше, понять, самому попытаться найти правильное решение. Такие ситуации возникают в содержании и логике правильно организованного труда, когда сама работа ставит задачи, пробуждает любознательность, рождает мысли.
Включаясь в трудовой процесс, ребенок коренным образом меняет свое представление о себе и об окружающем мире. Радикальным образом изменяется самооценка. Она изменяется под влиянием успехов в трудовой деятельности, что, в свою очередь, меняет авторитет школьника в классе. Нравственное и трудовое воспитание должно осуществляться всеми педагогическими средствами в процессе любой педагогически целесообразной деятельности с учащимися.
Труд - главный воспитатель. Необходимо помочь школьникам увидеть в нем источник развития своих способностей и нравственных качеств.
Участие школьников в общественно полезном и производительном труде рассматривается в тесной связи с их умственным, нравственным, эстетическим и физическим воспитанием и развитием.
Труд всегда был источником красоты, нравственное воспитание в труде позволяет учащимся непосредственно воспринимать красоту труда, почувствовать его преобразующую силу, его привлекательность.
Очень важна организация коллективного труда, объединяющего интересы школьников, где развиваются нравственные черты: дружба, взаимопомощь, коллективное творчество в труде, способность устанавливать взаимозависимость и согласованность в труде, создавать атмосферу высокой моральной и материальной ответственности, критики и самокритики.
Ссылки на источники
1. Ефремова О. И. Об одном из подходов к изучению информационной компетентности учителя // Наука и школа. - 2009. - № 3. - С. 12-15.
2. Ефремова О. И. Психологическое консультирование учителей общеобразовательной школы по проблемам реализации здоровьесберегающего потенциала образования // Концепт: науч.-метод. электрон. журн. - 2013. - Спецвыпуск № 05. - URL: http://e-koncept.ru/2013/13547.htm.
3. Кобышева Л. И. Диагностика профессионально значимых личностных качеств будущих социальных педагогов как средство совершенствования их профессиональной подготовки: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Елецкий государственный университет им. И. А. Бунина. - Елец, 2004.
4. Кобышева Л. И. Психолого-педагогическое сопровождение формирования личностных качеств социального педагога в условиях вузовского образования // Научное мнение. - 2013. - № 4. -С.142-145.
5. Кобышева Л. И., Кротова А. П. Самоопределение как условие становления профессионализма будущих педагогов // Общество: социология, психология, педагогика. - 2012. - № 2. - С. 95-103.
6. Ефремова О. И. и др. Становление готовности будущих педагогов-психологов к профессиональному труду на этапе вузовского образования: монография / отв. ред. О. И. Ефремова; М-во образования и науки Российской Федерации, Федеральное гос. бюджетное образовательное учреждение высш. проф. образования «Таганрогский гос. пед. ин-т им. А. П. Чехова». - Таганрог, 2011.
7. Ефремова О. И. Мифологизированные компоненты профессионального сознания будущих психологов образования и их коррекция // Концепт: науч.-метод. электрон. журн. - 2013. - Спецвыпуск № 05. - С. 26-30. - URL: http://e-koncept.ru/2013/13547.htm.
8. Психология: учеб. / В. М. Аллахвердов, С. И. Богданова [и др.]; отв. ред. А. А. Крылов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2011.
r>j
~ 5
научно-методический электронный журнал ART 14320 УДК 37.035.3:37.032.2
лении волевых качеств младших школьников // Концепт. - 2014. - № 11 (ноябрь). - ART 14320. - 0,4 п. л. -URL: http://e-koncept.ru/2014/14320.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
Стажкова М. А. Роль трудового воспитания в станов-
9. Божович Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте. - СПб.: Питер, 2008. (Серия «Мастера психологии»).
10. Эльконин Д. Б. Психология развития: учеб. пособие для студентов высш. учеб. завед. - М.: Изд. центр «Академия», 2001.
11. Степаненков Н. К. Педагогика. - М.: Сфера, 2003.
12. Иващенко Ф. И. Труд и развитие личности школьника. - М.: Аркти, 2000.
Maryana Stazhkova, l s s N 2304-120Х
Student, Psychology and Social Pedagogics Department, Taganrog Institute named after A.P. Chekhov, branch of Rostov State Economic University, Taganrog
Role of labor education in formation of strong-willed qualities of younger 9 772 04 1 201 42 pupils
Abstract. The paper deals with the problem of influence of labor activity on formation of strong-willed qualities of the person of younger pupils: the essence of the concepts “strong-willed qualities” and “labour”; various kinds of work; practical training; influence of labor on formation of strong-willed qualities of a person.
Key words: strong-willed qualities of a person, work, labor education, kinds of labor activity, younger school
1. Efremova, O. I. (2009) “Ob odnom iz podhodov k izucheniju informacionnoj kompetentnosti uchitelja”, Nauka i shkola, № 3, pp. 12-15 (in Russian).
2. Efremova, O. I. (2013) “Psihologicheskoe konsul'tirovanie uchitelej obshheobrazovatel'noj shkoly po problemam realizacii zdoroVesberegajushhego potenciala obrazovanija”, Koncept: nauch.-metod. jel-ektron. Zhurn. , specvypusk № 05. Available at: http://e-koncept.ru/2013/13547.htm (in Russian).
3. Kobysheva, L. I. (2004) Diagnostika professionals znachimyh lichnostnyh kachestv budushhih social'-nyh pedagogov kak sredstvo sovershenstvovanija ih professional'noj podgotovki: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk/ Eleckij gosudarstvennyj universitet im. I. A. Bunina, Elec (in Russian).
4. Kobysheva, L. I. (2013) “Psihologo-pedagogicheskoe soprovozhdenie formirovanija lichnostnyh kachestv social'nogo pedagoga v uslovijah vuzovskogo obrazovanija”, Nauchnoe mnenie, № 4, pp. 142-145 (in Russian).
5. Kobysheva, L. I. & Krotova, A. P. (2012) “Samoopredelenie kak uslovie stanovlenija professionalizma budushhih pedagogov”, Obshhestvo: sociologija, psihologija, pedagogika, № 2, pp. 95-103 (in Russian).
6. Efremova ,O. I. et al. (2011) Stanovlenie gotovnosti budushhih pedagogov-psihologov k professional'-nomu trudu na jetape vuzovskogo obrazovanija: monografija; M-vo ob-razovanija i nauki Rossijskoj Federacii, Federal'noe gos. bjudzhetnoe obrazovatel'noe uchre-zhdenie vyssh. prof. obrazovanija “Ta-ganrogskij gos. ped. in-t im. A. P. Chehova”, Taganrog (in Russian).
7. Efremova, O. I. (2013) “Mifologizirovannye komponenty professional'nogo soznanija budushhih psi-hologov obrazovanija i ih korrekcija”, Koncept: nauch.-metod. jelektron. zhurn. , specvypusk № 05, pp. 26-30. Available at: http://e-koncept.ru/2013/13547.htm (in Russian).
8. Allahverdov, V. M., Bogdanova, S. I. et al., Krylov, A. A. (ed.) (2011) Psihologija: ucheb., 2-e izd., pere-rab. i dop, Prospekt, Moscow (in Russian).
9. Bozhovich, L. I. (2008) Lichnost' i ejo formirovanie v detskom vozraste, Piter, St. Peterburg (Serija “Mas-tera psihologii”) (in Russian).
10. Jel'konin, D. B. (2001/ Psihologija razvitija: ucheb. posobie dlja studentov vyssh. ucheb. zaved., Izd. centr “Akademija”, Moscow (in Russian).
11. Stepanenkov, N. K. (2003) Pedagogika, Sfera, Moscow (in Russian).
12. Ivashhenko, F. I. (2000) Trud i razvitie lichnosti shkol'nika, Arkti, Moscow (in Russian).
Рекомендовано к публикации:
Кобышевой Л. И., кандидатом педагогических наук,
Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»
age.
References
6 ~