Научная статья на тему 'Особенности формирования групп иностранцев (арабских и латиноамериканских) на подготовительном курсе университета'

Особенности формирования групп иностранцев (арабских и латиноамериканских) на подготовительном курсе университета Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
114
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУССКИЙ ЯЗЫК КАК ИНОСТРАННЫЙ / ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ КУРС ДЛЯ ИНОСТРАНЦЕВ / СТУДЕНЧЕСКАЯ ГРУППА / МЕЖНАЦИОНАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ / RUSSIAN AS FOREIGN / A PREPARATORY COURSE FOR FOREIGNERS / STUDENT''S GROUP / INTERNATIONAL COMMUNICATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чернявская Янина Леонидовна

В статье рассматриваются вопросы формирования групп на подготовительном курсе для иностранцев, исходя из национальных особенностей обучающихся. Несмотря на то, что общепризнанным фактом является предпочтительность мультинациональных групп перед мононациональными, при формировании групп также необходимо учитывать, что национальные особенности и привычки одних иностранцев плохо коррелируют с потребностями представителей других стран. Отмечается важность ограничения численности контингента из арабских стран в одной полиэтнической группе для более эффективного обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности формирования групп иностранцев (арабских и латиноамериканских) на подготовительном курсе университета»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ГРУПП ИНОСТРАНЦЕВ (АРАБСКИХ И ЛАТИНОАМЕРИКАНСКИХ) НА ПОДГОТОВИТЕЛЬНОМ КУРСЕ УНИВЕРСИТЕТА Чернявская Я.Л. Email: Chernyavskaya17137@scientifictext.ru

Чернявская Янина Леонидовна - кандидат филологических наук, доцент, отделение довузовской подготовки, Тюменский государственный медицинский университет, г. Тюмень

Аннотация: в статье рассматриваются вопросы формирования групп на подготовительном курсе для иностранцев, исходя из национальных особенностей обучающихся. Несмотря на то, что общепризнанным фактом является предпочтительность мультинациональных групп перед мононациональными, при формировании групп также необходимо учитывать, что национальные особенности и привычки одних иностранцев плохо коррелируют с потребностями представителей других стран. Отмечается важность ограничения численности контингента из арабских стран в одной полиэтнической группе для более эффективного обучения. Ключевые слова: русский язык как иностранный, подготовительный курс для иностранцев, студенческая группа, межнациональное общение.

FEATURES OF FORMATION OF GROUPS OF FOREIGNERS (ARAB AND LATINO) AT THE UNIVERSITY'S PREPARATORY

YEAR Chernyavskaya Ya.L.

Chernyavskaya Yanina Leonidovna - PhD in Philologу, Associate Professor, DEPARTMENT OF PRE-UNIVERSITY TRAINING, TYUMEN STATE MEDICAL UNIVERSITY, TYUMEN

Abstract: in article questions of formation of groups on a preparatory course for foreigners, proceeding from national peculiarities of students are considered. In spite of the fact that the admitted fact is the preference of multinational groups before mononational, when forming groups it is also necessary to consider that national peculiarities and habits of some foreigners badly correlate with requirements of representatives of other countries. It is noted that it is important to limit the number of students from Arab countries in one multiethnic group for more effective training.

Keywords: Russian as foreign, a preparatory course for foreigners, student's group, international communication.

УДК 378.046.2

Тенденцией последних лет является интернационализация образования. Российские вузы принимают большое количество иностранных студентов, которых привлекает доступность и качество российского образования. Многие из них начинают обучение на подготовительном курсе, где изучают русский язык, специальные дисциплины, проходят адаптацию к новым социально-культурным условиям. Еще до начала обучения и реализации адаптационных мероприятий администрация производит важное действие, которое, несомненно, оказывает влияние на дальнейший процесс обучения студентов: формирует списки групп.

В целом можно выделить два принципа формирования групп: однородная (состоящая из студентов из одной страны или из близкородственных стран, имеющих

схожие традиции, язык, социально-культурные особенности); неоднородная группа (состоящая из студентов разных стран, имеющих разные нормы поведения и язык, а также непохожие взгляды на те или иные вещи).

Часто при формировании групп вузы руководствуются только датой заезда, так как вновь прибывшие студенты должны приступить к занятиям в соответствии с учебным планом, а не терять время, ожидая своих одногруппников. Это в основном касается подготовительного курса, так как начало занятий многих иностранцев зависит от срока получения ими визы, приглашения, от многих субъективных факторов.

Так как обычно набор студентов на подготовительный курс происходит при помощи компаний-посредников, представители одной страны, пользующиеся услугами одной и той же компании-посредника, прибывают вместе, таким образом, часто складывается ситуация, когда группы формируются из иностранцев, имеющих идентичные социально-культурные установки.

Несомненным преимуществом подобной группы является схожесть взглядов, общий историко-культурный контекст, позволяющий не чувствовать себя полностью оторванным от родной среды и облегчающий период адаптации, и общий язык, - что помогает при обучении: более успешный студент может объяснить своему земляку правила русского языка наиболее эффективным и быстрым способом - через родной язык. Однако опыт российских вузов свидетельствует, что при обучении русскому языку наиболее эффективны группы студентов, говорящих на разных языках, так как потребность в коммуникации заставляет использовать изучаемый язык уже на начальном этапе. Также, по наблюдениям исследователей, мультикультурные группы помогают студентам приобрести опыт межкультурного общения [1, с. 48] и речевой коммуникации, которая крайне важна в сфере учебы и формирования структуры личности обучаемого [2].

Таким образом, неоднородные группы являются более предпочтительными, чем однородные, однако также необходимо учитывать и особенности менталитета конкретных народов, представители которых прибывают в вуз. Безусловно, принципы толерантности и равенства должны быть в основе студенческих межгрупповых отношений, но некоторые национальные особенности одних народов могут помешать представителям других народов. Обычно это происходит, когда одна страна в группе доминирует.

На подготовительном курсе Тюменского ГМУ для иностранцев формировались как однородные, так и неоднородные группы. Причем арабские (из Египта) и латиноамериканские (из Колумбии) студенты были представлены в группах в разных пропорциях.

Мультинациональные группы были сформированы двух типов: с преобладанием колумбийцев и с большинством египтян. Так как менталитет и общий уклад жизни этих народов сильно отличаются, в смешанных группах происходило четкое деление на своих и чужих между египетскими и колумбийскими студентами. Но отношение национального меньшинства к мультинациональной группе в «колумбийских» и «египетских» группах было разным.

Колумбийские студенты, оказавшиеся в меньшинстве в группах с доминированием египетского контингента, жаловались на некомфортные условия и головную боль от громких и резких разговоров египтян.

Египтяне в «колумбийских» группах держались обособленно, и даже на командных мероприятиях не стремились интегрироваться в общий процесс, однако в плане успеваемости соседство с латиноамериканцами оказалось полезным, т.к. студенты из Колумбии были более мотивированными на учебу и дисциплинированными. В целом египтяне «колумбийских» групп в плане учебы показывали лучшие результаты по сравнению с египтянами, обучающимися в однородных группах.

Колумбиец, начавший обучение среди египтян, после первого месяца обучения показывал низкие результаты, после чего был переведен в группу с доминированием колумбийцев, где оказался более успешным. Свою роль сыграла помощь, оказываемая земляками, а также более рабочая атмосфера в группе.

У иностранных студентов, прибывших из одной страны, сильно стремление поддерживать на уроке открытую, бесконфликтную коммуникативную обстановку [3, с. 57]. Это касается и групп египтян. В однородных группах египтяне чувствовали себя более спокойно и расслабленно. Их разговоры на арабском языке не мешали учебному процессу, так как были редки и направлены на объяснение материала отстающим. Благодаря своевременным понятным пояснениям большинство египтян этой группы осваивали программу быстрее, чем египтяне, обучающиеся в смешанной группе. Однако при объединении для совместного занятия этих двух групп (однородной «египетской» и группы, в которой египтян меньшинство) работоспособность египетских студентов снизилась (во многом потому, что увеличилось число желающих объяснить информацию на арабском языке). Колумбийские же обучающиеся отметили ухудшение условий для эффективного обучения, т.к. египетским студентам было трудно не дублировать материал по -арабски, что создавало лишний шум и мешало усваивать материал неарабским студентам.

Мы согласны с мнением Н.Г. Музыченко, что группы студентов -иностранцев, по возможности, должны быть полинациональными [4, с. 126], однако в случае с арабскими и латиноамериканскими студентами (учитывая демографические и экономические факторы, а также заинтересованность в российском образовании, первые в большинстве своем представлены египтянами, а вторые -колумбийцами) предпочтительнее формировать однородные мононациональные группы, нежели группы с большинством египтян. При наличии большого количества арабских студентов и невозможности рассредоточить их по мультинациональным группам не рекомендуется формировать смешанные группы на основе групп с египетским контингентом, т.к. мультинациональная группа с большинством египтян является малоэффективной как для доминирующей, так и для меньшей по численности национальности.

Список литературы /References

1. Ложкина Н.А. Взаимодействие студентов в мультикультурной группе // Достижения вузовской науки. Педагогические науки, 2013. № 5. Стр. 48-52.

2. Смелкова И.Ю. Взаимодействие субъектов образовательного процесса как основа подготовки иностранных студентов к обучению в техническом вузе: дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.08. Санкт- Петербург, 2006. 172 с.

3. Лихачева М.Е. Особенности организации обучения РКИ в мононациональных и полинациональных группах // Скиф. Вопросы студенческой науки, 2017. № 11. Стр. 57-61.

4. Музыченко Н.Г. Особенности обучения русскому языку как иностранному в мононациональных и полинациональных группах. // Организационные аспекты обучения иностранных граждан: материалы Междунар. научн. -практ. конф. Минск: РИВШ, 2014. С. 124-126.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.