Научная статья на тему 'Особенность методики физических упражнений для учащихся с артериальной гипотонией'

Особенность методики физических упражнений для учащихся с артериальной гипотонией Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1143
149
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УРОВЕНЬ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / ПОКАЗАТЕЛИ АРТЕРИАЛЬНОЙ ГИПОТОНИИ / ОЦЕНКА ФИЗИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ / ЭКСПРЕСС-ОЦЕНКА ФИЗИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ / СИСТОЛИЧЕСКОЕ ДАВЛЕНИЕ / ДИАСТОЛИЧЕСКОЕ ДАВЛЕНИЕ / ESTIMATION OF CHILDREN'S PHYSICAL HEALTH / EXPRESS-ESTIMATION OF CHILDREN'S PHYSICAL HEALTH / LEVEL OF PHYSICAL DEVELOPMENT / INDEXES OF ARTERIAL LOW BLOOD PRESSURE / SYSTOLE PRESSURE / DIASTOLIC PRESSURE

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Горелик Виктор Владимирович

Во время учебного процесса в детском саду № 173 «Василёк» внедрена программа «Экспресс-оценка физического здоровья школьников», что позволило оценивать у учащихся: уровень физического развития; отклонения в состоянии здоровья. С учетом этих данных составляются индивидуальные развивающие физические программы для занятий (ЛФК) с воспитанниками с учетом мониторинговых наблюдений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Горелик Виктор Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF PHYSICAL EXERCISES' METHODS FOR STUDENTS WITH ARTERIAL HYPERTENSION

During the educational process in kindergarten 173 «Vasilek» the program «Express-estimation of schoolboys' physical health» was inculcated, that allowed to estimate for children: level of physical development and rejections in a state of health. Taking into consideration this information the individual developing physical programs are made for reading (LFK) with children thinking about monitoring supervisions.

Текст научной работы на тему «Особенность методики физических упражнений для учащихся с артериальной гипотонией»

УДК 378: 796.035:373 ББК 53.54:28.0

Горелик В.В.

ОСОБЕННОСТЬ МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ С АРТЕРИАЛЬНОЙ ГИПОТОНИЕЙ

Gorelik V. V.

PECULIARITIES OF PHYSICAL EXERCISES' METHODS FOR STUDENTS WITH ARTERIAL HYPERTENSION

Ключевые слова: уровень физического развития, показатели артериальной гипотонии, оценка физического здоровья учащихся, экспресс-оценка физического здоровья школьников, систолическое давление, диастолическое давление.

Key words: level of physical development, indexes of arterial low blood pressure, estimation of children’s physical health, express-estimation of children’s physical health, systole pressure, diastolic pressure.

Аннотация

Во время учебного процесса в детском саду № 173 «Василёк» внедрена программа «Экспресс-оценка физического здоровья школьников», что позволило оценивать у учащихся: уровень физического развития; отклонения в состоянии здоровья. С учетом этих данных составляются индивидуальные развивающие физические программы для занятий (ЛФК) с воспитанниками с учетом мониторинговых наблюдений.

Abstract

During the educational process in kindergarten 173 «Vasilek» the program «Express-estimation of schoolboys ’ physical health» was inculcated, that allowed to estimate for children: level of physical development and rejections in a state of health. Taking into consideration this information the individual developing physical programs are made for reading (LFK) with children thinking about monitoring supervisions.

Проблема артериальной гипотонии школьников обусловлена широкой распространенностью данного заболевания в детском и подростковом возрасте, выраженным снижением физической и умственной работоспособностью, что приводит к развитию синдрома школьной дезадаптации и резкому снижению качества жизни. Не вызывает сомнения, что истоки гипотонии взрослых следует искать в детском и подростковом возрасте. С каждым годом появляются все больше указаний на то, что гипотонические состояния чаще встречаются у детей и подростков, чем у взрослых, и могут в последующем трансформироваться в гипертоническую болезнь, а также быть фактором риска ишемической болезни сердца1.

В последние годы внимание детских кардиологов и педиатров привлекает проблема артериальной гипотонии (гипотензии), что обусловлено высокой ее распространенностью, регистрируемой от 3,1% до 20,9% среди детей и подростков, преимущественно у девочек. С возрастом число гипотонических состояний (ГС) значительно увеличивается.

1 Ахметжанова, Х.М. Характеристика вариантов первичной артериальной гипотензии у детей и ее значение как фактора риска ишемической болезни сердца: автореф. дис. ... к. м. н. - М., 1988. - С. 1-24.

Так, если среди детей дошкольного возраста артериальная гипотония (АГ) составляет 1,2%-3,1%, то среди школьного возраста распространенность ее возрастает до 9,6-14,3%1 .

Заболевание обусловлено многообразием клинических симптомов, выраженным снижением физической и умственной работоспособности, снижением качества жизни учащихся2.

Укрепление общего физического состояния и здоровья, а главное — привитие навыков постоянных занятий физической культурой и ЛФК будет способствовать сохранению здоровья и положительно воздействовать на артериальную гипотонию. Поэтому представляется целесообразной разработка занятий ЛФК, которые в сочетании с коррекционными упражнениями могли бы стать основой физкультурно-оздоровительных программ для школьников с артериальной гипотонией3.

Повышение эффективности физкультурно-оздоровительной, лечебно-

восстановительной работы с учащимися, имеющими гипотонию, является одной из актуальных проблем4.

Цель: Снижение последствий артериальной гипотонии с помощью лечебной физической культуры.

Задачи:

1. Определить уровень физического развития учащихся и отклонения в состоянии их здоровья;

2. Составить комплекс лечебной физической культуры при артериальной гипотонии;

3. Изучить воздействие лечебной физической культуры на организм школьников с артериальной гипотонией.

Организация и методы исследования

Исследование проходило в три этапа с сентября 2009 г. по март 2010 г. с детьми в возрасте 6 лет в Д/С № 173 «Василёк».

На первом этапе исследования (сентябрь 2009 г.) была изучена научная литература, проведены педагогические наблюдения, подобраны методики для проведения эксперимента.

На втором этапе (с сентября 2009 г. по февраль 2010 г.) проходило определение уровня физического развития и выявление показателей артериального давления в группах № 20 и № 41.

В эксперименте приняли участие 20 школьников (10 девочек, 10 мальчиков). В одинаковых условиях нами были рассмотрены физиологические, психофизиологические, физические показатели в контрольной группе № 41 (5 девочек и 5 мальчиков) и экспериментальной группе № 20 (5 девочек и 5 мальчиков).

В контрольной группе дети занимались по обычной программе с двумя занятиями физкультуры в неделю. В экспериментальной группе занимающимся предлагались дополнительные два занятия ЛФК.

На третьем этапе (март 2010 г.) был обработан экспериментальный материал и изучена информативность показателей, зарегистрированных в тестах, проведенных в указанных группах.

Методика «Экспресс-оценка физического здоровья школьников»

1 Лильин, Е.Т., Королев А.П., Цека О.С. Комплексная реабилитация детей и подростков с артериальными гипертониями и гипотониями. - М.: Медицина, 2007. - 114 с.: ил. (Библиотека прак. врача).

2 Белоконь, Н.А., Кубергер М. Б. Болезни сердца и сосудов у детей: Руководство для врачей: В 2 т. Т. 2. - М.: Медицина, 1987. - 480 с.

3 Глазырина, Л.Д., Овсянкин В.А. Методика физического воспитания детей дошкольного возраста. - М.: Владос, 1999. - 175 с.

4 Леонтьева, И.В. Артериальная гипотония у детей и подростков // Лекция для врачей. - М., 2002. - 62 с.

В экспресс-оценку физического здоровья школьников входят пять простых и доступных индексов (Кетле-2, Робинсона, Скибинского, Шаповаловой, Руфье), тесно взаимосвязанных, по данным литературы, с уровнем адаптационно-энергетических ресурсов организма, проще - с величиной максимального потребления кислорода, т.е. могут заменить его для количественной оценки уровня физического здоровья (ФЗ). Для вычисления индексов определялись известные, простые и широко применяемые на практике показатели: длина и масса тела, жизненная емкость легких, частота сердечных сокращений (ЧСС), артериальное давление (АД), время задержки дыхания на вдохе (проба Штанге), функциональная проба Руфье, поднимание туловища в сед из положения «лежа на спине». При этом определялись уровень физического здоровья школьников (ниже среднего, низкий, средний, выше среднего, высокий) и показатели отклонений в состоянии здоровья (артериальная гипертензия, гипотония, ожирение, дефицит массы тела, низкорослость).

ЧСС определялась с помощью секундомера. Пробу Руфье со стандартной физической нагрузкой проводили следующим образом: после отдыха в положении «сидя» у обследуемого регистрируют пульс за 15" (Р1) и предлагают ему выполнить 30 глубоких приседаний за 45", выбрасывая руки вперед; затем он тотчас садится, и вновь регистрируется пульс за первые 15" (Р2) и последние 15" (Р3) первой минуты восстановительного периода.

Подъемы (сгибания) туловища в сед, необходимые для расчета индекса Шаповаловой, проводили из исходного положения «лежа на спине», ноги согнуты в

о

коленных суставах под углом 90, стопы на ширине плеч, руки за головой, локти разведены в стороны, касаются пола, напарник удерживает ступни. Задача: выполнить за 60" максимально возможное число подъемов туловища, сгибаясь до касания локтями бедер и возвращаясь обратным движением в и.п. Исследуемый, опуская тело в и.п., должен касаться ковра или мата последовательно: сначала лопатками, затем затылком, потом локтями.

Проведя эти простые и легкодоступные исследования, произвели вычисления:

1. Массо-ростовой - Индекс Кетле2, характеризующий степень гармоничности физического развития и телосложения:

масса _ тела(кг) длина _ тела2 (м2)

2. Двойное произведение - Индекс Робинсона, характеризующий состояние регуляции сердечно-сосудистой системы и степень ее экономизации в покое:

ЧСС (уд / мин) * АДшст (мм _ рт. _ ст.)

100 ’

3. Индекс Скибинского, характеризующий функциональные возможности системы дыхания, устойчивость организма к гипоксии и волевые качества:

ЖЕЛ(мл) * проба_ Штанге(сек)

ЧСС( уд / мин)

4. Индекс мощности Шаповаловой, характеризующий развитие силовой и скоростной выносливости мышц спины и брюшного пресса:

масса _тела(г) * количество_сгибаний_за_60_сек длина _ тела * 60

5. Индекс Руфье, характеризующий выраженность реакции сердечно-сосудистой системы на стандартную физическую нагрузку:

4(Р1 + Р2 + РЗ) - 200 10 '

Далее компьютер, используя половозрастные таблицы формализованных оценок индексов, каждому индексу дает оценку в баллах (с 1 до 5) и рассчитывает общую сумму баллов, которой и определяется уровень ФЗ школьника. Общая количественная оценка ФЗ

в баллах позволяет отнести школьника к тому или иному функциональному классу (5 - 9 баллов - низкий; 10 - 13 баллов ниже среднего; 14 - 18 баллов средний; 19 - 22 балла -выше среднего; 23 - 25 баллов - высокий) [4. С. 1-11.]. В экспресс-оценку физического здоровья дошкольников входят пять простых и доступных индексов (Кетле-2, Робинсона, Скибинского, Шаповаловой, Руфье), тесно взаимосвязанных, по данным литературы, с уровнем адаптационно-энергетических ресурсов организма, проще - с величиной максимального потребления кислорода, т.е. могут заменить его для количественной оценки уровня физического здоровья (ФЗ) 1.

Таблица 1 - Показатели систолического и диастолического артериального давления

Возраст М.диаст макс М.диаст. мин М.сист. макс М.сист. мин Д.диаст. макс Д.диаст. мин Д.сист. макс Д.сист. мин

6 61 44 99 80 66 40 98 80

7 61 44 99 80 66 40 98 80

8 61 44 99 80 66 40 98 80

9 61 45 100 80 61 42 98 80

10 62 47 105 84 62 48 100 83

11 63 48 105 86 62 47 105 83

12 64 47 107 86 64 50 106 85

Математико-статистический анализ

Статистическая обработка результатов тестирования детей проведена с использованием программы STATISTIKA 6.0.Количественные показатели представлены в виде среднего арифметического значения, стандартного отклонения, стандартной ошибки.

Проверку гипотез о равенстве средних значений показателей проводили с помощью t-критерия Стьюдента для независимых групп. Статистически значимыми считали различия p < 0,05. Таблицы построены в программе "Excel 7.0"(Microsoft).

Результаты исследования

Оценивая уровень физического развития до эксперимента в группе № 20, получили следующие данные: низкий уровень физического развития имели 10% школьников, у 20% показатели оказались ниже среднего, средний уровень-60%, выше среднего - 10%, а высокий уровень школьники не имели. В группе № 20 выявилось 100% учащихся с артериальной гипотонией.

В группе № 41 в результате исследования был выявлен низкий уровень физического развития у 10% учащихся, у 10% школьников функциональный класс ниже среднего, средний уровень - 70% , выше среднего - 10%, с высоким уровнем физического развития учащихся не было. В группе № 41 выявилось 100% учащихся с артериальной гипотонией.

Исследование показало, что мальчиков в экспериментальной группе с низким уровнем физического развития не выявилось, уровень ниже среднего у 20%, средний уровень - 60% , выше среднего - 20%, а высокий уровень мальчики не имели.

Уровень физического развития у девочек незначительно отличается от мальчиков: низкий уровень имели 20% детей, уровень ниже среднего - 20%, средний уровень - 60% , уровни выше среднего и высокий девочки не имели.

В группе № 20 выявилось 100% мальчиков и 100% девочек с артериальной гипотонией.

В контрольной группе в результате исследования не были выявлены мальчики с низким уровнем физического развития, уровень ниже среднего был у 20%, средний уровень - 60% , выше среднего - 20%, высокий уровень мальчики не имели.

Девочек с низким уровнем физического развития выявилось 20%, с уровнем ниже среднего девочек не наблюдалось, средний уровень - 80% , с уровнями выше среднего и

1 Поляков, С.Д. Компьютерные технологии мониторинга физического здоровья дошкольников. - М., 2002. -С. 1-11.

высоким девочек не выявилось. В группе № 41 с артериальной гипотонией выявилось 100% мальчиков и 100% девочек (таблицы 2-7).

Таблица 2 - Изменение тестируемых показателей детей до и после эксперимента в экспериментальной группе у мальчиков (M+m)__________________________________________

Тестируемые показатели В начале эксперимента В конце эксперимента

1) Массо-ростовой - Индекс Кетле (усл. ед) 16,14+0,3 16,6+0,4*

2) Индекс Робинсона (усл.ед) 66,2+4,02 78,4+5,19**

3) Индекс Скибинского (усл.ед) 145,4+14,1 234,8+36,17**

4) Индекс мощности Шаповаловой (усл.ед) 28+3,27 47,6+5,94**

5) Индекс Руфье (усл.ед) 8,48+0,65 7,76+0,6*

Примечание: * - p <0.05, ** - p <0.01

Таблица 3 - Изменение тестируемых показателей детей до и после эксперимента в экспериментальной группе у девочек__________________________________________________

Тестируемые показатели В начале эксперимента В конце эксперимента

1) Массо-ростовой - Индекс Кетле (усл. Ед) 15,64+0,2 16+0,1*

2) Индекс Робинсона (усл.ед) 71,2+2,7 79,4+3,7**

3) Индекс Скибинского (усл.ед) 149,6+19,09 245,4+28,2*

4) Индекс мощности Шаповаловой (усл.ед) 22,8+5,01 40,2+6,58**

5) Индекс Руфье (усл.ед) 10+0,1 9,84+0,2*

Примечание: * - p <0.05, ** - p <0.01

Таблица 4 - Изменение тестируемых показателей детей до и после эксперимента в контрольной группе у мальчиков________________________________________________________

Тестируемые показатели В начале эксперимента В конце эксперимента

1) Массо-ростовой - Индекс Кетле (усл. ед) 17,28 +1,19 17,82+0,96

2) Индекс Робинсона (усл.ед) 58+1,76 58,4+ 1,15

3) Индекс Скибинского (усл.ед) 179+31,5 202,6+26,7

4) Индекс мощности Шаповаловой (усл.ед) 28,2+6,4 39,8+8,8*

5) Индекс Руфье (усл.ед) 5,6+0,5 6,08 +0,43

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Примечание: * - p <0.05

Таблица 5 - Изменение тестируемых показателей детей до и после эксперимента в контрольной группе у девочек__________________________________________________________

Тестируемые показатели В начале эксперимента В конце эксперимента

1) Массо-ростовой - Индекс Кетле (усл. ед) 15,84+1,77 17+2,3

2) Индекс Робинсона (усл.ед) 63,2+2,8 65,4+2,9

3) Индекс Скибинского (усл.ед) 139,8+17,7 159,2+17,4*

4) Индекс мощности Шаповаловой (усл.ед) 30,6+11,36 41+10,6

5) Индекс Руфье (усл.ед) 7,68+1,62 7,84 +1,29

Примечание: * - p <0.05

Таблица 6 - Данные обследования в экспериментальной группе № 20 (в %).

Уровни физического развития Показатели до эксперимента Показатели после эксперимента

Низкий 10% 0%

Ниже среднего 20% 0%

Средний 60% 40%

Выше среднего 10% 50%

Высокий 0% 10%

ПАГ 100% 10%

Таблица 7 - Данные обследования в контрольной группе № 41 (в %).

Уровни физического развития Показатели до эксперимента Показатели после эксперимента

Низкий 10% 0%

Ниже среднего 10% 10%

Средний 70% 80%

Выше среднего 10% 10%

Высокий 0% 0%

ПАГ 100% 70%

Показатели в конце эксперимента в группе № 20: школьников с низким уровнем физического развития стало меньше на 10% , с ФЗ ниже среднего - меньше на 20%, количество учащихся со средним уровнем ФЗ уменьшилось на 20%, а с уровнем физического развития выше среднего увеличилось на 40%, с высоким - на 10% школьников. Количество школьников с артериальной гипотонией уменьшилось на 90%.

В контрольной группе № 41 учащихся с низким уровнем физического развития стало меньше на 10%, уровень ФЗ ниже среднего остался практически на прежних показателях, количество школьников со средним уровнем ФЗ увеличилось незначительно - на 10%, учащихся с уровнем физического развития выше среднего осталось то же количество -10%, с высоким уровнем физического развития учащихся снова не выявилось.

Количество школьников с артериальной гипотонией в данной группе уменьшилось только на 30%.

В конце исследования в экспериментальной группе мальчиков с низким уровнем по-прежнему не наблюдалось, с уровнем ниже среднего и со средним уровнем - уменьшилось на 20%, с уровнем выше среднего увеличилось на 40%, детей с высоким уровнем эксперимент не выявил.

Показатели девочек отличились от мальчиков незначительно: с низким уровнем физического развития и с уровнем ниже среднего девочек не стало; со средним уровнем уменьшилось на 20%; с уровнем выше среднего увеличилось на 40%, с высоким уровнем увеличилось на 20%.

В экспериментальной группе № 20 у мальчиков с артериальной гипотонией наблюдается улучшение на 100%, а у девочек на 80%.

В контрольной группе уровни физического развития мальчиков остались на прежних показателях.

Показатели девочек в конце эксперимента в группе № 41: с низким уровнем физического развития девочек не стало, со средним уровнем увеличилось на 20%, а на уровнях ниже среднего, выше среднего и высоком изменения не произошли.

В контрольной группе количество мальчиков с артериальной гипотонией уменьшилось на 60%, а показатели девочек не изменились.

Рассматривая данные в экспериментальной и контрольной группах, можно обратить внимание на то, что в группе № 20 наблюдаются лучшие показатели физического

развития, чем в группе № 41. Установлено одинаковое количество школьников с низким уровнем физического развития, а показатели уровней ФЗ ниже среднего и средний значительно отличается. Уровень физического развития выше среднего преобладает в группе № 20. Здесь же имеется и процент детей с более высоким уровнем физического развития.

В конце эксперимента в экспериментальной группе наблюдается улучшение показателей уровня физического развития и отклонений в состоянии здоровья в пределах 40%-90%; напротив, в контрольной группе улучшения незначительны и наблюдаются в диапазоне 10%-30%.

Таблица 8 - Показатели систолического и диастолического давления в начале и в конце эксперимента в экспериментальной и контрольной группах у мальчиков____________

Показатели артериального давления Экспериментальная группа в начале эксперимента Контрольная группа в начале эксперимента Экспериментальная группа в конце эксперимента Контрольная группа в конце эксперимента

Систолическое давление 77,2+0,89 77,4+0,9 91,4+4,43* 78,6+1,35

Диастоли- ческое давление 49,8+0,89 49,6+1,52 62,4+3,83** 50+1,96

Примечание: * - р < 0.05, ** - р < 0.01

Таблица 9 - Показатели систолического и диастолического давления в начале и в конце эксперимента в экспериментальной и контрольной группах у девочек______________

Показатели артериального давления Экспериментальная группа в начале эксперимента Контрольная группа в начале эксперимента Экспериментальная группа в конце эксперимента Контрольная группа в конце эксперимента

Систолическое давление 76+1,45 77,6+0,67 88+1,73** 78+0,93

Диастоли- ческое давление 47+1,45 47,8+1,14 60,2+1,94** 48,2+0,89

Примечание: * - р < 0.05, ** - р < 0.01

В экспериментальной группе каждому из обследованных школьников прилагалась обработанная компьютером карта, в которой отражались многосторонняя характеристика ФЗ, уровень физического развития, показатели отклонений в состоянии здоровья, индивидуализированные физкультурно-оздоровительные рекомендации для занятий на физкультуре и самостоятельных занятий в домашних условиях. Такие же документы получили воспитатели данных групп и администрация детского сада. Особое внимание уделялось дошкольникам, которые имеют какие-либо отклонения в состоянии здоровья и не могут выполнять контрольный норматив по физической культуре. Для них готовились специальные программы. Этих учащихся оценивали по показателям уровня физического развития с учетом экспресс-оценки физического здоровья школьников1.

Все это свидетельствует о пользе необходимости коррекции занятий физической культуры в педагогическом процессе с целью повышения оздоровительной направленности физического воспитания2.

1 Поляков, С.Д. Компьютерные технологии мониторинга физического здоровья дошкольников. - М., 2002. - С. 111.

2 Черепов, В.М. Основные проблемы охраны здоровья населения России // Здравоохранение Российской Федерации. - 1999. - № 6. - С. 3-6.

Выводы

1. В начале исследования уровень физического развития учащихся (низкий, ниже среднего, средний, выше среднего, высокий) и показатели артериального давления в экспериментальной и контрольной группах были примерно одинаковыми.

2. Показатели уровня физического развития в конце эксперимента в группе, в которой применялись дополнительные занятия ЛФК, улучшились на 20 - 40 %; напротив, в контрольной группе, в которой проводились занятия только стандартного плана, улучшение незначительно - на 10%.

3. В экспериментальной группе количество учащихся с артериальной гипотонией уменьшилась на 90%. При этом в контрольной группе улучшение составило только 30%.

4. В условиях нашего эксперимента установлено, что использование программы «Экспресс оценки физического здоровья школьников» позволяет более эффективно выполнять коррекционную работу в мониторинговых наблюдениях.

Практические рекомендации

1. Не рекомендуется использовать комплекс лечебной физической культуры в период обострения болезней, сильно повышенного или пониженного артериального давления.

2. Рекомендуется применять разработанный нами комплекс лечебной физической культуры в школьных образовательных учреждениях с целью снижения последствий артериальной гипотонии.

3. Рекомендуется проводить занятия в течение 25-30 минут 2-3 раза в неделю в период обучения.

Библиографический список

1. Ахметжанова, Х.М. Характеристика вариантов первичной артериальной гипотензии у детей и ее значение как фактора риска ишемической болезни сердца: автореф. дис. ... к. м. н. - М., 1988. - С. 1-24.

2. Лильин, Е.Т., Королев А.П., Цека О.С. Комплексная реабилитация детей и

подростков с артериальными гипертониями и гипотониями. - М.: Медицина, 2007. -

114 с.: ил. (Библиотека прак. врача).

3. Белоконь, Н.А., Кубергер М.Б. Болезни сердца и сосудов у детей: Руководство для врачей: В 2 т. Т. 2. - М.: Медицина, 1987. - 480 с.

4. Глазырина, Л.Д., Овсянкин В.А. Методика физического воспитания детей дошкольного возраста. - М.: Владос, 1999. - 175 с.

5. Леонтьева, И.В. Артериальная гипотония у детей и подростков // Лекция для врачей. - М., 2002, 62 с.

6. Поляков, С.Д. Компьютерные технологии мониторинга физического здоровья дошкольников. - М., 2002. - С. 1-11.

7. Черепов, В.М. Основные проблемы охраны здоровья населения России // Здравоохранение Российской Федерации. - 1999. - № 6. - С. 3-6.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.