Научная статья на тему 'Особенности формирования коммуникативной грамматической компетенции в процессе языковой подготовки студентов университета'

Особенности формирования коммуникативной грамматической компетенции в процессе языковой подготовки студентов университета Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
705
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНАЯ ГРАММАТИКА / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД / РЕЧЕВОЙ ГРАММАТИЧЕСКИЙ НАВЫК

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хальзова В.М., Асеева Т.В.

В статье рассматриваются проблемы, связанные с обучением студентов неязыковых специальностей вузов коммуникативной грамматике. Предлагаются рекомендации к организации процесса обучения грамматике на основе коммуникативного подхода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности формирования коммуникативной грамматической компетенции в процессе языковой подготовки студентов университета»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12/2015 ISSN 2410-6070

УДК 372.8

В.М. Хальзова, к. п. н., доцент Гуманитарный факультет, Тольяттинский государственный университет, г. Тольятти

Т. В. Асеева, доцент

Гуманитарный факультет, Тольяттинский государственный университет, г. Тольятти

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ ГРАММАТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ В ПРОЦЕССЕ ЯЗЫКОВОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ УНИВЕРСИТЕТА

Аннотация

В статье рассматриваются проблемы, связанные с обучением студентов неязыковых специальностей вузов коммуникативной грамматике. Предлагаются рекомендации к организации процесса обучения грамматике на основе коммуникативного подхода.

Ключевые слова

Коммуникативная грамматика, коммуникативная компетенция, функциональный подход, речевой

грамматический навык.

Для совершенствования подготовки студентов к межкультурной коммуникации становится актуальным изучение коммуникативной грамматики, которая представляет собой систему занятий по формированию и развитию навыков, обеспечивающих общение на иностранном языке. Успех межкультурной коммуникации во многом зависит от правильного грамматического оформления речи участников коммуникации. Государственные требования к содержанию и уровню подготовки выпускников высших учебных заведений указывают на необходимость свободного владения студентами устной и письменной иноязычной речью, особенности которой определяются последующей профессиональной деятельностью.

Ускоренной подготовке студентов к использованию иностранного языка в повседневном и профессиональном общении способствует коммуникативный подход. Д. Браун, один из известнейших представителей коммуникативного подхода, дает следующую характеристику такому обучению: «Помимо грамматических элементов коммуникации, мы изучаем природу социальных, культурных и прагматических особенностей языка. Мы исследуем педагогические средства создания «настоящей» коммуникации в учебной аудитории. Мы стараемся научить наших студентов беглости языка, не только ее правильности, что занимало учителей иностранного языка на протяжении веков. Мы снабжаем наших студентов инструментами создания неподготовленной речи за пределами аудитории. Мы озабочены тем, чтобы стимулировать наших студентов к изучению иностранного языка на протяжении всей жизни, а не только сиюминутными аудиторными заданиями. Мы рассматриваем студентов как равноправных партнеров в совместной деятельности. Наши классные упражнения нацелены на поиск любых средств, способных вдохновить студентов на достижение наилучших возможных результатов в овладении языком»[4].

Студенты неязыкового вуза часто испытывают трудности в усвоении грамматики иностранного языка и ситуативном использовании грамматических явлений в речи. Особые трудности для студентов представляет правильное употребление грамматических форм и структур, предназначенных для логичного построения высказывания.

Для преодоления перечисленных трудностей целесообразно рассмотреть особенности коммуникативного подхода при обучении грамматике. Также необходимо вывести алгоритм учебных действий, направленный на формирование коммуникативной грамматической компетенции, определить особенности, приемы и способы введения и активизации грамматических явлений, разработать комплекс коммуникативных грамматических заданий.

Коммуникативно-направленное обучение грамматике предполагает изучение студентами определенных речевых функций, которые сопровождают каждое грамматическое явление в процессе общения, а также коммуникативных намерений участников диалога.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12/2015 ISSN 2410-6070

Рассматривая структуру грамматического явления, можно выделить формальную и функциональную характеристику, причём ведущей в речи является функциональная сторона. Особенность функционального подхода в отношении обучения грамматике иностранного языка заключается в направлении изучения языковых реалий от значения к форме и функции. Функционально-направленное обучение грамматике предполагает реализацию комплексного подхода, включающего в себя рассмотрение коммуникативных возможностей грамматических явлений, учёт конкретных условий обучения, осуществляемого с определёнными целями и с данным контингентом обучаемых[1, с. 35-48].

Основными принципами функционального подхода к обучению грамматики являются следующие: функциональность, речевая направленность, новизна, личностная ориентация общения, коллективное взаимодействие, ситуативность.

Функциональность предполагает, что лексические и грамматические формы усваиваются одновременно в процессе обучения студентов коммуникативной грамматике: выполняя какую-либо речевую задачу, студент совершенствует как лексические, так и грамматические навыки. Необходимо, чтобы большинство упражнений коммуникативной грамматики были направлены на усвоение речевых единиц.

Обучение грамматике должно иметь речевую направленность. В процессе выполнения серии речевых упражнениях происходит накопление большого объема лексики и усвоение грамматических форм с последующей реализацией их в речи; предлагаются к изучению только те формы, которые типичны для условия реального общения.

Речевые ситуации должны отличаться новизной и разнообразием. Информативность и новизна используемого материала и разнообразие приемов работы способствуют непроизвольному запоминанию речевых образцов и корректному использованию их в речи.

Коммуникативный подход к обучению грамматике предполагает учет личностных характеристик обучаемых, так как только таким путем могут быть созданы условия общения: вызвана коммуникативная мотивация, обеспечена целенаправленность говорения, мотивированы взаимоотношения и т. д. Личностная ориентация общения основывается на личных характеристиках студентов, таких как личный опыт, сфера деятельности и интересов, определенный статус.

Особенно важным является отбор и организация материала на основе ситуаций и проблем общения, которые интересуют студентов. Ролевая организация учебного процесса позволяет максимально приблизить обучение к условиям реального общения. Система учебных ролевых ситуаций, имитирующих реальные ситуации общения способны повысить мотивацию студентов и сформировать речевые умения

Одним из эффективных способов организации учебного процесса при обучении коммуникативной грамматике является коллективное взаимодействие. Такой способ способствует активному общению на иностранном языке при выполнении коммуникативных задач.

Изучение грамматики на основе коммуникативного подхода способствует расширению лингвистического кругозора студентов, развитию и совершенствованию общих и специальных учебных умений, речевых, когнитивных и творческих способностей, необходимых для формирования коммуникативной компетенции [2, с.51-52].

Основываясь на коммуникативной цели обучения грамматике, можно сформулировать основное требование к объему грамматического материала, подлежащего усвоению. Грамматический материал должен быть достаточным для пользования языком как средством общения в заданных программой пределах и реальным для усвоения его в данных условиях.

Обучение коммуникативной грамматике связано с формированием речевого грамматического навыка и предполагает развитие навыка относительно точного воспроизведения изученного явления в типичных для его функционирования речевых ситуациях, развитие его гибкости за счёт варьирования условий общения, требующих адекватного грамматического оформления высказывания.

Поэтапное закрепление функций грамматических явлений, отбираемых по принципу коммуникативной значимости, способствует эффективности формирования коммуникативной грамматической компетенции. Совершенствование данной компетенции обеспечивается реализацией комплекса коммуникативных грамматических заданий. Основываясь на идее коммуникативной направленности обучения, можно определить основные требования к заданиям для работы над грамматическим аспектом языка.

МЕЖДУНАРОД НЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12/2015 ISSN 2410-6070

Коммуникативные упражнения с грамматической направленностью следует разрабатывать на основе принципа косвенного целеполагания, в соответствии с которым преподаватель преследует цель формирования у студента навыка употребления определенной грамматической формы для выражения данного содержания, а целью студента является решение определённой коммуникативной задачи.

При подготовке коммуникативных грамматических заданий следует учитывать коммуникативные намерения участников общения, поскольку они являются регулятором вербального поведения партнёров.

Использование коммуникативных упражнений, в которых речевая деятельность учащихся осуществляется под воздействием разных видов мотивации (коммуникативной, игровой, когнитивной, эстетической, учебной) является непременным условием при работе над грамматическим аспектом языка.

Особенно необходимо учитывать коммуникативные потребности учащихся при составлении коммуникативных упражнений с грамматической направленностью.

В список упражнений могут быть включены определённые виды коммуникативных упражнений: ситуативные, побуждающие студентов к построению высказываний в необходимой ситуации общения с использованием активного лексико-грамматического материала. Упражнения такого типа необходимы, так как являются своеобразным "мостиком" к речевым упражнениям, направленным на формирование речевых умений. В свою очередь коммуникативные упражнения способствуют формированию в сознании студентов функционально-грамматических обобщений. Такие упражнения позволяют учащимся осознать место изучаемого грамматического явления в системе аналогичных явлений.

Коммуникативный подход в обучении грамматике можно реализовать с помощью мультимедийного обеспечения. Упражнения, заложенные в программу дисков, способствуют формированию и совершенствованию умений и навыков грамматически правильной устной речи обучаемых. На первом курсе в основном изучаются грамматические явления, подлежащие активному усвоению. На втором курсе ставится задача совершенствования уже сформированных грамматических навыков и умений. На этом этапе рекомендуется строить обучение грамматике не в отдельности как это делалось на предыдущем этапе (т.е. не изучать отдельно каждое грамматическое явление), а привести их в систему, сделать обобщение (например, все видо - временные формы глагола, грамматические способы выражения прошедшего времени, долженствования и т.д.). Именно с помощью компьютера легче организовать такую работу, используя упражнения на закрепление видо - временных форм одновременно по всей таблице. В рамках коммуникативного подхода к обучению грамматике можно выделить три группы грамматических упражнений [3, с.40-49]:

1. Упражнения в анализе и дифференциации грамматических явлений. В центре внимания находятся основные функционально значимые признаки различных грамматических форм. Эти формы представляются в минимальном контексте.

2. Упражнения в выборе грамматических явлений. Цель данного вида упражнений научить студентов соотносить конкретные грамматические формы с соответствующим контекстом.

3. Речевые грамматические упражнения, направленные на использование грамматических структур в речевой деятельности. На заключительном этапе работы по грамматической теме возможно проведение имитационной деятельности и ролевых игр.

Окончательная шлифовка грамматических речевых умений и навыков, т.е. непосредственное применение их в речи осуществляется в упражнениях творческого типа. Такие упражнения, как правило, имеют коммуникативную значимость. С этой целью студентам предлагаем выполнить следующие виды учебной работы: коммуникативные задания с использованием учебных и естественных речевых ситуаций, коммуникативные игры. На каждом этапе методические приёмы, задания и практические способы обучения грамматике должны быть достаточно разнообразными. Различают некоммуникативные и коммуникативные приёмы обучения грамматической стороне языка.

При коммуникативно-ориентированном обучении широко используются коммуникативные задания деятельностного характера ("функционально-коммуникативные" и "взаимодействия в группе"). Функционально-коммуникативные задания предполагают различные сравнения картинок и изображений, создание логической последовательности в серии фотографий или фрагментов текста, определение отсутствующих элементов в изображениях и текстах, формулирование точных указаний партнёру для успешного выполнения им задания, или поиск подходящего ответа на вопрос путём обобщения всех фактов, известных всем остальным участникам. Предварительная традиционная работа над словарным запасом и

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА»

№12/2015

ISSN 2410-6070

грамматическими навыками обучаемых способствует эффективности выполнения коммуникативных заданий. Взаимодействие в группе предполагает свободное общение участников, обмен мнениями, дискуссии, ролевые игры, импровизации и др. Важно уделять большое внимание на занятиях работе в парах и мини-группах. Актуальные и интересные темы или вопросы для обсуждения стимулируют студентов к высказыванию собственной точки зрения, и, таким образом, они пробуют свои силы в реальной коммуникации. Студенты должны научиться воспринимать речь собеседника, стараться строить как можно более понятные и грамматически правильно оформленные фразы. Как показывает практика, усвоение грамматического материала желательно проводить в определённой последовательности: предъявление речевого образца, тренировка и применение в речи.

Учебные материалы, используемые при коммуникативном обучении иностранному языку, практически неограниченно разнообразны. Сторонники коммуникативного подхода придают большое значение учебным материалам и считают, что использование грамотно подобранных учебных материалов значительно влияет на качество учебной коммуникации на иностранном языке. Традиционно выделяют три основных вида учебных материалов: основанные на тексте, основанные на коммуникативной задаче и основанные на реалии.

Важную роль здесь играет творческий подход преподавателя к подготовке занятия и самостоятельная познавательная деятельность учащихся. Необходимо отметить, что какие-бы ни были качественные учебные материалы, именно преподаватель организует четкую и правильную работу в группе в процессе общения. Роль преподавателя при коммуникативном обучении существенно отличается от его роли при традиционном обучении. Преподаватель выполняет две основные роли: первая - способствует процессу коммуникации между всеми студентами в аудитории и непосредственно между студентами при выполнении последними различных грамматических и лексических заданий. Вторая - он вовлечён в общение в качестве независимого и такого же равноправного участника коммуникации.

Коммуникативно-ориентированное обучение грамматике позволяет повысить мотивацию, расширяет экспрессивные возможности речи и придаёт естественность высказываниям студентов в учебных условиях.

Список использованной литературы:

1. Пассов Е.И. «Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению». - М., 1989 - с. 35-48.

2. Мильруд Р.П. Комуникативность языка и обучение разговорной грамматике// ИЯШ. - 2001. - №6,с. 51 -52

3. Казарицкая Т.А. Упражнения при функционально-направленном обучении грамматике // ИЯШ . - 1987. -№2, с. 40-49

4. Brown, Douglas H. Teaching by Principles. Upper Saddle River, N.J.: Prentice Hall Regents, c1997.-IX, 277 p.

© Асеева Т.В., Хальзова В.М., 2015

УДК 37

Т.К.Борисевич

Старший преподаватель, факультет дизайна, изящных искусств и медиа-технологий Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, г. Нижний Новгород, РФ

И.Б.Кострыкина

Студентка Ш-курса, факультет дизайна, изящных искусств и медиа-технологий Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, г. Нижний Новгород, РФ

ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К ПРОВЕДЕНИЮ МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ С ДОШКОЛЬНИКАМИ

Аннотация

Развитие и внедрение педагогических инноваций в музыкально- просветительскую деятельность

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.