Научная статья на тему 'Особенности бытового обслуживания населения национальных регионов Сибири в 1965-1975 гг. (на примере Горно-Алтайской автономной области)'

Особенности бытового обслуживания населения национальных регионов Сибири в 1965-1975 гг. (на примере Горно-Алтайской автономной области) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
202
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СФЕРА УСЛУГ / ДОМ БЫТА / ПРЕДПРИЯТИЯ / СЕТЬ БЫТОВЫХ УСЛУГ / SPHERE OF SERVICES / PUBLIC AMENITIES CENTER / THE ENTERPRISES / A NETWORK OF HOUSEHOLD SERVICES

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ложкина Надежда Николаевна

На основе архивных и опубликованных материалов освещаются особенности функционирования бытовой инфраструктуры Горно-Алтайской автономной области. Показывается уровень обслуживания, качество предоставляемых населению бытовых услуг, изменение форм организации бытовой сферы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Ложкина Надежда Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In 1960th the party proclaimed the increase of well-being of the people to be the main task. Congresses demanded to carry out economy turn to the decision of diverse problems of increase of material security of the population. The considerable role in the decision of these problems was taken away to consumer services sphere. The role of this branch for Gorny Altai autonomous region followed from economic-geographical and natural-environmental conditions of the given region. Remoteness of settlements from each other, characteristic for Gorny Altai excluded the possibility of the rational organization of all spheres of public service from the united center and dictated necessity of creation of specific forms of service. The system of functioning of consumer services of the population looked as follows. Management of consumer services of Gorny Altai autonomous region was regional management of a double subordination. It submitted to Gorny Altai regional executive committee and regional management of consumer services of Altai executive committee. The primary goals of management were: maintenance of performance of decisions of party and the government on development of consumer services, plans of household services, capital construction, profit and payments in the budget, and also increase of culture of service; realization of the actions directed on transformation of consumer services in large mechanized branch of a national economy; studying of requirements city and agricultural population in consumer services and on this basis working out and realization of actions for consumer services development in the region. According to the problems the performance of various household services, basically at the expense of network expansion was carried out. For example, in 1966 there were 164 units of household workshops on management of consumer services of the population, but in 1974 there were 201, including the countryside: the number of workshops increased from 137 units in 1966 to 187 units in 1975. Typical buildings of industrial complexes of the consumer services were constructed in the majority of the regional centers of Altai Republic (Maiminsky, Shebalinsky, Ongudaisky, Ust-Kansk, etc.), the quantity of which increased from 205 in 1965 to 255 in 1975. For Gorny Altai autonomous region, especially for its mountainous areas, consumer services was the most actual. It was because of the level of sphere of service in the given region on many branches was much lower, than on the average across the USSR. Economic specialization of area on pasturable animal industries dictated necessity of the organization of a network of seasonally-lived settlements that caused difficulties in any reception of services on places of the appendix of work, i.e. parking. Besides, big dispersion, rural settlements, weak material resources of the road and transport organization created additional difficulties in rendering of household services to the population of the given region.

Текст научной работы на тему «Особенности бытового обслуживания населения национальных регионов Сибири в 1965-1975 гг. (на примере Горно-Алтайской автономной области)»

2011 История №1(13)

УДК 99(470)«18»

Н.Н. Ложкина

ОСОБЕННОСТИ БЫТОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ РЕГИОНОВ СИБИРИ В 1965-1975 гг. (НА ПРИМЕРЕ ГОРНО-АЛТАЙСКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ)

На основе архивных и опубликованных материалов освещаются особенности функционирования бытовой инфраструктуры Горно-Алтайской автономной области. Показывается уровень обслуживания, качество предоставляемых населению бытовых услуг, изменение форм организации бытовой сферы.

Ключевые слова: сфера услуг, дом быта, предприятия, сеть бытовых услуг.

В последнее время в исторической литературе в научных и практических работах стало уделяться большее внимание проблемам развития различных сфер общественного обслуживания. Сфера обслуживания оказывала существенное влияние на жизнь населения. Повышение благосостояния народа провозглашалось в советское время главной задачей партии [1. Т. 11. С. 65]. Съезды партии требовали осуществить поворот экономики к решению многообразных задач повышения материальной обеспеченности населения. Значительная роль в решении этих задач отводилась сфере бытового обслуживания. Роль этой отрасли для Гор -но-Алтайской автономной области вытекала из экономико-географических и природно-климатических условий данного региона.

Горно-Алтайская автономная область на начало 1970 г. имела площадь 92,9 тыс. кв. км и относительно небольшую численность населения (168,3 тыс.), из них 39,3 тыс., или 24 %, -городское население. По размерам территории и численности населения административные районы области были не равнозначны. Например, на долю Турочакского, Усть-Канского, Улаганского и Кош-Агачского районов приходилось 63% территории, но 29,3% населения области. Плотность населения в этих районах была в 2 раза ниже, чем в среднем по области. Характерной особенностью сельского расселения являлась большая рассредоточенность населенных пунктов. Густота сельских поселений составляла 1 поселение на 100 кв. км, среднее расстояние между населенными пунктами достига-

ло 9,9 км. Если же исключить из этого подсчета 672 населенных пункта, численность населения которых достигало всего 26 чел. в каждом, то среднее расстояние между оставшимися пунктами составит 18,3 км. Ряд населенных пунктов (Балынча, Беляши и др.) расположены на большом расстоянии (70-100 км) от районных центров, связь с которыми была затруднена сложными дорожнотранспортными условиями. Такая удаленность населенных пунктов друг от друга исключала возможность рациональной организации всех сфер общественного обслуживания из единого центра и диктовала необходимость создания специфических форм обслуживания. Важным фактором, влияющим на организацию бытового обслуживания в Горном Алтае, являлась численность сельских поселений. В обозначенный период в области имелось 946 населенных пунктов, средняя численность которых составляла 135 человек, что было в 3 раза ниже данного показателя по Алтайскому краю в целом. Для области было характерно наличие большого количества мелких населенных пунктов с численностью населения до 26 человек. Их удельный вес составлял 71,1% общего количества сельских поселений. Основная часть мелких населенных пунктов являлась сезонно-обитаемыми, где население находилось в связи с производственной деятельностью. Большая часть сельского населения - это 68,9 % - проживала в населенных пунктах численностью от 201 до 2000 человек, доля которых в общей численности населенных пунктов составляла 17,4%. Населенные пункты числен-

Работа выполнена при финансовой поддержке гранта РГНФ 10-01-61104 а/Т.

ностью населения свыше 2000 человек (их 7) составляли 0,7% общей численности, но в них было сконцентрировано 20,3% всего населения. Как правило, это районные центры (Шебалино - 4,1 тыс. чел., Онгудай - 3,7 тыс. чел., Усть-Кан - 2,4 тыс. чел. и др.), 54 центральные усадьбы колхозов и совхозов имели численность от 500 до 1000 человек.

Необходимо отметить, что уровень бытового обслуживания зависел также от функционального типа сельских поселений. Такой тип сельскохозяйственного производства, как отгонно-пастбищное животноводство с очаговым земледелием, особенно в горных районах области, способствовал концентрации населения преимущественно в отдельных долинах и межгорных котловинах (Чуйская, Курайская, Уймонская и т.д.) и развитию широкой сети сезонно-обитаемых пунктов - стоянок. Рассредоточенность мест приложения труда в сельскохозяйственном производстве вызывала необходимость развития специфических форм бытового обслуживания населения, а именно, увеличение доли передвижных приемных пунктов бытового обслуживания.

Особенность сельского расселения, распыленность населенных пунктов и их малолюдность требовали многоуровневой организации всех отраслей бытового обслуживания, где, по мнению О.А.Малахова, выделялось несколько ступеней. Первую ступень образовывали предприятия бытового обслуживания населения областного центра. В нем, как правило, располагались крупные по объему выполняемых работ бытовые предприятия. Например, фабрика трикотажных изделий, химчистка, ремонт телевизоров и радиоприемников и т.д. Сельское население всех районов области получало некоторые виды услуг только в областном центре. Вторую ступень образовывали предприятия бытового обслуживания районных центров, где наиболее распространенными являлись парикмахерские, бани, прачечные. Третья ступень - это отдельные мастерские по индивидуальному пошиву одежды, обуви, а также по их ремонту. Стационарные приемные пункты с одним работником образовывали четвертую ступень в территориальной организации бытового обслуживания. Они организовывались в населенных пунктах различной людности (100-500 жителей), в центральных поселках, отделениях, бригадах колхозов и совхозов [2. С. 103].

Система функционирования бытового обслуживания населения выглядела следующим образом. Управление бытового обслуживания Горно-Алтайской автономной области являлось областным управлением двойного подчинения. Оно подчинялось Горно-Алтайскому облисполкому и краевому управлению бытового обслуживания Алтайского крайисполкома. Основными задачами управления являлись: обеспечение

выполнения решений партии и правительства по развитию бытового обслуживания в области, а также повышение культуры обслуживания; осуществление мероприятий, направленных на превращение службы быта в крупную механизированную отрасль народного хозяйства; изучение потребностей городского и сельского населения в бытовом обслуживании и на этой основе разработка и осуществление мероприятий по развитию бытового обслуживания в области.

В соответствии с вышеперечисленными задачами осуществлялось выполнение различного рода бытовых услуг, в основном за счет расши-рения сети. Например, если в 1966 г. по Упра-влению бытового обслуживания населения на-считывалось 164 единицы бытовых мастерских, то в 1974 г. их стало 201, в том числе по сельской местности число мастерских увеличилось со 137 единиц в 1966 г. до 187 единиц в 1975 г. В большинстве районных центров области (Май-минский, Шебалинский, Онгудайский, Усть-Канский и др.) были построены типовые здания комбинатов бытового обслуживания, количество которых увеличилось с 205 в 1965 г. до 255 в 1975 г. [3. С. 261].

Если рассмотреть географию отраслей обслуживания населения, то можно увидеть, что в районах, занимающих выгодное транспортно-географическое положение, имелось больше предприятий быта. Так, например, если в Шебалин-ском районе имелось 5 мастерских по ремонту и пошиву обуви, 7 - по ремонту и пошиву одежды, 4 парикмахерских; в Майминском районе - 2

мастерские по ремонту и пошиву обуви, 8 - по пошиву одежды, 4 парикмахерских, то в Кош-Агачском районе всего 7 предприятий бытового обслуживания, такая же картина наблюдалась и в Улаганском районе [4. С. 262].

Как правило, показателем уровня бытового обслуживания являлась реализация бытовых услуг населению в расчете на одного человека в год или месяц. Если обратиться к динамике оказания бы-

Особенности бытового обслуживания населения национальных регионов Сибири в 1965-1975 гг.

товых услуг в обозначенный период, то мы увидим, что наблюдался рост их показателей. Так, объем услуг с 5 руб. 50 коп. на человека в год в 1965 г. вырос до 21 руб. 10 коп в 1975 г. Главным направлением в работе предприятий службы быта было создание производственной базы и расширение видов услуг населению. Постоянно совершенствовалась работа разъездных мастерских, которыми обслуживалось около 200 населенных пунктов. Соотношение видов бытовых услуг, предоставляемых населению, показало, что ведущими в области являлись индивидуальный пошив одежды - 24% объема производимых услуг, строительство и ремонт жилищ - 13%, изготовление мебели - 6,1%, ремонт бытовых машин и приборов -5% [5. Л. 82].

Велико было значение бытового обслуживания в уменьшении различий уровня жизни населения города и деревни, что являлось особенно важным для Горно-Алтайской автономной области, где сельское население превышало городское в 3 раза. Так, для сельской местности предприятиями бытового обслуживания за 1965 - 1975 гг. была проделана целенаправленная работа по улучшению всех сфер обслуживания. В результате сумма бытовых услуг в целом по области увеличилась с 1593,9 тыс. руб. до 1820,4 тыс. руб., или на 122,9% [6. Л. 11.]. К 1975 г. были освоены новые виды бытовых услуг: пошив верхней одежды из натурального и искусственного меха, вязание и пошив спортивных изделий, пошив фетровой обуви. В сельских населенных пунктах продолжали строиться бытовые комбинаты, которые предоставляли такие услуги, как химчистка, крашение и стирка одежды, прокат бытовой техники, ремонт обуви, индивидуальный пошив одежды, транспортные услуги и т.д. Например, Майминский быткомби-нат в 1974 г. получил машины для стрижки овчин и оборудование для овчинно-шубного производства, в результате чего был организован выпуск популярной на тот момент у населения продукции - цигейки.

Несмотря на имеющиеся успехи в бытовом обслуживании населения Горно-Алтайской автономной области, были и существенные недостатки в размещении предприятий бытового обслуживания. Отсутствовали многие виды бытовых услуг, не хватало предприятий в сельской местности, большинство жителей села не могли пользоваться химчисткой, отдавать в ремонт бытовые машины и приборы, не было прачечных, негде было отре-

монтировать мясорубку, велосипед, детскую коля -ску и т.д. Одной из наиболее острых проблем в сфере обслуживания являлась проблема кадров. Ни в одной отрасли народного хозяйства вопрос о кадрах не стоял так остро, как в службе быта. Повсеместно не хватало квалифицированных инженеров, техников, мастеров. В 1965-1985 гг. в Гор -но-Алтайской автономной области в разных отраслях службы быта было занято 1266 человек, в том числе на селе - 746 [7. С. 451].

На все Управление бытового обслуживания имелся один человек с высшем образованием. В дальнейшем подготовка специалистов стала улучшаться. Появились специалисты, окончившие Барнаульское профтехучилище, Горно-Алтайский технологический техникум и другие средние специальные учебные заведения страны. Но они мало выпускали парикмахеров, фотографов, мастеров для фабрик химчистки и крашения одежды, обувщиков. В достаточной степени были обеспечены подготовленными кадрами лишь швейные и трикотажные мастерские, которые пополнялись выпускниками Горно-Алтайского технологического техникума. Тем не менее следует отметить, что структура бытовых услуг координировалась в соответствии с потребностями населения. В чем-то они совпадали со средним уровнем потребностей по стране, а в отдельных вопросах была своя специфика. Так же, как и в других областях, жители Горного Алтая приобретали в личное пользование мотоциклы и легковые автомашины, пользовались всевозможными бытовыми электроприборами и т. д. А отдельные запросы жителей Горно-Алтайской автономной области были связаны с национальными особенностями. Сюда относилось изготовление мебели, одежды, обуви с включением национальных орнаментов и вышивки.

Таким образом, можно сказать, что для ГорноАлтайской автономной области, особенно для ее горных районов, проблемы бытового обслуживания были весьма злободневны. Это диктовалось тем, что уровень сферы обслуживания в данном регионе по многим отраслям был значительно ниже, чем в среднем по СССР. Хозяйственная специализация области на отгонно-пастбищном животноводстве, наличие сезонно-обитаемых населенных пунктов вызывали затруднения в организации предоставления различного рода услуг на местах. Редкость поселений, слабая материальная база дорожно-транспортной органи-

зации создавали дополнительные трудности в оказании бытовых услуг населению области.

ЛИТЕРАТУРА

1. КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК (1966-1970 гг.). М.: Политиздат, 1986.

2. Малахов О.А. Сельское расселение в горных районах и территориальная организация торгового обслуживания населения (на примере Горно-Алтайской автономной области) // Некоторые проблемы географии Горного Алтая. Барнаул, 1975.

3. Народное хозяйство Алтайского края в 1966-1970 гг.: Стат. сб. Барнаул, 1972.

4. Город любимый. Горно-Алтайск в документах и фотографиях. Горно-Алтайск, 1998.

5. Комитет по делам архивов Республики Алтай (КПДА РА). Ф.33. Оп. 6. Д. 529.

6. КПДА РА. Ф.362. Оп.1. Д.172. Л. 11.

7. 70 лет Горно-Алтайской автономной области (документы и материалы по социально-экономическому и культурному развитию) / Под ред. В.С. Максимова, В.И. Петрова. Горно-Алтайск, 1993.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.