Научная статья на тему 'Особенности эмоционально-волевой устойчивости курсантов высших военных учебных заведений'

Особенности эмоционально-волевой устойчивости курсантов высших военных учебных заведений Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
566
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ / СТРЕСС-ФАКТОРЫ / ЭКСТРЕМАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ / ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ РЕАКЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ И ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ / РАЗВИТИЕ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ / МИРОВОЗЗРЕНИЕ / ИДЕЙНЫЕ ПОЗИЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кислов Владлен Рудольфович

Статья посвящена актуальной проблеме формирования эмоционально-волевой устойчивости личности. Рассматриваются особенности становления и развития эмоционально-волевой устойчивости курсантов военных институтов. Процесс формирования личности военнослужащего, способного переводить непроизвольные эмоциональные реакции в экстремальных ситуациях в сознательные и контролируемые, является одним из основных в системе военного образования. Показаны особенности проявления эмоционально-волевой устойчивости будущих офицеров на разных курсах обучения, а также определены задачи профессорско-преподавательского состава и командиров для достижения целей по развитию всесторонне развитой личности, физически выносливой, способной преодолевать тяготы и лишения воинской службы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of emotional and volitional stability of cadets of higher military educational institutions

The article is devoted to the topical problem of the individual emotional-volitional stability formation. The features of the formation and development of emotional-volitional stability among cadets of military institutions are considered. The formation of the personality of a serviceman who is able to translate involuntary emotional reactions in extreme situations into conscious and controlled ones is today one of the main ones in the system of military education. The features of future officers' emotional-volitional stability at different courses of training are shown. The tasks of the faculty members and commanders to achieve the goals of developing a fully harmonious personality, physically resilient, able to overcome the hardships and deprivations of military service are defined.

Текст научной работы на тему «Особенности эмоционально-волевой устойчивости курсантов высших военных учебных заведений»

УДК 355.23

Кислов Владлен Рудольфович

Ярославское высшее военное училище ПВО kislov.vladlen@yandex.ru

ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ КУРСАНТОВ ВЫСШИХ ВОЕННЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ

Статья посвящена актуальной проблеме формирования эмоционально-волевой устойчивости личности. Рассматриваются особенности становления и развития эмоционально-волевой устойчивости курсантов военных институтов. Процесс формирования личности военнослужащего, способного переводить непроизвольные эмоциональные реакции в экстремальных ситуациях в сознательные и контролируемые, является одним из основных в системе военного образования. Показаны особенности проявления эмоционально-волевой устойчивости будущих офицеров на разных курсах обучения, а также определены задачи профессорско-преподавательского состава и командиров для достижения целей по развитию всесторонне развитой личности, физически выносливой, способной преодолевать тяготы и лишения воинской службы.

Ключевые слова: эмоционально-волевая устойчивость, стресс-факторы, экстремальные условия, эмоциональные реакции, профессиональные и духовно-нравственные ценности, развитие волевых качеств, мировоззрение, идейные позиции.

В современном российском обществе Вооруженные Силы Российской Федерации, несомненно, являются одной из важнейших нравственно-духовных опор и занимают особое место в системе государственной власти страны. Благодаря высоким морально-психологическим качествам российских воинов сохраняется государственность России. Степень развития общества как в зеркале отражается на уровне развития вооруженных сил страны.

Институт военного образования в России является консервативным социальным институтом, однако все трансформационные процессы российского общества вносят изменения в процесс обучения и воспитания военной молодежи. Сложные экономические и организационно-структурные преобразования в стране ставят военное образование в тяжелые условия выживания. Несмотря на это, обучение и воспитание будущих офицеров продолжает транслировать общечеловеческие ценности любви к Родине и формировать всесторонне развитую личность, физически выносливую, способную преодолевать тяготы и лишения военной службы. Личностное становление военнослужащего, формирование системы профессиональных и духовно-нравственных ценностей курсантов являются важнейшим приоритетом военного образования [3, с. 50].

Курсанты военных институтов представляют собой особый совокупный субъект социальных отношений. Притом, что они имеют определенный материальный достаток, обеспечены питанием, одеждой и жильём, жизнедеятельность курсантов полностью регламентируется и подлежит постоянному контролю. Стресс-факторы процесса обучения, а именно перегрузка учебными занятиями, недостаточный учет индивидуальных особенностей курсантов в обучении и воспитании, а также серьезные физические, информационные и эмоциональные нагрузки снижают уровень психофизической культуры курсантов. В результате курсан-

там становится сложнее преодолевать различные стрессовые ситуации, что может вызывать снижение профессиональной активности, развитие психосоматических заболеваний, нервных истощений, нарушений желудочно-кишечного тракта, сердечнососудистой системы. Таким образом, формирование и развитие личностной, в том числе -эмоционально-волевой, устойчивости будущих защитников Отечества становится приоритетным вопросом, поскольку на сегодняшний день практика показывает, что далеко не все военнослужащие психологически готовы к эффективному исполнению своих профессиональных обязанностей в овладении современными технологиями в сложных и экстремальных условиях [4, с. 15].

Проблема эмоционально-волевой устойчивости является одной из наиболее сложных и актуальных в современной науке. Многими учеными большое внимание уделяется вопросу влияния эмоционально-волевых факторов на успешность деятельности человека в различных условиях, особенно экстремальных. Умение человека регулировать психическое состояние в ситуациях сильного эмоционального напряжения, проявляя свои лучшие волевые качества, имеет огромную педагогическую и психологическую значимость для регулирования всей его деятельности и поведения [5, с. 12].

Однако объективности ради необходимо рассматривать проблему воли и развития волевых качеств личности и с точки зрения и педагогики, с опорой на исследование практических технологий и средств воспитания. Этот факт и определяет приоритетную направленность педагогических исследований эмоционально-волевой сферы личности [8, с. 9].

Проанализировав психолого-педагогическую литературу по данной проблематике, мы пришли к выводу, что мнения исследователей в определении понятия «эмоционально-волевая устойчивость» носят разноречивый характер. Широкое распространение получили работы, в которых

182

Вестник КГУ 2018

© Кислов В.Р., 2018

Особенности эмоционально-волевой устойчивости курсантов высших военных учебных заведений

эмоциональная устойчивость рассматривается как характеристика эмоциональной сферы личности, устойчивость эмоций, эмоциональная стабильность, отсутствие склонности к частой смене эмоций (Н.Д. Левитов, С.М. Оя и другие).

Ряд исследователей, изучая данную проблему, связывают эмоциональную устойчивость с проявлением волевых качеств личности, способностью сознательно управлять возникающими эмоциями (В.Л. Марищук, К.К. Платонов, Е.А. Миле-рян, Ю.Н. Кулюткин, Г.С. Сухобская и другие). Х.И. Цечоев в своем исследовании определяет эмоционально-волевую устойчивость как систему, интегрирующую в себя три подсистемы, а именно сознания, воли и аффекта. При этом существуют субординационные связи между подсистемой сознания и двумя другими, а подсистемы воли и аффекта связаны координационно [9, с. 23].

Среди показателей эмоционально-волевой устойчивости весьма значимыми являются адекватное понимание обстановки, анализ и оценка сложившейся ситуации и принятие решения в выборе наиболее верных действий, требуемых для достижения поставленной цели и выполнению своих обязанностей. Л.М. Аболин, П.Б. Зильберман, О. А. Сиротин и другие исследователи полагают, что свойства нервной системы не предопределяют полностью эмоциональную устойчивость личности, а лишь оказывают влияние на ее проявление. Эмоционально-волевая устойчивость является определенным сочетанием особенностей личности, которые обеспечивают успешность деятельности в эмоциогенной обстановке, то есть в ситуациях, вызывающих ту или иную эмоцию.

Курсанты высших учебных заведений, находясь в юношеском возрасте, проходят этап взросления и становления личности в весьма строгих и ограничительных условиях. В этом возрасте желания и стремления развиваются быстрее, чем воля и сила характера. Среди особенностей курсантов можно выделить прямоту суждений, острую восприимчивость и повышенную эмоциональность. Особенно ярко это проявляется на первом году обучения, когда курсанты встречаются с новой обстановкой и происходит противоречие между привычными формами поведения и уставными требованиями. Очевидно, что эмоционально-волевая устойчивость юношей в данной обстановке весьма низкая. Процесс перестройки старых стереотипов и выработки новых проходит достаточно болезненно и может вызвать отрицательные психические реакции. На этом этапе обучения основной задачей преподавателей и курсовых офицеров будет являться оказание помощи курсантам в развитии навыков и умений самостоятельной работы в условиях военного училища.

Курсанты второго года обучения характеризуются более повышенной эмоционально-волевой устойчивостью, поскольку они уже имеют опреде-

ленный опыт учебы и службы в военном вузе. Среди них складываются сплоченные военные коллективы и их действия при выполнении воинского устава становятся более уверенными.

На третьем курсе обучения уже сформированы основные профессиональные навыки и умения будущих офицеров, становится содержательным мировоззрение, что позволяет курсантам упрочить их идейные позиции. Эмоционально-волевая устойчивость военнослужащих укрепляется, поскольку приобретенные знания перерастают в убеждения и курсанты уже обладают умениями аргументировано их отстаивать.

Сформировавшимися в профессиональном плане личностями становятся курсанты четвертого и пятого курсов обучения: у них вырабатывается устойчивые жизненная позиция и черты характера, в полной мере раскрываются способности.

Таким образом, при формировании и дальнейшем развитии эмоционально-волевой устойчивости курсантов одной из основных задач профессорско-преподавательского состава высших военных учебных заведений и командиров будет являться развитие умений курсантов в поддержании и восстановлении своих положительных психических состояний в экстремальных ситуациях, а также формирование способностей курсантов переводить непроизвольные эмоциональные реакции в экстремальных ситуациях в сознательные и контролируемые, используя приемы самоуправления.

Библиографический список

1. Аболин Л.М. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека / под ред. В.В. Давыдова. - Казань, 1987. - 262 с.

2. Аболин Л.М. Эмоциональная устойчивость и пути ее повышения // Вопросы психологии. -1989. - № 4. - С. 141-149.

3. Иванова Т.Н. Армия в условиях трансформации современного общества [Электронный ресурс] // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 38. - С. 49-54. - Режим доступа: http://e-koncept.ru/2016/56805.htm (дата обращения: 15.09.2018).

4. Калачинская О.А. Особенности личностной устойчивости военнослужащих в условиях повышенной боевой готовности: автореф. дис. ... канд. психол. наук. - Ростов-н/Д, 2012. - 22 с.

5. Куземко Ю.В. Педагогическая технология развития эмоционально-волевой устойчивости у студентов вузов (На примере физической подготовки): автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Саратов, 2002. - 19 с.

6. Левитов Н.Д. О психических состояниях человека. - М.: Просвещение, 1964. - 344 с.

7. Марищук В.Л., Евдокимов В.И. Поведение и саморегуляция человека в условиях стресса. -СПб.: Издательский дом «Сентябрь», 2001. - 260 с.

Педагогика. Психология. Социокинетика ^ №4

183

8. Николаева Е.В. Социально-культурные условия формирования эмоционально-волевой устойчивости подростков в коллективе спортивно-бальной хореографии: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 2006. - 26 с.

9. Цечоев Х.И. Пути воспитания эмоционально-волевой устойчивости курсантов вузов ГПС МЧС России: дис. ... канд. пед. наук. - СПб., 2011. - 142 с.

References

1. Abolin L.M. Psihologicheskie mekhanizmy ehmocional'noj ustojchivosti cheloveka / pod red. V.V. Davydova. - Kazan', 1987. - 262 s.

2. Abolin L.M. EHmocional'naya ustojchivost' i puti ee povysheniya // Voprosy psihologii. - 1989. -№ 4. - S. 141-149.

3. Ivanova T.N. Armiya v usloviyah transformacii sovremennogo obshchestva [EHlektronnyj resurs] // Nauchno-metodicheskij ehlektronnyj zhurnal «Koncept». - 2016. - T. 38. - S. 49-54. - Rezhim dostupa: http://e-koncept.ru/2016/56805.htm (data obrashcheniya: 15.09.2018).

4. Kalachinskaya O.A. Osobennosti lichnostnoj ustojchivosti voennosluzhashchih v usloviyah povyshennoj boevoj gotovnosti: avtoref. dis. ... kand. psihol. nauk. - Rostov-n/D, 2012. - 22 s.

5. Kuzemko YU.V. Pedagogicheskaya tekhnologiya razvitiya ehmocional'no-volevoj ustojchivosti u studentov vuzov (Na primere fizicheskoj podgotovki): avtoref. dis. . kand. ped. nauk. - Saratov, 2002. - 19 s.

6. Levitov N.D. O psihicheskih sostoyaniyah cheloveka. - M.: Prosveshchenie, 1964. - 344 s.

7. Marishchuk V.L., Evdokimov VI. Povedenie i samoregulyaciya cheloveka v usloviyah stressa. -SPb.: Izdatel'skij dom «Sentyabr'», 2001. - 260 s.

8. Nikolaeva E.V Social'no-kul'turnye usloviya formirovaniya ehmocional'no-volevoj ustojchivosti podrostkov v kollektive sportivno-bal'noj horeografii: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. - M., 2006. - 26 s.

9. Cechoev H.I. Puti vospitaniya ehmocional'no-volevoj ustojchivosti kursantov vuzov GPS MCHS Rossii: dis. ... kand. ped. nauk. - SPb., 2011. - 142 s.

184

Вестник КГУ 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.