Научная статья на тему 'Особенности формирования и развития институциональнойконкурентоспособности национальной экономики'

Особенности формирования и развития институциональнойконкурентоспособности национальной экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
424
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНЦИЯ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬНАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯКОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / КОНКУРЕНТНЫЕ ПОЗИЦИИ / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯСРЕДА / COMPETITION / COMPETITIVENESS OF THE NATIONALECONOMY / INSTITUTIONAL COMPETITIVENESS / COMPETITIVE POSITIONS / INSTITUTIONAL ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Луканин Юрий Викторович

В системе факторов конкурентоспособности национальной экономики важное место занимает институциональная составляющая конкурентоспособности. Эта проблема не разработана в экономической теории. Целью исследования является анализ специфики институциональных факторов и условий развития конкурентоспособности национальной экономики. В статье раскрываются теоретико-методологические основы формирования, развития и оценки институциональной конкурентоспособности национальной экономики, обобщаются основные понятия конкурентоспособности, обосновывается институциональная составляющая понятийного аппарата. Значительное внимание уделено анализу «институциональных ловушек» (барьеров), сдерживающих развитие институциональных факторов конкурентоспособности экономики. Выявляется механизм повышения институциональной конкурентоспособности национальнойэкономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE FORMATION AND DEVELOPMENT OF INSTITUTIONALCOMPETITIVENESS OF THE NATIONAL ECONOMY

The paper states that in the system of factors ofcompetitiveness of the national economy an important place is occupied by institutional component of competitiveness. This problem has not been developed enough in the economic theory. The purpose of this study is to analyze the specific institutional factors and conditions for the development of national economy competitiveness. The paper describes the theoretical and methodological basis for the formation, development and assessment of the institutional competitiveness of the national economy, summarizes the mainconcepts of competitiveness, discusses institutional component of the conceptual apparatus. Considerable attention is paid to the analysis of «institutional traps» (barriers), hinderingthe development of institutional factors of economic competitiveness. The author reveals a mechanism for increasing the institutional competitiveness of the national economy.

Текст научной работы на тему «Особенности формирования и развития институциональнойконкурентоспособности национальной экономики»

2. Дементьев В.В. Экономика как система власти. Донецк: Изд-во «Каштан», 2003.

3. Институциональная теория: курс лекций / под общ. ред. А.И. Добрынина, Н.В. Манохиной. Саратов: Изд-во СГСЭУ, 2006.

4. Каткова М.А. Устойчивость институциональной системы // Вестник СГСЭУ. 2010. № 1 (30).

5. Сакайя Т. Стоимость, создаваемая знанием или история будущего // Новая постиндустриальная волна на Западе: антология / под. ред. В. Иноземцева. М.: Academia, 1999.

6. Уильямсон О. Частная собственность и рынок капитала // ЭКО. 1993. № 5.

удк 330.341.2 Юрий Викторович Луканин,

# # # аспирант кафедры

lukonij@mail.ru институциональной экономики,

СГСЭУ

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ

В системе факторов конкурентоспособности национальной экономики важное место занимает институциональная составляющая конкурентоспособности. Эта проблема не разработана в экономической теории. Целью исследования является анализ специфики институциональных факторов и условий развития конкурентоспособности национальной экономики. В статье раскрываются теоретико-методологические основы формирования, развития и оценки институциональной конкурентоспособности национальной экономики, обобщаются основные понятия конкурентоспособности, обосновывается институциональная составляющая понятийного аппарата. Значительное внимание уделено анализу « институциональных ловушек» (барьеров), сдерживающих развитие институциональных факторов конкурентоспособности экономики. Выявляется механизм повышения институциональной конкурентоспособности национальной экономики.

Ключевые слова: конкуренция, конкурентоспособность национальной экономики, институциональная конкурентоспособность, конкурентные позиции, институциональная среда.

Yu.V. Lukanin

FEATURES OF THE FORMATION AND DEVELOPMENT OF INSTITUTIONAL COMPETITIVENESS OF THE NATIONAL ECONOMY

The paper states that in the system of factors of competitiveness of the national economy an important place is occupied by institutional component of competitiveness. This problem has not been developed enough in the economic theory. The purpose of this study is to analyze the specific institutional factors and conditions for the development of national economy competitiveness. The paper describes the theoretical and methodological basis for the formation, development and assessment of the institutional competitiveness of the national economy, summarizes the main concepts of competitiveness, discusses institutional component of the conceptual apparatus. Considerable attention is paid to the analysis of «institutional traps» (barriers), hindering the development of institutional factors of economic competitiveness. The author reveals a mechanism for increasing the institutional competitiveness of the national economy.

Keywords: competition, competitiveness of the national economy, institutional competitiveness, competitive positions, institutional environment.

Состояние и развитие конкурентной среды во многом определяется, с одной стороны, процессами преобразования в социальной,экономической, технологической и политической сферах, а с другой - институциональными действиями рыночных субъектов хозяйствования. Именно применение институциональных ограничений и движущих факторов развития выступает для экономики страны тем источником, использование которого позволяет объективно оценить и по возможности максимально реализовать имеющиеся конкурентные преимущества. Поэтому особую роль в исследовании и выявлении факторов повышения конкурентоспособности национальной экономики должен играть эмпирический анализ не только экономической, инвестиционной, но и институциональной составляющих конкурентоспособности многоуровневой хозяйственной системы.

Очевидно, что в сложившихся современных условиях необходим пересмотр институциональных механизмов и инструментов институционального управления конкурентного развития как страны в целом, так и отдельных ее территорий. Прежде всего речь идет о выборе конкурентоспособной модели национальной экономики, о приоритетных отраслях, имеющих инновационный потенциал, о выявлении институциональных факторов и элементов, воздействующих на развитие конкурентных отношений и механизмов.

В теоретических и прикладных работах экономистов и практиков даются многочисленные определения и различные толкования конкурентоспособности, что обусловлено многофакторностью, сложной структурой и динамичностью рассматриваемого понятия.

Согласно Ш. Ханту, конкуренция трактуется как эволюционный процесс, уводящий от равновесия. Конкурен-

ция - это процесс обнаружения нового знания. Ш. Хант раскрывает процесс конкурентоспособности следующим образом: «Конкуренция - это постоянная борьба среди фирм за сравнительные преимущества в издержках, которая приводит к рыночной позиции конкурентных преимуществ для нескольких рыночных сементов и, как следствие, к лучшей финансовой позиции» [2, р. 137].

Из приведенного определения следуют три положения:

- во-первых, в результате конкуренции создаются сравнительные преимущества фирмы по издержкам производства;

- во-вторых, конкурирующие фирмы посредством своих сравнительных преимуществ образуют на рынке конкурентные преимущества;

- в-третьих, вследствие конкурентных преимуществ та или иная фирма, обладающая ими, приобретает лучшие финансовые позиции, позволяющие ей получать максимальную прибыль. Эта прибыль, используемая для производственного потребления (накопления), создает условия, при которых будут получены преимущества в ресурсах.

Однако необходимо отметить, что во всех этих процессах имеет место институциональная составляющая. Такая трактовка, по существу, означает, что на уровень конкурентоспособности непосредственно влияют те формальные и неформальные рамки и условия, которые задаются действующими институтами рынка, государства и мирового сообщества.

Конкурентоспособность, на наш взгляд, не только связана с внутренними свойствами субъекта, но и напрямую зависит от институтов и тех институциональных проявлений экономических явлений, которые либо стимулируют, либо замедляют процессы формирования конкурентного потенциала субъектов, а также условий для их благоприятного развития. Поэтому вполне правомерно выделение институциональной конкурентоспособности в рамках общего понятийного аппарата конкурентоспособности. Именно институциональная составляющая дает основу для ее развития, а также формирует определенные ограничивающие рамки, что является своего рода стимулом для трансформации всей экономической системы в целом.

Следует подчеркнуть, что вопросы формирования институциональной конкурентоспособности страны, субъектов Федерации и муниципальных образований остаются пока недостаточно разработанными, но в то же время очень востребованными. В мировой практике институциональные факторы повышения конкурентоспособности территорий являются одним из наиболее актуальных направлений их развития. Соперничество позволяет странам, регионам и городам выявлять преимущества и недостатки, мобилизовывать имеющиеся ресурсы с целью привлечения целевых групп «потребителей» предлагаемого продукта. А институциональная составляющая дает основу для подобного рода соперничества.

Оценка институциональной конкурентоспособности, с одной стороны, является одним из инструментов, который при постоянном мониторинге позволяет отслеживать эффективность выполнения программных мероприятий, выбранных стратегий и сценариев развития национальной экономики. С другой стороны, она является своеобразным «индикатором неблагополучия» - основанием для принятия соответствующих мер по стимулированию развития той или иной сферы жизнедеятельности, создания благоприятных условий для развития

потенциала, совершенствования институциональной среды конкурентоспособности.

Институциональную конкурентоспособность можно рассматривать как набор свойств, методов, формальных и неформальных правил поведения хозяйствующих субъектов, дающих им ряд преимуществ в конкурентной борьбе; как систему хозяйственных отношений на основе действий по выработке правил, порядка, рамок, стимулирующих возможности, увеличивающих эффективность использования потенциала, регулирующих и ограничивающих экономическую деятельность субъектов или страны в целом в процессе конкурентной борьбы в целях повышения эффективности результатов этой борьбы.

Основными составляющими институциональной конкурентоспособности национальной экономики являются: институты-субъекты, институты-объекты, институциональная среда, институциональный механизм конкурентоспособности (конкурентные позиции).

В качестве основных принципов формирования институциональной конкурентоспособности национальной экономики в целом и ее хозяйствующих субъектов в процессе конкурентной борьбы можно выделить:

- «многогранность», которая подразумевает, что в состав институциональной конкурентоспособности входят не только институты-нормы (формальные и неформальные), институты-организации, но и создание институциональной среды и условий для реализации хозяйственной деятельности субъектов, позволяющих регламентировать их поведение, а также набор альтернатив для возможности индивидуального выбора;

- «открытость» конкурентных позиций и возможностей, т.е. их постоянное взаимодействие с внешней средой, в ходе которого происходит адаптация, приспособление всех элементов к изменяющимся условиям;

- «самоорганизацию», которая означает процесс установления в конкурентной среде порядка за счет согласованного взаимодействия хозяйствующих субъектов на основе формальных и неформальных институтов, что приводит к изменению ее пространственной, временной и функциональной структуры;

- «противоречивость», когда распределительные свойства указывают на противоречия интересов субъектов конкурентных отношений в реальный момент их взаимодействия в условиях ограниченных ресурсов;

- «преемственность», в результате которой за системой конкурентных преимуществ закрепляются институты, которые при значительном увеличении числа субъектов, существующих в рамках их правил и ограничений, дают предельную отдачу для всей структуры, где применяется данный институт;

- «санкционирование», или обеспечение соблюдения контрактов, создающее для хозяйствующих субъектов в системе конкурентной борьбы издержки, которые они сопоставляют с выгодами от нарушения условий контракта в соответствии с уровнем компетентности и мотивации.

В России существуют институциональные барьеры (ловушки), которые значительно ослабляют действие основной движущей силы развития современной экономики - конкуренции [1, с. 47 - 49]. Основными барьерами на пути развития конкуренции являются:

- монополизм естественных и организационных монополий, поскольку он позволяет получать экономическую прибыль в обход правил рынка: не на основе снижения издержек производства ниже среднеотрасле-

вых или создания исключительных потребительских характеристик товаров, а на основе применения власти монополий над рыночными ценами, условиями производства, закупками сырья и продажами произведенной продукции;

- отсутствие либо неэффективность механизма сдерживания государством влияния монополий на рыночные цены, качество выпускаемой продукции, объемы продаж, а также условия производства конкурентов;

- сращивание собственников и высших управленцев крупных компаний с представителями государства, лоббирующими их интересы;

- подкуп представителями крупного бизнеса чиновников государственного управления и местного самоуправления для осуществления выгодных решений в сфере лицензирования, организации конкурсов на получение государственных заказов и закупок, при выделении государственного финансирования, при решении вопроса об участии фирм в государственных целевых комплексных программах;

- отсутствие адекватных правил и механизмов защиты представителей малого и среднего бизнеса, потребителей, миноритарных акционеров, мелких собственников и вкладчиков компаний и банков от произвола крупных компаний и чиновников;

- господство представителей крупного бизнеса не только в экономической, но и в политической сфере, опирающееся на финансовые ресурсы крупного бизнеса и готовность значительной части представительной власти защищать интересы крупного бизнеса. Это господство препятствует принятию действенных законов и правил против всевластия монополий, мешает эффективной реализации механизма общественного выбора в направлении регулирования производства общественных

благ в интересах населения. В частности, политическая власть крупного капитала и чиновничества препятствует созданию новых либо совершенствованию ранее созданных общественных благ особого рода - законодательных прав реализации собственности и норм хозяйствования, поскольку они могут увеличить выгоды общества от организации производства и хозяйствования.

Одной из важнейших составляющих конкурентных позиций национальной экономики является наличие и эффективность воздействия формальных и неформальных институтов и законодательных условий для формирования конкурентных преимуществ и снижения рисков конкуренции. Эти институты позволяют регулировать и структурировать возможности экономической деятельности и инвестирования в тех или иных сферах или отраслях национальной экономики, порядок использования отдельных факторов производства, составляющих инвестиционный потенциал страны.

Повышение институциональной конкурентоспособности национальной экономики зависит от «работоспособности» действующей системы хозяйственного законодательства и от факторов, определяющих жизнедеятельность системы. В итоге на основе использования инструментов, имеющих институциональную составляющую, появляется возможность ограничения негативных факторов и увеличения благоприятных позиций развития экономики страны.

1. Лаптев С.В. Основные ограничения развития инвестиционных и инновационных процессов экономики // Экономические и институциональные барьеры в посткризисной экономике России / под ред. д-ра экон. наук., проф. Д.А. Мещерякова. Воронеж: Изд-во «НАУКА-ЮНИПРЕСС», 2012.

2. Hunt Sh. D.A. General Theory of Competition. Thousand Oaks, CA: Sage Pubication, 2000.

H.B. Миляева,

соискатель кафедры общей экономической теории,

СГСЭУ

ТЕОРИЯ ХОЗЯЙСТВЕННОГО МЕХАНИЗМА: РЕТРОСПЕКТИВНОЕ И ПЕРСПЕКТИВНОЕ РАЗВИТИЕ

Предметом рассмотрения данной статьи является генезис взглядов на теорию хозяйственного механизма. Выявлены гносеологические корни, представлена общая характеристика основных подходов и направлений теории хозяйственного механизма, что позволило показать всю палитру ее ретроспективного развития. Рамки статьи раскрывают критический взгляд на недостатки существующих подходов и обоснованность перспективного направления развития теории хозяйственного механизма с позиций институциональной парадигмы, позволяющей констатировать, что именно институты являются фундаментальными факторами функционирования хозяйственных механизмов в долгосрочной перспективе.

Ключевые слова: хозяйственный механизм, хозяйственный стиль, формационный подход, исторический подход, антропологическй подход, концепция порядков, институты, институциональный подход.

N.V. Milyaeva

THEORY OF MANAGEMENT MECHANISM: RETROSPECTIVE AND PROSPECTIVE DEVELOPMENT

The paper focuses on the development of different approaches to the theory of economic mechanism. The author identifies epistemological roots and provides a general description of the main approaches and trends in the theory of

УДК 330.1

1Й1 www.seun.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.