Научная статья на тему 'Формирование психомоторных способностей у студентов технического вуза'

Формирование психомоторных способностей у студентов технического вуза Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
284
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНЧЕСКАЯ МОЛОДЕЖЬ / НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПСИХОМОТОРНЫЕ СПОСОБНОСТИ / МОТОРНЫЕ АНАЛИЗАТОРЫ КОРЫ ГОЛОВНОГО МОЗГА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кострюшина Наталья Владимировна

В статье рассматриваются особенности психомоторного развития у студентов на этапе становления, процессы развития организма, укрепление скелетной мускулатуры человека, формирование организации моторных анализаторов, являющихся основой формирования психических процессов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Кострюшина Наталья Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of psychomotor abilities of the technical University students

The article discusses the features of psychomotor development of the students at the stage of the formation; the developmental processes of the body, the strengthening the skeletal muscles of the person, the formation of the motor analyzers organization, which are the foundations of the mental processes formation.

Текст научной работы на тему «Формирование психомоторных способностей у студентов технического вуза»

teta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 106, No. 12, pp. 81-86.

4. Kulaichev A.P. (2010), Methods and tools for complex data analysis: tutorial, FORUM, INFRA-M, Moscow.

5. Lang, T.A. and Sesik, M. (2016), How to describe the statistics in medicine: guide for authors, editors and reviewers, Practical Medicine, Moscow.

6. Leonov, V.P. (2007), "Errors statistical analysis of biomedical data", International Journal of Medical Practice, No. 2, pp.19.

7. Ed. Ivanov, V.S. (1990), Basics of mathematical statistics: tutorial, Physical Education and Sports, Moscow.

Контактная информация: korolkov07@list.ru

Статья поступила в редакцию 16.01.2016

УДК 796.011.3

ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОМОТОРНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У СТУДЕНТОВ

ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА

Наталья Владимировна Кострюшина, старший преподаватель, Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления (ФГБОУ ВО ВСГУТУ), г. Улан-Удэ

Аннотация

В статье рассматриваются особенности психомоторного развития у студентов на этапе становления, процессы развития организма, укрепление скелетной мускулатуры человека, формирование организации моторных анализаторов, являющихся основой формирования психических процессов.

Ключевые слова: студенческая молодежь, непрерывное образование, психомоторные способности, моторные анализаторы коры головного мозга.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2016.01.131.p116-118

FORMATION OF PSYCHOMOTOR ABILITIES OF THE TECHNICAL UNIVERSITY

STUDENTS

Natalya Vladimirovna Kostryushina, the senior teacher, East Siberia State University of Technology and management, Ulan-Ude

Annotation

The article discusses the features of psychomotor development of the students at the stage of the formation; the developmental processes of the body, the strengthening the skeletal muscles of the person, the formation of the motor analyzers organization, which are the foundations of the mental processes formation.

Keywords: students, continuing education, psychomotor ability, motor analyzers of the cerebral

cortex.

ВВЕДЕНИЕ

Психомоторика - это процесс, обобщающий психику с ее выражением - мышечным движением. Закономерности психомоторных процессов особенно важны в изучении и освоении таких производственных действий, где требуются высокая точность, соразмерность и координация движений. Элементом психомоторной деятельности человека является психомоторное, или двигательное, действие, представляющее собой решение элементарной задачи (иными словами, достижение элементарной осознанной цели) одним или несколькими движениями.

С целью оптимизации учебного процесса по физической культуре студентов технического вуза необходимо рассмотрение особенностей психомоторного развития у сту-

дентов на этапе становления. Совершенствование системы непрерывного образования подрастающего поколения невозможно без целостного понимания психической и двигательной деятельности учащегося и глубокого изучения, психофизиологических детерминант развития психики и моторики на всех стадиях непрерывного образования [2]. К сожалению, единство психического и физического развития не стало главным принципом физкультурного образования в нашей стране, что, несомненно, является причиной неадекватного отношения части населения к физической культуре и низкой эффективности последней в подготовке молодежи к профессиональной жизни.

Цель исследования - изучение психологических основ диагностики и формирования психомоторных способностей у студенческой молодежи в связи с идеей непрерывного образования и физического воспитания. И разработка психолого-педагогических принципов, методов и средств эффективного формирования психомоторных способностей у студентов и спортсменов.

МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

В исследовании приняли участие студенты 17-19 лет основных медицинских групп и студенты, занимающиеся в группах повышения спортивного мастерства (ПСМ) Восточно-Сибирского государственного университета технологий и управления (ВСГУТУ).

Оценивались силовые координационные способности, гибкость и силовая выносливость. О силовых способностях студентов судили на основе тестов: отжимания от пола и подтягивания, у юношей из виса, у девушек из положения вис лежа на перекладине. Гибкость оценивалась посредством теста "наклон вперед стоя". Для оценки координационных способностей применялся тест "челночный бег" 5*10 м, а для оценки силовой выносливости использовался тест "вис на согнутых руках". Было исследовано две группы по 10 человек, юноши и девушки первого курса и второго курса (общее количество студентов 40 человек). Для того, чтобы выявить динамику психомоторных качеств, мы высчитывали средние значения психомоторных свойств в каждой группе с учетом фактора пола (Х1, Х2), среднее квадратическое (с) и сравниваем значения студентов двух групп. Для оценки различия между разными группами использовался 1-критерий Стьюдента.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Были получены следующие результаты. У первого курса при проведении теста отжимания от пола - количество раз - средние значения у юношей показали 25 (Х1), а среднее квадратическое с=2,9. У юношей второго курса эти показатели повышаются и составляют Х2=30,7; с=2,8. Различия между этими группами статистически значимы, 1=2,45; р<0,001. Это расценивается нами как возрастание силовых способностей у юношей по мере взросления и систематических тренировок. У девушек первого курса средние значения в этом же тесте равны Х1=16,9; с =2,64. Девушек второго курса показали в среднем Х2=18,7; с =2,8. Различия между ними статистически незначимы, так как 1=1,47, р>0,05. Это расценивается нами как отсутствие значительной динамики в развитии силовых способностей, хотя имеется тенденция к незначительному их повышению.

Силовые способности оценивались также посредством теста подтягивания - количество раз. Расчеты показали, что у юношей первого курса Х1=9,07, а с =1,49. На втором курсе Х2 =11,692; с =1,437. Различия между курсами статистически значимы, 1=2,806, р<0,001. Это наглядно показало прирост силовых способностей по мере взросления. У девушек соответственно Х1=19,2; с =3,01; Х2=21,03; с =2,98. Различия статистически незначимы, так как 1=1,56, р>0,05.

Рассмотрим результаты исследования по тесту "челночный бег 5*10 м", в секундах - координационные способности. Они показали, что у юношей 1-2 курсов нет достоверных различий по 1-критерию Стьюдента, 1=0,167; Х1=19, с=1,29, а Х2=19,923,

с=1,038. Это расценивается нами как отсутствие возрастной динамики в развитии координационных способностей у юношей. У девушек также не наблюдается достоверных различий в показателях времени челночного бега, t=0,287. Хотя по средним показателям различия на одну единицу времени имеются. У первого курса эти показатели составляют Х1=21,9; с=0,738, а второго курса Х2=21; с=0,816. Это говорит о том, что по мере взросления и тренировок у девушек не выявляется повышение уровня развития координационных способностей.

Для оценки качества гибкости использовался тест - наклон вперед стоя на скамье. Среднее значение расстояния (в см) от пальцев испытуемого до пола при наклоне вперед у юношей следующее: Х1=16,9; с=0,12 - на первом курсе, Х2=16,71; с=0,102 - на втором курсе. Это свидетельствует об отсутствии динамики в развитии гибкости у юношей. У девушек в этом же возрасте получены следующие результаты: Х1=15,27; с=0,118, Х2=13,6; с=11,617. Это говорит о значимом приросте гибкости от первого ко второму курсу у девушек. Это подтверждается статистически, t=42,057, где p<0,001.

И последний тест "Вис на согнутых руках" для выявления силовой выносливости мышц рук, в секундах. Результаты исследования у юношей первого курса Х1=25,062; а=0,671, а на втором курсе Х2=26,769; с=0,594. Это говорит о том, что показатель развития силовой выносливости мышц рук в динамике мало изменился и статистически значимых различий не обнаружено t=1,176. У девушек первого курса в этом же тесте Х1=15,98; с=0,748, а на втором курсе - Х2=16,07; с=0,66. Различия между ними также статистически незначимы, так как t=0,285. Это говорит об отсутствии возрастной динамики.

Вывод. Итак, для формирования двигательных умений, свойств психомоторики, важно тренерам и преподавателям физической культуры учитывать особенности физического развития студентов, выявлять особенности возрастной динамики психомоторных качеств. Из эксперимента видно и статистически доказано, что у студентов 17-19 лет имеется динамика в развитии силовых способностей у юношей по результатам тестов -отжимание и подтягивание; и явная динамика, в этом периоде, при исследовании гибкости у девушек, что связано с периодом качественных изменений отдельных органов и структур и постоянными занятиями физкультурой и спортом. Следовательно, под формированием психомоторных способностей мы подразумеваем активный психолого-педагогический процесс, направленный на диагностику уровня и структуры психомоторных способностей и целенаправленное развитие компонентов общих и специальных психомоторных способностей к определенной эффективной двигательной деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бернштейн, Б. А. О ловкости и ее развитии / Б. А. Бернштейн. - М. : Физкультура и спорт, 1991. - 288 с.

2. Лях, В.И. Тесты в физическом воспитании школьников : пособие для учителя / В.И. Лях. - М. : АСТ, 1998. - 236 с.

REFERENCES

1. Bernstein, B. A. (1991), On dexterity and its development, Physical culture and Sport, Moscow.

2. Lyakh, V. I. (1998), Tests in physical education of schoolchildren: teacher's manual, AST, Moscow.

Контактная информация: kostryushina@mail.ru

Статья поступила в редакцию 19.01.2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.