Научная статья на тему 'Особенности экономической природы международных валютных союзов XX века. Часть II'

Особенности экономической природы международных валютных союзов XX века. Часть II Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
322
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛЮЧЕВЫЕ / СЛОВА: ОСОБЕННОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПРИРОДЫ / PECULIARITIES OF ECONOMIC NATURE / МЕЖДУНАРОДНЫЙ ВАЛЮТНЫЙ СОЮЗ / THE INTERNATIONAL CURRENCY UNION / ЛАТИНСКИЙ ВАЛЮТНЫЙ СОЮЗ / LATIN CURRENCY UNION / ЕВРОПЕЙСКИЙ ВАЛЮТНЫЙ СОЮЗ / EUROPEAN CURRENCY UNION / АФРИКАНСКИЙ ВАЛЮТНЫЙ СОЮЗ / AFRICAN CURRENCY UNION / ДЕНЕЖНАЯ СИСТЕМА / MONETARY SYSTEM / НАЦИОНАЛЬНЫЙ БАНК / NATIONAL BANK

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шагалов Григорий Лазаревич, Зоидов Зафар Кобилджонович

В статье рассматриваются особенности экономической природы международных валютных союзов XX века, факторов их формирования и устойчивого функционирования. Анализируя интеграционные и валютные союзы XX века, следует отметить значительное количественное превосходство интеграционных объединений над валютными союзами. Это связано с тем, что создание валютных союзов дело значительно более сложное, чем формирование экономического интеграционного объединения. Аргументировано доказывается, что разработка проблем сближения денежно-кредитной политики всех стран СНГ или их отдельных групп должна опираться на опыт функционирования известных из мировой практики международных валютных союзов и учитывать специфику развития стран Содружества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Шагалов Григорий Лазаревич, Зоидов Зафар Кобилджонович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF THE ECONOMIC NATURE OF INTERNATIONAL CURRENCY UNIONS OF THE 20TH CENTURY. PART II

The manuscript discusses typical features of the economic nature of international currency unions of the 20th century, factors of their formation and continuous functioning. Analyzing integrational and currency unions of the 20th century it should be noted that there was a significant quantitative superiority of integrational unions over currency unions. This is related to the fact that creating currency unions was a much more complex affair than forming an economic integrational union. It is proven with arguments that developing problems of convergence of the monetary-credit policy for all CIS countries or their separate groups has to rely on the experience of functioning of known from world practice international currency unions, and it has to take into account the peculiarities of development of the Commonwealth countries.

Текст научной работы на тему «Особенности экономической природы международных валютных союзов XX века. Часть II»

ШАГАЛОВ ГЛ.,ЗОИДОВ З.К.

ОСОБЕННОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПРИРОДЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ ВАЛЮТНЫХ СОЮЗО В XX ВЕКА. ЧАСТЬ II1

Аннотация. В статье рассматриваются особенности экономической природы международных валютных союзов XX века, факторов их формирования и устойчивого функционирования. Анализируя интеграционные и валютные союзы XX века, следует отметить значительное количественное превосходство интеграционных объединений над валютными союзами. Это связано с тем, что создание валютных союзов — дело значительно более сложное, чем формирование экономического интеграционного объединения. Аргументировано доказывается, что разработка проблем сближения денежно-кредитной политики всех стран СНГ или их отдельных групп должна опираться на опыт функционирования известных из мировой практики международных валютных союзов и учитывать специфику развития стран Содружества. Ключевые слова: особенности экономической природы, международный валютный союз, Латинский валютный союз, Европейский валютный союз, Африканский валютный союз, денежная система, национальный банк.

SHAGALOV G.L. , ZOIDOV Z.K.

PECULIARITIES OF THE ECONOMIC NATURE OF INTERNATIONAL CURRENCY UNIONS OF THE 20TH CENTURY. PART II.

Abstract. The manuscript discusses typical features of the economic nature of international currency unions of the 20th century, factors of their formation and continuous functioning. Analyzing integrational and currency unions of the 20th century it should be noted that there was a significant quantitative superiority of integrational unions over currency unions. This is related to the fact that creating currency unions was a much more complex affair than forming an economic integrational union. It is proven with arguments that developing problems of convergence of the monetary-credit policy for all CIS countries or their separate groups has to rely on the experience of functioning of known from world practice international currency unions, and it has to take into account the peculiarities of development of the Commonwealth countries.

Keywords: peculiarities of economic nature, the international currency union, Latin currency union, European currency union, African currency union, the monetary system, the national bank.

В настоящее время ясно, что более совершенной формой валютного союза является союз с единой валютой. Подобная форма позволяет в максимальной степени использовать преимущества валютной интеграции. Однако при определённых обстоятельствах может оказаться целесообразным и применение такой модификации валютного союза, в которой используются необратимо фиксированные взаимные валютные курсы стран-участниц.

Применение единой валюты, как показывают исследования экономистов Европейского союза, окажет позитивное воздействие на эффективность производства и экономический рост в странах-участницах [14]. Основными причинами этого выступают следующие факторы:

1) ликвидация трансакционных издержек, связанных с конвертацией валют стран — участниц экономического и валютного союза (ЭВС);

2) устранение неопределённости в отношении изменений валютных курсов, что окажет положительное влияние на взаимную торговлю и инвестиции;

3) усиление конкуренции в сообществе в связи с тем, что цены на товары и услуги будут выражаться в одной валюте;

4) обеспечение низкой инфляции, достижение которой вне рамок ЭВС будет затруднительным для отдельных стран.

Процесс формирования экономического и валютного союза предусматривает прохождение странами-участницами трёх этапов. На каждом этапе предусматривается решение комплекса общеэкономических и валютных проблем.

Первый этап. В области экономики ставится задача завершения создания внутреннего рын-

1 Исследование проведено при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (проект № 15-06-09305а).

ка, сопровождающегося полным устранением всех препятствий для свободного движения товаров, услуг и рабочей силы. Усиливается политика, направленная на обеспечение справедливой конкуренции, должны быть увеличены ресурсы, направляемые на структурную и региональную политику. Вырабатываются новые процедуры координации бюджетной политики, которая будет осуществляться советом министров экономики и финансов.

В валютной сфере обеспечивается свободное движение капиталов (отдельные исключения из общего правила разрешались лишь на ограниченный период времени), осуществляется гармонизация правил деятельности коммерческих банков. Создаётся Европейский резервный фонд, аккумулирующий 10% валютных резервов стран — членов ЕС. На первой стадии усиливается координация макроэкономической политики, в частности, национальные органы перед принятием решений в области денежно-кредитной политики должны проводить консультации с комитетом управляющих центральными банками.

Первая стадия началась с 1 июля 1990 года. С этого времени в странах — участницах будущего валютного союза устранялся валютный контроль и ликвидировались ограничения на перемещение капитала. Это делалось в соответствии со специальной директивой Совета министров ЕС по либерализации движения капиталов, принятой 24 июня 1988 года. Директива ставила задачу завершить либерализацию движения капитала в Сообществе, а также содержала общие рекомендации по либерализации капитальных потоков в отношениях с третьими странами [15].

Второй (переходный) этап начался с 1 января 1994 года. В области экономики углублялась и совершенствовалась политика обеспечения конкуренции, структурная и региональная политика. В валютной сфере проводились важные институциональные реформы. С января 1994 года начал функционировать Европейский валютный институт (ЕВИ). Главная его задача состояла в подготовке к переходу к третьей стадии, когда будет введена общая валюта. В течение второй стадии ставилась задача усилить сотрудничество национальных центральных банков. Одновременно усилилась независимость этих банков. Члены руководящих органов национальных центральных банков не могут получать или требовать инструкции от какой-либо организации вне банка. Председатель центрального банка должен занимать свой пост не менее пяти лет и может быть освобождён от должности лишь в случае невозможности исполнять свои обязанности или допущения серьёзной ошибки.

С самого начала второго этапа запрещается финансирование центральным банком дефицита государственного бюджета. Правительство не может производить овердрафт по своим счетам в центральном банке, последний не может осуществлять прямые покупки государственных ценных бумаг. Государства — члены валютного союза принимают себя обязательство о стремлении избегать излишнего дефицита государственного бюджета.

На втором этапе принимается решение о том, какие из государств первыми войдут в Европейский валютный союз. Организуется Европейский центральный банк как наследник ЕВИ. Однако решения в области денежной политики остаются па данной стадии на национальном уровне. На данном этане ставится задача сохранить пределы колебаний курсов валют, что необходимо для реализации заключительной стадии экономического и валютного союза. На втором этапе хотя и возможен пересмотр валютных курсов, но допускается он в исключительных случаях.

На заключительном третьем этапе осуществляется переход к необратимо фиксированным обменным курсам между национальными валютами стран, которые участвуют в валютном союзе, и вводится евро, общая европейская валюта. Все полномочия по формированию и проведению денежно-кредитной политики передаются от национальных органов на наднациональный уровень к Европейскому центральному банку (ЕЦБ). Европейский центральный банк принимает на себя ответственность за денежно-кредитную и валютную политику стран, которые вошли в ЕВС. Официальные золотовалютные резервы стран ЕС переходят в управление ЕЦБ.

Третий этап начался с 1 января 1999 года2. Страны, которые выполнили необходимые условия (т. е. так называемые критерии конвергенции и некоторые другие условия) к весне 1998 года вошли в Европейский валютный союз. Страны — члены Европейского союза, кото-

2 Ранее планировалось перейти к третьей стадии в конце 1997 года. 68 www.rppe.ru

рые не выполнили условия участия в ЕВС к весне 1998 года, смогут вступить в него позже. Совет ЭКОФИН3 по меньшей мере раз в два года будет рассматривать вопрос о выполнении странами, не вошедшими в ЭВС, необходимых условий и о возможности их вхождения в валютный союз. Такое исследование также может быть выполнено в любое время по инициативе государств, не вошедших в ЭВС.

Великобритания и Дания подписали специальный протокол к Маастрихтскому договору, согласно которому они получали право оставаться вне рамок валютного союза даже в том случае, если они будут удовлетворять всем необходимым для вступления в ЭВС условиям.

На третьем этапе выделяются три конкретные фазы.

Первая фаза — это запуск экономического и валютного союза (началась в мае 1998 года, с момента принятия ЕС решения относительно стран, входящих в валютный союз).

Учрежден ЕЦБ, и назначено его руководство. Установлены необратимые обменные курсы валют стран — участниц союза. В ходе этой стадии осуществлены следующие мероприятия: начато производство банкнот и монет, деноминированных в евро; приняты нормативные акты, необходимые для создания юридической базы ЕВС; в каждой из стран-участниц создана национальная система органов, уполномоченных руководить переходом к единой валюте (на уровне правительства, центрального банка, частного сектора экономики, потребителей); банки и другие финансовые учреждения приняли детальные планы перехода, в которых определены сроки и порядок осуществления мероприятий по переводу на евро системы безналичных расчетов, валютных котировок, регистрации операций и т. д.

Вторая фаза — реальное начало функционирования валютного союза — началась 1 января 1999 года и должна была продлиться 3 года (возможно сокращение этого срока, если на практике это окажется целесообразным).

Евро становится единой валютой стран-участниц. Он используется для проведения единой валютной политики союза, размещения новых выпусков государственных ценных бумаг, обслуживания банковских операций и безналичных платежей. Валютные курсы национальных валют и евро твёрдо и окончательно зафиксированы. Эти валюты утрачивают свою самостоятельность и становятся по своей юридической и экономической природе просто частицами евро. Национальные валюты сохраняют важную функцию представительства и физического воплощения евро внутри отдельных стран, а евро присутствуют в наличном обороте лишь в форме национальных денег.

В то же время национальные банкноты и монеты остаются законным средством обращения и платежа вплоть до введения банкнот и монет евро.

Главная задача второй фазы состоит в том, чтобы создать «критическую массу» операций в евро. С этой целью национальные правительства, центральные банки, институты ЕС и вновь созданного валютного союза стремятся переключить на евро возможно более широкий круг деятельности.

Третья фаза окончательный переход на единую валюту.

Фаза началась с января 2002 года. На новую валюту переводятся все виды сделок и расчётов. Начинается обращение банкнот и монет единого образца и постепенная замена и изъятие национальных денежных знаков. С 1 июля 2002 года национальные валюты стран-участниц полностью утратили свои функции. С окончанием третьей фазы евро стало единственным законным средством обращения и платежа на всей территории экономического и валютного союза.

Критерии конвергенции, упоминавшиеся выше, зафиксированы в Маастрихтском договоре (ст. 104 и 109) и прилагаемых к нему протоколах. Их можно свести к следующим четырём требованиям:

1. Стабильность цен. Страна — участница союза должна иметь среднегодовой темп инфляции в течение года перед проверкой, не превосходящий более чем на 1.5 процентных пункта среднегодовую инфляцию в трёх государствах — членах валютного союза, имеющих наилучшие показатели в области стабильности цен.

2. Норма процента по долгосрочным кредитам. Страны — участницы союза должны в течение периода не менее одного года перед проведением исследования иметь норму про-

3 Объединяет министров экономики и финансов.

цента по долгосрочным кредитам, не превышающую более чем на 2 процентных пункта норму процента в трёх странах с наименьшей инфляцией.

3. Государственные финансы. Страны-участницы должны выполнять следующие два требования:

а) планируемый или фактический дефицит государственного бюджета не превышает 3 процентов от валового внутреннего продукта (ВВП);

б) государственный долг не превышает 60 процентов от ВВП.

4. Стабильность валютных курсов. Государства — члены валютного союза должны укладываться в рамки нормативных колебаний валютного курса, допускаемых механизмом Европейских валютных курсов, без использования чрезвычайных мер по меньшей мере в течение двух лет перед проведением проверки. В частности, страны-члены не должны девальвировать центральный курс национальной валюты по отношению к валютам каждой из стран — участниц союза в течение того же периода.

Кроме того, при проведении исследования с целью определения будущих членов валютного союза, вступающих в третью стадию, принимаются во внимание также и результаты, достигнутые странами в области интеграции национальных рынков в общеевропейский, ситуация с платёжным балансом по текущим операциям, показатели стоимости единицы рабочей силы и цены других товаров. Специально рассматривается вопрос о независимости центральных банков.

В рамках создаваемого экономического и валютного союза ответственность за денежно-валютную политику в рамках ЭВС несёт Европейская система центральных банков (ЕСЦБ). Она состоит из Европейского центрального банка (ЕЦБ) и национальных центральных банков.

Главная цель Европейской системы центральных банков — сохранение стабильных цен. К числу главных задач, выполняемых ЕСЦБ, относится:

- определение и реализация денежной и валютной политики в ЭВС;

- проведение операций с иностранными валютами;

- управление официальными валютными резервами государств — членов ЭВС;

- обеспечение функционирования системы платежей и расчётов в рамках ЭВС.

ЕЦБ обладает исключительным правом разрешать выпуск банкнот в рамках Европейского валютного союза. Банкноты будут выпускаться непосредственно ЕЦБ или национальным банком после получения разрешения от ЕЦБ. Национальным банкам будет разрешено заниматься эмиссией монет в пределах, определённых ЕЦБ. Европейский центральный банк должен также способствовать стабильности финансовых рынков. Однако он не обладает функциями контроля за финансовыми институтами.

Во главе ЕЦБ находится совет управляющих (Governing Council), в который входят члены исполнительного комитета и управляющие центральными банками стран — участниц ЭВС. ЕЦБ — независимая организация, несущая всю полноту ответственности за денежно-кредитную и валютную политику в рамках ЭВС. Решения в других областях принимаются иными институтами Европейского союза, которые находятся под политическим влиянием соответствующих государств. Из сказанного видно, что в рамках ЭВС управление денежно-кредитной и валютной системой переходит на наднациональный уровень. Что касается финансов, то в этой области страны — члены ЭВС сохраняют значительную автономию.

Создание Экономического и валютного союза означает высокую степень интеграции стран ЕС и приводит к изменению соотношения между национальными и наднациональными элементами регулирования в пользу последних. Функционирование союза требует обеспечения тесной координации макроэкономической политики, проведения единой денежно-кредитной и валютной политики, согласования бюджетной политики.

Заключение

Рассмотрение важнейших международных (многонациональных) валютных союзов позволяет сделать определенные выводы [28-31].

1. Все страны, объединявшиеся в валютные союзы, имели однородные экономические структуры. Развитие этих стран опиралось на достаточно зрелое рыночное хозяйство и использование рыночных механизмов управления.

2. Большинство стран, вступающих в валютные союзы, имели достаточно развитые эконо-

мические связи друг с другом. Это относится к Латинскому, Скандинавскому, Европейскому валютным союзам. Однако страны Африки, объединённые в валютные союзы в рамках зоны франка, к моменту создания валютных союзов не имели тесных хозяйственных связей друг с другом. Однако у них были разветвлённые и интенсивные экономические контакты с Францией, которая играет структурообразующую роль в рамках Западноафриканского валютного союза и Валютного союза Центральной Африки.

3. Все страны — члены валютных союзов проявляют сильную политическую волю к объединению своих усилий в области валютного сотрудничества. Политическая воля государств-участников, вытекающая из понимания выгод экономической интеграции, является важнейшим фактором, предопределяющим успех объединения стран в рамках валютного союза. В частности, наличие политической воли позволило африканским странам создать жизнеспособные валютные союзы даже в условиях недостаточной развитости их взаимных хозяйственных связей. Правда, здесь нельзя приуменьшать политическую и экономическую поддержку, которую получили страны Африки от бывшей метрополии — Франции.

4. Все валютные союзы опираются на более или менее глубокую координацию денежно-кредитной политики стран-участниц. В наиболее развитой форме валютных союзов — Европейском валютном союзе — осуществляется единая наднациональная денежно-кредитная и валютная политика. Отказ от координации денежно-кредитной политики, в частности, имевшей место в странах Латинского и Скандинавского союза в годы Первой мировой войны, явился причиной распада этих валютных союзов.

5. Различные валютные союзы отличаются друг от друга разной степенью координации и централизации управления денежно-кредитным оборотом. В зависимости от степени этой координации и централизации используются и различные формы устройства валютных союзов и механизмы взаимодействия. Одни страны использовали систему параллельного хождения различных национальных валют с фиксацией их обменного соотношения (Латинский валютный союз). Другие применяли или намерены применять общую денежную единицу (Скандинавский валютный союз, африканские валютные союзы зоны франка, Европейский валютный союз). При этом степень централизации выпуска денег различна в различных валютных союзах. Наиболее развитой формой валютных союзов являются такие, где используется единая валюта. В этом случае появляется возможность в максимальной степени использовать выгоды валютной интеграции. Единая валюта применяется в Европейском валютном союзе, представляющем собой наиболее развитую форму валютных союзов вообще. Формирование Европейского валютного союза носило эволюционный характер и заняло несколько десятилетий. Оно опиралось на интеграцию как в валютной, так и в экономической областях, на координацию макроэкономической политики стран, входящих в союз. В ЭВС денежно-кредитная и валютная политика передаётся на наднациональный уровень.

6. Разработка проблем сближения денежно-кредитной политики всех стран СНГ или их отдельных групп должна опираться на опыт функционирования известных из мировой практики международных валютных союзов и учитывать специфику развития стран Содружества [16-27].

Литература

1. Fund Surveillance over Members of Currency Unions / IMF, December 21, 2005.

2. Hernandez-Cata et al. Е. The West African Economic and Monetary Union. IMF, Occasional Paper, 1998.

3. Ussane О., Konan A. Exchange rate variability and imports in WAMU countries: Is this relationship relevant. World development. Oxford. 1994, vol. 22. No. 5.

4. Валюты стран мира. Финансы и статистика. 1987. C. 320.

5. Nuven D. Linkige in Price Level and Inflation Rate between CFA Frank Zone Countries and France, IMF, Working Paper. 1994. No. 3.

6. Kaplan J. and Schleiminger. Fiscal Diplomacy in the 1950s. Oxford, 1989.

7. Pebereau M. La Politique Economique de La France. Les relation economiques financieres et monetaires internationals, Paris, 1990.

8. Cecchini P. Europe'92. Bruxeles, 1988.

9. Lelart M. La construction monetaire europeenne. Paris, 1994.

10. Tsoukalis L. The Politics and Economics of European Monetary Integration. London, 1977.

11. Bakhoven А. The Competition of the Internal Market. Grevenhagen, 1988.

12. Fratiani M. and Hagen J. von. The European Monetary System and the European Monetary Union. Boulder; Westview, 1992.

13. Vers I'Union Economique etMonetaire Europeenne. Documentation Francaise, 1990.

14. Commission of European Community, European Economy. 1990. № 4 и др.

15. Council Directive of 24 June 1988, 88/361/EEC.

16. Дохолян С. В. Особенности структурных преобразований в трансформационной экономике / С. В. Дохолян, В. З. Петросянц, А. М. Садыкова // Вопросы структуризации экономики. — 2008. — № 1. — С. 36-43.

17. Дохолян С. В. Управление устойчивым развитием территориальных социально-экономических систем мезорегиона // Экономика и предпринимательство — № 6. — 2011. — С. 14-22.

18. Дохолян С. В. Моделирование процессов социально-экономического развития экономических территорий / С. В. Дохолян, А. С. Дохолян // Региональные проблемы преобразования экономики. — 2011. — № 4. — С. 6-22.

19. Дохолян С. В., Петросянц В. З., Садыкова А. М. Оптимизация структурных сдвигов в экономике с использованием логистики // Региональные проблемы преобразования экономики. — 2008. — № 2. — С. 9-18.

20. Зоидов К. X. Становление теории трансформационного кризиса экономики России. — М.: ИПР РАН, 1999. — 184 с.

21. Зоидов К. X. Эволюционный подход и его значение для развития экономической науки в постсоветских странах // Экономика и математические методы. — 2009. — № 2. — Т. 45. — С. 96112.

22. Зоидов К. X., Ильин М. В. Анализ и регулирование циклического характера развития макроэкономической динамики стран постсоветского пространства // Экономика и математические методы. — 2011. — № 2. — Т. 47. — С. 59-72.

23. Сагидов Ю. Н. Основные позиционные установки эффективной инвестиционной политики // Региональные проблемы преобразования экономики. — 2005. — № 1-2. — С. 2-11.

24. Цветков В. А., Зоидов К. X. и др. Постсоветское экономическое пространство: современное состояние и перспективы развития. — М.: Финансы и кредит, 2009. — 472 с.

25. Цветков В. А., Зоидов К. X. и др. Исследование экономических циклов в странах постсоветского пространства. — М.: ЦЭМИРАН, 2010. — 310 с.

26. Цветков В. А., Зоидов К. X., Губин В. А., Зоидов З. К. Исследование социально-экономической циклической динамики России и совершенствование регулирования стратегии опережающего развития — М.: ЦЭМИ РАН, 2012. — 207 с.

27. Цветков В. А., Зоидов К. X., Медков А. А. Формирование эволюционной модели транспортно-транзитной системы России в условиях интеграции и глобализации. — М.: ИПР РАН; СПб.: Нестор-История, 2014. — 800 с.

28. Шагалов Г. Л. Государственная поддержка российского промышленного экспорта Региональные проблемы преобразования экономики, 2014. — № 7 (45). — С. 74-78.

29. Шагалов Г. Л., Зоидов З. К. Национальные интересы России в развитии интеграционного сотрудничества с государствами СНГ и возможности его использования для модернизации // Региональные проблемы преобразования экономики. — 2014. — № 11(49). — С. 215-224.

30. Шагалов Г. Л., Зоидов З. К. Развитие интеграционного сотрудничества России с государствами СНГ и возможности его использования для модернизации. Международная экономическая интеграция с участием Российской Федерации: опыт, проблемы, перспективы развития // Материалы международной научно-практической конференции. Москва, 29-30 января 2015 года / Под ред. чл.-корр. РАН В. А. Цветкова. — М.: ЦЭМИ РАН / ИПР РАН, 2015. — 257 с. — С. 146-160.

31. Шагалов Г. Л. Механизм формирования валютного курса и его влияние на обеспечение экономической безопасности и модернизации // Проблемы модернизации российской экономики: Монография / Под ред. академика РАН Н. Я. Петракова. — М.: ЦЭМИ РАН, 2012. — C. 305-320.

32. Шагалов Г. Л., Зоидов З. К. Экономическая природа международных валютных союзов XIX века // Региональные проблемы преобразования экономики. — 2015. — № 2. — С. 88-96.

References:

1. Fund Surveillance over Members of Currency Unions / IMF, December 21, 2005.

2. Hernandez-Cata et al. E. The West African Economic and Monetary Union. IMF, Occasional Paper, 1998.

3. Ussane O., Konan A. Exchange rate variability and imports in WAMU countries: Is this relationship relevant. World development. Oxford. 1994, vol. 22. No. 5.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Currency of countries of the world. Finance and statistics. 1987. C. 320.

5. D. Nuven Linkige in Price Level and Inflation Rate between CFA Frank Zone Countries and France, IMF, Working Paper. 1994. No. 3.

6. Kaplan, J. and Schleiminger. Fiscal Diplomacy in the 1950s. Oxford, 1989.

7. Pebereau M. La Politique Economique de La France. Les relations economiques monetaires et financieres internationals, Paris, 1990.

8. Cecchini P. Europe'92. Bruxeles, 1988.

9. Lelart M. La construction monetaire europeenne. Paris, 1994.

10. L. Tsoukalis, The Politics and Economics of European Monetary Integration. London, 1977.

11. Bakhoven, A. The Competition of the Internal Market. Gravenhagen, 1988.

12. Fratiani M. and J. von Hagen. The European Monetary System and the European Monetary Union. Boulder; Westview, 1992.

13. Vers l'union Economique et Monetaire Europeenne. Documentation Francaise, 1990.

14. Commission of European Community, European Economy. 1990. No. 4, etc.

15. Council Directive of 24 June 1988, 88/361/EEC.

16. Dokholyan S. V. Features of structural transformations in the transition economy / Dokholyan S. V., Petro-syants V. Z., Sadykova A. M. // Issues of economy structuring. — 2008. — No. 1. — S. 36-43.

17. Dokholyan S. V. Management of sustainable development of territorial socio-economic systems of the region //Economics and entrepreneurship, no. 6. — 2011. — P. 14-22.

18. Dokholyan S. V. Modeling of processes of socio-economic development of economic areas / S. V. Dokholyan, A. S. Dokholyan // Regional problems of transformation of economy. — 2011. — No. 4. — S. 6-22.

19. Dokholyan S. V., Petrosyants V. Z., Sadykova A. M. Optimization of structural shifts in the economy by using logistics // Regional problems of transformation of economy. — 2008. — No. 2. — P. 9-18.

20. Zoidov K. H. development of a theory of the transformation crisis of the Russian economy. Moscow: IPE RAS, 1999. — 184 p.

21. Zoidov K. H. Evolutionary approach and its importance for the development of economic science in postSoviet countries //Economics and mathematical methods. — 2009. — No. 2. — V. 45. — S. 96-112.

22. Zoidov K. H., Ilyin M. V. the Analysis and regulation of cyclical nature of the development of macroeco-nomic dynamics of the post-Soviet countries // Economics and mathematical methods. — 2011. — No. 2. — T. 47. — P. 59-72.

23. Sagidov Yu. Basic positional installation of an effective investment policy // Regional problems of transformation of economy. — 2005. — № 1-2. P 2-11.

24. V. A. Tsvetkov, K. Kh. Zoidov and others post-Soviet economic space: current state and prospects of development. — Moscow: finances and credit, 2009. — 472 p.

25. V. A. Tsvetkov, K. Kh. Zoidov, etc. the Study of economic cycles in the post-Soviet countries. — Moscow: CEMI RAS, 2010. — 310 p.

26. V. A. Tsvetkov, K. Kh. Zoidov, Gubin V. A., Zoidov Z. K. study on the socio-economic cyclical dynamics in Russia and the better regulation strategy of advanced development — Moscow: CEMI RAS, 2012. 207.

27. Tsvetkov V. A., Zoidov K. Kh., Medkov A. A. the Formation of evolutionary models of the transport-transit system of Russia under conditions of integration and globalization. — M.: IPE RAS; St. Petersburg.: Nestor-History, 2014. — 800 C.

28. Shagalov G. L. State support for Russian industrial exports on the Regional problems of transformation of economy, 2014. — № 7 (45). — S. 74-78.

29. Shagalov G. L., Zoidov Z. K. Russia's National interests in the development of integration cooperation with CIS countries and the possibility of its use for upgrading // Regional problems of transformation of economy. — 2014. — № 11(49). — P. 215-224.

30. Shagalov G. L., Z. K. Zoidov the Development of integration cooperation of Russia with CIS countries and the possibility of its use for upgrading. International economic integration with the participation of the Russian Federation: experience, problems, prospects // materials of the international scientifically-practical conference. Moscow, January 29-30, 2015 / Under the editorship of corresponding member interviewer Russian Academy of Sciences V. A. Tsvetkova. — Moscow: CEMI RAS / IPE RAS, 2015. — 257 S. — S. 146-160.

31. Shagalov G. L. the Mechanism of formation of the exchange rate and its impact on the economic security and modernization // problems of modernization of Russian economy: Monograph / Under the editorship of academician of RAS N. I. Petrakova. — Moscow: CEMI RAS, 2012. — C. 305-320.

32. Shagalov G. L., Z. K. Zoidov Economic nature of the international monetary unions of the nineteenth century // Regional problems of transformation of economy. — 2015. — No. 2. — S. 88-96.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.