Научная статья на тему 'Особенности формирования художественно-образных представлений у студентов-вокалистов в процессе освоения оперных партий'

Особенности формирования художественно-образных представлений у студентов-вокалистов в процессе освоения оперных партий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
383
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХУДОЖЕСТВЕННО-ОБРАЗНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ / ФОРМИРОВАНИЕ / ПРОЦЕСС / ОПЕРНОЕ ИСКУССТВО / ОСОБЕННОСТИ / АRTISTIC-IMAGE PRESENTATIONS / FORMING / PROCESS / OPERA / FEATURES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рыкунова Екатерина Анатольевна

В статье описаны особенности формирования художественно-образных представлений у студентов-вокалистов в процессе освоения оперных партий. Автор статьи указывает на то, что в настоящее время формирование художественно-образных представлений происходит в духовном аспекте личностного развития, в том числе и под воздействием национальных духовных идеалов, которые для русского человека отражаются в концептах «любовь», «доброта», «красота», «свобода», «истина». В авторской трактовке процесс формирования художественно-образных представлений у вокалистов в процессе изучения оперных партий следует рассматривать как специально организованную педагогическую деятельность, направленную на обучение студентов основам творческой деятельности по созданию на оперной сцене полноценного и яркого художественного образа, с использованием специальных средств психолого-педагогического воздействия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF FORMATION OF ARTISTIC-IMAGE PRESENTATIONS FOR STUDENTS VOCALISTS IN THE PROCESS OF ACQUIRING KNOWLEDGE OF OPERATIC ROLES

This article describes the features of the process of the formation of artistic metaphors students-vocalists in the process of acquiring knowledge of operatic roles. Author of the article indicates that at present the formation of artistic visualization is happening in the spiritual aspect of personal development, including under the influence of the national spiritual ideals that the Russian people are reflected in the concepts of Love, Kindness, Beauty, Freedom, True. In the author’s interpretation of the process of formation of art-figurative representations vocalists in the process of studying operatic roles should be considered as specially organized educational activities aimed at teaching students the basics of creative activities to build on the opera stage full and bright artistic image, with the use of special means of psycho pedagogical impact.

Текст научной работы на тему «Особенности формирования художественно-образных представлений у студентов-вокалистов в процессе освоения оперных партий»

18. Sladkopevets P. V. Principles and methods of professional training of students vocalists in the process of learning Bell canto. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2015, No. 1 (63), pp. 187—193. (In Russian)

19. Tsagarelli Yu. A. Psikhologiya muzykal'no-ispolnitel'skoi deyatel'nosti. Avtoreferat diss. dok. psikhol. nauk [Psychology of musical and performing activity. Synopsis dr. psychol. sci. diss.]. Kazan, 1989. 31 p.

20. Chernichenko V. I. Pedagogika vysshei shkoly: kurs lektsii po razdely "Didaktika" [Pedagogics of the higher school: a course of lectures according to the section "Didactics"]. Moscow, Publishing house of Moscow State University of Culture and Arts, 2002.

СОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ОБРАЗНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У СТУДЕНТОВ-ВОКАЛИСТОВ В ПРОЦЕССЕ ОСВОЕНИЯ ОПЕРНЫХ ПАРТИЙ

УДК 378.978

Е. А. Рыкунова

Московский государственный институт культуры

В статье описаны особенности формирования художественно-образных представлений у студентов-вокалистов в процессе освоения оперных партий. Автор статьи указывает на то, что в настоящее время формирование художественно-образных представлений происходит в духовном аспекте личностного развития, в том числе и под воздействием национальных духовных идеалов, которые для русского человека отражаются в концептах «любовь», «доброта», «красота», «свобода», «истина». В авторской трактовке процесс формирования художественно-образных представлений у вокалистов в процессе изучения оперных партий следует рассматривать как специально организованную педагогическую деятельность, направленную на обучение студентов основам творческой деятельности по созданию на оперной сцене полноценного и яркого художественного образа, с использованием специальных средств психолого-педагогического воздействия.

Ключевые слова: художественно-образные представления, формирование, процесс, оперное искусство, особенности.

E. A. Rykunova

Moscow State Institute (University) of Culture, Ministry of Culture of the Russian Federation (Minkultury), Bibliotechnaya str., 7, 141406, Khimki city, Moscow region, Russian Federation

PECULIARITIES OF FORMATION OF ARTISTIC-IMAGE PRESENTATIONS FOR STUDENTS VOCALISTS IN THE PROCESS OF ACQUIRING KNOWLEDGE OF OPERATIC ROLES

This article describes the features of the process of the formation of artistic metaphors students-vocalists in the process of acquiring knowledge of operatic roles. Author of the article indicates that at present the formation of artistic visualization is happening in the spiritual aspect of personal development, including under the influence of the national spiritual ideals that the Russian people are reflected in the concepts of Love, Kindness, Beauty, Freedom, True. In the author's interpretation of the process of formation of art-figurative representations vocalists in the process of studying operatic roles should be considered as specially organized educational activities aimed at teaching students the basics of creative activities to build on the opera stage full and bright artistic image, with the use of special means of psycho — pedagogical impact.

Keywords: аrtistic-image presentations, forming, process, opera, features.

РЫКУНОВА ЕКАТЕРИНА АНАТОЛЬЕВНА — аспирантка кафедры педагогики и психологии факультета социально-культурной деятельности Московского государственного института 234 культуры

RYKUNOVA EKATERINA ANATOLYEVNA — doctoral student of the Department of Pedagogy and Psychology, Faculty of Social and Cultural Activities, Moscow State Institute (University) of Culture

e-mail: katrin_1984@list.ru © Рыкунова Е. А., 2016

В Национальной доктрине образования в Российской Федерации, принятой в 2000 году и рассчитанной на период до 2025 года, отмечено, что стратегические цели образования тесно связаны с проблемами развития российского общества, включая: преодоление социально-экономического и духовного кризиса, обеспечение высокого качества жизни народа и национальной безопасности; восстановление статуса России в мировом сообществе как великой державы в сфере образования, культуры, науки, высоких технологий и экономики; создание основы для устойчивого социально-экономического и духовного развития России, для чего необходимо привлечение в систему образования талантливых специалистов, способных на высоком уровне осуществлять учебный процесс, вести научные исследования, осваивать новые технологии, информационные системы, воспитывать у обучающихся духовность и нравственность, готовить специалистов высокой квалификации [цит. по: 9].

В соответствии с Национальной доктриной в современных условиях развития высшего музыкального образования особую актуальность приобретает проблема модернизации подготовки будущих певцов с целью формирования у них способностей и навыков для полноценного создания на оперной сцене разнообразных художественных образов, отвечающих целям духовного развития России. Данную проблему невозможно решить, если обойти вопросы, касающиеся формирования художественно-образных представлений у студентов — будущих исполнителей оперных партий.

Следует отметить, что начав своё формирование в XVII веке, при этом восходя своими корнями к Античности, к тем временам, когда музы были неразделимы, когда театральная гармония естествен-

ным образом объединяла в себе различные формы искусства, когда участники театрального действа не углублялись в исследование проблем баланса реальности и абстракции, живого слова и жеста, танца и пения, опера развивалась как искусство, синкретичное по своей художественной природе. Именно эта синкретич-ность определяет сложную задачу формирования у оперных исполнителей художественно-образных представлений, являющихся формой чувственного отражения наглядных образов, возникающих в воображении или памяти на основе прошлого опыта в результате взаимодействия с произведениями музыкального искусства.

Данный процесс в силу своей сложности и многогранности несёт в себе объективные трудности, препятствующие достижению указанной цели.

Среди таких препятствий К. С. Станиславский называл условия формального творчества, всякое насилие, условность и неправду, которые скрыты в самой природе театрального представления, в архитектуре театра, в навязывании актёру чужих слов и действий, вымышленных драматургом, в мизансценах режиссёра, декорациях и костюмах художника. В связи с этим он писал: «К удивлению, то, что так хорошо нам известно, что в подлинной жизни происходит естественно, само собой, бесследно исчезает или уродуется, лишь только артист выходит на подмостки. Нужна большая работа, изучение, привычка и техника для того, чтобы вернуть на сцену то, что в жизни так нормально для каждого человека» [13, с. 271].

Известный театральный педагог Б. Е. Захава видел путь к достижению верного сценического воплощения сценического образа в прочных и глубоких знаниях, ибо знание даёт уверенность, уверенность порождает внутреннюю свободу, а внутренняя свобода находит своё выражение

в физическом поведении человека, в пластике его тела. Но как часто театральный педагог сталкивается с тем, что умный, знающий, высокообразованный человек теряется в условиях публичности и, напротив, человек, не блещущий особыми проявлениями ума, держится на сцене свободно и независимо [4].

Однако, когда речь идёт о знании, дающем актёру уверенность на сцене, имеется в виду познание актёром своего психофизического аппарата и умение свободно им пользоваться в процессе действия. Этого, отмечает С. В. Гиппиус, нельзя достичь «без своеобразной "гимнастики чувств", без тренинга творческой психотехники, потому что, только тренируя сознательно и настойчиво свою творческую психотехнику, и может актёр "познать свою природу". А его природа в действии и во взаимодействии с реальным миром» [1, с. 20].

Соответственно, образовательная модель формирования художественно-образных представлений у вокалистов в процессе изучения оперных партий в вузах культуры и искусств имеет ряд особенностей, которые через специфические характеристики позволяют глубже и шире проникнуть в сущность образа. Значительное количество информации, которую получает студент исполнительского класса от своего преподавателя, объём и разносторонность знаний усваиваются им в ходе занятий по вокалу, что повышает эффективность протекания процесса работы над образом.

Значительный вклад в современное видение и осмысление процесса формирования художественно-образных представлений внесла Л. С. Зорилова, которая создала фактически новое направление в исследовании его внутреннего содержания. По утверждению Л. С. Зориловой, формирование художественно-образных представлений происходит в духов-

ном аспекте личностного развития, в том числе и под воздействием национальных «духовных идеалов», которые для русского человека отражаются в концептах «любовь», «доброта», «красота», «свобода», «истина», в процессе православного познания мира.

На основе глубоких философских обобщений она выделила идеалы-образы, которые способны обобщать духовное и бездуховное. В частности, Л. С. Зорилова анализирует уникальный образ русского человека, который рассматривается как набор дихотомий ум — глупость, богобор-ство — богохульство, трудолюбие — лень, жертвенность — эгоизм [5].

Предложенный Л. С. Зориловой подход открывает принципиально новые основания для исследования внутреннего содержания художественного образа и художественно-образных представлений, а именно: художественный образ формируется не просто в сознании личности, а в таких наивысших проявлениях сознательной деятельности, как национальное сознание. Соответственно, вопросы, касающиеся формирования художественно-образных представлений, необходимо рассматривать не только с позиций эстетики, философии, психологии, культурологии, но и привлекать к исследованию данных процессов национальный компонент, что особенно важно в нынешних условиях развития России.

В начале ХХ1 столетия постоянный творческий поиск, сложность и многогранность оперных художественных образов, которые петляют в художественно-эстетических лабиринтах человеческого бытия, объективно приводят к тому, что в педагогике остаётся неразрешённой проблема формирования художественно-образных представлений у вокалистов в процессе изучения оперных партий, развития у них соответствующих творческих

и профессиональных компетенций.

В связи с этим важным с точки зрения формирования художественно-образных представлений вокалистов является научное осмысление термина «формирование».

Как отмечает Н. С. Дашина, понятие «формирование» является неустановившейся педагогической категорией, несмотря на очень широкое его применение. Его смысл то чрезмерно сужается, то расширяется до безграничных пределов. В педагогической литературе прежних лет понятие «формирование» нередко употреблялось для обозначения неуправляемых, случайных воздействий на личность [3].

Однако Т. С. Мишакина и С. А. Гладкова считают, что «формирование» является результатом развития личности и означает её становление, преображение совокупности свойств [8, с. 32]. В то же время «формирование» можно понимать и как «процесс становления личности в качестве социального субъекта под воздействием различных факторов — экологических, социальных, экономических, идеологических, психологических и т.д.» [11, с. 6], «как особую форму развития человека в процессе его жизнедеятельности и под воздействием специальных воспитательных воздействий» [6, с. 34].

И. М. Кантор считал, что «формирование является процессом целенаправленного и организованного овладения социальными субъектами целостными, устойчивыми чертами и качествами, необходимыми им для успешной жизнедеятельности [7, с. 12].

В свою очередь, В. Я. Ляудис пишет, что процесс формирования является в первую очередь педагогическим процессом, указывая на то, что «формирование учебной деятельности — это, прежде всего, процесс формирования субъекта этой деятельности», то есть данная проблема каса-

ется личности как субъекта педагогического воздействия [2].

Обобщая данные определения, мы можем утверждать, что процесс формирования художественно-образных представлений у вокалистов в процессе изучения оперных партий следует рассматривать как специально организованную педагогическую деятельность, направленную на обучение студентов основам творческой деятельности по созданию на оперной сцене полноценного и яркого художественного образа, с использованием специальных средств психолого-педагогического воздействия.

Переходя непосредственно к проблеме психолого-педагогического сопровождения процесса формирования художественно-образных представлений у вокалистов в процессе изучения оперных партий, необходимо в первую очередь обратиться к интеллектуальному и эмоциональному аспекту данной проблемы, которые представляют собой две стороны единого процесса познания художественного образа, а их взаимосвязь лежит в основе организации деятельности будущего оперного исполнителя, которая направлена на овладение ролью.

Необходимо отметить, что в процессе познания образов оперных постановок имеются все возможности для всестороннего и гармоничного развития интеллекта и эмоциональной сферы студентов. Данный процесс способствует приобретению студентами личного творческого опыта, который составляет основу для дальнейшего развития художественно-мыслительных процессов и навыков (умений сравнивать, анализировать, классифицировать, синтезировать), создаёт условия для становления профессионального оперного исполнителя.

Также для становления певца важно и наличие следующих профессиональных

качеств, выделенных Н. В. Рождественской у актёров: эмпатия, способность к произвольной регуляции непроизвольных реакций, сценический темперамент, эмоциональная реакция на образ воображения, пластическая выразительность, чувство веры в воображаемые обстоятельства как в реальные, чувство сценической формы [12, с. 164—165].

Следует сказать, что на оперной сцене, в отличие от драматического театра, внутреннее состояние актёра связано со значительными физическими нагрузками, и само действие, основанное на мыслимом образе героя оперного произведения, то есть на интеллектуальном осознании оперным певцом внутреннего содержания образа, должно быть адекватным образом интерпретировано, невзирая на объёмы физических нагрузок.

Решая вопросы педагогического сопровождения процесса формирования художественно-образных представлений у вокалистов в процессе изучения оперных партий, нельзя обойти вниманием и проблему самостоятельной работы студентов над образами оперных партий. В стимулировании самостоятельности музыкально-исполнительской деятельности важную роль играют специальные умения, без которых невозможно формировать творческую активность: самостоятельное разучивание вокального произведения, прослушивание или просмотр аудиозаписи, анализ произведения, индивидуальная интерпретация, которая соответствует техническому уровню студента-вокалиста. Самостоятельное разучивание вокального произведения и прослушивание записи в исполнении известных вокалистов-мастеров способствуют расширению музыкального кругозора и ускорению темпов прохождения музыкального материала, обогащению профессионального опыта и слуховых впечатлений,

создают основу для развития творческой активности. Кроме того, одновременно формируются специальные особые умения исполнительского мастерства: слуховой контроль, ритмическое ощущение, техническая свобода, творческое понимание музыки. Занятия по развитию специальных умений способствуют воплощению дидактического принципа развивающего обучения, утверждают необходимость повышения темпа работы над репертуаром, обучения на высоком уровне, интенсивного и непрерывного продвижения студентов вперёд.

Развитие творческой активности в музыкально-исполнительском плане — это воспитание творческой личности, способной жить и работать «по законам красоты», поскольку на первый план выдвигается художественно-эстетическое воспитание. Одним из условий пробуждения интереса к искусству С. Шацкий считал воспитание эмоциональной культуры через эмоциональную отзывчивость. Эмоциональное восприятие услышанного или увиденного с последующим анализом приучает к дифференциации произведений искусства [16]. Интерес к искусству, как цель и результат воспитания творческой активности студентов, зависит от овладения знаниями и способами усвоения эстетических явлений.

«Воспитательное значение произведения искусства заключается в том, что они дают возможность войти "внутрь" жизни, пережить кусок жизни, отражённый в свете определённого мировоззрения. И самое важное то, что в процессе этого переживания создаются определённые отношения и моральные оценки, имеющие большую принудительную силу, чем оценки, просто сообщаемые и усваиваемые» [18].

«Живой» опыт познания произведения искусства влияет на характер умственной

деятельности студента. Познавательная деятельность обязательно предполагает наличие эмоций, чувств как устойчивого отношения личности к окружающей среде. Этот опыт формирует высокий эстетический критерий — эстетический вкус.

Личность, которая обладает художественным вкусом, приобретает эмоциональную гибкость и целостность интуитивных и рациональных представлений, в ней развиты стороны психики, которые в первую очередь связаны с творческой деятельностью и появлением новых идей. Необходимо обладать художественным вкусом, что предполагает не просто усвоение знаний об искусстве, а проникновение в сущность явлений действительности, умение мыслить, сравнивать. Эмоции определяют организацию активного сознания студентов. Из этого следует сделать вывод, что важную роль в формировании творческой активности играет морально-эстетическое воспитание студентов.

Важным аспектом творческого становления будущих оперных вокалистов следует признать и музыкально-исполнительскую деятельность студентов, которая непосредственно способствует нравственно-эстетическому воспитанию, поскольку исследовательская и исполнительская деятельность опирается на морально-эстетическое начало каждого произведения, которое изучается.

Особую актуальность данное направление педагогического воздействия приобретает в связи с тем, что происходит целенаправленное формирование творческой активности вокалиста, при этом её развитие способствует формированию активной жизненной позиции оперного студента, которая проявляется в сознательном понимании необходимости воплощать художественный образ с опорой на ценностные ориентиры русского националь-

ного сознания, в понимании того, что сценическая деятельность не есть самоцель, её смысл заключается в служении обществу, а каждый художественный образ должен быть соотнесён с текущей общественной позицией, возможно даже и с текущей политической ситуацией, когда воплощённый образ должен нести в себе не только эстетический заряд, но и когнитивно осознаваемый общественный контекст.

В данном процессе понимание студентом сложившейся общественной ситуации есть и цель, и средство развития творческих сил и способностей в процессе активной деятельности. Из этого следует важная особенность творческой активности, которая в оперировании знаниями предопределяет организацию учебного процесса, в котором постоянно развиваются и взаимодействуют общественные идеалы и личное мнение, волевые и интеллектуальные усилия, физические и эмоциональные процессы, формируются этические качества личности студента.

При этом следует учитывать наличие прямо пропорциональной взаимосвязи, которая выражается в том, что чем выше творческая активность студента, тем более совершенным должно быть педагогическое мастерство педагога. Поскольку развитие творческой активности личности происходит непрерывно, хотя и может иметь этапы роста и спада, постольку личностное и профессиональное развитие педагога следует рассматривать как динамичный, постоянно развивающийся процесс самосовершенствования, а непрерывное, систематическое взаимодействие педагога и студента способствует успешной активизации творческой деятельности обоих.

Важным представляется и систематизированное введение учебного материала и чёткая последовательность в фор-

мировании практических умений, что способствует формированию потребности в познавательной творческой, исполнительской деятельности в динамике.

Динамичность педагогического процесса проявляется в том, что под воздействием различных педагогических условий, приёмов, форм подачи материала, занятий в оперном классе, а также в результате самостоятельных занятий студента развивается творческая активность сознания, направленная на познание и преобразование окружающего мира, которая начинается с активной избирательности и целенаправленного восприятия и заканчивается превращением чувственного образа в логическую мысль.

Развивая творческую активность, педагог постоянно ставит новые цели, сохраняя разрыв между реальными достижениями исполнителя и тем, что ему предстоит сделать. Стремиться к совершенству нему надо всем — в этом залог будущих успехов. Вот почему осознание «сверхзадачи» (совершенство в раскрытии художественного образа) и стремление к её решению являются важным моментом творческого процесса. Динамика развития всего процесса творческой работы сохраняется от творческой гипотезы исследования до исполнительского акта, цель которого активизировать мнение исполнителя, возбудить интерес будущего оперного певца к поиску и исследовательской работе.

Таким образом, на наш взгляд, процесс работы будущего оперного исполнителя над образом должен включать в себя следующие аспекты:

1) глубокий анализ литературных и музыкальных источников для осмысления замыслов героев, их характера, исторической эпохи, эмоционального состояния и причин того или иного поведения героя, совершенствование собственного исполнительского мастерства;

2) работа над развитием потенциала выразительности голоса, отражающего правдивые вокально-речевые интонации героев и персонажей оперных спектаклей;

3) поиск новых актёрских возможностей воплощения на сцене семантики музыкальной основы оперного спектакля.

Таким образом, создание художественного образа в оперном спектакле осуществляется на основе взаимодействия трёх комплексов выразительных средств — вербального, музыкального и вокально-технического. Все элементы, взаимодействующие в завершённом музыкально-театральном действии, изначально находятся в нерасчленённом (синкретическом) единстве, соответственно, работа над образом героя оперного спектакля требует от исполнителя особого целостного подхода, на основе которого формируются художественно-образные представления, которые дают возможность полноценно воплотить тот или иной образ в оперном спектакле.

В целом многоплановость профессиональной деятельности педагогов, включающая организаторскую, педагогическую, художественно-творческую составляющие, обусловливает потребность в формировании действенных инструментов, с помощью которых возможно донести до студентов художественно-образное содержание оперного произведения, раскрыть внутренний мир героев оперных спектаклей.

В связи с этим насущной педагогической проблемой представляется анализ системы профессиональной подготовки вокалистов в вузах культуры и искусств с целью создания образовательной модели формирования художественно-образных представлений у вокалистов в процессе изучения оперных партий в вузах культуры и искусств, на что будет направленно дальнейшее исследование.

Примечания

1. Гиппиус С. В. Гимнастика чувств : Тренинг творческой психотехники : [учебно-методическое пособие к урокам актёрского мастерства]. Ленинград ; Москва : Искусство, 1967. 295 с.

2. Гребенюк О. С., Гребенюк Т. Б. Основы педагогики индивидуальности [Электронный ресурс] // Портал «Изба-Читальня» : [веб-сайт]. Электрон. дан. URL: http://uchebnikfree.com/page/pedagogu/ist/ist-4 — idz-ax250—nf-45.html

3. Дашина Н. С. Психология и педагогика [Электронный ресурс] // Бибилотека Гумер : [веб-сайт]. Электрон. дан. 1999. URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/dashina2/02.php

4. Захава Б. Е. Мастерство актёра и режиссёра : [учебное пособие для спец. учеб. заведений культуры и искусства]. 4-е изд., испр. и доп. Москва : Просвещение, 1978. 334 с.

5. Зорилова Л. С. Духовные идеалы личности: Теория, история и современные проблемы формирования : дис. на соиск. учён. степ. доктора культурол. наук : 24.00.01 — теория культуры / Зорилова Лариса Сергеевна ; Московский государственный университет культуры. Москва, 1999. 559 с.

6. Зорилова Л. С. Духовные основы становления музыкальной школы эпохи возрождения в Западной Европе // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2015. № 5 (67). С. 83—89.

7. Ильина Т. А. Педагогика : учебное пособие для педагогических институтов. Москва : Просвещение, 1969. 574 с.

8. Кантор И. М. Понятийно-терминологическая система педагогики: логико-методологические проблемы / предисл. М. Н. Скаткина. Москва : Педагогика, 1980. 158 с.

9. Мишакина Т. Л, Гладкова С. А. Тренажёр для учащихся 4 класса. Формирование универсальных учебных действий : по новому образовательному стандарту (второго поколения). Москва : Ювента, 2011. 48 с.

10. Национальная доктрина образования в Российской Федерации [Электронный ресурс] // Интернет-портал «Инновации в образовании» : [веб-сайт]. URL: http://sinncom.ru/content/reforma/index5.htm

11. Ожигина С. П. Формирование универсального учебного действия моделирования у младших школьников в процессе преобразования содержания учебного материала // Начальная школа плюс До и После. 2012. № 2. С. 82—85.

12. Осмоловская И. М, Петрова Л. Н. Формирование универсальных учебных действий у учащихся начальных классов // Начальная школа. 2012. № 10. С. 6—12.

13. Рождественская Н. В. Диагностика актёрских способностей. Санкт-Петербург : Речь, 2005. 181 с.

14. Скорик Н. Л. Система Станиславского как базовый ориентир для сегодняшнего театра // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2015. № 4 (66). С. 112—117.

15. Сладкопевец Р. В. Принципы и методы профессиональной подготовки студентов-вокалистов в процессе изучения bell canto // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2015. № 1 (63). С. 187—193.

16. Станиславский К. С. Собрание сочинений : в 8 томах / ред. коллегия : М. Н. Кедров (гл. ред.) [и др.] ; [подготовка текста и примеч. Н. Д. Волкова и В. Р. Канатчиковой] ; [вступ. статья Н. Волкова, с. V— XXVIII] ; Гос. науч.-исслед. ин-т театра и музыки. Моск. Худож. акад. театр СССР им. М. Горького. Москва : Искусство, 1954—1961. Т. 3. 488 с.

17. Старчеус М. С. Слух музыканта. Москва : Московская государственная консерватория им. П. И. Чайковского, 2003. 639 с.

18. Теплов Б. М. Проблемы индивидуальных различий : [избр. работы]. Москва : Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1961. 536 с.

19. Шацкий С. Т. Избранные педагогические сочинения : в 2 томах / сост. Л. Н. Скаткин и др. Москва : Педагогика, 1980. 328 с.

References

1. Gippius S. V. Gimnastika chuvstv: Trening tvorcheskoi psikhotekhniki [Gymnastics of feelings: Training of creative psychoequipment]. Leningrad, Moscow, Iskusstvo Publ. [Art Publ.], 1967. 295 p.

2. Grebenyuk O. S., Grebenyuk T. B. Osnovy pedagogiki individual'nosti [Fundamentals of pedagogics of identity]. Available at: http://uchebnikfree.com/page/pedagogu/ist/ist-4—idz-ax250—nf-45.html

3. 4. Zakhava B. E. Masterstvo aktera i rezhissera [Skill of the actor and director]. 4nd edition. Moscow, Prosveshchenie Publ. [Education Publ.], 1978. 334 p.

5. Zorilova L. S. Dukhovnye idealy lichnosti: Teoriya, istoriya i sovremennye problemy formirovaniya. Diss.

«ШИН 1 ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2016 ♦ 3 (71) май - июнь ^

dok. kul'tur. [Spiritual ideals of the personality: Theory, history and modern problems of formation. Doc. Cultural Studies diss.]. Moscow, 1999. 559 p.

6. Zorilova L. S. Spiritual bases of formation of music school of an era of the Renaissance in Western Europe. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts], 2015, No. 5 (67), pp. 83—89. (In Russian)

7. Il'ina T. A. Pedagogika [Pedagogics]. Moscow, Prosveshchenie Publ. [Education Publ.], 1969. 574 p.

8. Kantor I. M. Ponyatiino-terminologicheskaya sistema pedagogiki: logiko-metodologicheskie problemy [The conceptual-terminological system of pedagogy: logical-methodological problems]. Moscow, Pedagogika Publ. [Pedagogy Publ.], 1980. 158 p.

9. Mishakina T. L., Gladkova S. A. Trenazher dlia uchashchikhsya 4 klassa. Formirovanie universal'nykh uchebnykh deistvii: po novomu obrazovatel'nomu standartu (vtorogo pokoleniya) [The exercise machine for pupils 4 classes. Formation of universal educational actions: according to the new educational standard (the second generation)]. Moscow, Publishing house "Uwenta", 2011. 48 p.

10. The national doctrine of education in the Russian Federation. Available at: http://sinncom.ru/content/ reforma/index5.htm

11. Ozhigina S. P. The transformation of a continent of educational material as means of forming of universal educational actions of model with primary school children. Nachal'naya shkola plius Do i Posle [Elementary school plus Before and after]. 2012, No. 2, pp. 82—85.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Osmolovskaya I. M., Petrova L. N. Formirovanie universal'nykh uchebnykh deistvii u uchashchikhsia nachal'nykh klassov [Formation of universal educational actions at pupils of initial classes]. Nachal'naya shkola [Elementary school]. 2012, No. 10, pp. 6—12.

13. Rozhdestvenskaya N. V. Diagnostika akterskikh sposobnostei [Diagnostics of actor's abilities]. St. Petersburg, Publishing House "Russian Language", 2005. 181 p.

14. Skorik N. L. The System of Stanislavsky as a basic guide for theatre today. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2015, No. 4 (66), pp. 112—117. (In Russian)

15. Sladkopevets P. V. Principles and methods of professional training of students vocalists in the process of learning Bell canto. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2015, No. 1 (63), pp. 187—193. (In Russian)

16. Stanislavsky K. S. Sobranie sochinenii, v 8 tomakh, tom 3 [Collected works, in 8 vol. Vol. 3]. Moscow, Iskusstvo Publ. [Art Publ.], 1961. 488 p.

17. Starcheus M. S. Slukh muzykanta [Hearing of the musician]. Moscow, Publishing house of Moscow State Conservatory (University) Tchaikovsky, 2003. 639 p.

18. Teplov B. M. Problemy individual'nykh razlichii: izbrannye raboty [Problems of individual distinctions: chosen works]. Moscow, Publishing house of Publishing house of the Academy of Pedagogical Sciences of the RSFSR, 1961. 536 p.

19. Shatsky S. T. Izbrannye pedagogicheskie sochineniya, v 2 tomakh [Chosen pedagogical compositions, in 2 vol.]. Moscow, Pedagogika Publ. [Pedagogy Publ.], 1980. 328 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.