Научная статья на тему 'Особенности экономической природы международных валютных союзов XX века. Часть 1'

Особенности экономической природы международных валютных союзов XX века. Часть 1 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
356
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОСОБЕННОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПРИРОДЫ / МЕЖДУНАРОДНЫЙ ВАЛЮТНЫЙ СОЮЗ / ЛАТИНСКИЙ ВАЛЮТНЫЙ СОЮЗ / ЕВРОПЕЙСКИЙ ВАЛЮТНЫЙ СОЮЗ / АФРИКАНСКИЙ ВАЛЮТНЫЙ СОЮЗ / ДЕНЕЖНАЯ СИСТЕМА / НАЦИОНАЛЬНЫЙ БАНК

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шагалов Григорий Лазаревич, Зоидов Зафар Кобилджонович

В статье рассматривается особенности экономической природы международных валютных союзов XX в., факторов их формирования и устойчивого функционирования. Анализируя интеграционные и валютные союзы XX в., следует отметить значительное количественное превосходство интеграционных объединений над валютными союзами. Это связано с тем, что создание валютных союзов дело значительно более сложное, чем формирование экономического интеграционного объединения. Аргументированно доказывается, что разработка проблем сближения денежно-кредитной политики всех стран СНГ или их отдельных групп должна опираться на опыт функционирования известных из мировой практики международных валютных союзов и учитывать специфику развития стран Содружества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FEATURES OF ECONOMIC NATURE OF INTERNATIONAL CURRENCY UNIONS OF THE 20TH CENTURY. PART 1

The manuscript discusses the features of economic nature of international currency unions of the 20th century, the factors of their formation and stable functioning. Analyzing the integrational and currency unions of the 20th century it is necessary to note significant qualitative superiority of integrational unions over currency unions. This is due to the fact that creating currency unions is quite a lot more complex than forming an economic integrational union. It is proven using arguments that developing problems of convergence of the monetary-credit policy of all CIS countries or its separate groups has to be based on the experience of functioning of well-known in the world practice international currency unions, and has to take into account specific features of development of the Commonwealth countries.

Текст научной работы на тему «Особенности экономической природы международных валютных союзов XX века. Часть 1»



ШАГАЛОВ ГЛ.,ЗОИДОВ З.К.

ОСОБЕННОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПРИРОДЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ ВАЛЮТНЫХ СОЮЗОВ XX В. ЧАСТЬ М

Аннотация. В статье рассматривается особенности экономической природы международных валютных союзов XX в., факторов их формирования и устойчивого функционирования. Анализируя интеграционные и валютные союзы XX в., следует отметить значительное количественное превосходство интеграционных объединений над валютными союзами. Это связано с тем, что создание валютных союзов — дело значительно более сложное, чем формирование экономического интеграционного объединения. Аргументированно доказывается, что разработка проблем сближения денежно-кредитной политики всех стран СНГ или их отдельных групп должна опираться на опыт функционирования известных из мировой практики международных валютных союзов и учитывать специфику развития стран Содружества. Ключевые слова: особенности экономической природы, международный валютный союз, Латинский валютный союз, Европейский валютный союз, Африканский валютный союз, денежная система, национальный банк.

SHAGALOV G.L., ZOIDOV Х.К.

THE FEATURES OF ECONOMIC NATURE OF INTERNATIONAL CURRENCY UNIONS OF THE 20TH CENTURY. PART I.

Abstract. The manuscript discusses the features of economic nature of international currency unions of the 20th century, the factors of their formation and stable functioning. Analyzing the integrational and currency unions of the 20th century it is necessary to note significant qualitative superiority of integrational unions over currency unions. This is due to the fact that creating currency unions is quite a lot more complex than forming an economic integrational union. It is proven using arguments that developing problems of convergence of the monetary-credit policy of all CIS countries or its separate groups has to be based on the experience of functioning of well-known in the world practice international currency unions, and has to take into account specific features of development of the Commonwealth countries.

Keywords: typical features of economic nature, the international currency union, Latin currency union, European currency union, African currency union, the monetary system, a national bank.

Валютные союзы, функционирующие в настоящее время в Латинской Америке, Африке и Европе

В Латинской Америке в течение нескольких десятилетий достаточно успешно действует Восточно-Карибский валютный союз. Восточно-Карибский валютный союз функционирует в рамках Карибского сообщества и общего рынка (КАРИКОМ). КАРИКОМ имеет 15 полных членов: Антигуа и Барбуда, Багамы, Барбадос, Белиз, Доминикана, Гренада Гайяна, Гаити, Ямайка, Монтсерат, Сент-Ките и Невис, Сент-Люсия, Сент-Винсент и Гренадины, Суринам, Тринидат и Табаго. Помимо перечисленных полноправных 15 членов в КАРИКОМ также входит 5 ассоциированных членов. Восточно-карибский доллар привязан к доллару США. С 1976 г. соотношение карибского доллара и доллара США составляет ЕК$, 2,72 к 1 доллару США [1].

Основу экономики государств, входящих в КАРИКОМ, составляет продукция сельского хозяйства и туризм. При этом доля сельского хозяйства и туризма составляет разные цифры по разным государствам-членам КАРИКОМ. Некоторые страны выделяются значительными объемами экспорта бананов и какао. Offshore banking также занимает значительную долю в ВВП некоторых стран, входящих в КАРИКОМ. Некоторые государства используют выгоды низкого налогообложения в стране. А в отдельных странах налогообложение вообще отсутствует. Это, конечно, привлекает в страну инвестиции из других государств.

Поскольку восточно-карибский доллар привязан к доллару США, это означает, что экономическое развитие островных государств в значительной мере привязано к экономическому

1 Исследование проведено при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (проект № 15-06-09305 а).

циклу США. Эмитирует восточно-карибские доллары Восточно-карибский центральный банк.

На территории Африки в зоне франка функционирует два валютных союза: Западноафриканский валютный союз (ЗАВС) и Валютный союз Центральной Африки (ВСЦА). В рамках обоих валютных союзов, возникших в бывших французских колониях, используется многолетний положительный опыт валютно-финансового сотрудничества с Францией. Оба валютных союза были созданы после получения африканскими странами независимости в 1962 г.

При рассмотрении Латинского и Скандинавского валютного союза было показано, что они явились естественным продуктом развития рыночных отношений в соответствующих регионах, и соглашения о формировании союзов закрепляли уже достигнутое в области взаимных экономических связей. Однако при анализе валютных союзов зоны франка следует подчеркнуть мощнейшее экзогенное воздействие со стороны Франции, которая стимулировала развитие валютного сотрудничества между африканскими странами и в значительной мере обеспечивала его устойчивость. Взаимные же экономические связи стран, входящих в валютные союзы зоны франка, были и пока еще остаются на сравнительно низком уровне. Например, в странах Западной Африки внутрирегиональная торговля (по экспорту) в 1993-1996 гг. составляла 10-13% (см. табл.) [2, 32].

Таблица

Внутрирегиональная торговля стран-членов Западноафриканского валютного союза (в % от экспорта)*

Государства 1993 1996

Государства ЗАВС 8,4 9,1

Остальная Африка 13,1 10,5

^Источник: IMF, Direction of Trade Statistic, various years.

Остановимся подробнее на рассмотрении Западноафриканского валютного союза (ЗАВС).

В этот союз входят семь африканских государств: Бенин, Буркина-Фасо, Кот-д-Ивуар, Мали, Нигер, Сенегал и Того. Страны-участницы валютного союза учредили Центральный банк государств Западной Африки (ЦБЗА). Они договорились согласовывать денежно-кредитную политику друг с другом, определили единые правила эмиссии общей денежной единицы, использования общих золотовалютных резервов, контроля внешних расчетов, совместного регламентирования деятельности коммерческих банков.

Страны ЗАВС используют общую валюту — франк африканского содружества КФА (franc de la communauté financière africaine). В развитии ЗАВС необходимо выделить два этапа. Первый охватывает период от времени его создания по начало 1994 г. Второй начинается с 1994 г., когда страны-члены валютного союза подписали соглашение о создании Западноафриканского экономического и валютного союза (ЗАЭВС), предусматривающего расширение сферы сотрудничества не только в валютной, но и н экономической сферах2.

В настоящее время денежную и кредитную политику на региональном уровне определяет и реализует Центральный банк государств Западной Африки. Его важнейшими целями является обеспечение неизменности курса единой валюты союза франка африканского содружества КФА по отношению к французскому франку, а также достижение целевого уровня иностранных активов ЦБЗА [2].

Эмиссия общей валюты ЗАВС франка КФА производится Центральным банком Западной Африки. Технически выпуск денег в обращение осуществляется отделениями ЦБЗА, имеющимися в каждой стране-участнице союза. Деятельность отделений контролируется национальными денежно-кредитными комитетами, имеющимися в каждой стране-участнице валютного союза. Во главе этих комитетов стоят пять человек — три члена назначаются государством, на территории которого действует комитет, а два Советом ЦБЗА.

Банкноты, эмитируемые Центральным банком государств Западной Африки, имеют единый для всего союза образец. Однако каждое местное отделение ставит на выпускаемых в об-

2 Отметим, что до недавнего времени Договор об экономическом и валютном союзе сосуществовал с Договором о валютном союзе, заключенном ранее.

ращение в данной стране купюрах присвоенную ему литеру-шифр. Банкноты, выпускаемые местными отделениями, обязательны к приему в любой стране. Каждое местное отделение ЦБЗА по предъявлении ему купюр с шифрами других стран должно направить их в ЦБ государств Западной Африки, изъяв их из обращения в данной стране и заменив их собственными денежными знаками. Банкноты ЦБЗА взаимно обратимы во французские франки, а также в денежные знаки соседнего Валютного союза Центральной Африки.

Единая валюта Западноафриканского экономического и валютного союза франк КФА привязана к французскому франку в определенном отношении, которое может быть изменено, если страны-члены союза единогласно придут к соглашению. В течение 46 лет соотношение КФА и французского франка было неизменным и находилось на уровне 50 КФА за один французский франк. Однако с 12 января 1994 г. курс КФА был снижен и зафиксирован на уровне 100 КФА за французский франк [3]. Жесткая привязка франка КФА к французскому франку напоминает систему валютного управления (currency board).

КФА франк через французский франк связан с евро. Поскольку при создании зоны евро французский франк был зафиксирован на уровне 6.55957 ФФ = 1 евро, паритет КФА франка составляет 6.55957 КФА франк = 1 евро. Следует отметить, что и Восточно-карибский валютный союз, чей валютный курс привязан к доллару США, функционирует по модели системы валютного совета (currency board).

Казначейство бывшей метрополии Франции гарантирует полную свободу конверсии единой валюты по установленному паритету. Данная гарантия обеспечивается посредством предоставления на эти цели казначейством Франции Центральному банку ЗА кредитов во французских франках через специальные операционные счета. Отсюда ясно, что обеспечением эмиссии франка КФА служат не столько ресурсы выпускающего его банка, сколько средства французского казначейства. По сложившейся практике эмиссия КФА обычно более чем на 60% покрывается иностранными активами.

Центральный банк государств Западной Африки осуществляет кассовые операции по валютным авуарам стран-членов валютного союза.

Согласно правилам зоны франка, 35% их поступлений в свободнообратимой валюте ЦБЗА может вкладывать в международные банки в виде краткосрочных вкладов на срок до двух лет. Остальные 65% он должен помещать на открытые в Казначействе Франции операционные счета. В случае необходимости ЦБЗА может снимать средства с этих счетов даже в том случае, когда образуется нулевое сальдо поступлений и расходов. В этом случае взамен перечисляемых средств вносятся франки КФА. Никакого формального ограничения на получение средств не существует. Однако имеются определенные соглашения с целью избежать чрезмерного дефицита на операционных счетах. Центральный банк государств Западной Африки осуществляет валютный контроль в рамках валютного союза, правила которого едины для всей зоны франка. В частности, валютное законодательство зоны франка требует поддержания свободы валютных переводов внутри группировки и использования инструментов валютного контроля на операции вне зоны. Полученная за границей валютная выручка подлежит сдаче в ЦБЗА по официальному курсу, вывоз валюты за пределы зоны франка ограничивается (в начале 1990-х гг. вывоз валюты за пределы зоны франка ограничивался суммой в 25 тысяч франков КФА).

Руководит деятельностью ЦБЗА Административный совет, состоящий из двух представителей Франции и двух представителей от каждого африканского государства. Решение принимается 6/7 голосов, но ряд важных вопросов решается только с согласия Франции (например, Франция располагает правом контроля соблюдения правил денежной эмиссии). Центральный банк государств ЗА обладает крупным пакетом акций субрегионального инвестиционного института Западноафриканского банка развития. Здесь прослеживается определенная аналогия зоны франка с механизмом МВФ-МБРР. Западноафриканский банк развития начал функционировать в 1976 г.3 Он призван, согласно его Уставу, содействовать сбалансированному экономическому росту стран-членов валютного союза. Его средства направляются главным образом на финансирование объектов инфраструктуры.

Как отмечалось выше, интеграционные связи внутри стран Западноафриканского союза

3 Соглашение о его создании было подписано в 1973 г.

(впрочем, как и Центральноафриканского союза) находятся на низком уровне. Это лишало валютную кооперацию внутри региональной группировки надежной базы. Осознание этого факта заставило африканские страны в 1990-х гг. принять меры к расширению сотрудничества не только в монетарной сфере, что уже имело место, но и в более широких экономических областях. Была поставлена задача создания единого внутреннего рынка путем формирования таможенного союза, гармонизации хозяйственного права, использования общей структурной политики, сближения фискальной политики. Это призвано было подвести прочный фундамент под общую денежную политику и продиктовано в значительной мере влиянием процессов, происходивших в Европейском союзе.

Десятого января 1994 г. был подписан договор о Западноафриканском экономическом и валютном союзе (ЗАЭВС), который вступил в силу с первого августа того же года. Были созданы организационные структуры, управляющие развитием ЗАЭВС. Высшим органом союза является Конференция глав государств и правительств. Конференция проводится как минимум раз в году и определяет политическую и экономическую ориентацию ЗАЭВС. На ней могут приниматься решения, меняющие условия функционирования союза.

Совет министров стран Западной Африки заседает четыре раза в году. Он ответственен за претворение в жизнь решений Конференции глав государств и правительств стран ЗАЭВС. Он также принимает решения относительно представленных ему предложений региональной Комиссии по банкам. Эта комиссия не только осуществляет банковский надзор за коммерческими банками, действующими в союзе (их в 1996 г. насчитывалось 53), но и вырабатывает рекомендации по всем вопросам экономической политики, за исключением тех, которые находятся в компетенции Центрального банка.

Центральный банк государств Западной Африки ответственен за выработку и проведение денежной политики на региональном уровне. Среди других институтов ЗАЭВС следует назвать региональный суд, Торговую палату и Межпарламентский комитет.

В настоящее время страны ЗАЭВС достигли весьма высокого уровня валютной интеграции. Вопросы региональной денежной политики находятся в компетенции Центрального банка западноафриканских государств. В современных условиях можно говорить о том, что в странах-членах ЗАЭВС отсутствует национальная денежная политика. В то же время фискальная политика находится в компетенции отдельных стран.

Центральный банк государств Западной Африки стремится контролировать кредитную экспансию в регионе, используя косвенные инструменты денежной политики и стремясь установить пределы кредитования Центральным банком правительств стран-членов ЗАЭВС. ЦБ использует такие инструменты монетарной политики, как дисконтный механизм, сделки РЕПО, систему периодических аукционов.

Целью региональной денежной политики на 1998 г., принятой ЦБ ЗАВС, было укрепление валовых международных резервов ЦБ. При этом предполагалось расширение кредитования экономики в соответствии с проектируемым ростом номинального ВВП. Рост чистых международных резервов ЦБ в 1998 г. намечался примерно на 10% по сравнению с предыдущим годом, что позволило бы обеспечить адекватное покрытие денежной базы.

Договор о создании Западноафриканского экономического и валютного союза предусматривает меры по либерализации торговой политики стран-членов союза по отношению друг с другом. Упомянутый договор предусматривает ликвидацию всех тарифных и нетарифных ограничений в торговле между странами-членами ЗАЭВС, гармонизацию торговой политики по отношению к третьим странам и установление единого внешнего тарифа.

Однако пока еще импортные пошлины в странах достаточно высоки, особенно в Буркина-Фасо, Кот-д-Ивуаре и Сенегале. В ноябре 1997 г. Совет министров ЗАВС разработал детальный календарь перехода к единому внешнему тарифу. Конечная цель этого перспективного плана состоит в разработке и введении в действие единого внешнего тарифа.

Страны региона работают также над тем, чтобы гармонизировать косвенные налоги. Комиссия по банкам разработала свои предложения по согласованию налога на добавленную стоимость, акцизов и налогов на нефтепродукты. Эти предложения были подготовлены при техническом содействии МВФ.

В соответствии с договором об экономическом и валютном союзе западноевропейские

страны осуществляют координацию в области макроэкономической политики. Они определили общие правила действия в монетарной области, осуществляют согласование фискальной политики. Ставится задача постепенно ликвидировать все внутренние и внешние неплатежи.

В целях обеспечения согласованной финансовой политики страны разработали и осуществляют мониторинг за специальными индикаторами, призванными характеризовать конвергенцию в осуществлении этой политики. К этим индикаторам относятся:

- доля выплат по заработной плате в налоговых поступлениях (не должна превышать 50% поступлений);

- доля государственных инвестиций, финансируемых из внутренних источников, в налоговых поступлениях (должна быть не менее 20% поступлений);

- отношение первичного бюджетного профицита к налоговым поступлениям (должно быть не менее 15% поступлений);

- уменьшение объемов внешних неплатежей;

- уменьшение объемов внутренних неплатежей.

Валютный союз Центральной Африки (ВСЦА)

Другой действующий в Африке валютный союз объединяет шесть стран: Габон, Камерун, Конго. Центральноафриканскую республику, Чад и Экваториальную Гвинею.

Страны, вошедшие в Валютный союз Центральной Африки (ВСЦА), обязались согласовывать свою валютную политику, приняли единые правила, определяющие эмиссию общей денежной единицы, контроль за внешними расчетами и общими золотовалютными резервами, организацию банковского дела и кредитования экономики.

Эмиссионную и валютную политику в союзе вырабатывает и проводит в жизнь коллективный институт Банк государств Центральной Африки (БГЦА). Через шесть своих национальных филиалов он выпускает в обращение коллективную денежную единицу валютного союза франк КФА (franc de la cooperation financière en Afrique). Паритет франка КФА зафиксирован по отношению к французскому франку. В период с 1962 г. по 1993 г. французский франк стоил 50 франков КФА. С 1994 г. валютный курс КФА к франку Французской Республики был зафиксирован на уровне 100 франков КФА за один франк Французской Республики.

В целом Валютный союз Центральной Африки функционирует аналогично Западноафриканскому валютному союзу. Однако члены ВСЦА располагает несколько большими правами в области эмиссии и получения кредитов. Центральный банк Валютного союза государств Центральной Африки БГЦА должен предоставлять национальным правительствам авансы, соотношение которых с объемом бюджетных доходов вдвое выше, чем в ЗАВС, и равно 40%.

Наряду с этим БГЦА. в отличие от соседнего коллективного эмиссионного института, предоставляет правительствам стран-членов также займы долгосрочного характера сроком до 10 лет.

Особенностью функционирования ВСЦА является также более низкий, чем в ЗАВС, уровень покрытия эмиссии и кредитования валютными резервами и составляет 25% (против 65% в ЗАВС).

В развитии Валютного союза Центральной Африки также следует выделить два этапа: 1) до 1994 г. и 2) после 1994 г., когда страны Центральной Африки в рамках заключенного Договора об экономическом и валютном сообществе (ЦАЭВС) в дополнение к собственно валютной интеграции начали расширять экономическое взаимодействие. В 1994 г., как и в странах ЗАЭВС, была проведена девальвация коллективной валюты, курс которой с 12 января 1994 г. составил 100 франков КФА за 1 французский франк.

Используемые в ЗАВС и ВСЦА франки КФА являются достаточно зрелой валютой: юридически они могут выполнять функции мировых денег. Франки КФА обслуживают денежное обращение всех стран-членов валютных союзов, при определенных условиях они могут конвертироваться в международные средства платежа по установленному курсу, они могут использоваться как средство накопления. Эти денежные единицы имеют материальную форму — выпускаются в виде банкнот и монет. По мнению ряда экспертов, такого уровня валютной интеграции пока не удалось достичь даже наиболее передовой в области валютной интеграции группировке промышленно развитых капиталистических стран — Общему рынку.

Однако эти коллективные африканские валюты имеют свою специфику. Как отмечалось, основой их обеспечения выступают французские франки. Золотых запасов развивающиеся страны зоны франка не имеют, и их собственные валютные резервы находятся на весьма низком уровне. При этом большая часть этих резервов должна накапливаться на счетах во французском Казначействе: до 65% — члены ЗАВС и до 80% — члены ВСЦА [4].

Франция широко представлена в эмиссионных институтах рассматриваемых валютных союзов и гарантирует конверсию выпускаемой данными банками валюты во французские франки, а через них в любую другую свободно обратимую валюту. Курс франков КФА привязан к французской валюте. Франция гарантирует странам-членам валютных союзов стабильность курса и кредиты для достижения равновесия платежных балансов. По существу французский франк играет для африканских стран роль параллельной валюты, служащей для внешних расчетов.

Благодаря твердому соотношению курсов валют и процентных ставок стран-членов зоны франка африканским государствам долгое время удавалось избежать такого явления, как бегство капиталов в государства с развитой экономикой.

Достаточно эффективный механизм функционирования валютных союзов зоны франка, в которых Франция играет структурообразующую роль, позволяет сохранить стабильность национальных валют на протяжении многих лет и успешно купировать последствия внешних шоков.

Как известно, стабильный курс франка КФА по отношению к французскому франку (1 французский франк 50 франков КФА) просуществовал до 1994 г.4 С 12 января 1994 г. паритет был изменен и установлен новый курс: 1 французский франк = 100 франков КФА. В условиях, когда цены Франции оказывают значительное воздействие на цены в странах зоны франка, это вызвало всплеск потребительских цен. В 1994 г. в среднем по зоне франка индекс потребительских цен возрос на 33%. Однако эффективный механизм валютных союзов позволил уже в 1995 г. взять инфляцию под контроль. В 1995 г. инфляция колебалась от 4% (Буркина-Фасо и Чад) до 16% (Бенин) [5].

Европейский валютный союз

В настоящее время в Европе сформирован Европейский валютный союз. Создание валютного союза как практическая задача было зафиксировано в Маастрихтском договоре, вступившем в силу после ратификации парламентами стран-участниц Европейского союза с 1 ноября 1993 г. Формирование валютного союза в Европе венчает почти пятидесятилетнее эволюционное развитие интеграционных процессов, восходивших от простых форм к более сложным. Они охватывали взаимодействие как в сфере реального, так и финансового секторов экономики, инструменты торгово-экономической и валютно-финансовой интеграции, опирались на политическую волю стран-участниц европейского процесса интеграции.

Многие исследователи в качестве отправной точки экономической интеграции стран Западной Европы принимают Римский договор о создании Общего рынка, подписанный 25 марта 1957 г. Однако на самом деле процессы интеграции, причем не только в экономической, но и валютно-финансовой областях, начались в Западной Европе значительно раньше — вскоре после окончания второй мировой войны. В 1947-1950 гг. вместо двухсторонних соглашений европейских стран о платежах и расчетах была внедрена система многоступенчатых внутриев-ропейских расчетов. В период 1950-1958 гг. функционировал Европейский платежный союз. С 1953 г. начал действовать общий рынок угля и стали. И только в 1957 г. заработал Общий рынок, учрежденный в соответствии с Римским договором [6-7].

Римский договор создал Европейское экономическое сообщество (ЕЭС) и был подписан Бельгией, Западной Германией, Италией, Люксембургом, Нидерландами и Францией.

Его целью было создание общего рынка, в рамках которого осуществлялось бы свободное перемещение товаров, услуг, рабочей силы и капиталов. Отметим, что в договоре не было четких указаний относительно валютного сотрудничества, в нем содержались лишь достаточно общие формулировки о том, что валютная политика должна рассматриваться как предмет взаимного интереса. Недостаток конкретности в данном вопросе объясняется, видимо, тем обсто-

4 В целом названное выше курсовое соотношение продержалось около 50 лет.

ятельством, что в период подготовки и заключения Римского договора все важнейшие валюты имели фиксированные валютные курсы в рамках Бреттонвудской системы. В этой валютной системе большинство западноевропейских валют было привязано к доллару, который, в свою очередь, привязывался к золоту.

Во второй половине 1960-х гг. в рамках Бреттонвудской системы возникли трения. Серьезно ухудшилось положение доллара. В результате расходов на финансирование войны во Вьетнаме и крупных социальных программ в США существенно увеличилось предложение денег, что питало инфляцию. Инфляция США импортировалась в Европу. В ЕЭС усиливались сомнения в способности США отдавать предпочтение своим обязательствам в международной валютной системе перед собственными внутренними проблемами. Это способствовало последовавшему в 1971 г. коллапсу Бреттонвудской системы.

В конце 1960-х гг. по инициативе Франции и Германии в Западной Европе началась разработка плана создания экономического и валютного союза. Две важнейшие причины стимулировали, на наш взгляд, разработку этого плана. Во-первых, весьма сильным было стремление уменьшить зависимость от США. Во-вторых, существовало понимание того, что без валютной стабильности общий рынок не сможет успешно функционировать. Поэтому необходимо было уменьшить неопределенность относительно возможностей сохранить фиксированные валютные курсы в Европе.

В результате был подготовлен «план Вернера», принятый 22 марта 1971 г. Советом министров ЕЭС. План был рассчитан на 10 лет (1971-1980 гг.) и предусматривал три этапа в строительстве экономического и валютного союза. Несмотря на некоторый прогресс в реализации плана в первые годы его существования, он не был реализован. Причины коренились в том, что крах Бреттонвудской валютной системы вызвал осложнения в валютно-финансовой сфере, произошло расширение состава ЕЭС (в него вошли Великобритания, Дания и Ирландия), усилились разногласия между членами ЕЭС (в частности, относительно наднационального регулирования валютно-кредитных отношений).

Хотя «план Вернера» не был реализован, процесс валютной интеграции развивался. В 1972 г. была создана «валютная змея», охватившая страны-члены ЕЭС. В рамках этой валютной системы европейские валюты могли колебаться по отношению друг к другу в интервале +/-2,25 процента от центрального паритета. В то же время европейские валюты свободно плавали в отношении третьих стран.

Механизм европейской «валютной змеи» не был подкреплен серьезной координацией валютной и экономической политики стран ЕЭС. В результате курсовые соотношения часто менялись в целях уменьшения спекулятивного давления на отдельные валюты. Некоторые страны покидали «валютную змею», чтобы не тратить собственные валютные резервы для поддержания курса валют в узких пределах. Однако участие в «валютной змее» позволяло странам-членам ЕЭС накапливать опыт в области валютного сотрудничества, глубже понимать его возможности, требования, которые оно выдвигает по отношению к отдельным странам.

В конце 1970-х гг. интенсифицировались поиски путей углубления экономической и валютной интеграции. По инициативе Германии и Франции в 1979 г. была создана Европейская валютная система (ЕВС). Условия функционирования Европейской валютной системы были зафиксированы в соглашении между центральными банками стран ЕС от 13 марта 1979 г. Наиболее важным ее элементом явилось создание механизма валютных курсов (МВК) и европейской валютной единицы ЭКЮ.

В рамках МВК колебания валютных курсов национальных валют допускались в пределах +/- 2,25 процента по отношению к центральным паритетам. Однако некоторые страны использовали более широкие границы колебаний валютных курсов в размере +/- 6 процентов. Италия использовала расширенные границы в 1979-1990 гг., Испания — в 1989-1993 гг., Великобритания в 1990-1992 гг. Однако после валютного кризиса в августе 1993 г. границы были расширены до +/- 15 процентов.

Отметим, однако, что центральные банки Германии и Нидерландов имели двухстороннее соглашение применять прежние границы взаимных колебаний национальных валют +/- 2,25 процента. МВК предусматривал возможность изменения центральных курсов, в случае если возникали серьезные дисбалансы. В начальный период действия МВК такие изменения дела-

лись довольно часто.

Европейский механизм валютных курсов гарантировал выполнение требований соблюдения пределов взаимного колебания курсов европейских валют. Это достигалось за счет введения в МВК обязательств для национальных центральных банков осуществлять в случае необходимости интервенции на валютном рынке. Следующим шагом по пути к экономическому и валютному союзу явился Единый европейский акт 1986 г. В нем ставилась задача создания единого внутреннего рынка к концу 1992 г. В акте была сформулирована цель создания экономического и валютного союза, правда, без детальных указаний, как этого достичь.

В 1988 г. по инициативе Германии, Италии и Франции был создан «комитет Делора», перед которым поставлена задача разработать конкретный план формирования экономического и валютного союза. Результатом его работы было предложение, подготовленное в 1989 г., создать союз путем реализации трех стадий. Создание «комитета Делора» по существу означало намерение стран ЕЭС ускорить построение экономического и валютного союза. После этого изменения во взаимных валютных курсах европейских стран стали значительно реже, и в период с января 1987 г. по сентябрь 1992 г. их вообще не было. В 1990 г. была созвана межгосударственная конференция, целью которой было «нарастить мясо на кости» предложений «комитета Делора». Результатом этой конференции явился Маастрихтский договор об экономическом и валютном союзе (ЭВС), подготовленный в декабре 1991 г.5.

Параллельно с охарактеризованной выше работой в области валютной интеграции в Западной Европе шло эволюционное углубление экономической интеграции. Через 10 лет после заключения Римского договора был создан Таможенный союз. Интенсивно происходила либерализация движения капиталов, обеспечивались условия для миграции рабочей силы в рамках ЕЭС. Единый европейский акт интенсифицировал работу по созданию «пространства без внутренних границ», где в полной мере обеспечивается соблюдение «четырех свобод» — движение товаров, услуг, капиталов и рабочей силы. Проводилась работа по унификации ставок налога на добавленную стоимость, ставок косвенных налогов, принимались меры по обеспечению равноправной конкуренции и т. д.

Важным компонентом интеграционных процессов выступала координация экономической и валютной политики. Осуществлялось согласование структурной, региональной, социальной и внешнеторговой политики. Был создан бюджет Сообщества. Постепенно усиливалась координация макроэкономической политики. Видимо, правомерно утверждать, что начиная с 1980 -х гг. на смену автономной экономической политике, проводимой отдельными странами-членами ЕЭС, пришла согласованная политика. Значительное внимание в рамках согласования макроэкономической политики стран-членов Сообщества уделялось денежно-кредитной политике. Между странами достигнута договоренность по вопросу о роли и технике денежно -кредитного контроля, в большинстве стран были установлены ориентиры роста денежной массы или кредитные ориентиры, которые постепенно снижались.

В результате координации денежной политики произошло сближение ряда показателей. Снизился рост денежной массы, уменьшились межстрановые различия в этой области. Поскольку условием денежно-кредитной стабилизации выступает достаточно сбалансированный бюджет, одним из направлений бюджетной политики стран ЕЭС в 1980-е гг. стало снижение дефицитов государственных бюджетов, особенно в тех странах, где они были существенно выше средних по ЕЭС. В 1990-е гг. целью среднесрочной бюджетной стратегии постепенно становилось снижение налогообложения.

Успехам в области координации национальных макроэкономических политик стран Сообщества в 1980-1990-е гг. способствовало сближение теоретических концепций, лежащих в основе национальных макроэкономических политик. К этому времени произошла смена теоретических основ экономической политики европейских стран. Наблюдался переход от кейн-сианства к монетаризму. Важное отличие монетаризма от кейнсианства состоит в том, что кейнсианская концепция предполагает достаточно частые изменения политики вслед за изменением экономической конъюнктуры. В то же время монетаристские подходы предполагают проведение неизменной политики независимо от фазы экономического цикла. В результате

5 Когда Маастрихтский договор вступил в действие в ноябре 1993 г., ЕЭС было переименовано в Европейское Сообщество.

проводимая европейскими странами макроэкономическая политика стала носить долгосрочный и стабильный характер, не менялась на протяжении многих лет.

Следует специально отметить, что принятие всех значимых решений по углублению хозяйственного взаимодействия стран в рамках Европейского Сообщества всегда опиралось на всесторонние проработки, в которых наряду с качественными оценками проводились расчеты, позволяющие оценить баланс издержек и выгод тех или иных мероприятий. Так, при решении вопросов, связанных с созданием единого внутреннего рынка, была проведена огромная работа по оценке экономической целесообразности осуществления такого шага. Эту работу, в которой участвовали сотни экспертов, возглавлял Паоло Чеккини [8]. В частности, в «докладе Чеккини» было показано, что создание единого внутреннего рынка приведет к увеличению ВВП примерно на 5-7%. Несмотря на некоторую условность выполненных расчетов, в целом они позволили примерно оценить степень позитивного воздействия создаваемого единого рынка на экономический рост6.

Стремление к глубокому обоснованию решений в области взаимной интеграции, характерные для ЕЭС, резко контрастирует с практикой принятия решений в Содружестве независимых государств. Как отмечалось выше, теоретически валютный союз может существовать в двух модификациях: 1) на основе необратимо зафиксированных взаимных курсов национальных валют стран, участвующих в союзе и 2) на основе использования единой валюты.

Вопрос о том, какая форма валютного союза будет принята в Европейском союзе, был решен лишь в недавнее время — на рубеже 1980 1990-х гг. [9]. До того шла оживленная теоретическая дискуссия относительного того, следует ли в ЕВС использовать механизм с фиксированными паритетами национальных валют или перейти на единую наднациональную валюту. Многие специалисты полагали, что с точки зрения конечного результата нет принципиального различия между необратимой фиксацией паритетов валют стран-участниц валютного союза и введением единой европейской валюты. Можно утверждать, что до начала 1990-х гг. в экономической литературе доминирующим был именно этот подход. Например, известный специалист Л. Тсукалис в своей работе «Политика и экономика европейской валютной интеграции» подчеркивал, что создание валютного союза означает полную и необратимую конвертируемость валют стран-членов при абсолютной фиксированности их курсов относительно друг друга. Валютный союз, писал он, требует проведения единой валютной политики; установления общих валютных курсов по отношению к валютам третьих стран; единой позиции на международных переговорах по валютным вопросам; объединения официальных валютных резервов стран-членов [10]. В то же время М. Фратиани и Ю. фон Хаген, выступая за единую европейскую валюту, подчеркивали, что «система необратимо фиксированных паритетов внушает меньше доверия, чем система, в которой страны применяют единую валюту» [12].

Характерно, что в «докладе Вернера» единая валюта не выступала необходимым условием создания валютного союза. И только в «докладе Делора», указывалось, что единая валюта не только сделала бы ясным необходимость перехода к валютному союзу, но и значительно облегчила бы валютное регулирование Сообщества, позволила бы избежать затрат на конверсию валют (§ 23) [13].

Литература

1. Fund Surveillance over Members of Currency Unions // IMF. 2005. December 21. Hernandez-Cata Е. et al. The West African Economic and Monetary Union // IMF. Occasional Paper. 1998.

2. Ussane, О., Konan A. Exchange rate variability and imports in WAMU countries : Is this relationship relevant // World development. — Oxford, 1994. Vol. 22. No 5.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Валюты стран мира // Финансы и статистика, 1987. C. 320.

4. Nuven, D. Linkige in Price Level and Inflation Rate Between CFA Frank Zone Countries and France //IMF. Working Paper. 1994. No 3.

5. Kaplan, J. and Schleiminger. Fiscal Diplomacy in the 1950s. — Oxford, 1989.

6. Pebereau, M. La Politique Economique de La France : Les relation economiques financieres et monetaires internationals. — Paris, 1990.

7. Cecchini, P. Europe' 92. Bruxeles, 1988.

8. Lelart, M. La construction monetaire europeenne. — Paris. 1994.

9. Tsoukalis, L. The Politics and Economics of European Monetary Integration. — London. 1977.

10. Bakhoven, А. The Competition of the Internal Market. — Gravenhagen, 1988.

6 Следует отметить, что некоторые исследователи полагали, что эффект единого рынка окажется меньшим и составит примерно половину приведенного выше показателя. См. [11].

11. Fratiani, M. and Hagen, J. von. The European Monetary System and the European Monetary Union. — Boulder; Westview, 1992.

12. Vers l' Union Economique et Monetaire Europeenne : Documentation Francaise, 1990.

13. Commission of European Community // European Economy. 1990. No 4 и др.

14. Council Directive of 24 June 1988, 88/361/EEC.

15. Дохолян, С. В. Особенности структурных преобразований в трансформационной экономике / С.В. Дохолян, В.З. Петросянц, А.М. Садыкова //Вопросы структуризации экономики. 2008. № 1. С. 36-43.

16. Дохолян, С. В. Управление устойчивым развитием территориальных социально-экономических систем мезорегиона // Экономика и предпринимательство. 2011. № 6. С. 14-22.

17. Дохолян, С. В. Моделирование процессов социально-экономического развития экономических территорий / С.В. Дохолян, А.С. Дохолян // Региональные проблемы преобразования экономики. 2011. № 4. С. 6-22

18. Дохолян, С. В., Петросянц, В. З., Садыкова, А. М. Оптимизация структурных сдвигов в экономике с использованием логистики //Региональные проблемы преобразования экономики. 2008. № 2. С. 9-18.

19. Зоидов, К. X. Становление теории трансформационного кризиса экономики России. — М. : ИПР РАН, 1999.

20. Зоидов, К. X. Эволюционный подход и его значение для развития экономической науки в постсоветских странах // Экономика и математические методы. 2009. № 2. Т. 45. С. 96-112.

21. Зоидов, К. X., Ильин, М. В. Анализ и регулирование циклического характера развития макроэкономической динамики стран постсоветского пространства // Экономика и математические методы. 2011. № 2. Т. 47. С. 59-72.

22. Сагидов, Ю. Н. Основные позиционные установки эффективной инвестиционной политики //Региональные проблемы преобразования экономики. 2005. № 1-2. С. 2-11.

23. Цветков, В. А., Зоидов, К. X. и др. Постсоветское экономическое пространство : современное состояние и перспективы развития. — М. : Финансы и кредит, 2009.

24. Цветков, В. А., Зоидов, К. X. и др. Исследование экономических циклов в странах постсоветского пространства. — М. : ЦЭМИ РАН, 2010.

25. Цветков, В. А., Зоидов, К. X., Губин, В. А., Зоидов, З.К. Исследование социально-экономической циклической динамики России и совершенствование регулирования стратегии опережающего развития. —М. : ЦЭМИ РАН, 2012.

26. Цветков, В. А., Зоидов, К. X., Медков, А. А. Формирование эволюционной модели транспортно-транзитной системы России в условиях интеграции и глобализации. — М. : ИПР РАН; СПб. : Нестор-История, 2014.

27. Шагалов, Г. Л. Государственная поддержка российского промышленного экспорта //Региональные проблемы преобразования экономики. 2014. № 7(45). С. 74-78.

28. Шагалов, Г. Л., Зоидов, З. К. Национальные интересы России в развитии интеграционного сотрудничества с государствами СНГ и возможности его использования для модернизации // Региональные проблемы преобразования экономики. 2014. № 11(49). С. 215-224.

29. Шагалов, Г. Л., Зоидов, З. К. Развитие интеграционного сотрудничества России с государствами СНГ и возможности его использования для модернизации / Международная экономическая интеграция с участием российской федерации : опыт, проблемы, перспективы развития // Материалы международной научно-практической конференции. Москва, 29-30 января 2015 г. ; под ред. чл.-корр. РАН В.А. Цветкова. — М. : ЦЭМИ РАН / ИПР РАН, 2015. С. 146-160.

30. Шагалов, Г. Л. Механизм формирования валютного курса и его влияние на обеспечение экономической безопасности и модернизации // Проблемы модернизации российской экономики : монография ; под ред. акад. РАН Н.Я. Петракова. — М. : ЦЭМИ РАН, 2012. C. 305-320.

31. Шагалов, Г. Л., Зоидов, З. К. Экономическая природа международных валютных союзов XIX века // Региональные проблемы преобразования экономики. 2015. № 2. С. 88-96.

References:

1. Fund Surveillance over Members of Currency Unions // IMF. 2005. December 21. Hernandez-Cata E. et al. The West African Economic and Monetary Union // IMF. Occasional Paper. 1998.

2. Ussane, O., Konan, A. Exchange rate variability and imports in WAMU countries : Is this relationship relevant // World development. — Oxford, 1994. Vol. 22. No 5.

3. Currency countries //Finance and Statistics. 1987. C. 320.

4. Nuven, D. Linkige in Price Level and Inflation Rate Between CFA Frank Zone Countries and France //IMF. Working Paper. 1994. No 3.

5. Kaplan and Schleiminger, J. Fiscal Diplomacy in the 1950s. — Oxford, 1989.

6. Pebereau, M. La Politique Economique de La France : Les relation economiques financieres et monetaires internationals. — Paris, 1990.

7. Cecchini, P. Europe '92. Bruxeles, 1988.

8. Lelart, M. La construction monetaire europeenne. — Paris, 1994.

9. Tsoukalis, L. The Politics and Economics of European Monetary Integration. — London, 1977.

10. Bakhoven, A. The Competition of the Internal Market. — Gravenhagen, 1988.

11. Fratiani, M. and Hagen, J. von. The European Monetary System and the European Monetary Union. — Boulder; Westview, 1992.

12. Vers l 'Union Economique et Monetaire Europeenne. Documentation Francaise. 1990.

13. Commission of European Community // European Economy. 1990. No 4, and others.

14. Council Directive of June 24, 1988, 88/361 /EEC.

15. Dokholyan, S. V. Features of structural transformations in the transition economy /Dokholyan S. V., Petro-syants V. Z., Sadykov A. M. //Issues of economy structuring. 2008. No 1. P. 36043.

16. Dokholyan, S. V. Management of sustainable development of territorial socio -economic systems of the region //Economics and entrepreneurship. No 6. 2011. P. 14-22.

17. Dokholyan, S. V. Modeling ofprocesses of socio-economic development of economic areas / Dokholyan S. W., A. S. Dokholyan // Regional problems of transformation of economy. 2011. No 4. P. 6-22.

18. Dokholyan, S. V., Petrosyants, V. Z., Sadykov, A. M. Optimization of structural shifts in the economy by using logistics // Regional problems of transformation of economy. 2008. No 2. P. 9-18.

19. Zoidov, K. KH. Formation of the theory of transformational crisis of the Russian economy. — M. : MEI RAS, 1999.

20. Zoidov, K. KH. The evolutionary approach and its importance for the development of economic science in the post-Soviet countries // Economics and Mathematical Methods. 2009. No 2. T. 45. P. 96-112.

21. Zoidov, K. KH., Ilin, M. V. Analysis and control of the cyclical nature of the macroeconomic dynamics of the post-Soviet countries // Economics and Mathematical Methods. 2011. No 2. T. 47. P. 59-72.

22. Sagidov, Yu. Basic positional installation of an effective investment policy // Regional problems of transformation of economy. 2005. No 1-2. P. 2-11.

23. Tsvetkov, V. A., Zoidov, K. KH. and others. The post-Soviet economic space : the current state and prospects razvitiya. — M. : Finance and Credit, 2009.

24. Tsvetkov, V. A., Zoidov, K. KH. and others. Study of economic cycles in the post-Soviet countries pros-transtva. — M. : CEMI, 2010.

25. Tsvetkov, V. A., Zoidov, K. KH., Gubin, V. A., Zoidov, Z. K. A study of socio-economic cyclical dynamics in Russia and better regulation strategy of priority development. — M. : CEMI, 2012.

26. Tsvetkov, V. A., Zoidov, K. KH., Medkov, A. A. Formation of the evolutionary model of transport and transit system of Russia in the conditions of integration and globalization. — M. : MEI, Academy of Sciences; SPb. : Nestor History, 2014.

27. Shagalov, G. L. State support for Russian industrial exports // Regional problems of economic transformation. 2014. No 7 (45). P. 74-78.

28. Shagalov, G. L., Zoidov, Z. K. The national interests of Russia in the development of integration cooperation with the CIS countries and the possibility of its use for the modernization // Regional problems of economic transformation. 2014. No 11 (49). P. 215-224.

29. Shagalov, G. L., Zoidov, Z. K. Development of the integration of Russia's cooperation with the CIS countries and the possibility of its use for upgrade // International economic integration with the participation of the Russian Federation : experience, problems and prospects of development / Proceedings of the international scientific-practical conference. Moscow, 29-30 January 2015 ; ed. corr. RAS VA Tsvetkov. — M. : CEMI /MEI RAS, 2015. P. 146-160.

30. Shagalov, G. L. The mechanism of the formation of the exchange rate and its impact on economic security and modernization // Problems of modernization of the Russian economy : monograph ; ed. Academician N. Y. Petrakova. — M. : CEMI, 2012. P. 305-320.

31. Shagalov, G. L., Zoidov, Z. K. The economic nature of the international monetary unions XIX century // Regional problems of economic transformation. 2015. No 2. P. 88-96.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.