Научная статья на тему 'Особенности формирования гостиничных услуг в структуре туристского обслуживания'

Особенности формирования гостиничных услуг в структуре туристского обслуживания Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2360
209
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
HOSPITALITY INDUSTRY / HOTEL SERVICES / HOTEL PRODUCT / ACCOMMODATION SPHERE / FEATURES OF HOTEL SERVICES
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности формирования гостиничных услуг в структуре туристского обслуживания»

- экономико-социальные, отражающие непосредственные взаимоотношения людей в сфере производства и потребления благ при постоянном эффективном развитии и повышением уровня жизни местного сообщества;

- социально-экологические, определяющие непосредственное воздействие, проявляющееся в загрязнении окружающей природной среды отходами в результате жизнедеятельности человека;

- социальные, отображающие характер функционирования индивида в обществе, определяющие специфическое отношение личности к динамике общественного процесса;

- экономические, возникающие вследствие действия законов экономики, описывающих особенности и закономерности развития экономических явлений и отношений.

Таким образом, основным направлением в рациональном развитии территорий является объединение в единую систему экономики, природы и общества, при наличии необходимых финансовых ресурсов, соотношение которых определяет необходимость комплексного подхода к осуществлению исследований территорий любого уровня, и особенно территорий муниципальных. Взаимное негармоничное наложение и сочетание рассмотренных выше факторов может привести к возникновению ущерба, оказывающего негативное влияние на развитие социальной эколого-экономической системы, к дисбалансу её компонент, что в свою очередь может привести к снижению социально-экономической и экологической безопасности территории.

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ГОСТИНИЧНЫХ УСЛУГ В СТРУКТУРЕ ТУРИСТСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ Усенова Дана Мадиевна, м.э.н., ст. преподаватель (e-mail: magdina79@mail.ru) Оспанов Бауыржан Рахымович, м.н., ст. преподаватель (e-mail: baur.balkhash@mail.ru) Карагандинский государственный университет им. Е.А.Букетова, г. Караганда, Республика Казахстан

В статье рассматриваются теоретические основы формирования гостиничных услуг в структуре туристского обслуживания, особое внимание уделяется особенностям гостиничных услуг. В статье проведен библиографический обзор степени разработанности проблемы, уточнено содержание понятия «гостиничная услуга».

Key words: hospitality industry, hotel services, hotel product, accommodation sphere, features of hotel services.

В современной науке особенную остроту приобретает рассмотрение сущности и характеристики дефиниций «услуга», в частности «гостиничная услуга», «гостиничный продукт». Для нашего исследования важно ос-

тановится на определении «гостиничной услуги», которое является объектом исследования.

Российский исследователь Ю.Ф. Волков отмечает, что гостиничная услуга - это результат деятельности специально обученного и подготовленного к работе (в средствах размещения различного назначения и категории) обслуживающего персонала по созданию полезного эффекта в удовлетворении потребностей клиентуры [3, с.54].

Особое значение в исследовании сущности гостиничных услуг следует уделить рассмотрению их особенностей, которые позволять более глубже понять специфику анализируемых видов услуг. Так результаты исследования работ зарубежных специалистов Джанджугазовой Е.А., Бондаренко Г.А., Кабушкина Н.И., Волкова Ю.Ф., Кускова А.С., Ильенковой С.Д., исследовавших гостиничную индустрию, позволяют определить следующие основные особенности, определяющие специфические черты гостиничных услуг:

— ограниченную возможность хранения;

— разделение во времени процессов производства и потребления гостиничного продукта в форме услуг;

— срочный характер;

— сезонный характер спроса на гостиничные услуги;

— широкое участие персонала гостиницы в производстве услуг;

— взаимосвязь гостиничных услуг и цели поездки;

— непостоянство качества.

Рисунок 1 - Особенности гостиничных услуг в структуре туристского

обслуживания

(Примечание: разработано авторами на основании теоретических источников)

На основании результатов исследований трудов зарубежных исследователей Волкова Ю.Ф., Джанджугазовой Е.А., Бондаренко Г.А., Кабушкина Н.И., нами выделены следующие особенности гостиничных услуг, представленных на рисунке 1 [3,с.56-60, 4, с.62-65, 5, с.57-63].

Анализ особенностей гостиничных услуг и их характеристика доказывают верность наблюдений исследователей гостиничной индустрии. Специалисты Бондаренко Г.А., Кабушкин Н.И. отмечают, что «комплекс гостиничных услуг в целом не может быть сохранен для дальнейшей продажи», т. е. указывают на ограниченную возможность хранения гостиничных услуг [5, с.18].

Другой исследователь Джанджугазова Е. А. подчеркивает, что «... невозможно превышать вместимость номерного фонда при приеме заявок и заселении, в то время как незаселенные номера и места объективно приводят к потере койко-мест» [4, с.64]. Все убытки и упущенная выгода ложатся в данном случае либо на отельера, либо на туроператора, забронировавшего блок номеров и отказавшегося от всего блока или его части в силу различных обстоятельств.

Непроданные гостиницей услуги — это безвозвратно упущенная выгода. Несохраняемость гостиничной услуги означает, что необходимо предпринимать меры по выравниванию спроса и предложения. По-нашему мнению, следует применять следующие меры:

- установление дифференцированных цен;

- применение скидок;

- увеличение скорости обслуживания;

- совмещение функций персонала.

Таким образом, гостиничная услуга - это организационное взаимодействие гостя и персонала гостиницы, непрерывно воздействующее на гостя в течение всей своей длительности.

Исследователи особенностей гостиничных услуг Кабушкина Н.И., Бондаренко Г.А., Волков Ю.Ф. установили, что специфика гостиничных предприятий состоит в том, что проблемы, касающиеся обслуживания, должны решаться быстро. Мы считаем, что данный фактор наряду с месторасположением является наиболее значимым при выборе гостиницы. Ка-бушкин Н.И. и Бондаренко Г. А. отмечают, что «.время предоставления ряда гостиничных услуг измеряется даже секундами. Из современных самое быстрое обслуживание предлагает гостиница в городе Токио, в которой максимальное время, необходимое на оформление при заезде гостя, оплату, получение ключей и прочее, ограничено 45 секундами. В большинстве других гостиниц на совершение аналогичных операций предоставляется 10-15 минут» [5, с.18].

Эту особенность подчеркивает и Ильенкова С.Д., конкретизируя, что «... для гостя гостиничная услуга неразрывно связана с процессом ее предоставления. В этом смысле гость приобретает не услугу, а обслуживание...» [1, с.59].

Кабушкина Н.И., Бондаренко Г.А. особое внимание обращают на характерное колебание спроса для рынка гостиничных услуг в зависимости от времени года (большинство туристов отдыхают в летние месяцы), а также дней недели (деловые туристы размещаются в гостинице в будни), что в значительной степени влияет на загрузку гостиниц. То есть, это еще раз говорит о необходимости учитывать «сезонность спроса и привязанность к определенной территории» при исследовании специфик гостиничных услуг. Понятно, что при снижении спроса гостиница не может реализовать свои услуги в другое время и в другом месте.

Также замечено, что курортные гостиницы полностью загружены и получают прибыль лишь три-четыре месяца в году, а в остальное время их целью является минимизация убытков. Обратная ситуация в летнее время складывается в гостиницах крупных городов. В это время наблюдается недостаток клиентов, и поэтому для их привлечения цены снижаются на 20— 30%. В среднем по Казахстану заполняемость гостиниц оценивается Агентством по Статистике Республики Казахстан в 30%, в наиболее известных отелях мира редко превышает 85%. Например, уровень заполняе-мости гостиниц Ritz-Carlton составляет 70% , что на 9% выше среднего уровня в отрасли. В Европе коэффициент заполняемости колеблется от 62,3% в отелях экономического класса до 68,9% — в отелях класса люкс.

Следует отметить, зависимость результатов хозяйственной деятельности гостиницы от колебаний спроса велика, потому что в структуре эксплуатационных затрат ведущее место принадлежит их постоянной части, а не переменной. К постоянным затратам относятся амортизация основных фондов, большая часть зарплаты, значительные эксплуатационные расходы, величина которых при нормальном режиме работы составляет 50—70% объема постоянных затрат. Поскольку в эксплуатационных затратах значительная часть постоянных затрат, то с увеличением загрузки резко снижается себестоимость место-дней.

В экономической литературе отмечается, что рост заполняемости гостиниц на 10% ведет к снижению себестоимости основных услуг на 6—7%.

Важной особенностью гостиничных услуг, отличающей их, прежде всего, от услуг промышленности, где в большей степени используются всевозможные механизмы, является широкое участие людей (обслуживающего персонала) в производственном процессе.

Для решения этой проблемы на многих гостиничных предприятиях разрабатываются стандарты обслуживания - комплекс обязательных для исполнения правил обслуживания клиентов, которые призваны гарантировать установленный уровень качества всех производимых операций. В большинстве случаев к таким критериям в большинстве случаев относят следующие: время ответа на звонок о получении информации или бронировании (15, 20, 30 секунд); время оформления в службе размещения, независимо от массовости заезда клиенты не должны стоять в очереди более установленного на конкретном гостиничном предприятии времени (5,

10, 15 минут); время, затрачиваемое на оказание конкретной услуги, например, багаж доставляется в номер не позднее 3 минут после заселения клиента; стирка и чистка личных вещей проживающих укладывается в сутки и т.д.; внешний вид и наличие униформы; знание иностранных языков персоналом обслуживания и т.д.

И как подчеркивает Джанджугазова Е.А.: «Гостиница может быть наполнена самыми современными техническими средствами, иметь престижную обстановку и располагать самой современной материальной базой, но этого все равно будет недостаточно, так как основным мыслящим и чувствующим «элементом» являются люди» [4, с.64]. Ф. Котлер, Дж. Боу-эн, Дж. Мейкенз отмечают, что «... в большинстве ситуаций типичных для индустрии гостеприимства, оказание услуги требует присутствия и того, кто оказывает, и того, кому она оказывается.» [6, с. 85-86].

Ю.Ф.Волков особое внимание уделяет проблеме контроля качества гостиничной услуги, указывая на неосязаемость гостиничной услуги, отмечает трудность определения «рекомендуемой нормы» необходимых элементов услуги, а также в связи с существованием различных трактовок понятия качества как экономической категории. Поэтому контроль качества услуги определяется через контроль поведения персонала гостиницы. Н.И. Кабушкин и Г. А. Бондаренко подчеркивают, качественные гостиничные услуги- те гостиничные услуги, которые соответствуют стандартам отрасли.

Ученые Института стратегического планирования (США) определили, что предприятия, предоставляющие услуги низкого качества, ежегодно теряют до 2% доли рынка, а их средняя прибыль составляет всего 1% объема продаж. В то же время доля рынка компаний, услуги которых отличаются высоким качеством, увеличивается на 6% в год, а норма прибыли (к объему продаж) составляет в среднем 12%.

Кроме того, на качество обслуживания в гостиницах оказывает влияние деятельность звеньев, которые реализуют их основные услуги, например регистрирование мест, предварительная оплата и др.

Вместе с тем, анализ результатов исследований гостиничной индустрии, позволяет расширить перечень особенностей гостиничных услуг, добавляя к выше проанализированным спецификам следующее:

- низкая эластичность предложения;

- комплементарность;

- потребительские коллективные качества;

- способность принадлежать разным рынкам услуг;

- «услуга собственная или оказанная сторонней (смежной) организацией» [2, с.60-62].

В связи с тем, что гостиничная индустрия характеризуется высокой фондоемкостью, исследователь выделяет низкую эластичность предложения как особенность гостиничной услуги. В общей структуре фондов гостиниц преобладают основные фонды — здания, оборудование, мебель. По-

этому инвестиции в гостиничный бизнес окупаются медленно, а в случае резкого изменения конъюнктуры возможности диверсификации крайне ограничены, так как преобладающая часть средств, инвестированных в этот бизнес, вложена в узкоспециализированные постройки и сооружения, которые сложно использовать в других целях.

По нашему мнению, данную особенность гостиничных услуг можно связать с высокими фиксированными затратами. Анализ отчётов гостиниц по прибылям и убыткам, показывает высокие фиксированные затраты производства и относительно низкие переменные затраты: капитальные затраты и затраты на техническое развитие; ремонт оборудования; отопление, освещение и другие затраты энергии; страховка; заработная плата постоянного персонала; накладные расходы по менеджменту и административные затраты.

Следует отметить, что эти затраты являются ежегодными, во многом не зависящими от количества принятых клиентов за год (причем рабочий год отеля является часто менее 12 месяцев).

Подобная особенность гостиничных услуг охарактеризована Ю.Ф.Волковым как способность принадлежать разным рынкам услуг гостиничной индустрии.

Таким образом, анализ особенностей гостиничных услуг, позволяет констатировать тот факт, что услуга и гостиничная услуга в частности принципиально отличаются от товара.

Как особенность гостиничных услуг следует отметить оказание дополнительных услуг, которые являются обязательными даже в том случае, если не приносят прибыли, поскольку являются составной частью продукта под названием «услуга гостиницы».

В научной литературе специалистами широко используется термин «гостиничный продукт», позволяющий подчеркнуть комплексный характер гостиничного предложения. Следует выделить четыре характеристики гостиничного продукта, отличающие гостиничную услугу от товара: неосязаемость услуг, неразрывность производства и потребления, изменчивость, неспособность к хранению.

Российский исследователь Кусков А.С. приводит следующую структуру гостиничного продукта, в которой выделяются три уровня: продукт по замыслу, продукт в реальном исполнении и продукт с подкреплением [7, с.62].

Таким образом, гостиничная услуга определяется как процесс взаимодействия потребителя и исполнителя, с целью удовлетворения потребностей гостя в размещении, питании, и дополнительных услугах, а также получении прибыли. Гостиничный продукт - результат хозяйственной, интеллектуальной, сервисной деятельности.

Список литературы

1. Байлик С.И. Гостиничное хозяйство. Организация, управление, обслуживание: Учеб. пособие. - К.: ВИРА-Р, 2004 - 252 с.

2. Баумгартен Л.В. Использование бенчмаркетинга для повышения эффективности и конкурентоспособности туристских фирм// маркетинг в России и за рубежом. - 2010. -№1(75). - С.63-73.

3. Волков Ю.Ф. Технология гостиничного обслуживания/Серия «Учебники, учебные пособия». — Ростов н/Д- Феникс, 2003. — 384 с.

4. Джанджугазова Е.А. Маркетинг в индустрии гостеприимства: Учебное пособие. -М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 224 с.

5. Кабушкин Н.И., Бондаренко Г.А. Менеджмент гостиниц и ресторанов: Учеб. пособие. - 2-е изд. - Мн.: Новое знание, 2001. - 216 с.

6. Котлер Ф., Боуэн Дж., Мейкенз Дж. Маркетинг. Гостеприимство и туризм. - М.: ЮНИТИ, 1998. - 787 с.

7. Кусков А.С. гостиничное дело: Учебное пособие. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К'», 2009.- 327 с.

Ussenova Dana Madievna, m.e.sc., senior lecturer

FEATURES OF FORMATION OF HOTEL SERVICES IN THE STRUCTURE OF TOURISM SERVICES

Abstract. The article discusses the theoretical bases of the formation of hotel services in the structure of tourism services, special attention is paid to the features of hotel services. There are given a bibliographical review of the extent of a problem, clarified the concept of «hotel services".

Keywords: hospitality industry, hotel services, hotel product, accommodation sphere, features of hotel services.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.