Научная статья на тему 'Методические особенности физических упражнений для девочек с артериальной гипертензией, занимающихся гандболом'

Методические особенности физических упражнений для девочек с артериальной гипертензией, занимающихся гандболом Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
631
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УРОВЕНЬ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / ПОКАЗАТЕЛИ АРТЕРИАЛЬНОЙ ГИПЕРТЕНЗИИ / ОЦЕНКА ФИЗИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ / ЭКСПРЕСС-ОЦЕНКА ФИЗИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ / СИСТОЛИЧЕСКОЕ ДАВЛЕНИЕ / ДИАСТОЛИЧЕСКОЕ ДАВЛЕНИЕ / СРЕДНЕЕ ДИНАМИЧЕСКОЕ ДАВЛЕНИЕ / ESTIMATION OF CHILDREN’S PHYSICAL HEALTH / EXPRESS-ESTIMATION OF SCHOOLBOYS’ PHYSICAL HEALTH / LEVEL OF PHYSICAL DEVELOPMENT / INDEXES OF HYPERTENSION / SYSTOLE PRESSURE / DIASTOLE PRESSURE / MIDDLE DYNAMIC PRESSURE

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Горелик Виктор Владимирович, Астраханцев Евгений Александрович, Стороженко Валентин Викторович, Джалилов Алим Абдуллаевич

В гандбольном клубе КСДЮСШОР «ОЛИМП» в процессе тренировок использовалась программа «Экспресс-оценка физического здоровья школьников». Она позволяет во время тренировок по гандболу оценивать уровень физического развития девочек 12-13 лет (ниже среднего, низкий, средний, высокий, выше среднего) и показатели артериальной гипертензии. С учетом этих данных составлены рекомендации для занимающихся в соответствии с их уровнем физического развития и отклонениями в состоянии здоровья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODICAL FEATURES OF PHYSICAL EXERCISES FOR GIRLS WITH ARTERIAL HYPERTENSION, ENGAGED IN HANDBALL

The program «Express-estimation of physical health of schoolboys» is used in the process of trainings in the handball club KSDYUSSHOR «OLYMP». It allows to estimate the level of physical development of 12-13 years old girls (below the average, low, middle, high, above average) and indexes of hyperpiesia during trainings on a handball. Taking into consideration these information, recommendations are made for training children in accordance with their level of physical development and rejections in a state of health.

Текст научной работы на тему «Методические особенности физических упражнений для девочек с артериальной гипертензией, занимающихся гандболом»

УДК 378:796.322:613 ББК 74.58:75.576:51.28

Горелик В.В., Астраханцев Е.А., Стороженко В.В., Джалилов А.А

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ДЕВОЧЕК С АРТЕРИАЛЬНОЙ ГИПЕРТЕНЗИЕЙ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ

ГАНДБОЛОМ

Gorelik V.V., Astrahancev E.A., Storozhenko V.V., Dzhalilov A.A.

METHODICAL FEATURES OF PHYSICAL EXERCISES FOR GIRLS WITH ARTERIAL HYPERTENSION, ENGAGED IN HANDBALL.

Ключевые слова: уровень физического развития, показатели артериальной гипертензии, оценка физического здоровья детей, экспресс-оценка физического здоровья школьников, систолическое давление, диастолическое давление, среднее динамическое давление.

Keywords: level ofphysical development, indexes of hypertension, estimation of children’s physical health, express-estimation of schoolboys’ physical health, systole pressure, diastole pressure, middle dynamic pressure.

Аннотация

В гандбольном клубе КСДЮСШОР «ОЛИМП» в процессе тренировок использовалась программа «Экспресс-оценка физического здоровья школьников». Она позволяет во время тренировок по гандболу оценивать уровень физического развития девочек 12-13 лет (ниже среднего, низкий, средний, высокий, выше среднего) и показатели артериальной гипертензии. С учетом этих данных составлены рекомендации для занимающихся в соответствии с их уровнем физического развития и отклонениями в состоянии здоровья.

Abstract

The program «Express-estimation of physical health of schoolboys» is used in the process of trainings in the handball club KSDYUSSHOR «OLYMP». It allows to estimate the level of physical development of 12-13 years old girls (below the average, low, middle, high, above average) and indexes of hyperpiesia during trainings on a handball. Taking into consideration these information, recommendations are made for training children in accordance with their level ofphysical development and rejections in a state of health.

Большую часть потенциала российского общества первой половины XXI века будут составлять нынешние подростки. Именно им предстоит решать сложные социально-эконо-мические, морально-этические и другие проблемы, которые в настоящее время волнуют общественность Российской Федерации1.

Изменения, произошедшие в политическом укладе страны, потребовали серьезных реформ в системе и содержании деятельности образовательных институтов. Становятся привычными тревожные данные о системном ухудшении состояния здоровья, снижении уровня физической и двигательной подготовленности детей. В перечне причин, определяющих, по мнению многих ученых, сложившуюся ситуацию, называются снижение общего уровня жизни и социальной защищенности населения России, нарушение экологии, среды обитания, несовершенство системы медицинского

1 Александров, А.А., Розанов В.Б. Профилактика сердечно-сосудистых заболеваний с детства: подходы, успехи, трудности // Кардиология. - 1995. - № 7. - С.4-8.

обслуживания, недостаточное финансирование образовательных учреждений и многие другие2.

Проблема артериальной гипертензии (АГ) у подростков в нашей стране привлекает пристальное внимание терапевтов, кардиологов, педиатров. Это обусловлено тем, что первичная АГ существенно «помолодела» и не является редкостью у детей, и особенно у подростков3. Распространенность первичной АГ среди школьников в России колеблется от 1 до 18%.В течение последующих 3-7 лет артериальное давление (АД) остается повышенным у 33-42% подростков, а у 17-26% АГ приобретает прогрессирующее течение с формированием гипертонической болезни. Тесная связь повышенного АД с развитием в дальнейшем гипертонической болезни требует внимательного отношения к каждому факту повышения АД у ребенка4.

Вопросы профилактики и лечения АГ у подростков остаются актуальными не только для детских кардиологов. Несвоевременная диагностика, неадекватное лечение в этом возрастном периоде может закончиться для конкретного больного гипертонической болезнью, ухудшением качества социальной и личной жизни в относительно молодом возрасте5.

В связи с изложенным представляется целесообразной разработка занятий физических упражнений, которые в сочетании с коррекционными упражнениями могли бы стать основой физкультурно-оздоровительных программ для детей с артериальной гипертонией занимающихся гандболом6.

Цель работы: используя физические упражнения добиться снижения негативных последствий артериальной гипертензии.

Задачи:

1. Выявить детей, имеющих артериальную гипертензию, начинающих заниматься гандболом.

2. Составить комплекс физических упражнений с элементами гандбола при артериальной гипертензии.

3. Изучить воздействие физических упражнений на организм детей с артериальной гипертензией.

Организация и методы исследования

Исследование проходило в три этапа с сентября 2010 г. по май 2011 г. с девочками в возрасте 12-13 лет в КС ДЮСШОР «Олимп».

На первом этапе исследования (сентябрь 2010 г.) была изучена научная литература, проведены педагогические наблюдения, подобраны методики для проведения эксперимента.

На втором этапе (с октября 2010 г. по апрель 2011 г.) проходило выявление показателей артериальной гипертензии в контрольной и экспериментальной группах.

На третьем этапе (май 2011 г.) был обработан экспериментальный материал и изучена информативность показателей, зарегистрированных в тестах, проведенных в указанных группах.

В эксперименте приняли участие 40 девочек 12-13 лет контрольной и экспериментальной групп.

2 Белоконь, Н.А., Кубергер М.Б. Болезни сердца и сосудов у детей: // Руководство для врачей. Т.2. -М.: Медицина, 1987. - 480 с.

3 Гогин, Е.Е. Дифференциальная диагностика артериальных гипертензий // Военно-мед. журн. -1978.- №4.

4 Звездина, И.В. Артериальное давление в старшем подростковом возрасте // Рос. педиатр. журн. -1998. - №6. - С.16-19.

5 Мутафьян, О.А. Артериальные гипертензии и гипотензии у детей и подростков. Практическое руководство.- М., 2008.- 143 с.

6 Гандбол: Пособие для учителя / Л.А. Латышкевич, Ф. Л. Лебедь, А.А. Основа, В.Г. Ткачук - Киев: Радянська школа, 1989. '

В одинаковых условиях нами были рассмотрены физиологические, физические показатели в контрольной группе (20 девочек) и экспериментальной группе (20 девочек).

Методика «Экспресс-оценка физического здоровья школьников»

В экспресс-оценку физического здоровья школьников входят пять простых и доступных индексов (Кетле-2, Робинсона, Скибинского, Шаповаловой, Руфье), тесно взаимосвязанных, по данным литературы, с уровнем адаптационно-энергетических ресурсов организма, проще - с величиной максимального потребления кислорода, т.е. могут заменить его для количественной оценки уровня физического здоровья (ФЗ). Для вычисления индексов определялись известные, простые и широко применяемые на практике показатели: длина и масса тела, жизненная емкость легких, частота сердечных сокращений (ЧСС), артериальное давление (АД), время задержки дыхания на вдохе (проба Штанге), функциональная проба Руфье, поднимание туловища в сед из положения «лежа на спине». При этом определялись уровень физического здоровья школьников (ниже среднего, низкий, средний, выше среднего, высокий) и показатели отклонений в состоянии здоровья (артериальная гипертензия, гипотония, ожирение, дефицит массы тела, низкорослость).

ЧСС определялась с помощью секундомера. Пробу Руфье со стандартной физической нагрузкой проводили следующим образом: после отдыха в положении «сидя» у обследуемого регистрируют пульс за 15" (Р1) и предлагают ему выполнить 30 глубоких приседаний за 45", выбрасывая руки вперед; затем он тотчас садится, и вновь регистрируется пульс за первые 15" (Р2) и последние 15" (Р3) первой минуты восстановительного периода.

Подъемы (сгибания) туловища в сед, необходимые для расчета индекса Шаповаловой, проводили из исходного положения «лежа на спине», ноги согнуты в

о

коленных суставах под углом 90, стопы на ширине плеч, руки за головой, локти разведены в стороны, касаются пола, напарник удерживает ступни. Задача: выполнить за 60" максимально возможное число подъемов туловища, сгибаясь до касания локтями бедер и возвращаясь обратным движением в и.п.. Исследуемый, опуская тело в и.п., должен касаться ковра или мата последовательно: сначала лопатками, затем затылком, потом локтями.

Проведя эти простые и легкодоступные исследования, произвели вычисления:

1. Массо-ростовой - Индекс Кетле2, характеризующий степень гармоничности физического развития и телосложения:

масса _ тела(кг) длина _ тела2 (м2 )

2. Двойное произведение - Индекс Робинсона, характеризующий состояние регуляции сердечно-сосудистой системы и степень ее экономизации в покое:

ЧСС (уд / мин) * АДсист (мм _ рт. _ ст.)

100 .

3. Индекс Скибинского, характеризующий функциональные возможности системы дыхания, устойчивость организма к гипоксии и волевые качества:

ЖЕЛ(мл) * проба_ Штанге(сек)

ЧСС( уд / мин)

4. Индекс мощности Шаповаловой, характеризующий развитие силовой и скоростной выносливости мышц спины и брюшного пресса:

масса _ тела(г) * количество _ сгибаний_ за _ 60 _ сек

длина тела * 60

5. Индекс Руфье, характеризующий выраженность реакции сердечно-сосудистой системы на стандартную физическую нагрузку:

4(Р1 + Р2 + РЗ) — 200 10 '

Далее компьютер, используя половозрастные таблицы формализованных оценок индексов, каждому индексу дает оценку в баллах (с 1 до 5) и рассчитывает общую сумму баллов, которой и определяется уровень ФЗ школьника. Общая количественная оценка ФЗ в баллах позволяет отнести школьника к тому или иному функциональному классу (5 - 9 баллов - низкий; 10 - 13 баллов ниже среднего; 14 - 18 баллов средний; 19 - 22 балла -выше среднего; 23 - 25 баллов - высокий). В экспресс-оценку физического здоровья дошкольников входят пять простых и доступных индексов (Кетле-2, Робинсона, Скибинского, Шаповаловой, Руфье), тесно взаимосвязанных, по данным литературы, с уровнем адаптационно-энергетических ресурсов организма, проще - с величиной максимального потребления кислорода, т.е. могут заменить его для количественной оценки уровня физического здоровья (ФЗ) 7.

Методика «Оценки функционирования состояния сердечно-сосудистой системы»

За основу в классификации артериального давления взяты отдельно АД-систолическое (АД-сист.) и АД-диастолическое (АД-диаст.). Среднего динамическое давлением (СДД-сред.дин).

Для расчета СДД использована формула

СДД = (АД-сист. - АД-диаст.) х 0,4 + АД-диаст8.

Таблица 1 - Границы вариантов нормы систолического и диастолического давления (мм.рт.ст.)._____________________________________________________________________

Возраст Границы вариантов нормы систолического давления Границы вариантов нормы диастолического давления

9 79-99 43-58

10 79-99 45-61

11 83-102 47-63

12 85-107 47-64

13 86-108 48-65

14 90-113 49-69

15 91-115 48-69

Математико-статистический анализ Статистическая обработка результатов тестирования детей проведена с использованием программы STATISTIKA 6.0.Количественные показатели представлены в виде среднего арифметического значения, стандартного отклонения, стандартной ошибки.

7 Поляков, С.Д Компьютерные технологии мониторинга физического здоровья дошкольников. - М., 2002. - С. 111.

8 Слугина, М. А., Слугин В. А. Оценка функционального состояния сердечно-сосудистой системы человека в покое и при нагрузках // Лечебная физкультура и массаж. - 2004. - Т. 10. - №1. - С. 14-20.

Проверку гипотез о равенстве средних значений показателей проводили с помощью t-критерия Стьюдента для независимых групп. Статистически значимыми считали различия p < 0,05. Таблицы построены в программе "Excel 7.0"(Microsoft).

Результаты исследования

Оценивая уровень физического развития в экспериментальной группе в начале исследования, получили следующие данные: низкий уровень физического развития имели 10% девочек, у 30% показатели оказались ниже среднего, средний уровень - 50%, выше среднего - 10%, а высокий уровень девочки не имели. В экспериментальной группе было 100% девочек с артериальной гипертензией.

В контрольной группе в результате исследования был выявлен низкий уровень физического развития у 20% девочек, у 20% девочек функциональный класс ниже среднего, средний уровень - 60%, выше среднего - 0%, с высоким уровнем физического развития девочек не было. В контрольной группе также выявилось 100% девочек с артериальной гипертензией.

При наблюдении данных уровня физического развития в конце эксперимента установлено, что в экспериментальной группе с низким уровнем физического развития девочек не выявилось, уровень физического ниже среднего у 10%, средний уровень имели 60% девочек, выше среднего - 20%, высокий - 10%. В экспериментальной группе показатель АГ снизился на 70%.

Уровень физического развития у девочек в контрольной группы в конце эксперимента был следующим: низкий уровень физического развития имели 15% девочек, уровень ниже среднего - 15%, средний уровень - 60%, уровни выше среднего - 10% и высокий уровень девочки не имели. В контрольной группе снижение показателей АГ составило до 20%

(таб. 2, 3, рис.1, 2).

Таблица 2 - Изменение тестируемых показателей до и после эксперимента

в экспериментальной группе у девочек.

Тестируемые показатели В начале эксперимента В конце эксперимента

1. Массо-ростовой - Индекс Кетле (усл. ед) 17,3+0,22 18,4+0,18*

2. Индекс Робинсона (усл.ед) 93,7+6,43 107,5+1,86**

3. Индекс Скибинского (усл.ед) 816,2+30,27 978,3+33,25*

4. Индекс мощности Шаповаловой (усл.ед) 147,1+3,29 162,5+3,37*

5. Индекс Руфье (усл.ед) 13,3+0,23 15,1+0,3*

Примечание: * - p <0.05, ** - p <0.01

Таблица З - Изменение тестируемых показателей детей до и после эксперимента

в контрольной группе у девочек.

Тестируемые показатели В начале эксперимента В конце эксперимента

1. Массо-ростовой - Индекс Кетле (усл. ед) 19,21+3,2 20,34+2,6

2. Индекс Робинсона (усл.ед) 107,1+4,3 104,5+3,8

3. Индекс Скибинского (усл.ед) 703,3+20,4 710+30,5

4. Индекс мощности Шаповаловой (усл.ед) 141+14,3 159+15,5*

5. Индекс Руфье (усл.ед) 16,4+1,1 17,3 +1,3

Примечание: * - p <0.05

120

100

80

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

60

40

20

0

100

10

0

30

10

60

50

20

10

10

0

30

/ У

6Г <Я <$

г#

X?

-V

>р° хч

* </

<.*

ю<

о#

&

□ Октябрь, 2010 г. □ Апрель, 2011 г.

Рис. 1. - Диаграмма показателей уровня физического развития и артериальной гипертензии (АГ) у девочек 12-13 лет в экспериментальной группе (20 чел) в начале исследования и в конце исследования в (%).

120

100

80

60

40

20

0

100

20 20

15--------- г15-

60 60

10

0

0 0

<9

*

<$

&

У

□ Октябрь, 2010 г. □ Апрель, 2011 г.

Рис. 2. - Диаграмма показателей уровня физического развития и артериальной гипертензии (АГ) у девочек 12-13 лет в контрольной группе (20 чел) в начале

исследования и в конце исследования в (%).

Показатели систолического и диастолического давления у девочек 12-13 лет были следующими: в начале нашего исследования в экспериментальной группе средние данные систолического давления составили (115+ 0,54), в конце исследования(107 + 5,9), средние данные диастолическое давление в начале исследования (69+0,80), в конце исследования (65+0,70); в контрольной группе средние данные систолического давления (116+1,5) в

конце исследования (112 +1,1), показатели диастолического давления в начале исследования в контрольной группе (68+2,1), в конце исследования - (67+2,4) что характеризует снижение показателей артериальной гипертензии в экспериментальной группе (таб. 4).

Таблица 4 - Показатели систолического и диастолического давления в начале

и в конце эксперимента в экспериментальной и контрольной группах у девочек 12-13

лет

Показатели Эксперименталь Контрольная Экспериментальная Контрольная

артериального ная группа группа группа в конце группа

давления в начале в начале эксперимента в конце

эксперимента эксперимента эксперимента

Систолическое

давление 115+ 0,54 116+1,5 107+0,59* 112+1,1

Диастолическое

давление 69+0,80 68+2,1 65+0,70** 67+2,4

- p < 0,01*; - p < 0,05 **

Рассматривая показатели частоты сердечных сокращений (ЧСС) мы наблюдали уменьшение (ЧСС) в экспериментальной группе в конце эксперимента по сравнению с контрольной, характеристики среднего динамического давления стремились к норме также в экспериментальной группе (таб. № 4) .

Таблица 5 - Показатели частоты сердечных сокращений (ЧСС) и среднего динамического давления (СДД) в начале и в конце эксперимента в экспериментальной и контрольной группах у девочек.

Показатели Эксперименталь Контрольная Экспериментальная Контрольная

артериального ная группа группа группа в конце группа

давления в начале в начале эксперимента в конце

эксперимента эксперимента эксперимента

ЧСС 78+0,54 78+2,2 72+0,46** 76+2,9

СДД 86,2+0,41 86,1+1,7 81,4+0,43** 85,9+2,1

Физические упражнения позволяют в значительной степени повысить адаптационные возможности функциональных систем организма, создать благоприятные условия и предпосылки для гармоничного физического и психического развития ребенка

и, таким образом, за-ложить фундамент крепкого здоровья. Занятия физическими упражнениями являются очень эффективным средством изменения физического и психического состояния человека. Правильно организованные занятия укрепляют здоровье, улучшают физическое развитие, повышают физическую подготовленность и работоспособность, совершенствуют функциональные системы организма человека9.

9 Кисляк, О.А., Сторожаков Г.И., Петрова Е.В. и др. Факторы риска сердечно-сосудистых заболеваний у подростков с артериальной гипертензией // Педиатрия. - 2003. - № 2. - С. 16-20.

Рассматривая данные в экспериментальной и контрольной группах, можно обратить внимание на то, что в конце эксперимента в экспериментальной группе наблюдаются лучшие показатели физического развития, чем в контрольной группе.

В экспериментальной группе наблюдается улучшение показателей отклонений в состоянии здоровья: АГ снижается на 70%; напротив, в контрольной группе улучшения незначительны и наблюдаются в диапазоне 20%.

В экспериментальной группе каждой из обследованных девочек прилагалась обработанная компьютером карта, в которой отражались многосторонняя характеристика и уровень физического развития, показатели отклонений в состоянии здоровья, индивидуализированные физкультурно-оздоровительные рекомендации для занятий гандболом и самостоятельных занятий в домашних условиях10.

Выводы

1. Показатели уровня физического развития в конце эксперимента в группе, в которой применялись упражнения с элементами гандбола, улучшились на 20 - 25 %; напротив, в контрольной группе, в которой проводились занятия только стандартного плана, улучшение незначительно - на 5-10%.

2. В экспериментальной группе количество девочек с артериальной гипертензией уменьшилась на 70%. При этом в контрольной группе улучшение составило только 20%.

3. В условиях нашего эксперимента установлено, что использование программы «Экспресс оценки физического здоровья школьников» позволяет более эффективно выполнять коррекционную работу в мониторинговых наблюдениях.

Библиографический список

1. Александров, А.А., Розанов В.Б. Профилактика сердечно-сосудистых заболеваний с детства: подходы, успехи, трудности // Кардиология. - 1995. - № 7. - С. 4-8.

2. Белоконь, Н.А., Кубергер М.Б. Болезни сердца и сосудов у детей // Руководство для врачей. Т.2. - М.: Медицина, 1987. - 480 с.

3. Гогин Е.Е. Дифференциальная диагностика артериальных гипертензий // Военно-мед. журн. - 1978. - №4.

4. Звездина, И.В. Артериальное давление в старшем подростковом возрасте // Рос. педиатр. журн. - 1998. - №6. - С. 16-19.

5. Мутафьян, О.А. Артериальные гипертензии и гипотензии у детей и подростков. Практическое руководство.- М. 2008. - 143 с.

6. Гандбол: Пособие для учителя / Л.А. Латышкевич, Ф.Л. Лебедь, А.А. Основа, В.Г. Ткачук. - Киев: Радянська школа, 1989.

7. Поляков, С.Д. Компьютерные технологии мониторинга физического здоровья школьников. - М.: 2002. - С 1-11.

8. Слугина, М.А., Слугин В.А. Оценка функционального состояния сердечно-

сосудис-той системы человека в покое и при нагрузках // Лечебная физкультура и массаж. - 2004. -

Т. 10. - №1. - С.14-20.

9. Кисляк, О.А., Сторожаков Г.И., Петрова Е.В. и др. Факторы риска сердечнососудистых заболеваний у подростков с артериальной гипертензией // Педиатрия. - 2003. -№ 2. - С. 16-20.

10Поляков, С.Д. Компьютерные технологии мониторинга физического здоровья дошкольников. - М., 2002. - С. 1-11.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.