Научная статья на тему 'Обеспечение комплексности и доступности услуг при формировании сервисных пространств современных городов (на примере сферы бытового обслуживания населения в городском поселении Мытищи)'

Обеспечение комплексности и доступности услуг при формировании сервисных пространств современных городов (на примере сферы бытового обслуживания населения в городском поселении Мытищи) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
759
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЫТОВОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ НАСЕЛЕНИЯ / СЕРВИСНОЕ ПРОСТРАНСТВО / КОМПЛЕКСНОСТЬ И ДОСТУПНОСТЬ УСЛУГ / COMPLEXITY/INTEGRITY AND ACCESSIBILITY OF SERVICE / SERVICE SPACE / PUBLIC SERVICE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Харитонова Татьяна Викторовна, Кривошеева Татьяна Михайловна, Казакова Светлана Алексеевна

Проблемы развития сферы бытового обслуживания населения, глобальное реформирование которой осуществлялось в конце 1990-х начале 2000-х годов, не утратили своей актуальности и сегодня. Это объясняется следующими обстоятельствами. На начальном этапе реформирования необходимо было вывести предприятия бытового обслуживания населения из полутеневого сектора и обеспечить условия для их рентабельного функционирования в формирующихся рыночных условиях. На современном этапе основные проблемы сферы бытового обслуживания населения в большей степени связаны с качественными его характеристиками. Бытовое обслуживание населения формирует сервисное пространство современных городов, обеспечивает нормальные условия жизнедеятельности людей, что, в свою очередь, рассматривается во всем мире как один из важнейших показателей качества жизни населения. Вопросам обеспечения необходимого уровня сервиса на предприятиях бытового обслуживания населения и посвящены материалы данной статьи. Рабочая гипотеза заключается в определении нового формата развития объектов бытового обслуживания населения, базирующихся на принципах комплексности и максимальной доступности. Таким форматом призвана стать сеть мини-домов быта, расположенных в различных по своей функциональной направленности микрорайонах (зонах) города. Основные выводы, сделанные авторами, базируются на результатах маркетингового исследования рынка бытовых услуг городского поселения Мытищи, проведенного при их непосредственном участии. Итогом проведенных исследований является предложенная авторами концепция развития сети мини-домов быта в современных городских поселениях. Ядро рассмотренной в статье концепции составляют основные направления развития мини-домов быта: формирование предпринимательской среды, приоритетное выделение ресурсов, содействие в информационном обеспечении, а также механизмы их реализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON CREATING MODERN URBAN SERVICE SPACES: ENSURING THE COMPREHENSIVENESS AND ACCESSIBILITY OF SERVICE (CASE STUDY: PUBLIC SERVICES IN MYTISHCHI URBAN AREA)

The issues of public service sector development have remained current since the sector was overhauled and reformed in the late 1990s and the early 2000s. The authors identify the following reasons for problems in the public service sector: a failure to force public service providers from the semishade sector and to provide opportunities for cost-effective operations in the newly created market. Currently, the ma.or problems in the sphere of public service provision are largely connected with quality characteristics. Public service shapes the service space in modern urban areas, and provides adequate living conditions, which is a key criterion for quality-of-life evaluation. The authors' working hypothesis focuses on developing a new format of public service companies' development on the basis of complexity/integrity and maximal accessibility. The format is seen by the authors as suitable for a network of mini public amenities centers located in functionally diverse urban zones. The authors' conclusions rest on the results of the authors' marketing research into the status and development prospects of the public service sector in Mytishchi, Moscow Region. The essence of the concept proposed by the author is the different lines of mini public amenities center development: creating a business environment, priority-based resource allocation, cooperation in information support activities, as well as implementation mechanisms.

Текст научной работы на тему «Обеспечение комплексности и доступности услуг при формировании сервисных пространств современных городов (на примере сферы бытового обслуживания населения в городском поселении Мытищи)»

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ТУРИЗМЕ И СЕРВИСЕ...

Rossiiskoi Federatsii [Economic aspects of sustainable tourism development in the regions of the Russian Federation]. Vestnik assotsiatsii vuzov turizma i servisa [Universities for Tourism and Service Association Bulletin]. Vol 8. 2014. №2. pp. 4-17.

4. Minaev, V.A., Platonova, N.A., and Pogrebova, E.S. Metodika analiza kachestva regional’noi infrastructury industrii turizma i turisticheskogo servisa [Tourist-industry and tourist-service regional infrastructure quality analysis methodology]. Vestnik assotsiatsii vuzov turizma i servisa [Universities for Tourism and Service Association Bulletin]. Vol. 8. 2014. №2.

5. Korneev A.A., Rudneva M.Y., Sokolova E.Y. Analysis of European Experience of Motoring Tourists’ Camps Creation // World applied sciences journal Issue 30 (Management, Economics, Technology & Tourism), 14: p. 323-326, 2014.

6. Ermakov A.S., Sakharchuk E.S. Development of a Mathematical Model for Optimization of Transport Routes for Autotourists. // World Applied Sciences Journal 27 (Education, Law, Economics, Language and Communication): p. 474-477, 2013.

УДК 338.46

ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОМПЛЕКСНОСТИ И ДОСТУПНОСТИ УСЛУГ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ СЕРВИСНЫХ ПРОСТРАНСТВ СОВРЕМЕННЫХ ГОРОДОВ (НА ПРИМЕРЕ СФЕРЫ БЫТОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ В ГОРОДСКОМ ПОСЕЛЕНИИ МЫТИЩИ)

Харитонова Татьяна Викторовна, кандидат экономических наук, доцент, naceka@mail.ru, Кривошеева Татьяна Михайловна, кандидат экономических наук, доцент,

Казакова Светлана Алексеевна,

ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса»,

Москва, Российская Федерация

Проблемы развития сферы бытового обслуживания населения, глобальное реформирование которой осуществлялось в конце 1990-х — начале 2000-х годов, не утратили своей актуальности и сегодня. Это объясняется следующими обстоятельствами. На начальном этапе реформирования необходимо было вывести предприятия бытового обслуживания населения из полутеневого сектора и обеспечить условия для их рентабельного функционирования в формирующихся рыночных условиях. На современном этапе основные проблемы сферы бытового обслуживания населения в большей степени связаны с качественными его характеристиками. Бытовое обслуживание населения формирует сервисное пространство современных городов, обеспечивает нормальные условия жизнедеятельности людей, что, в свою очередь, рассматривается во всем мире как один из важнейших показателей качества жизни населения. Вопросам обеспечения необходимого уровня сервиса на предприятиях бытового обслуживания населения и посвящены материалы данной статьи. Рабочая гипотеза заключается в определении нового формата развития объектов бытового обслуживания населения, базирующихся на принципах комплексности и максимальной доступности. Таким форматом призвана стать сеть мини-домов быта, расположенных в различных по своей функциональной направленности микрорайонах (зонах) города. Основные выводы, сделанные авторами, базируются на результатах маркетингового исследования рынка бытовых услуг городского поселения Мытищи, проведенного при их непосредственном участии. Итогом проведенных исследований является предложенная авторами концепция развития сети мини-домов быта в современных городских поселениях. Ядро рассмотренной в статье концепции составляют основные направления развития мини-домов быта: формирование предпринимательской среды, приоритетное выделение ресурсов, содействие в информационном обеспечении, а также механизмы их реализации.

44 научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА Том 8. 2014 / №3

Обеспечение комплексности и доступности услуг...

Ключевые слова: бытовое обслуживание населения, сервисное пространство, комплексность и доступность услуг

Обоснование актуальности. Вопрос о комплексном предоставлении и доступности услуг населению сейчас стоит достаточно актуально. Указанной проблеме посвящен целый блок научно-практических исследований отечественных и зарубежных специалистов и ученых, наиболее значимыми из которых можно считать: «Сервисные комплексы внутренних целевых рынков (на примере вузов)», «Формирование зональных многофункциональных комплексов», «Система комплексного обслуживания на торговых предприятиях» и ряд других [1]. При этом, несмотря на различие объектов исследования и подходов к их изучению, основная идея данных работ заключается в обосновании необходимости комплексного подхода к организации обслуживания клиентов.

Рассмотрим возможность применения такого подхода и к сфере бытового обслуживания населения.

Вопросы комплексности обслуживания в сфере бытовых услуг стали активно рассматриваться в конце 60-х — 70-е гг. XX в. Считалось, что комплексность обслуживания так же, как прогрессивность и внедрение инноваций, — это необходимое условие повышения качества предоставляемых услуг, являющееся в свою очередь фактором повышения эффективности деятельности предприятия. Поэтому в СССР создавались и достаточно успешно функционировали такие типы комплексных предприятий бытового обслуживания населения, как дома бытовых услуг, комбинаты, ателье и бюро «добрых услуг», комплексные приемные пункты с производством или без производства, передвижные бытовые мастерские (особенно распространенные в сельской местности).

Постепенная диверсификация сферы услуг и ее составной части — бытового обслуживания привела к необходимости объединения в рамках одного предприятия бытовых услуг, относящихся к различным отраслевым группам. Позднее произошло частичное объединение бытового обслуживания с другими отраслями сферы услуг — общественным питанием, торговлей, деловыми и культурно-развлекательными услугами и др. [3]. Это привело к воз-

никновению и развитию многофункциональных сервисных комплексов. Можно сделать вывод, что такая диверсификация бытового обслуживания позволила не только «сохранить» в период кризиса 90-х гг. отдельные виды бытовых услуг, но и возродить их на качественно новом уровне в соответствии с современными стандартами обслуживания [2].

К настоящему времени разработаны и другие классификации комплексных предприятий бытового обслуживания населения, актуализированные в соответствии с требованиями потребительского рынка. Так, в зависимости от набора предоставляемых услуг и полноты производственного цикла к комплексным предприятиям бытового обслуживания населения, называемым также многопрофильными, многофункциональными, относятся:

— комплексные приемные пункты;

— комплексные предприятия бытового обслуживания населения, созданные по

типу «мультисервис»;

— комплексные предприятия с преобладанием нескольких видов услуг;

— дома быта [2].

Однако, как показывает практика, на современном этапе бытовое обслуживание населения в муниципальных образованиях не может развиваться без учета концепций их социально-экономического развития, потому что играет важную роль не только в развитии потребительского рынка, но и в формировании сервисного пространства для населения, что является одним из основных показателей качества жизни.

Формирование сервисного пространства современного городского поселения осуществляется с учетом принципа комплексности, как уже было отмечено выше. Другим основополагающим принципом является принцип доступности [4].

Создание и развитие предприятий бытового обслуживания населения всегда являлось предметом территориального планирования. Вопросам размещения уделялось большое внимание как в области практики, так и в научных разработках. Впервые эти проблемы получили научный подход

45

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ТУРИЗМЕ И СЕРВИСЕ...

в 1963—1964 гг. в разработках Гипробытпро-ма: применительно к количеству жителей были определены типы предприятий, число их стационарных и передвижных приемных пунктов, радиусы обслуживания и т. д. [2].

В последнее время развитие потребительского рынка базировалось на принципе шаговой доступности, предполагающем близость объектов относительно места жительства. В современных условиях, учитывая высокую мобильность и занятость достаточно большого количества населения, этот принцип приобретает новую трактовку — максимальная доступность относительно объектов жизнедеятельности.

Содержание и научный инструментарий исследования

Для доказательства выдвинутых предположений авторами статьи было инициировано маркетинговое исследование рынка бытовых услуг в городском поселении Мытищи. Для целей исследования рынок был разделен на четыре зоны с точки зрения функционального назначения территорий города:

— спальные микрорайоны,

— промышленно-деловые центры,

— торгово-развлекательные центры,

— зона транспортных узлов.

Социально-деловой профиль респондентов каждой из рассматриваемых зон мож-

но охарактеризовать следующим образом (табл. 1).

Остановимся более подробно на анализе ответов респондентов на отдельные вопросы.

На вопрос относительно доступности предприятий были получены следующие ответы (табл. 2).

Как можно видеть из таблицы 2, подавляющее большинство респондентов каждой функциональной зоны отметило желательность расположения объектов БОН в шаговой доступности от места жительства, места работы торгово-развлекательных центров, железнодорожного вокзала и автовокзала. Таким образом, следует отметить необходимость относительно равномерного размещения предприятий по территории города (вне зависимости от функционального профиля зоны).

Относительно комплексного предоставления бытовых услуг мнения респондентов разделились следующим образом (табл. 3).

Совокупность ответов всех групп респондентов можно проиллюстрировать с помощью рис. 1.

Как можно видеть из рисунка, 18% респондентов ответили, что им не важен формат потребления бытовых услуг, то есть приоритетный фактор — шаговая доступность по отношению к месту жительства, работы (учебы) или иному объекту; 69% опрошенных ответили, что им наиболее удобно ком-

Социально-деловой профиль респондентов

Таблица 1

Респонденты зоны Социально-деловой профиль

спальных микрорайонов домохозяйки, пенсионеры

промышленно-деловых центров бизнесмены, служащие, рабочие

торгово-развлекательных центров работники ТРЦ, все категории посетителей ТРЦ

зоны транспортных узлов мигрирующее население, то есть выезжающее на работу и учебу за пределы населенного пункта или въезжающее в населенный пункт с этой целью

Таблица 2

Ответы респондентов относительно доступности предприятий бытового обслуживания населения

(БОН)

Респонденты зоны Варианты ответов

Желательно, чтобы предприятия БОН были в шаговой доступности Не имеет значения, где расположены предприятия БОН

спальных микрорайонов 82% 18%

промышленно-деловых центров 72% 28%

торгово-развлекательных центров 93% 7%

зоны транспортных узлов 79% 21%

46

научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА Том 8. 2014 / №3

Обеспечение комплексности и доступности услуг...

Таблица 3

Ответы респондентов относительно комплексности предоставления бытовых услуг

Респонденты зоны Варианты ответов

Желателен комплексный формат предоставления услуг Желателен единичный формат предоставления услуг Формат не имеет значения

спальных микрорайонов 64% 18% 18%

промышленно-деловых центров 70% 13% 17%

торгово-развлекательных центров 75% 7% 18%

зоны транспортных узлов 68% 12% 20%

В howmchc □ ч j отдельным п редпрмнтнн я Вне важно

Рис. 1. Совокупность ответов всех групп респондентов относительно комплексности предоставления бытовых услуг

плексное предоставление услуг, то есть приоритетным фактором является экономия времени при получении необходимых услуг; 13% считают удобным для себя потреблять бытовые услуги на отдельных предприятиях, то есть приоритетным фактором являются предлагаемые этими предприятиями специфические условия предоставления услуг.

Обеспечение двух вышеуказанных принципов размещения объектов бытового обслуживания населения — комплексности и доступности возможно, по мнению авторов статьи, посредством создания сети небольших комплексных предприятий, сочетающих в себе мелкое производство и приемные пункты. В практике развития бытового обслуживания населения этот формат получил название «мини-дом быта». Существуют также и совсем маленькие предприятия, дадим им условное название «микро-дома быта». Как правило, такие предприятия рамещаются в небольших павильонах или палатках.

Результаты маркетингового исследования позволили выявить минимальный ассортимент бытовых услуг для типового мини-дома быта.

Так, на вопрос «Назовите 5 наиболее часто потребляемых и 5 практически не потребляемых бытовых услуг» респонденты ответили следующим образом (табл. 4).

Ответы респондентов относительно наиболее потребляемых и практически не потребляемых бытовых услуг

Таблица 4

Респонденты зоны Варианты ответов

Наиболее часто потребляемые бытовые услуги Практически не потребляемые бытовые услуги

спальных микрорайонов • ремонт обуви - 91%, • ремонт и изготовление металлоизделий - 91%, • парикмахерские услуги - 91%, • ремонт одежды - 83%, • ремонт ювелирных изделий - 64% • услуги бань и душевых - 71%, • услуги проката - 71%, • услуги прачечных - 71%, • услуги по пошиву обуви - 62%, • услуги по пошиву и вязке трикотажных изделий - 61%

промышленноделовых центров • ремонт обуви - 96%, • парикмахерские услуги - 87%, • фотоуслуги - 83%, • ремонт ювелирных изделий - 79%, • услуги химчистки - 77% • услуги по ремонту и изготовлению мебели - 91%, • услуги ломбардов - 88%, • услуги прачечных - 86%, • услуги по пошиву обуви - 81%, • услуги по пошиву и вязке трикотажных изделий - 79%

торгово-развлекательных центров • ремонт обуви - 63%, • ремонт ювелирных изделий - 63%, • фотоуслуги - 43%, • услуги химчистки - 43%, • ремонт одежды - 40%, • услуги парикмахерских - 40% • услуги по ремонту и изготовлению мебели - 71%, • услуги проката - 71%, • услуги прачечных - 71%, • услуги ломбардов - 64%, • услуги по пошиву обуви - 55%

47

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ТУРИЗМЕ И СЕРВИСЕ...

Окончание табл. 4

Респонденты зоны Варианты ответов

Наиболее часто потребляемые бытовые услуги Практически не потребляемые бытовые услуги

зоны транспортных узлов • услуги парикмахерских - 89%, • ремонт обуви - 87%, • ремонт часов - 83%, • ремонт ювелирных изделий - 67%, • фотоуслуги - 6о% • услуги по пошиву обуви - 61%, • услуги по пошиву и вязке трикотажных изделий - 59%, • услуги проката - 51%, • услуги прачечных - 51%, • услуги по ремонту и изготовлению мебели - 50%

Исходя из данных таблицы 4, для минидомов быта, расположенных в спальных микрорайонах, промышленно-деловых центрах и зонах транспортных узлов, может быть предложен следующий ассортимент услуг:

— услуги по ремонту обуви,

— услуги по ремонту и изготовлению металлоизделий,

— услуги по ремонту часов,

— услуги по ремонту ювелирных изделий,

— фотоуслуги,

— услуги по ремонту одежды,

— услуги химической чистки (приемные пункты),

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— парикмахерские услуги (как правило, простая стрижка, маникюр).

Для микро-домов быта ассортимент может быть ограничен ремонтными услугами. Причем такие услуги, как ремонт одежды или ремонт ювелирных изделий следует включать в ассортимент только при наличии платежеспособного спроса.

Несколько отличные от других сегментов результаты были получены при опросе респондентов спальных микрорайонов-новостроек. Как правило, жилье в таких микрорайонах покупают молодые, социально и экономически активные люди. Поэтому их модель создания максимально комфортных условий жизнедеятельности несколько отлична от традиционной. В частности, наибольший интерес у данной категории потенциальных потребителей вызывают услуги нянь, помощь в ведении домашнего хозяйства. Ранее эти бытовые услуги классифицировались как разнобытовые. В современной статистике они учитываются в составе прочих услуг и в общем объеме бытовых услуг значительного удельного веса не имеют. В этой связи данные услуги не рассматриваются как репрезентативные по отношению к предмету исследования.

Для мини-домов быта, расположенных в торгово-развлекательных центрах, ассор-

тимент предлагаемых бытовых услуг может быть более «глубоким». Особенно это касается парикмахерских услуг и услуг химчистки (последние могут включать в себя полный производственный цикл).

Мини- и особенно микро-дома быта чаще всего являются социально ориентированными предприятиями. Такие предприятия, кроме территориальной доступности, должны обеспечивать клиентам и ценовую доступность. К сожалению, этот принцип часто нарушается. Так, исследования показали, что часть потенциальных потребителей бытовых услуг ограничивает или совсем отказывается от их потребления из-за высокой цены (по сравнению с реальным уровнем дохода). Завышенная цена наблюдается в отношении следующих услуг (табл. 5).

Как можно видеть из таблицы 5, наибольший процент потенциальных клиентов предприятий бытового обслуживания отмечают завышенные цены в отношении услуг по ремонту одежды, химической чистки, парикмахерских услуг. Особенно этот ограничивающий фактор актуален в отношении предприятий бытового обслуживания, расположенных в спальных микрорайонах. Это объясняется тем, что основными потребителями бытовых услуг в этих микрорайонах являются люди с относительно ограниченными доходами — домохозяйки, пенсионеры и т. п.

Совокупность ответов респондентов относительно причин, ограничивающих потребление бытовых услуг населением городского поселения Мытищи, представлена на рис. 2.

Из рисунка 2 следует, что, кроме высоких цен, потребление бытовых услуг ограничивает отсутствие предприятий бытового обслуживания, низкое качество услуг и обслуживания, и как следствие отток части потенциальных клиентов к «надомникам», то есть в «полутеневой сектор».

48

научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА Том 8. 2014 / №3

Обеспечение комплексности и доступности услуг...

Таблица 5

Ответы респондентов относительно бытовых услуг, имеющих завышенную цену (по сравнению с реальным уровнем дохода)

Респонденты зоны Виды услуг, имеющих, по мнению респондентов, завышенную цену

спальных микрорайонов • услуги по ремонту обуви - 18%, • услуги по ремонту и изготовлению металлоизделий - 9%, • услуги по ремонту часов - 9%, • услуги по ремонту ювелирных изделий - 9%, • фотоуслуги - 9%, • услуги по ремонту одежды - 27%, • услуги химической чистки - 18%, • парикмахерские услуги - 9%

промышленно-деловых центров • услуги по ремонту обуви - 0%, • услуги по ремонту и изготовлению металлоизделий - 0%, • услуги по ремонту часов - 4% • услуги по ремонту ювелирных изделий - 4%, • фотоуслуги - 0%, • услуги по ремонту одежды - 0%, • услуги химической чистки - 4%, • парикмахерские услуги - 4%

торгово-развлекательных центров • услуги по ремонту обуви - 7%, • услуги по ремонту и изготовлению металлоизделий - 0%, • услуги по ремонту часов - 0%, • услуги по ремонту ювелирных изделий - 0%, • фотоуслуги - 17%, • услуги по ремонту одежды - 10%, • услуги химической чистки - 17%, • парикмахерские услуги - 7%

зоны транспортных узлов • услуги по ремонту обуви - 0%, • услуги по ремонту и изготовлению металлоизделий - 6%, • услуги по ремонту часов - 0%, • услуги по ремонту ювелирных изделий - 17%, • фотоуслуги - 17%, • услуги по ремонту одежды - 11%, • услуги химической чистки - 17%, • парикмахерские услуги - 22%

Основные причины, ограничивающие потребление бытовых услуг

9%

■ Цена

■ Отсутствие предприятий ЬО! [ О Обслуживание у «надомников»

□ Низкое качество услуг и уровня сервиса

□ Пет необходимости в услугах

□ Неудобное месторасположение

□ Неудобный режим работы

Рис. 2. Совокупность ответов респондентов относительно причин, ограничивающих потребление бытовых услуг населением городского поселения Мытищи

49

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ТУРИЗМЕ И СЕРВИСЕ...

Таким образом, проведенное исследование показало, что наиболее эффективной формой развития бытового обслуживания населения в городах на современном этапе является именно комплексное обслуживание по типу «мини-дом быта». Возможность получения комплекса бытовых услуг в одном месте способствует их популярности у населения, а наиболее рациональное использование помещений и других ресурсов обеспечивает наибольшую эффективность бизнеса и доступные для населения цены на услуги.

Социально-экономическая политика муниципальных образований в отношении формирования мини-домов быта должна предусматривать меры, обеспечивающие равномерность размещения и определенный типовой состав объектов, в максимальной степени способствующий спросу и социальным потребностям населения.

Авторами статьи разработана концепция создания и развития мини-домов быта в современных городах (на примере городского поселения Мытищи Московской области). Ниже приводятся основные концептуальные положения.е

Основными целями концепции являются:

— обоснование необходимости развития сети мини-домов быта в городских поселениях;

— технико-экономическое обоснование создания мини-домов быта с учетом дифференциации спроса населения на бытовые услуги в городских поселениях;

— обоснование необходимости формирования комплексной системы поддержки функционирования мини-домов быта со стороны органов государственного управления субъекта РФ и органов местного самоуправления.

Нормативно-правовую базу концепции

обеспечивают:

— Федеральный закон от 24 июля 2007 г. №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»;

— государственная программа Московской области «Предпринимательство Подмосковья», утвержденная постановлением Правительства Московской области от 23 августа 2013 г. №662/37;

— муниципальная программа «Предпринимательство городского поселения Мытищи на период 2013—2015 гг.»1;

— система индикативных показателей деятельности предприятий бытового обслуживания населения в Мытищинском муниципальном районе1 2 [3].

Информационно-методическую базу концепции составляют:

1) результаты анализа состояния и динамики развития сферы бытовых услуг в городском поселении Мытищи;

2) функциональные предприятия БОН в городском поселении Мытищи;

3) приоритеты, заданные требованиями развития социальной инфраструктуры современных городов;

4) приоритеты, заданные требованиями развития малого предпринимательства в современных городах.

Содержанием концепции являются:

— обеспечение условий со стороны органов государственного управления субъектов РФ и органов местного самоуправления для развития мини-домов быта;

— создание сети мини-домов быта с целью расширения их территориальной доступности;

— обеспечение мини-домов быта недостающими ресурсами для формирования и развития материально-технической базы из источников местного бюджета;

— приоритетное выделение помещений и земельных участков для размещения мини-домов быта;

— доведение информации до населения о функционировании в их городе минидомов быта;

— контроль за рациональным использованием ресурсов, выделенных под создание и развитие мини-домов быта.

1 См. Постановление главы городского поселения Мытищи от 11 октября 2012 г. №1693 «Об утверждении долгосрочной целевой программы «Поддержка и содействие в развитии малого и среднего предпринимательства в городском поселении Мытищи на 2013—2015 гг.»».

2 См. Постановление главы Мытищинского муниципального района Московской области от 23 июня 2008 г. №1453 «О системе индикативных показателей деятельности предприятий бытового обслуживания населения на территории Мытищинского муниципального района».

50 научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА Том 8. 2014 / №3

Обеспечение комплексности и доступности услуг...

Механизмы реализации основных направлений концепции

В настоящее время развитие сферы бытового обслуживания населения осуществляется в условиях регулированного рынка. В этой связи уполномоченные органы местного самоуправления должны использовать гибкие регулирующие механизмы, направленные на обеспечение следующих мероприятий:

— приоритетное развитие наиболее эффективных форм обслуживания населения, к которым относятся форматы сетевых комплексных предприятий БОН, такие как мини-дома быта;

— привлечение и перераспределение инвестиционных ресурсов для формирования сети мини-домов быта, особенно в городских микрорайонах с наименьшим уровнем обеспеченности населения объектами бытового обслуживания;

— обеспечение территориальной и ценовой доступности бытовых услуг, особенно их социально значимых видов;

— стимулирование увеличения объемов потребления бытовых услуг населением;

— повышение уровня обслуживания и качества предоставляемых бытовых услуг для населения.

В целях рационального и социально обоснованного размещения мини-домов быта на территории городов, учета интересов населения, обеспечения территориальной доступности объектов бытового обслуживания населения необходимо разработать генеральную схему размещения мини-домов быта, которая будет использоваться при разработке проектно-сметной документации.

В микрорайонах с низкой обеспеченностью объектами бытового обслуживания для достижения равного уровня обеспеченности на всей территории города необходимо предусмотреть размещение в каждом микрорайоне мини-домов быта, предоставляющих не менее 5 видов бытовых услуг, в максимальной степени соответствующих спросу и социальным потребностям населения.

Для решения вопроса развития сети мини-домов быта необходимо организовать проведение специальных конкурсов и тендеров и определять победителей, исходя из социально -экономической эффективности предлагаемых проектов для города.

Успех создания мини-домов быта обусловлен привлечением клиентов, более рациональным использованием производственных площадей и оборудования.

В настоящее время перед малыми предприятиями, в том числе предприятиями бытового обслуживания населения, стоит серьезная проблема поиска и привлечения долгосрочных инвестиций для развития производства, приобретения современного оборудования, внедрения новых технологий.

В этой связи администрациям муниципальных образований необходимо активизировать работу по привлечению бюджетных кредитов и компенсации части процентной ставки по коммерческим кредитам за счет бюджетных средств для развития ряда социально значимых объектов, в том числе и мини-домов быта.

В адресных инвестиционных программах муниципальных образований следует предусматривать:

— выделение бюджетных средств для финансирования затрат на проектирование и научно-исследовательские разработки по созданию мини-домов быта с учетом их значимости для повышения уровня и качества жизни населения города;

— частичную компенсацию за счет бюджетных источников финансирования затрат на реконструкцию и строительство минидомов быта в целях повышения инвестиционной привлекательности данных проектов.

Необходимо рассмотреть вопрос об установлении мини-домам быта, оказывающим социально-значимые услуги, льготной ставки арендной платы за помещения.

В качестве механизма развития сети мини-домов быта необходимо предусмотреть:

— максимальное использование возможности городов по предоставлению нежилых помещений;

— приоритетное выделение нежилых помещений и земельных участков для строительства мини-домов быта в различных по функциональному назначению типах микрорайонов;

— разработку системы нормативов выделения площадей под создание мини-домов быта в районах перспективной жилой застройки.

51

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ТУРИЗМЕ И СЕРВИСЕ...

Учитывая низкую информированность населения о функционировании предприятий бытового обслуживания в городах, в частности объектов комплексного обслуживания, необходимо рассмотреть вопрос о внедрении специализированного информационного портала, который позволит обеспечить предоставление различной информации о деятельности мини-домов быта населению (месторасположение предприятий, виды оказываемых услуг, формы и методы обслуживания, ориентировочные цены на услуги).

Необходимо предусмотреть проведение регулярного мониторинга за состоянием и развитием сети мини-домов быта, в том числе бытового обслуживания населения, на территории городов.

В связи с недостаточным развитием сети предприятий бытового обслуживания в современных городах целесообразно предусмотреть выделение во вновь создаваемых объектах потребительского рынка (например, торгово-развлекательных комплексах) не менее 200 кв. м площадей под организацию бытовых услуг.

Реализация основных мероприятий концепции предполагает разработку и утверждение муниципальных программ развития комплексных предприятий бытового обслуживания населения по типу мини-дом быта. При этом необходимо учесть опыт наиболее успешных комплексных многофункциональных предприятий, осуществляющих деятельность в сфере бытового обслуживания населения, например ЗАО «Дома быта Подмосковья». К реализации проекта целесообразно привлечь ведущих российских ученых, имеющих серьезные научно-теоретические и научно-практические разработки в сфере бытового обслуживания населения. Серьезная научная школа в сфере сервиса,

в том числе бытового обслуживания населения, сформирована на базе ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса».

Основные выводы

Проведенное исследование позволило авторам сделать следующие выводы.

1) На современном этапе бытовое обслуживание населения в муниципальных образованиях не может развиваться без учета концепций их социально-экономического развития, потому что играет важную роль не только в развитии потребительского рынка, но и в формировании сервисного пространства для населения, что является одним из основных показателей качества жизни.

2) Формирование сервисного пространства современного городского поселения осуществляется с учетом принципов комплексности и доступности.

3) Обеспечение двух вышеуказанных принципов размещения объектов бытового обслуживания населения возможно посредством создания сети небольших комплексных предприятий, сочетающих в себе мелкое производство и приемные пункты. В практике развития бытового обслуживания населения этот формат получил название «мини-дом быта».

4) Социально-экономическая политика муниципальных образований в отношении создания мини-домов быта должна предусматривать меры, обеспечивающие равномерность размещения и определенный типовой состав объектов, в максимальной степени способствующий спросу и социальным потребностям населения. Методологическим инструментом реализации данной политики может стать концепция развития мини-домов быта в современных городах.

Литература

1. Григорьев А.Н. Организационно-экономические механизмы формирования сервисных комплексов для различных типов офисных и жилых зданий (на примере г. Москвы). Дис. ... канд. экон. наук. М., 2006.

2. Шаинян Б.Р. Организация комплексного бытового обслуживания населения шаговой доступности (на примере г. Москвы). Дис. ... канд. экон. наук. М., 2007.

3. Philip Lawton and Michael Punch «Urban Governance and the ‘European City’: Ideals and Realities in Dublin, Ireland - International Journal of Urban and Regional Research. Volume 38, Issue 3, pages 864—885, May 2014. DOI: 10.1111/1468-2427.12152.

52 научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА Том 8. 2014 / №3

Обеспечение комплексности и доступности услуг...

4. MARTINA JURIKOVA, OLGA JURASKOVA, JOSEF KOCOUREK. The Role of Marketing Management in the Service Sector and the Effect of Global Economic Crisis on Company Prosperity. Conference of Informatics and Management Sciences. March, 25. 29. 2013.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ON CREATING MODERN URBAN SERVICE SPACES: ENSURING THE COMPREHENSIVENESS AND ACCESSIBILITY OF SERVICE (CASE STUDY: PUBLIC SERVICES IN MYTISHCHI URBAN AREA)

Kharitonova Tat’iana Viktorovna, Candidate of Economics, Associate Professor, naceka@mail.ru, Krivosheeva Tat’iana Mikhailovna, Candidate of Economics, Associate Professor,

Kazakova Svetlana Alekseevna,

Russian State University of Tourism and Service, Moscow, Russian Federation

The issues of public service sector development have remained current since the sector was overhauled and reformed in the late 1990s and the early 2000s. The authors identify the following reasons for problems in the public service sector: a failure to force public service providers from the semishade sector and to provide opportunities for cost-effective operations in the newly created market. Currently, the major problems in the sphere of public service provision are largely connected with quality characteristics. Public service shapes the service space in modern urban areas, and provides adequate living conditions, which is a key criterion for quality-of-life evaluation. The authors’ working hypothesis focuses on developing a new format of public service companies’ development on the basis of complexity/integrity and maximal accessibility. The format is seen by the authors as suitable for a network of mini public amenities centers located in functionally diverse urban zones. The authors’ conclusions rest on the results of the authors’ marketing research into the status and development prospects of the public service sector in Mytishchi, Moscow Region. The essence of the concept proposed by the author is the different lines of mini public amenities center development: creating a business environment, priority-based resource allocation, cooperation in information support activities, as well as implementation mechanisms.

Keywords: public service, service space, complexity/integrity and accessibility of service

References

1. Grigor’ev, A.N. Organizatsionno-ekonomicheskie mekhanizmy formirovaniia servisnykh kompleksov dlia razlichnykh tipov ofisnykh i zhilykh zdanii (na primere g. Moskvy) [Organizational and economic mechanisms for office and tenant building service complex creation (case study: the city of Moscow)]. Dissertatsiia kandidata ekonomicheskikh nauk [Candidate of Economics’ thesis]. Moscow, 2006.

2. Shainian, B.R. Organizatsiia kompleksnogo bytovogo obsluzhivaniia naseleniia shagovoi dostupnosti (na primere g. Moskvy) [Complex Convenience Public Service Organization (case study: the city of Moscow)]. Dissertatsiia kandidata ekonomicheskikh nauk [Candidate of Economics’ thesis]. Moscow, 2007.

3. Philip Lawton and Michael Punch «Urban Governance and the ‘European City’: Ideals and Realities in Dublin, Ireland - International Journal of Urban and Regional Research. Volume 38, Issue 3, pages 864—885, May 2014. DOI: 10.1111/1468-2427.12152.

4. MARTINA JURIKOVA, OLGA JURASKOVA, JOSEF KOCOUREK. The Role of Marketing Management in the Service Sector and the Effect of Global Economic Crisis on Company Prosperity. Conference of Informatics and Management Sciences. March, 25. 29. 2013.

53

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.