Научная статья на тему 'Особенности диагностики в развитии психомоторных способностей студентов на занятиях физической культурой'

Особенности диагностики в развитии психомоторных способностей студентов на занятиях физической культурой Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
252
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — О. В. Данильченко

Статья носит проблемно-результативный характер. Она посвящена обоснованию актуальности проблемы диагностики и развития психомоторных способностей студентов на занятиях физической культурой. В ней представлен комплекс подобранных методик по развитию психомоторных качеств для совершенствования учебного процесса и оценки уровня физической подготовленности студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — О. В. Данильченко

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PARTICULAR QUALITIES OF DIAGNOSTICS IN THE DEVELOPMENT OF THE PSYCHOMOTOR ABILITIES OF THE STUDENTS AT PHYSICAL TRAINING CLASSES

The article has problem-effective character. It is devoted to the relevance grounding of the problem of the diagnostics and development of psychomotor abilities of the students at physical training classes. It presents a body of chosen techniques to develop psychomotor qualities for advancing the academic activity and estimation the students' level of physical fitness.

Текст научной работы на тему «Особенности диагностики в развитии психомоторных способностей студентов на занятиях физической культурой»

Данильченко О.В.

«Особенности диагностики в развитии психомоторных способностей студентов...»

ПЕЛНГОГПЧЕСКПЕ ИНУКП

ОСОБЕННОСТИ ДИАГНОСТИКИ В РАЗВИТИИ ПСИХОМОТОРНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ НА ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ

О.В. Данильченко

PARTICULAR QUALITIES OF DIAGNOSTICS IN THE DEVELOPMENT OF THE PSYCHOMOTOR ABILITIES OF THE STUDENTS AT PHYSICAL TRAINING CLASSES

Danilchenko O.V.

The article has problem-effective character. It is devoted to the relevance grounding of the problem of the diagnostics and development of psychomotor abilities of the students at physical training classes. It presents a body of chosen techniques to develop psychomotor qualities for advancing the academic activity and estimation the students' level of physical fitness.

Статья носит проблемно-результативный характер. Она посвящена обоснованию актуальности проблемы! диагностики и развития психомоторных способностей студентов на занятиях физической культурой. В ней представлен комплекс подобранных методик по развитию психомоторных качеств для совершенствования учебного процесса и оценки уровня физической подготовленности студентов.

УДК 159.922.6/.923.2

Перестройка учебного процесса по физической культуре в вузе на основе его дифференциации и индивидуализации невозможна без системной психомоторной диагностики. Актуальность проблем диагностики психомоторных способностей подчёркивает тот факт, что ещё столетие назад наши выдающиеся учёные И.М. Сеченов и П.Ф. Лесгафт указывали на важность научной разработки и развития психомоторных способностей человека как единства его физической и психической сферы.

Психомоторные способности - это ядро двигательных способностей, связанное с произвольным отражением двигательной деятельности за счёт тонкой дифференциро-вочной чувствительности, адекватных двигательных представлений, воображения, памяти; обеспечивающие эффективное управление движениями и двигательными действиями на основе точного самоконтроля и саморегуляции (В.П. Озеров, 1989). Даётся несколько иное определение данного понятия. Психомоторные способности представляют собой генетически, физиологически, социально и индивидуально определённое и выработанное свойство или совокупность свойств и качеств, характеризующихся точностью контроля, вариативностью коррекции и эффективностью управления за счёт тонкой дифференцировочной чувствительности, энергетической, познавательной и программирующей функциональной системы организма человека (Н.А. Медведева, 2001).

51/2007

Вестник Ставропольского государственного университета

В отечественной и зарубежной психологии вопросами психомоторного развития человека занимались крупные учённые конца 18-го века, начала и середины 19-го. У истоков данного направления психологии стоял выдающийся русский учёный психофизиолог И.М. Сеченов, основатель объективного метода в исследовании психики, который в 1862 г. впервые употребил термин «психомоторика» и описал его содержание. Американский психолог Френсис Гальтон, исследуя способности у взрослых людей, в 1883 г. публикует данные об уровне некоторых психомоторных способностей. В 30-70-е годы ХХ столетия наблюдается интенсивное изучение моторики и биомеханики движений человека (П.А. Рудик,1935; Н.А. Бернштейн, 1947; Н.А. Геллерштейн, 1958; Э. Флейшман, 1954-1972; Л.В. Чхаидзе, 1967; И. Шерингтон, 1969).

Известно, что одним из значений термина «диагноз» в переводе с греческого языка - «распознание». Основными функциями психодиагностики сегодня в системе образования становятся: обеспечение эффективного усвоения учебных знаний и навыков, умственного и личностного развития и оценка качеств самого образования, т.е. выявление того, насколько оно позволяет осуществить полноценное развитие учащихся, находящихся на разных образовательно-возрастных ступенях. Ранняя диагностика и дальнейшее формирование общих и специальных способностей может составить одну из задач совершенствования системы образования, а именно, повысить уровень физической культуры личности студентов. Проблема комплексного изучения способностей по своей теоретической и практической значимости остается важной в психологической науке и не полностью экспериментально исследована в плане диагностики и развития психомоторных способностей учащейся молодежи. При этом явно просматривается, наличие выраженного противоречия между возросшими требованиями индивидуализации и дифференциации обучения студентов на занятиях по физической культуре и отсутствием адекватных и наиболее приемлемых для высшей школы психодиагностиче-

ских методик, позволяющих определить особенности развития психомоторных способностей студентов, и закономерности их ускоренного формирования.

Целью нашего исследования стало -изучение психолого-педагогических основ диагностики и формирования психомоторных способностей у студенческой молодежи в процессе занятий физической культуры. Гипотеза исследования заключалась в том, что диагностика и формирование психомоторных и двигательных способностей будут значительно эффективнее, если педагоги используют психологические закономерности этих процессов. Для её подтверждения были поставлены следующие задачи: определить тесты и задания для диагностики психомоторных способностей студентов; сравнить различные типы психомоторной регуляции двигательной деятельности у студентов с различной двигательной активностью, с целью выявления наиболее существенных элементов структуры психомоторных способностей; изучить динамику развития психомоторных способностей и эффективность экспериментальной методики в становлении спортивно-технического мастерства у студентов за период психолого-педагогического эксперимента.

Важным условием формирования психомоторных способностей у студентов с различной двигательной активностью является использование специально подобранных психолого-педагогических методик в процессе физического воспитания.

Необходимо подчеркнуть, что на сегодняшний день нет достаточно чёткой концепции перспективного развития психомоторного развития студенческой молодёжи, которая могла бы в значительной степени повысить качество образования в области физической культуры. Совершенствование системы контроля и коррекции учебного процесса, оценка уровня физической подготовленности студентов, учёт их мотиваци-онной и потребностной сферы индивидуальных особенностей и интересов позволяет совершенствовать учебную деятельность, сделать её наиболее управляемой и продуктивной, уделить внимание развитию психо-

Данильченко О.В.

«Особенности диагностики в развитии психомоторных способностей студентов.»

моторным способностям, которые в полной мере могут уточнить и обогатить восприятие не только физических упражнений, но и в целом культуру личности студента.

Целью нашего психолого-педагогического эксперимента явилось определение наиболее приемленного комплекса для студенческого возраста методик по формированию психомоторных способностей и апробация его в процессе учебных занятий по физическому воспитанию с использованием средств лёгкоатлетической направленности. Для достижения поставленной цели были применены следующие методики: диагностика времени простой двигательной реакции, которая характеризует природную быстроту реагирования; максимальная сила кисти, определяет психомоторную силовую выносливость и точность самооценки; максимальный темп; волевое усилие; различительная чувствительность; самооценка испытуемого; тесты для определения уровня развития основных физических качеств.

В ходе эксперимента контрольная группа студентов обучалась осознанно управлять движениями по основным параметрам: пространство, усилие, темп, ритм, время, дополнительно использовались кроме традиционной системы тренинговые психомоторные упражнения, игры, задания-тесты и пр. В контрольной группе использовался традиционный подход к физическому воспитанию студентов с акцентом в основном на физическую подготовленность (выполнение нормативов государственной программы).

Предварительные исследования

исходных способностей студентов зафиксировали отсутствие достоверности различия в опытно-экспериментальных группах. После завершения эксперимента в контрольной группе были зафиксированы изменения по всем показателям психомоторных способностей:

реактивность или быстрота (время двигательной реакции, максимальный темп, средний темп), чувствительность (чувство времени, чувство усилия, чувство пространства, чувство темпа), выносливость (скоростная выносливость, силовая

выносливость, волевое усилие),

работоспособность (максимальная сила, остаточное усилие). На первом месте - блок реактивности, средний показатель его роста составил 8,6%, улучшения отмечены и в разделе физической работоспособности (3,1%), а также выносливости (2,4%). Такой незначительный рост показателей в данных блоках произошел по причине отсутствия в традиционной системе обучения,

специальных психомоторных методик, формирующих чувствительность. В составляющих компонентах качества показатель быстроты времени двигательной реакции положительно изменился до 16,9%, высокие показатели были зафиксированы в силовом темпе до 9,3%, в чувстве темпа тоже произошли изменения, что сказалось в итоге и на результатах студентов в беге на 100 метров и прыжках в длину с места. В этом плане достоверных изменений в контрольной группе не произошло.

Результаты эксперимента подтвердили наше предположение о том, что традиционная методика физического воспитания в единстве с биологическим развитием влияет на ряд психомоторных способностей.

По итогам исследования

психомоторных способностей у студентов экспериментальной группы произошли достоверные изменения почти по всем исследуемым показателям. Рост скоростных характеристик студентов составил 11,3%, на первом месте время двигательной реакции -24,5% (<0,05), средний темп - 6,0% (>0,5), максимальный темп - 3,4% (>0,5). Средний показатель роста в блоке выносливости составил 11%. Изменились и такие показатели как: силовой выносливости -7,6% (<0,05), волевых усилий - 31,6% (<0,05), в психомоторной чувствительности прирост результатов составил 8,6%. На первом месте оказалось чувство времени -13,2% (<0,05), затем чувство темпа - 8,5% (<0,05), потом чувство усилия - 4% (>0,5), а показатель чувства пространства не изменился.

Наибольший рост показателей в экспериментальной группе произошел в беге

51/2007

Вестник Ставропольского государственного университета

на 2000 метров (7,2%) с 11,00+0,32 мин. до 10,21+0,19 мин. (Р<0,001), в прыжках в длину с места (6%) с 184,75+0,36 см до 195,75+0,95 см (Р<0,001). Наименьший результат зафиксирован в беге на 100 метров (5,95%) с 16,67+0,21 сек. до 16,04+0,18 сек. (Р<0,05).

Проведенный нами психолого-педагогический эксперимент установил эффективность определенной нами методики формирования психомоторных способностей на физическую

подготовленность студентов.

Таким образом было доказано, что направленное формирование психомоторных способностей может пропорционально влиять как на качество, так и на уровень физической подготовленности, а в целом и на психофизическое состояние студентов, что позволяет сделать учебный процесс более качественным и эффективным, чем общепринятая система физического воспитания.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бернштейн Н.А. О построении движений. -М.: Медгиз, 1947.

2. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. - СПб., 1999. - С. 519.

3. Геллерштейн С.Г. О путях развития и совершенствования «чувства времени» и ско-

рости двигательных реакций // Материалы XVIII Международного психолог. конгресса 19 симпозиума. - М., 1966. - С. 160.

4. Геллерштейн С.Г. Развитие восприятия времени под влиянием специальных упражнений // Материалы совещания по вопросам психологии АПН РСФСР. - 1957. - С. 206.

5. Медведева Н.А. Диагностика и формирование когнитивно-моторных и когнитивно-интеллектуальных компонентов способностей одарённых детей и выявление их взаимосвязи: Дисс... канд. пед. наук. - Ставрополь, 2002.

6. Озеров В.П. Диагностика психомоторных способностей как средство повышения эффективности и индивидуализации их физического развития // Тезисы докладов на Республиканской научно-методической конференции: «Роль физической культуры в формировании здорового образа жизни студентов». - Омск, 1991. Ч. 2. - С. 64.

7. Озеров В. П. Диагностика психомоторных способностей у школьников, студентов и спортсменов. - Ставрополь, 1995.

Об авторе

Данильченко Оксана Васильевна, старший преподаватель кафедры физической культуры Ставропольского государственного университета, соискатель. Сфера научной деятельности -исследование особенностей диагностики и развития психомоторных способностей студентов на занятиях физической культуры. Опубликовано 5 статей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.