ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ
5
СТРУКТУРНЫЕ АСПЕКТЫ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ
ЛУКАНИН Ю.В.,
аспирант,
Саратовский государственный социально-экономический университет,
e-mail: lukanin_yv@list.ru
В статье раскрываются методологические основы формирования и основные составляющие институциональной конкурентоспособности национальной экономики, обосновываются взаимосвязи и взаимозависимости конкурентоспособности с институциональными аспектами развития народнохозяйственного комплекса страны. Выявляются комплексные интегральные показатели, отражающие основные элементы институционального механизма конкурентоспособности.
Ключевые слова: конкурентоспособность национальной экономики; институциональная конкурентоспособность; институциональный механизм конкурентоспособности; конкурентные позиции; конкурентные преимущества; конкурентные риски.
This article describes the methodological principles of forming and main components of the institutional competitiveness settle interconnection and interdependence of national economic competitiveness with the institutional aspects of development narodohozyaystvennogo complex. Reveals the complex integral indicators reflecting the main elements of the institutional framework of competitiveness.
Keywords: competitiveness of national economy; the institutional competitiveness; institutional mechanism for competitiveness; competitive position; competitive advantages; competitive risks.
Коды классификатора JEL: B15, F02.
Повышение конкурентоспособности национальной экономики на основе институциональных факторов является процессом качественного и количественного преобразования социально-экономической сферы, приводящего к улучшению благосостояния и уровня жизни населения. В качестве одного из интегральных факторов развития экономической системы страны можно рассматривать уровень конкурентоспособности национального хозяйственного комплекса, при этом модернизация экономической сферы и повышение инвестиционного климата выступают как основные инструменты достижения этой цели.
Конкурентоспособность представляет собой набор свойств, дающих преимущества в конкурентной борьбе конкретному хозяйствующему субъекту или стране в целом. Институциональная форма образует стержневую основу развития любой экономической системы, точнее, экономических отношений субъектов различного иерархического уровня национальной системы хозяйствования.
В связи с этим институциональную конкурентоспособность можно рассматривать как набор свойств, методов, формальных и неформальных правил поведения хозяйствующих субъектов, дающих им ряд преимуществ в конкурентной борьбе; как систему хозяйственных отношений, на основе действий по выработке правил, порядка, рамок, стимулирующих возможности, увеличивающих эффективность использования потенциала, регулирующих и ограничивающих экономическую деятельность субъектов или страны в целом в процессе конкурентной борьбы в целях повышения эффективности результатов этой борьбы.
В качестве основных принципов формирования институциональной конкурентоспособности национальной экономики в целом и ее хозяйствующих субъектов в процессе конкурентной борьбы можно выделить:
S «многогранность», которая подразумевает, что в состав институциональной конкурентоспособности входят не только институты-нормы (формальные и неформальные), институты-организации, но и создание институциональной среды и условий для реализации хозяйственной деятельности субъектов, позволяющих регламентировать не только их поведение, но и набор альтернатив, из которых они делают свой индивидуальный выбор;
S «открытость» конкурентных позиций и возможностей, то есть их постоянное взаимодействие с внешней средой, в ходе которого происходит адаптация, приспособление всех элементов к изменяющимся условиям;
S «самоорганизация», которая означает процесс установления в конкурентной среде порядка, происходящий за счет согласованного взаимодействия хозяйствующих субъектов на основе формальных и неформальных институтов, приводящий к изменению ее пространственной, временной и функциональной структуры;
© Ю.В. Луканин, 2012
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 2 Часть 3
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 2 Часть 3
«противоречивость» - распределительные свойства указывают на противоречия интересов субъектов конкурентных отношений в реальный момент их взаимодействия в условиях ограниченных ресурсов, причем в процессе формирования институтов они, как правило, являются доминирующими;
«преемственность» - за системой конкурентных преимуществ закрепляются институты, которые при значительном увеличении числа субъектов, следующих в рамках их правил и ограничений, дают возрастающую предельную отдачу для всей структуры, в рамках которой применяется данный институт;
«санкционирование», или обеспечение соблюдения контрактов, создающее для хозяйствующих субъектов в системе конкурентной борьбы издержки, которые они сопоставляют с выгодами от нарушения условий контракта в соответствии с уровнем компетентности и мотивации.
Институциональную конкурентоспособность можно рассматривать с двух позиций:
■ с позиции уровня развития и модернизации экономики;
■ в сравнении с конкурентными преимуществами других субъектов.
Конкурентоспособность национальной экономики заключается в защите ей своей доли на мировых рынках, а ее способность конкурировать зависит от основных ее «атрибутов», определяющих привлекательность всей территории страны как места размещения институтов и «действующих лиц», и от сильных и слабых сторон экономических агентов.
Основными составляющими институциональной конкурентоспособности национальной экономики являются (рис. 1): институты-субъекты; институты-объекты; институциональная среда; институциональный механизм конкурентоспособности (конкурентные позиции).
Институциональная конкурентоспособность национальной экономики
X
Институты-объекты (функциональный подход)
Институциональная среда национальной экономики
Институциональный
механизм
конкурентоспособности
национальной
экономики
- Конкурентный потенциал
- Конкурентные риски
- Нормативно-правовая база
- Инвестиционная активность
- Государственные стимулы
- общественные организации
Рис. 1. Основные составляющие институциональной конкурентоспособности национальной экономики
Повышение конкурентоспособности национальной экономики охватывает деятельность и систему институциональных интересов хозяйствующих субъектов всех уровней, приводя как к появлению совершенно новых экономических интересов, так и к более глубокому осознанию и совершенствованию уже существующих. Система интересов субъектов хозяйствования находится в постоянном развитии и порождает конкурентные позиции, лежащие в основе точек роста национальной экономики. Необходимость своевременного выявления подобных конкурентных позиций на всех уровнях экономической системы требует исследования как самих интересов субъектов хозяйствования, то есть реальных причин их социальноэкономических действий, лежащих в основе их непосредственных побуждений, так и нахождения оптимальных форм стимулирования этих интересов и, как результат, повышения конкурентоспособности самих субъектов и страны в целом.
В связи с этим можно выделить три основных вида конкуренции хозяйствующих субъектов в зависимости от их экономических и институциональных интересов (рис. 2):
■ внутрисубъектная - между интересами отдельного субъекта (на уровне отдельно взятого предприятия или региона);
■ внутриуровневая - между интересами субъектов одного уровня (между отдельными предприятиями или отдельными регионами);
■ межуровневая - между интересами субъектов различного уровня (предприятие - регион - государство).
Макроуровень:
- государство
- федеральные округа
Мезоуровень:
- регионы
- отрасли Микроуровень:
- муниципальные образования
- фирмы
- домохозяйства
- Формальные институты
- Неформальные институты
- Рыночная саморегуляция
Иерархия «правил игры », отражающих социально-эко номические, политические и институцион аль-ные отноше ния ме ждм хозяйству -ющ ими субъектами различного уровня
СТРУКТУРНЫЕ АСПЕКТЫ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ.
7
Рис. 2. Виды конкуренции между субъектами экономической системы (многоуровневый подход)
В целях совершенствования механизма повышения конкурентоспособности национальной экономики необходима разработка инструментария оценки качества и результативности комплексного анализа и диагностики основных направлений развития социально-экономической, политической, институциональной и управленческой деятельности.
Все это поможет выявить основные конкурентные позиции страны в целом и отдельных хозяйствующих субъектов.
Конкурентные позиции - это элементы или составляющие конкурентоспособности. В зависимости от того, какие факторы конкурентоспособности влияют на состояние и развитие конкурентных позиций, формируются либо преимущества экономической системы субъекта, либо ограничивающие возможности, мешающие субъекту в конкурентной борьбе.
То есть конкурентные позиции - это экономическая характеристика, представляющая собой систему или сочетание различных объективных признаков, средств, возможностей, обусловливающих в совокупности формирование преимуществ и рисков в народнохозяйственном комплексе страны.
Конкурентные позиции национальной экономики рассматриваются как комплексная система, состоящая из четырех важнейших подсистем:
♦ конкурентный потенциал (конкурентные преимущества) — совокупности имеющихся в национальной экономике факторов производства и сфер приложения капитала;
♦ конкурентные риски - совокупности переменных факторов риска формирования конкурентных позиций и в процессе конкурентной борьбы;
♦ законодательные условия институциональной системы, обеспечивающей стабильность деятельности и развитие возможностей хозяйствующих субъектов;
♦ эффективность инвестиционных процессов и активность самих субъектов.
Конкурентные преимущества - количественная характеристика, сочетающая основные макроэкономические показатели, насыщенность национальной экономики производственными факторами (рабочей силой, природными ресурсами, инфраструктурой, основными фондами и т.п.), а также совокупный потребительский спрос в стране в целом.
Совокупный потенциал конкурентоспособности национальной экономики включает в себя восемь основных интегрированных подвидов:
♦ ресурсно-сырьевой (обеспеченность территории запасами важнейших видов природных ресурсов);
♦ производственный (результат и возможности хозяйственной деятельности субъектов национальной экономической системы);
♦ потребительский (совокупная покупательная способность населения страны в целом);
♦ инфраструктурный (экономико-географическое и геополитическое положение, инфраструктурная насыщенность национальной экономики);
♦ инновационный (направления научно-технической деятельности страны, инновационная активность субъектов хозяйственной деятельности);
♦ трудовой (численность экономически активного населения, его способности и образовательный уровень);
♦ институциональный (степень развития ведущих институтов рыночной экономики страны);
♦ финансовый (налоговые и денежные поступления в бюджетную систему страны).
В настоящее время выделяют еще один частный потенциал - туристический, отражающий наличие условий для проведения культурно-оздоровительного отдыха и туризма в стране.
Конкурентные риски представляют собой вероятность и объемы возможных и реальных потерь в процессе конкурентной борьбы. Конкурентные риски или институциональные ограничения несут потенциальную угрозу снижения результативности формирования и реализации благоприятных конкурентных возможностей субъектов, создают препятствия в процессе использовании социально-экономического потенциала национальной экономики.
Относительно национальной экономики можно выделить следующие виды риска:
■ политический (устойчивость государственной власти, выбранный политический курс и политические предпочтения населения);
■ экономический (динамика, отраслевая направленность и составляющие экономических процессов в стране);
■ социальный (уровень социальной напряженности и социальной защищенности в стране);
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 2 Часть 3
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 2 Часть 3
■ криминальный (уровень преступности с учетом тяжести преступлений);
■ экологический (уровень загрязнения окружающей среды);
■ финансовый (напряженность бюджетов различных уровней, совокупные финансовые результаты деятельности хозяйствующих субъектов);
■ институциональный (административные барьеры, правовые нормы, регулирующие экономические отношения: налоги, льготы, ограничения и т.п.).
Еще одной важнейшей составляющей конкурентных позиций является наличие и эффективность воздействия формальных и неформальных институтов и законодательных условий на формирование конкурентных преимуществ и снижение рисков конкуренции. Эти институты позволяют регулировать и структурировать возможности экономической деятельности и инвестирования в тех или иных сферах или отраслях национальной экономики, порядок использования отдельных факторов производства, составляющих инвестиционный потенциал страны.
Всю совокупность конкурентных позиций национальной экономики можно разделить на две большие подсистемы:
1) базовую, объединяющую природно-климатические условия и природно-ресурсный потенциал, географическое и геополитическое положение, отраслевой состав и структуру национальной экономики, наличие, квалификацию и соотношение рабочей силы и т.п. То есть базовые конкурентные позиции представляют собой объективные условия, наличие или отсутствие которых не зависит от деятельности человека. Эти условия даны территории изначально и являются важным условием в формировании конкурентных преимуществ. Несмотря на то, что основные факторы в течение длительного времени при определенных условиях, как правило, остаются стабильными, их роль и значение для развития и модернизации национальной экономики может меняться. Это происходит в результате сокращения потребности в определенных видах ресурсов, возникновения новых экономико-институциональных интересов и отношений, появления более выгодных вариантов удовлетворения спроса и собственных потребностей;
2) развитые, объединяющие факторы, созданные на территории в результате целенаправленной деятельности хозяйствующих субъектов. То есть такие факторы, как развитая научно-информационная среда, современная инфраструктура, высококвалифицированные кадры, инновационные разработки, научно-исследовательский и геологоразведочный потенциал, эффективные институты, стимулирующие формирование конкурентных преимуществ и возможностей, благоприятная среда для деятельности хозяйствующих субъектов различных форм собственности и т.д. В свою очередь, развитые факторы можно подразделить на уже имеющиеся в настоящее время в экономической системе и потенциальные или перспективные, те, которые необходимо и возможно создать в обозримом будущем.
Таким образом, институциональная конкурентоспособность национальной экономики представляет собой довольно сложную иерархическую систему, основными составляющими которой являются институты-субъекты (те, кто формирует институциональную конкурентоспособность), институты-объекты (то, на что направлены действия и что способствует формированию конкурентоспособности), институциональная среда (те условия, в которых происходит формирование конкурентных позиций, и те факторы, которые влияют на развитие конкурентной борьбы) и институциональный механизм (собственно конкурентные позиции, на основе которых и происходит процесс конкуренции). Любая конкурентная позиция хозяйствующего субъекта и национальной экономики в целом, с одной стороны, - обладает конкурентными возможностями и преимуществами, с другой стороны - институциональными ограничениями и отрицательными факторами. Конкурентные преимущества национальной экономики могут укрепить ее положение и способствовать инновационному развитию, институциональные ограничения и отрицательные факторы сдерживают такое развитие. Влияние подобных негативных факторов нужно либо устранить, либо существенно ослабить. В то же время, любые отрицательные факторы и ограничения их последствий при определенных условиях могут быть обращены в преимущества, то есть использоваться в качестве институциональных стимулов развития тех или иных производственных комплексов и привлечения инвестиционных ресурсов в определенные сферы экономики.